Банковский менеджмент
ПАРАДИГМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Л. Ю. ПИТЕРСКАЯ, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой денежного обращения и кредита E-mail: lpiterskaya@ yandex.ru
Д. Я. РОДИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита E-mail: [email protected] Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
В статье отмечается, что на современном этапе развития финансово-кредитных отношений в условиях глобализации, индивидуализации спроса на финансовые и банковские услуги, постоянных технологических и продуктовых инноваций движущей силой долгосрочного развития национальной банковской системы является повышение устойчивости функционирования и эффективности деятельности кредитных организаций.
Ключевые слова: стратегический банковский менеджмент, финансовая устойчивость, корпоративное управление, модель устойчивого развития, финансовый леверидж, рентабельность капитала банка.
В современных условиях успешное функционирование и развитие коммерческих банков в решающей степени зависит от адекватной оценки менеджментом и акционерами перспектив развития национального и международного рынка банковских услуг, а также анализа возможностей банков по сохранению и укреплению своих рыночных позиций.
В этих условиях наиболее перспективной стратегией развития банка является его ориентирован-
ность на развитие финансового бизнеса в соответствии с планами и интересами государства, которое обеспечивало бы введение ограничений на вывод и ввоз краткосрочного капитала, формирование комплексной системы управления банковскими рисками.
Кризисная составляющая экономического развития, а также недооцененные риски могут привести к невосполнимым финансовым потерям для кредитных организаций. Так, кризис ликвидности увеличивает вероятность дефолта отдельных корпоративных заемщиков, снижает качество портфелей потребительских ссуд, что влечет за собой проблемы невозврата полученных кредитов. Поэтому важным направлением стратегии развития российских коммерческих банков является диверсификация портфелей и инструментов, позволяющая минимизировать принимаемые риски.
Финансовый кризис, разрушивший модели либеральной экономики, выявил системные риски банковского сектора, действие которых усиливаются с его развитием. Для обеспечения
эффективности финансового регулирования необходимо разработать институциональный механизм управления банковскими рисками, нацеленный на устойчивое развитие как коммерческих банков, так и национальной банковской системы страны в целом и привлекательный для отечественных и иностранных инвесторов.
В условиях глобального кризиса проблема поиска инструментов и методов привлечения капитала, который обеспечит устойчивость банка, приобретает актуальное значение.
Формулируя стратегию устойчивого развития отечественных банков, необходимо отойти от спекулятивной модели развития финансовых институтов, основанной на низкой монетизации, сверхвысокой доходности и спекулятивных инструментах иностранных инвесторов. Стратегия развития российских банков должна основываться на взвешенных решениях и выявлении новых подходов к исследованию особенностей развития банков на основе формирования новой системы управления.
Глубина наблюдаемого кризиса и системность возникших проблем позволяют предположить, что затронутыми оказались фундаментальные основы финансовой глобальной архитектуры. Кризис финансовой глобализации усиливает неопределенность движения финансового капитала и связанных с нею последствий рисковых ситуаций. Следовательно, выбор стратегий устойчивого развития банков, ориентированных на финансовые ресурсы внутреннего рынка, должен формироваться на основе заранее просчитываемых сценариев функционирования национального и глобального финансового рынков. Повышение надежности отечественной банковской системы должно стать одним из основных направлений развития посткризисной экономики. В связи с этим в значительной мере возрастает ответственность регулятора, акционеров и высших менеджеров за правильное определение приоритетных направлений развития банка и формирование его стратегии.
Само понятие «стратегия» имеет очень разнообразные определения в научной литературе. В зависимости от целей исследования определение стратегии может быть как предельно общим, так и очень сложным и специальным. Вместе с тем почти любое определение содержит или подразумевает цели и пути их достижения. Выявим основные особенности развития категорийного аппарата стратегического менеджмента в банковской среде на базе приемов и методов системного анализа.
Анализ современных подходов к определению категории «стратегия» выявил большое многообразие ее смысловых значений.
Стратегия может выступать в следующих трактовках:
— совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение устойчивого конкурентного преимущества в динамическом развитии индивида;
— принимаемые решения, которые являются движущей или формирующей силой для большинства совершаемых компанией действий;
— совокупность целенаправленных действий по созданию конкурентных преимуществ с помощью отличительных и характерных методов и приемов [2];
— искусство быстрых преобразований, портфель инициатив, направленных на рост компании и ее стоимости.
В большинстве определений основной смысл сконцентрирован на факторах конкурентного преимущества и конкурентоспособности. Несколько иным подходам привержены В. И. Найденков и А. Н. Петров, которые рассматривают стратегию как механизм достижения поставленной цели [4]. Экономисты Н. Е. Егорова и А. М. Смулов находятся на позициях дедуктивного подхода к сущностной природе стратегии коммерческого банка, под которой понимают комплекс частных стратегий развития отдельных направлений в качестве приоритетного пути по реализации генеральной концепции банка. В этом случае частные стратегии реализуются посредством разработки отдельных направлений деятельности банка (кредитная политика, процентная политика, региональная политика, политика управления банковскими рисками) [3].
Экономист В. С. Соловьев представляет стратегию банка в качестве основного, ведущего направления поэтапного достижения поставленных целей [4]. Сходной позиции придерживается Бенгт Карлофф, который отмечает, что стратегия представляет собой модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов. Можно согласиться с мнением американских исследователей Л. Фаэйля и Р. Рэндела, которые утверждают, что стратегия — это серия решений, действий и событий, связанных с масштабом, обликом и целями деятельности экономических субъектов. В этом контексте целесообразно привести определение стратегии И. Ансоффа: «По своему существу стра-
тегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» [1].
Учитывая это, стратегию можно определить как комплекс долгосрочных целей развития банка и путей их достижения, направленных на получение банком конкурентных преимуществ. Под конкурентными преимуществами понимаются выгодное финансовое и социальное положение банка по сравнению с конкурентами, которое достигается эффективным привлечением и размещением ресурсов, высокой потребительной ценностью предлагаемых банковских продуктов и услуг при низком уровне затрат. При этом воздействие на банк со стороны конкурентов, безусловно, учитывается с точки зрения реакции потребителей на конечный банковский продукт. Необходимо понимать, что стратегия банка должна разрабатываться во взаимосвязи с имеющимися ресурсами и возможностями банка по предложению заявленного ассортимента продуктов и услуг.
На основании проведенного исследования авторами сделан вывод о разноплановом, диалектическом, многокритериальном и двуедином подходе к сущностной природе стратегии, который учитывает интересы банка как финансово-кредитного института, так и общества в целом. С точки зрения авторов, стратегия банка в общем виде показывает вектор его позитивного развития в целях удовлетворения экономических потребностей общества
Кредитно-финансовые институты, банки, небанковские финансово-кредитные организации
>
Методы
>
Инструменты
Информационные технологии
Субъектно-объектные связи стратегического банковского менеджмента (авторская разработка)
под воздействием регулятивных норм и правил центрального банка и движущих сил конкурентной среды. С точки зрения реализации частных целей стратегического развития (для достижения максимальной эффективности, прибыльности, конкурентоспособности банковского бизнеса и максимизации его стоимости), акционерам и топ-менеджерам банков целесообразно выстраивать системы управления на основе матричных и когнитивных моделей финансового поведения и передовых управленческих технологий. Такой подход необходим для разработки эффективных бизнес-процессов, отвечающих требованиям системности, комплексности и сбалансированности и базирующихся на применении общего и индивидуального набора инструментов менеджмента.
Графическое изображение авторской позиции в понимании двуединого подхода сущностной природы стратегии банка представлено на рисунке посредством субъектно-объектных связей по реализации управленческого процесса. Стратегия разрабатывается и реализуется как для банка в целом, так и для его отдельных структурных подразделений и бизнес-едениц. При этом выделяются различные уровни стратегий в зависимости от того, для какой организационной единицы она разрабатывается.
С помощью оценки функционирования управленческих систем крупных федеральных и региональных банков на основе критериев надежности и устойчивого их развития авторами выявлено, что банковский менеджмент опирается на четко выраженную корпоративную стратегию. В то же время значительное число мелких и средних банков функционируют только исходя из состояния внешней среды, не имея долгосрочных приоритетов своего развития и корпоративной стратегии. В этом случае нужно отметить, что такие банки не ориентируются на надежность, стабильность и устойчивость своего развития.
Под устойчивостью развития кредитно-финансового института понимается способность банка в динамичных условиях рыночной среды
Рынок банковских и финансовых услуг
противостоять негативным внешним и внутренним факторам, обеспечивая надежность вкладов юридических и физических лиц, защищать интересы акционеров и своевременно выполнять свои обязательства по обслуживанию клиентов, что в целом определяет стабильность и ритмичность прироста прибыли.
Понятие «устойчивый банк» — это более фундаментальное понятие. Оно первично по отношению к понятию «надежный банк». Надежность зависит от устойчивости. Надежный банк — это не всегда устойчивый банк, а устойчивый банк, — это всегда надежный банк. С позиции клиента можно надеяться, что банк не обманет, с позиции акционера или сотрудника банка можно надеяться на реализацию своих интересов, но это еще не означает, что эта надежда в полной мере соотносится с полной устойчивостью. Банк, будучи надежным, может выполнять свои обязательства перед клиентом, но это будет идти в разрез с его устойчивостью и может привести к убыткам. В целях конкретизации функциональных ожиданий различных субъектов финансово-кредитных отношений к понятиям «финансовая устойчивость» и «надежность», которые относятся к коммерческим банкам, следует использовать триединый подход к их пониманию со стороны клиентов, менеджеров, акционеров и государства как общественного регулятора. В свою очередь понятие «финансовая устойчивость банка», с точки зрения авторов, можно рассматривать в следующих временных горизонтах: устойчивость — как запас; устойчивость — как поток; устойчивость — как прогноз. В этой связи информационной базой для определения уровня финансовой устойчивости служат статические и динамические балансы банка с определенной периодичностью их составления. Финансовая устойчивость коммерческого банка характеризуется достаточностью собственного капитала, его доходностью, отношением к активам (мультипликация), уровнем рентабельности банка, ликвидности и платежеспособности. Объединение макро- и микроподходов к сущности финансовой устойчивости и специфики банка как финансово-кредитного института позволило определить финансовую устойчивость как закономерный, последовательно изменяющийся во времени процесс банковской деятельности, направленный на поступательное движение ее параметров посредством эффективного использования ресурсов. Финансовую устойчивость можно определить как комплексный процесс, включающий выявление и систематизацию влияющих на нее факторов, выбор
критериев, показателей и индикаторов текущей и перспективной оценки, постоянный мониторинг происходящих изменений, разработку управленческих решений на основе выявленных отклонений от целевого уровня.
В развитии системы стратегического банковского менеджмента авторами выделены созидательный, функциональный, исполнительный и результирующий уровни стратегии развития. Созидательный уровень предусматривает формулирование миссии и формирование общей корпоративной стратегии финансового поведения банка. В нем заключен вектор долгосрочного развития банка. Каждое направление уровня функциональных составляющих корпоративной стратегии представляет собой программу действий банка в соответствующей структуре общей иерархии управления в целях достижения определенных качественных показателей, характеризующих будущее состояние банка. Среди функциональных стратегий авторами выделяются: маркетинговая стратегия, информационная стратегия, финансовая стратегия, стратегия управления персоналом, а также инвестиционная, инновационная и деловая стратегии.
Финансовая стратегия как главная составляющая корпоративной стратегии финансового поведения банка направлена на достижение определенного роста рыночной стоимости банка, его акций, на рост показателей ROA, ROE (при соблюдении нормативов Базельского комитета по достаточности капитала, степени риска и ликвидности). Цель маркетинговой стратегии: рост доли рынка банковских услуг, разработка и внедрение финансовых инноваций и технологий, развитие качественно новых сегментов и их емкости. Целевым критерием информационной стратегии является формирование банковского инфоком-муникационного пространства. Банк будущего нельзя представить без внедрения IT-технологий, которые ориентированы на формирование и проникновение информационных потоков во все направления деятельности банка и в архитектуры хранения сейфов данных.
Исполнительный уровень корпоративной стратегии, обычно линейно-штабной, предусматривает реализацию конкретных программ отраслевых направлений деятельности банка посредством определенных инструментов, методов и приемов. Результирующий уровень корпоративной стратегии направлен на формирование рыночной устойчивости коммерческого банка на рынке банковских услуг в определенном секторе или сегменте. Этому
способствует диверсификация, универсализация и специализация деятельности банка.
Пределы развития специализации и кооперации финансового капитала определяются взаимосвязями между уровнями специфики активов, комплексности транзакций, сосредоточения функционирования на выделенном секторе или сегменте рынка, внедрения инновационных финансовых продуктов и технологий. Диверсифицированный рост оправдан в тех случаях, когда направление бизнеса не дает банку (как институциональной единице) возможностей для дальнейшего развития в пределах отраслевого сегмента.
В рамках сформулированной парадигмы стратегического банковского менеджмента его конечной целью является достижение стабильного, надежного, устойчивого и эффективного развития банка. Особый интерес при формировании и реализации концепции развития банка в рамках проведенного исследования представляет разработка финансовой стратегии устойчивого развития банка. Финансовая стратегия банка формируется в рамках функционального уровня общей корпоративной стратегии банка. Эта стратегия реализуется в рамках исполнительного уровня корпоративного банковского менеджмента посредством выработки отдельных направлений банковской политики. Авторами выделены следующие направления финансовой стратегии банка: кредитная политика, депозитная политика, политика управления ликвидностью, риск-менеджмент, процентная политика управления активами и пассивами. Поиск оптимальных соотношений между прибыльностью бизнес-процессов и уровнем принимаемых рисков осуществляется в рамках теоретических концепций финансового менеджмента. Параметрами доходности проводимых активных операций банка являются объемы депозитных и инвестиционных продуктов банка, рентабельность которых определяется сценарием развития макроэкономической ситуации. Ограничениями параметров активных операций банка являются величина его собственного капитала, факторы поддержания банковской ликвидности, риски и лимиты, определяющие объемы и структуру финансовых инструментов.
Эффективность деятельности коммерческого банка как социально значимого финансово-кредитного института зависит от степени удовлетворения потребностей клиентов, населения, предпринимателей в обеспечении финансовыми услугами. Она достигается в результате: экономического взаимодействия финансово-хозяйственных субъектов в
рыночной среде; движения банковского капитала в специфических условиях его функционирования; влияния внутренних факторов развития кредитных организаций и их саморазвития. В этой связи экономическая эффективность деятельности коммерческих банков авторами определяется как многоаспектное и многокритериальное понятие, что предопределяет многокомпонентность итогового показателя эффективности и его непосредственную связь с целями деятельности кредитных организаций, которые реализуются в рамках стратегии управления. В связи с этим современная парадигма банковского менеджмента предполагает необходимость переориентации деятельности коммерческих банков с целевых установок, направленных на получение краткосрочных результатов в виде прибыли, рентабельности продаж, занимаемой доли рынка, на достижение долгосрочных целей: рост капитализации и увеличение стоимости бизнеса за счет предоставления клиентам большей ценности в виде банковских продуктов и услуг, максимизации финансового левериджа, чистой приведенной стоимости и экономической добавленной стоимости банка. Рост этих показателей будет свидетельствовать о повышении конкурентоспособности, надежности и финансовой устойчивости банка. При этом следует отметить взаимосвязь и противоречия рассматриваемых долгосрочных и краткосрочных целевых установок. С одной стороны, реализация корпоративного интереса в виде получения прибыли, направленной на реинвестирование, является отправным пунктом достижения долгосрочных целей посредством расширения кредитного поля, создания инновационных финансовых продуктов и технологий, что положительно сказывается на формировании благоприятного имиджа банка. С другой стороны, погоня за прибылью, выражающей частный корпоративный интерес, может привести к утрате социальной миссии банка, его функции как общественного финансово-кредитного института. Таким образом, вектора краткосрочных и долгосрочных целей банка будут совпадать при росте его капитализации и экономической добавленной стоимости. Наращивание собственного капитала позволяет банку выполнять обязательства перед кредиторами, а также достигать оптимального соотношения между активами и пассивами. Со стороны общества рост капитализации банка повышает доступность к кредиту для различных категорий экономических субъектов, снижает воздействие рисков банковских операций посредством достаточности капитала, создает условия роста экономического доверия со стороны клиентов.
Показатели эффективности деятельности коммерческого банка могут варьироваться в зависимости от целевой ориентации банковского менеджмента. Положительные денежные потоки и рост прибыли предполагают контроль за показателями доходов, процентной и банковской маржой, прибылью на акцию ESP. Ориентация на повышение рентабельности деятельности банка предусматривает расчет показателей рентабельности активов ROA, рентабельности капитала ROE, рентабельности инвестиций ROI, соотношения затрат и доходов CIR. Оптимизация рисков банка выявляет значения стоимости под риском Var, скорректированную на риск рентабельность капитала RAROC, рентабельность, скорректированную на риск капитала RORAC. Рост стоимости бизнеса определяет рыночную добавленную стоимость MVA, экономическую добавленную стоимость EVA, акционерную добавленную стоимость SVA, денежную добавленную стоимость CVA.
Существенным аспектом проведенного исследования является понимание различий между перспективами развития банка, которые определяют выбор моделей оценки его стратегической финансовой позиции в соответствии с приоритетами банковского менеджмента. В качестве приоритетов целеполагания можно выделить следующие позиции: позиция «силы и возможности» (в рамках стратегии финансовой поддержки ускоренного роста банка); позиция «стабильности и возможности» и позиция «силы и угрозы» (в рамках стратегии финансового обеспечения устойчивого роста банка); позиция «низкой конкурентоспособности и угрозы» (в рамках сокращения присутствия на выделенном сегменте рынка). Каждая из моделей стратегической позиции банка реализуется в соответствии с видами и типами финансовой политики. Следуя логике построения финансового поведения и продвигаясь от формулировки целей банковского менеджмента (через разработку методов регулирования, параметров, масштабов) к определению характера воздействия на объект управления, авторы уточнили формулировку финансовых решений в процессе управления эффективностью банковского капитала в рамках выработанной стратегии. Финансовые решения в процессе управления прибыльностью собственного капитала банка представляют собой выбор альтернативных эффективных способов достижения финансовой цели роста благосостояния акционеров путем разрешения конфликта агентских отношений между собственниками, владельцами заемного капитала и
менеджерами. В результате определяются критерии оценки роста стоимости банка: повышение эффективности структуры капитала за счет применения эффекта банковского финансового посредничества и финансового левериджа, согласованного с ростом эффективности его использования (приращение капитализации) и с учетом стратегической финансовой позиции банка.
Эффективность корпоративного управления в условиях посткризисного развития экономики в большей степени сопряжена с успешной реализацией форм акционерных отношений. Формирование системы финансово-кредитных институтов, способных реализовывать функции по трансформации сберегательных ресурсов в инвестиционный капитал, и финансированию и контролю является важной предпосылкой для успешного развития национальной экономики. Роль корпоративного управления в системе банковского менеджмента при реализации модели, при которой крупные пакеты акций сконцентрированы в руках ограниченного числа их держателей, существенно отличается от той роли, которую оно играет при реализации моделей с высокой степенью диффузии акционерного капитала. Оценка сравнительной эффективности указанных моделей корпоративного управления сопряжена с анализом системы поведения инсайдеров и аутсайдеров, которые своим существованием доказали свою жизнеспособность. С точки зрения авторов, определенное преимущество имеет «аут-сайдерская модель» корпоративного управления, которая использует рычаги косвенного контроля за деятельностью банка (через институты независимых директоров и посредством финансовых рынков), в то время как «инсайдерская модель» отражает внутрикорпоративный контроль со стороны ограниченного числа собственников банка. Обозначенные формы аутсайдерского контроля предоставляют значительные преимущества в свете формирования стратегий устойчивого развития банка как финансово-кредитного института: внешние директора осуществляют независимую оценку действий управленческого персонала, а финансовый рынок предлагает систему постоянного контроля за финансовой устойчивостью банка.
В рамках разработанной парадигмы стратегического банковского менеджмента авторы провели сравнительную оценку качественных результатов эффективности деятельности в кризисный период 2008—2009 гг. некоторых банков и обозначили прогнозные показатели в 2010 посткризисном году. Информационной базой проведенного исследова-
ния являлись данные финансовой и аналитической отчетности, отчеты биржевой статистики выбранных банков как публичных финансово-кредитных институтов. В качестве результативного показателя эффективности банковского менеджмента авторами принят показатель нормы прибыли на собственный капитал ROE. Факторными переменными в исследовании обозначены: рыночная капитализация банка, среднедневной оборот по счетам, отношение цены акций к их доходности (P/ E), отношение акций к их номинальной стоимости (P/BV). С точки зрения авторов, представленная выборка исследуемых банков достаточно четко представляет сложившиеся тенденции в банковских системах России и Казахстана, их долю в банковских системах стран СНГ, на развивающихся и развитых рынках.
Как показал анализ функционирования банков в кризисном периоде 2008—2009 гг., большинство показателей имели достаточно низкое значение, что объясняется сжатием денежного предложения, снижением деловой активности экономических субъектов, незначительным приростом величины кредитного портфеля при одновременном росте просроченной ссудной задолженности (см. таблицу). В то же время начиная с середины IV квартала 2009 г. наметилась тенденция к снижению темпов роста просроченной ссудной задолженности. В связи с этим произошло снижение величины резервных отчислений на возможные потери по ссудам у Сбербанка России и Внешторгбанка с 5 до 3,75 %. Темпы инфляции снижаются быстрее, чем ожидалось, побуждая Банк России понижать процентные ставки до 8,0 %. В прогнозируемом периоде на 2010 г. доходность предоставляемых кредитов будет снижаться, что приведет к сокращению чистой процентной маржи Сбербанка России с 7 до 6,5 %. Итогом изменений факторов внешнего рынка может явиться увеличение чистой прибыли Сбербанка России на 1,8 млрд долл. США в рублевом эквиваленте. Доходность на собственный капитал в прогнозируемом периоде будет стремиться к 14 % (с последующем ростом в 2011—2012 гг. до уровня в 21—22 %). На вторичном биржевом рынке наступает период роста котировок акций банков (как публичных компаний). Так, резервные отчисления на возможные потери по кредитам снизятся до 2 %, что объясняется повышением требований Сбербанка России и Внешторгбанка к ссудозаемщикам и к росту качества их кредитных портфелей. При этом коэффициент P/E у Внешторгбанка составляет 10,0, а у Сбербанка России —
о
(S
о
Е-
о
st
л §
00 чо
■ т
чо
о «N
гч
00
СЛ
о"
f-,
' о*
сч сч
f-сч
ÍS §
<=Ч
сэ ■чТ
S
«N
, СЛ
Г"", СЭ
ч<-6
о о
(S
И js S3
S00
5 VC а о U
5 §
S И ®
к^ те нн м
сч
ГЦ
iS
£ <=Ч
«N
ГЧ
00 о о
(S
:=
ÜS
а о
' оо сч
■чТ
г"-7
сч
Г--
сч
«N
0
1 Л
t¿
i ta
м s й ю Я ft о
&
ю &
Й
С
£
s
а
U
л &
5 X X
Я
6
о 2 н В и т, а Рч
6,5. Это означает рост премии биржевых игроков и держателей акций свыше 30 %.
Между тем отношение P/BVу Внешторгбанка составляет 1,1, в то время как у Сбербанка России — 1,5, что в целом близко к историческим уровням. В 2010 г. динамика фундаментальных показателей Халык Банка выглядит предпочтительнее в сравнении с Казкоммерцбанком, так как в структуре его баланса преобладают менее рискованные активы и накопленные денежные средства, которые можно пустить в оборот. Прогнозное значение коэффициента P/E у Халык Банка составляет 6,2 против 8,2 у Казкоммерцбанка, а показатель P/BV имеет одинаковое значение, т. е. Халык Банком ликвидирован дисконтный разрыв по сравнению с Казкоммерцбанком.
Проведенный авторами корреляционно-регрессионный анализ между результативным и факторными признаками свидетельствует об отсутствии прямой корреляционной связи между показателями P/E, P/BVи ROE (показатели множественной корреляционной связи колеблются в диапазоне 0,19—0,41).
Таким образом, «инсайдерская модель» стратегического банковского менеджмента, присущая корпоративному управлению в ведущих банковских институтах России и Казахстана, не имеет конкурентного преимущества перед «аутсайдерс-кой моделью». В целях повышения эффективности системы корпоративного управления на этапе посткризисного инновационного развития целесообразно формировать стратегию корпоративного управления через институт финансовых рынков как общественного регулятора финансового поведения акционеров, менеджеров и инвесторов.
Реализация целевых функций банковского менеджмента позволяет эффективно управлять деятельностью банка в целом и его структурными подразделениями (бизнес-единицами), систематизировать информационные и технологические процессы, ускорять внедрение банковских инноваций, управлять банковскими рисками, совершенствовать внешние и внутренние взаимодействия в рамках выбранной модели ведения бизнеса, обеспечивая долгосрочные конкурентные преимущества коммерческого банка. Эффективность корпоративного управления в условиях трансформации банковской системы зависит от успешного развития различных аспектов акционерных отношений. Системы управления банковскими холдингами должны основываться не только на деятельности отдельных банковских структур, но и на создании внутренних управленческих отношений, которые позволили бы действовать бизнес-единицам более эффективно.
Список литературы
1. Ансофф И. Корпоративный менеджмент: основы стратегических решений. М.: Экономика, 1993. 254 с.
2. СинкиДж. мл. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. М.: Альпина, 2007. 1050 с.
3. Смулов А. М. Промышленные и банковские фирмы: взаимодействие и развитие кризисных ситуаций: монография. М.: Финансы и статистика, 2003. 495 с.
4. Тематический выпуск «Банковский менеджмент» // Банковские услуги, 2006. № 5.