REV
УДК 930.85 ББК 6.3
цивилизациоииое присутствие
роССии В мире: К 135-ЛЕТИЮ нАЧАЛА
деятельности императорского православного палестинского общества в российской империи и на ближнем востоке
житенёв Сергей Юрьевич,
советник директора Института Наследия, член Совета МОО ИППО,
кандидат культурологии, 129366, Россия, г. Москва, ул. Космонавтов, 2,
zhitenev@bk.ru
Аннотация:
автор статьи представляет краткую историю Императорского Православного Палестинского Общества как первый цивилизационный зарубежный проект России, который успешно развивается 135 лет. Автор считает, что главные основания успеха ИППО являются: деятельность по развитию православного паломничества, поддержка христиан на Ближнем Востоке и уникальные научные исследования. Просветительская, образовательная и благотворительная деятельность Общества в странах Библейского региона снискала России благодарность и доброе отношение местного населения.
Ключевые слова:
Россия, Ближний Восток, Святая Земля, Палестина, Афон, паломничество, Императорское Православное Палестинское Общество, благотворительность, просветительская деятельность.
Создание в 1882 г. и уникальная деятельность на протяжении 135 лет Императорского Православного Палестинского Общества, старейшей и всемирно известной российской общественной организации, можно справедливо считать первым международным гуманитарным проектом России. Историю Общества можно разделить на три периода: императорский (1882-1918), советский (1918-1992) и современный (1992-2017).
Масштаб свершений Общества в первый период его деятельности настолько велик и многогранен, что описать его в объёме одной небольшой статьи просто невозможно, придётся ограничиться только наиболее существенными событиями и фактами. Накануне празднования 25-летия ИППО А.А. Дмитриевский1, первый
1 Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856-1929), выдающийся русский церковный историк и византинист,
богослов и литургист, член-корреспондент Императорской Академии наук, секретарь ИППО в 1907-1918 гг., первый историк Общества. Паломник, совершил путешествие в
историк Общества, писал: «Помянуть дни древние Императорского Православного Палестинского Общества весьма назидательно и для всякого православного русского человека, горячо любящего свою родину и искренне дорожащего интересами Православной Церкви. В протекшей жизни Общества можно находить до глубины души трогательные и умилительно-чарующие примеры того, как у драгоценного ложа Жиз-нодавца Христа встречаются и объединяются в чувствах глубокой веры и горячей любви православные русские люди .. .»2.
Справедливости ради необходимо заметить, что этот замечательный российский международный проект как идея родился ещё в самом начале XIX в., отражая объективную потребность и необходимость оказания помощи русским паломникам, прибывавшим в Святую Землю для поклонения святыням Вселенского Православия.
Однако в тот исторический период Россия не смогла реализовать эту идею по многим причинам. При этом необходимо заметить, что в 3040-е гг. XIX в. ведущие государства Европы, преследуя свои колониальные устремления, стали усиливать своё присутствие в Палестине, прикрывая свои геополитические интересы религиозной мотивацией.
Н.Н. Лисовой3, современный известный историк Общества, обратил внимание на следующее: «В 1841 г. в Иерусалим назначается англиканский епископ из Лондона, в 1846 г. - «латинский патриарх» из Рима. В аналогичном положении находилась Сирия, где Антиохийская Православная Церковь также подвергалась натиску католических и протестантских проповедников» 4. Таким образом, на канонической территории Иерусалимского и Антиохийского Патриархатов велась самая настоящая экспансия других христианских конфессий, представители которых, используя неблаговидные методы, получали от чиновников Османской империи любые разрешительные документы. Российская империя в этих условиях, защищая и поддерживая Православные Церкви на Ближнем Востоке, а также отстаивая интересы своих православных паломников, приняла стратегическое решение о русском присутствии в Палестине. Справедливости ради необходимо особо обратить внимание на то, что российское государство никогда не рассматривало земли Палестины, Сирии и Египта в качестве своих будущих территориальных экспансий.
Первым решительным шагом русского правительства в деле созидания русского присутствия в Палестине стало образование в 1847 г. Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (РДМ), которую возглавил архимандрит Порфирий (Успенский)5.
Рис.1. Кувуклия Гроба Господня. Литография второй половины XIXвека.
Святую Землю и на Синай в 1888 г. Он написал книгу «Путешествие по Востоку и его научные результаты» (Киев, 1890).
38 Автор свыше 200 работ по литургике, истории и церковной
археологии. В 1889-1907 гг. занимал кафедру церковной археологии и литургики в Киевской Духовной академии. В 1922 г. он был арестован и приговорён к году лишения свободы условно. В 1923-1928 гг. он преподавал на Высших богословских курсах в Ленинграде, где скончался и похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры.
2 Дмитриевский А.А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века: 1882-1907. М., СПб., 2008. С. 75.
3 Лисовой Николай Николаевич (род. 1946), известный русский учёный, писатель и общественный деятель, заместитель председателя ИППО с 1995 по н/в, член Общества с 1974 г., историк Общества, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, специалист по истории Ближнего Востока, России и Русской Православной Церкви.
4 Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX -начале XX вв. М., 2006 г. С. 85.
5 Порфирий (Успенский) (1804-1885), всемирно из-
вестный русский учёный, писатель, паломник, епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии; в миру Константин Александрович. Порфирий был выдающимся деятелем Русской Православной Церкви, основателем и первым началь-
ником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, церковным
стало в то время развитие и организация массового паломничества к святыням Палестины. Эти идеи были разработаны и выдвинуты Великим Князем Константином Николаевичем8, выдающимся отечественным реформатором и сподвижником Императора Александра II Николаевича9 в деле государственных преобразований в России. В окружении Великого Князя в 1856 г. был разработан масштабный проект по созданию российской инфраструктуры в Святой Земле для развития русского паломничества и поддержки Православия на Ближнем Востоке. Уже в 1856 г. было создано Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ)10, занимавшееся перевозкой
Рис.2. Епископ Порфирий Успенский. Фотография второй половины XIXвека.
В результате русско-турецких войн второй половины XVIII и первой половины XIX столетий православные жители Российской империи получили право свободного посещения Палестины. Это право было закреплено в соответствующих статьях мирных договоров России с Османской империей. Победы русских войск и старания отечественных дипломатов принесли свои плоды, если 30-40 гг. XIX в. число наших паломников насчитывало десятки, иногда сотни человек в год, то «сразу после Крымской войны начинается настоящий паломнический бум»6. Тысячи русских паломников ежегодно стали посещать Святую Землю, начиная с середины 50-х гг. XIX в. В этот период духовная устремлённость простых верующих людей к святыням Православного Востока совпала с интересами российской имперской геополитики.
С целью компенсировать неблагоприятные для Российской империи последствия Крымской войны, в ходе которой русская армия потерпела поражение, была выдвинута идея «формирования сферы собственных интересов в Святой Земле»7. Удобным средством для этого как раз и
историком и археографом, византинистом и востоковедом, писателем и собирателем древностей, открывшим знаменитый Синайский кодекс, Библии IV в. Порфирий, будучи начальником РДМ в 1847-1854, совершил паломнические путешествия-экспедиции по святым местам Ближнего Востока, которые описал в своих произведениях.
6 Бутова Р.Б., Лисовой Н.Н. Русское паломничество в Святую Землю в XIX-XX вв. // Каталог выставки «1000 лет русского паломничества». ГИМ. М., 2009. С. 18.
7 Лисовой Н.Н. Там же. С. 109.
8 Константин Николаевич (1827-1892), Великий Князь, из Императорского Дома Романовых, выдающийся российский государственный и военный деятель, паломник, генерал-адмирал, председатель Государственного Совета Российской империи в 1865-1881 гг., второй сын Императора Николая I Павловича и Императрицы Александры Фёдоровны, брат и соратник Императора Александра II Николаевича. В 1853-1876 гг. управляющий морским министерством в ранге министра, в 1855-1881 гг. командующий российским флотом. Активный участник подготовки и проведения Великой реформы 1861 г. и других преобразований эпохи Императора Александра II. Он внёс значительный вклад в модернизацию флота. В 1850-60-е гг. фактически руководил внешней политикой России на Ближнем Востоке, в 1859 г. совершил государственный визит в Османскую империю и паломническое путешествие в Святую Землю.
9 Александр II Николаевич (1818-1881), Император Всероссийский в 1855-1881 гг., из династии Романовых, старший сын Императора Николая I Павловича и Императрицы Александры Фёдоровны. Он начал эпоху Великих реформ, положивших конец крепостническому строю и направленных на уничтожение сословных противоречий. Первым в ряду главнейших преобразований Императора стала отмена крепостного права в 1861 г. Реформы коснулись практически всех сторон жизни государства и общества. Внутренние и внешние войны в период его правления были победоносными. Во внешней политике на Ближнем Востоке проводил линию по поддержанию Православия и развитию русского православного паломничества в Святую Землю. Император был злодейски убит террористами на Екатерининском канале в Санкт-Петербурге.
10 Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), известная российская судоходная акционерная компания. Основана в 1856 г. указом Императора Александр II, лично утвердивший Устав РОПиТ. Половина членов правления были назначены правительством, которое предоставило компании заём на 20 лет. Также было решено выплачивать обществу ежегодное пособие на ремонт пароходов и ежегодную дотацию. Такая щедрость была связана с тем, после Крымской войны Россия потеряла право иметь военный флот в Чёрном море, поэтому перед РОПиТ помимо развития торгового судоходства, была негласно поставлена и другая задача. Общество должно было строить торговые суда, которые в случае войны могли бы выполнять боевые задачи, а также создать и поддерживать базу (экипажи, порты и ремонтные предприятия), необходимые для быстрого воссоздания Черноморского флота. РОПиТ успешно разви-
русских паломников из Одессы в Яффу. В 1857 г. возобновляется деятельность РДМ в Иерусалиме, которая из-за военных действий в период Крымской войны была эвакуирована из Палестины. В 1858 г. в Иерусалиме впервые было открыто российское дипломатическое консульство, который возглавил В.И. Дорогобуженов11.
Первым русским августейшим паломничеством в Святую Землю стало прибытие в Иерусалим Великого Князя Константина Николаевича с семьёй12 в 1859 г. Важнейшей целью приезда брата русского Императора в Иерусалим было решение вопросов, связанных с приобретением Россией участков земли для возведения комплекса построек: зданий РДМ, дипломатического консульства и Троицкого собора, мужского и женского паломнических подворий и больницы. Августейшее паломничество 1859 г. оказалось поворотным моментом во внешней политике России в Палестине - наше государство стало иметь на Ближнем Востоке «собственные интересы», то есть приобрело крупные земельные участки, на которых возводило храмы и подворья для русских православных паломников.
В 1859 г. в Петербурге был образован «Комитет для принятия мер по устройству богоугодных заведений для православных поклонников» (Палестинский комитет), преобразованный в 1864 г. в Палестинскую комиссию при Азиатском департаменте МИД России. Вся эта деятельность, как в Санкт-Петербурге, так и в Иерусалиме, сопровождалась внешнеполитической конкуренцией и внутриполитической борьбой за влияние на ближневосточную политику Российской империи. Особую роль в поддержке палестинского проекта сыграла Императрица Мария Александровна, супруга Императора Александра II Николаевича, которая оказывала существенную материальную благотворительную помощь на возведение русских построек в Святой Земле и поддерживала политически инициативы по укреплению русского присутствия в Палестине.
вался, перевозя грузы и людей, в том числе и паломников в Константинополь, Афон и Святую Землю. РОПиТ было национализировано и прекратило существование после 1917 г.
11 Доргобуженов Владимир Ипполитович (18221887), русский дипломат и писатель, первый русский консул в Иерусалиме в 1858-1860 гг.
12 Вместе с Великим Князем Константином Николаевичем в паломническом путешествии в Иерусалим при-
нимали участие его супруга Великая Княгиня Александра Иосифовна и старший сын Николай.
Не меньше для развития паломничества сделала РДМ и особенно один из её начальников архимандрит Антонин (Капустин)13, выдающийся церковный дипломат, писатель и ученый.
Рис.3. Архимандрит Антонин (Капустин)
Фотография второй половины XIXвека.
Он был начальником РДМ в 1865-1894 гг. и более сорока лет отдал служению интересам России на Православном Востоке. Трудами архимандрита Антонина были приобретены и обустроены 14 земельных участков. Их суммарная стоимость оценивалась в конце XIX века в 1 млн. золотых рублей. На этих участках по его проектам воздвигнуты три храма (Вознесенский - на Елеоне, Казанский - в Горнем, святого Апостола Петра и праведной Тавифы - в Яффе), построены шесть странноприимных домов для русских паломников (Хевроне, Иерихоне, Тивериаде, на Елеоне, в Горнем и Яффе), в Горнем и на Елеоне основаны женские монастыри. Стараниями архимандрита Антонина русским достоянием стал один из важнейших библейских символов - Мам-врийский дуб в Хевроне.
В октябре 1872 г. в ходе длительной ознакомительной поездки по Османской империи Святую Землю посетил Великий Князь Николай
13 Антонин (Капустин) (1817-1894), архимандрит, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 18651894 гг., выдающийся церковный дипломат, известный историк, археолог, археограф, византинист, востоковед, нумизмат, писатель, паломник. Он был одним из главных созидателей Русской Палестины в Святой Земле.
Николаевич Старший14, будущий герой освободительной Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Паломничество Великого Князя сыграло важную роль: были проведены важные переговоры с султаном Османской империи Абд аль-Азизом15, укрепившие русское влияние в Палестине; освящён Троицкий собор и тем самым в целом завершён процесс строительства Русских Построек в Иерусалиме. С тех пор паломники из России могли слушать богослужение на привычном церковнославянском языке, участвовать в совершении обрядов и заказывать церковные требы в традиционной для них обстановке.
Особое значение имело августейшее паломничество в Святую Землю Великих Князей Сер-гия16 и Павла17 Александровичей и их двоюродного брата, Великого Князя Константина Кон-стантиновича18 21-31 мая 1881 г. Между Вели-
14 Николай Николаевич Старший (1831-1891), Великий Князь, из Императорского Дома Романовых, российский военный и государственный деятель, паломник; третий сын Императора Николая I Павловича и Императрицы Александры Фёдоровны; генерал-фельдмаршал (1878). Именовался Старшим с 24 ноября 1856 г. для отличия от родившегося тогда его первого сына, наречённого тем же именем. Член Государственного совета (1855) и почётный член Императорской Академии наук. В 1872 г. он в составе многочисленной свиты совершил паломничество в Святую Землю. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Николай Николаевич был главнокомандующим русской армией на Балканах. После 1880 г. он по болезни в государственных делах не участвовал.
15 Абд аль-Азис (1830-1876), султан Османской империи в 1861-1876 гг., из династии Османов, сын султана Махмуда II.
16 Сергий Александрович (1857-1905), Великий Князь, из Императорского Дома Романовых, выдающийся российский государственный и общественный деятель, пятый сын Императора Александра II Николаевича и Императрицы Марии Александровны, генерал-лейтенант, один из учредителей и первый председатель Императорского Православного Палестинского Общества, паломник. С 1884 г. супруг Елизаветы Фёдоровны, старшей сестры императрицы Александры Фёдоровны. С 1887 г. командир лейб-гвардейского Преображенского полка. С 1891 г. генерал-губернатор Москвы, с 1896 г. командующий Московским Военным округом. Дважды совершал паломничество в Святую Землю, неоднократно поклонялся отечественным святыням. Погиб в Москве от рук бомбы, брошенной в него террористом.
17 Павел Александрович (1860-1919), Великий Князь, из Императорского Дома Романовых, младший, шестой сын Императора Александра II Николаевича и Императрицы Марии Александровны, генерал от кавалерии, паломник. Совершил паломничество в Святую Землю в 1881 г. После февральской революции 1917 г. уволен от службы. Расстрелян большевиками в Петрограде.
18 Константин Константинович (1858-1915), Вели-
кий Князь, из Императорского Дома Романовых, сын Вели-
кого Князя Константина Николаевича и Великой Княгини
кими Князьями и архимандритом Антонином сложились тёплые и доверительные отношения. Искренний интерес Сергия Александровича к русско-палестинским проблемам позволил в следующем, 1882 г., создать в Петербурге под его председательством Православное Палестинское Общество, впоследствии получившее почётное добавление к названию - Императорское19. Особое значение в этот период имели, сложившиеся с подачи архимандрита Антонина (Капустина) и адмирала графа Е.В. Путятина20, добрые деловые отношения Великого Князя Сергия Александровича и Василия Николаевича Хитрово21, главного вдохновителя и идеолога создания Палестинского Общества.
Александры Иосифовны, государственный и общественный деятель, паломник, известный переводчик и поэт (литературный псевдоним КР). Он был главным начальником военно-учебных заведений России, генералом от инфантерии, президентом Императорской Академии наук в 1889-1915 гг. В 1881 г. он совершил путешествие в Святую Землю, с 1882 г. избран почётным членом ИППО, а с 1905 г. - сопредседателем Общества.
19 Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО), российская международная общественная организация, учреждённая в 1882 г. по высочайшему повелению Императора Александра III Александровича с целью поддержания Православия в Святой Земле, помощи русским паломникам в их путешествиях в Палестину и пребывании в ней, а также научной и гуманитарной деятельности. Инициатором создания общества был В.Н. Хитрово. Первым председателем Общества был Великий Князь Сергий Александрович, после его трагической смерти в 1905 г. ИППО возглавила его супруга Великая Княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна. После 1917 г. ИППО сохранилось в виде Российского Палестинского общества в составе Академии наук СССР. В 1992 г. Общество восстановило своё историческое название и продолжило традиционную деятельность в России и на Святой Земле. В настоящее время Международная общественная организация «Императорское Православное Палестинское Общество» является правопреемником дореволюционного и советского Общества.
20 Путятин Евфимий Васильевич (1803-1883), русский граф, адмирал, мореплаватель, государственный и общественный деятель, дипломат, паломник, член-учредитель ИППО.
21 Хитрово Василий Николаевич (1834-1903), известный русский общественный деятель, писатель, учёный и паломник, вдохновитель создания и идеолог, член-учредитель и секретарь ИППО в 1889-1903 гг. Основатель в 1881 г. и многолетний редактор Православного Палестинского Сборника, старейшего научного издания в России.
Рис.4. Портрет В.Н. Хитрово. Художник Ю.
Пекуровский.
За год до создания Общества, в 1881 г. В.Н. Хитрово издал первый выпуск Православного Палестинского Сборника, который стал главным научным печатным органом ИППО, выпуск которого с некоторыми перерывами продолжается до настоящего времени.
За несколько лет интенсивной и продуктивной деятельности ИППО успешно реализовало ряд важных научных, паломнических и строительных проектов. Поэтому 24 марта 1889 г. Указом Императора Александра III Александрови-ча22 Палестинская комиссия при Азиатском департаменте МИД была упразднена, её функции, капиталы и имущества - в том числе подворья в Иерусалиме и другая российская недвижимость в Святой Земле - переданы ИППО. Таким образом, взамен часто не согласованной деятельности разных российских ведомств и их учреждений: РДМ, Консульства и Палестинской комиссии -была создана новая, более удобная и отвечающая потребностям времени организационная система обеспечения русских паломников в Святой Земле
22 Александр III Александрович (1845-1894), Император Всероссийский в 1881-1894 гг., из Династии Романовых, второй сын Императора Александра II Николаевича и Императрицы Марии Александровны. В 1882 г. по его повелению было создано Императорское Православное Палестинское Общество. Он лично руководил внешней политикой Российской империи и содействовал укреплению её влияния на Ближнем Востоке.
и представления российских интересов Библейском регионе.
«Императорское Православное Палестинское Общество уникально по своему значению в истории отечественной культуры. Уставные задачи Общества - содействие паломничеству в Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарно-просветительное сотрудничество с народами стран Библейского региона - тесно связаны с традиционными духовными и культурными ценностями русского народа и приоритетами российской внешней политики. Одним из главных источников финансирования Общества был так называемый Вербный сбор, т.е. церковные пожертвования верующих. К 1914 г. в ИППО состояли около 3 тыс. членов, его отделы действовали в 52 епархиях Русской Православной Церкви. В Библейском регионе Обществу принадлежало 28 земельных участков (26 - в Палестине и по одному - в Ливане и Сирии), общей площадью более 23,5 га. В 24 учебных заведениях Общества в Палестине обучалось 1576 человек, в 77 школах Сирии и Ливана - 9974 ученика. Подворья и странноприимные дома, принадлежавшие Обществу в Палестине, одновременно вмещали до 6-7 тыс. паломников»23.
Маршрут паломников, направлявшихся в Святую Землю, по морю, как правило, из Одессы обязательно проходил через Константинополь и Афон, святыням которых богомольцы-мужчины, как правило, стремились поклониться. Особенно Афон притягивал русских поклонников, которых хотели в тишине и безмолвии помолиться у святогорских святынь, приобщиться к высокому духовному напряжению, многовековой христианской мудрости и строгой монашеской жизни. Большинство богомольцев стремились попасть в Пантелеимонов монастырь, принадлежавший Русской Православной Церкви, а также - в наши четыре скита: Андреевский, Ильинский, Кромница и Новая Фиваида. При этом немало русских паломников посещало и другие афонские обители для поклонения, находившимся там святыням.
В конце XIX - начале XX вв. за несколько десятилетий, до начала Первой мировой войны, произошёл всплеск богомольного интереса русских православных паломников к святыням Вселенского Православия, находившимся в Европе, и в первую очередь, в Италии. М.Г. Талалай, ис-
23 Бутова Р.Б., Лисовой Н.Н. Там же. С. 22.
следователь русского православного присутствия в Европе, писал, что до этого периода «паломничества на Запад были единичны и выбивались из общего русла благочестивых путешествий россиян. Христианский Восток воспринимался своим, единоверным (с рядом оговорок), чего нельзя было сказать о католическом и тем более о протестантском Западе. Даже путеводители по святым местам Европы появились только на рубеже XIX-ХХ вв., причём их составителям приходилось проделывать кропотливый труд по выявлению «истинно православных» святынь. Однако к началу ХХ в. естественное влечение православных христиан к множеству святынь, находящихся на италийской земле, вылилось в массовое паломничество»24. При этом надо заметить, что ИППО также, как и на Ближнем Востоке, оказывало помощь русским богомольцам и в Италии, в частности в Бари, где его попечением накануне Первой мировой войны было построено православное подворье с храмом во имя святителя Николая Чудотворца и странноприимным домом.
Одним из важнейших уставных направлений деятельности Общества с самого начала была и остаётся научная работа в области исторического, археологического, филологического исследований Святой Земли и других стран Библейского региона. Достаточно назвать эпохальное открытие в области библейской археологии, осуществлённое архимандритом Антонином (Капустиным) в 1883 г. по поручению и на средства ИППО, раскопки Порога Судных Врат, через которые Христос шел на Голгофу. На участке ИППО в Иерихоне Д.Д. Смышляев25 в 1887 г. раскопал остатки древнего византийского храма. Во время проведения работ были найдены предметы, которые легли в основу созданного при Александровском подворье Музея палестинских древностей. Огромное значение имели исследования грузинских древностей, командированного Обществом в Иерусалим и на Синай, профессора А.А.
24 Талалай М.Г. Русская церковная жизнь и храмо-строительство в Италии. СПб., 2011. С. 38-39.
25 Смышляев Дмитрий Дмитриевич (1828-1893), русский общественный деятель, руководитель земского движения в Перми, учёный-краевед Пермского края, писатель и паломник, член-учредитель ИППО, первый уполномоченный ИППО в Иерусалиме в 1885-1889 гг., строитель Сергиевского и Александровского подворий в Иерусалиме. Он написал книгу «Синай и Палестина. Из путевых заметок 1865 года» (Пермь, 1877).
Цагарели26. Активный член ИППО, известный путешественник доктор-антрополог А.В. Ели-сеев27 прошел древним путем в Святую Землю через Кавказ и Малую Азию. Особое место в научном наследии Общества занимает экспедиция 1891 г. под руководством академика Н.П. Кондакова28, результатом которой стал его капитальный научный труд «Сирия и Палестина». Более 1000 привезенных экспедицией фотоснимков с редчайших памятников древности вошли в состав фототеки ИППО, сохранившейся до нашего времени и хранящейся в Государственном музее истории религий в Санкт-Петербурге.
В самом начале XX в. по инициативе профессора П.К. Коковцева29 и секретаря ИППО В.Н. Хитрово, при Совете Общества были организо-
26 Цагарели Александр Антонович (1844-1929), известный грузинский учёный, профессор, заведующий кафедрой армяно-грузинской словесности Санкт-Петербургского университета, руководитель экспедиции ИППО в Палестину и на Синай в 1883 г. Автор «Памятники грузинской старины в Святой Земле и на Синае». (ППС. Т. IV, вып. 1, СПб., 1888).
27 Елисеев Александр Васильевич (1858-1895), русский военный врач, путешественник, паломник, писатель, сотрудник ИППО. Совершил путешествие в Святую Землю и на Синай в 1881 г. Он автор четырёхтомного труда «По белу свету. Очерки и картины из путешествий по трём частям Старого света» (СПб. 1901).
28 Кондаков Никодим Павлович (1844-1925), выдающийся русский историк византийской и древнерусской культуры, археолог, искусствовед, византинист, паломник, общественный деятель, член ИППО. С 1877 г. профессор Новороссийского университета в Одессе, где создал первый в России музей античных слепков. В 1881 г. он совершил путешествие в Святую Землю и на Синай, которое описал в своих книгах «Сирия и Палестина» и «Путешествие на Синай в 1881 г.» (Одесса, 1882). Н.П. Кондаков был членом Московского и Русского археологических обществ. С 1888 г. - профессор кафедры искусств Санкт-Петербургского университета и Высших женских курсов, главный хранитель Отделения Средних веков и Возрождения в Эрмитаже. Он был одним из создателей Русского Археологического института в Константинополе. С 1898 г. - действительный член Императорской Академии наук. В 1920 г. он эмигрировал в Болгарию, где читал лекции в Софийском университете и изучал балканские древности. В 1922 г. он переехал в Прагу, где читал курс лекций в местном университете. После его смерти ученики организовали в Праге Институт им. Н.П. Кондакова.
29 Коковцев Павел Константинович (1861-1942), известный русский учёный, востоковед, филолог, семитолог, профессор Санкт-Петербургского университета, академик Императорской Академии наук (1912), академик АН СССР, один из крупнейших гебраистов России, специалист в области еврейской филологии и еврейско-арабской литературы раннего Средневековья, член ИППО. В самом начале XX в. по инициативе П.К. Коковцева и В.Н. Хитрово, при Совете Общества были организованы «Собеседования по научным вопросам, касающимся Палестины, Сирии и сопредельных с ними стран», которые историки характеризовали позже как
ваны «Собеседования по научным вопросам, касающимся Палестины, Сирии и сопредельных с ними стран», которые историки характеризовали позже как «одну из немногих попыток образования в России общества ориенталистов со специальными научными задачами»30. В разгар Первой мировой войны, в 1915 г., руководством ИППО ставится вопрос о создании, после окончания войны, Русского Археологического Института в Иерусалиме по образцу существовавшего в 18941914 гг. Русского Археологического Института в Константинополе.
«Трагические события 1917 года радикально изменили положение русского православного паломничества, надолго прервалась живая связь Палестины с Россией. Установился советский «железный занавес», отгородивший Россию от всего мира, в том числе и от стран Библейского региона. Русские подворья, храмы и монастыри остались без связи с Родиной, без помощи и поддержки»31. Революционные события в России таким же образом отразились на судьбе Палестинского Общества, как и на жизни всего православного народа, лишившегося большинства веками складывающихся священных традиций и обычаев. После Февральской революции 1917 г. ИППО перестало именоваться «Императорским», а Великая Княгиня Елисавета Феодоров-на32 сложила с себя полномочия Председателя. В связи с этим 9 апреля 1917 г. председателем был избран князь А.А. Ширинский-Шихматов33. Осенью 1918 г. князь эмигрировал в Германию. Там,
«одну из немногих попыток образования в России общества ориенталистов со специальными научными задачами».
30 Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. // Бартольд В.В. Сочинения. М., 1977. Т. 9. С. 475.
31 Житенёв С.Ю. Религиозное паломничество в христианстве, буддизме и мусульманстве: социокультурные, коммуникационные и цивилизационные аспекты. М., 2012. С. 198.
32 Елисавета Феодоровна Алапаевская (1864-1918), преподобномученица, Великая Княгиня из Дома Романовых, паломница, председатель Императорского Православного Палестинского Общества в 1905-1917 гг. Супруга и единомышленник Великого Князя Сергия Александровича, первого председателя ИППО. Елизавета Фёдоровна, урождённая принцесса Гессен-Дармштадтская, старшая сестра Императрицы Александры Фёдоровны, жены Императора Николая II Александровича. После смерти мужа (1905) возглавила ИППО и посвятила себя благотворительной деятельности, основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве. 18 июля 1918 г., была убита в Алапаевске. Святые мощи Великой Княгини были перезахоронены в Иерусалиме, в храме Марии Магдалины. Память 5 июля.
33 Ширинский-Шихматов Алексей Александрович
(1862-1930), русский князь, председатель Императорского
никем в России на то не уполномоченный, он создал и возглавил параллельный «Совет Православного Палестинского Общества», в котором собрал некоторых из прежних членов ИППО, оказавшихся в эмиграции (история зарубежного ППО ждёт своих исследователей). А Совет Общества, остававшийся по-прежнему в Санкт-Петербурге, в октябре 1918 г., избрал председателем старейшего из своих членов, академика В.В. Латышева34, который и занимал этот пост до самой своей кончины 2 мая 1921 г. А уже 22 мая 1921 г. председателем Общества был избран знаменитый русский ученый-византинист, академик Ф.И. Успенский35.
С 1918 г. Общество было вынуждено отказаться от именования «Православное», оно называлось с тех пор Российским Палестинским Обществом при Академии Наук (РПО) и, поскольку какие-либо связи с Палестиной надолго были прерваны, было вынуждено ограничить себя исключительно научной деятельностью. 25 сентября 1918 г. в Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Рождественского района Петрограда были направлены новая редакция устава Общества и документы, необходимые для его регистрации. «24 октября 1918 г. на имя Непременного секретаря РАН академика С.Ф. Ольденбурга поступило предписание наркома просвещения, заместителя Председателя Совета Коммун Северной области А.В. Луначарского. Нарком просил Академию наук «немедленно принять меры к ограждению научного имуще-
Православного Палестинского Общества в 1917-1918 гг., председатель зарубежного Общества в 1920-1930 гг.
34 Латышев Василий Васильевич (1855-1921), академик Императорской Академии наук, директор Историко-филологического института в СПб, председатель Российского Палестинского Общества в 1918-1921 гг., русский паломник, филолог, историк, византинист, эпиграфист.
35 Успенский Фёдор Иванович (1845-1928), выдающийся русский историк, византинист и славяновед, паломник, в 1874-1894 гг. профессор Новороссийского университета в Одессе. В 1894-1914 гг. он был директором основанного им Русского археологического института в Константинополе (РАИК) и редактором его «Известий». С 1900 г. он являлся действительным членом Императорской Академии наук. Возглавляя РАИК, организовал и провёл ряд археологических раскопок в странах Библейского региона. В 19151928 гг. он был редактором «Византийского временника». В 1922-1928 гг. Фёдор Иванович читал курс лекций в Ленинградском государственном университете, он был председателем Российского Палестинского Общества при АН СССР в 1921-1928 гг. и академиком АН СССР. Автор выдающегося научного труда «История Византийской империи» в 5 томах. В первой трети XX в. Фёдор Иванович являлся главой русского византиноведения.
ства Палестинского Общества», после чего следовала немаловажная приписка: «Революционные власти благоволят оказывать содействие Академии наук при исполнении этого поручения»36. В 1922 г. Общество было полностью перерегистрировано всеми советскими органами, получило новый устав и сохранило свою штаб-квартиру в Санкт-Петербурге, правда, ненадолго.
Как только советское государство было признано европейскими странами, 18 мая 1923 г. представитель РСФСР в Лондоне Л.Б. Красин направил министру иностранных дел Великобритании лорду Джорджу Н. Керзону ноту, в которой говорилось: «Российское правительство заявляет, что все земли, гостиницы, больницы, школы и другие здания, как и вообще все другое движимое или недвижимое имущество Палестинского Общества в Иерусалиме, Назарете, Кайфе, Бейруте и в других местах Палестины и Сирии, или вообще, где бы оно ни находилось, составляет собственность Российского государства»37. Как известно, последствий от этих демаршей советского государства в то время не было, но борьба за зарубежную собственность ИППО продолжалась на протяжении практически всего ХХ в.
В послеоктябрьский период членами Общества состояли почти все крупнейшие историки, востоковеды и византинисты, и с этой мощной интеллектуальной силой нельзя было не считаться руководителям советского государства. В число членов Российского Палестинского Общества при АН СССР входили в 1920-е гг. академики: Ф.И. Успенский, Н.Я. Марр38, В.В. Бартольд, А.А. Васильев, С.А. Жебелёв, П.К. Коковцев, И.Ю. Крачковский39 (и.о. Председателя Общества в 1934-1951 гг.), И.И. Мещанинов, С.Ф. Ольден-бург, А.И. Соболевский, В.В. Струве;
36 Лисовой Н.Н. Там же. С. 422.
37 Нота представителя РСФСР в Лондоне Л.Б. Красина министру иностранных дел Великобритании лорду Д.Н. Керзону. // Известия. 22 июня 1923 г., № 137.
38 Марр Николай Яковлевич (1864-1934), академик Императорской Академии наук и вице-президент АН СССР, директор Государственной академии материальной культуры, исследователь грузинских древностей в Святой Земле, на Афоне и Синае, председатель РПО при АН СССР в 19281934 гг., археолог, лингвист, филолог, паломник, совершил путешествие в Святую Землю и на Синай в 1902 г.
39 Крачковский Игнатий Юлианович (1883-1951), русский и советский востоковед, арабист, академик АН
СССР, профессор, заведующий кафедрой арабской филологии Ленинградского университета, председатель комиссии Академии наук по управлению ленинградскими учреждениями в годы блокады, и.о. председателя РПО в 1934-1951 гг.
профессора: Д.В. Айналов, И.Д. Андреев, В.Н. Бенешевич, А.И. Бриллиантов, В.М. Верюж-ский, А.А. Дмитриевский, И.А. Карабинов, Н.П. Лихачев, М.Д. Приселков, И.И. Соколов, Б.В. Тит-линов, И.Г. Троицкий, В.В. и М.В. Фармаковские, И.Г. Франк-Каменецкий, В.К. Шилейко и ряд других.
Членами Общества стали также многие выдающиеся ученые в области естествознания: академики В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман, Н.И. Вавилов. Научная жизнь Общества практически не прерывалась, за исключением, может быть, самых трудных месяцев «военного коммунизма». С января 1919г. имеются документы о более или менее регулярных заседаниях РПО с постановкой серьезных докладов и тем для обсуждения. Общество в эти годы было активно действующим научным учреждением, союзом учёных с широкой и разнообразной программой. Несмотря на труднейшие условия советской действительности, в течение 1920-х и до начала 1930-х гг. Общество вело активную научную работу.
В предвоенные годы, а затем в период Великой Отечественной войны Общество формально существовало, но его реальная деятельность была заморожена. Создание государства Израиль (14 мая 1948 г.), обострив на первых порах конкуренцию Запада и Востока в борьбе за влияние на Ближнем Востоке, сделало возвращение российской собственности актуальным и удобным фактором советско-израильских отношений. 20 мая 1948 г. был назначен «уполномоченный по делам русского имущества на территории Израиля» И.Л. Рабинович, который, по его словам, с самого начала «делал все возможное для передачи имущества Советскому Союзу»40. И действительно после первой израильско-арабской войны часть храмов и участков, оказавшихся на территории Израиля, были переданы в собственность советского государства.
(Продолжение следует в №2, 2017)
40 Запись беседы посланника СССР в Израиле П.И. Ершова с уполномоченным Еврейского агентства по делам русского имущества в Иерусалиме И. Рабиновичем, от 13 сентября 1948 г. // Советско-израильские отношения. Сборник документов. Т. 1. 1941-1953 гг. Кн. 1. 1941 - май 1949 гг. М., 1999. С. 367-368.
CIVILIZATIONAL PRESENCE OF RUSSIA IN THE WORLD: THE 135TH ANNIVERSARY OF THE BEGINNING OF THE ACTIVITIES OF THE IMPERIAL ORTHODOX PALESTINIAN SOCIETY IN THE RUSSIAN EMPIRE AND THE MIDDLE EAST
Zhitenev Sergey,
Advisor to the Director of the Heritage Institute, member of the Board MOO IOPS,
candidate of Culturology, 129366, Russia, Moscow, street of Cosmonauts, 2,
zhitenev@bk.ru
Abstract:
the author presents a brief history of the Imperial Orthodox Palestine Society and civilization as the first international project of Russia, which successfully developed 135 years. The author believes that the main grounds of the success of IOPS are: working towards the development of Orthodox pilgrimages, support for Christians in the Middle East and unique research. Educational and charitable activities of the Society in the countries of the Biblical region of Russia earned the gratitude and kindness of the local population.
Key words:
Russia, Middle East, Holy Land, Palestine, Athos, pilgrimage, Imperial Orthodox Palestine Society, charity, educational activities.