ф
^ Социально-культурная деятельность
а исходит из необходимости в процессе инкультурации обеспечить не только понимание культуры, но и эмоциональное принятие его ценностей.
Перед специалистами социальнокультурной сферы стоят сложные социально значимые задачи, решение которых возможно лишь в условиях взаимообогащаю-
в вузах и научных учреждениях. Для этого мало просто вести научные исследования, не менее важно научиться слушать и понимать коллег, уметь радоваться их успехам, любить не себя в науке, а науку в себе. И хочется верить, что пример этому покажут москвичи, один из представителей которых поставил перед профессиональным содружеством ряд задач, требующих коллективного ответа.
щего сотрудничества ученых, работающих Примечания
1. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность креативно-информационной эпохи / М. А. Ариарский. — Санкт-Петербург : Концерт, 2013. — 248 с.
2. Фельдштейн, Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI веке / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. — 2013. — № 1. — С. 3—17.
3. Ярошенко, Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры / Н. Н. Ярошенко // Вестник МГУКИ. — 2012. — № 6 (50). — С. 130—134.
с/Парадитмааъный ПОДХОД — ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ
социааъно-куаътурной деятельности
УДК 379.8:001.8
А. А. Жаркова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматривается значение парадигмального подхода к развитию личности в современный исторический период, отмечается цели удовлетворения духовных потребностей и интересов личности на принципах рыночных отношений.
Ключевые слова: педагогическая регуляция, развитие личности, условия социально-культурной деятельности.
In article value of paradigmalny approach to development of the personality during the modern historical period is considered, it is noted about the purposes of satisfaction of spiritual needs and interests of the personality on the principles of the market relations.
Keywords: pedagogical regulation, development of the personality, conditions of welfare activity.
Парадигмальный подход к развитию личности в современный исторический период обусловлен тем, что в данной общественноэкономической формации ставятся цели
удовлетворения духовных потребностей и интересов личности на принципах рыночных отношений. Поэтому основная проблема процесса развития личности в условиях
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 109-114 109
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 109
Ф
19.03.2013 12:30:51
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51)
социально-культурной деятельности заключается в невозможности прямой трансляции ценностей и идеалов в психику личности. Эти внерациональные конструкты эффективны как регуляторы поведения только в условиях социально-культурной деятельности, как целенаправленное, содержательное и эмоциональное воздействие на личность.
Личность как субъект деятельности всегда оказывается в определенном отношении не только к окружающему миру, друзьям, товарищам, коллегам, вещам, но и к духовным потребностям, интересам, мотивам поведения, представляя неразрывную соотнесенность с обществом.
Как отмечает Д. И. Фельдштейн, «общество не предстает перед нами гомогенно. Оно сложно структурировано и при этом структурные характеристики его изменились. Поэтому необходим дифференцированный анализ, раскрывающий, как и что воспринимает современный человек в разных группах, в разном возрасте: на что рефлексирует, какие образы у него формируются, как изменяется его мотивационно-потребностная сфера, как на него воздействует окружающая действительность, как он действует и каковы возможности действия разных групп людей» [4, с. 58].
С этой точки зрения парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности объективно необходим для сохранения и устойчивого функционирования, воспроизводства связей, обеспечивающих целостность общественно-экономической формации и целостность развития личности.
Парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности — это ценностно-деятельностное образование, которое позволяет объединить в единое целое разработанные отечественной педагогической наукой методологические подходы: системный, функциональный, деятельностный, личностно-деятельностный, личностно-ориентированный, функционально-структурный, аксиологический и т.д. Поэтому автором избрана
110
январь-февраль ^
парадигма педагогического регулирования социально-культурной деятельности, объединяющая все вышеуказанные методологические подходы. Поскольку в структуре развития личности каждый из вышеуказанных методологических подходов функционирует в рамках определенной иерархической системы ценностей личности, поэтому автор статьи считает целесообразным выделить ее ведущие структурные элементы. Это смысложизненные и смыслотворческие элементы, которые ориентируют личность на развитие целей, которые могут быть достигнуты в условиях социально-культурной деятельности и реализуются в актах гармонизации, упорядочения, что составляет высший слой в иерархии личных ценностей. Следовательно, развитие личности в условиях социальнокультурной деятельности на основе педагогической регуляции осуществляется с использованием достижений отечественной и зарубежной науки, новых идей и научных концепций, позволяющих осуществить содействие ценностно-ориентированному росту личности нового времени.
Парадигма педагогического регулирования обеспечивает интегративную психологопедагогическую и творчески-рефлективную деятельность по развитию личности в условиях социально-культурной деятельности, определяет формы, специфику условий.
Парадигмальный подход к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности обосновывается необходимостью разработки теоретико-методологической сущности целостного взгляда на развитие личности.
Парадигма педагогической регуляции процесса развития личности в условиях социально-культурной деятельности выстраивается через призму бинарных оппозиций, которые просматриваются во всех инвариантных компонентах: направленности, целях, средствах их достижения, позволяет усилить динамику научного поиска.
В контексте нашего анализа парадигма педагогического регулирования развития личности в условиях социально-культурной
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 110
Ф
19.03.2013 12:30:51
ф
ф
деятельности основывается на теоретических основаниях скачкообразного взаимодействия с внешними полями.
Особый ракурс понимания процесса развития личности зафиксирован в исследованиях С. Л. Рубинштейна, который рассматривает его как совокупность вещей и явлений, соотнесенных людьми, как организованную иерархию способов существования, как совокупность вещей и людей, в которую включается то, что относится к человеку, что может быть для него значимо, на что он направлен [3, с. 390].
На наш взгляд, педагогическая регуляция процесса развития личности в условиях социально-культурной деятельности может быть направлена на социум (интересы общества государства) или на личность (индивидуально-личностное развитие), взаимоотношения обоих субъектов могут быть авторитарными или гуманистическими, а содержание — знаниевым или развивающим, технологии рассчитаны на передачу опыта или на развитие личностного начала, в условиях социально-культурной деятельности.
Для объяснения особенностей взаимодействия личности и мира А. Н. Леонтьев ввёл в научный оборот понятие «образ мира», который определялся им как целостный образ объективного мира, интерпретация личностью реальности, позволяющая ей ориентироваться в мире, выступающая как основа ее жизнедеятельности.
А. А. Леонтьев отмечает, что в отечественной психологии «образ мира» понимается, прежде всего, как отображение реального мира, в котором живет и действует человек, одновременно являющийся частью этого мира [2, с. 162].
Личность в условиях социально-культурной деятельности — это понятие сложноорганизованное, многоуровневое взаимодействие, необходимыми условиями развития которого можно считать движение, время и пространство, характеризующие, в свою очередь, социальное бытие культуры личности. В сознании личности, по нашему мнению, педагогическая регуляция определяет отно-
^ Социально-культурная деятельность
шения к действительности.
Сегодня, как считает доктор педагогических наук, профессор А. Д. Жарков, «генеральной целью культурно-досуговой деятельности является повышение общей культуры людей, частными целями — воспитание культуры профессиональной, нравственной, эстетической, физической, правовой, психологической, экологической и т.п. В общем и целом об уровне культуры человека можно судить по его поступкам, повседневному его поведению на работе, в общественных местах, в семье и т.д. Правильные, приемлемые в нашем обществе поступки возникают не сами по себе, они выстраиваются на основе имеющихся убеждений и взглядов. Последние же всегда вытекают из знаний. Чем больше человек знает (имеются в виду не эмпирические, а научные знания), тем объективнее и глубже его взгляды на мир, на природу, на общество, на самого себя, тем крепче его личные убеждения, а стало быть, тем осознаннее и правильнее его поступки» [1, с. 134].
С этой точки зрения развитие личности в современных условиях характеризуется осознанной встречей личности с социальнокультурной деятельностью с детских лет. Социально-культурная среда постепенно раскрывает перед личностью систему своих морально-нравственных принципов и категорий, входящих в ее сознание через категории «добро-зло». Под воздействием социально-культурных структур развитие личности происходит через перцептивнокоммуникативный процесс, в ходе которого в сознании личности происходит освоение духовных ценностей посредством активного участия в коллективах художественной самодеятельности, клубов по интересам и любительских объединений, где происходит интенсивная социализация личности.
Поэтому развитие личности, участвующей в социально-культурной деятельности посредством общения, познавательной деятельности, получает новый «толчок» для свободы действий при освоении нового культурного пространства-времени, через участие в
111
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 111
Ф
19.03.2013 12:30:51
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51)
предметной деятельности. Это активизирует социализацию личности, формирующую отношения к себе, миру, семье, друзьям, товарищам, к среде, к вещам и т.д. Этот процесс будет продолжаться всю жизнь.
Наиболее ответственный этап в развитии личности рефлексивный, который характеризуется тем, что личность активно занимается процессом самопознания, саморазвития, самосовершенствования, самовоспитания. В условиях коллективной социально-культурной деятельности наиболее интенсивно происходит понимание своего внутреннего мира-космоса, способного адаптироваться к современным реалиям. В социально-культурной деятельности личность попадает под действие законов «убеждения», «подражания», «взаимодействия» с внутренним миром личности, где педагогическое регулирование обеспечивает содержательно-смысловую структуру, цементируемую общей целью, научной концепцией или творческим замыслом.
Все это позволяет точнее осуществить процесс поэтапного возрастного целенаправленного развития личности, где на каждом из этапов действуют свои педагогические законы, закономерности, способы воспитательного воздействия. Представляется необходимость напомнить о том огромном стратегическом ресурсе, которым располагает социально-культурная деятельность, позволяющая обеспечить процесс развития личности на основе парадигмального подхода.
Рассматривая процесс развития личности в условиях социально-культурной деятельности с позиции парадигмального подхода, следует особенно подчеркнуть, что педагогическое регулирование через объединение различных теорий, научных концепций, идей и т.д. конкретно как участника коллектива самодеятельного художественного творчества, или любительского объединения, или члена клуба по интересам, или систему социально-культурных программ, акций по различным направлениям: нравственное, эстетическое, патриотическое, художествен но-публицистическое,
112
январь-февраль ^
культурно-развлекательное и т.д.
В ходе эксперимента в Московской, Орловской областях, одновременно с программами, разработанными в общеобразовательной школе с ориентацией школьников на социально-культурную деятельность, разрабатывались программы по критерию преобладающего интереса определенной личности к проблемам политики, экологии, истории, искусству и т.д.
Обозначенные выше два типа социальнокультурных программ в рамках региона были сбалансированы.
Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее активный возраст личности, участвующей в социально-культурной деятельности, — от 20 до 30 лет (35,5%). При анализе ответов выяснилось, что среди людей старше 30 лет, мужчин на 29,6% больше, чем женщин. Активность женщин сдерживают семейные заботы, поэтому она невелика (18,2%). Молодежь до 20 лет занята в основном учебой и не имеет опыта социально-культурной деятельности.
Любопытен факт повышения социальнокультурной активности в развитии личности в условиях социально-культурной деятельности в более зрелом возрасте — от 40 и выше лет. Это интеллигенция — 27,2%, служащие — 25,4%.
Итак, возрастные особенности являются одним из важных показателей социальнокультурного развития личности. Полученные данные свидетельствуют, что самый активный период участия личности в деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа по развитию умений и навыков общественной жизни, интеллигенция — 59%, служащие — 40%. Это люди наиболее занятые, с одной стороны, домашними делами, воспитанием детей в семье, а с другой — основная нагрузка по содержанию семьи ложится на их плечи. К сожалению, многие женщины-матери от 30 до 40 лет не имеют возможности проявить себя в общественно полезной работе в такой же мере, что и мужчины этого же возраста. Здесь выявляются такие сложные проблемы,
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 112
Ф
19.03.2013 12:30:51
ф
ф
как недостаточная сеть дошкольных учреждений, невысокий уровень бытовых условий, особенно в сельской местности и т.д.
В ходе эксперимента выяснилось, что у 81,2% участвующих в специально организованных социально-культурных программах уровень активности поднимался по возрастающей, переходя в потребности, мотивацию, интерес, психологическую установку и т.д.
Активные участники создания социальнокультурных программ специализировались на развитии организаторских склонностей. Они стремились к контактам с людьми, которые могут планировать свою работу, у которых потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Затем коммуникативные и организаторские склонности развивались и совершенствовались по возможности в художественной деятельности. Участие таких молодых людей в создании концертно-зрелищных программ положительно сказывалось на их дальнейшем развитии художественных умений и навыков. Так, из 200 испытуемых 4 балла получили 53 человека. Эти люди быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются художественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации социально-культурных программ, способны принять самостоятельное решение в сложной ситуации.
Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Это группа молодых людей составляла основной состав всех творческих групп при подготовке и проведении социально-культурных программ, как в форме праздников, обрядов, ритуалов, церемониалов, так и — концертнозрелищных программ.
А те участники эксперимента, которые получили высшую оценку — 5, обладают более высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Таких из 200 человек оказалось 47 человек, которые испытывают большую потреб-
^ Социально-культурная деятельность
ность в коммуникативности и организаторской реализации, активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. Эти молодые люди более инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято коллегами. Могут внести оживление в ходе самого трудного дела, любят организовывать разные игры, соревнования. Настойчивы и в художественной деятельности, которая их привлекает.
Исследование показало, что процесс развития организаторских и коммуникативных умений протекает своеобразно и в значительной степени зависит от стиля и методов работы персонала учреждений культуры. Так, у 40% опрошенных выявлен очень высокий уровень коммуникативных умений, у 20% уровень коммуникативных умений и ниже среднего и у 40% — низкий уровень умений.
Контингент испытуемых из более 100 человек посещал Московский Дворец молодежи, в 12 формах работы молодежных объединений, в том числе: образцовая ИЗО-студия, где занимается 23 человека, народный театр эстрадной песни — 28 человек, народный театр-студия «Рыцарь» — 26 человек, народный духовой оркестр — 15 человек, хореографический ансамбль «Щелкунчик» — 20 человек, коллектив современного танца и пластики — 10 человек, шоу-балет «МД-ДАНС»
— 8 человек, школа фотомоделей «Москва»
— 20 человек, эстрадная группа «Бест» — 10 человек, музыкальная студия — 12 человек, народный ансамбль «Парма» — 10 человек, эстрадные рок-группы: «Враг врага»
— 5 человек; «Плава лагуна» — 5 человек; «Орион» — 4 человека; «Каменный цветок»
— 4 человек; «Проект» — 4 человека.
Проведенный эксперимент показал, что развитие знаний, умений и навыков социальнокультурной деятельности эффективно проходит через педагогическое регулирование.
На первоначальном этапе развития орга-
113
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 113
Ф
19.03.2013 12:30:51
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
низационных и коммуникативных способностей перерастает в потребность личности осознание окружающей действительности и поиск смысла человеческого существования — 30,8%. Достижение успеха даже при первых шагах в освоении знаний, умений и навыков социально-культурной деятельности имеет важную роль — 30,8%.
Пройдя первоначальный этап освоения элементов исполнительского мастерства, создание творческих показов на основе жизненного материала и литературных источников для участников художественной самодеятельности стало движущим мотивом овладения произведениями искусства, стремлением испытать «муки и радости» творчества
— 55,5%. Продолжением в связи с этим является желание выразить собственную взволнованность и соотнести ее с автором произведения, раскрыть собственное видение «картины мира», свое понимание жизни, создать атмосферу программы — 44,4%.
Все это обуславливает стремление личности к духовному очищению и возрождению (катарсису), которому способствует творческий процесс — 33,3%. К этой группе мотивов относится желание самосовершенствования и преобразования жизни, самоутверждения и реализации способностей
— 32,9%.
Стремление к поиску истины человеческого существования, к вскрытию причин несовершенства личности и окружающей его действительности — 72,7%, желание личности выразить собственную взволнованность, соотнести ее с коллективом, воздействовать на аудиторию, раскрыть собственное видение мира, свое понимание жизни — 62,6%.
В коллективах художественной самодеятельности была выявлена следующая послеПримечания
довательность мотивов: на первом месте стремление создать гармонический творческий коллектив из креативных личностей — 38%, на втором — желание выразить собственную жизненную позицию во всех формах социально-культурной деятельности
— 31%. Далее — создание нового оригинального произведения искусства; поиск истины человеческого существования, позитивное эмоциональное воздействие на людей, раскрытие собственного видения мира, самосовершенствование и преобразование жизни
— 31%.
Иерархия мотивов развития личности на основе парадигмы педагогической регуляции социально-культурной деятельности показывает возможности многоуровневого процесса. Здесь движущие мотивы определяются взаимозависимыми целями, которые субъект (самоактивно или под давлением окружения) ставит самому себе. Сами же цели причинно определяются не столько динамикой внешней среды и сиюминутными потребностными тяготеньями, сколько укоренившейся в глубинах психики (осознаваемой в большей или меньшей степени) системой ценностей, то есть значимых смыслов и высоко актуальных отношений. Ценности же, в свою очередь, конкретизируют высшие идеалы, которые незримо присутствуют в психическом мире каждой личности, хотя детьми (да и многими взрослыми) вербализуются достаточно редко.
Поэтому парадигмальный подход — это эффективный метод развития личности, вне зависимости от ясности осознания ценностей и идеалов, которые в конечном счете организуют внешнюю активность личности, являясь своего рода «стратегической картой» ее жизненного маршрута.
1. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. — Москва : МГУКИ, 2007.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1975.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Москва ; Санкт-Петербург, 2004.
4. Фельдштейн, Д. И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития / Д. И. Фельдштейн // Образование и общество. — Орел, 2008. — № 3.
Ф
114
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 114
Ф
19.03.2013 12:30:51