НА ПУТИ К ВОЦЕРКОВЛЕНИЮ
ЗОЯ ДАШЕВСКАЯ
Парадигмы предоглашения в доникейский период и их значение для современной предогласительной практики православной церкви
Предоглашением взрослых (речь идет именно о взрослых как «нормальных» катехуменах) в настоящее время в практике, принятой в Преображенском содружестве малых православных братств, обозначают период, предваряющий первый этап оглашения. Содержание предоглашения подробно изложено в диссертации проф.-свящ. Георгия Кочеткова [7, с. 65] и его же статье «Воспитательная миссия...» [5, с. 9-15]. Определяющим в предог-лашении является сделанный предоглашаемым выбор, который может быть выражен в ответе на вопрос, считает ли человек себя верующим в единого Бога и Христа Его, что позволяет прочитать над ним молитву первого оглашения. Формы проведения предоглашения сочетают (обычно последовательно): личные беседы, миссионерско-просветительские встречи различных типов, миссионерские открытые встречи, цикл регулярных встреч в группах. В настоящее время практика предоглашения еще не устоялась, но наиболее опытные катехизаторы считают достаточным предогласительный период в 2-3 месяца.
Предогласительные встречи в группах посвящены обсуждению основных тем миссионерских открытых встреч, т. е. вопросов веры, жизни, призвания человека. Из Священного писания на пред-оглашении читаются и обсуждаются книги Премудрости и одно из синоптических евангелий. К предоглашаемым не предъявляется строгих этических требований, участие в личной и церковной молитве не регламентируется. В современной практике предогласительные встречи имеют следующие особенности: большее внимание уделяется индивидуально каждому, превалирует личное общение, обсуждаются мотивы обращения и духовный путь пришедших. Катехизаторы отмечают принципиальное значение обратной связи с предоглашаемыми; характерной особенностью встреч является диалогичность. В настоящее время в Содружестве используется форма тематического цикла бесед с элементами
практики «Альфа-курса», который частично или полностью З. Дашевская
перерабатывается и адаптируется катехизаторами с учетом пра- • Парадигмы
вославного контекста. предоглаше-
Указания на условные границы предогласительного периода ния в доникей-
мы находим в Священном писании. К содержанию предогласи- ский период
тельной керигмы следует отнести призыв к покаянию и вере, т. е. и их значение
к целостному изменению пути своей жизни и к обретению экзис- для современ-
тенциальной основы для новой жизни, личностно обращенное ной предогла-
призвание «не праведников, но грешников». Начатки веры во сительной
Христа могут еще не соединиться в этот период у предоглашае- практики
мых с полным осознанием глубины собственного выбора. Можно православной
сказать, что семя веры, посеянное в человеке, за этот период дает церкви первые всходы, и, услышав благую и радостную весть о Пути, Истине и Жизни, Полноте, Любви и Свободе, Спасении, Красоте и Творчестве, человек должен как бы «дозреть» до ответственного личностного вопроса «Что мне делать?», подтверждая сделанный выбор веры осознанным желанием креститься и продолжить свое воцерковление [7, с. 72].
Термин «предоглашение» в отношении к церковной практике до-никейского периода можно употребить лишь достаточно условно. Более корректно непредвзято проанализировать источники, свидетельствующие о древней практике воцерковления, с целью поиска соответствия современного опыта традиционной церковной огласительной практике*.
ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
«Апостольское предание» сщмч. Ипполита Римского датируется началом III века (215 г.) и считается важнейшим источником сведений о литургической жизни и о состоянии церковной дисциплины Римской церкви этого времени. «Апостольское предание» свидетельствует о том, что огласительная практика Римской церкви четко фиксировала переход к первому оглашению; нормативный период оглашения в Римской церкви составлял три года. Глава 15 («О неофитах, приходящих к вере») содержит сведения о людях, которые впервые приводятся к «слушанию слова», т. е. определяются в разряд «слушающих»: «Они должны быть приведены вначале в присутствии учителей, прежде чем войдет весь народ, и пусть спросят их о причине, вследствие которой они обращаются к вере». Такой вопрос означает, что мотивы обращения к вере должны быть достаточно ясны самому кандидату; от поручителей также требуется свидетельство. На первое оглашение не принимается «имеющий демона». Тщательно исследуется и профессиональное занятие кандидата: если он имеет профессию из
* Следует также учитывать, что содержание термина «предоглашение» у свт. Кирилла Иерусалимского отличается от современного его употребления:там он используется применительно к беседе с оглашаемыми перед переходом ко второму оглашению.
списка запрещенных, то должен оставить ее, либо будет отвержен. «Блудница или человек любострастный... занимающийся делами, о которых непристойно говорить», отвергаются; «чаро-
1 Hipp. Trad. Ap. 15 дей» не допускается даже к собеседованию 1. Существенно, что
испытание происходит не в присутствии всего народа - возможно, чтобы не подвергать опасности жизнь верных, так как среди кандидатов могут оказаться люди с разными намерениями.
«Апостольские постановления» - компилятивный текст, появление которого датируют либо концом III в., либо не позже конца IV в. Некоторое время эта книга входила в корпус Священного писания (85-е апостольское правило).
VII книга «Апостольских постановлений» открывается учением о двух путях, содержание которого обращено преимущественно к верным. В отношении огласительной практики порядок, указанный в «Апостольских постановлениях», соответствует порядку «Апостольского предания» Ипполита Римского.
В книге VII, гл. 39 сказано о наставлении «имеющему огласиться словом благочестия», что соответствует, видимо, первому оглашению. Содержание катехизиса начинается с изложения наставления «в ведении о Нерожденном, в познании о Сыне единородном, в убеждении о Святом Духе». Катехумен должен в этот период «изучить порядок творения, пути промысла», «почему создан мир и почему человек поставлен господином мира»; познать спасительные Божьи дела: «пусть узнает также, как промышляющий Бог не отвратился от рода человеческого, но в различные времена призывал его от заблуждения и суетности к познанию истины, приводя его от рабства и нечестия к свободе и благочестию, от неправедности к праведности, от смерти вечной к жизни вечной». Учение относится и к личности человека: «пусть изучит природу свою - какова она». Далее на катехумена возлагается рука, совершается молитва, после которой оглашаемому должно быть предложено «учение о вочеловечении Господа и о Его страдании,
2 Const. Ap. VII. 39 Воскресении Его из мертвых и Вознесении»2. Содержание огласи-
тельного катехизиса, учитывая его длительность, а также и то, что молитва читалась не сразу, видимо, предполагает постепенность и последовательность научения. Можно предположить, что элементы предогласительного научения вошли в период первого оглашения, так как молитва с возложением руки содержит прошения, в целом соответствующие молитве первого оглашения над взрослым [8, с. 16].
Представляет интерес литургическая практика, изложенная в VIII книге «Апостольских постановлений». Перед тем как в собрании совершают молитву оглашаемые, из собрания удаляются «послушающие» и «неверные». После молитвы над оглашаемыми и их отпустом совершается молитва над одержимыми от духов,
просвещаемыми и кающимися. Тогда в разряд «неверных» и «по-слушающих» попадают люди, по статусу соответствующие пред-оглашаемым, которые уже допущены в собрание, но молитва над ними не совершается; также не молятся и они сами, т. е. голоса в церковном собрании не имеют и должны быть вовремя удалены 1. 1 Const. Ap. viii. 5-6 VIII книга «Апостольских постановлений», как и «Апостольское предание» Ипполита Римского, содержит правила о приеме на оглашение и сведения о запрещенных профессиях. Приходящие называются «впервые приходящими к тайне благочестия», устанавливается общий срок оглашения - три года, но, так же как и в «Апостольском предании», отмечается, что «ценится не время, а поведение», т. е. огласительный период может быть сокращен в зависимости от результатов.
Приходящие к «тайне благочестия» уже, видимо, должны были принять решение и избрать некоторый путь, поэтому они могут вместить пусть начальные, но «тайны». Представляется, что в практике древней церкви граница между личным миссионерско-апологетическим свидетельством и приведением к «тайне благочестия» была обозначена более четко, что может объясняться требованиями церковной дисциплины и возникающей для церкви опасностью в периоды гонений.
Рассмотренные литургико-канонические памятники дают представление о существовавшей в древней церкви практике, которую можно условно соотнести с современным предогласитель-ным опытом. Существенным представляется следующее.
Памятники не фиксируют стадию миссии и свидетельства, но определенным образом отражают более строгую доникейскую (римскую) практику собеседования (испытания) при приеме на первое оглашение в статус «слушающих». Подвергалась испытанию даже не вера, а жизнь приходящих, их «дела и занятия», так как по делам, т. е. по плодам «познается дерево». Желающий войти в христианское общество должен был вести определенный образ жизни уже к началу первого оглашения, в противном случае кандидат на оглашение не принимался. Представляется, что в настоящее время вряд ли возможно ввести такие строгие требования, так как трудно ожидать от нашего современника, только определившего для себя направление пути, подобной решимости. Следует отметить и значение, которое придавалось ответственности за приводимых, возложенной на поручителей.
АПОЛОГЕТЫ
Среди апологетических сочинений в данной работе будут привлечены «Октавий» Марка Минуция Феликса, «Послание к Дио-гнету» и некоторые подходы, изложенные в творениях Иустина
Работы Философа. Эти христианские тексты характеризуются прежде студентов всего диалогичностью, что является неотъемлемым качеством по кафедре христианского миссионерско-апологетического свидетельства и МКГ потому соответствуют предогласительной проповеди.
• На пути Диалог «Октавий» можно считать образцом такого подхода. к воцерков- Вначале участник диалога, язычник Цецилий, высказывает свое лению мнение относительно христианства и христиан, не стесняясь в выражениях. Христиане выглядят жалкими и нечестивыми; «немыми в обществе», но связанными между собой тайными узами; развратниками, скрывающими предмет своего почитания; предвещающими миру скорый конец, распространяющими нелепые басни; сам христианский Бог «слаб и несправедлив». «Несчастные, вы и здесь не живете, и там не воскреснете», - говорит он. Октавий отвечает блестящей проповедью, основное содержание которой - возвещение Бога истинного и обличение почитания языческих богов; суть христианского свидетельства - даже не в слове, а в образе жизни христиан. «...Число наше со дня на день возрастает... прекрасный образ жизни заставляет каждого быть ему верным навсегда и привлекает посторонних»«... мы представляем мудрость не во внешнем виде, а в душе нашей, мы не говорим возвышенно, но живем так»2. Октавий сообщает о жизни христиан и об их взаимоотношениях любви друг со другом и с Богом: «нам кажется, что нас много, но для Бога нас слишком немного. для Бога весь этот мир есть один дом»3. Такое свидетельство может быть созвучно современному человеку, который ощущает себя одиноким, по выражению М. Хайдеггера, «заброшенным» в этот мир. Октавий свидетельствует об онтологической, даже экзистенциальной свободе каждого человека: «что бы ни делала судьба, у человека душа свободна. в нем судится его действие, а не внешнее положение». У христианина один Господин - Бог, Которому он принадлежит, поэтому, даже осужденный на смерть, он - торжествующий победитель4.
Миссионерско-апологетическое свидетельство Октавия достигло цели - Цецилий обратился и «радовался, что уверовал»5. Характерно, что обретение веры, которое является целью современного предоглашения, сопровождается подлинной радостью, переживанием духовного подъема, что свидетельствует о действии призывающей благодати. Цецилий говорит, что благодаря Октавию одержал победу над заблуждением, исповедует Провидение, покоряется Богу и признает чистоту религиозного обще-6 Octavius. 40 ства, в которое теперь желает вступить и сам6.
Таким образом, миссионерско-апологетическая проповедь содержит не только призыв к освобождению от заблуждений, обретению веры в Бога истинного, но и свидетельство о церкви «изнутри», которое делает ее привлекательной, о силе Христовой веры,
1 Min. Fel. Octavius. 31
2 Octavius. 38
3 Octavius. 33
4 Octavius. 37
5 Octavius. 41
освобождающей от страха смерти, о свободе личности («души») и, тем самым, об ответственности человека за свой путь.
«Послание к Диогнету» является ответом на вопрошание «ищущего» человека, который «загорелся стремлением узнать о богопочитании христиан» и расспрашивает «весьма усердно», проявляя личную заинтересованность к вере и жизни христиан. Миссионерско-апологетическое свидетельство послания имеет четкую структуру. Проповедь содержит обличение ложных богов, слово о Боге-Творце, о домостроительстве спасения, о Сыне Божьем, о христианской жизни, пути веры. В тексте присутствует тема счастья, понятого как преизливающаяся любовь и жертва. Послание завершается утверждением о единстве познания и жизни: «нет ни жизни без познания, ни твердого познания без истинной жизни»; «кто со страхом принял познание и взыскует жизни, тот произрастает в надежде, ожидая плода» 1.
Текст послания свидетельствует, что христианину не стыдно говорить о жизни церкви как о наилучшем из путей жизни человека. Проявляя ответственность за себя (при этом не «каждый за себя»), за свой путь, за жизнь общества, христиане имеют внутреннюю силу, чтобы противостоять греху и злу мира сего; они -победители, даже будучи умерщвляемы. Их связывают узы любви, что не может не привлекать людей; братская любовь христиан противостоит отчуждению и разобщению, царящему в мире.
Таким образом, в парадигме «Послания к Диогнету» вера и жизнь неразделимы. Посеянное слово должно постепенно вызревать в человеке; а сам он уподобляется дереву, которое должно в положенные сроки дать добрый плод. Такой подход напоминает общий контур предоглашения, так как слово вызревает в человеке не сразу и окончательное решение об изменении пути не принимается быстро, хотя вопрошающий явно желает обрести новое твердое основание своей жизни. Автор не призывает собеседника к покаянию, но говорит «возлюби Того, Кто прежде возлюбил тебя». Проповедь Божьей любви, спасения, оправдания и искупления несомненно можно отнести к характерным чертам предог-ласительной керигмы; автор при этом не умалчивает о пути христианина в этом мире как о крестоношении, которое и есть «подлинный путь на Небо»2.
Св. Иустин Философ дает весьма краткое указание на процесс научения, возможно, в своей школе в Риме: «те, кто убеждены и верят в истинность нашего учения и выразят свое согласие жить в соответствии с ним, принимают крещение»3.
В диалоге с Трифоном («Разговор св. Иустина с Трифоном иудеем») св. Иустин рассказывает о собственном обращении, к которому его подвиг древний старец. Используя метод сократического диалога (майевтики), этот почтенный человек возжег в Иустине
З. Дашевская • Парадигмы предоглаше-ния в доникей-ский период и их значение для современной предогла-сительной практики православной церкви
1 Diogn. 12
2 Diogn. 10
31ш1:. Маг^т. I Аро1. 61
огонь Христовой веры. Именно ее Иустин называл «философией, 1 lust. Martyr. Dial. 8 которая одна тверда и полезна» Ч Своим спутникам Иустин сообщает: «если сколько-нибудь заботишься о самом себе и желаешь своего спасения и уповаешь на Бога, ты теперь удобно можешь, если не чуждаешься труда, познать Христа Божия и, сделавшись 2 Dial. 8 совершенным учеником, достигнуть блаженства»2. В нескольких фразах св. Иустин излагает последовательное научение, которое включает отрезок пути, соответствующий предоглашению. Изменение жизни апологет преподносит как «заботу о себе», а конечную цель обозначает как блаженство, счастье, что созвучно умонастроениям и современного нам человека.
Завершая краткий обзор примеров миссионерско-апологети-ческого свидетельства, можно сделать следующие выводы. Наиболее характерной чертой условно обозначаемого периода предог-лашения можно назвать диалогичность. Свидетельство чаще выражено как личная миссия и обращено к внутренней жизни человека, обретению им твердых оснований; оно является целостным призывом к познанию живого Бога и посланного Им Сына, живого Слова, к очищению сердца и изменению всей жизни. Свидетельство может быть ответом на вопрошание со стороны «ищущего», но может и не быть таковым. Полноценное свидетельство открывает нечто и о внутренней жизни церкви.
Очевидно, что предогласительная проповедь в доникейский период связана с отказом от служения идолам и обращением к истинному Богу, но ее необходимо адаптировать, учитывая особенности жизни современного человека. «Ложные боги», идолы сейчас из «внешних» стали «внутренними»: это успех, достаток, престиж (не только свой, но и детей), семья, работа. Современный человек, как Рахиль, порой стремится сохранить прежние идолы и после обращения, не имея сил отказаться от них сразу и положить к ногам Христа.
ЦЕРКОВНЫЕ УЧИТЕЛЯ
В качестве примера предогласительной керигмы уместно обратиться к опыту Александрийской огласительной школы и ее великих учителей - Климента и Оригена.
Александрия представляла собой многонациональный поликультурный центр, известный как техническими достижениями, так и развитостью философской и религиозной мысли. Это ставило задачу выразить христианское учение на соответствующем языке, вписав его в круг позднеантичных религиозных и общекультурных представлений и не утратив при этом его новизны.
Произведения Климента Александрийского адресованы как неверующим, так и тем, кто нуждается в углублении своей веры
и в соответствующем наставлении. В них прослеживается попытка последовательного научения основам христианской веры и жизни от начал христианской веры до изъяснения Божьих тайн.
«Увещевание к язычникам» представляет собой текст, составленный по законам античной риторики. Он обращен к неверующим и предполагает привести слушающих к разумной вере в истинного Бога, что соответствует задачам предоглашения. Состояние, в котором пребывает язычник, - «незнание» - подобно камню 1, но слово Божие отверзает очи слепым, побеждает смерть, призывает к примирению с Отцом 2. Климент обличает поклонение ложным богам, но прежде показывает достоинство и призвание человека во Христе 3. Идолы человека запрятаны глубоко у него в запятнанной душе, как дома в мешке, и подобны неверным гирям4, ибо только Бог - подлинное мерило всего. Божественные Писания поднимают «удушаемого пороком человека, направляя его от гибельного заблуждения к верному спасению»5. Не следует унывать, так как «дорогое спасение можно выкупить» за любовь и живую веру - этой платы «Богу достаточно». Так человек становится учеником Господа, а Господь - Его верным Учителем 6.
Климент призывает читателя «к спасению, к возрождению»7; задается вопросом, почему люди стремятся к самоуничтожению, саморазрушению, когда Бог дает подлинную жизнь8, и очень эмоционально и настойчиво увещевает «не превращаться в рабов и не уподобляться свиньям»9. Человеку уготовано наследие, сокровище спасения, которое Бог дает даром: «истина не разменивается, ею не торгуют»10. Вера, присущая человеку, - «врожденная» 11, она выступает как надежный свидетель, который «выбирает луч-шее»12. Александрийский учитель делится размышлением по поводу общей бездуховности: «Мне кажется, жизнь стала полной безумия - с такой готовностью она посвящается материи» 13, но есть Путь на небеса - это Сам Господь14, поэтому человек несет ответственность за услышанное слово и «уже не имеет извинения за неправый путь по сравнению с тем, кто еще пребывает в неведении»15.
Климент призывает протрезветь, как бы пробудиться от тяжкого сна, который ведет к погибели 16. Необразованность, бедность, неизвестность, нищета не являются препятствиями на пути познания17. Цель и желание учителя - спасение слушающих через Логос, Который «соорудил в людях храм, чтобы водворить в них Бога» 18, и через Него же человек становится «другом Богу», как лучшее из Его сокровищ, и у них с Богом, как у друзей, все становится общим 19.
Вера человека, с которой все начинается, есть акт свободного выбора20. Именно выбор, сделанный свободно, является твердым
1 С1ет. А1ех. РгоИер1:. 4. 1
2 РгоИер1:. 6. 1
3 РгоИер1:. 69. 3
4 РгоИер1:. 69. 3
5 Ргоаер:. 77. 1
6 РгоИер1:. 86. 1-2
7 Ргоаер:. 86. 2
8 РгоИер1:. 95. 1
9 РгоИер1:. 92. 4
10 РгоИер1:. 94. 2
11 РгоИер1:. 95. 3
12 РгоИер1:. 95. 3
13 РгоИер1:. 99. 1
14 РгоИер1:. 100. 1
15 РгоИер1:. 100. 1
16 РгоИер1:. 103. 2
17 РгоИер1:. 105. 2
18 РгоИер1:. 117. 4
19 РгоИер1:. 122. 4
20 С1ет. А1ех. Stгom. II. 3. 9. (1)
1 С1ет. А1ех. Strom.
II. 9. 3
2 Strom. II. 6. 26. 3
3 Strom. II. 6. 25. 5
Strom. II. 9. 41. 1
5 Strom. II. 9. 42. 3
6 Strom. VII. 10. 47. 4-5
^гот. VII. 10. 59. 5
основанием, импульсом, толкающим к знанию 1. Божественный Логос открыто призывает всех к Себе, не насилуя человеческую свободу2, хотя для человека принять верное решение - дело нелегкое 3. Страх Божий ведет к покаянию и надежде, а последняя, «как бы за руку», ведет к любви4. Любовь же есть общность жизни, т. е. дружба; внутренний, духовный человек проявится в братском расположении и дружелюбии к причастникам того же духа; он обретает силы противостоять злу5.
Александрийский учитель не жалел времени для многократного повторения одних и тех же истин. Священное писание Климент использует постоянно, оно «встроено» в текст как фон всех рассуждений. Он цитирует - по памяти! - книги Премудрости, Новый завет (евангелия и послания), больших и малых пророков, книги Закона, приучая слушателей к духу и смыслу Писания. Не имея возможности дать книгу каждому ученику, катехизатор не только преподает и изъясняет слово Божие, но выступает как живой носитель Писания и традиции. Следует отметить, что такое отношение к Священному писанию можно часто встретить у церковных авторов рассматриваемого исторического периода.
Таким образом, периоду предоглашения, границы которого у Климента не определены четко, соответствует время, которое он характеризует как «начало спасительных перемен и обновлений», что знаменует «переход от язычества к вере». Следующий этап - переход от веры к гносису, что должно привести к Любви и соединить любящего с Любимым, познающего с Познаваемым. Тот, кто «достиг этого состояния в земной жизни», имеет ангельское достоинство. А кто достиг «предельно возможного для живущих во плоти совершенства (надо полагать, приняли святое крещение. - З.Д.), переходя к лучшему, устремляются через святую седмицу в Отчий двор, поистине Господне жилище, и становятся там светом пребывающим и вечным, полностью во всем неизменным» 6.
У Климента отсутствуют указания на литургическую часть периода оглашения, на необходимое собеседование, участие кате-хуменов (и прекатехуменов) в богослужении; он не упоминает о требованиях, аналогичных тем, что предъявлялись при приеме на первое оглашение в Римской церкви. Содержание предогла-сительной керигмы не включает библейского призыва к покаянию и изменению пути жизни как цепи волевых действий, поступков. Перемена в человеке у Климента относится прежде всего к его разуму, что характерно для эллинистического миро-возрения: «Все, совершаемое знающим человеком, является правым делом; все, что делается без должного знания, выходит дурным и жалким»7. Литература «двух путей», которая относится к
иудейской и христианской, условно «библейской» традиции научения, присутствует только как фон, состоящий из цитат книг Премудрости.
Концепция и методы воцерковления, характерные для Ориге-на, также представляют значительный интерес.
В трактате «Против Цельса» Ориген описывает весь процесс катехизации: «В тех людях, которые желают к нам приходить, мы в самом начале стараемся пробудить презрение к идолам и всевозможным изображениям; мы внушаем им более не оказывать тварям то почитание, которое приличествует Богу, мы направляем их мысли к высшей цели и приводим их к творцу вселенной; затем мы указываем, что обетованный (Мессия) явился, - и все это на основании пророчеств, которые Его возвещают и говорят о Нем, а также на основании евангелий и изречений апостольских, передаваемых тщательно теми мужами, которые способны к более глубокому их пониманию»1.
Ориген раскрывает содержание предогласительного этапа: «Христиане прежде всего стараются, насколько возможно, проникнуть в самую душу желающих вступить в ряды их учеников: они сначала наедине подвергают их предварительному испытанию и только после того, как слушатели - еще до своего вступления в общину - обнаружат свою искреннюю готовность к жизни честной, их, наконец, принимают сюда, подвергая при этом еще особому испытанию» 2. Он выделяет особую группу начинающих и только что допущенных, не успевших еще принять символа очищения; из них «на второй же (высшей) ступени поставляются те, которые по мере своих сил уже доказали свое твердое намерение желать только того, что сообразно с требованиями христианской жизни. При них поставлены еще особые лица, на обязанности которых лежит следить за жизнью и нравами входящих в общину. Эти лица препятствуют вступить в общину таким людям, которые запятнали себя дурными деяниями и продолжают проводить порочную жизнь, но с радостью приемлют людей иного направления, которых и подготавливают постепенно, чтобы привести к еще большему совершенству. В отношении к упорным грешникам, а особенно в отношении к предающимся распутству вообще существует у христиан такой обычай, чтобы лишать таких людей доступа в общину»3.
Судя по описанию, ответственность за приходящих лежит на членах общины, поручителях, которые до того, как приведут своих подопечных, «стараются проникнуть в самую душу желающих вступить в ряды учеников» - это, видимо, соответствует этапу личной миссии. Поручители должны испытать их и уже после того им предстоит испытание при приеме в группу «начинающих и только что допущенных». Этот период (длительность его не обоз-
З. Дашевская • Парадигмы предоглаше-ния в доникей-ский период и их значение для современной предогла-сительной практики православной церкви
1 Oгig. СопЦа Сек. III. 15
2 СопИа Сек. III. 54
3 СопИа Сек. III. 51
1Orig. Сек.
III. 56
2 ^пИа Сек. III. 59
3 Contra Сек. III. 61-62 4 Оэпаа Сек. III. 48
5 ^Шта Сек. III. 52
6 Contra Сек. III. 74
7 ^пИа Сек. III. 54
начена) соответствует нашему периоду первого оглашения, поскольку туда принимались люди, которые выразили определенно свое желание «войти в общину», т. е. креститься, и имеют свидетельство от поручителей.
Одним из существенных моментов предогласительной кериг-мы является свидетельство о христианской жизни как о блаженстве, счастье, дружестве с Богом1. «Мы убеждаем людей исправиться, и вообще всех несчастных мы убеждаем, чтобы они созидали себе счастье или стремились к блаженству»2. «Мы призываем всех людей (в том числе нечестивых, грешных) к исцелению, к покаянию и исправлению души»3. «Наше учение всем приходящим обещает исцеление, оно делает всех достойными Бога»4. Тема исцеления, понятого пусть в самом прикладном смысле, оказалась в настоящее время весьма актуальной.
Ориген обращает внимание на общий культурный и образовательный уровень слушателей и заинтересован в его повышении: «Возвышенные и прекрасные истины нашего учения мы сможем возвещать в публичных речах, если будем иметь перед собой образованных слушателей» 5. В ответ на обвинение, что христиане привлекают к себе всякий сброд, Ориген отвечает: «Пусть приходит к нам и образованный, и мудрый, и разумный, если только они желают; мы отнюдь не отвергаем и неученого, и неразумного, и необразованного, и ребенка». В христианское общество входят люди «со слабыми умственными способностями», но и их Ориген старается по возможности привести в лучшее состояние6. Христианское учение обращено ко всем социальным группам, в том числе к рабам и детям7.
Таким образом, в предогласительную керигму Оригена входит призыв к отказу от идолослужения, к почитанию единого истинного Бога-Творца, что предполагает обращение ко Христу, покаяние и изменение жизни, исправление души. Никакого «образовательного ценза» для начального этапа не существует. Испытание при приеме на первое оглашение свидетельствует о сделанном выборе, который должен проявиться в изменении жизни человека и получить подтверждение поручителей. Огласительному периоду предшествует повышение культурного и образовательного уровня слушателей, что есть само по себе еще «словесное молоко» - этот вид деятельности по своему характеру очень напоминает миссионерские экскурсии в музеи и на концерты, различные встречи культурно-просветительного характера.
В итоге краткого обзора парадигм предогласительной практики в доникейский период выделим несколько узловых моментов, которые имеют значение для современной практики при проведении предоглашения.
Содержание предогласительной керигмы включает в себя проповедь единого живого Бога Творца, действующего в жизни каждого человека, с Которым возможна не только встреча через веру, но даже дружба, что важно для современного человека, который не имеет подлинного общения и знает лишь контакты. В ней звучит призыв к человеку отнестись к своей жизни всерьез, увидеть ее как путь и увидеть Христа как Путь - возрождения, спасения и творчества. Апологеты и церковные учителя говорят о Христе как о Логосе; современный «ищущий» человек скорее воспримет слово о Христе как о Смысле и Надежде, в контексте Давидова завета.
Начало пути определяет встреча с живым Богом и Учителем -Христом. Эта встреча не состоится, если сердце человека принадлежит иным богам и иным учителям. Предоглашение должно человека вдохновить и поддержать, открыть ему возможность обрести не только подлинную веру, но и новую жизнь, новое общение -всему этому мы нашли множество примеров в рассмотренной литературе. Поэтому таким существенным представляется внутреннее свидетельство о церкви, которое выражено в том числе и в дружестве. В настоящее время в задачу предоглашения входит общая «реставрация» человека, самой его способности «прийти в себя», поэтому так важно показать человеку высоту его призвания, о чем свидетельствует доникейская огласительная практика.
Срок, который указывают литургико-канонические памятники для периода первого оглашения, охватывает три года; видимо, предогласительный период входит в них. В доникейскую эпоху, когда культура греческого полиса была очень развита, люди были готовы уделить время поиску истины, о чем свидетельствуют такие продолжительные диалоги. Современная ситуация не позволяет так использовать время; предоглашение должно пройти значительно быстрее и интенсивнее. Время предоглашения - это время питания «молоком», к чему можно отнести различные формы культурно-просветительной деятельности; важно не упускать из виду цель - все это должно послужить возрождению человеческой личности, а не насыщению «полезной информацией», т. е. не должно стимулировать в человеке потребительство.
Требования к приходящим на первое оглашение свидетельствуют, что в предшествующий этому период человек уже сделал выбор - и не только веры. Рассматривается вся жизнь, т. е. его дела и поведение. В настоящее время вряд ли можно отнестись к приходящим на первое оглашение с такой мерой строгости, но связать у человека понятия веры и жизни (а лучше - веру и жизнь) за время предоглашения необходимо.
Священное писание должно войти в жизнь человека не просто как нужная книга, а как дух и смысл. Поэтому так ценна практи-
З. Дашевская • Парадигмы предоглашения вдоникей-ский период и их значение для современной предогла-сительной практики православной церкви
Работы ка использования Писания в трудах Климента и Оригена - они студентов цитируют его просто, «как дыхание».
по кафедре Богослужение в период предоглашения присутствует, как и МКГ чтение Писания, только как фон, но и оно не должно быть чем-то • На пути отдельным, «придатком» к жизни. Традиционный взгляд на бок воцерков- гослужение как на миссионерское дело, которое само должно лению свидетельствовать своей красотой и благолепием [11, с. 255, 280], безнадежно устарел, от него необходимо отказаться как от осколка «константиновского» периода. В общественное богослужение предоглашаемых стоит вводить прежде всего как в собрание, учитывая, что люди могут обращать внимание совсем не на то, что мы привыкли показывать. Современного человека интересует прежде всего человек, личность и межличные отношения, а не внешние формы и даже действия.
Итак, сочетание горячего свидетельства, разумной требовательности и «александрийской» учительности сохраняют свое непреходящее значение для современной церковной предогласи-тельной практики.
истОчники
Апостольское предание сщмч. Ипполита Римского УУ Отцы и учители церкви III в.: Антология: В 2 т. Т. 2. M., i996. С. 243-26o. (Hipp. Trad. Ap.)
Дидахи УУ Писания мужей апостольских. Рига, I994. С. I7-3S.
Иустин, философ и мученик. Апология I. Апология II УУ Ранние отцы церкви: Антология. Брюссель, I988. С. 27i-36i. (Iust. Martyr. I Apol.)
Иустин, философ и мученик. Разговор св. Иустина с Трифоном иудеем УУ Св.
Иустин, философ и мученик. Творения. M., I995. С. I32-35S. (Iust. Martyr. Dial.)
Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения предогласительные и таиноводствен-ные. M., I99I. (Cyr. Hieros. Catech.)
Климент Александрийский. Педагог У Пер. Н.Н. Корсунского, свящ. Г. Чистякова. M., i996.
Климент Александрийский. Строматы. Кн. I-7 У Пер. с древнегреч., предисл., коммент. Е.В. Афонасина. СПб., 2oo3. (Clem. Alex. Strom.)
Климент Александрийский. Увещевание к язычникам У Пер. с древнегреч., предисл., коммент. А.Ю. Братухина. СПб., I99S. (Clem. Alex. Protrept.)
Ыарк Ыинуций Феликс. Октавий УУ Ранние отцы церкви: Антология. Брюс-сельд988. С. 545-59o. (Min. Fel. Octavius)
Ориген. Против Цельса: Апология христианства У Пер. с греч. Л. Писарева. M., i996. (Orig. Contra Cels.)
Послание к Диогниту УУ Раннехристианские апологеты II-IV вв. M., 2ooo. С. I22-I32. (Diogn.)
Постановления святых апостолов чрез св. Климента, епископа Римского преданные У Пер. с древнегреч. свящ. И. Новгородова. СПб., 2oo2. (Const. Ap.)
Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. Апологетик. К Скапуле / Пер. и вступ. статья. А.Ю. Братухина. СПб., 2005.
Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс. О крещении. Избранные сочинения / Под ред. А.А. Столярова. М., 1994.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бош Д. Преобразования миссионерства: Сдвиги парадигмы в богословии миссионерской деятельности. СПб., 1997. (Библейская кафедра).
2. Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви. М., 2001.
3. Гамбл Н. Альфа: Вопросы жизни. Б. м., 2004.
4. Зайденберг С.И. Духовные основания для деления катехизации на этапы в Четвероевангелии // Православная община. 2000. № 5 (59). С. 25-54.
5. Кочетков Г., свящ. Воспитательная миссия: Заметка в связи с подготовкой Миссионерской концепции РПЦ // Свет Христов просвещает всех: Альманах СФИ. Вып. 1. М., 2007. С. 9-15.
6. Кочетков Г., свящ. Проблемы проповеди Евангелия и контекст современ ной церковной жизни в России. М., 2006.
7. Кочетков Г., свящ. Таинственное введение в православную катехетику: Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним: Диссертация на степень maitrise de theologie. М., 1998.
8. Православное богослужение: Русифицированные тексты чинов крещения, миропомазания и подготовка к ним. Вып. 2. 2-е изд, испр. М., 2004.
9. Сидоров А.И. Жизненный путь Оригена // Патристика: Новые переводы, статьи. Нижний Новгород, 2001. С. 290-332.
10. Сонина С. Предоглашение: основные задачи и формы проведения // Свет Христов просвещает всех: Альманах СФИ. Вып. 1. М., 2007. С. 96-113.
11. Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. М., 2002.