Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

169
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
мораль / право / биоэтические комитеты / международные нормативные документы

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сухроб Дустмурадович Норкулов, Феруза Садуллаевна Атамуратова

В статье рассмотрена биомедицинская этика как социокультурный феномен, ее фундаментальной проблемой является защита прав человека (пациента) при медико-биологическом воздействии и манипуляции. Показано, что медицинская деятельность регламентируется двумя формами социального регулирования – моралью и правом, конкретными механизмами правовой защиты личности: этическими кодексами и законами, носящими как государственный, так и международный статус, системой биоэтических комитетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ»

TSDI & TMA | International Conference | 2022 Tashkent State Dental Institute

Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Сухроб Дустмурадович Норкулов

доктор философских наук, заведующий кафедрой Общественных наук Ташкентской медицинской академии

Феруза Садуллаевна Атамуратова

к.ф.н., доцент кафедры Общественных наук Ташкентской медицинской

академии

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена биомедицинская этика как социокультурный феномен, ее фундаментальной проблемой является защита прав человека (пациента) при медико-биологическом воздействии и манипуляции. Показано, что медицинская деятельность регламентируется двумя формами социального регулирования - моралью и правом, конкретными механизмами правовой защиты личности: этическими кодексами и законами, носящими как государственный, так и международный статус, системой биоэтических комитетов.

Ключевые слова: мораль, право, биоэтические комитеты, международные нормативные документы.

Исторический анализ этики врачевания показывает, что с изменением общества происходит трансформация моральных принципов в медицине. В биомедицинской этике сливаются научное знание, гуманистическая мораль и все моральные достижения медицинской этики от Гиппократа до наших дней.

Как социокультурный феномен, биомедицинская этика направлена на взаимообогащение, взаимодополнение правового и нравственного сознания, задавая этико-правовые ориентиры для биологии и медицины в целом и медицинских коллективов в частности. Это связано с усилением интереса общества к правам человека в области современной медицины. Право человека на охрану своего здоровья, благополучия и жизни определяет сегодня этические и юридические проблемы в сфере практической медицины и фармации. Поэтому фундаментальной проблемой биомедицинской этики является защита прав человека (пациента) при медико-биологическом воздействии и

www.tsdi.uz

78

TSDI & TMA | International Conference | 2022 Google Scholar indexed

Tashkent State Dental Institute Tashkent Medical Academy Bioethics and Law | Bioetika va huquq

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-78-81

quq

манипуляции. Это дало толчок к развитию медицинского права - свода законов, регулирующих медицинскую и фармацевтическую науку и практику, а также исследования в области биологии.

В ХХ веке медицинская деятельность регламентируется двумя формами социального регулирования - моралью и правом. Принципиальное отличие правового регулирования человеческих отношений от морального заключается в том, что правовое регулирование реализуется через законы, правительственные постановления, судебные решения. Принудительный характер права сохраняется несмотря на то, что в современной культуре произошли серьезные изменения судебно-правовой системы в сторону роста влияния охранительного правосудия, в рамках которого права и свободы личности признаются ценностями, охрана которых становится приоритетной задачей современных правовых государств.

Биомедицинская этика определяет меру вмешательства медицинского персонала с точки зрения этики и права не только в организм человека, но и его жизнь в целом. Мера этого вмешательства регулируется не только юридическими нормами, но и моральными принципами биомедицинской этики, а именно: «не навреди», «делай благо», «соблюдай долг», «уважай права и достоинства человека».

В целом, биоэтика - институционально организованная социальная технология с системой либеральных ценностей, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан. На сегодняшний день разработаны конкретные механизмы правовой защиты личности: - этические кодексы и законы, носящие как государственный, так и международный статус. Этические и правовые механизмы контроля за действиями медиков дополняются системой биоэтических комитетов [1].

Биоэтические комитеты обеспечивают взаимодействие медиков и пациентов, их родственников. В решение сложных этико-правовых ситуаций принимают участие философы, священники, правоведы, политические и общественные деятели. Прецедент создания биоэтических комитетов принадлежит США, когда в 50-х годах разразился скандал по поводу нарушения этических норм при исследования нового препарата против сифилиса. На сегодняшний день и в США, и в Европе любое клиническое или медицинское исследование возможно только после одобрения биоэтическим комитетом.

www.tsdi.uz

May 12, 2022

www.tma.uz

TSDI & TMA | International Conference | 2022 Tashkent State Dental Institute

Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy

DOLH).24412/2181^

Международные организации и правовое регулирование биоэтических проблем. В ЮНЕСКО действуют два комитета по биоэтике — международный и межправительственный. В Совете Европы этой тематикой занимается Руководящий комитет по биоэтике. Рабочая группа по биоэтике существует и в рамках ВОЗ. Этическое и правовое регулирование в области биоэтики осуществляется на основе международных нормативных документов. Важнейшие из них:

• Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (ЮНЕСКО, 1997) [2];

• Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (ЮНЕСКО, 2005)

[3];

• Декларация о клонировании человека (ООН, 2005) [4];

• Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1997) и дополнительные протоколы к ней, касающиеся запрета клонирования человека, трансплантологии, биомедицинских исследований [5];

• Хельсинкская декларация Всемирной медицинской организации (1964, последняя редакция — 2013) «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека» [6].

Биоэтика приобрела глобальный характер - конференции по биоэтике проводятся во всех частях света, проблемы биоэтики затрагивают всех людей. 15-16 сентября 2005 г. в Ташкенте (в Чарваке) состоялся 1 Национальный конгресс с международным участием по биоэтике, также такие конференции были проведены в 2006, 2007 годах в Ташкенте.

Во многих странах мира при органах законодательной либо исполнительной власти действуют достаточно влиятельные национальные этические комитеты или комиссии. Первый национальный этический комитет в Узбекистане был организован при Минздраве РУ в 2000г., его возглавила академик Абдуллаходжаева М.С. [7].

Этические комитеты готовят решения по наиболее острым и актуальным проблемам биоэтики, по поводу которых сталкиваются интересы разных социальных, религиозных, этнических, половозрастных и пр. групп населения. Сегодня в мире складывается глобальная сеть этических комитетов, т.к. вопросы, связанные с исследованием на человеке, трансплантацией органов, эвтаназией, искусственным воспроизводством потомства, клонированием, генной инженерией затрагивают интересы не отдельных государств, а человечества в целом.

www.tsdi.uz

80

TSDI & TMA | International Conference | 2022 Tashkent State Dental Institute

Google Scholar indexed Tashkent Medical Academy

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-78-81 Bioethics and Law | Bioetika va huquq

REFERENCES

1. Мухамедова З.М. Роль биоэтических комитетов в обеспечении гарантий социальной защиты и безопасности здоровья в Узбекистане. Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана №2, Т., 2014. - С. 96-100

2. Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека (ЮНЕСКО, 1997)//https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/human genome.sht ml

3. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (ЮНЕСКО, 2005)// https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/bioethics and hr.shtml

4. Декларация о клонировании человека (ООН, 2005)// https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/decl clon. shtml

5. Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1997) и дополнительные протоколы к ней, касающиеся запрета клонирования человека, трансплантологии, биомедицинских исследований// http : //hrlibrary. umn.edu/russian/euro/Rz3 7 .html

6. Хельсинкская декларация Всемирной медицинской организации (1964, последняя редакция — 2013) «Этические принципы проведения научных ме исследований с участием человека»//http://rostgmu.ru/wp-content/uploads/2014/12/WMA_Helsinki.pdfдицинских

7. Атамуратова, Ф. С., Султанова, А.Р. (2021). Становление и развитие биоэтики в Узбекистане. Tibbiy ta'limda etika va integratsiya masalalari. Материалы международной научно-практической конференции, 16/02/20221, II-часть, 16-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.