Научная статья УДК 316.7
«Семейный альбом» М. Матусовского: биография в контексте культуры
О. М. Мазаненко^В. Ю. Пустовит2
1,2Луганская государственная академия культуры и искусств имени Михаила Матусовского, Луганск, Россия
Аннотация. Творчество поэта-песенника М. Матусовского известно далеко за пределами нашей страны. Внут-
ренний мир человека искусства отражает мемуаристика - письма, воспоминания, автобиографии. «Семейный альбом» - единственное прозаическое произведение писателя, своеобразный ключ к его биографии, содержит воспоминания детства, зарисовки военных лет, размышления о творчестве, впечатления о путешествиях. Цель исследования обусловлена актуальностью изучения жизненного пути и творчества выдающегося поэта-песенника в контексте культуры. Для достижения цели применялись научные методы мемуаристики. Проведенный анализ позволил сделать вывод об уникальности аутентичного источника - прозы М. Матусовского - для воссоздания подлинного портрета исторической личности, его роли в формировании творческого жанра, в целом культуры.
Ключевые слова: мемуаристика, воспоминания писателя, образ автора, биография, культура
Для цитирования: Мазаненко О. М., Пустовит В. Ю. «Семейный альбом» М. Матусовского: биография в контексте культуры // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2025. Вып. 1 (895). С. 141-148.
Original article
M. Matusovsky's 'Family Album': Biography in the Context of Culture
Oksana M. Mazanenko1, Valeria Yu. Pustovit2
1,2Matusovsky Academy of Culture and Arts, Lugansk, Russia [email protected] 2 [email protected]
Abstract.
Keywords: For citation:
The creative work of songwriter M. Matusovsky is known far beyond the borders of our country. The inner world of the man of art reflects memoiristics - letters, memoirs, autobiographies. 'Family Album' - the only prose work of the writer, a kind of key to his biography, contains memories of childhood, sketches of the war years, reflections on creativity, impressions of travel. The purpose of the study is determined by the relevance of studying the life path and creativity of the outstanding songwriter in the context of culture. To achieve the goal, scientific methods of memoiristics were applied. The conducted analysis allowed to make a conclusion about the uniqueness of the authentic source - the prose of M. Matusovsky - to recreate a true portrait of a historical personality, his role in the formation of the creative genre, and culture in general.
memoiristics, memoirs of the writer, image of the author, biography, culture
Mazanenko, O. M., Pustovit, V. Y. (2025). M. Matusovsky's 'Family Album': biography in the context of culture. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 1(895), 141-148. (In Russ.)
ВВЕДЕНИЕ
Творчество известного луганчанина Михаила Матусовского отмечено исследователями различных отраслей отечественной науки. Однако эти публикации в основном носят эпизодический характер и в своей структуре не имеют научной глубины, соответствующей методологии изучения жанра мемуаристики. Однако интерес к творческому наследию поэта-песенника существовал всегда. Историко-биографическое произведение писателя «Семейный альбом». представляет собой уникальное явление русской культуры советского периода. В нем отображены вехи развития страны, становления общества, в том числе и становление личности человека. Исходя из сказанного научная новизна исследования заключается в герменевтическом обосновании аутентичности текста, который впервые становится объектом изучения с позиций биографии в контексте культуры. Результаты исследования несут практическую ценность, материалы могут стать хорошим фундаментом для более глубокого изучения творчества М. Матусовского не только в культурологии, но и в философии, филологии при написании монографий, пособий, статей.
В процессе исследования «Семейного альбома» М. Матусовского как биографического источника в контексте культуры, использовались научные методы мемуаристики: историко-культурный метод - для анализа исторических фактов, описанных в источнике; структурно-функциональный метод - для характеристики роли мемуаров в отражении культурного контекста творческого наследия известных личностей с целью воссоздания их подлинного портрета, роли в формировании творческого жанра, в целом культуры; описательный метод - для изучения содержания мемуарных текстов; реферативно-аналитический и сравнительный методы - для систематизации теоретического материала.
Значительное количество научных работ представлено сотрудниками Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского, в которых исследуются различные аспекты: литературоведение (Н. Литвинова), языкознание (Т. Дьякова), педагогика (О. Лукьянченко), экзистенциальные понятия жизни и смерти в военной поэзии (В. Патерыкина), песенное творчество (М. Кертес) и др.
Большая краеведческая научная работа по внедрению творчества поэта в культурный контекст проведена Татьяной Журавлевой. В ее исследованиях доминирует мысль о фундаментальном значении родной земли, близких людей в становлении
творческой личности: «Многие произведения Матусовского рождены впечатлениями детства и юности, в его поэтической душе всегда жил образ города детства» [Журавлева, 2008, с. 9]. В публикациях Т. Журавлевой представлен ретроспективный анализ жизни и творчества поэта, основанный на архивных и документальных материалах, впервые упомянут памятник, созданный Е. Чумаком (2007).
Следует отметить, что изучение жизненного пути и творчества выдающегося поэта-песенника ХХ века и сегодня остается для ученых актуальной исследовательской проблемой именно в контексте культуры.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Поскольку мы исходим из тезиса, что биографии выдающихся людей не только помогают исследовать собственно реалии культуры, но и сами являются составляющими культурного поля той или иной эпохи, то есть воссоздают «сущностный культурологический материал, который довольно сложно найти в каких-либо видах источников» [Сиротина, 1997, с. 78], то считаем важным акцентировать внимание в статье на современном содержании самого понятия «культура». С нашей точки зрения, заслуживает внимания сгенерированный искусственным интеллектом вариант ответа в поисковой системе Яндекс, а именно следующие аспекты: культура - это область общественно значимой человеческой деятельности, связанная с реализацией духовно-нравственных запросов и потребностей людей; совокупность общественных достижений, связанных с этим направлением человеческой деятельности; просвещенность, воспитанность, образованность; совокупность достижений человеческого общества в социальной, производственной и духовной сферах жизни; исторически сформировавшийся образ жизни того или иного общества, основанный на определенных представлениях о ценностях, воззрениях, законах, верованиях, обычаях, обрядах, фольклоре, технологиях, способах внутреннего и внешнего общения и др1. Далее будем рассматривать заявленную тему именно с этих позиций.
«Семейный альбом» - это единственное прозаическое произведение в творческом наследии поэта М. Матусовского, по своему созданию протяженное во времени. Начиная с 1978 года, поэт публикует отрывистые воспоминания о детстве, войне, путешествиях и других периодах своей жизни в журнале «Знамя». И хотя данные воспоминания не имеют хронологии, они являются фрагментами автобиографических зарисовок, то есть несут культурную
■«и https://azbyka.ru/kultura
нагрузку - ценную информацию о людях, которых уже нет. Так рождался «Семейный альбом», вошедший в двухтомник избранных произведений автора в 1982 году. Неслучайно и его название, ведь отец М. Матусовского был известным в городе Луганске фотографом, а альбом с фотографиями - это всегда символ памяти о прошлом, связующее звено с настоящим. Соответственно и первый раздел книги называется «Фотографии моего детства», где за каждой черно-белой карточкой читается глубокая история семьи и всего рода, знаменательные события, памятные эпизоды, открытые эмоции, родные лица - все то, что возрождает ценности и частного порядка, и общекультурного значения.
Современный исследователь фотографии К. Красикова сформулировала ряд критериев, позволяющих проследить эволюцию взглядов на фотографию. В контексте нашего научного поиска важными критериями считаем следующие: во-первых, «Фотография как часть культуры. Данный критерий позволяет рассматривать фотографию в культурном поле, выделять в ней коммуникативные свойства» [Красикова, 2021, с. 102]. Именно фото передает застывшую историю развития культуры, например, М. Матусовский пишет о первом снимке семейного альбома так: мама в платьях, которые казались «мне допотопными, безнадежно устаревшими, как локомотивы с длинными самоварными трубами» [Матусовский, 2011, с. 9], папа в период ухаживания за мамой запечатлен с мопассановскими усами с закрученными вверх кончиками, что было очень модно в то небогатое время. Обязательной частью культуры был снимок ребенка в бескозырке с надписью «Моряк», поэтому такой костюмчик был в каждой приличной семье на рубеже веков, часто сшитый самостоятельно. Позже, в стихотворении «Воспоминание» поэт напишет:
Хоть денег всегда не хватало, Не ставил я их ни во что. Из клетчатого одеяла Мне мама скроила пальто
[Матусовский, 1986, с. 18].
С каждым годом семейный альбом пополнялся новыми фотографиями: старший брат, школьные друзья, матросы гражданской войны, старые большевики и многие другие.
Во-вторых, «Фотография как часть искусства. Данный критерий подчеркивает те аспекты фотографии, которые отсылают к способам осмысления реальности и связи с ней, показывают, в какой степени фотография отражает происходящее» [Красикова, 2021, с. 102]. Эти два аспекта изучения фотографии, по нашему мнению, взаимосвязаны. Важна
эта связь и с точки зрения культурологии, ведь она позволяет проследить собственно искусство создания фото отцом М. Матусовского. Мы узнаем, что это был некий обряд, состоявший из четких действий, отрепетированных годами движений мастера. Перед объективом отца протекала история жизни всего города, судьбы отдельных людей и целых семей от момента знакомства, свадьбы, рождения, учебы в школе до фото похорон: «Мой отец был своеобразным летописцем города» [Матусовский, 2011, с. 13]. Вся жизнь запечатлена на семейных фото и, по точному замечанию В. Чистяковой: «отражает не только характерные черты времени (стремление запечатлеть всю семью на парадном портрете, «остановить мгновение» праздника или отдельные моменты будничной жизни), но и специфику отношений в конкретных сфотографированных семьях (иерархия членов семейной группы, психологическая близость или отстраненность, демографический состав и т. д.)» [Чистякова, 2012, с. 5]. Таким образом, в соответствии со вторым критерием (способ осмысления реальности) бумажные фотографии, интерпретированные в «Семейном альбоме» в словесные зарисовки исторически сформировавшегося образа жизни провинциального общества луганчан, иллюстрируют и представления о жизненных ценностях, и воззрения на обыденное и возвышенное, в целом - культуру начала ХХ в.
Просвещенность, воспитанность, образованность - важные составляющие феномена культуры. Сложно оценить труд своего учителя, не прожив долгие годы собственного жизненного пути. Сегодня, когда вопросы наставничества и роли педагога остро поставлены на государственном уровне, важно знать об учительстве прошлого как фундаменте формирования современных культурно-образовательных традиций. Остановимся на знаковых личностях в судьбе М. Матусовского.
Отдельная глава посвящена учительнице русского языка и литературы Марии Семеновне Тодоровой, которая умела преподнести классику без сформированных идеологией ярлыков. Каждый ученик мечтал, чтобы его сочинение обсуждалось в классе - этот методический подход давал свои плоды: «Боже, как я резво писал в то время! Сколько измарано бумаги, сколько изведено простых и общих тетрадок...» [Матусовский, 2010, с. 109]. С 11 лет юный Миша начал печататься в местных газетах. Когда напечатали стихотворение «Велопробег» в «Луганской правде», он был горд собою, вспоминал этот день с восторгом. Первым строгим критиком будущего поэта стала М. Тодорова. Спустя полвека в 1950 году композитор И. Дунаевский предложил М. Матусовскому
написать песню о школе, и первым человеком, о ком вспомнил поэт, была Мария Семеновна - так появился непревзойденный «Школьный вальс», навеянный эпизодами из памяти о годах юности. Дружеская переписка между учительницей и учеником продолжалась долгие годы: М. Тодорова делилась воспоминаниями, писала о достижениях своих учеников, рассказывала о планах на будущее.
Признательный ученик - известный на весь мир поэт - мог отблагодарить своего учителя только творчеством. В запасниках музея истории и культуры Луганска хранятся неопубликованные письма, личные материалы семьи поэта, любезно переданные его женой в наследие луганчанам. Юлия Злынь-ко приводит такой факт: «В 1976 году в Колонном зале Дома союзов состоялся авторский вечер поэта Михаила Матусовского. Сам писатель вместе со своей супругой Евгенией Акимовной расположились на местах бокового балкона. Марию Семеновну Тодо-рову поэт усадил в первый ряд партера, что еще раз подчеркивает скромность Михаила Матусовского и его уважительное отношение к своей учительнице» [Злынько, 2023, с. 13]. Строки, посвященные не только педагогическому мастерству, но и партизанской деятельности М. Тодоровой во время Великой Отечественной войны в Одессе, написаны с восхищением и преклонением перед подвигом маленькой женщины в его письмах: «Вы навсегда останетесь для нас образцом мужества, любви к Отечеству, верности слову и делу»1.
Воспоминания в «Семейном альбоме» не имеют хронологии, это, с нашей точки зрения, свидетельствует о творческом подходе их автора к материалу: что дорого и важно здесь и сейчас - об этом поэт и писал. Первым жизненным испытанием для юного Михаила стал ярлык «прокаженный», «отщепенец», «чужак», «лишенец»; когда его встречали на улице - старались переходить на другую сторону, не общались, не принимали на учебу в техникум. Исследователь идиостиля М. Матусовского Т. Дьякова анализирует слово «лишенец» согласно словарям: «в СССР до принятия Конституции 1936 г.: человек, лишенный избирательных и других гражданских прав в связи с принадлежностью к эксплуататорскому классу» [Дьякова, 2023, с. 364]. По мнению ученой, эта лексическая единица использовалась автором воспоминаний с целью воссоздания исторического колорита. Мы считаем, что она иллюстрирует исторически сформировавшийся образ жизни общества того времени.
Будущему поэту приходилось зарабатывать на жизнь: сначала писал афиши для фабричного клуба Пархоменко, карикатуры, затем работал
■Письмо М. Л. Матусовского М. С. Тодоровой. Черновой автограф // Фонды ГУ «Музей истории г. Луганска». С. 1.
тапером в кинотеатре. В черный список лишенцев попал и отец, Лев Матусовский, который не смог смириться со сложившейся ситуацией. Никакие письма, ходатайства не помогали, если бы не случай. В город приехал известный московский фотограф, который проникся вниманием не только к проблемам семьи, но и был восхищен искусством фотографий Льва Матусовского, так как каждая новая карточка, извлекаемая из папки, являла страницы живой истории города и страны.
Исполнив волю родителей, Михаил получил профессию, отправился на завод, но любовь к художественному поэтическому слову не покидала его. И снова случайность помогла молодому таланту - в Луганск с выступлением приехали два молодых поэта из Москвы - Евгений Долматовский и Ярослав Смеляков. Они и порекомендовали начинающему поэту поступать в Литературный институт. Учеба в Москве - еще одна страница альбома, истории и судьбы знаковых личностей. Здесь зародилась дружба на всю жизнь с К. Симоновым, М. Алигер и др., здесь были новые педагоги, среди них и Павел Антокольский. Именно из этой квартиры уходили писатели на фронт, здесь ждали назначений и сюда возвращались, кто в памяти, кто живым. Такого назначения дождался и Михаил. На память учитель подарил ему трубку, которая была неразлучной спутницей поэта в течение всей войны. Спас ее М. Матусовский и во время ранения, была она с ним в госпитале, закуривал ее, считая Трубкой Мира. Каково же было удивление поэта, когда после победы, по приезде в Москву, он обнаружил, что трубка: «исчезла в первый же день моего возвращения, как бы исполнив до конца все, что ей было положено. Отслужила свой срок и ушла в отставку» [Матусовский, 2011, с. 151].
Вторая часть «Семейного альбома» - «Снимал ваш корреспондент» -посвящена военным событиям, наполнена страшными воспоминаниями, представлена трагическими судьбами простых людей. От страницы к странице всплывают, как кадры киноленты, короткие зарисовки о фотокорреспондентах, детях войны, зверствах фашистов, прочитываются чувства и переживания самого автора. Творческий человек сумел заметить и прекрасные моменты, яркие краски, запах цветов даже в серой разрушенной Варшаве: «и лишь в каком-то неистовом исступлении цвели акации, вселяя в нас надежду, что жизнь убить не так просто, что все еще поправимо» [Матусовский, 2011, с. 150]. Для М. Матусовского акация была символом родного города и беззаботного детства, поэтому образ цветов, символизирующих бессмертие,
стойкость, жизнеспособность, стал ключевым в поэзии «Акации Варшавы».
И всё же об акациях. Они Не украшенье города, а слава. В июньский полдень в их живой тени Приют себе находит вся Варшава
[Матусовский, 1986, с. 86]
Совершенен этот образ и во всеми любимом романсе «Белой акации гроздья душистые». Тема иерархической связи триединого целого: детство-акация-жизнь - настолько близка поэту и одновременно болезненна для него, что отголоски трагедии Хиросимы в этом аспекте также найдут продолжение и в «Балладе о вьюнке».
В этой части отведено место и людям, сыгравшим значительную роль в творческой биографии М. Матусовского: Павлу Беспощадному и Юрию Черкасскому. Биография земляка, самобытного шахтерского поэта П. Беспощадного, очень трагична, а стихи, по точному определению Михаила Львовича, «как те цветы, что растут у нас в степи. Они не поражают своими красками, но стоит только раз вдохнуть их аромат и горечь, и ты будешь помнить их всегда» [Матусовский, 2011, с. 152]. Несмотря на непримиримый псевдоним, который выбрал себе писатель-земляк, и который совершенно не соответствовал застенчивости и нежности его характера, именно этот человек научил будущего поэта-песенника «строгому и ответственному отношению к поэзии» [Матусовский, 2011, с. 156].
Такими же теплыми воспоминаниями делится М. Матусовский и о жизненном опыте, мудрости педагога Михаила Светлова, благодаря которому не увидела свет книжка стихов для детей в соавторстве с М. Алигер. О великом мастере не раз шла речь, когда М. Матусовский рассказывал о творческих муках при написании нужной песни. Так, известная всем «Каховка» появилась за сорок минут, но, как утверждал сам Михаил Аркадьевич, «Сорок минут плюс вся моя жизнь. Не будь в моей юности гражданской войны и всего того, о чем поется в «Каховке», я бы никогда не написал ее» [Матусовский, 2011, с. 475].
Третья часть исследуемого альбома - «Снимки, сделанные в дороге» - не менее интересна в контексте культурной биографии его автора. М. Матусовский очень любил путешествовать, а впечатления часто становились основой для творчества: он называл их «богатство, отнять которое у вас никто не может» [Матусовский, 2011, с. 261]. Перед читателем проходят артефакты древнего Рима, Собор святого Петра, музеи Марокко, витражи Марка Шагала в Японии и многое другое. Путешествия - это
всегда приобщение к национальной культуре, которая познается в мелочах. В Дели М. Матусовский познал таинство йоги (основа которой дыхание), этикет встречи с Президентом на Филиппинах, особенности приготовления риса и, конечно, познакомился с яркими, своеобразными, неповторимыми людьми. Как истинный ценитель красоты, поэт с точностью фотографа фиксировал наиболее выразительные портретные черты людей разных профессий, например, венецианского фотографа, продавщицы, лодочника, ресторатора. Постигая в путешествиях по миру совокупность достижений, связанных с человеческой деятельностью, он транслировал их своим соотечественникам посредством слова, одновременно знакомя мир со своей Родиной.
История немыслима без потерь и событий прошлого. Тяжело даются не только рядовому читателю, но и человеку, который прошел все тяготы военного времени, строки о концлагерях. Сильное эмоциональное потрясение произвел лагерь в Заксенхау-зене, недалеко от Берлина, где в музее под стеклом поэт увидел «удивительный экспонат - детский ботинок, наполненный свежими летними цветами, слепленный из бурого окаменевшего лагерного хлеба, выдававшегося по сто граммов на человека» [Матусовский, 2011, с. 284]. Надеясь на скорое освобождение, заключенный собирал крохи, чтобы вдохнуть веру в близких и сотворить что-то жизнеутверждающее: цветы как символ жизни и веры в маленьком ботиночке. М. Матусовский в подтексте делает посылы в будущее не только через объектив фотокамеры. Он также знакомит читателя с уроками прошлого, без которых невозможно построить счастливое мирное будущее.
Никого не оставляла равнодушным камера пыток, со стеной, исчерченной обрывками фраз заключенных, среди которых четко «Нетвердым ученическим почерком написано только одно слово «мама»» [Матусовский, 2011, с. 297]. Чтобы прочитать как можно больше имен, М. Матусовский опустился на колени на мокрый холодный каменный пол, не боясь заболеть и продрогнуть, тем самым отдавая дань уважения погибшим. Как колокол звучит риторический вопрос, который заставляет задуматься каждого: «А сколько осталось на свете нерасшифрованных имен, неопознанных лиц, не распутанных судеб, неразгаданных строк, не открытых еще дверей!» [Матусовский, 2011, с. 299].
Поездка по Японии, знакомство с очевидцами взрыва в Хиросиме, история господина Кикави, жены поэта Кадзуко Току, экскурсии по знаковым местам оставили в душе М. Матусовского неизгладимый след, а мысли и эмоции отобразились в поэтическом сборнике «Тень человека: Книга стихотворений
о Хиросиме, о ее борьбе и ее страданиях, о ее людях и ее камнях» (1968).
«Семейный альбом» состоит из четырех частей. «Фотографии на память» - последняя глава, которая свидетельствует о размышлениях М. Матусовского о прожитом времени, встречах и разлуках, боли потерь близких и друзей. Здесь воспоминания о путешествии по волжским городам переплетаются с историей не только Ярославля, Углича, Костромы, Рыбинска, но и с историей великой державы, ее славных героев, картинками и зарисовками быта, проявлениями народной культуры, памятниками материальной культуры известных и неизвестных авторов. Поэт-песенник делится, как и положено по канонам мемуаристики, секретами творчества, историями создания музыкальных шедевров, узнаваемых повсюду, ведь лучшая награда для автора песен - их звучание в мировом пространстве на всех языках. Как личностно значимое культурное событие поэт описывает услышанное им в Токио звучание русских народных песен в соединении с хитами - песнями М. Матусовского. Этот факт показателен как феномен органичного включения авторского творчества в контекст народной культуры. Он подчеркивает высокое ценностное восприятие песенного наследия М. Матусовского не только в России, но и за рубежом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Судьба песни тесно связана с биографией ее автора - этот тезис М. Матусовский неоднократно осмысливает на страницах своих мемуаров. Очевидно, именно поэтому его собственная биография так неотделимо вписывается в культурный контекст времени - как прошедшего, так и
будущего, - неся в разнообразии своем и нравственную сущность бытия, и высокую моральную ответственность человека за свою жизнь в обществе, и всепоглощающую любовь к простому человеку, и колоссальный духовный потенциал творца культурного наследия.
Иными словами, можем утверждать, что в «Семейном альбоме» эмоционально ярко и исторически правдиво представлен опыт жизни советского общества в начале-середине ХХ века с определёнными представлениями людей о ценностях, законах, обычаях, технологиях, способах внутреннего и внешнего общения, на фоне которого проходило становление самого поэта-песенника и как творческой личности, и как гражданина своей страны, что и позволяет считать его биографию значительным феноменом в контексте отечественной культуры.
Мы разделяем точку зрения Н. Литвиновой, согласно которой именно образы, навеянные воспоминаниями из прошлого, стали одной из культурно-духовных констант творчества М. Матусовского, патриотическим началом его лирики в целом. В произведениях М. Матусовского воспоминания, создающие колорит особого восприятия времени и пространства, выступают своеобразными поэтическими мотивами, формируя узнаваемые патриотические смыслы в песнях [Литвинова, 2023].
Исходный тезис о том, что биографии выдающихся людей позволяют исследовать реалии культуры, сами являются феноменами культуры и источником культурологических материалов, которые не представлены в иных - не мемуарных жанрах, подтвержден, что и дает основание говорить об уникальности и ценности биографии М. Матусовского в контексте культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журавлева Т. Л. Здесь начало моей родословной: Михаил Матусовский и Луганск. Луганск: Луганск-Арт, 2008.
2. Сиротина И. Л. Культурологический потенциал мемуарного источника: поиски новой парадигмы // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова: материалы Международной конференции (Санкт-Петербург, 26-27 мая 1997.) Санкт-Петербург: Изд-во Института Человека РАН (СПб Отделение), 1997. С. 78-83.
3. Красикова К. В. Трансформация представлений о фотографии: систематизация существующих подходов / К. В. Красикова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, 2021. № 42. С. 100-108.
4. Матусовский М. Проза. (С. Литературная гордость Луганщины). Луганск: Виртуальная реальность, 2011.
5. Матусовский М. Л. Стихотворения. Песни. М.: Художественная литература, 1986.
6. Чистякова В. П. Семейная фотография второй половины XIX - начала XX в. в России: опыт этнологического и источниковедческого анализа: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2012.
7. Матусовский о жизни. И жизнь о нем : сборник / под общ. ред. О. В. Приколоты. Луганск: Максим, 2010.
8. Злынько Ю. «Ты юность наша вечная.» Роль М. С. Тодоровой в формировании творческой личности М. Л. Матусовского // Материалы ХVI Международной междисциплинарной научно-практической конференции
«Матусовские чтения» (26 апреля 2023 года). Луганск: Изд-во Луганская государственная академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского, 2023. С. 11-14.
9. Дьякова Т. А. Словарь идиостиля Михаила Матусовского: в 2 ч. Луганск: ЛГАКИ им. М. Матусовского, 2023. Ч. 1 (А-О).
10. Литвинова Н. Б. Художественные мотивы творчества Михаила Матусовского и Владислава Титова в русле культурно-литературных традиций Донбасса // Материалы ХVI Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Матусовские чтения» (26 апреля 2023 года). Луганск: Изд-во Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского, 2023. С. 46-48.
REFERENCES
1. Zhuravleva, T. L. (2008). Zdes' nachalo moej rodoslovnoj: MixaiL Matusovskij i Lugansk = Here is the beginning of my family tree: Mikhail Matusovsky and Lugansk. Lugansk: Lugansk-Art. (In Russ.)
2. Sirotina, I. L. (1997). Kul'turologicheskiy potentsial memuarnogo istochnika: poiski novoy paradigmy = Cultural potential of a memoir source: search for a new paradigm. In Metafizika ispovedi. Prostranstvo i vremya ispove-dal'nogo slova (pp. 78-83). The digest of articles of an international scientific conference. St.Petersburg: Institute of Humanity of the Russian Academy of Sciences (St. Petersburg Branch). (In Russ.)
3. Krasikova, K. V. (2021). Transformatsiya predstavleniy o fotografii: sistematizatsiya sushchestvuyushchikh pod-khodov = Transforming ideas about photography: systematazing existing approaches. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 42, 100-108. (In Russ.)
4. Matusovskij, M. (2011). Proza (S. Literaturnaya gordost' Luganshchiny) = Prose (S. Literary pride of Lugansk region). Lugansk: Virtual'naya real'nost'. (In Russ.)
5. Matusovskij, M. L. (1986). Stikhotvoreniya. Pesni = Poems. Songs. Moscow: Khudozhestvennaya literatura. (In Russ.)
6. Chistyakova, V. P. (2012). Semejnaya fotografiya vtoroj poloviny' XIX - nachala XX v. v Rossii: opyt etnologichesko-go i istochnikovedcheskogo analiza = Family photography of the second half of the 19th - early 20th centuries in Russia: experience of ethnological and source (textual) analysis: PhD in History. Moscow. (In Russ.)
7. Prikoloty, O. V. (Ed.). (2010). Matusovskii o zhizni. I zhizn' o nem = Matusovsky about life. And life about him: collection. Lugansk: Maksim. (In Russ.)
8. Zlynko, Y. (2023, April 26). 'You are our eternal youth...' The role of M. S. Todorova in the formation of creative personality of M. L. Matusovsky. In "Matusovskie chteniya" (pp. 11-14): The digest of articles of an international scientific conference. Lugansk: Matusovsky Academy of Culture and Arts. (In Russ.)
9. D'yakova, T. A. (2023). Slovar' idiostilya Mikhaila Matusovskogo = Dictionary of Mikhail Matusovsky's idiostyle (part 1. A-O): in 2 parts. Lugansk: LGAKI im. M. Matusovskogo. (In Russ.)
10. Litvinova, N. B. (2023, April 26). Khudozhestvennye motivy tvorchestva Mikhaila Matusovskogo i Vladislava Tito-va v rusle kul'turno-literaturnykh traditsii Donbassa = Mikhail Matusovskij's and Vladislav Titov's artistic motives in the context of cultural and literary traditions of Donbass. In "Matusovskie chteniya" (pp. 46-48): The digest of articles of an international scientific conference. Lugansk: Matusovsky Academy of Culture and Arts. (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Мазаненко Оксана Михайловна
доктор философских наук, доцент
профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского
Пустовит Валерия Юрьевна
доктор филологических наук, профессор профессор кафедры русского языка и литературы
Луганской государственной академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Mazanenko Oksana Mikhailovna
Doctor of Philosophy (Dr. habil.), Associate Professor
Professor at the Department of Social and Humanitarian Disciplines
Matusovsky Academy of Culture and Arts
Pustovit Valeria Yurievna
Doctor of Philology (Dr. habil.), Professor
Professor of the Department of Russian Language and Literature Matusovsky Academy of Culture and Arts
Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации
13.11.2024
19.12.2024
09.01.2025
The article was submitted approved after reviewing accepted for publication