УДК 338.48.001.131
параметры эффективности гостиничного бизнеса в санкт-петербурге*
Г. Б. ЯКИМОВИЧ, кандидат технических наук, доцент кафедры управления предпринимательской деятельностью
E-mail: gal. bor. j@mail. ru санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
В статье рассматриваются подходы к оценке эффективности гостиничного бизнеса, показаны основные параметры эффективности, которые отражают положительные изменения работы гостиниц в период кризиса и выхода из него. Анализ показателей эффективности, необходимый для оценки потенциала гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга, достаточно ясно демонстрирует положительную картину развития данной сферы, позволяет делать определенные прогнозы ее развития.
Ключевые слова: гостиницы, показатели эффективности, динамика, управление, туристическая индустрия.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время туризм является одной из самых динамично развивающихся и важной социально-экономической сферой мировой экономики. Туристическая индустрия Санкт-Петербурга неуклонно развивается, и основой этого развития является туристический поток не только иностранных, но и отечественных туристов. Санкт-Петербург обладает значительным потенциалом для привлечения как иностранных, так и российских
* Исследование выполнено в рамках реализации программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» на 2012-2016 гг. Проект 2.2.3. Научно-образовательный центр социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма.
туристов. Оценка эффективности гостиничного бизнеса необходима для определения потенциала туристической индустрии Санкт-Петербурга.
Результат финансовой деятельности отеля определяется: рентабельностью операционной деятельности конкретных подразделений, вовлеченных в процесс оказания конечной услуги; эффективностью контроля администрации за общими эксплуатационными и административными расходами.
Существует подход к определению эффективности, основанный на выявлении интересов предприятия и его потребностей, на основании которых в свою очередь можно выбрать те или иные критерии эффективности. Следующим шагом является разработка параметров, отражающих конечную цель в количественных показателях.
В международной практике используется целый ряд подобных показателей при оценке работы гостиничного бизнеса, проанализируем некоторые из них.
1. Коэффициент загрузки номеров или запол-няемости (Room Occupancy). Вычисляется как:
Occupancy = Rooms Sold / Rooms Available.
Коэффициент представляет собой отношение проданных номеров за определенный период к доступным (имеющимся) к продаже за тот же период.
2. Показатель RevPAR - ставка доходности номера NRevPar (Net Revenue per available room), или чистая ставка доходности номера - выручка
от продажи номерного фонда за вычетом комиссионных турагентств и систем бронирования. Определяется как:
RevPAR = Room Revenue / Rooms Available.
Коэффициент представляет собой отношение выручки от продажи номерного фонда к количеству номеров, доступных к продаже за определенный период [1].
RevPAR - показатель, применение которого рекомендуется использовать:
- при проведении сравнительного конкурентного анализа за одинаковый период;
- при анализе динамики эффективности гостиничного бизнеса путем сравнения показателей текущего периода с показателями предыдущего аналогичного периода.
Первый показатель свидетельствует, что дела в гостинице идут неважно, это снижение показателя доходности на номер (или RevPAR), это реакция спроса на ценовую политику отеля. При этом регулировать RevPAR гостиницы могут за счет того или другого фактора.
Второй показатель, на основании которого можно судить о доходности гостиниц, это расходная часть. Если расходы сокращаются быстрее, чем сокращаются доходы, то в целом ситуацию нельзя назвать критической. Расходы могут сокращаться вследствие ослабления национальной валюты, поскольку расходы производятся именно в ней, а доходы могут привязываться к более «сильным» валютам (например, в гостиницах цены на размещение могут рассчитываться на долларовой основе, а расходы на коммунальные платежи, закупки на местном рынке и зарплаты - в локальных денежных знаках). В то же время для гостиниц верхнего сегмента это правило действует и в другом направлении - при ослаблении местной валюты растут расходы на закупку импортного продовольствия, зарплаты и др. Таким образом, увеличить прибыль гостиницы за счет снижения расходов очень непросто. Кроме того, это чревато снижением качества обслуживания (если это будет сделано за счет сокращения персонала или его зарплат, за счет замены предметов гигиены, предлагаемых гостям, на более дешевые марки, снижения плановых объемов капитального строительства или ремонта). Да и получить данные о расходной части гостиниц на рынке очень сложно, тогда как динамика RevPAR - более доступная информация.
3. Показатель RevPAC - доходная ставка на одного гостя. Средний доход на одного гостя рас-
считывается как отношение общей выручки отеля от гостей к количеству гостей за определенный период (Revenue from Hotels Guests / Number of Guests). Показатель RevPAC рассчитывается ежедневно и усредняется за более длительные периоды времени.
4. Показатель ADR (Average daily room rate) или ARR (Average room rate) - средняя доходность номера. Чистая средняя доходность номера - выручка от продажи номерного фонда за вычетом комиссионных турагентств и систем бронирования. Вычисляется как:
ADR = Room Revenue / Rooms Sold.
Показатель представляет собой отношение выручки от продажи номерного фонда к количеству проданных номеров за определенный период.
Основная задача любого отельера - стремиться к тому, чтобы RevPAR был максимально близок или равен ADR (другими словами, чтобы отель был полностью занят и свободных номеров не было). Также управляющие отелями стремятся максимизировать RevPAR посредством средней ставки, по которой продается номер.
Для гостиниц категории 3-5 звезд характерно получение 50-65 % своей выручки от номерного фонда. В гостиницах категории «2 звезды» и ниже с ограниченным спектром дополнительных услуг выручка от номерного фонда может достигать 90 %. RevPAR является одним из признанных и наиболее часто используемых показателей эффективности в гостиничной индустрии.
5. Однако при анализе экономической эффективности работы отеля нельзя брать за основу исключительно показатель RevPAR. Целесообразно использовать его совместно с показателем GOPPAR (Gross operating profit per available room) -валовая операционная прибыль на один номер [2]. GOPPAR определяется как:
Occupancy = Rooms Sold/ Rooms Available.
Показатель представляет собой отношение валовой операционной прибыли к количеству номеров к продаже за определенный период.
В некоторых случаях выручка номерного фонда может достигать более чем 50-55 % общей выручки отеля. Такой уровень относится к отелям с солидными комплексом питания и конференц-залами. При сравнении других показателей деятельности отеля необходимо учитывать, что RevPAR может быть только отражением доли выручки безо всех остальных источников, ее формирующих. RevPAR
ставит большие отели в невыгодное положение в сравнении с малой собственностью.
При оценке рыночной стоимости отеля предпочтительнее использовать чистый денежный поток, чем выручку от реализации. Несмотря на то, что RevPAR в некоторой степени соотносится со стоимостью отеля, нет необходимости соотносить RevPAR с капитализацией прибыли при оценке рыночной стоимости гостиницы. Однако можно точно сказать, что изменение в рыночной стоимости отеля достаточно тесно связано с изменениями в RevPAR.
Хотя GOPPAR и не позволяет корректно оценить выручку по номерному фонду, она может служить точным индикатором финансового потенциала гостиницы. Более того, GOPPAR может в большинстве случаев лучше отразить прибыльность гостиницы, действенность менеджмента и общую стоимость (рыночную цену) отеля в целом.
Показатель GOPPAR учитывает все операционные издержки отеля: и постоянные, и переменные. Крупные отели, несомненно, терпят большие операционные издержки, чем малые отели при прочих равных рыночных условиях. Однако малые отели имеют большие удельные затраты на один номер (экономия от масштаба отеля). Гостиницы, инвесторы, оценщики и девелоперы вследствие этого могут оценивать результаты управления гостиницей, базируясь не только на выручке от номерного фонда, но и на общей выручке отеля.
На конференции на тему «Гостиница: прошлое, настоящее, будущее. Гостеприимство в цифрах», организованной и проведенной 30.09.2011 при поддержке Radisson BLU Belorusskaya клубом HIT (Hospitality Ideas & Trends) совместно с HVS Executive Search, российским коллегам были представлены инновационные технологии, успешно применяемые профессионалами гостиничного бизнеса во всем мире.
Согласно опросу участников конференции, отчетами STR Global пользуется 33 % всех собравшихся. Однако приблизительно тот же процент участников ограничивается в работе обменом мнениями с конкурентами и сведениями, добытыми «шпионским путем» [3].
По словам директора по развитию Центральной и Восточной Европы, Великобритании и Ирландии STR Global Кристиана Купера, бенчмаркинг (сравнительный анализ) полезен при построении маркетинговой стратегии. Возможность прогнозирования
объясняется цикличностью гостиничного бизнеса. Картина повторяется в среднем каждые 4-5 лет, где 2-3 года приходятся на рост и последующие 1-2 года - на спад объемов продаж и прибыли отеля. Бенчмаркинг позволяет организациям сравнить себя с другими в том же сегменте экономики, определить свои сравнительные преимущества и слабые стороны. Отчет позволяет составлять более точные планы продаж, увеличивая показатели и максимизируя доход. При составлении сравнительного анализа по отношению к конкурентной группе учитываются показатели OCC, ADR, RevPAR и др.
По прогнозам STR Global на 2012 г., несмотря на спад в загрузке (OCC) вследствие открытия пяти новых отелей, запланированных на следующий год, Кристиан предсказал рост показателей ADR и RevPAR относительно текущего года.
Грегори Хопкинс - президент и генеральный директор Libra OnDemand - сравнил работу системы CRM (Customer Relationship Management) со стратегической игрой в гольф, где одной силы удара недостаточно. Для того чтобы попасть в лунку, необходимо обладать информацией в полном объеме (направление и скорость ветра, выбор правильной клюшки, сопротивление поверхности).
Согласно данным опроса участников конференции, постоянные (лояльные) гости приносят в среднем до 30 % дохода их отелей. Как было отмечено Х. Грегори, непрерывно налаживать позитивную обратную связь и наращивать положительный опыт клиента - вот что нужно, чтобы гость возвращался в отель снова и снова. Однако изобилие информации порой начинает настораживать и сбивать с толку. Программы, подобные системе CRM, направлены на сосредоточение усилий, призваны систематизировать процесс, взять под контроль основные «каналы» поступления информации о клиенте (facebook, twitter, flickr, tripadvasor, linkedin и др.), аккумулировать данные и сделать их доступными и легкими в использовании всеми сотрудниками отеля за счет использования облачного сервиса (Cloud CRM).
Третьим ключевым блоком конференции стал вопрос эффективности и качества работы сотрудников. Научно подтвержденный факт того, что заинтересованные сотрудники демонстрируют большую продуктивность и добросовестность, является бесспорным доказательством, что степень удовлетворенности клиента равна степени удовлетворенности работой самого работника.
В поисках работника-суперзвезды доктор Джим Хуран (Dr. Jim Houran) - Президент 20|20 Assessment™ - учил «правильно читать профайл» соискателей. По данным международной рекрутин-говой компании HVS Executive Search, стоимость ошибки при найме линейного сотрудника обходится работодателю вдвое дороже его ежемесячного оклада. Цена ошибки увеличивается в 6 и более раз, когда речь идет о менеджерах среднего и высшего звена. Джим признается, что нет идеальной формулы, способной на 100 % вычислить работника-суперзвезду, однако наука может в этом существенно помочь, а вкупе с квалифицированным собеседованием по компетенциям (behavioural interviewing) и изучением резюме сотрудника, а также проверкой профессиональных рекомендаций практически исключает ошибку при найме.
Вуди Вейд (Dr. Woody Wade) - президент WADE & Co - представил уникальную методику Scenario Planning, позволяющую рассчитать долгосрочные сценарии развития компании и поведения бизнеса под влиянием самых различных событий, происходящих в городе, стране и мире в целом.
В среднем компании составляют прогнозы на 3 года. Однако Scenario Planning, по словам Вуди Вей-да, позволяет делать прогноз на 10-15 лет вперед. Таким образом, можно получить ответы на множество вопросов. Кто наши «гости будущего», какой отдых они предпочтут через 3-5 или 10 лет? Какие каналы бронирования будут использоваться? какие компании станут основными работодателями?
Методика Scenario Planning не без основания имеет своих приверженцев на Западе, а теперь она пришла и в Россию как дополнительный инструмент управления бизнесом посредством прогнозирования и расчета степени влияния различных факторов от логически объяснимых до самых невероятных.
По прогнозам европейских экспертов, в ближайшие годы гостиничный бизнес России отметится ростом показателей заполняемости (OCC), дохода с номера (RevPAR) и среднесуточной цены номера (ADR).
Будем считать эти показатели основными при анализе эффективности гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга и проследим их динамику за последние годы.
Основой развития гостиничного бизнеса города является туристический поток. Санкт-Петербург обладает значительным потенциалом для привлечения как иностранных, так и российских туристов.
Это обусловило значительный рост числа гостиничных объектов в городе, даже мировой кризис не снизил темпы прироста номерного фонда.
Объем туристического потока в Санкт-Петербург в 2009 г. остался на уровне 2008 г. и составил 4,8 млн чел., из них 48 % составили иностранные туристы. Несмотря на глобальные кризисные явления в мировой туриндустрии и вынужденные бюджетные ограничения, в Санкт-Петербурге удалось сохранить набранный за предыдущие годы темп и обеспечить в 2010 г. прием 5,1 млн гостей.
Согласно статистическим данным в 2011 г. снова произошел рост туристического потока в Санкт-Петербург, который составил около 12 % по сравнению с 2010 г.
В первом полугодии 2011 г. в городе побывало более одного миллиона иностранных туристов, основную часть которых составили жители США и стран Западной Европы: Германии, Италии, Великобритании, Франции и Испании. При этом увеличение числа туристов в Северную столицу было отмечено в разных секторах. В частности, большой туристический поток наблюдался в музеях города, в том числе в Царском селе. Рост числа посетителей составил 15 %, что обеспечило высокую наполняемость гостиниц. Петербургским отелям удалось восстановить наполняемость, показатель которой увеличился в среднем на 5-6 %. Значительный рост туристического потока был отмечен также туристическими фирмами города [4].
Согласно данным Ростуризма, в 2012 г. наблюдался рост новых для Санкт-Петербурга рынков. В частности, увеличение туристического потока было зафиксировано из стран Скандинавии и Латинской Америки. Кроме того, был отмечен рост количества туристов из Турции и Израиля, которые получили возможность безвизового въезда в Россию. Также Россия имеет соглашения о безвизовом режиме еще с 98-ю государствами. На сегодняшний день туристический сектор дает около 7 % регионального валового продукта.
В международном рейтинге самых посещаемых городов Европы Санкт-Петербург занимает хорошие позиции наравне с ведущими туристическими центрами. В рамках программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра, рассчитанной на 2011-2016 гг., планируется увеличение туристического потока в год более чем на 50 % - сообщает Северо-Западное отделение Российского союза ту-риндустрии. По мнению специалистов GVA Sawyer,
данные по росту туристического потока в последние годы дают основания считать этот прогноз вполне реалистичным [5]. В Санкт-Петербурге к 2016 г. ожидается принять около 8 млн туристов.
Объем и динамика туристического потока в г. Санкт-Петербурге в 2007-2011 гг. представлена на рис. 1.
Заполняемость гостиниц Санкт-Петербурга имеет ярко выраженную сезонность. Среднегодовая загрузка петербургских отелей всех категорий составляет около 40 %, а для отелей, управляемых международными операторами, до 75 %. Максимальный уровень загрузки (95-100 %) характерен в высокий сезон, который продолжается с мая по август, а в низкий сезон заполняемость некоторых отелей падает до 25-30 % [6]. В низкий сезон отели делают ставку на развитие делового туризма.
В связи с ухудшением экономической ситуации в мире в 2008 г. многие конференции в Санкт-Петербурге были отменены, а приезжающие предпочитали останавливаться в отелях более низкой ценовой категории. Таким образом, заполняемость многих отелей категории 4-5 звезд не превышала 45-50 %. В 2009 г. продолжилось падение спроса и заполняемости гостиниц. В первую очередь это коснулось гостиниц премиум-сегмента.
Средняя заполняемость отелей в 2009 г. составила 40-50 %. В высокий сезон по разным оценкам заполняемость отелей составляла от 60 до 90 %. Но к сентябрю этот показатель снизился по сравнению с 2008 г. примерно на 20 %. По данным комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП), в течение 2010 г. средняя заполняемость отелей составила 40 %, что не выше показателя аналогичного периода 2009 г. Однако, по данным Maris Properties, средняя заполняемость в 2010 г. составила 66 % (рис. 2).
Заполняемость отелей в период высокого сезона 2010 г. в Санкт-Петербурге достигла 82%. В
8 000 -|
* Средняя заполняемость Высокий сезон
Источник: составлено по данным [7].
Рис. 2. Динамика заполняемости гостиниц Санкт-Петербурге в высокий сезон 2003-2010 гг., %
летний период в город приезжают традиционно много туристов, а в 2010 г. приток гостей увеличился, в том числе за счет жителей столицы, которые искали спасение от жары и смога. В первую очередь увеличилась заполняемость загородных отелей.
Средний показатель заполняемости гостиниц Санкт-Петербурга по итогам 2011 г. составил 6580 % в зависимости от категории. В период Белых ночей (май - июль) традиционно многие гостиницы достигают максимальных показателей загрузки - до 100 % [10].
Основной фактор, влияющий на ценообразование, - сезонность рынка. Как правило, с ростом спроса в высокий сезон повышается стоимость номеров. При этом стоимость проживания в отелях Санкт-Петербурга несколько выше, чем у европейских соседей. Нередко встречается ситуация, когда у единой сети отелей стоимость проживания в Европе на 30 % ниже, чем в Санкт-Петербурге [8].
Это может объясняться политикой ценообразования, которая строится на привычном ежегодном повышении цен. В то время как в европейских странах ценовая политика более гибкая.
КииШ
2007 2008 2009 2010 2011
2007 2008 2009 2010 2011 2012
—*— Иностранные туристы —■— Российские туристы —*—Туристы в целом
Рис. 1. Динамика туристического потока в г. Санкт-Петербурге в 2007-2011 гг., тыс. чел.
Рис. 3. Уровень показателя заполняемости гостиниц категории 3-5 звезд в Санкт-Петербурге в 2007-2011 гг., %: 1 - гостиницы категории «3 звезды»; 2 - гостиницы категории 4-5 звезд
Рост цен на отели в 2008 г. в среднем сохранялся в пределах инфляции. При этом в гостиницах категории «5 звезд» повышение было более значительно, чем в трехзвездочных гостиницах.
В заявленных отелями ценах на 2009 г. отмечался рост от 9 до 25 %. Однако экономический кризис оказал влияние на гостиничную сферу и российские операторы снизили цены на проживание вслед за европейскими странами. Например, за II квартал
2010 г. стоимость проживания в отелях 3 и 4 звезды снизилась по сравнению с тем же периодом 2009 г. на 11 и 18 % соответственно (см. таблицу).
В то же время цены в высокий сезон по-прежнему высоки. В гостиницах категории «5 звезд» произошел рост на 19 % в сравнении с предыдущим годом [9]. Увеличилась стоимость проживания в
2011 г. и в гостиницах категории 3 и 4 звезды.
Вместе с тем средняя стоимость проживания в
гостиницах категории «5 звезд» составила 16 800 руб. за номер в сутки. В сравнении с 2010 г. стоимость проживания снизилась на 13 % и достигла значения 2009 г. Это объясняется переоценкой стоимости гостиниц данной категории в предыдущие периоды.
Рост стоимости проживания в отелях категории «4 звезды» составил 26 %, цена проживания достигла 8 700 руб. за номер в сутки и также достигла уровня 2009 г. Наблюдается рост стоимости проживания в гостиницах категории «3 звезды». Средняя стоимость проживания здесь достигла 4 600 руб. за номер в сутки (рост составил 17 %).
Динамика средней стоимости номера в гостиницах 3-5 звезд в 2007-2011 гг. представлена на рис. 4.
Высокий уровень цен на проживание в гостиницах не позволяет увеличивать потоки туристов за счет людей со средним уровнем доходов.
Учитывая, что стоимость проживания в петербургских отелях одна из самых высоких в Европе, наличие достаточного количества малобюджетных отелей важно для увеличения туристического потока.
Средняя стоимость проживания одного человека в гостиницах Санкт-Петербурга в 2010 г., руб.
Категория отеля Низкий сезон Полусезон Высокий сезон
5 звезд 15 000 18 000 23 000
4 звезды 5 300 6 500 9 300
3 звезды 3 000 3 700 4 500
Рис. 4. Динамика изменения средней стоимости номера в сутки в гостиницах Санкт-Петербурга категории 3-5 звезд в 2007-2011 гг, руб.:
1 - гостиницы категории «3 звезды»;
2 - гостиницы категории «4 звезды»;
3 - гостиницы категории «5 звезд»
Главная проблема гостиничного рынка Санкт-Петербурга - высокая сезонность. Большая часть потока туристов прибывает в течение короткого сезона, который называют сезоном Белых ночей. но для мини-гостиниц сезонность более сглажена, поскольку небогатые туристы предпочитают путешествовать в период межсезонья, когда цены снижены.
Мини-гостиницы стали гарантированным вариантом размещения капитала - компенсируя нехватку отелей среднего класса в Санкт-Петербурге, они приносят стабильные доходы своим владельцам.
Комитетом по инвестиционным проектам разрабатывается концепция развития гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге. Основным направлением данной стратегии является ориентация на недорогие отели. Также, по заявлению представителей комитета по инвестициям,большое внимание будет уделяться развитию апартамент-отелей, которые предусматривают временную сдачу номеров в аренду, под контролем гостиничного оператора.
По мнению экспертов, в городе недостаточно отелей эконом-класса различной вместимости. В среднем за год рост заполняемости бюджетных отелей составляет приблизительно 70 %.
кемпинги, апартамент-отели и хостелы смогут найти свое место в гостиничном бизнесе, но не следует забывать и о больших гостиницах маленькой звездности. эксперты отмечают, что многие отели эконом-класса пользуются большой популярностью у иностранцев, которые готовы арендовать за небольшую сумму номер в 2-3-звездной гостинице.
основными достоинствами, выгодно отличающими мини-отели от традиционных гостиниц, являются высокая заполняемость в течение всего года, низкие операционные расходы и пока еще слабая насыщенность рынка.
В Санкт-Петербурге есть огромное количество небольших гостиниц, большая часть которых -независимые предприятия. Им достаточно трудно конкурировать с мировыми сетевыми отелями, пользующимися уже готовыми и эффективными решениями. Сегодня малые отели зачастую занимают самые ликвидные участки в центре города, причем без инвестиций в приобретение земли и строительство новых зданий. Правда, уровень сервиса в таких заведениях далеко не всегда соответствует стандартам государственной системы классификации гостиниц и других средств размещения.
Следующая проблема развития гостиничной индустрии Санкт-Петербурга - это завышенные цены в гостиницах категории 3-4 звезды по сравнению с их европейскими аналогами. Причем особенно остро стоит вопрос о резком поднятии цен в период проведения важных мероприятий. Этот факт является отпугивающим для огромного числа туристов, выбирающих для размещения гостиницы именно этих категорий.
Таким образом, анализ выбранных показателей эффективности гостиничного сектора Санкт-Петербурга за период с 2007 по 2011 г. позволил представить четкую картину в этом секторе экономики. Проблемой развития гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга является нехватка номеров в гостиницах 2-3 звезды. Туристический поток в город растет достаточно динамично. Санкт-Петербург занимает 8-е место среди городов мира по посещаемости туристами. Пока город по обеспечению гостиничными номерами на 1 000 жителей значительно отстает от других крупных городов Европы. В настоящее время этот показатель в Санкт-Петербурге составляет 6 номеров на 1 000 жите-
лей, а среднеевропейский уровень вдвое выше -12-14 номеров. Наличие достаточного количества малобюджетных отелей важно для увеличения туристического потока. Один из очевидных путей развития - создание отечественной сети гостиниц категории 2-3 звезды.
Список литературы
1. Аудит и консалтинг. URL: http://www. mcd-pkf. com/publication/hospitality/publ 13.html#ftn16.
2. Барометр гостиничного бизнеса. URL: http://stat. prohotel. ru/glossary.
3. Большой порт Санкт-Петербурга. URL: http://www. pasp. ru/informaciya_po_portu1.
4. Краткий обзор рынка гостиничной недвижимости. URL: http://www. gvasawyer. ru/ImgResearch/ hotel_spb_2_11.pdf.
5. Информационно-аналитический портал недвижимости. URL: http://www. rway. ru/nwsinf. asp?nws=21467.
6. Российский бизнес. URL: http://www. rb. ru/realtyanalyt/realtyanalyt/2008/10/31/145800.html.
7. Тюльнев А. GOPPAR - производное от REVPAR // Стандарт пять звезд - журнал для профессионалов. 2004. № 1.
8. Шевченко М. И. Проблемы подготовки персонала и кадрового обеспечения в индустрии гостеприимства / Материалы II Международного форума «Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия образовательных учреждений и работодателей», 23-26.112011. СПб: Изд-во СПб ГУСЭ, 2011. C. 186-189.
9. Якимович Г. Б. Гостиничные цепи как потенциальная возможность расширения рынка туристических услуг Санкт-Петербурга / Материалы II Международного форума «Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия образовательных учреждений и работодателей» 23-26.11.2011. СПб: Изд-во СПб ГУСЭ, 2011. C. 74-77.
10. URL: http://www. maris-spb. ru.