Научная статья на тему 'Параметры и факторы развития мирового автомобилестроения в начале XXI столетия'

Параметры и факторы развития мирового автомобилестроения в начале XXI столетия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РЫНКА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пасько А. В.

Статья посвящена анализу основных факторов и параметров развития мировой автомобильной промышленности в современных условиях глобализации мировой экономики. Проведена характеристика региональной и отраслевой структуры мирового рынка автомобилей. Показано влияние кризиса на развитие мировой автомобильной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Параметры и факторы развития мирового автомобилестроения в начале XXI столетия»

6. Harzing, A.K. (1999), Managing the Multinationals: An International Study of Control Mechanisms, Edwards Elgar Publishing, Cheltenham.

7. Kim, K, Park, J-H., and Prescott, J., (2003). The global integration of business functions: A study of multinational businesses in integrated global industries. Journal of International Business Studies, 34(4): 327-344 pp.

8. Lasserre, P. (2003). Global strategic management. New York: Palgrave Macmillan. P. 13.

9. Myloni, В., Harzing, A-W.K. & Mirza, H.'(2004). Host country specific factors and the transfer of human resource management practices in multinational companies. International Journal of Manpower, 25: pp. 518-534.

10. ODonnell, S.W. (2000). Managing foreign subsidiaries: agents of headquarters, or an independent network. Strategic Management Journal, 21: pp. 525-548.

11. Papalexandris, N. & Panayotopoulou, L. (2004). Exploring the mutual interaction of societal culture and human resource management practices. Employee Relations, 26: pp. 495-509.

12. Prahalad, C.K., & Doz, Y.L. (1987). The multinational mission: Balancing local demands and global vision. New York: free Press.

13. Tregaskis, O., Heraty, N. & Morley, M. (2001). HRD in multinationals: the global / local mix. Human Resource management Journal, 11: pp. 34-56.

14. Van de Ven, A.H., Delbecq, A.L. & Koenig, R. (1976). Determinants of coordination modes within organizations. American Sociological Review, 41: pp. 322-338.

ПАРАМЕТРЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В НАЧАЛЕ XXI СТОЛЕТИЯ

© Пасько А.В.*

Государственный университет управления, г. Москва

Статья посвящена анализу основных факторов и параметров развития мировой автомобильной промышленности в современных условиях глобализации мировой экономики. Проведена характеристика региональной и отраслевой структуры мирового рынка автомобилей. Показано влияние кризиса на развитие мировой автомобильной промышленности.

Ключевые слова: мировая автомобильная промышленность, рынок автомобилей, региональная структура рынка, финансово-экономический кризис, глобализация мировой экономики.

* Заместитель заведующего кафедрой Мировой экономики, кандидат экономических наук, доцент.

К началу текущего столетия автомобильная промышленность вышла с тремя ясно выраженными районами концентрации производства: рынок Северной Америки, Европейская зона и Юго-Восточная Азия, включающая в себя, прежде всего, Японию, Китай и Корею.

По уровню автомобилизации обычно выделяют три крупных сегмента стран:

1. страны с развитой экономикой, высоким уровнем общего и относительного валового внутреннего продукта (ВВП): США, Западная Европа (в том числе и Швеция), Великобритания, Япония и др.;

2. страны Восточной Европы (новые члены ЕС, такие, как Чехия, Польша, Венгрия и т.д.) и некоторые азиатские страны с переходной экономикой, где автомобильный рынок еще очень далек от насыщения, а уровень ВВП значительно ниже, чем у первой группы;

3. страны, относящиеся к emerging markets, т.е. развивающиеся экономики, где потенциальная емкость автомобильных рынков хотя и велика, но уровень ВВП на душу населения пока еще относительно невысок (например, страны БРИК: Бразилия, Россия, Индия, Китай).

В последние десятилетия автомобилизация мира проходила весьма интенсивно: с 1980 г. по 2012 г. темпы роста выпуска автомобилей (продукции многолетнего использования) почти вдвое превышали прирост населения. Во второй половине минувшего десятилетия объем мирового производства автомобилей всех видов превысил 50 млн. ед. в год [6]. Показатели мирового автопарка в расчете на одну тыс. жителей за 90-е годы возросли почти в полтора раза (до среднемирового уровня 176 машин всех видов в 2012 г.) и на рубеже нового столетия во многих развитых странах достигли и сложились на уровне 500 легковых автомобилей (примерно 1 автомобиль на 2 человека).

В развитых странах, как известно, живет меньше 20 % всего населения планеты, при этом их жителям принадлежит целых 80 % мирового автопарка. Если же рассматривать уровень автомобилизации крупнейших развивающихся стран - Китая и Индии, то он составит лишь 53 и 14 автомобилей на 1000 жителей соответственно. В силу этого, можно ожидать что низкий уровень автомобилизации будет способствовать объему спроса со стороны этих стран как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. В России уровень автомобилизации также остается пока еще относительно невысоким, поэтому темпы роста автомобилизации в последние десятилетия существенно превышают уровень ведущих развитых стран, исключая, разумеется кризисный 2008-2009 гг. [2].

Следует отметить, что каждому из региональных автомобильных рынков присущи свои отличительные черты. Можно выделить следующие характерные особенности легковых автомобилей тех или иных производителей.

Для американских производителей конца прошлого столетия был тра-диционнно присущ гигантизм: машины были очень большими как внутри,

так и снаружи! Особенно ужасающе и непривычно для европейцев или японцев казались американские внедорожники (джипы). Оснащенные большими двигателями (до 6.0 литров рабочего объема) они были крайне неэкономичными и в основном не использовались по назначению (для бездорожья). Сейчас американские авто выглядят немного иначе, хотя самая популярная машина -пикап Ford F-series. И половина всех проданных в Америке машин - пикапы, внедорожники или минивены. Также популярными являются большие седаны представительского класса. С технической точки зрения, мечта американца -это автомобиль с большим двигателем, автоматической коробкой передач, с расположенным на рулевой колонке селектором, емким багажником.

Отметим особо, что стратегические альянсы позволяют американским компаниям разрабатывать и выпускать больший ассортимент продукции в короткие сроки, получать доступ к новым техническим решениям, изобретениям и рынкам. Существенный синергетический эффект достигается от совместных закупок и продаж, повышения эффективности сбытовой и сервисной сети. Нередко одни автопроизводители становятся крупными акционерами других в рамках стратегических альянсов для осуществления совместных проектов в области научно-конструкторских разработок или производства. Анализ наиболее известных альянсов и объединившихся компаний - GM-Toyota, GM-Renault-Nissan, GM-Fuji Heavy Industries Ltd, DaimlerChrysler-Hyundai Motor - показал, что не все из них функционируют успешно и более половины распадаются, не реализовав намеченные цели и не преодолев возникающих на пути их развития трудностей (определение общих целей объединения, управление и координация интересов участников, возможность нанесения ущерба имиджу альянса из-за ошибок или неудач одного из партнеров, опасность утечки информации и др.) [1, с. 16-17].

Европейские автомобили отличаются своей сдержанностью (по сравнению, например, с американскими: меньшие габариты, менее объёмные двигатели и менее просторные салоны) и внешне очень традиционны. Машины европейских производителей имеют точное деление по классам и все классы, начиная с микролитражных автомобилей до представительских седанов, большей частью производятся в Европе.

Азиатские автомобили тоже отличает свой «азиатский» дизайн. Они чаще имеют узкие или маленький фары и сглаженные линии кузова. «Японцы» очень хороши с технической точки зрения. И по предлагаемым опциям японский автомобиль для внутреннего рынка часто может выиграть у американского или европейского. Экологичность и экономичность ставится здесь тоже во главу угла. Весьма популярны в Японии и других азиатских странах маленькие и средние автомобили, а также спортивные машины, основой для которых чаще всего являются серийные седаны. Большое внимание уделяется моторам и ходовым качествам автомобилей, которые должны удовлетворять любителей активной езды [4, с. 109].

Все эти традиции и предпочтения должны быть обязательно учтены производителями для того, чтобы их автомобили имели успех у соответствующих покупателей. И действительно проводятся многочисленные исследования в этой области для создания автомобилей под конкретный автомобильный рынок или даже страну! С учётом всех данных, а также опыта на рынок производители выпускают именно те машины, которые ждут потребители. И в этом заключается успех! Так заполняются рынки несколькими удачными моделями.

Однако есть исключения - так называемые «мировые автомобили», которые разрабатываются с целью быть продаваемыми на всех континентах. Несколько последних примеров таких автомобилей - VW New Beetle и Mini -которые были построены с оглядкой на дизайн конкретных автомобилей середины прошлого века. В данном случае ностальгический фактор сыграл огромную роль. Хотя с технической точки зрения эти автомобили современны, но не идеальны. Сейчас они особенно хорошо продаются и в Европе и в Америке.

Не будет лишним отметить, что автомобильные «идеологии» разных рынков оказали друг на друга сильное влияние, сделали автомобили более «интернациональными». Когда производитель готовит к выпуску на рынок автомобиля, то он чаще всего основном рассчитывает на две-три страны, в которых он будет продаваться. Следовательно, для хороших продаж и получения хорошей прибыли автомобиль должен в первую очередь сочетать в себе пристрастия и предпочтения людей, живущих в этих странах.

Основу структуры мирового рынка составляют легковые автомобили, на их долю в мировой экономике приходится около 72,6 % производства, так же значительную долю в структуре мирового автомобильного рынка занимают коммерческие авто на долю данной группы приходится 22,0 % всего производства транспорта. На грузовые автомобили приходится всего 4,8 %, всего мирового рынка автомобилей. Наименьшая доля в структуре принадлежит автобусам 0,7 % мирового рынка автомобилей [3, с. 27].

Современное мировое производство автомобилей охватывает все без исключения регионы мира, однако динамика развития производства на отдельных региональных рынках существенно различается.

На основе приведенных данных, составим тренд ежегодных темпов роста мирового производства легковых автомобилей:

Для мирового производства автомобилей характерны не всегда стабильные темпы прироста. На протяжении 2000-2012 гг. самым быстрорастущим рынком продолжал оставаться Китай, где производство легковых автомобилей увеличилось на 21,9 %, а доля в производстве легковых автомобилей в Азиатско-Тихоокеанском регионе составила 26,4 %.

Азиатский регион постоянно расширяет свое участие в мировом производстве автомобилей, тогда как европейские и американские производители, напротив, сдают свои позиции.

Однако в 2008-2009 году наблюдалось значительное снижение производства автомобилей во всем мире. Снижение мирового производства корпораций Северной Америки составило 426 тыс. ед., это самое значительное изменение среди всех регионов, поскольку данный регион явился центром разразившегося финансового кризиса, так же представленный регион имеет значительные инвестиции в других странах в сфере автомобилестроения, разразившийся финансовый кризис сказался и на данном направлении, что обусловило снижение производства. Европейский регион так же понес значительный потери в динамике производства автомобилей. Незначительным оказалось снижение производства в Азии.

Наибольшие проблемы в докризисный период испытывал автомобильный рынок США. Причины неблагоприятного положения американских производителей в 2009-2010 гг. связаны с недавним общим кризисом мировой экономики. Рост цен на топливо, ипотечный кризис и перенасыщенность автомобильного рынка США повлияли на показатели американских автопроизводителей в первую очередь. Кроме того, модельный ряд Ford, GM и Chrysler формируется на 80 % большими мини-вэнами и внедорожниками, которые в условиях бурного роста цен на топливо стремительно теряют популярность. Поэтому в планах «большой американской тройки» -закрытие ряда заводов в странах НАФТА - Мексике и Канаде, производящих внедорожники и мини-вэны, переориентация на выпуск более компактных автомобилей, продажа непрофильных активов.

В ближайшие годы лидеры американского автопрома едва ли смогут вернуть утраченные позиции на рынке США, поэтому все больше и больше внимания уделяется развитию производства компаний в странах Азии и Восточной Европе, в частности, в России. На фоне сокращения доли производства легковых автомобилей в США и Западной Европе доля Азии с каждым годом увеличивается.

Основными участниками мирового рынка автомобилей можно признать такие крупные компании как:

- Toyota Group - Toyota (Toyota Motor Corporation, Toyota Jidosha KK) является японской автомобильной компанией. Toyota по праву считается одним из лидеров мирового автомобилестроения. Кроме торговой марки Toyota фирма выпускает автомобили под брэндом Lexus. В России Toyota по популярности занимает первое место. На долю данного участника мирового рынка приходится 14,6 %.

- GM Group (General Motors, General Motors Corporation), крупнейшая в мире американская автомобильная компания. Выпускает легковые автомобили прославленных марок Buick, Chevrolet, Cadillac, Vauxhall, Pontiac и др., грузовики, различные комплектующие, а также играет значительную роль в выпуске авиакосмической продукции, производит энергетическое оборудование, строительную и железнодорожную технику, бытовые приборы.

- Ford Group - Ford Motor Company - американская автомобильная компания, выпускающая легковые автомобили марок Ford, Mercury, Lincoln, грузовики, разнообразную сельхозтехнику. Форду принадлежит компания Jaguar. Сегодня у Ford Motor Company есть свои производственные, сборочные и торговые центры в 30 странах мира. Компания ежегодно производит миллионы легковых автомобилей, грузовиков и тракторов и является лидером автомобильных продаж за пределами Северной Америки. Ford Motor Company продает более 70 различных моделей машин по всему миру, произведенных под марками Ford, Lincoln, Mercury, Jaguar и Aston Martin. У компании есть также доля акций в Mazda Motor Corporation и Kia Motors Corporation.

- Volkswagen - В 70-х годах Volkswagen разработал сразу три новые модели - Passat, Golf и Sirocco, которые в техническом отношении не имели ничего общего с прежними автомобилями Volkswagen. Модификации Passat и Golf производятся до сих пор - причем стали уже классикой автомобилестроения и их названия часто употребляются в качестве имени нарицательного. На долю данного участника приходится около 9 % мирового рынка авто.

- Renalt - В настоящее время Renault, продолжая заниматься выпуском традиционных для Европы малолитражек, активное внимание уделяет и грузовым автомобилям. Как одну из интересных разработок можно выделить модель Next с двигателем, работающим как на традиционном жидком топливе, так и на электричестве. В настоящее время Renault выпускаются во Франции, Испании, Бельгии, Португалии, Словении, Турции, Китае, Тайване, Колумбии, Аргентине, Марокко, Малайзии и Уругвае. На долю данного участника мирового рынка приходится 9 %, доли рынка в целом.

- Hyundai Group - В наше время Hyundai - южнокорейская компания, успешно утвердившаяся на экспортных рынках Канады и США. Для экспортных рынков был также адаптирован свой модельный ряд. Доля на мировом рынке автомобилей составляет 6,0 %.

- Honda - Honda Motor Company (Honda Giken Kogyo KK). Одна из основных черт автомобилей Honda - высокооборотные моторы. В последнее Honda выпускает силовые агрегаты с изменяемыми фазами газораспределения. Одно из дочерних подразделений Honda -Acura, выпускающая автомобили для Америки, которая относится к классу представительских автомобилей и претендует на долю в американском рынке машин класса «люкс».

На протяжении 1996-2013 гг. мировой рынок автомобилей характеризовался устойчивыми темпами прироста в среднем от 2 до 4 % в год, за исключением 2009 г., когда мировое производство автомобилей упало почти на 6 % в

результате воздействия мирового финансового кризиса (для 2012 г. для мирового рынка автомобилей были характерны беспрецедентные темпы прироста на уровне 5,3 %). В целом эти темпы прироста соответствуют темпам прироста мировой экономики в целом. Более того, следует отметить, что западноевропейский, североамериканский и японский рынки, где спрос предъявляется в первую очередь на машины, предназначенные для обновления парка, в последние годы развиваются сравнительно медленно, причем иногда динамика развития там носит даже отрицательный характер. Иная ситуация - в Центральной и Восточной Европе, Латинской Америке и Азии (и прежде всего в КНР и Индии), где продажи в некоторые годы растут более чем на 10 % в год.

В 2012 году в списке десяти крупнейших рынков легковых транспортных средств развитые страны занимали шесть мест, а верхние строчки в нем принадлежали США и Китаю.

Таблица 1

Крупнейшие автомобильные рынки мира в 2012 году

№ п.п. Страна Объем производства, тыс. ед. N° п.п. Страна Объем производства, тыс. ед.

1. Китай 19272 6. Индия 4145

2. США 10329 7. Бразилия 3343

3. Япония 9943 8. Мексика 3002

4. Германия 5649 9. Таиланд 2483

5. Южная Корея 4558 10. Канада 2464

Источник: http://oica.net/category/production-statistics/2012 Production Statistics.

В условиях кризиса стало очевидно, что продажи автомобилей в развитых странах имеют тенденцию к снижению более существенную, чем в развивающихся странах. В развивающихся странах, наоборот, при положительной динамике ВВП наблюдается более существенный прирост продаж новых автомобилей. Такое соотношение динамики ВВП и продаж автомобилей в разных группах стран свидетельствует о том, что кризис не приводит в целом к сколь-нибудь существенному снижению продаж автомобилей на мировом рынке в целом, хотя страновая структура продаж при этом может меняться существенно.

Главными игроками на мировом рынке автомобилей являются ТНК. Автомобильные корпорации принадлежат к числу крупнейших ТНК и по объему добавленной стоимости (в среднем 25 % от объема их сбыта) вполне сопоставимы с валовой продукцией государств среднего размера». В составленном ЮНКТАД списке крупнейших хозяйствующих субъектов мира (стран и компаний, данные за 2011 г.) на 6-м месте была Toyota Motors, на 9-м, 13-м и 16-м местах - оказались Ford Motor, Volkswagen и DaimlerChrysler, на 21-м, 30-м и 31-м - BMW AG, Nissan Motor и General.

Однако даже столь крупным монополиям, чтобы удержаться на рынке и обеспечить выживание, пришлось прибегнуть к радикальным мерам. В кон-

це 90-х годов в мировой автомобильной отрасли прошла волна трансграничных поглощений, а также партнерских слияний, создания совместных предприятий и соглашений по производственному кооперированию, образования широких стратегических альянсов (объединяющих некоторые операции или виды деятельности, но сохраняющие независимость.

Список литературы:

1. Загребельная Н.С. Международная конкурентоспособность автомобилестроительных компаний США: автореф. дисс. ... канд. экон. наук, 08.00.14. - М.: МГИМО МИД РФ, 2009.

2. Пасько А.В. Мировой рынок автомобилей: современное состояние и тенденции развития // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 23.

3. Пасько А.В. Современные стратегии развития транснациональных корпораций в мировом автомобилестроении (на примере Швеции) // Вестник университета. - 2010. - № 16.

4. Смирнов Е.Н. Мировое автомобилестроение: азиатский вектор развития // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. - 2005. -№ 6.

5. World Investment Report 2011. - UN, New York and Geneva, 2012.

6. Международная ассоциация производителей автомобилей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oica.net.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© Рязанов В.В.*

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

В статье рассматриваются как экономические, так и социальные проблемы глобализации. Отдельное внимание уделяется поиску потенциальных выгод, которые могут быть извлечены из процесса глобализации различными её участниками.

Ключевые слова проблемы глобализации, выгоды глобализации, процесс глобализации.

Для наиболее полного понимания проблем глобализации необходимо рассмотреть, для начала, те предпосылки, которые лежат в основе самого процесса глобализации. Что же заставляет различные страны вступать в систему мировой экономики? С одной стороны мы имеем экономики разви-

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.