Научная статья на тему 'Памяти педагога'

Памяти педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИКА / PHYSICS / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-МЕТОДИСТ / TEACHER-METHODIST / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ / SYSTEMATIZATION OF KNOWLEDGE / ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PHYSICAL EXPERIMENT / НАУЧНЫЙ ИНТЕРЕС / SCIENTIFIC INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Выборова Наталья Николаевна

Статья посвящена научной и учебно-методической деятельности доцента кафедры физики и теории обучения физике Шадринского педагогического института Рявкиной Раисе Ивановне, воспитавшей сотни учителей физики, посвятившей более 30 лет преподаванию курсов физики и методики физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Выборова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The memory about the teacher

The article is devoted to scientific and educational activities of the associate Professor of physics and the theory of teaching physics in pedagogical Institute in Shadrinsk. Ryavkina Raisa Ivanovna has trained hundreds of teachers of physics, has devoted more than 30 years to teaching courses in physics and methodology of physics.

Текст научной работы на тему «Памяти педагога»

В ЛАБОРАТОРИЮ УЧЕНОГО

УДК 37(091)

Н.Н. Выборова, г. Шадринск

Памяти педагога

Статья посвящена научной и учебно-методической деятельности доцента кафедры физики и теории обучения физике Шадринского педагогического института Рявкиной Раисе Ивановне, воспитавшей сотни учителей физики, посвятившей более 30 лет преподаванию курсов физики и методики физики.

Физика, преподаватель-методист, систематизация знаний, физический эксперимент, научный интерес.

N.N. Vyborova, Shadrinsk

The memory about the teacher

The article is devoted to scientific and educational activities of the associate Professor of physics and the theory of teaching physics in pedagogical Institute in Shadrinsk. Ryavkina Raisa Ivanovna has trained hundreds of teachers of physics, has devoted more than 30years to teaching courses in physics and methodology of physics.

Keywords: physics, teacher-methodist, systematization of knowledge, physical experiment, scientific interest.

Прошел год со дня смерти замечательного педагога, преподавателя-методиста Р.И. Рявкиной. Раиса Ивановна родилась 5 декабря 1938 года в селе Варлаково, Мишкинского района Курганской области. В 1956 г. она закончила Мишкинскую школу, в 1963 г. -физический факультет Курганского Государственный педагогического института, с этого года началась ее трудовая деятельность: сначала в качестве школьного учителя физики в родном поселке, затем - в средней школе № 32 станции Шадринск. В Шадринский государственный педагогический институт Раиса Ивановна пришла в 1975 году в качестве лаборанта кабинета физики, в 1976 г. она была избрана на должность ассистента кафедры физики. После окончания целевой аспирантуры по методике преподавания физики при Челябинском государственном педагогическом институте в 1982 году и успешной защиты кандидатской диссертации на тему «Систематизация и обобщение знаний студентов по общему курсу физики», работала старшим преподавателем кафедры физики, а с 1985 года избрана на должность доцента. В своей автобиографии при трудоустройстве в педагогический институт Раиса Ивановна написала: «предмет физику люблю, хотя он и трудный». Свою любовь к физике она пронесла через всю свою жизнь.

Раиса Ивановна в совершенстве владела своим предметом, читала лекции, вела практические и лабораторные занятия по курсам методики преподавания физики и общей физики, руководила педагогической практикой студентов, стажерской практикой выпускников, курсовыми и дипломными работами. Ею был разработаны и читались спецкурсы «Формирование понятий по физике у учащихся средней школы», «Вероятностные явления в физике», «Экспериментальный метод изучения физики»,

«Магнитные явления, магнитные свойства вещества», «Избранные вопросы методики преподавания физики» и др.

Рявкина Р.И. активно занималась научной работой в области методики преподавания физики в вузе и в школе. Ею опубликовано 65 научных работ. Ее интересовали вопросы совершенствования методики подготовки студентов к осуществлению политехнического обучения и трудового воспитания в школе; она подготовила и опубликовала методические указания по лабораторному физическому практикуму в вузе, написала пособие по спецкурсу по методике формирования физических понятий. Рявкина Р.И. успешно выступала с докладами и сообщениями на ежегодном межвузовском научно-методическом семинаре в г. Челябинске, на Всесоюзных конференциях и зональных совещаниях преподавателей физики. С 1982 года была членом Зонального совета преподавателей физики, методики преподавания физики и астрономии пединститутов Урала, Сибири и Дальнего Востока, за активное участие в работе Зонального Совета и Зональных Комиссий проректором по научной работе Челябинского базового института Зоны, профессором Е.М. Байтингером и председателем Зонального Совета, доктором пед. наук, член-корреспондентом РАО, профессором А.В. Усовой в 1993 году Раисе Ивановне была выражена благодарность. В 1996 году была вторым оппонентом на защите кандидатской диссертации С.А. Суровикиной по теме «Систематизация и обобщение знаний учащихся по физике в средней общеобразовательной школе»

Круг научных интересов Раисы Ивановны был широк. Она занималась приемами систематизации и обобщения знаний учащихся и студентов вузов, проблемами решения физических задач, ее интересовали вопросы совершенствования физического эксперимента, формирования физических понятий, изучение статистических закономерностей в курсе физики школы и вуза, формы внеклассной работы по физике и др.

Раиса Ивановна активно участвовала в работе научно-практических конференций различного уровня: Повышение профессиональной подготовки будущего учителя информатики, математики, физики, региональная научно-практическая конференция, Шадринск, ШГПИ; Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная учебному физическому эксперименту, Глазов, ГГПИ; Теоретико-методические основы совершенствования естественнонаучного и технологического образования в основной, средней школе и педвузе, Международная научно-практическая конференция, Челябинск, ЧГПУ; Стандартизация образования в современной средней и высшей школе, Международная научно-практическая конференция, Челябинск; Проблемы физико-математического образования в педагогических вузах России на современном этапе, региональная научно-практическая конференция, Уфа; Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики, Международная научно-практическая конференция, Екатеринбург; Учебная физика, Всероссийская научно-практическая конференция, Москва и др.

Раиса Ивановна всегда стремилась вокруг себя собрать студентов, увлеченных физикой, она на протяжении ряда лет руководила студенческой проблемной группой, занимавшейся проблемами совершенствования физического эксперимента. Студенты под ее умелым руководством собирали экспериментальные установки, проводили наблюдения таких сложных в постановке явлений, как интерференция, дифракция, дисперсия света, дуговой разряд в газах. В музее кафедры хранятся студенческие установки, сделанные при

участии Раисы Ивановны: генератор на транзисторе, усилитель на транзисторе, индукционная катушка, работающая на переменном токе, электрический воздушный фильтр и др. Часто итогом такой работы являлись студенческие статьи, курсовые и дипломные работы, которые всегда защищались на отлично, а высокое качество дипломных работ, подготовленных под руководством Раисы Ивановны, всегда отмечали председатели ГАК. Среди студенческих статей, написанных в соавторстве с Рявкиной Р.И., есть такие, которые опубликованы в журнале Российской академии естествознания «Успехи современного естествознания»: методика изучения поляризации света с квантовой точки зрения, изучение волновых свойств света с помощью лазера, значение решения задач при обучении физике и др. при непосредственном участии Раисы Ивановны преподаватели Н.Н. Выборова и С.П. Злобина поступили в аспирантуру по методике преподавания физики при Челябинском государственном педагогическом университете и защитили диссертации.

Рявкина Р.И. ежегодно с 1996 г. готовила группу студентов к Всероссийской олимпиаде по теории и методике обучения физике в Челябинском Государственном педагогическом университете. Почти ежегодно студенты возвращались с этой олимпиады с призовыми местами:

1996 год - 2 командное место,

1998 год - 2 место в теоретическом туре,

2000 год - 3 место в экспериментальном туре,

2003 год - 2 место в конкурсе домашнего задания,

2005 год - второе место в теоретическом туре по решению задач ,

2007 год - второе место в конкурсе научных докладов, третье место в решении задач теоретического тура,

2008 год - второе место в решении задач теоретического тура, третье место в конкурсе научных докладов,

2011 год - третье место в конкурсе самодельных физических приборов. Раиса Ивановна была очень эрудированным преподавателем, с ней можно было поговорить на любые темы: дрессировка животных, жизнь и творческий путь любого артиста, ее феноменальная память поражала всех: она помнила имена и фамилии студентов по выпускам, кто с кем сидел за одной партой, какие занятия пропустил, на какие экзаменационные вопросы отвечал и т.д. Раиса Ивановна имела очень хорошую математическую подготовку, любая физическая задача, требующая сложных математических действий (интегрирование, логарифмирование, экспоненцирование), была простой для нее. Без дополнительной подготовки она могла прочитать любую лекцию по общей физике, решить любую сложную физическую задачу.

Студенты всегда ценили такие качества Раисы Ивановны как требовательность, терпение, объективность в оценке знаний, умение работать с большой аудиторией слушателей. Воспоминания М. Базыльниковой, выпускницы 2006 года: «Стоит вспомнить наши первые лабораторные работы по методике физики: сгоревший учебный щит, поломанные весы, разбитые колбы. Мы с огромным удовольствием ходили на занятия к Раисе Ивановне, у нее мы учились искусству преподавания физики в школе».

Рявкина Р.И. принимала активное участие в общественной жизни факультета и института, в течение ряда лет являлась председателем профбюро факультета, куратором учебной группы, членом правления институтской организации общества «Знание»,

ответственным секретарем приемной комиссии института, руководила школой «Юных физиков». Она проводила факультетские олимпиады по физике, методике преподавания физики, организовывала физические вечера в рамках традиционной декады науки на факультете, ее приглашали учителя школ города для проведения обобщающих занятий по физике, на протяжении нескольких лет она выступала перед выпускниками школ г. Шадринска и района с обобщающей лекцией «Современная физическая картина мира».

За свой безупречный труд в 1998 г. Раиса Ивановна награждена грамотой Губернатора Курганской области, в 2008 г. - Почетной грамотой Главного управления образования Курганской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пекин, П.В. Систематизация и обобщение знаний студентов по общему курсу физики / П.В. Пекин, Р.И. Рявкина. - Челябинск : ЧГПИ, 1980. - 38 с.

2. Рявкина, Р.И. Применение приемов систематизации для студентов педвузов / Р.И. Рявкина. -Шадринск : ШГПИ, 1983. - 36 с.

3. Рявкина, Р.И. Методические указания и задания для студентов по электричеству / Р.И. Рявкина, С.А. Ежков. - Шадринск : ШГПИ, 1985. - 81 с.

4. Рявкина, Р.И. Современная физическая картина мира : метод. рекомендации для учителей физики / Р.И. Рявкина. - Курган, 1991. - 30 с.

5. Рявкина, Р.И. Дидактические возможности качественных и экспериментальных задач в системе профессиональной подготовки учителей физики / Р.И. Рявкина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2008. - № 1. - С. 239-244.

УДК 378.016:82

Н.Ю. Ланцевская, г. Шадринск

Этноурок «Сказка как сакральная модель мира»: опыт реализации гранта

В статье представлен отчет по реализации проекта «Этноурок: сказка как сакральная модель мира». Обозначены актуальность проекта, цели, задачи, участники и партнеры, принявшие непосредственное участие в его осуществлении. Описаны результаты работы и сформулированы конкретные предложения по оптимизации проекта.

Проект, этноурок, межнациональное общение.

N. U. Lantsevskaya, Shadrinsk

Ethnic lesson «The Fairy Tale as a sacred model of the world»: the experience of grant implementation

The article presents a report on the implementation of the project « Ethnic lesson: a fairy tale as a sacred model of the world». The relevance of the project, goals, objectives, participants and partners, who took a direct part

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.