ответственным секретарем приемной комиссии института, руководила школой «Юных физиков». Она проводила факультетские олимпиады по физике, методике преподавания физики, организовывала физические вечера в рамках традиционной декады науки на факультете, ее приглашали учителя школ города для проведения обобщающих занятий по физике, на протяжении нескольких лет она выступала перед выпускниками школ г. Шадринска и района с обобщающей лекцией «Современная физическая картина мира».
За свой безупречный труд в 1998 г. Раиса Ивановна награждена грамотой Губернатора Курганской области, в 2008 г. - Почетной грамотой Главного управления образования Курганской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пекин, П.В. Систематизация и обобщение знаний студентов по общему курсу физики / П.В. Пекин, Р.И. Рявкина. - Челябинск : ЧГПИ, 1980. - 38 с.
2. Рявкина, Р.И. Применение приемов систематизации для студентов педвузов / Р.И. Рявкина. -Шадринск : ШГПИ, 1983. - 36 с.
3. Рявкина, Р.И. Методические указания и задания для студентов по электричеству / Р.И. Рявкина, С.А. Ежков. - Шадринск : ШГПИ, 1985. - 81 с.
4. Рявкина, Р.И. Современная физическая картина мира : метод. рекомендации для учителей физики / Р.И. Рявкина. - Курган, 1991. - 30 с.
5. Рявкина, Р.И. Дидактические возможности качественных и экспериментальных задач в системе профессиональной подготовки учителей физики / Р.И. Рявкина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2008. - № 1. - С. 239-244.
УДК 378.016:82
Н.Ю. Ланцевская, г. Шадринск
Этноурок «Сказка как сакральная модель мира»: опыт реализации гранта
В статье представлен отчет по реализации проекта «Этноурок: сказка как сакральная модель мира». Обозначены актуальность проекта, цели, задачи, участники и партнеры, принявшие непосредственное участие в его осуществлении. Описаны результаты работы и сформулированы конкретные предложения по оптимизации проекта.
Проект, этноурок, межнациональное общение.
N. U. Lantsevskaya, Shadrinsk
Ethnic lesson «The Fairy Tale as a sacred model of the world»: the experience of grant implementation
The article presents a report on the implementation of the project « Ethnic lesson: a fairy tale as a sacred model of the world». The relevance of the project, goals, objectives, participants and partners, who took a direct part
in its implementation, are indicated. The results of the work are described and specific suggestions for project optimization are formulated.
Keywords: project, ethnic lesson, interethnic communication .
Проект «Этноурок «Сказка как сакральная модель мира»» был реализован в рамках конкурса грантов Российского общества «Знание» в период с 01.12.2016 по 18.12.2016 в Курганской и Свердловской областях.
Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью:
1) вовлечения потенциала народной культуры, ценности вековой мудрости людей в процессы общественного прогресса;
2) привлечения внимания современных детей и подростков к чтению как способу саморазвития личности;
3) обеспечения более высокого качества общества посредством формирования нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности современных подростков;
4) повышения интеллектуального и культурного уровня молодого поколения и снижения роста агрессии и нетерпимости;
5) укрепления социальных связей представителей разных национальностей и разных поколений.
Проект направлен, прежде всего, на преодоление культурных барьеров в межнациональном общении, формирование толерантного отношения к национальным культурам через изучение глубинного смысла народных сказок и нахождение в них универсальных культурных кодов (мировоззренческих основ). Ведущая цель определила постановку следующих задач:
1. Разработка этноуроков по изучению сакрального смысла сказок различных народов;
2. Проведение уроков в школах города (района, области);
3. Организация и проведение конкурса рисунков «Национальная сказка»;
4. Организация и проведение конкурса эссе «Национальная сказка».
Партнерами проекта выступили следующие организации: Муниципальное казенное
учреждение «Централизованная библиотечная система г. Шадринска» Курганской области; Центр Русской Народной Культуры «Лад» в г. Шадринске, занимающийся изучением и сохранением традиционной культуры русского населения Зауралья; Центр Шадринской городской общественной организации Татаро-Башкирской национальной культуры «Дуслык»; МКОУ «Гимназия № 9», г. Шадринск; МКОУ «СОШ № 8», г. Шадринск; МКОУ «Юлдусская СОШ им. Х.Г. Гизатуллина», с. Юлдус Шадринского района; МКОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа им. А.П. Бирюкова» Шадринского района Курганской области; МКОУ «Далматовская средняя общеобразовательная школа № 2», г. Далматово Курганской области; МКОУ «Школа-интернат № 12», г.Шадринск; МКОУ «СОШ № 35», г.Каменск-Уральский Свердловской области; МКОУ «СОШ № 3», г.Шумиха Курганской области; МКОУ «СОШ с.Шутихинское» Катайского района Курганской области; МКОУ «СОШ с.Птичье» Шумихинского района Курганской области; МКОУ «Петропавловская ООШ» Катайского района Курганской области; МКОУ «Песчано-Колединская СОШ» Далматовского района Курганской области; редакция рекламно-информационного журнала «Мое Зауралье» (главный редактор В.Ю. Мурзин), концепция которого связана с брендингом и
маркетингом Зауралья; Информационно-развлекательный телеканал «SHADR-инфо», г. Шадринск; Национальный форум молодых лидеров международного образования COMMUNITY-2016 (г. Тюмень).
Участниками проекта стали преподаватели ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»; студенты 3,4,5 курсов гуманитарного факультета (в том числе иностранные студенты) и слушатели подготовительного отделения (иностранные граждане) ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»; учителя русского языка и литературы школ г.Шадринска, Курганской и Свердловской областей (гимназия № 9, г. Шадринск; лицей № 1 г., Шадринск; школа-интернат № 12, г.Шадринск, село Ключи Шадринского района, с. Юлдус Шадринского района, г. Далматово Курганской области, с.Любимово Далматовского района, с. Шутихинское Катайского района, с.Петропавловское Катайского района, с.Птичье Шумихинского района, г.Шумиха Курганской области, г.Каменск-Уральский Свердловской области); сотрудники муниципального казенного учреждения «Централизованная библиотечная система г. Шадринска» Курганской области; специалисты Центра Русской Народной Культуры «Лад» и Центра Шадринской городской общественной организации Татаро-Башкирской национальной культуры «Дуслык» в г. Шадринске; обучающиеся 5-11 классов общеобразовательных школ Курганской и Свердловской областей (г. Каменск-Уральский) и школы-интерната № 12 г.Шадринска Курганской области.
Реализация проекта осуществлялась посредством организации и проведения различных мероприятий: школьные уроки и внеклассные занятия (встречи), конкурсы рисунка и эссе. В рамках проекта в школах были проведены уроки в 5-8 классах, направленные на анализ и сравнение сказок разных народов (русская и туркменская сказки, русская и башкирская сказки, русская и азербайджанская сказки и пр.), и выявление универсальных ценностных кодов, объединяющих различные культуры. Помимо классической формы школьного урока были организованы встречи обучающихся и студентов с известным филологом-фольклористом Урала В.Н. Бекетовой, представившей модель анализа народных сказок. Было проведено более 10 уроков и мероприятий, в которых приняло участие более 150 обучающихся. Проведение этноуроков сопровождалось тематическими выставками книг, иллюстраций, рисунков участников, играми, конкурсами.
Участники проекта убеждены в том, что проведение этноуроков - необходимое условие формирования толерантного пространства в поликультурном мире.
Участники этноуроков отмечают, что проект Этноурок «Сказка как сакральная модель мира» является социально значимым, стимулирует развитие креативного художественного мышления обучающихся, эстетических чувств, воспитывает в детях любовь к национальным корням, творчеству, красоте, толерантное отношение к культурам разных национальностей, обеспечивает снижение роста агрессии и национальной нетерпимости. Проект содействует эффективной межкультурной коммуникации представителей разных национальностей и разных поколений.
В ходе реализации проекта были проведены конкурсы среди обучающихся 5-11 классов: 5-8 классы - конкурс рисунков на тему «Национальная сказка»; 6-11 классы -конкурс эссе по следующим темам: «Нравственные ценности, которым учат народные сказки», «Женские образы в народных сказках», «Мужские образы в народных сказках»,
«Похожие сюжеты в сказках народов мира», «Вечная мудрость народных сказок». В конкурсах приняло участие более 100 человек. По итогам конкурса были определены победители, лучшие работы награждены ценными призами. Все участники получили сертификаты.
Результатами проекта стало: пополнение методической копилки учителей-словесников материалами для уроков и внеурочных мероприятий; повышение интереса к фольклору школьников и студентов: возросший спрос на фольклорные произведения разных народов мира в библиотеках города и района; появление у специалистов сферы образования и культуры Курганской области идей социокультурных проектов, связанных с фольклором (запись аудиосказок, открытие детской театральной студии для сказочных инсценировок, исследование сказок Зауралья, создание серии иллюстраций к книгам народных сказок).
На наш взгляд, проект «Этноурок «Сказка как сакральная модель мира»» имеет будущее. В перспективе видится возможным:
1. Продолжить работу по формированию и совершенствованию методической базы проекта «Этноурок «Сказка как сакральная модель мира»»;
2. Обеспечить введение проекта в практику школ Курганской области на постоянной основе;
3. Организовать работу по выявлению и трансляции лучшего опыта проведения этноуроков;
4. Организовать мониторинг эффективности проекта по проведению этноуроков;
5. Продолжить работу по расширению аудитории (проведение мероприятий по заявленной теме в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования);
6. Расширить географию участников проекта (вовлечь большее количество районов Курганской области, выйти за ее пределы и пределы региона);
7. Разработать и издать методические рекомендации по проведению этноуроков в школах и смежных мероприятий;
8. Организовать работу по вовлечению бизнес-сообщества в реализацию этноуроков и мероприятий по заявленной теме (в качестве организаторов и спонсоров);
9. Вывести проект на межрегиональный уровень;
10. Организовать проведение научно-практических конференций по проблемам межнационального общения, культурных универсалий и культурной специфики различных народов;
11. Активно использовать в практике проведения этноуроков координационные связи с различными организациями, осуществляющими культурную деятельность;
12. Продолжить работу со СМИ по актуализации вопросов межкультурного диалога и освещению практики этноуроков;
13. Содействовать созданию на основе интеграционных усилий творческих команд, экспертных групп, общественных организаций, заинтересованных в организации и проведении этноуроков и других мероприятий по межкультурной коммуникации;
14. Создать электронную базу материалов по проекту «Этноурок «Сказка как сакральная модель мира»».