Научная статья на тему 'Памятники христианского искусства в Русском музее'

Памятники христианского искусства в Русском музее Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русский музей / иконопись / иконы / древнерусское искусство / христианские древности / христианское искусство / памятники древности / Russkij muzej / ikonopis' / ikony / drevnerusskoe iskusstvo / khristianskie drevnosti / khristianskoe iskusstvo / pamyatniki drevnosti

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыбина Л. И.

В статье дан обзор иллюстративного издания, подготовленного к 100-летию открытия в Государственном Русском музее Древнехранилища памятников иконописи и церковной старины. Описано создание музейного подразделения и формирование музейного фонда, хранящего коллекции христианских древностей и редкостей. Отмечен вклад всех известных государственных деятелей и частных коллекционеров, благодаря которым уникальные предметы христианского искусства были сохранены для последующих поколений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monuments of christian art in the Russian museum

The article reviews an illustrative publication prepared for the 100th anniversary of the opening of the Ancient Monuments of Iconography and Church Antiquities in the State Russian Museum. It describes the creation of the museum unit and the formation of the museum fund storing collections of Christian antiquities and rarities. The contribution of all famous statesmen and private collectors, thanks to whom unique items of Christian art were preserved for the next generations, is noted

Текст научной работы на тему «Памятники христианского искусства в Русском музее»

Книжная полка (обзоры и рецензии)

УДК 002.2:351.852

Рыбина Л.И., директор научной библиотеки ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. A, e-mail: [email protected]

Rybina L.I., director of the scientific library of the «Higher school offolk arts (academy)», 191186, Saint-Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. A, e-mail: [email protected]

Памятники христианского искусства в Русском музее Monuments of christian art in the Russian museum

Аннотация. В статье дан обзор иллюстративного издания, подготовленного к 100-летию открытия в Государственном Русском музее Древнехранилища памятников иконописи и церковной старины. Описано создание музейного подразделения и формирование музейного фонда, хранящего коллекции христианских древностей и редкостей. Отмечен вклад всех известных государственных деятелей и частных коллекционеров, благодаря которым уникальные предметы христианского искусства были сохранены для последующих поколений.

Ключевые слова: Русский музей, иконопись, иконы, древнерусское искусство, христианские древности, христианское искусство, памятники древности.

Abstract. The article reviews an illustrative publication prepared for the 100th anniversary of the opening of the Ancient Monuments of Iconography and Church Antiquities in the State Russian Museum. It describes the creation of the museum unit and the formation of the museum fund storing collections of Christian antiquities and rarities. The contribution of all famous statesmen and private collectors, thanks to whom unique items of Christian art were preserved for the next generations, is noted.

Keywords: Russkij muzej, ikonopis', ikony, drevnerusskoe iskusstvo, khristianskie drevnosti, khristianskoe iskusstvo, pamyatniki drevnosti.

Русский музей обладает крупнейшим в мире собранием русского изобразительного искусства и уникальной коллекцией предметов христианского искусства. В издании «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее» [1] (рис. I77) описана история формирования собрания и создание музейного подразделения, в

77 Рис. 1. - Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее : альманах / Авторы-сост. Т.Б. Вилинбахова, О.В. Клюканова, A.A. Макарова и др. ; научный руководитель E.H. Петрова ; фотографы: В.Ф. Дорохов, Н.С. Туркин]. - Санкт-Петербург : Palace Edition, 2014. - Вып. 433. - 208 с. : ил. - ISBN 978-5-93332-499-7.

котором хранятся предметы, являющееся памятниками церковной старины. Издание было опубликовано к 100-летию его торжественного открытия - 18 марта 1914 года в анфиладе залов правого крыла Михайловского дворца.

Альманах состоит из нескольких частей, автором первой части - «От Отделения христианских древностей к Древлехранилищу памятников иконописи и церковной старины Русского музея императора Александра III. Страницы истории» является Надежда Валерьевна Пивоварова - петербургский историк, искусствовед, ведущий научный сотрудник Русского музея. Она описывает историю организации Русского музея и начало создания музейной коллекции, основу которой первоначально составляли лучшие художественные произведения из Академии художеств, Императорского Эрмитажа и императорских дворцов.

Император Николай II, издав именной указ «Об учреждении особого установления под названием «Русский Музей Императора Александра III», положил начало музею отечественного искусства. Н.В. Пивоварова отмечает, что музей, возможно, остался бы только хранилищем произведений отечественной живописи и скульптуры, но решение о передаче коллекции памятников церковной старины и гражданского быта из Музея древнерусского искусства Академии художеств, способствовало организации особого музейного подразделения -«Отделение христианских древностей» и формированию коллекции христианского искусства.

Авторы следующей части - «Музей древнерусского искусства Императорской Академии художеств - основа Отделения христианских древностей Русского музея» описали историю основания Музея древнерусского искусства князем Г.Г. Гагариным (1810-1893) и формирование музейного фонда. Первоначально музейную коллекцию составляли иконы и предметы церковного интерьера, что соответствовало замыслу Г.Г. Гагарина о создании христианского музея. Подход к формированию коллекции музея был изменен В.А. Прохоровым (1818-1882), принятым на должность заведующего музеем в 1861 г. Он пополнял музейную коллекцию не только предметами церковного искусства, но и различными предметами народного быта. После смерти В.А. Прохорова в 1880 г. пополнение коллекций сократилось. В 1895 г. было принято решение о нецелесообразности существования музея, и в 1897 г. все коллекции Музея древнерусского искусства Императорской Академии художеств были переданы в Русский музей императора Александра III.

Рис. 1. Обложка книги «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее»

В последующих частях издания описывается пополнение музейного фонда частными коллекциями собирателей древностей и редкостей. Одним из таких собирателей был Василий Александрович Прохоров. Увлеченный археологией и христианской культурой он коллекционировал предметы, относящиеся к христианским памятникам. После его смерти наследником собрания была составлена опись и вся коллекция, состоявшая из икон, церковной утвари и предметов народного быта в полном составе была приобретена Русским музеем императора Александра III. В коллекции икон были представлены шедевры русской иконописной школы, например ранний список чудотворной Владимирской иконы - образ круга Андрея Рублева «Богоматерь Умиление» [1], новгородская икона первой половины XVI века «Чудо Георгия о змие с избранными святыми» [1] (рис. 2 3).

Рис. 2. Икона «Богоматерь Умиление». Начало XV в. Государственный Русский музей

Рис. 3. Резная икона «Чудо Георгия о змие

с избранными святыми». Первая четверть XVI в. Государственный Русский музей

Следующим дарителем, пополнившим музейную коллекцию памятниками древнерусского прикладного искусства, был художник Василий Васильевич Верещагин (1842-1904). Значительную часть его собрания составляли драгоценные изделия, среди которых - коллекция серебряных

78 Рис. 2-13. - Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее : альманах / авторы-составители :Т. Б. Вилинбахова, О. В. Клюканова, А. А. Макарова и др. ; научный руководитель Е. Н. Петрова ; фотографы: В. Ф. Дорохов, Н. С. Туркин. - Санкт-Петербург : Palace Edition, 2014. - Вып. 433. - С. 77, 88, 100, 103, 121, 122, 171, 177, 178, 195, 200, 203. - ISBN 978-5-93332-499-7.

крестов-тельников периода расцвета крестечного дела на Руси в XVII - XVIII веках.

Собрание московского купца Петра Васильевича Синицына (7-1904), пожертвовавшего свою коллекцию в 1900 г. императору Николаю II во время его пребывания в Москве, было наиболее ценным для Русского музея. Часть коллекции - предметы древности - была передана Николаем II в московский Исторический музей, а предметы гражданской и церковной утвари первоначально перевезли в Зимний дворец, а затем передали в фонд Русского музея императора Александра III. В собрании было две двусторонние иконы новгородского письма XVI века, оловянные потиры, подсвечники, резные деревянные кресты и новгородское Евангелие XVI века с медными накладными фигурами евангелистов и композицией «Распятие» [1] (рис. 4, 5). Зарисовка Евангелия была найдена в материалах исследователя, новгородских древностей Г.Д. Филимонова, так, было установлено его происхождение из церкви святых Бориса и Глеба в Новгороде.

Рис. 4. Крест в окладе «Распятие, Рис. 5. Евангелие. Рукопись XVI в

избранные святые». Крест XVII в., Оклад XIV в.

поля оклада XVIII в. Государственный Русский музей

Государственный Русский музей

В 1909 г. академиком Н.П. Кондаковым (1844-1925) в дар Русскому музею была передана коллекция икон. Коллекционирование икон было связано непосредственно с деятельностью Н.П. Кондакова на должности непременного управляющего делами высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи. Он часто приезжал по делам службы во Владимирскую губернию, в иконописные села - Мстеру, Палех и Холуй, где приобретал иконы непосредственно у художников в иконописных мастерских. Составленная из произведений поздней русской иконописи его коллекция насчитывала более ста произведений.

О самом плодотворном периоде в пополнении коллекции следующая часть альманаха - «Дар императора Николая II и поступления 1912-1913

годов». В этот период в Русском музее заведующим Художественным отделом был художник П.И. Нерадовский. Он активно ездил по России и Московской губернии с целью приобретения памятников церковной старины, благодаря ему музейная коллекция значительно пополнилась древними иконами и предметами прикладного искусства. Контакты П. И. Нерадовского с коллекционерами и антикварами позволили организовать в 1912 г. акцию, результатом которой стало приобретение для Русского музея ценного собрания икон [1], (рис. 6, 7) и лицевого шитья, что значительно увеличило музейный фонд. Предметы церковной старины были приобретены на средства Николая II, в 1913 г. император также принял участие в пополнении музейной коллекции, выделив дополнительные ассигнования из личных средств на приобретение икон у московских коллекционеров.

Рис. 6. Икона «Святой Николай Чудотворец с житием в 18 клеймах». Первая половина - середина XVI в. Дерево, темпера. Дар императора Николая II. Государственный Русский музей

Рис. 7. Икона «Иоанн Предтеча, крылатый». XVI в. Дерево, темпера. Дар императора Николая II. Государственный Русский музей

В следующей части альманаха описана коллекция Николая Петровича Лихачева (1861-1936) известного коллекционера и ученого. Приобретались иконы и предметы искусства ученым в поездках по древним городам и монастырям России. Иконопись Новгорода была представлена в его собрании самыми ранними русскими памятниками, среди них икона «Архангела Гавриила» (рис. 8). Редкой иконографией выделяются несколько икон XVI века из собрания Лихачева «Святой Андрей Юродивый, в житии», «Покров Богородицы», иконы-притчи: «Притча о слепце и хромце» (рис. 9, 10), «Видение святого Иоанна Лествичника», «Видение Евлогия» [1].

Ценность собрания Н.П. Лихачева, вошедшего в музейный фонд Русского музея, для науки в том, отмечает В.Т. Георгиевский, что оно строго систематизировано и представляет полную историю русской иконописи. Важной заслугой Лихачева является систематизация икон: определение хронологии и географии памятника, а также фиксация его сохранности. Эти принципы в дальнейшем стали основополагающими в музейном деле.

Рис. 8. Икона «Архангел Гавриил». Первая треть XV в. Дерево. Темпера. Государственный Русский музей

Рис. 9. Икона «Покров Богородицы». Середина XVI в. Дерево. Темпера. Государственный Русский музей

Рис. 10. Икона «Притча о

слепце и хромце». Середина XVI в. Дерево.

Темпера. Государственный Русский музей

Завершающий раздел издания - «Собрание икон из Покровского монастыря в Суздале». Иконы из Покровского женского монастыря Суздаля были переданы в Русский музей в 1914 г. Передача икон состоялась по инициативе исследователя древнерусского искусства В.Т. Георгиевского, сопровождавшего императора Николая II в его поездки в Суздаль. При посещении Покровского монастыря император и В.Т. Георгиевский увидели ветхие древние иконы, не использовавшиеся в богослужение. В.Т. Георгиевский обратился к императору с просьбой передачи икон в Русский музей для их сохранения и последующей реставрации. Просьба была поддержана императором. Получив согласие церковных властей, сорок три иконы, хранившихся в ризнице и три больших образа из Покровской церкви, были перевезены в музей. Иконы были созданы в период с конца XIV по XVIII век. Самая ранняя в собрании икона-пядница - «Богоматерь Одигитрия» (рис. 11), конца XIV - начала XV века, написанная, вероятно, византийским мастером. Две иконы из собрания связаны с семьей Ивана Грозного. Это иконы «Предста царица», и «Спас Вседержатель» [1] (рис. 12, 13).

Надпись на обороте иконы «Предста царица» свидетельствует о ее принадлежности жене царевича Ивана Ивановича, сына Ивана Грозного, Евдокии Богдановой-Сабуровой. Автор статьи Т.Б. Вилинбахова высказывает предположение, что обе иконы подарены одновременно и сделаны в одной мастерской.

Собранная коллекция памятников церковной старины была представлена в Русском музее экспозицией из лучших произведений коллекции 18 марта 1914 г. Для экспозиции был специально изготовлен большой хорос (паникадило) с целью придания музейному пространству облика церковного интерьера. В честь открытия Древнехранилища памятников иконописи и церковной старины был проведен торжественный молебен. К официальному названию музейного подразделения было добавлено «имени Императора Николая II», так был увековечен вклад, внесенный представителем царствующего дома Романовых в сохранении христианских памятников.

Рис. 11. Икона «Богоматерь Одигитрия». Конца XIV -начала XV в. Дерево. Темпера. Государственный Русский музей

Рис. 12. Икона «Предста Царица». Около 1571 г. Дерево. Темпера. Государственный Русский музей

Рис. 13. Икона «Спас Вседержитель». Вторая половина XVI в. (около 1571 г.). Дерево. Темпера. Государственный Русский музей

Коллекция, созданная усилиями музейных работников, государственных деятелей и собирателями древностей является воплощением нескольких веков культурного развития России [2]. В ней представлены все школы иконописи, существовавшие на Руси, и коллекция самых разнообразных предметов церковного культа.

Литература

1. Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее : альманах / [авторы-составители: Т. Б. Вилинбахова, О. В. Клюканова, А. А. Макарова и др. ; научный руководитель Е. Н. Петрова

; фотографы: В. Ф. Дорохов, Н. С. Туркин]. - Санкт-Петербург : Palace Edition, 2014. - Вып. 433.-208 с. : ил. - ISBN 978-5-93332-499-7.

2. Русский музей : альбом-путеводитель / [авторы текста: Владимир Гусев, Евгения Петрова ; фотографы В. Воронцов, В Дорохов, В. Кюнер и др.]. - 3-е издание. - Санкт-Петербург : Русский музей : Palace Editions, 2014. -Вып. 411. - 159 с. : ил. - ISBN 978-5-93332-476-8.

References

1. Drevlexranilishhe pamyatnikov ikonopisi i cerkovnoj stariny' v Russkom muzee : аГшапах / [avtory-sostaviteli: T. B. Vilinbaxova, О. V. Klyukanova, A. A. Makarova i dr. ; nauchnyj rukovoditer E. N. Petrova ; fotografy' : V. F. Doroxov, N. S. Turkin], - Sankt-Peterburg : Palace Edition, 2014. - Vyp. 433. -208 c. : il. - ISBN 978-5-93332-499-7.

2. Russkij muzej : aTbom-putevoditer / [avtory' teksta: Vladimir Gusev, Evgeniya Petrova ; fotografy, V. Voronczov, V Doroxov, V. Kyuner i dr.], - 3-е izdanie. - Sankt-Peterburg : Russkij muzej : Palace Editions, 2014. - Vy'p. 411. -159 s. : il. - ISBN 978-5-93332-476-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.