Научная статья на тему 'Паломничество к преподобному Сергию Радонежскому при его жизни: к 700-летию со дня рождения игумена земли Русской'

Паломничество к преподобному Сергию Радонежскому при его жизни: к 700-летию со дня рождения игумена земли Русской Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
424
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ / ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА / TRINITY LAVRA OF ST. SERGIUS / ПАЛОМНИЧЕСТВО / ПАТРИАРХ ФИЛОФЕЙ / ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ / СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ / VENERABLE SERGIUS OF RADONEZH / PILGRIMAGE / PATRIARCH PHILOTHEUS / DMITRY OF THE DON / METROPOLITAN OF MOSCOW SAINT ALEXIUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Житенёв Сергей Юрьевич

Статья посвящена преподобному Сергию Радонежскому, его святой обители, истории паломничества, в частности, паломничества к преподобному Сергию при его жизни русских князей и духовных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PILGRIMAGE TO VENERABLE SERGIUS OF RADONEZH DURING HIS LIFETIME: IN COMMEMORATION OF THE 700TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF THE ABBOT OF THE RUSSIAN LAND

The article is dedicated to the Venerable Sergius of Radonezh, his holy cloister, the history of pilgrimage, in particular, the pilgrimage of Russian princes and clergymen to Venerable Sergius during his lifetime.

Текст научной работы на тему «Паломничество к преподобному Сергию Радонежскому при его жизни: к 700-летию со дня рождения игумена земли Русской»

ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Житенёв С. Ю., заместитель директора РНИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва, кандидат культурологии

Паломничество к преподобному Сергию Радонежскому при его жизни: к 700-летию со дня рождения игумена Земли Русской

В 1348 г. на русские земли пришла беда — моровая язва, то есть чума, известная в истории человечества под названием «чёрная смерть», она собрала свой страшный урожай, унеся миллионы человеческих жизней на всём Евразийском континенте. Болезнь не щадила никого: ни великих князей, ни простых людей, ни захватчиков-монголов, ни порабощённого народа. Вымирали целые города, опустошались огромные территории. Моровая язва несколько лет свирепствовала в русских землях. В эти тяжёлые годы многие люди спасались в православных храмах и монастырях, стремясь обрести последнюю надежду на спасение в доме Господа или же встретить смерть в святом месте. «Именно в это время отмечены первые свидетельства о массовом паломничестве в Троице-Сергиев монастырь, в котором преподобный Сергий Радонежский 1 с братией принимал всех и помогал всем, кто приходил в обитель» 2. В это же страшное время, уступив мольбам иноков монастыря, преподобный Сергий дал согласие стать игуменом. В 1354 г. епископ Волынский Афанасий 3

1 Сергий Радонежский (ок. 1314-1392), преподобный, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, величайший подвижник, преобразователь и распространитель монашества в Северо-Восточной Руси. Преподобный Сергий основывал монастыри, способствовал распространению общинножития в русских обителях и воспитал множество учеников, просиявших святостью и благочестием в Земле Русской. Преподобный Сергий скончался и был погребён в родной обители. Память 5 июля и 25 сентября.

2 Житенёв С. Ю. История русского православного паломничества в Х-ХУП веках. М.: Издательство «Индрик», 2007. С. 161.

3 Афанасий I (11362), епископ Владимиро-Волынский с 1328 г. В 1353 г. он присутствовал в Москве при погребении святителя Феогноста Московского, митрополита Киевского и всея Руси. В том же году в связи с отъездом святителя Алексия Московского в Константинополь для поставления в сан митрополита епископу Афанасию

у

4

44

возвёл преподобного Сергия Радонежского в сан пресвитера 4 и игумена 5. Иноческий подвиг преподобного Сергия и его духовных братьев способствовал распространению славы монастыря среди русских людей. В обитель стали стекаться богомольцы, нищие и больные, которые получали в ней необходимую поддержку и, прежде всего, духовную помощь.

Привлечению богомольцев способствовало и то, что во второй половине 1350-х гг. ещё при отце святого благоверного князя Димитрия Ивановича Донского 6 великом князе Иване Ивановиче Красном 7 близ монастыря была проложена дорога из Москвы в северные русские города. Земли вокруг обители стали осваиваться землевладельцами, основавшими новые поселения. Жители Москвы, близлежащих городов и селений стали приходить на богомолье в Троице-Сергиеву обитель.

Подвижническая жизнь преподобного Сергия стала известна даже Константинопольскому Патриарху Филофею 8, приславшему троицкому

было поручено управлять делами русской митрополии. Поэтому он выехал с Волыни и жил в г. Переяславле-Залес-ском, отчего его иногда называют Переяславским. В 1354 г. епископ Афанасий рукоположил преподобного Сергия Радонежского сначала во иеродиакона, затем — во иеромонаха и возвёл в сан игумена. Скончался преосвященный Афанасий в Костроме.

4 Пресвитер (греч. старший, старец), древнейшее каноническое название второй степени священства. В Евангелии это название придано священникам (иереям) (Деян. 14: 23; 21: 18). Пресвитерская степень священства — вторая после диаконской и предшествующая епископской. Первый из священников называется протопресвитер.

5Житие преподобного Сергия. Троице-Сергиева Лавра, 1904 (Репр.: 1989). С. 81.

6 Димитрий Иванович Донской (1350-1389), святой благоверный великий князь Московский и Владимирский в 1359-1389 гг., сын великого князя Ивана II Ивановича Красного и великой княгини Александры, воспитанник святителя Алексия Московского, митрополита Киевского и всея Руси. Он собрал все военные силы Древней Руси на отпор Мамаевой орде, в которой русские полки одержали победу. Князь Димитрий был героем Куликовской битвы, за участие в которой был прозван Донским. При нём Московское княжество окончательно стало центром объединения Руси. Он заложил традицию великокняжеского паломничества в Троице-Сергиев монастырь. Память 9 мая.

7 Иван II Иванович Красный (1326-1359), великий князь Владимирский и Московский в 1353-1359 гг., сын святого благоверного великого князя Иоанна I Данииловича Калиты и великой княгини Елены. В 1353 г. он, после смерти своего брата великого князя Симеона Ивановича, был возведён на великокняжеский трон.

8 Филофей Коккин после 1376), Патриарх Константино-

польский в 1354-1355 гг., вторично в 1364-1376 гг., выдаю-

щийся церковный и государственный деятель; поддержи-

вал Великое княжество Московское, хотел видеть русскую

митрополию единой в противовес мусульманской и като-

лической экспансии на славянских землях.

9 10

игумену в дар крест, параман 9 и схиму , а также благословенную грамоту, которую в 1354 г. в обитель на Маковце привезли посланники Патриарха 11. В грамоте Патриарх Филофей благословлял преподобного Сергия устроить жизнь в его обители по образцу общежительных монастырей Византийской империи. Преподобный последовал благословению Константинопольского Патриарха и, заручившись согласием святителя Алексия Московского 12, митрополита

9 Параман (параманд или аналав; греч. прибавление к мантии), четырёхугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии, орудий страстей Христовых и черепа Адама. Параман — принадлежность монашеского одеяния.

10 Схима (греч. наружный вид, форма; монашеское облачение), буквально «покаянная одежда», а также — наибольшая степень монашеского посвящения.

11 Прохоров Г. М. считает, что посланниками Константинопольского Патриарха Филофея к преподобному Сергию были его доверенные лица протодиаконы Георгий Перди-ка и Иоанн Докиан. (См.: Прохоров Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Повесть о Митяе. СПб., 2000. С. 95).

12 Алексий Московский (ок. 1293-1378), святой митрополит Киевский и всея Руси в 1354-1378 гг., выдающийся русский церковный и государственный деятель. В миру он носил имя Елевферий Фёдорович, родился в Москве в семье черниговского боярина Фёдора Бяконта. В молодости он ушёл в Московский Богоявленский монастырь, где в 1320 г. принял постриг с именем Алексий. В 1340 г. святитель Феогност Московский, митрополит Киевский и всея Руси, определил ему жить при своём дворе и заведовать судебными делами Русской Церкви. В 1352 г. он был святителем Феогностом хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. В 1354 г. святитель Алексий в Константинополе, куда он совершил путешествие, был рукоположён Патриархом Каллистом I в сан митрополита Киевского и всея Руси. Святитель Алексий много сил уделял восстановлению и созданию монастырей и храмов на Руси, он вёл напряжённую борьбу за единство Русской Церкви. В 1356 г. он снова прибыл в Царьград в связи с проблемами разделения русской митрополии на западную и восточную. На обратном пути святитель попал в бурю на Чёрном море и дал обет основать в случае спасения обитель. Вернувшись в Москву, он заложил монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя, названного позже Андрониковым. После смерти великого князя Ивана II Ивановича Красного на попечении святителя Алексия оказался его девятилетний сын Димитрий, которого он воспитал и дал образование. Также в годы малолетства великого князя он фактически руководил княжеством, продолжая политику по собиранию русских земель вокруг Москвы. Подвергая свою жизнь опасности, святитель Алексий неоднократно ездил в Золотую Орду. При этом у него открылся дар чудотворения. По молитве святителя перед Богом им была исцелена Тайдула, жена хана Джанибека. Святитель Алексий был связан узами тесной дружбы с преподобным Сергием Радонежским, которого он хотел видеть своим преемником. Святитель Алексий скончался в Москве и был погребён в основанном им Чудовом монастыре. В настоящее время честные мощи святителя Алексия находятся в Богоявленском кафедральном соборе в Москве. Память 12 февраля, 20 мая, 5 октября.

Киевского и всея Руси, ввёл в своём монастыре общинножительный устав 13.

«Ему суждено было обновить дух подвижничества на Земле Русской, зажечь благодатный огонёк во многих отдалённых пределах Русской земли, и через то сделаться духовным родоначальником бесчисленного лика монашествующих. Справедливо поэтому говорят, что он был для северной, Московской Руси тем же, чем были для южной, Киевской Руси преподобные Антоний и Феодосий» 1 4. Преподобный игумен Земли Русской основал не только Троице-Серги-ев монастырь. Его трудами и благочестием были созданы и другие обители. Ученики святого старца ещё при его жизни основали 25 монастырей, а после его смерти число основанных ими обителей возросло до 70-ти.

Сам преподобный Сергий совершал паломничество к святыням Москвы и Твери, но особенно он любил ходить на богомолье к Ростовским чудотворцам. В Троице-Сергиеву обитель к игумену Земли Русской приходили за благословением не только миряне, но и люди духовного звания. Святитель Алексий Московский, митрополит Киевский и всея Руси, пользовался советами преподобного Сергия и, приближаясь к концу своей жизни, желал видеть его своим преемником, от чего троицкий игумен смиренно отказался.

Преподобный Евфимий 15, основатель Спа-со-Евфимиевской обители в Суздале, часто

13 Житие преподобного Сергия (Радонежского). С. 126.

14 Там же. С. 123.

15 Евфимий Суздальский (ок. 1316-1404), преподобный, архимандрит и основатель Спасо-Евфимиевской обители. С молодых лет он принял постриг в Вознесенском Печер-ском монастыре от основателя и игумена обители святителя Дионисия, впоследствии архиепископа Суздальского и Нижегородского. В 1352 г. по просьбе княжича Бориса Константиновича и святителя Иоанна, Суздальского епископа, святитель Дионисий послал преподобного Евфимия в Суздаль для создания и возглавления новой обители. Святитель Иоанн благословил место основания обители на берегу р. Каменка, а когда был построен храм, он освятил его в честь Преображения Господня и рукоположил преподобного Евфимия в сан архимандрита. Преподобный Ев-фимий был собеседником и другом преподобного Сергия Радонежского, неоднократно посещал его в Троице-Сер-гиевой обители. Преподобный Евфимий принял участие по просьбе Суздальского князя Андрея Константиновича в основании и строительстве ещё одного монастыря в Суздале, расположенного напротив его обители. Это был Покровский Суздальский женский монастырь, настоятельницей которого поставили племянницу преподобного Евфимия. После пятидесятилетнего настоятельства преподобный скончался и был погребён в основанном им монастыре, который после обретения его святых мощей в нач. XVI в. получил название Спасо-Евфимиевский. Память 4 июля и 1 апреля.

приходил к Сергию для совета и совместных молитв. «Для духовных бесед преподобный Ев-фимий совершал путешествия к преподобному Сергию Радонежскому Чудотворцу в его обитель, так как они были современниками. После таких бесед они с любовию давали друг другу благословение, а потом преподобный Евфимий снова возвращался в свой монастырь» 16.

В Троице-Сергиев монастырь поклониться святому старцу и получить его благословение многократно приходили князья русские и, в первую очередь, святой благоверный великий князь Димитрий Иванович Донской. Приезд за несколько дней до похода против Золотой Орды великого князя Димитрия к преподобному Сергию и получение благословения святого старца на великую битву с поработителями Земли Русской в 1380 г. стал, может быть, самым известным в отечественной истории паломничеством, имевшим тогда огромное патриотическое значение и воодушевившим русское войско на победу над Мамаевой ордой. Не менее ярким и благодатным было паломничество победителей во главе с великим князем Димитрием, прозванным уже в народе Донским, после сражения на Куликовом поле в святую обитель со слезами благодарности Спасителю и Богородице, перед образами которых денно и нощно молился с братией преподобный Сергий Радонежский.

На богомолье в Троице-Сергиеву обитель приходил знаменитый сподвижник и двоюродный брат святого благоверного великого князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый 17, герой Куликовской битвы, сын князя Андрея Ивановича Радонежского 18, в вотчине которого находился и сам монастырь. Князь Владимир Андреевич часто посещал преподобного Сергия, беседовал с ним, испрашивал советы на свои деяния, получал благословение, жил в монастыре, жертвовал обители дары и делал богатые вклады.

16 Житие преподобного Евфимия // Жития святых. Кн. 8. С. 29.

17 Владимир Андреевич Храбрый (1353-1410), удельный

князь Серпуховской и Боровский, двоюродный брат свя- 45

того благоверного великого князя Димитрия Ивановича Донского. Был героем Куликовской битвы, за что получил прозвище «Храбрый». Последовательно поддерживал политику Московских великих князей по объединению Руси и борьбе с золотоордынским игом.

18 Андрей Иванович Радонежский (1327-1353), первый удельный князь Боровский, младший из четверых сыновей святого благоверного великого князя Иоанна Данииловича

Калиты. В его уделе находился город Радонеж. Отец князя

Владимира Андреевича Храброго. Скончался от чумы.

Митрополит Макарий (Булгаков), подводя итоги земной жизни игумена Земли Русской, писал: «Основав знаменитую обитель, дав ей внутреннее благоустройство, насадив в ней семена глубокого благочестия и приготовив достойных себя учеников, преподобный Сергий скончался» 19.

Древняя традиция, которая сложилась во времена подвижнического служения преподобного Сергия, почитания святых старцев при жизни и паломничество к ним продолжилась в нашем Отечестве до начала ХХ в. «Множество богомольцев приходили к преподобным: Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому 20, Ам-

19 Макарий (Булгаков), Московский и Коломенский митр. История Русской Церкви. М., 1994. Кн. 3. С. 115.

20 Серафим Саровский (ок. 1754-1833), преподобный, иеромонах Саровского монастыря. Родился в купеческой семье, в миру — Прохор Исидорович Мошнин. В 1776 г. совершил паломничество в Киево-Печерскую Лавру, где старец До-сифей благословил его и указал место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустынь. В 1778 г. он стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре. В 1786 г. принял монашество с именем Серафим и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 г. рукоположён в сан иеромонаха. В 1794 г. преподобный Серафим, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келье в пяти километрах от монастыря. В 1807 г. он принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 г. преподобный Серафим возвратился в монастырь, но ушёл в затвор. После окончания затвора преподобный стал на путь старчества, принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея от Бога дар прозорливости и исцеления от болезней. Ко всем приходящим он обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос Вос-кресе!». Преподобный Серафим был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. В 1831 г. он сподобился видения Пресвятой Богородицы. Преподобный Серафим скончался в Саровском монастыре в своей келье во время коленопреклоненной молитвы. Память 2 января, 19 июля.

вросию Оптинскому 21 и другим подвижникам, чтобы вместе с ними помолиться и получить помощь и совет» 22. Благословение преподобных иноков, их молитвы о нашей стране и её народе привлекали нескончаемые реки богомольцев, которые шли на поклонение к великим старцам Земли Русской.

21 Амвросий Оптинский (1812-1891), преподобный, ие-росхимонах. В миру — Гренков Александр Михайлович, родился в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря, закончил в Тамбове духовное училище и семинарию. В 1839 г. прибыл в Оптину пустынь. В 1841 г. он был пострижен в рясофор и был наречён Амвросием, в память святителя Медиоланского, в 1842 г.— в мантию, в 1843 г. его рукоположили во иеродиакона. В 1845 г. он рукоположен во иеромонаха, но из-за болезни почти не может служить. В период жестокой болезни 1846-1848 гг. преподобный был пострижен в великую схиму без изменения имени. Болезнь навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Но столь слабый физически иеромонах Амвросий обладал иной силой — духовной и благодатной. С 36 лет он поставлен помощником старца Макария в деле монастырского духовничества и окормления мирян. С ним же он, знакомый с древними и новыми языками (знал пять языков), разделял труды по переводу и изданию святоотеческих текстов. После смерти старца Макария (1860), преподобный становится единственным духовником оптинской братии и паломников. Он продолжает заниматься издательской деятельностью. По благодати Божией его проницательность переходила в духовную прозорливость. Известны многочисленные случаи его чудотворений и исцелений. К старцу приезжало великое множество паломников, в том числе известные деятели культуры: Достоевский и Леонтьев, Толстой и Погодин, Юркевич и Страхов, многие другие. Так в течение более тридцати лет, изо дня в день преподобный Амвросий совершал свой подвиг. Память 27 июня, 10 октября.

22 Житенёв С. Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М.: Издательство «Индрик», 2012. С. 214.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.