ф
^ Социально-культурная деятельность
4. Косарецкая, С. В. Неформальные объединения молодежи: профилактика асоциального поведения : учебно-методическое пособие / С. В. Косарецкая. — Санкт-Петербург : КАРО, 2006.
5. Кулагин И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагин, В. И. Колюцкий. — Москва, 2001.
6. Левашова, Е. Л. Неформальные объединения как форма самоорганизации российской молодежи и фактор влияния на современную молодежную политику / Е. Л. Левашова. — Санкт-Петербург, 2012.
7. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория / Н. Н. Ярошенко. — Москва : МГУКИ, 2000.
<У/ СОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 379.8:001.891.572
С. С. Моисеев
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
Ф
В статье представлена модель педагогического процесса по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности, представляющая собой ряд взаимосвязанных блоков: целевой; содержательно-функциональный; диагностико-результативный, и позволяющая наиболее эффективно осуществлять данный педагогический процесс.
Ключевые слова: модель, формирование гражданско-правового сознания молодежи, средства социально-культурной деятельности.
In clause the model of pedagogical process on formation of civil-law consciousness of youth by means of welfare activity representing a number of the interconnected blocks is submitted: target; substantial — functional; diagnostiq — productive and allowing most effectively to carry out the given pedagogical process.
Keywords: model, formation of civil-law consciousness of youth, means of welfare activity.
Сформированность гражданско-правового сознания у молодежи, правомерное поведение граждан являются главными признаками правового государства, обязательными условиями его построения, что требует переориентации ценностей и изменения гражданскоправового сознания граждан. Ни одна из актуальных задач, стоящих перед современным российским обществом, не может быть решена без обеспечения прав и свобод граждан, без законности и правового порядка, без верховенства закона и гарантированности прав граждан.
Встречающиеся негативные явления в
молодежной среде, с одной стороны; недостаточность использования средств педагогической деятельности в формировании гражданско-правового сознания молодежи, с другой; а также приоритетная роль социально-культурной деятельности как ведущей формы жизнедеятельности молодого человека, — изменяют систему взглядов на проблему формирования у молодежи гражданско-правового сознания и актуализируют рассматриваемую проблему. Таким образом, проблема использования средств социально-культурной деятельности в формировании гражданско-правового сознания
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 155-160 155
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 155
Ф
19.03.2013 12:30:55
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
молодежи требует научного исследования.
Педагогические явления, в том числе формирование гражданско-правового сознания молодежи, относятся к числу достаточно сложных, поэтому с целью изучения подобных явлений широко используется педагогическое моделирование.
Метод моделирования позволяет обеспечить целостное видение педагогической проблемы, ее системную структуру, взаимосвязь компонентов, дает возможность прогнозировать изменение условий ее реализации. Умение конструировать модели педагогических объектов, находить наиболее приемлемые варианты деятельности, оценивать их эффективность для своей работы качественно влияет на все виды педагогической деятельности в целом [1].
Моделирование в педагогике заключается в описании педагогической деятельности по созданию модели.
Вне зависимости от контекстного наполнения педагогической деятельности обычно бывает необходимо построить модель процесса формирования чего-либо. В общем виде процесс педагогического моделирования состоит из построения модели, оптимизации модели, выбора модели (принятие решения).
Модель (в широком смысле) — это мысленный или условный образ, изображение, описание, схема и т.п. какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве «заменителя» данного объекта, процесса или явления для изучения реального моделируемого объекта (процесса или явления).
Для того чтобы создаваемая модель соответствовала своему назначению, необходимо, чтобы она отвечала ряду требований, обеспечивающих ее функционирование.
Требования, предъявляемые к моделям, изложены в работах А.М. Новикова и Д.А. Новикова [2].
Среди основных требований: ингерент-ность, простота модели, ее адекватность.
Наиболее распространённым в педагогике типом моделей является структурнофункциональная модель, в основе которой лежат сущностные связи и отношения между
компонентами системы. Все структурнофункциональные части модели должны описывать логику взаимодействия предмета и субъекта моделирования, а также образовательной среды, в которой взаимодействуют все участники педагогического процесса.
Формирование гражданско-правового сознания молодежи представляет собой последовательную смену этапов, которые направлены на достижение конечной цели.
Поэтапность формирования гражданскоправового сознания молодежи позволяет выделить основные блоки модели, направленной на достижение цели, решение основных задач.
Разработанная нами педагогическая модель представляет собой ряд взаимосвязанных блоков:
1) целевой, включающий в себя социальный заказ общества на формирование гражданско-правового сознания молодежи, цель, задачи и организационнопедагогические условия осуществления деятельности;
2) содержательно-функциональный, включающий средства, факторы, функции, принципы, содержание, формы и методы формирования гражданско-правового сознания молодежи;
3) диагностико-результативный, характеризующий критерии, показатели и уровни сформированности гражданско-правового сознания молодежи (см. рисунок 1).
Итак, основанием моделирования процесса формирования гражданско-правового сознания молодежи средствами социальнокультурной деятельности выступает социальный заказ общества, который отражен в новом Законе РФ «Об образовании», в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, программе воспитания демократической гражданственности и образования в области прав человека, принятой Советом Европы 15 января 2003 года и признанной Российской Федерацией.
В статье 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования» Закона
156
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 156
Ф
19.03.2013 12:30:55
ф
ф
РФ «Об образовании» от 29.12.2012, говоря о гуманистическом характере образования, указывается на приоритетность «...жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры.» [3, с. 8].
В последнее время в нашем обществе все больше возрастает роль гражданскоправового сознания граждан, что вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, ростом ответственности человека за свою судьбу.
На рисунке 1 представлен целевой блок модели, который включает цель — формирование гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности, достижение которой требует создания ряда организационно-педагогических условий.
Нами были определены следующие организационно-педагогические условия формирования гражданско-правового сознания молодежи: осмысление сущности гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности; использование средств социальнокультурной деятельности в формировании гражданско-правового сознания молодежи; построение деятельности по формированию гражданско-правового сознания молодежи с помощью педагогического моделирования; деятельностная опосредованность педагогического воздействия на формирование личности молодых людей, обусловленная эмоционально-образной спецификой социально-культурной деятельности; осуществление целенаправленной подготовки педагогов-организаторов по проблеме формирования гражданско-правового сознания молодежи в процессе социально-культурной деятельности; осуществление педагогической деятельности по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности на основе авторской педагогической
^ Социально-культурная деятельность
программы; проведение оценки эффективности педагогической деятельности по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности с помощью разработанного критериального аппарата.
Поставленная цель, ее теоретическая разработка позволили выдвинуть в качестве задач:
1) формирование когнитивного компонента — формирование сведений, гражданскоправовых знаний.
2) формирование мотивационноаксиологического компонента гражданскоправового сознания молодежи, который включает: развитие потребностей и мотивов в формировании гражданственности и правосознания, в правовых отношениях, в соблюдении законности и правопорядка.
3) формирование деятельностноповеденческого компонента гражданскоправового сознания молодежи.
Гражданско-правовое сознание личности выражается в следующих составляющих — в осознанности гражданско-правовых отношений, действий; в ценностном отношении и желании формировать собственную гражданственность и правосознание; в правовых культурных отношениях и ориентациях, в деятельности по их реализации и в результатах реализации.
Содержательно-функциональный блок
модели характеризует используемые и учитываемые в формировании гражданскоправового сознания молодежи: средства социально-культурной деятельности; основные факторы формирования гражданскоправового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности; принципы; содержание, реализуемое в ходе реализации программы «Закон и право»; функции, формы и методы педагогической работы.
Для формирования гражданско-правового сознания молодежи использовались следующие средства социально-культурной деятельности: живое слово, печать, телевидение, музыка, изобразительное искусство, киноискусство и фотография, литература, спорт,
157
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 157
Ф
19.03.2013 12:30:55
Формирование гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
Социальный заказ: сформированность гражданско-правового сознания молодежи
Цель: формирование гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности
Организационно-педагогические условия формирования гражданско-правового сознания молодежи: осмысление сущности гражданско-правового сознания; использование средств социальнокультурной деятельности в формировании гражданско-правового сознания молодежи; построение деятельности с помощью педагогического моделирования; деятельностная опосредован-ность педагогического воздействия на формирование личности молодых людей, обусловленная эмоционально-образной спецификой социально-культурной деятельности; осуществление целенаправленной подготовки педагогов-организаторов; осуществление педагогической деятельности на основе авторской педагогической программы; использование критериального аппарата о Sc
Задачи: 5х
формирование когнитивного компонента гражданскоправового сознания молодежи формирование мотивационноаксиологического компонента гражданско-правового сознания молодежи формирование деятельностноповеденческого компонента гражданско-правового сознания молодежи о
1 Средства социально-культурной деятельности: живое слово, печать, телевидение, музыка, изобразительное искусство, киноискусство и фотография, литература, общение и т.д. 1
Фак-
торы
к
к
о
S
ЕГ
Принципы
• личностной направленности;
• личностной самоценности;
• дифференцированного подхода;
• активности;
• деятельностного подхода;
• добровольности;
• доброжелательности;
• интегративности;
• коллективизма и др.
Содержание
программа «Закон и право» по формированию гражданскоправового сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности
Функции
• рефлексивноаналитическая,
• коммуникативнорегулирующая,
• ценностноориентированная;
• праворегулятивная,
• диагностикорегулирующая
Формы и методы
формы:
массовые;
групповые;
индивидуальные
методы:
социологических исследований; формирования общественного сознания личности; организации деятельности и поведения; метод учебнопознавательной самообразовательной деятельности
I I
Критерии сформированности гражданско-правового сознания молодежи:
когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческо-деятельностный
Показатели сформированности: знание и понимание основных правовых понятий и норм; ин-териоризацию нормативных предписаний в сферу личностных ценностей; законность, активность, результативность, стереотипность деятельности по применению правовых норм
Уровни: репродуктивный (низкий), интерпретирующий (средний), креативный (высокий)
Результат: повышение уровня сформированности гражданско-правового сознания молодежи ----------Ржиуник-^тПеднгитжчегкая-жиделБ-форжжроБания-тражданикп-праБовото---------
сознания молодежи средствами социально-культурной деятельности
О
о
N
о
S
о
X
g
S'
о
Оо
§ « о
Ф
158
02 Vestnik MGUKI 2013 1 +.indd 158
Ф
19.03.2013 12:30:55
ф
ф
общение с окружающими людьми и т.д.
Продуктивность педагогического процесса во многом зависит от факторов. В процессе формирования гражданско-правового сознания молодежи средствами социальнокультурной деятельности возникает множество путей взаимодействия между внутренним состоянием личности и внешними условиями. Мы строили педагогическую деятельность с учетом следующих основных факторов.
К педагогическим факторам мы относим: изучение политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение молодежи в интересах правопорядка; включение молодых людей в совместную социально-культурную деятельность; наличие четко сформулированных целей и пр.
К организационным факторам мы относим: эффективные современные способы организации социально-культурной деятельности по формированию позитивного отношения к закону, праву, знанию гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом; участие в акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка; организацию правовых объединений с государственными структурами при реализации социальных и социокультурных проектов и пр.
Формирование гражданско-правового сознания молодежи — сложный, многогранный процесс, функционирующий на основе комплекса педагогических принципов. Принципами педагогического процесса называют систему основных требований, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач формирования и развития личности.
Принципы в социально-культурной сфере — это исходные фундаментальные положения, в которых отражаются характерные черты и закономерности социально-культурного процесса. Мы выделяем следующие принципы в нашей модели: личностной направленности, личностной самоценности, дифференцированного подхода, активности, деятельностного подхода, добровольности, доброжелатель-
^ Социально-культурная деятельность
ности, интегративности, коллективизма.
Комплексное воздействие на личность молодого человека происходит через социальнопедагогические функции. Нами выделены следующие основные функции: рефлексивноаналитическая, коммуникативно-регули-рующая, ценностно-ориентированная, праворегулятивная, диагностико-регулирующая.
Среди форм социально-культурной деятельности, позволяющих формировать гражданско-правовое сознание молодежи, нами отмечены: массовые: праздники, ролевые игры, экскурсии, тематические вечера, отчеты, лектории, конференции, конкурсы, вечера вопросов и ответов; групповые: видеофильмы, устный журнал, диспуты, дискуссии, викторины, «круглые столы», тренинги; индивидуальные: беседы, консультации и пр.
Основными методами формирования гражданско-правового сознания молодежи являются:
• методы социологических исследований: опрос, наблюдение, эксперимент;
• методы формирования общественного сознания личности: убеждение, внушение, беседы, лекции, рассказ, дискуссии [4, с. 75—76];
• методы организации деятельности и поведения: упражнения, педагогические ситуации, кейс-стади и др.;
• метод учебно-познавательной самообразовательной деятельности: работа с литературными источниками и материалами, взаимный обмен информацией, просмотр видео-, аудиовизуальных материалов и пр.
Диагностико-результативный блок включает критериальный аппарат: критерии, показатели и уровни сформированности гражданско-правового сознания молодежи, а также — результат.
При выделении критериев результативности мы использовали уровневый подход, фиксирующий переход, последовательность некоторых этапов развития.
Мы выделяем высокий (креативный); средний (интерпретирующий); низкий (репродуктивный) уровни сформированности гражданско-правового сознания молодежи.
159
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 159
Ф
19.03.2013 12:30:55
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51)
В качестве критериев данного педагогического явления выступают качества, свойства изучаемого объекта, которые дают возможность судить о его состоянии и уровне развития, а показатели характеризуют меру сфор-мированности того или иного критерия.
Формирование гражданско-правового сознания молодежи средствами социальнокультурной деятельности осуществляется на основе педагогического воздействия на когнитивную, мотивационно-ценностную, поведенческо-деятельностную сферы.
Когнитивный критерий, предлагаемый нами для оценки эффективности процесса формирования гражданско-правового сознания молодежи средствами социальнокультурной деятельности, предполагает: понимание сущности государства и права, их роли в обществе, знание основных правовых источников, основных положений Конституции РФ, основных прав и свобод гражданина; понимание основных правовых дефиниций; знание законов, основных положений ведущих правовых отраслей.
Мотивационно-ценностный критерий характеризует направленность отношений человека к обществу, к самому себе. В качестве компонентов мотивационной сферы мы рассматриваем осознание молодым человеком ценности права, гражданского общества современной России; ценности своего правового статуса, права и свободы других людей; преобладание мотивации высших категорий в собственной правовой деятельности. Мотивационный-ценностный критерий является своего рода энергетическим запасом личности в реализации глубинных стимулов
январь-февраль ^
трудовой, профессиональной деятельности, с помощью которого соотносятся внешние и внутренние факторы регуляции поведения.
Поведенческо-деятельностный критерий крайне важен для формирования гражданско-правового сознания молодежи. Поведенческий критерий отражает личностный уровень сформированности гражданско-правового сознания человека, демонстрирует степень пассивно-активного отношения человека к своим обязанностям, предрасположенность личности к реальным действиям. Этот критерий характеризует правомерность, инициативность; правовую результативность в повседневной жизни, активное участие в пропаганде правовых знаний и в правоохранительных мероприятиях.
Показателями сформированности гражданско-правового сознания молодежи являются следующие: знание и понимание основных правовых понятий и норм; инте-риоризация нормативных предписаний в сферу личностных ценностей; законность, активность, результативность, стереотипность деятельности по применению правовых норм.
Результатом педагогической деятельности является повышение уровня сформиро-ванности гражданско-правового сознания молодежи.
Таким образом, педагогическая модель по формированию гражданско-правового сознания молодежи средствами социальнокультурной деятельности состоит из взаимосвязанных между собой блоков, при интеграции которых повышается эффективность осуществляемой педагогической работы.
Примечания
1. Кагарманова, Г. Г. Подготовка будущих учителей к педагогической деятельности на основе ее моделирования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. Г. Кагарманова. — Стерлитамак, 2007.
2. Новиков, А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — Москва : Эгвес, 2004. — 120 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Социально-культурная деятельность : [краткий курс лекций для подготовки к государственному экзамену] / науч. редактор Е. И. Григорьева. — Тамбов, 2007.
Ф
160
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 160
Ф
19.03.2013 12:30:55