ПАРАДИГМЫ КАТЕГОРИИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА: ОБЩЕПРАВОВОЙ ПОДХОД
Фастович Галина Геннадьевна, доцент кафедры гражданского права и филологии Ачинский филиал Красноярского государственного аграрного
Университета, Россия, город Ачинск fastovich-85@mail. ru Тел. 8 923 348 50 58
Аннотация: статья отражает актуальные проблемы эффективности государственного механизма и предлагаются новые подходы к оценке развития российской правовой системы.
Ключевые слова: эффективность государственного механизма, государство, правовая система, политический институт, частно-государственное партнерство, экономико-правовой, социологический, статистический, футурологический методы.
PARADIGM CATEGORIES EFFICIENCY STATE MECHANISM:
GENERAL APPROACH
Galina G. Phastovich,
Assoaate Professor of Jurisprudence Achinsk branch of Krasnoyarsk State Agrarian University
Russia, the city of Achinsk fastovich-85@mail. ru
mob. 8 923 348 50 58
Abstract: article reflects the actual problems of the effectiveness of the state mechanism and suggests new approaches to assessing the development of the Russian legal system.
Keywords: the effectiveness of the state mechanism , the state , the legal system , political institutions , public-private partnerships , economic , legal, sociological, statistical, futurist methods.
Проблема оптимизации российского государственного механизма является исключительно важной и актуальной проблемой, прежде всего, в силу реальной значимости для всей жизнедеятельности общества, каждого гражданина. В свою очередь вопрос об укреплении основ правовой государственности, усилении правовых начал публичной власти в России стоит в настоящее время наиболее остро и перед наукой. При этом, развитие государства, его основных правовых начал невозможно без совершенствования таких правовых институтов, как: правовая культура человека, правовая инициатива личности, демократия, возможность участия граждан в управлении делами государства.
Сегодня, проблема эффективности государственного механизма, определение критериев такой эффективности, качественное состояние правовой государственности привлекает внимание многих ученых-юристов. Очевидно, это вызвано не только стремлением найти теоретическое решение этой проблемы, но и необходимостью определить новые подходы к развитию российской правовой системы.
Понятие «государственный механизм» является конкретизацией такого общего понятия как «государство». В юридической науке советского периода сложилось представление о государственном механизме - как системе государственных органов, дополненной так называемыми материальными придатками, к числу которых необходимо отнести армию, органы исполнения наказания и прочие органы. Диссертант рассматривает такие представления о государственном механизме в качестве традиционного (классического) понимания правовой природы государственной власти. Но государственный механизм, как и любое другое явление развивается, меняя отдельные свойства и природу своего существования в условиях внутригосударственных
преобразований и гармонизации национального права. Поэтому в диссертации предложено собственное, авторское определение государственного механизма, в рамках которого следует рассматривать государственный механизм не в «статике», как это было характерно для традиционного подхода, а в «динамике», применяя определенные способы взаимодействия органов государства и их взаимоотношение между собой и институтами гражданского общества.
Тема эффективности в деятельности государственного механизма играет большую роль во всем обществе, так как указанные правовые категории - одни из основополагающих принципов государственного руководства общества в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения и развития экономической основы государства, необходимое условие демократической системы государства.
Научный поиск эффективности государственного механизма позволяет установить обновленные качества форм, методов, средств деятельности государства, рационального преобразования российского общества. Востребованными остаются вопросы укрепления основ конституционного строя и гармонизации российской правовой системы. Актуализируются вопросы правового обеспечения интеграционных процессов российского государства в мировое политическое и экономическое пространство, участия в новых межгосударственных объединениях, а также законодательного регулирования межнационального сотрудничества и включения в состав России новых субъектов федерации.
Кроме прочего, правовая жизнь современной России требует
методологического осмысления вопросов совершенствования государственного
механизма. В результате чего происходит и переориентация теоретической
модели частно-государственного партнерства. Назрела необходимость в
качественно новом категориальном аппарате при исследовании института
государственного механизма. Важно задействовать такие методы, как
экономико-правовой, социологический, статистический, футурологический. В
3
целом эти методы позволят рассмотреть государственный механизм в динамике, путем определения его места в контексте развития политической и экономической системы, укрепления основ российской правовой системы в пределах правовой карты мира.
Так, обращение к вопросу эффективности государственного механизма современной России связано не столько с теоретическими, сколько с практическими реалиями современной правовой жизни. Степень эффективности механизма государства, его преимущества и недостатки по сравнению с другими правовыми категориями находятся в прямой зависимости от состояния гражданского общества, системности правотворчества и состояния правовой культуры общества. Динамика эффективной деятельности государства определяется легитимностью и состоянием доверия граждан к государственной власти, а ее уровень соизмеряется качеством механизма правового регулирования и достижением социальных благ, законных интересов людей. Но, с другой стороны, эффективное государство способно выступить ценностью правовой системы общества, компонентом системы обеспечения естественных прав человека и гражданина. Такое качество государства можно расценивать как гарантию правового порядка и развитого гражданского общества.
В последние годы усилилось внимание к анализу деятельности
государственного механизма современной России, как со стороны юристов,
политологов, так и со стороны философов, историков, социологов. При этом в
качестве основного радиуса многих работ по данной проблематике выступает
резкое ослабление управленческих возможностей государства, предоставления
государственных услуг, заметное снижение эффективности государственной
власти как важнейшего института, воздействующего на самые различные
сферы общественных отношений и являющегося незаменимым инструментом
их правовой организации. Однако, следует заметить, что осуществление
государственного переустройства не возможно без совершенствования тесно
связанных с государством таких государственно-правовых явлений, как:
4
общественный контроль, независимая общественная экспертиза, государственно-правовая идеология, государственные услуги.
Правовое реформирование государственного механизма призвано найти пути для движения к постиндустриальному, высокотехнологичному информационному обществу, каковым должна стать Российская Федерация, при этом решить ряд специфических проблем, связанных с задачей построения нового, дееспособного, «сильного», демократического государства и создания соответствующего ему эффективного государственного механизма. Безусловно, оптимизация государственного механизма и разработка мероприятий по обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти и общественности создадут необходимые предпосылки модернизации российского общества в целом. Анализ факторов, способствующих снижению уровня эффективности государственного механизма, его участия в решении проблем общества, показывает, что они носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным факторам можно отнести форсированный переход общества от ранее сложившейся системы социально-экономических и политических установок к качественно - новой модели отношений. С субъективных факторов следует отнести консолидацию научного сообщества и российской общественности.
Всякая правовая деятельность бессмысленна, если она не приносит желаемого эффекта. Поэтому всегда актуален контроль за эффективностью правовых норм и актов и, соответственно, за эффективностью правотворческой деятельностью. Теория правотворчества механизма государства будет беспочвенной, если не определить критерии её эффективности. Только при обновлении правовых категории, таких как «эффективность», «критерии эффективности», «законность» (как в теоретическом, так и практическом плане) сможет быть достигнута правовая эффективность деятельности государственного аппарата, а значит и правовое совершенство всего государства в целом, что в свою очередь позволит снизить злоупотребления
правом в системе государственного управления современной России.
5
Литература
1. Послание Президента Российской Федерации Федеративному Собранию РФ 30 ноября 2013 года // Российская газета. 2013. 03 декабря.
2. Комаров С.А., Калинин А.Ю. Эффективность правового регулирования и адекватность процессов правообразования // Теория государства и права. 2011. № 1. С.51-55.
3. Савельева Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право. 2009. № 6. С. 45-54.
4. Варламова Н.В. Эффективность правового регулирования: переосмысление концепции // Теория и история государства и права. 2009. № 4. С.12-24.
5. Лапаева В.В. Эффективность закона и методы её изучения // Правоведение. 2005. № 4. С. 38.
6. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета. 2014. № 7. 21 января.
7. Затонский В.А. Эффективная государственность // Вестник Самарской государственной экономической академии. 2003. № 1. С. 36-45.