ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шеманаева М. А. PAH-continuum: от обучения к учению и автономии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76222.htm.
ART 76222 УДК 371.315
Шеманаева Мария Александровна,
старший преподаватель кафедры английского языка Института иностранных языков ФБГОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск [email protected]
PAH-continuum: от обучения к учению и автономии
Аннотация. Статья вводит в русскоязычное употребление термин PAH-continuum, который существует в англоязычном педагогическом пространстве и рассматривает основные положения данной концепции. Анализируется логика PAH-continuum, которая приводит к необходимости развития у студентов субъ-ектности как интегральной характеристики личности, которая позволит им стать активными участниками системы непрерывного образования. Ключевые слова: непрерывное образование, PAH-continuum, субъектность. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Необходимость обучать и переобучать взрослых создала потребность в новой концепции образования, которая нашла свое отражение в андрагогике - науке об обучении взрослых. Андрагогика оформилась как наука относительно недавно, и ее становление нашло отражение в работах M. S. Knowles, P. Jarvis, С. Г. Вершловско-го, С. И. Змеева, И. А. Колесниковой.
Эта категория слушателей имеет свои социальные и психологические особенности, поэтому для реализации задач образования взрослых необходимо решить ряд проблем, среди них:
- неэффективность традиционных академических подходов в современном образовании специалистов как взрослых людей;
- отсутствие в системе образования взрослых вузовского и постдипломного образования развитой научно-методической базы и специалистов, подготовленных к работе с взрослыми обучающимися;
- неразработанность теории и технологии обучения взрослых.
Следовательно, при разработке технологий по организации учебного процесса
и самостоятельной работы взрослых необходимо учитывать андрагогический подход и его принципы.
На сегодняшний день теоретические и практические основы обучения взрослых, разработаны в трудах Т. Г. Браже, А. А. Вербицкого, С. Г. Вершловского, М. Т. Громковой, С. И. Змеева, И. А. Колесниковой, А. И. Кукуева и др.
Современный этап развития общества характеризуется таким концептом как непрерывное образование, которое является «императивом современности». Системы непрерывного образования смещает акцент с ребенка и подростка как субъектов учения на взрослого человека. Данную тенденцию можно объяснить тем фактом, что человек находится в системе непрерывного образования преимущественно во взрослом возрасте, так как его образование не завершается после получения диплома об образовании. Современная реальность вынуждает нас постоянно обновлять и актуализировать знания, умения, навыки и компетенции в новых контекстах и целях. Система среднего и высшего образования призвана подготовить студентов к этим требованиям, развить в них такую характеристику как субъектность, которая
issn 2304-120X Шеманаева М. А. PAH-continuum: от обучения к учению и автономии // I II I ^"Ч III Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. -I—I I I I 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76222.htm.
научно-методический электронный журнал
позволит им впоследствии самостоятельно ставить цели, выстраивать образовательную траекторию, рефлексировать и анализировать полученный результат.
Ю. Н. Кулюткин [8] считает, что «образование взрослых призвано оказывать постоянную помощь в самоопределении личности на разных этапах ее жизненного пути и в разных ситуациях ее деятельности. Исследования показывают, что такое самоопределение зависит от развития духовной культуры взрослого, его интеллектуальной зрелости, его профессиональной компетентности. Одной из важнейших целей образования взрослых является формирование у личности способности к самоизменениям, иначе человек рискует отстать от преобразований, темпы которых сегодня нарастают».
Говоря о системе непрерывного образования и образовании взрослых помимо векторов вертикальной и горизонтальной интеграции, исследователи андрагогиче-ского пространства выделяют направленность внутрь на самопознание и самосознание как субъекта деятельности. Только внутри человека, его субъектного пространства может найти место эта интеграция образовательного опыта.
Важной целью андрагога является помощь в построении собственной осознанной образовательной траектории, которая выходит за рамки какого-либо курса или программы повышения квалификации, но становится вектором движения по самообразованию, развивает самообразовательную компетенцию взрослого человека, что, в свою очередь, ни что иное как необходимость, вызванная объективной реальностью.
При данном понимании идеи непрерывности, взрослый человек получает иную позицию в процессе обучения, он полноправный участник
Однако в педагогическом пространстве сегодня существует еще одна более новая тенденция - хьютагогика или эвритагогика. В русскоязычном пространстве используются оба термина, но так как термин заимствован из английского языка (heu-tagogy), то в рамках данного исследования будет использоваться вариант хьютагогика как более близкий по звучанию.
Хьютагогика как концепция описана в 2000 году в работе Стюарта Хассе (Stewart Hase) и Криса Кеньона (Chris Kenyon) [7]. Авторы предлагают термин хьютагогика как описание новой концепции обучения взрослых, учение о самообразовании, как учиться самостоятельно.
Оба направления (андрагогика и хьютагогика) становятся продолжением и расширением идей педагогики, смещая акцент в сторону все большей самостоятельности учащегося. Сравнение педагогической, андрагогической и хьютагогиче-ской моделей обучения показывает их основные отличия.
Сравнительные характеристики педагогики, андрагогики и хьютагогики
Педагогика Андрагогика Хьютагогика
автономия зависимость независимость автономия
Образовательный сектор Школа Образование взрослых Последипломное образование
Образовательные ресурсы предоставляются педагогом свой и чужой опыт с комплексом педагогической поддержки рассматривает все ресурсы, самостоятельно строит индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ)
Траектория обучение линейно и последовательно учение нелинейно самостоятельно строит ИОТ, учение симультанно
issn 2304-120X Шеманаева М. А. PAH-continuum: от обучения к учению и автономии // I II I ^"Ч III Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. -I—I I IH^I I I 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76222.htm.
научно-методический электронный журнал
Фред Гарнетт [5] анализирует различия между тремя подходами, рассматривая педагогику как науку о воспитании и образовании детей, андрагогику как науку об образовании взрослых, хьютагогику как науку о самообразовании.
Необходимо отметить, что согласно данной классификации центром педагогической реальности становится педагог, центром андрагогической концепции - учащийся, а центральная идея хьютагогики - человек, который учится сам.
Натали Каннинг придерживается мнения, что по мере роста автономии и зрелости учащегося необходимо уменьшение контроля со стороны педагога и предоставление большей свободы в формировании собственной образовательной траектории обучающемуся.
Так, на начальном этапе воспитания и образования, который не требует зрелости и автономности учащегося, но требует построения траектории обучения и контроля педагога, необходима педагогическая концепция. На более позднем этапе следует руководствоваться принципами андрагогики, а вершиной развития личности является способность самостоятельно управлять процессом обучения (концепция хьютагогики) ( см. рисунок).
Фред Гарнетт [5] использует термин «PAH (Pedagogy-Andragogy-Heutagogy) Continuum». Термин подразумевает единство образовательного пространства и необходимость сочетания различных принципов и подходов к обучению и воспитанию по мере становления личности, ее взросления, самоопределения, роста субъ-ектности и автономности.
Анализируя основные черты, можно заключить, что андрагогика и хьютагогика развивают идею субъектности, самоопределения и самостоятельности личности в образовательной деятельности.
Отметим, что и андрагогический и хьютагогический подходы являются продолжением общепедагогической концепции, поэтому они не могут использоваться изолировано от общепедагогической теории.
Таким образом, можно заключить, что термин PAH-continuum, употребляемый в англоязычном педагогическом пространстве отражает развитие идеи субъектности,
issN 2304-120X Шеманаева М. А. PAH-continuum: от обучения к учению и автономии // I II I ^"Ч III Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. -I—I I I I 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76222.htm.
научно-методический электронный журнал
которая нашла отражение в работах таких исследователей как К. А. Абульханова-Славская [1], А. В. Брушлинский [3], Е. Н. Волкова [4], С. Л. Рубинштейн. К. А. Абуль-ханова-Славская определяла субъект как «интегрирующую, централизующую, координирующую инстанцию деятельности. Он согласует всю систему своих индивидных, психофизиологических, психических и, наконец, личностных возможностей, особенностей с условиями и требованиями деятельности не парциально, а целостным образом» [1]. С развитием системы непрерывного образование формирование и развитие этой характеристики становится все более актуальным и необходимым. Это объясняется тем фактом, что субъектность обусловливает способность самостоятельно поставить цель учения, построить образовательную траекторию в соответствии с поставленной целью, проанализировать полученный результат и, при необходимости, скорректировать траекторию. Именно эти характеристики становятся все более востребованными в современном мире постоянно обновляющихся знаний и технологий.
Ссылки на источники
1. Абульханова-Славская К. А., Анцыферова Л. И., Брушлинский А. В. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / под ред. А. В. Брушлинского. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - 576 с.
Blaschke L. M. Heutagogy and Lifelong Learning: A Review of Heutagogical Practice and Self-Determined Learning. - URL: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/1076/2087. Брушлинский А. В. Психология субъекта и его деятельности // Современная психология. - М., 1999.
Волкова E. H. Психологические аспекты субъектности учителя. - Н. Новгород, 1997. Гарнетт Ф. Heutagogy, Emergent, Ambient. - URL: http://heutagogicarchive.wordpress.com/ 2010/11/18/heutagogy-the-craft-of-teaching/
Canning N. Playing with Heutagogy: Exploring strategies to empower mature learners in higher education // Journal of Further and Higher education. - 2010. - № 34(1).
Hase S., Kenyon Ch. From Andragogy to Heutagogy. - URL: http://www.psy.gla.ac.uk/~steve/pr/Heutagogy.html.
Кулюткин Ю. Н. Образование взрослых и проблема функциональной неграмотности // ЧиО. -2008. - № 1. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-vzroslyh-i-problema-funktsionalnoy-negramotnosti.
Рекомендовано к публикации:
Борзовой Е. В., доктором педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 08.10.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.10.16
Принята к публикации Accepted for publication 10.10.16 Опубликована Published 18.10.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Шеманаева М. А., 2016
977230412016670