Шеманаева М. А. Подходы и принципы построения индивидуальной образовательной траектории в программах дополнительного профессионального иноязычного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S10. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76127. htm.
ART 76127 УДК 372.881.1
Шеманаева Мария Александровна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарных направлений Института иностранных языков ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск [email protected]
Подходы и принципы построения индивидуальной образовательной траектории в программах дополнительного профессионального иноязычного образования
Аннотация. Статья рассматривает подходы и принципы, лежащие в основе разработки индивидуальной образовательной траектории. Определяется иерархия подходов в четырех уровнях, дается определение индивидуальной образовательной траектории и комплекса педагогической поддержки.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, комплекс педагогической поддержки, принципы ИОТ.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Одной из важных научных категорий, определяющих научное исследование является методология как «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности» [1].
Методология педагогики - это наука о методах, ориентированная на внутренние механизмы, логику движения и организации педагогического процесса. Она базируется на научных идеях, определяющих смысл педагогической деятельности в целом, пути и способы личностно-профессионального самоопределения субъектов образования в изменяющейся социокультурной ситуации.
Существуют множество определений категории «подход», так подход рассматривается как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение [2].
О. В. Любогор определяет подход как фундаментальное основание деятельности, опирающееся на определенную концепцию процесса или явления; конкретная позиция по отношению к какой-либо педагогической проблеме, которая предполагает использование соответствующих средств и способов практической деятельности педагогом-практиком [3].
Согласно Э. Г. Юдину, «методологический подход - это принципиальная методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [4].
В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего, философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.
Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
Третий уровень - конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шеманаева М. А. Подходы и принципы построения индивидуальной образовательной траектории в программах дополнительного профессионального иноязычного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S10. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76127. htm.
научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях.
Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
В структуре методологии, предложенной Э. Г. Юдиным, можно представить подходы, используемые в данном исследовании следующим образом: философская методология представлена системным подходом, обще-научная методология основана на личностно-ориентированном, деятельностном и андрагогическим и хьютаго-гическим подходами. Компетентностный подход отражает конкретно-научную методологию. Более узкие подходы, контекстный, субъектный и интерактивный составляют технологическую методологию.
Таблица 1
Система подходов при разработке ИОТ
Философский уровень Системный подход
Общенаучный уровень Личностно- Деятельностный Андрагогический/ ориентиро- подход хьютагогический ванный подходы подход
Конкретно-научный уровень Компетентностный подход
Технологический уровень Субъектный Интерактивный Контекстный подход подход подход
Говоря о системе дополнительного профессионального иноязычного образования (ДПИО), нужно помнить, что для ее эффективной деятельности требуется набор собственных принципов, которые будут отражать такие аспекты как:
1) социально-психологические особенности слушателей программ ДПО (различный возраст, профессиональный опыт, наличие высшего образования, опыт изучения ИЯ, уровень владения ИЯ);
2) построение педагогического процесса с учетом целей и потребностей слушателей программ ДПО (необходимость выбора приоритетной цели слушателями);
3) отсутствие жесткого государственного регулирования в форме федеральных государственных образовательных стандартов.
При обосновании принципов обучения в системе ДПО необходимо принять во внимание теоретические и методологические основы этого обучения. Следовательно, принципы обучения в системе ДПО будут основываться на следующих подходах: системный, личностно-ориентированный, деятельностный, андрагогический, компетентностный, контекстный, интерактивный и субъектный.
Рассмотрев методологическую основу исследования, можно сделать вывод, что основные идеи методологических подходов взаимодополняют и обогащают друг друга, что создает комплекс условий для развития и совершенствования ПИКК у слушателей программ ДПИО. Так, системный подход позволяет представить ДПИО и иноязычную образовательную деятельность как систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов. Личностно-ориентированный подход рассматривает всех участников образовательного процесса в программах ДПИО как субъек-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шеманаева М. А. Подходы и принципы построения индивидуальной образовательной траектории в программах дополнительного профессионального иноязычного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S10. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76127. htm.
тов деятельности. Таким образом выстраивается особая субъект-субъектная модель взаимодействия и находит реализацию потребность в индивидуализации образовательной деятельности. Смыслообразующей категорией личностно-ориентированного подхода становится индивидуальная образовательная траектория (ИОТ). Мы определяем ИОТ как как совокупность мер, приемов, форм организации самостоятельной работы, реализующая различные технологии образовательной деятельности и направленная на достижение каждым слушателем общих целей иноязычного образования на вариативном личностно-значимом содержании. Слушатели ДПИО получают возможность самостоятельно или с помощью педагога разработать ИОТ (поставить приоритетную и дополнительные цели образовательной деятельности, выбрать виды деятельности, формы отчетности и контроля). При этом мы предлагаем комплекс педагогической поддержки, который мы определяем как систему адаптивных и консультационных мер по разработке ИОТ и сопровождению слушателя программ ДПИО в процессе образовательной деятельности с целью повышения эффективности самостоятельной работы и образовательной деятельности в целом.
Деятельностный подход подчеркивает, что ИОТ носит деятельностный характер, то есть направлена на профессиональную и личностно-значимую деятельность, так как ПИКК может развиваться и совершенствоваться только на профессиональном содержании. Таким образом, компетентностный и контекстный подходы находят свое воплощение при разработке ИОТ.
Предложенные методологические подходы обусловили использование общеметодических и технологических принципов.
Таблица 2
Общеметодические принципы Технологические принципы
- Принцип реализации целостности акта деятельности при использовании ИОТ - Принцип открытости и обогащения образовательной среды - Принцип интеграции инвариантного и вариативных модулей - Принцип сочетания ИОТ и интеракции - Принцип актуализации и обогащения преподавательского опыта - Принцип педагогической поддержки - Принцип полифункциональности упражнений - Принцип доминирующего взаимо- и самоконтроля
Мы считаем, что опора на предложенные подходы и разработанные нами принципы, позволяет разработать ИОТ для разных слушателей, что способствует развитию субъектности, максимальному удовлетворению и развитию образовательных потребностей слушателей и их интеграции с систему непрерывного образования.
Ссылки на источники
1. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 365.
2. Новиков А. М. Докторская диссертация?: пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. - 3-е изд. - М.: Изд-во «Эгвес», 2003. - С. 50.
3. Орлов А. А. Социально-экономическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Directmedia, 2014. - 528 с.; Любогор О. В. Анализ результативности педагогической деятельности как проблема оценки качества образования. - С. 126-129.
4. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. - М., 1978. - С. 31.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Шеманаева М. А. Подходы и принципы построения индивидуальной образовательной траектории в программах дополнительного профессионального иноязычного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S10. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76127. htm.
Рекомендовано к публикации:
Игнатович Е. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 25.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.05.16
Принята к публикации Accepted for publication 26.05.16 Опубликована Published 05.06.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Шеманаева М. А., 2016
9772304120166