ПАРАДИГМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В. В. СМАГИНА
В статье определена сущность экономической безопасности как такое состояние экономики и института власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. В основу парадигмы экономической безопасности должна быть положена методика оценки геоэкономического потенциала государства.
Ключевые слова: экономическая безопасность, глобализация, геоэкономический потенциал, парадигма экономической безопасности.
Мировые тенденция создания единого глобального экономического пространства диктуют необходимость создания парадигмы экономической безопасности государств, которая зависит от понимания сложившийся модели функционирования государства, от разработки действенной доктрины экономической безопасности, изыскания потенциала и ресурсов для ее осуществления.
Основой экономической безопасности современного государства может выступать геоэконо-мический потенциал - новая реалия, осознаваемая как объективная необходимость современного развития страны с ее тенденциями к глобализации [3].
Глобализация включает в себя создание «нового международного экономического порядка», который выходит за пределы традиционных моделей капитализма и требует организации или перестройки института экономической безопасности страны. Трансформация учреждений гражданского общества мировой экономики потребует дополнительной перестройки всех социально-экономических и политических сфер стран-участников. Притом есть понимание, что странам с авторитарным правительством будет очень сложно выполнить требования, предъявляемые к участникам открытой экономики. Это создает определенную угрозу для ряда стран. Несмотря на то, что процесс глобализации представляется неизбежным, - например, развитие современных коммуникационных технологий, совершенно необязательно, что все аспекты глобализации будут одинаково привлекательны странам-участникам [2]. Поэтому России необходимо уже сейчас пытаться обеспечить условия и положение, отвечающие ее эконо-
мическим интересам, таким образом делая путь к глобализации более безопасным и перспективным. Успешное продвижение экономических интересов страны может быть достигнуто только путем трансформации социально-экономических и политических систем с опорой на принятые системы ценностей. Как показали последние исследования продвижения экономических интересов и предпочтений стран на международных рынках в области обеспечения экономической безопасности, государства, желающие добиться более широкой и глубокой интеграции в пределах открытой мировой экономики, будут пытаться следовать определенным критериям. Это, прежде всего, требования к эффективности, справедливости, участию, творчеству, снижению рисков, к национальному здоровью, образованию, благополучию.
Исторически сложилось так, что национальные правительства пытались отстаивать свои интересы на мировом экономическом пространстве с помощью автономной системы управления и борьбы за суверенитет. С включением государства в процесс глобализации его суверенная роль будет уменьшаться. Однако ни одна страна не захочет «потеряться» в этом процессе: каждая страна должна быть уважаемой, по крайней мере, если она стремится играть позитивную роль внутри мирового сообщества.
Основным преимуществом России была и есть ее большая эффективность в управлении использования ресурсов относительно требования потребителей - индивидов, организаций или правительств. Такая эффективность желательна (но не всегда востребована) как средство акселерации
экономического роста, сохранения ресурсов и нивелирования ряда социальных проблем: бедности, нищеты, болезней, невежества. Данный подход позволяет говорить о экономической безопасности нашей страны в глобальной системе посредством создания уникальных возможностей для роста личности, путей предоставления людям равенства возможностей для использования своих талантов и способностей.
Главная опасность нашей экономики - отсутствие в производстве и распределении товаров и услуг регулирования, что не позволяет эффективно использовать все возможности в построении «нового общества». Это главная проблема, волнующая правительство и гражданское общество. Прошлый опыт показал, что равенство материального благосостояния общества не является стимулом в росте показателей экономики. Но справедливость, адекватно отражая различия во вкладах отдельных лиц и мотивации на общественное благо (как внутри рынка, так и вне его), должна быть характерной чертой мировой системы для того, чтобы быть принятой.
Следует отметить, что в настоящее время даже национальные сообщества не всегда объединены сходной моделью поведения и общими целями, а критерий равенства и справедливости понимается неоднозначно. Зачастую объединение достигается благодаря силовому механизму, внедряемому властями. Но на глобальном уровне такого механизма быть не может. Таким образом, необходимо создать условия в глобальном пространстве, которое само бы пришло к соответствующим этическим моделям поведения. Это означает, что для достижения экономической безопасности государств в глобализации необходимо создавать те ценности, которые являются базисом социально приемлемого капитализма и той системы, которая возникнет на его почве.
Современные западные культуры пропагандируют мысль о том, что «быть человеком - значит быть созидателем», а не просто жить в соответствии с требованиями нашей природы.
В сфере экономики понятие творчества связано с вовлеченностью нации в научно-исследовательскую работу, технологическое развитие с созданием образовательных программ. Так, как в современном мире все это концентрируется лишь в нескольких странах, существует реальная угроза государствам - участникам глобализации. Глобализация предлагает, что в разных странах будут разработаны несколько фаз развития научно обоснованной экономики в зависимости от сравнительных преимуществ в отдельных секторах [1]. Лишь не-
сколько стран будут совершать научные открытия и продолжать считаться инноваторами. Но целый ряд стран выпадает из этого процесса и становится всего лишь потребителем «чужих» результатов при наличии собственного научного эффективного потенциала. Для них существует реальная угроза навсегда «отстать» от фаз индустриального развития, результатом чего станет существенное снижение качества жизни.
Между тем в мире еще сохраняется тенденция жить по законам баланса сил, а не интересов. Не исчезли настроения зависти, обмана, пиратства, агрессивного иждивенчества. При этом приоритеты политического выбора обосновываются интересами социально-экономического благополучия.
В связи с этим подчеркнем важность выбора принципов поведения на основе новых парадигм отношений, сочетающихся с задачами развития каждого государства.
Процессы общественного развития государств имеют внутренние особенности, что существенно отражается на качестве жизни народа. Определение целей развития общества дифференцирует перспективу и пути их формирования, отстаивания и защиты интересов [1]. Соответственно выявляются приоритеты государств - участников в формировании политической, социальной, технологической, экономической политики.
Долгосрочные интересы России в этих условиях сводятся к трем содержательным целям: процветанию народа, защите и обустройству территории его жизнедеятельности, сохранению и развитию национальной культуры. По своему содержанию они являются интегрированным выражением жизненно важных интересов личности, общества и государства.
На современном этапе интересы государств и интересы личности совпадают в направлении обеспечения конституционных прав и свобод, физической безопасности, повышении качества и уровня жизни, духовного и интеллектуального развития. С этой точки зрения, чрезвычайно важной является трудовая деятельность как условие реализации людьми своих творческих возможностей, духовных запросов и материальных потребностей.
Интересы государств в глобализации включают в себя создание условий развития демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное развитие всех социальных и этнических групп.
Это возможно обеспечить путем совершенствования защиты конституционного строя, сувере-
нитета и территориальной целостности. Установление политической, экономической и социальной стабильности позволит поддерживать правопорядок и развитие международного сотрудничества на основе партнерства.
В пространственно-географическом плане с развитием международного общения экономические интересы государств приобретают форму «национального интереса», который относится не к «нации-этносу», а к «нации-государству», т. е. всех лиц, народов, населения, живущих по законам данного государства и равных перед этими законами.
Национальные интересы диктуют приоритеты экономической безопасности на основе использования собственного экономического потенциала, обусловленные суммой жизненных потребностей, к числу их относят: достойное место в мировом сообществе, здоровье и благополучие, территориальная целостность, поддержание традиций, материальных и духовных ценностей. Происходящие изменения в открытой экономике влияют самым непосредственным и существенным образом на состояние и перспективы развития государств -участников глобализации и подчас - на понимание и определение национальных целей. Соответственно, национальные интересы здесь выполняют функции активности воздействия на другие государства с учетом установленной системы ценностей [2]. При этом формируются интересы лидерства, сдерживания агрессии, надежности жизнедеятельности, духовно-культурной независимости и материального процветания.
На каждом этапе исторического развития государства обеспечение экономической безопасности требует создания своих приоритетов в политической, экономической, военной и технологической сферах, но главными неизменно остаются нацио-
нальные особенности: сохранение духовности, национального здоровья, достоинства и благополучия.
Для многих стран мира экономическая безопасность определяется конкретными формулировками - это устойчивость собственной экономики, принципы интеграционных союзов, корпоративные устремления транснациональных компаний или надежд на благотворительность и различные виды помощи.
Литература
1. Журавлева Г. П., Смагина В. В. XXI век: новые процессы и явления в экономике мира и России. М., Тамбов, 2011.
2. Сенчагов В. К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. М., 2010.
3. Чувилова О. Н., Свиркова А. А. Геоэкономи-ческая безопасность как основа поддержания уровня жизни населения в условиях мирового финансового кризиса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 18(51). С. 28-33
* * *
PARADIGM OF ECONOMIC SAFETY OF THE STATE IN GLOBALIZATION
V. V. Smagina
Essence of economic safety as such state of the economy and power institute at which are provided the guaranteed protection of the national interests, socially directed development of the country as a whole, sufficient defensive potential even under the most adverse conditions of development of internal and external processes. The technique of an assessment of geoeconomic capacity of the state has to be put in a basis of a paradigm of economic safety.
Key words: economic safety, globalization, geoeconomic potential, paradigm of economic safety.