ПАМЯТИ
И.К. КУЧМАЕВОЙ
Житенёв С. Ю.
Паломничества преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны в научных исследованиях И. К. Кучмаевой
Первый раз я услышал рассказ о преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне 1 из уст Изольды Константиновны Кучмаевой 2 в 1988 г., когда мы с ней обсуждали программу деятельности Советского фонда культуры 3, возглавляемого в то время академиком
1 Елисавета Феодоровна Алапаевская (1864-1918), преподобномученица, Великая княгиня из Императорского Дома Романовых, паломница, председатель Императорского Православного Палестинского Общества в 1905-1917 гг. Супруга и единомышленник Великого князя Сергия Александровича, первого председателя ИППО. Елисавета Феодоровна, урождённая принцесса Гессен-Дармштадтская, старшая сестра Императрицы Александры Фёдоровны, жены Императора Николая II Александровича. После трагической смерти мужа (1905) она возглавила ИППО и посвятила себя благотворительной деятельности, основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве. 18 июля 1918 г. была убита большевиками в Алапаевске. Честные мощи её были перезахоронены в Иерусалиме, в храме Марии Магдалины. Память 5 июля.
2 Кучмаева Изольда Константиновна (в монашестве Елисавета) (1936-2014), известный русский культуролог, философ и педагог, ревнитель христианского благочестия и православной культуры. Она закончила исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор философских наук (1987). Кучмаева И. К. является создателем и первым ректором Государственной академии славянской культуры (ГАСК), которая была основана в 1992 г. Она стала наиболее известным и авторитетным биографом преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Кучмаева И. К. написала и опубликовала 10 монографических исследований, 3 брошюры, 2 хрестоматии, ряд глав в учебниках для ВУЗов и более 350 а.л. публикаций в различных научных изданиях.
3 Советский фонд культуры, общественная организация, созданная в 1986 г., осуществляющая финансовую и организационную поддержку инициатив граждан и организаций в сфере культуры, искусства, науки и образования. Первыми учредителями Фонда выступили более пятидесяти творческих союзов, общественных организаций и учреждений культуры из всех республик Советского Союза. Фонд за короткое время стал влиятельным культурным центром страны. В 1991 г., после распада СССР, в период становления новых государственных и социально-экономических отношений,
6
Д. С. Лихачёвым 4. И сам рассказ, и глубина знаний Изольды Константиновны о жизни и деятельности святой мученицы, потрясли меня, потому что в то атеистическое время это было невероятно. Интерес Изольды Константиновны к жизни Великой княгини всегда носил искренний, я бы сказал душевный характер, но при этом необходимо подчеркнуть, что это не исключало, а, наоборот, стимулировало её к глубокой и кропотливой научно-исследовательской работе по сбору и изучению материалов, связанных с биографией этой великой подвижницы и благотворительницы.
Особо важно отметить, что Изольда Константиновна понимала важность популяризации имени Великой княгини Елисаветы Феодоров-ны, а также распространения знаний о её жизни и деятельности в новом российском обществе, свободном от диктата атеистической идеологии. Начиная с 1997 г. Изольда Константиновна была создателем современной традиции по проведению ежегодных Елисаветинских чтений, многие из которых проводились совместно с Императорским Православным Палестинским Обществом (ИППО) 5. Последние XVI-е Елисаветин-
Фонд вступил в новый этап своего развития. Дважды менялось его название: Международный Российский фонд культуры, Российский фонд культуры, возглавляемый академиком Д. С. Лихачевым. В 1993 г. Фонд по состоянию здоровья покинул академик Д. С. Лихачёв, Председателем Президиума был избран кинорежиссёр Н. С. Михалков.
4 Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999), советский учёный, академик Академии наук СССР и РАН, профессор Ленинградского государственного университета, заведующий отделом древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР, председатель Пушкинской комиссии АН СССР, один из основателей и первый председатель правления Советского фонда культуры. Всемирно известный учёный, литературовед, историк, культуролог, переводчик и исследователь «Слова о полку Игореве» и «Повести временных лет», автор многочисленных монографий и исследований по истории искусства и литературы.
5 Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), российская общественная организация, учреждённая в 1882 г. по высочайшему повелению Императора Александра III Александровича с целью поддержания
Православия в Святой Земле, организации и помощи русским паломникам в их путешествиях в Палестину и пребывании в ней, а также научной и гуманитарной деятельности. Инициатором создания общества был В. Н. Хитрово. Первым председателем Общества был Великий князь Сергей Александрович, после его трагической смерти в 1905 г. ИППО возглавила его супруга преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. После 1917 г. ИППО сохранилось в виде Российского Палестинского общества в составе Академии наук СССР. В мае 1992 г. Общество восстановило своё историческое название и продолжает свою традиционную деятельность в России и Святой Земле.
ские чтения «Москва в жизни великокняжеской четы» с участием Изольды Константиновны прошли 1 ноября 2013 г. в зале заседаний Центра ИППО в Москве на ул. Забелина.
На протяжении более четверти века И. К. Кучмаева работала над биографией выдающейся общественной деятельницы, благотворительницы и замечательной представительницы Императорского Дома Романовых, святой Русской Православной Церкви — Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Изольда Константиновна автор трёх изданных значимых и широко известных в России и за рубежом научных монографий о Великой княгине Елисавете Фе-одоровне: «Жизнь и подвиг Великой княгини Елисаветы Феодоровны», 2004 г.; «Когда жизнь истинствует. Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны», 2008 г.; «Цветы — это надежды... Мир цветов в жизни Великой княгини Елисаветы Феодоровны, её родных и друзей», 2011 г.
Как автор этих книг и многочисленных публикаций о преподобномученице Елисавете Фе-одоровне, она понимала, что знания о великой подвижнице, просиявшей святостью в один из самых тяжёлых периодов русской истории, необходимо распространять в современном российском обществе, как пример служения народу, Отечеству и Церкви. Не случайно, в начале своей книги «Жизнь и подвиг Великой княгини Елисаветы Феодоровны» Изольда Константиновна приводит замечательный факт, особенно характеризующий преподобномученицу. Весной 1917 г. к Елисавете Феодоровне прибыл посланец немецкого императора и предложил покинуть революционную Москву, на что она «сказала, что готова разделить судьбу своей второй родины и не оставит духовную семью — сестёр московской Марфо-Мариинской обители милосердия» 6. Высокая сила духа и исключительный нравственный императив преподобномучени-цы особенно волновали и привлекали Изольду Константиновну при написании образа Елиса-веты Феодоровны. В её монографиях представлены глубокие и непоколебимые нравственные основы бытия Великой княгини, раскрыта сущность её духовного и гражданского подвига.
Роскошная и обширная, богато и разнообразно иллюстрированная монография И. К. Куч-
6 Кучмаева И. К. Жизнь и подвиг Великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2004. С. 3.
маевой «Когда жизнь истинствует. Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны», изданная «Издательством Индрик» в 2008 г. стала событием в культурной жизни России. Перед автором настоящей статьи не стоит задача представить подробный анализ замечательной монографии Изольды Константиновны, но обращу внимание читателя на представленные в ней материалы по культуре и истории паломничества святой подвижницы.
Безусловно, Изольда Константиновна не представила в монографии абсолютно все богомольные путешествия Великой княгини. В беседах со мной она говорила о том, что историки ИППО и, в первую очередь Н. Н. Лисовой 7, подробно и неоднократно описывали паломническую поездку Елисаветы Феодоровны в 1888 г. в Святую Землю, а также её деятельность в качестве председателя ИППО 8.
Изольда Константиновна писала: «Почему паломнические поездки были так притягательны для Великой княгини? Прежде всего, потому, что позволяли на некоторое время обособить аскетическую молитву в келье от служения миру. Повседневная жизнь, наполненная заботой о ближних и дальних, оставляла для молитвы, как правило, лишь ночные часы. <...> Для Елисаветы Феодоровны паломничество было в первую очередь школой спасения души, постоянной борьбой с рудиментами мирского во имя своего духовного призвания» 9. Подробно и обстоятельно Изольда Константиновна описала паломничество Елисаветы Феодоровны в Кашин в июне 1909 г. на торжества, связанные с вторичным обретением честных мощей преподобной Тверской Великой княгини Анны Кашинской 10.
7Лисовой Николай Николаевич (род. 1946), известный русский учёный, писатель и общественный деятель, заместитель председателя ИППО с 1995 по н/в, член Общества с 1974 г., историк Императорского Православного Палестинского Общества, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, специалист по истории Ближнего Востока, России и Русской Православной Церкви.
8Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М., 2006. С. 193-194.
9Кучмаева И. К Когда жизнь истинствует. Культура благотворения Великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2008. С. 231.
10Анна (Евфросиния) Кашинская (ок. 1278-1368),
преподобная, Великая княгиня Тверская, из рода Рюри-
ковичей. Анна Дмитриевна родилась в Ростове, дочь Ростовского удельного князя Дмитрия Борисовича. В 1294 г.
она была обвенчана со святым благоверным Михаилом II
На страницах своей замечательной книги Изольда Константиновна открыла перед читателями особую страницу в жизни Елисаветы Фе-одоровны, связанную с паломническими поездками, которые она совершила вместе со своим горячо любимым мужем Великим князем Сергием Александровичем 11 к святым местам Российской Империи. В 1886 г. великокняжеская чета совершила паломничество в Вышинскую пустынь, где они встретились и получили благословение святителя Феофана Затворника 12.
Ярославичем, Великим князем Тверским, от брака с которым имела четверых сыновей: Дмитрия, Александра, Константина и Василия. В 1318 г. она провожала до р. Нерль своего мужа, который ехал на верную смерть в Золотую Орду. После убийства Михаила Ярославича в Орде она приняла постриг с именем Евфросиния в Тверском Софийском монастыре. В 1326 г. в Орде был казнён её старший сын Дмитрий Михайлович Грозные Очи, Великий князь Владимирский и Тверской. В 1327 г. она бежала вместе со своими сыновьями из Твери в Ладогу от восставших твери-чей, убивших ханского баскака, и ордынского погрома, обрушившегося после этого на Великое княжество Тверское. В 1339 г. в Орде погиб её второй сын Александр Михайлович, Великий князь Тверской, и его сын Фёдор, внук Великой княгини. В 1346 г. в Орде скончался её третий сын Константин Михайлович, Великий князь Тверской. По просьбе своего младшего сына Василия, княжившего в г. Кашине, она переехала жить к нему, хотя периодически приезжала в Тверь к могилам своих детей и мужа. Великая княгиня скончалась в пригородной слободе Кашина, в схиме ей было возвращено имя Анна, и была погребена в Успенском соборе г. Кашина. Память 2 октября, 12 июня.
11 Сергей Александрович (1857-1905), Великий князь из Императорского Дома Романовых, выдающийся российский государственный и общественный деятель, пятый сын Императора Александра II Николаевича и Императрицы Марии Александровны, генерал-лейтенант, один из учредителей и первый председатель Императорского Православного Палестинского Общества, паломник. С 1884 г. супруг Елисаветы Феодоровны, старшей сестры Императрицы Александры Фёдоровны. С 1887 г. командир лейб-гвардейского Преображенского полка. С 1891 г. генерал-губернатор Москвы, с 1896 г. командующий Московским Военным округом. Дважды совершал паломничество в Святую Землю, неоднократно поклонялся отечественным святыням. Погиб в Москве от взрыва бомбы, брошенной в него террористом.
12 Феофан Затворник Вышенский (1815-1894), святой епископ Тамбовский и Шацкий, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в Орловской губернии в семье священника. Он был отправлен в Палестину в качестве члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1847-1855 гг. Он совершал в тот период многочисленные паломничества по Святой Земле, Синаю и Афону, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. В 1859 г. хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. В 1872 г. святитель уходит в затвор. В последний период жизни он написал многочисленные литературно-богословские труды. Память 10 января.
7
В 1892 г. они с паломническими целями посетили Ярославль, Углич, Романов-Борисоглебск, Рыбинск и Ростов Великий, где поклонились местночтимым святыням и были встречены толпами богомольцев. Изольда Константиновна посвятила этой поездке несколько проникновенных строк: «В ходе паломничества перед взором Их Высочеств прошёл целый сонм великих русских святых. Икона каждого святого, будучи житием в красках, наполняла душу царственных паломников ощущением богатства их подвигов. Жития святых, будучи любимым домашним чтением семьи Великого князя Сергия, в дни этого паломничества обрели для них полноту и духовную близость» 13.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна совершала паломничества к святым местам, находящимся в Киеве, Почаеве, Орле, Уфе, Белгороде, Архангельске, Перми, Костроме и других местах Российской империи. Она посетила Тро-ице-Сергиеву, Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры, где молитвенно поклонилась великим православным святыням. В июле 1913 г. она совершила богомольное путешествие в Соловецкую обитель, где она приняла участие в крестном ходе, молилась у святынь монастыря и посетила его скиты. В мае 1914 г. она паломничала в Оп-тину пустынь, где молилась у святынь обители, а также встречалась и беседовала с оптинскими старцами. В июле того же года августейшая паломница посетила с паломническими целями Белогорский монастырь, называемый в народе Сибирский Афон, расположенный в Пермской земле. Об этом промыслительном и провидческом богомолье августейшей паломницы Изольда Константиновна написала следующее: «В эту паломническую поездку по монастырям Урала
13 Кучмаева И. К. Когда жизнь истинствует... С. 241.
8
Великая княгиня Елисавета Феодоровна посетила кроме Перми, Белогорского монастыря, Алапаевск, место своего грядущего убийства, и Верхотурье» 14. Далее Изольда Константиновна пишет, что эти паломнические поездки Великой княгини Елисаветы Феодоровны, особенно те, которые она совершала после смерти своего мужа Сергия Александровича, укрепляли её для будущих испытаний и мученической кончины.
Оценивая общественное значение богомолья августейшей паломницы, Изольда Константиновна делает важный вывод: «можно говорить об общерусском значении паломнических путешествий Елисаветы Феодоровны, поскольку народ уже тогда почитал её как человека святой жизни. Каждому были очевидны добродетели Царственной паломницы: щедрость милостыни, беспредельное милосердие к больным и убогим, целомудренное немногословие, духовный такт, неутомимое молитвенное служение» 15. Не удивительно, что эта народная любовь жива до настоящего времени. Тысячи паломников приходят поклониться честным мощам преподоб-номученицы Елисаветы Феодоровны, которые покоятся в Иерусалиме в храме во имя святой Марии Магдалины, в освящении которого она принимала участие в 1888 г.
Биограф августейшей паломницы Елисаве-ты Феодоровны монахиня Елисавета (Кучма-ева), в миру Изольда Константиновна, также, простив всех, покоится с миром на погосте Ни-коло-Бирлюковского монастыря. И мне очень хочется верить, что благодарные потомки будут помнить о её делах и духовном подвиге, который она совершала ежедневно.
14 Там же. С. 260.
15 Там же. С. 231.