ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Житенёв С. Ю., заместитель директора РНИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва, кандидат культурологии
Паломничество к преподобному Сергию Радонежскому при его жизни: к 700-летию со дня рождения игумена Земли Русской
В 1348 г. на русские земли пришла беда — моровая язва, то есть чума, известная в истории человечества под названием «чёрная смерть», она собрала свой страшный урожай, унеся миллионы человеческих жизней на всём Евразийском континенте. Болезнь не щадила никого: ни великих князей, ни простых людей, ни захватчиков-монголов, ни порабощённого народа. Вымирали целые города, опустошались огромные территории. Моровая язва несколько лет свирепствовала в русских землях. В эти тяжёлые годы многие люди спасались в православных храмах и монастырях, стремясь обрести последнюю надежду на спасение в доме Господа или же встретить смерть в святом месте. «Именно в это время отмечены первые свидетельства о массовом паломничестве в Троице-Сергиев монастырь, в котором преподобный Сергий Радонежский 1 с братией принимал всех и помогал всем, кто приходил в обитель» 2. В это же страшное время, уступив мольбам иноков монастыря, преподобный Сергий дал согласие стать игуменом. В 1354 г. епископ Волынский Афанасий 3
1 Сергий Радонежский (ок. 1314-1392), преподобный, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, величайший подвижник, преобразователь и распространитель монашества в Северо-Восточной Руси. Преподобный Сергий основывал монастыри, способствовал распространению общинножития в русских обителях и воспитал множество учеников, просиявших святостью и благочестием в Земле Русской. Преподобный Сергий скончался и был погребён в родной обители. Память 5 июля и 25 сентября.
2 Житенёв С. Ю. История русского православного паломничества в Х-ХУП веках. М.: Издательство «Индрик», 2007. С. 161.
3 Афанасий I (11362), епископ Владимиро-Волынский с 1328 г. В 1353 г. он присутствовал в Москве при погребении святителя Феогноста Московского, митрополита Киевского и всея Руси. В том же году в связи с отъездом святителя Алексия Московского в Константинополь для поставления в сан митрополита епископу Афанасию
у
4
44
возвёл преподобного Сергия Радонежского в сан пресвитера 4 и игумена 5. Иноческий подвиг преподобного Сергия и его духовных братьев способствовал распространению славы монастыря среди русских людей. В обитель стали стекаться богомольцы, нищие и больные, которые получали в ней необходимую поддержку и, прежде всего, духовную помощь.
Привлечению богомольцев способствовало и то, что во второй половине 1350-х гг. ещё при отце святого благоверного князя Димитрия Ивановича Донского 6 великом князе Иване Ивановиче Красном 7 близ монастыря была проложена дорога из Москвы в северные русские города. Земли вокруг обители стали осваиваться землевладельцами, основавшими новые поселения. Жители Москвы, близлежащих городов и селений стали приходить на богомолье в Троице-Сергиеву обитель.
Подвижническая жизнь преподобного Сергия стала известна даже Константинопольскому Патриарху Филофею 8, приславшему троицкому
было поручено управлять делами русской митрополии. Поэтому он выехал с Волыни и жил в г. Переяславле-Залес-ском, отчего его иногда называют Переяславским. В 1354 г. епископ Афанасий рукоположил преподобного Сергия Радонежского сначала во иеродиакона, затем — во иеромонаха и возвёл в сан игумена. Скончался преосвященный Афанасий в Костроме.
4 Пресвитер (греч. старший, старец), древнейшее каноническое название второй степени священства. В Евангелии это название придано священникам (иереям) (Деян. 14: 23; 21: 18). Пресвитерская степень священства — вторая после диаконской и предшествующая епископской. Первый из священников называется протопресвитер.
5Житие преподобного Сергия. Троице-Сергиева Лавра, 1904 (Репр.: 1989). С. 81.
6 Димитрий Иванович Донской (1350-1389), святой благоверный великий князь Московский и Владимирский в 1359-1389 гг., сын великого князя Ивана II Ивановича Красного и великой княгини Александры, воспитанник святителя Алексия Московского, митрополита Киевского и всея Руси. Он собрал все военные силы Древней Руси на отпор Мамаевой орде, в которой русские полки одержали победу. Князь Димитрий был героем Куликовской битвы, за участие в которой был прозван Донским. При нём Московское княжество окончательно стало центром объединения Руси. Он заложил традицию великокняжеского паломничества в Троице-Сергиев монастырь. Память 9 мая.
7 Иван II Иванович Красный (1326-1359), великий князь Владимирский и Московский в 1353-1359 гг., сын святого благоверного великого князя Иоанна I Данииловича Калиты и великой княгини Елены. В 1353 г. он, после смерти своего брата великого князя Симеона Ивановича, был возведён на великокняжеский трон.
8 Филофей Коккин после 1376), Патриарх Константино-
польский в 1354-1355 гг., вторично в 1364-1376 гг., выдаю-
щийся церковный и государственный деятель; поддержи-
вал Великое княжество Московское, хотел видеть русскую
митрополию единой в противовес мусульманской и като-
лической экспансии на славянских землях.
9 10
игумену в дар крест, параман 9 и схиму , а также благословенную грамоту, которую в 1354 г. в обитель на Маковце привезли посланники Патриарха 11. В грамоте Патриарх Филофей благословлял преподобного Сергия устроить жизнь в его обители по образцу общежительных монастырей Византийской империи. Преподобный последовал благословению Константинопольского Патриарха и, заручившись согласием святителя Алексия Московского 12, митрополита
9 Параман (параманд или аналав; греч. прибавление к мантии), четырёхугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии, орудий страстей Христовых и черепа Адама. Параман — принадлежность монашеского одеяния.
10 Схима (греч. наружный вид, форма; монашеское облачение), буквально «покаянная одежда», а также — наибольшая степень монашеского посвящения.
11 Прохоров Г. М. считает, что посланниками Константинопольского Патриарха Филофея к преподобному Сергию были его доверенные лица протодиаконы Георгий Перди-ка и Иоанн Докиан. (См.: Прохоров Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Повесть о Митяе. СПб., 2000. С. 95).
12 Алексий Московский (ок. 1293-1378), святой митрополит Киевский и всея Руси в 1354-1378 гг., выдающийся русский церковный и государственный деятель. В миру он носил имя Елевферий Фёдорович, родился в Москве в семье черниговского боярина Фёдора Бяконта. В молодости он ушёл в Московский Богоявленский монастырь, где в 1320 г. принял постриг с именем Алексий. В 1340 г. святитель Феогност Московский, митрополит Киевский и всея Руси, определил ему жить при своём дворе и заведовать судебными делами Русской Церкви. В 1352 г. он был святителем Феогностом хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. В 1354 г. святитель Алексий в Константинополе, куда он совершил путешествие, был рукоположён Патриархом Каллистом I в сан митрополита Киевского и всея Руси. Святитель Алексий много сил уделял восстановлению и созданию монастырей и храмов на Руси, он вёл напряжённую борьбу за единство Русской Церкви. В 1356 г. он снова прибыл в Царьград в связи с проблемами разделения русской митрополии на западную и восточную. На обратном пути святитель попал в бурю на Чёрном море и дал обет основать в случае спасения обитель. Вернувшись в Москву, он заложил монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя, названного позже Андрониковым. После смерти великого князя Ивана II Ивановича Красного на попечении святителя Алексия оказался его девятилетний сын Димитрий, которого он воспитал и дал образование. Также в годы малолетства великого князя он фактически руководил княжеством, продолжая политику по собиранию русских земель вокруг Москвы. Подвергая свою жизнь опасности, святитель Алексий неоднократно ездил в Золотую Орду. При этом у него открылся дар чудотворения. По молитве святителя перед Богом им была исцелена Тайдула, жена хана Джанибека. Святитель Алексий был связан узами тесной дружбы с преподобным Сергием Радонежским, которого он хотел видеть своим преемником. Святитель Алексий скончался в Москве и был погребён в основанном им Чудовом монастыре. В настоящее время честные мощи святителя Алексия находятся в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. Память 12 февраля, 20 мая, 5 октября.
Киевского и всея Руси, ввёл в своём монастыре общинножительный устав 13.
«Ему суждено было обновить дух подвижничества на Земле Русской, зажечь благодатный огонёк во многих отдалённых пределах Русской земли, и через то сделаться духовным родоначальником бесчисленного лика монашествующих. Справедливо поэтому говорят, что он был для северной, Московской Руси тем же, чем были для южной, Киевской Руси преподобные Антоний и Феодосий» 1 4. Преподобный игумен Земли Русской основал не только Троице-Серги-ев монастырь. Его трудами и благочестием были созданы и другие обители. Ученики святого старца ещё при его жизни основали 25 монастырей, а после его смерти число основанных ими обителей возросло до 70-ти.
Сам преподобный Сергий совершал паломничество к святыням Москвы и Твери, но особенно он любил ходить на богомолье к Ростовским чудотворцам. В Троице-Сергиеву обитель к игумену Земли Русской приходили за благословением не только миряне, но и люди духовного звания. Святитель Алексий Московский, митрополит Киевский и всея Руси, пользовался советами преподобного Сергия и, приближаясь к концу своей жизни, желал видеть его своим преемником, от чего троицкий игумен смиренно отказался.
Преподобный Евфимий 15, основатель Спа-со-Евфимиевской обители в Суздале, часто
13 Житие преподобного Сергия (Радонежского). С. 126.
14 Там же. С. 123.
15 Евфимий Суздальский (ок. 1316-1404), преподобный, архимандрит и основатель Спасо-Евфимиевской обители. С молодых лет он принял постриг в Вознесенском Печер-ском монастыре от основателя и игумена обители святителя Дионисия, впоследствии архиепископа Суздальского и Нижегородского. В 1352 г. по просьбе княжича Бориса Константиновича и святителя Иоанна, Суздальского епископа, святитель Дионисий послал преподобного Евфимия в Суздаль для создания и возглавления новой обители. Святитель Иоанн благословил место основания обители на берегу р. Каменка, а когда был построен храм, он освятил его в честь Преображения Господня и рукоположил преподобного Евфимия в сан архимандрита. Преподобный Ев-фимий был собеседником и другом преподобного Сергия Радонежского, неоднократно посещал его в Троице-Сер-гиевой обители. Преподобный Евфимий принял участие по просьбе Суздальского князя Андрея Константиновича в основании и строительстве ещё одного монастыря в Суздале, расположенного напротив его обители. Это был Покровский Суздальский женский монастырь, настоятельницей которого поставили племянницу преподобного Евфимия. После пятидесятилетнего настоятельства преподобный скончался и был погребён в основанном им монастыре, который после обретения его святых мощей в нач. XVI в. получил название Спасо-Евфимиевский. Память 4 июля и 1 апреля.
приходил к Сергию для совета и совместных молитв. «Для духовных бесед преподобный Ев-фимий совершал путешествия к преподобному Сергию Радонежскому Чудотворцу в его обитель, так как они были современниками. После таких бесед они с любовию давали друг другу благословение, а потом преподобный Евфимий снова возвращался в свой монастырь» 16.
В Троице-Сергиев монастырь поклониться святому старцу и получить его благословение многократно приходили князья русские и, в первую очередь, святой благоверный великий князь Димитрий Иванович Донской. Приезд за несколько дней до похода против Золотой Орды великого князя Димитрия к преподобному Сергию и получение благословения святого старца на великую битву с поработителями Земли Русской в 1380 г. стал, может быть, самым известным в отечественной истории паломничеством, имевшим тогда огромное патриотическое значение и воодушевившим русское войско на победу над Мамаевой ордой. Не менее ярким и благодатным было паломничество победителей во главе с великим князем Димитрием, прозванным уже в народе Донским, после сражения на Куликовом поле в святую обитель со слезами благодарности Спасителю и Богородице, перед образами которых денно и нощно молился с братией преподобный Сергий Радонежский.
На богомолье в Троице-Сергиеву обитель приходил знаменитый сподвижник и двоюродный брат святого благоверного великого князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый 17, герой Куликовской битвы, сын князя Андрея Ивановича Радонежского 18, в вотчине которого находился и сам монастырь. Князь Владимир Андреевич часто посещал преподобного Сергия, беседовал с ним, испрашивал советы на свои деяния, получал благословение, жил в монастыре, жертвовал обители дары и делал богатые вклады.
16 Житие преподобного Евфимия // Жития святых. Кн. 8. С. 29.
17 Владимир Андреевич Храбрый (1353-1410), удельный
князь Серпуховской и Боровский, двоюродный брат свя- 45
того благоверного великого князя Димитрия Ивановича Донского. Был героем Куликовской битвы, за что получил прозвище «Храбрый». Последовательно поддерживал политику Московских великих князей по объединению Руси и борьбе с золотоордынским игом.
18 Андрей Иванович Радонежский (1327-1353), первый удельный князь Боровский, младший из четверых сыновей святого благоверного великого князя Иоанна Данииловича
Калиты. В его уделе находился город Радонеж. Отец князя
Владимира Андреевича Храброго. Скончался от чумы.
Митрополит Макарий (Булгаков), подводя итоги земной жизни игумена Земли Русской, писал: «Основав знаменитую обитель, дав ей внутреннее благоустройство, насадив в ней семена глубокого благочестия и приготовив достойных себя учеников, преподобный Сергий скончался» 19.
Древняя традиция, которая сложилась во времена подвижнического служения преподобного Сергия, почитания святых старцев при жизни и паломничество к ним продолжилась в нашем Отечестве до начала ХХ в. «Множество богомольцев приходили к преподобным: Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому 20, Ам-
19 Макарий (Булгаков), Московский и Коломенский митр. История Русской Церкви. М., 1994. Кн. 3. С. 115.
20 Серафим Саровский (ок. 1754-1833), преподобный, иеромонах Саровского монастыря. Родился в купеческой семье, в миру — Прохор Исидорович Мошнин. В 1776 г. совершил паломничество в Киево-Печерскую Лавру, где старец До-сифей благословил его и указал место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 г. он стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре. В 1786 г. принял монашество с именем Серафим и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 г. рукоположён в сан иеромонаха. В 1794 г. преподобный Серафим, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келье в пяти километрах от монастыря. В 1807 г. он принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 г. преподобный Серафим возвратился в монастырь, но ушёл в затвор. После окончания затвора преподобный стал на путь старчества, принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея от Бога дар прозорливости и исцеления от болезней. Ко всем приходящим он обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос Вос-кресе!». Преподобный Серафим был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 г. он сподобился видения Пресвятой Богородицы. Преподобный Серафим скончался в Саровском монастыре в своей келье во время коленопреклоненной молитвы. Память 2 января, 19 июля.
вросию Оптинскому 21 и другим подвижникам, чтобы вместе с ними помолиться и получить помощь и совет» 22. Благословение преподобных иноков, их молитвы о нашей стране и её народе привлекали нескончаемые реки богомольцев, которые шли на поклонение к великим старцам Земли Русской.
21 Амвросий Оптинский (1812-1891), преподобный, ие-росхимонах. В миру — Гренков Александр Михайлович, родился в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря, закончил в Тамбове духовное училище и семинарию. В 1839 г. прибыл в Оптину пустынь. В 1841 г. он был пострижен в рясофор и был наречён Амвросием, в память святителя Медиоланского, в 1842 г.— в мантию, в 1843 г. его рукоположили во иеродиакона. В 1845 г. он рукоположен во иеромонаха, но из-за болезни почти не может служить. В период жестокой болезни 1846-1848 гг. преподобный был пострижен в великую схиму без изменения имени. Болезнь навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Но столь слабый физически иеромонах Амвросий обладал иной силой — духовной и благодатной. С 36 лет он поставлен помощником старца Макария в деле монастырского духовничества и окормления мирян. С ним же он, знакомый с древними и новыми языками (знал пять языков), разделял труды по переводу и изданию святоотеческих текстов. После смерти старца Макария (1860), преподобный становится единственным духовником оптинской братии и паломников. Он продолжает заниматься издательской деятельностью. По благодати Божией его проницательность переходила в духовную прозорливость. Известны многочисленные случаи его чудотворений и исцелений. К старцу приезжало великое множество паломников, в том числе известные деятели культуры: Достоевский и Леонтьев, Толстой и Погодин, Юркевич и Страхов, многие другие. Так в течение более тридцати лет, изо дня в день преподобный Амвросий совершал свой подвиг. Память 27 июня, 10 октября.
22 Житенёв С. Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М.: Издательство «Индрик», 2012. С. 214.
46