УДК 821.161.1-94
В. Ю. Пустовит
Память как культурный код мемуаристики в «Семейном альбоме» М. Матусовского
Творчество М. Л. Матусовского, уроженца Луганска, одного из самых известных поэтов-песенников прошлого столетия, исследовано недостаточно, хотя имеет колоссальный духовно-нравственный потенциал как в аспекте изучения в сфере гуманитарных наук - краеведения, культуро-ведения, литературоведения, мемуаристики, так и в процессе воспитания молодежи. Впервые объектом исследования стала проза писателя, а именно книга «Семейный альбом». Автор особое внимание уделяет категории «память», ключевой составляющей всего текста, опираясь на современные методологии в изучении этого понятия, приходит к выводам о генетической, родовой памяти творческого человека. Исходя из различных трактовок мемуаристики как жанра, в статье доказана принадлежность прозы писателя именно к этому жанру, в основе которого лежат воспоминания.
Ключевые слова: память, воспоминания, детские воспоминания, мемуаристика, писатель М. Матусовский
Valeria Yu. Pustovit
Memory as a memoiristic cultural code in M. Matusovsky's "Family Album"
The work of M. L. Matusovsky, a native of Lugansk, one of the most famous songwriters of the last century, has been insufficiently researched, although it has a huge spiritual and moral potential both in the aspect of study in the field of human sciences - local history, cultural studies, literary studies, memoiristics and the education of young people. For the first time the object of the study was the writer's prose, namely the book "Family Album". The author pays special attention to the category of "memory", a key component of the whole text, relying on modern methodologies in the study of this concept comes to conclusions about the genetic, ancestral memory of a creative person. Based on various interpretations of memoiristics as a genre, the article proves that the writer's prose belongs to this genre, which is based on memories.
Keywords: memories, childhood memories, memoiristics, writer M. Matusovsky DOI 10.30725/2619-0303-2024-4-55-59
Современная мемуаристика богата широким спектром жанров. Письма, дневники, записные книжки, литературные портреты, воспоминания (они же и мемуары) - все разновидности литературных произведений, составляющие в целом это направление в литературе и культуроведении, рождены в своей основе благодаря памяти людей, выполняют неоценимую роль не только для исследователя, но и для думающего читателя, поскольку позволяют глубже узнать условия и детали жизни выдающегося человека, служат важным культурологическим документом жизни людей и государства в целом.
Уникальность мемуарных материалов определяется их высокой достоверностью, возможностью сохранять память не только об исторических событиях, участником или свидетелем которых был автор, но и наличием посыла в будущее, ведь на основе анализа деталей эпохи, о которой они повествуют, выстраиваются стратегии развития общества. «Все мы
родом из детства» - эта фраза сегодня очень популярна и стала ключевой не только для психологов. Действительно, воспоминания, которые сопровождают нас в течение всей жизни, дают возможность мысленно вернуться в те далекие беззаботные дни. Что же они значили для выдающегося поэта-песенника, нашего земляка, Михаила Львовича Матусовского? Как свидетельствует «Семейный альбом», очень многое: и портреты родных и дорогих сердцу людей, и улицы Ворошиловграда, и детские шалости, и незабываемые впечатления.
Проблема изучения памяти как культурного кода мемуаристики в «Семейном альбоме» М. Матусовского сегодня остается системно не исследованной. В аспекте изучения мемуарного наследия значимых личностей - уроженцев родного края - считаем ее актуальной, важной для литературоведения в целом, для культуроведения и краеведения.
Воспоминания - это те же мемуары, которые в основе литературного жанра имеют
ключевое понятие - память. Обратимся к словарям для уточнения смысла понятия «память». В этом контексте интересна словарная статья нашего земляка Владимира Даля: «мнить, мнети, способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память внешняя, безотчетное знание наизусть затверженного; память слов, цифр, имен и событий (курсив наш. - В. П.); память внутренняя, разумное пониманье научной связи узнанного, усвоение себе навсегда духовных и нравственных истин. Память к языкам. Память местности» [1, с. 543]. Такое понимание смысла памяти позволяет в «Семейном альбоме» М. Матусовского проследить два вида памяти: внешняя - имена: учитель рисования тринадцатой городской школы Бобок, сторож Городского сада по фамилии Сухой, Яшка Любченко - сорвиголова, трагической судьбы дядя Соломон, нелепо погибший городской сумасшедший дядя Коля, красавица Адя и многие другие. Что касается памяти внутренней, то для писателя - это бесценный жизненный опыт («приговор детства самый справедливый, окончательный и обжалованию не подлежит» ретушеру Антону Шнаблю за то, что утопил больного котенка), судьбы простых горожан (фотограф Белобо-родов), приезжих (история семьи Айрапетян).
В. Даль подает также и другие интересные употребления однокоренных «памяти» слов, согласно времени их функционирования на момент составления словаря, например, памятная записка (она же на память, курсив наш. - В. П.); духовная запись в поминовение усопших; памятник законов, земледельца; памятки, как остатки прошлого; сооруженья прошлого, памятники.
Существенно отличается словарная статья, представленная в труде С. Ожегова, в отличие от других дефиниций найдено лишь одно толкование: «память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта» [2, с. 396]. Ученый-лингвист обращает внимание на виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная (память чувств). Вторым значением приводится слово «воспоминание» как синоним.
Важные аспекты памяти поданы в Философском энциклопедическом словаре (1983): память - основное свойство нервной системы воспроизводить опыт прошлого и, соответственно, длительное время хранить информацию о важных, значимых событиях окру-
жающего мира. Таким образом, осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и выступает таким образом в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности [3, с. 308].
Современные источники по психологии в обобщенном виде указывают, что память -это описательная трактовка для определенного комплекса познавательных способностей [4]. Сюда же мы относим и высшие психические функции, способствующие накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. При этом в Большом психологическом словаре (2009) среди видов памяти наряду с образной памятью выделена также «память души». Она сосуществует в сознании человека параллельно с исторической памятью, однако связана с постижением культурных традиций и формируется в процессе взросления человека, постепенном усваивании ним знаний о своей родине. Основу «памяти души» составляют переживания, отличающиеся глубиной и образующие новые жизненные смыслы [5, с. 334]. Такое толкование сущности памяти особенно импонирует нам, поскольку включает само понятие памяти в мемуарно-художественный дискурс как его неотъемлемую бытийную характеристику и наделяет воспоминания специфическими поэтикальными свойствами. Типичным примером такого дискурса считаем «Семейный альбом» М. Матусовского, где автор, выступая мемуаристом, неизменно остается поэтом с богатым образным мышлением, создающим уникальные образы прошлого на страницах своей книги. Подтверждение этого тезиса находим, в частности, в культуролого-литерату-роведческих изысканиях последних лет, где объект исследования - мемуаристика в широком художественно-нарративном контексте памяти [6, с. 153].
Отметим, что в последнее время интерес ученых разных отраслей науки к памяти как социокультурному феномену заметно возрос. Особая роль в культуроведении и литературоведении сегодня нередко отводится не только мемуаристике, но и биографистике, которые, по сути, в аспекте «памяти» признаются ведущими жанрами. Очевидно, этим объясняется и стремительный рост количества публикаций биографий, мемуаров, писем писателей, общественных и политических деятелей, ученых
и исследователей как прошлых веков, так и современности.
Как считает исследователь взаимосвязи памяти и автобиографической художественной прозы Н. С. Степанова, «феномен памяти предстает и как предмет художественного изображения, и как категория поэтики, и как смыслообразующий элемент отдельного произведения или художественного мира писателя в целом, и как способ художественного мышления, и как одна из основных составляющих мировоззрения писателя» [7, с. 111].
На основе словарных статей, результатов исследований отечественных ученых и наших собственных, память, как и воспоминания, трактуются нами в контексте анализа «Семейного альбома» как воспоминания детства, рассказы о прошлом, преломленные сквозь призму авторского поэтического сознания и наделенные личностно значимыми ценностными смыслами. Категории времени и пространства в воспоминаниях М. Матусовского - поэта-песенника - подчинены образному началу, что порождает, с одной стороны, крайнюю степень их субъективности, а с другой - обусловливает интерпретационную многоуровневость хронотопа этой книги для читателя. Хронотоп в «Семейном альбоме» эстетизирован в рамках единого художественного целого [8, с. 78-79]. К тому же эта книга ярко иллюстрирует непрерывность существования человеческого «Я» самого автора, раскрывает предпосылки формирования его индивидуальности и личности - талантливой, неординарной. Таким образом, в аспекте культурно-исторической памяти «Семейный альбом» М. Матусовского интересен как жанр мемуаристики писателя.
Следует отметить, что к мемуарной прозе М. Матусовский обратился в 80-е гг. прошлого века в возрасте 63 лет, осознанно взявшись за воспоминания с целью осмысления всей своей жизни. В предисловии к альбому он пишет об этом так: «Что сделало меня литератором, что заставило взяться за перо, что продиктовало насущную необходимость писать стихи и прозу или складывать песни? Конечно, прежде всего это - город с южными улицами, решительно сбегающими вниз, неожиданно меняющими направление, возникающими по законам горных потоков, - город с духовым оркестром, играющим в Городском саду имени Первого мая, отчего летние вечера были обычно задумчивыми и грустными; город, где я родился, земля с сизыми пирамидами терриконов и степными оврагами, име-
нуемыми здесь „балками". Ворошиловград назывался тогда Луганском, - это был город потомственных паровозостроителей, сохранивший давние трудовые революционные традиции» [9, с. 5].
Безусловно, что для каждого человека самыми значимыми в духовно-нравственном плане являются воспоминания детства, ассоциирующиеся с родными и близкими людьми, друзьями, любимыми предметами и явлениями - игрушками, книгами, забавами, безоблачностью повседневного бытия. Для М. Матусовского эти воспоминания укладываются в художественные образы-символы фотографий из семейного альбома, где за каждой черно-белой карточкой - глубокая история семьи, рода, знаменательные события, памятные эпизоды, открытые эмоции, лица родных. Фотографии детства по праву открывают «Семейный альбом».
Здесь следует отметить, что фотографий в прямом смысле в «Семейном альбоме» нет, однако именно фотография как своеобразный артефакт, символ прошлого столь важна для М. Матусовского. Семейная фотография - это уникальный этнологический источник, позволяющий обогатить и расширить наши представления о семейных традициях, нравах, культуре того времени. Знаменитый поэт-песенник использует художественное слово, воспроизводит реальные фрагменты, запечатленные на семейных фото талантливым фотографом - его отцом. Примечательно, что еще в стихотворении «Моя родословная» М. Матусовский описывал процесс создания таких значимых для него фотографий: ...Отец до самой темноты Фотографировал мосты, Людей с оружием в руках, Спешащих утром на фронты. И застывали на момент Герои будущих легенд, Благословенные крестом Тяжелых пулеметных лент... [10, с. 215]. Впоследствии по прошествии прожитых лет, берясь за воспоминания как художественный текст, М. Матусовский снова пишет о событиях детства, но уже используя символический образ фото, сделанных его отцом. Поэтический талант автора не только воспроизводит сам сюжет изображения, но в большей степени передает личностное восприятие фрагментов прошлого взрослым человеком, прошедшим разные жизненные испытания, а также - ключевых эпизодов из детских лет, запечатленных как на черно-
белом фото, так и в эмоционально окрашенной памяти мемуариста.
Например, знаковым событием в жизни для детей фотографа Льва Матусовского было фото на бронепоезде: «Так и остались на снимке - двадцатые годы, и усыпанная ноздреватым шлаком железнодорожная насыпь, и низкое предгрозовое небо, и люди, готовые прямо из-под объектива ринуться в сражение, и кудрявые мальчики, затерявшиеся среди них». Здесь и гордость за своего отца, которого вызвали на вокзал с фотоаппаратом, и гордость за свой народ, готовый защищать родную землю. В будущем взрослый Миша узнает, как в неравном бою бронепоезд погибнет в открытой степи, под станцией Дебальцево, и напишет: «Я бы мог подумать, что всего этого не было, что мне это просто приснилось, но на столе лежит старая фотография, и порою я чувствую жар того пламени, которое в детстве только чуть тронуло меня и опалило своим дыханием» [9, с. 16].
«Удивительной цепкостью обладает детская память», - неоднократно отмечает М. Матусовский в своем альбоме. Его образное слово наделено необыкновенной силой, позволяющей сегодня читателю легко воспроизводить в воображении улицу Пушкинскую в старой части Луганска - родного города для автора, или гурьбу ребят, идущих с речки с важным видом, перебивающих друг друга советами, как сделать пищик из акации. Или «приговор детства самый справедливый, окончательный и обжалованию не подлежит» [9, с. 24] ретушеру за то, что утопил больного котенка.
Особо выразительны воспоминания о лучших учителях музыки в Луганске, о постановках детских музыкальных спектаклей и даже детской оперы, о пережитом чувстве несправедливости из-за того, что учитель Кушлин не дал М. Матусовскому роль, в результате чего «погибло во мне редкое музыкальное дарование» [9, с. 32].
Информационная ретроспектива первого раздела «Семейного альбома» насыщена целым рядом живописных персонажей -многих обычных людей, за чьими судьбами читаются житейские дела и неординарные события нескольких поколений луганчан, оставивших глубокий след в судьбе самого М. Матусовского.
Мемуары М. Матусовского - жизненные, яркие, понятные, вызывающие интерес и к самому автору, и ко времени, им описанному. Аккордом-разграничением в этой человече-
ской исповеди звучит фраза: «Далеко в городском саду духовой оркестр играл незнакомый мне вальс, - я бы не удивился, если б оказалось, что он называется „Прощание с детством"» [9, с. 140].
Можно сказать, что в мемуарах-эссе нашего талантливого соотечественника образ Луганска всеобъемлющ. Город - не фон, а истинная сущность бытия, родина людей мужественных, талантливых, трудолюбивых, удивительных, одним словом, настоящих патриотов Луганска. Очень важным аспектом, пронизывающим весь семейный альбом от начала до последних строк, являются семейные ценности. Сегодня для каждого из нас эти ценности осмысливаются по-разному, к сожалению, большая их часть утрачена. Важно, что М. Матусовский - человек, чье детство прошло вовсе не в роскоши, переживший в качестве фронтового корреспондента трагические и торжественные события Великой Отечественной войны, масштаб трагедии Хиросимы, знавший цену потерь родных и близких ему людей, - с первых строк пишет с уважением к истории Луганска, чтит историческую память. Автор пытается донести каждому читателю историю славного региона в контексте многолетней истории великой страны. И уникальность этого материала заключается в визуализации сквозь призму фотографии, на первый взгляд, - фрагментарности, однако в то же время представлено авторское ценностное понимание культурных ценностей народа. И сам М. Матусовский, как достойный гражданин, видит себя в культурном контексте всей большой страны: он старается все события своей жизни сверять с ней.
Таким образом, память, диалектично реализованная в культурном коде мемуаристики, в частности в «Семейном альбоме» М. Матусовского, позволяет констатировать, что воспоминания (даже не систематизированные и не обозначенные последовательно конкретными датами) - это те же мемуары, литературный жанр, в основе которого память -ключевой феномен.
Выводы из нашего исследования таковы: мемуары - один из важнейших источников сохранения исторической и духовной памяти; воспоминания - не простое обращение к прошлому, это его осмысление, синтез взглядов по оси «прошлое-настоящее» с проекцией на будущее, ведь реконструкция жизненного пути в мемуарах направлена на будущее. Автор пытается сохранить в памяти потомков себя и свое время таким, каким оно осталось
в его памяти; и у человека, и у страны, пока есть история, будет будущее.
И хотя большинство мемуаров, и «Семейный альбом» М. Матусовского в этом плане не исключение, являются синтезом творчества и рефлексии, а автор зачастую не видит границы того, где кончается реальность и начинается вымысел, - ценность мемуарного наследия выдающихся личностей высока и непреходяща. Мемуарное наследие мастеров художественного слова, государственных деятелей, ученых прошлого - ценный репрезентант реального социокультурного дискурса будущим поколениям, поскольку память детства, воспоминания - это символы народной и национальной культуры, своеобразные обереги от стирания памяти, утраты своих корней, разрыва вековой родословной связи.
«Семейный альбом» М. Матусовского в этом аспекте - колоссальный нравственно-художественный ресурс патриотического воспитания молодежи, сохранения и трансляции будущим поколениям соотечественников национального культурного кода. Актуальным считаем дальнейшее исследование в обозначенном направлении мемуаров творческих личностей, которые внесли значительный вклад в культурное развитие края.
Список литературы
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Москва: РИПОЛ классик, 2006. Т. 3. 544 с.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов. Москва: Рус. яз., 1991. 916 с.
3. Философский энциклопедический словарь. Москва: Совет. энцикл., 1983. 839 с.
4. Память // Википедия. URL: https://ru.wikipedia. о^ЛмИ/Память# (дата обращения: 20.10.2024)
5. Большой психологический словарь. Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
6. Ляпунова М. М. Исторический факт и интерпретации (мемуары В. Шпильмана и фильм Р. Полан-ски «Пианист») // Память как история и воображение: коллект. моногр. Москва: Эдитус, 2023. С. 153-158.
7. Степанова Н. С. Художественные функции категории памяти в автобиографической прозе первой волны русского зарубежья // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2012, № 1. С. 108-111.
8. Литвинова Н. Б. Поэтико-грамматические средства осмысления пространства в прозе М. Матусовского // Материалы VIII Международных чтений памяти М. Матусовского, посвященных 100-летию со дня рождения поэта (г. Луганск, 15 мая 2015 г.). Луганск: Изд-во ЛГАКИ имени М. Л. Матусовского, 2015. С. 74-80.
9. Матусовский М. Проза. Луганск, 2011. 600 с.
10. Матусовский М. Земля моих отцов - Донбасс: (стихи и песни о Луганщине и Донбассе). Москва, 2011. 303 с.
References
1. Dal' V. I. Explanatory dictionary ofthe living great Russian language: in 4 vols. Moscow: RIPOL classic, 2006. 3, 544(in Russ).
2. Ozhegov S. I. Russian language dictionary: 70000 words. Moscow. Russ. language, 1991. 916 (in Russ).
3. Philosophical encyclopaedic dictionary. Moscow: Sovet. еncyd., 1983. 839 (in Russ).
4. Memory. Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Памят# (accessed: 0ct.20.2024) (in Russ.)
5. Big psychological dictionary. Moscow. AST; Saint-Petersburg. Prime-Euroznak, 2009. 811 (in Russ).
6. Lyapunova M. M. Historical fact and interpretations (memoirs of V. Shpilman and the film by R. Polanski "The Pianist"). Memory as history and imagination: collective monograph. Moscow: Editus, 2023. 153-158 (in Russ.).
7. Stepanova N. S. Artistic functions of the category of memory in autobiographical prose of the fi rst wave of the Russia n Abroad. Bulletin ofthe Voronezh State University. Series: Philology. Journalism. 2012. 1, 108-111 (in Russ).
8. Litvinova N. B. Poetic and grammatical means of comprehension of space in the prose of M. Matusovsky. Proceedings of the VIII International Readings in Memory of M. Matusovsky, dedicated to the 100th anniversary of the birth of the poet (Lugansk, May 15, 2015). Lugansk: M. L. Matusovsky LGAKI Publ. house, 2015. 74-80 (in Russ).
9. Matusovsky M. Prose. Lugansk, 2011. 600 (in Russ).
10. Matusovsky M. Land of my ancestors - Donbass: (poems and songs about Lugansk region and Donbass). Moscow, 2011. 303 (in Russ).