ПАРАДИГМА БИОЭТИКИ В СФЕРЕ БИОЭТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Фатима Ташпулатовна Худайбергенова
доцент кафедры социогуманитарных наук с курсом биоэтики Ташкентского государственного стоматологического института, кандидат исторических наук
Дилором Арифовна Умарова
доцент, кафедры социогуманитарных наук с курсом биоэтики Ташкентского государственного стоматологического института
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены актуальные вопросы в философском обучении студентов-медиков, в формированиия биоэтической культуры будущих врачей. Приоритетом является формирование у них творческого мышления и научного мировоззрения в целях становления свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью.
Ключевые слова: формирование биоэтической культуры будущих врачей, синтез естественных и гуманитарных дисциплин, биоэтика как феномен защиты фундаментальных моральных ценностей. вклад в развитие теоретических проблем биоэтики
В настоящее время в Узбекистане уделяется особое внимание созданию условий для дальнейшего повышения качества медицинских услуг во всех регионах республики. Для осуществления данной задачи актуальным является формирование биоэтической культуры будущих врачей. Задачи, вытекающие из постановления Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева от 20 апреля 2017 года, N«1111- 2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» и других за № 3151, 2956, 5274 предусматривают широкое внедрение в учебный процесс программ и учебно-методических материалов, основанных на международных образовательных стандартах, что с полным основанием относится к курсу биоэтики. Определенная работа в этом направлении проводится кафедрой социогуманитарных наук с курсом биоэтики ташкентского государственного стоматологического института.[1]
196
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-196-200
Центральную проблематику в курсе биоэтики составляют темы, связанные с изложением современных мировоззренческих ориентиров и гуманных ценностей культуры, сопряженных с деликатными проблемами, возникшими в результате прорыва биомедицинских технологий: проблемы жизни и смерти, этических проблем биомедицинских исследований на человеке, медицинской генетики и геномной медицины и др. Дисциплина «Биоэтика» относится к социально- гуманитарному циклу, для которой необходимо освоение как предшествующего знания в области: философии, истории медицины, религиоведения, истории Узбекистана, правоведения, общественного здоровья и здравоохранения, клинической генетики и других. Современная биомедицинская этика основывается на богатой традиции систематической моральной мысли и философской, и религиозной.
Сегодня, в XXI веке, в системе медико-биологического образования первостепенное значение приобретает взаимодействие и синтез естественных и гуманитарных дисциплин. Одним из путей решения этой задачи является освоение будущими специалистами основ биомедицинской этики. В
Развитие и изучение биоэтики поможет сформулировать новые этические постулаты, выдвинуть их перед медицинским и научным сообществом, полнее осознать моральные дилеммы, с которыми сталкиваются врачи, медперсонал и исследователи не только в своей повседневной работе, но и в освоении новейших биомедицинских технологий. Именно медики в первую очередь сталкиваются с проблемами биомедицинских технологий и их последствиями. Наличие этих проблем и решение их прямо связано с физическим, психическим, социальным и духовным здоровьем людей, решение которых осуществляется сегодня и предусмотрено в дальнейшем в приоритетных направлениях Стратегии действий на 2017-2021 гг. Поиск новых ценностных оснований биомедицинской этики, таких как милосердие, благотворительность, согласие, солидарность продолжают древние традиции духовного базиса, который оставили арабо-язычные ученые Востока и Средней Азии.
В ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным научно-техническим прогрессом, возник новый культурный феномен - биоэтика, с целью защиты фундаментальных моральных ценностей.
Вывод. Фформирование и развитие биоэтики обусловлено следующими причинами:
May 12, 2022
1. Массированное внедрение в повседневную практику новых биомедицинских технологий, и возникающие, в связи с этим вопросы морально-этического и правового характера.
2. Технологическое перевооружение современной медицины.
3. Нетрадиционные методы вмешательства в организм человека.
4. Трансформация традиционной этики в условиях НТП.
5. Новое понимание характера взаимоотношений между врачом и пациентом.
Решение моральных дилемм в современных условиях развития биомедицинских технологий, потребовали новых подходов, учитывающих автономию личности пациента, информированного согласия и др. принципов биоэтики. В основе биоэтики лежат представления о недостаточности одностороннего медицинского истолкования телесного благополучия как цели врачевания. Насущной необходимостью является междисциплинарный диалог медиков с представителями широкого круга гуманитарных наук, диалог с пациентами и представителями общественности. Только так может быть адекватно выражена и понята многоплановая природа человеческого страдания и на этом основании выработана современная регулятивная идея блага и как цели врачевания для отдельного индивида, и как цели общественного здравоохранения в целом.
Большой вклад в развитие теоретических проблем биоэтики внесли американские ученые: Tom L.Beauchamp [2], Ruth R.Faden [3], Robert Veatch [4], Daniel Callahan [5], Edmund D. Pellegrino [6], Ph.D.Le Roy Walters и др. Robert Veatch, в Теории Медицинской Этики (Theory of the Medical Ethics, DALWKK W 50 V395t 1981), предлагает новый контракт между медициной и обществом. Этот «контракт» включает основные этические принципы для общества в целом, контракт между профессионалами и юристами, основанный на праве и прерогативы каждого. Другой американский ученый Daniel Callahan, предлагает, что «первая задача bioethics...должна помочь разъяснить что должно быть доказано... указывает на такие понятия как «информированное согласие», «смерть мозга» [7] и др. понятия, которые в настоящее время получили признание и широкое распространение в международной биоэтической практике. Развитие биоэтики - веление времени, отвечающее актуальным проблемам гуманизации образования, ее направленности на новое целостное миропонимание, новые мировоззренческие ориентиры, воспитание гуманистического
198
стиля мышления. В эти глобальные процессы свой вклад вносит биоэтика. Быстрое развитие биоэтики обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Объективные: 1. Прогресс в области биологических и медицинских исследований; 2. Научно-техническое развитие, техническая унификация, компьютерно-информационный бум. Всё это позволило осуществить технологическое перевооружение материальной базы биологической и медицинской наук; 3. Кардинальные изменения в медико-клинической практике и ценностной нагруженности знания, вызвавшие усложнение ситуации принятия решения и разрешения морально-правовых проблем, встающих как перед медицинским персоналом, так и перед представителями других профессий. Субъективные: 1. Возрастание роли Человека как «меры» и как творца, повышение качества и нормативно -ценностной определенности человеческой жизни, установка на расширение прав человека и повышения моральной ответственности личности как гражданина и профессионала; 2. Глобализация мировых процессов, последовательно ведущая к расширению диалога между культурами, профессиями и людьми.
Хотя достижения в медицинской науке были внушительными и привели к спасению бесчисленных жизней, научное внимание переместило культуру медицины от целостной, ориентированной на услуги модели к технологической, редукционистской модели.
Одной из причин дегуманизации и распространения таких ее негативных явлений как: медикализация, гипердиагностика, коммерциализация и коррупция в медицине является потеря внимания и поддержки к уважительному и бережному отношению к духовным корням медицины, истории медицинской этики. необходимо добиваться признания в необходимости качественного совершенствование подготовки будущих врачей, представляя достойное внимание воспитанию духовности, гуманизации и гуманитаризации медицинского образования, которые имеют существенную значимость для качественного ухода за пациентами.
REFERENCES
1. Мухамедова З.М. Введение в биоэтику. 2004, Т. 111 с.; Мухамедова З.М. Парадигма гуманизации образования. - монография.Т.2004, 148с; Мухамедова З.М. Биоэтика. УзМУ Ресурс маркази. Т.,
2006. 144 б; Мухамедова З.М. Биоэтика. Т., 2009. 163 с;
May 12, 2022
DOI: 10.24412/2181-1385-2022-196-200
Мухамедова З.М. , Умирзакова Н.А. Уч.пособие по биоэтике 2021. Т., 139 с. Мухамедова З.М. и другие. Биоэтика. Учебник. Т., 2021. 430 с.
2.Tom L. Beauchamp Principles of Biomedical Ethics.Tom L. Beauchamp - 1979 -Oxford University Press.
3.Ruth R. Faden , Tom L. Beauchamp , Nancy M. P. KingA History and Theory of Informed Consent, 1986. Рут Р. Фаден - американский ученый, академик и основатель Института биоэтики Джона Хопкинса Бермана. Фаден - первый профессор биомедицинской этики Филиппа Франклина Уогли.
4. Витч Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 67-72.
5. Дэниел Джон Каллахан был американским философом, который сыграл ведущую роль в развитии области биомедицинской этики в качестве соучредителя Центра Гастингса, первого в мире исследовательского института биоэтики.
6. Edmund D. Pellegrino Pellegrino ED. Percival's medical ethics: the moral philosophy of an 18th-century English gentleman. Arch Intern Med. 1986; 146:2265-9. Pellegrino ED. Humanism and the Physician. Knoxville, TN: University of Tennessee Press; 1979. Educating the humanist physician; p. 164.
7. Encyclopedia Bioethics, 1995, p. 254
May 12, 2022