МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№11/2015
ISSN 2410-6070
содержательных условиях, способных формировать конкурентоспособную молодежь. Молодежь, способная создавать, обновлять, исследовать новаторские идеи и конструктивно подходить к решению самых противоречивых мировоззрений, позиций, сама по себе не рождается, а только при постоянном погружении в интеллектуальную деятельность.
Список использованной литературы.
1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. - И. : издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
2. Маркова, Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза // дисс. ... докт. пед. наук / Н.Г. Маркова. - Казань, 2010. -553 с
© Маркова Н.Г. 2015г.
УДК 372.881.161.1
Е.Г.Мережко
К.п.н.,доцент
Факультет психолого-педагогического и специального образования ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», г. Саратов, Российская Федерация
ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье раскрывается значимость наблюдений за стилистическими особенностями морфем, описаны требования к языковому материалу для организации данных наблюдений, проанализированы учебники русского языка для начальной школы.
Ключевые слова
Стилистическая функция морфем, оценочные суффиксы, стилистические наблюдения, методические
приемы, стилистический эксперимент.
Русское словообразование богато выразительными средствами, обладающими яркой стилистической окраской. С точки зрения лингвистов, это объясняется особенностями системы русского словообразования, наличием продуктивных оценочных суффиксов. Данный факт не мог остаться без внимания и современной методики.
В настоящее время методистами разрабатывается проблема формирования у школьников выразительности речи. По мнению исследователей, эффективно данная задача может быть решена лишь в том случае, если на уроках русского языка учащиеся получают знания об основных признаках выразительности речи.[ 1 ] Не случайно в последние десятилетия в курсе русского языка для начальной школы предусматривается формирование элементарных представлений о стилях речи, знакомство с рядом стилистических понятий на практической основе. В связи с этим особое значение приобретает работа с образцовыми текстами, специальный анализ которых поможет школьникам получить представление о языковых средствах выразительности.
Следует отметить, что при ознакомлении младших школьников со стилями речи далеко не всегда обращается внимание учащихся на грамматические средства, участвующие в организации, оформлении стиля. Проведение таких наблюдений как на речевых, так и на грамматических занятиях во многом облегчит младшим школьникам понимание (в том числе) и роли выразительных словообразовательных средств, осознание того факта, что словообразовательные морфемы придают словам различные смысловые и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
экспрессивные оттенки, выполняют изобразительные функции в тексте.
Наблюдения за стилистической функцией морфем подготовит ребенка в дальнейшем к проведению лингвостилистического анализа текста, который предусматривает выделение языковых примет стиля в тексте.
В качестве языкового материала для наблюдений в начальной школе за стилистической функцией морфем (на первом этапе стилистических наблюдений) прежде всего следует использовать существительные и прилагательные с оценочными суффиксами. В дальнейшем можно предлагать для наблюдений и глаголы, т.к. и среди них можно выделить ряд интересных словообразовательных моделей с яркой стилистической окраской (обхохотаться, горланить).
При отборе языкового материала следует обратиться к наиболее типичным для современного русского языка и доступным пониманию младшими школьниками случаям. Необходимо учесть тот факт, что выбранные для анализа слова должны быть прежде всего понятны детям по своему лексическому значению и по своей словообразовательной структуре. Предложенные для разбора производные слова должны быть наиболее употребительными и образованными по продуктивным моделям.
Число примеров для наблюдения необходимо предложить в достаточном количестве, чтобы учащиеся смогли осознать и усвоить наблюдаемое языковое явление, сделать выводы.
Помочь осознать данные особенности морфем представляется возможным только на текстовом материале, на образцовых произведениях. По мнению современных исследователей, в процессе преподавания родного языка центральной единицей обучения должен стать текст как речевое произведение. Так, с точки зрения С.И.Львовой, именно в текстах наиболее ярко, отчетливо прослеживаются изобразительно-выразительные свойства рассматриваемых грамматических категорий. Для проведения подобных наблюдений ученый-методист предлагает ряд методических приемов, позволяющих обратить внимание детей на стилистические возможности русского словообразования, а именно:
1) прием семантизации морфем (выявление смысла морфемы);
2)словообразовательный (морфемный) повтор, повтор словообразовательной модели (передает общность в значении, семантическую и структурную близость ключевых слов): анализируется роль употребления (сопоставления) однокоренных слов (повтора одной словообразовательной модели) в контексте;
3) употребление в тексте неродственных близких по звучанию слов: подобная языковая игра позволяет обратить внимание на внутреннюю форму слова, определить оттенки значения морфем;
4.) использование слов с суффиксами оценки;
5) словотворчество. Как известно, авторские окказионализмы создаются в основном по продуктивным словообразовательным моделям. Анализ данного материала поможет осознать учащимся роль авторских новообразований в реализации художественных задач, а также будет способствовать усвоению особенностей словообразовательной системы русского языка. [ 1 ]
Рассмотрим как реализуются данные наблюдения в школьных учебниках русского языка для начальных классов.
Анализ учебников показал, что значительное число упражнений направлено на усвоение морфемной структуры слов, словообразовательной функции морфем, но при этом очень мало представлено в учебниках упражнений, организующих наблюдения за стилистическими особенностями русского словообразования. Вместе с тем в упражнениях учебников довольно часто для анализа предлагаются слова с уменьшительно -ласкательными суффиксами, но, как правило, данные упражнения содержат лишь перечень слов для анализа, а для стилистических наблюдений все-таки лучше рассматривать текстовый материал, т.к. для решения указанных задач, для стилистических наблюдений необходимо опираться на текстоцентрический принцип.
Интересные наблюдения представлены в ряде упражнений в учебнике русского языка Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной («Перспектива»). Например:
Русский язык, 2 класс, Ч.2. №87(с.65):
Прочитайте текст. Замените выделенные слова однокоренными, в которых был бы один из суффиксов: -еньк-, -к-, -ик. Какой оттенок значения эти суффиксы придают словам?
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Заяц. У зайца в лесу много врагов. И все-таки живет он, не тужит. Выручает его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шуба. Летом заяц серый. На земле, в траве серого не видно. К зиме зайцы меняют наряд. Новая шерсть у них вырастает густая, теплая, белая, незаметная на снегу.
Слова для выбора: ушки, серенький, ножки, зайчик, шубка, травка, шерстка, тепленький, беленький. Запиши измененный текст. Каким теперь стало описание зверька? [2:65 ]
В данном случае школьники не только определяют значение слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, но и на основе стилистического эксперимента наблюдают особенности их употребления, роль в речи. Русский язык, 3 класс, Ч.1. №191(с.109):
Прочитайте текст К.Ушинского. Какая одинаковая часть есть в выделенных словах? Собрались мышки у своей норки, старые и малые.
Глазки у них черненькие, лапки у них маленькие, остренькие зубки, серенькие шубки, ушки кверху торчат, хвостики по земле волочатся.
Какое дополнительное значение придает этот суффикс словам?
Запишите слова по образцу:
Глазки (какие?) черненькие,
Зубки (какие?) ...
Лапки (какие?) ...
Шубки (какие?) ... .
Измениться ли что-то в тексте, если отдельные слова заменить родственными им словами: глаза, серые, черные, хвост? [3: 109]
В упражнении школьники получают возможность пронаблюдать выразительность приема словообразовательного повтора - в данном случае, повтора словообразовательной модели в контексте. Языковой материал упражнения понятен и доступен младшим школьникам, анализу подвергаются существительные и прилагательные с суффиксами субъективной оценки, также предлагается проведение стилистического эксперимента.
Русский язык, 3 класс, Ч.1. №216 (с.120):
Прочитайте веселое стихотворение. Найдите необычные слова, которые придумал поэт. Как он их образовал? Существуют ли они в русском языке? У папы настроение Зазавтракомчитальное, У мамы настроение Напапуобижальное, У брата настроение Кричальнопогремучее, А у меня, А у меня
Покомнатепрыгучее.
В.Лунин [3:109 ]
В данном упражнении школьники наблюдают использование приема авторского словотворчества, который придает тексту юмористическое звучание.
В учебниках русского языка В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого( «Школа России») также как и в других учебниках предлагаются единичные наблюдения за стилистическими особенностями морфем, в основном суффиксов.
Таким образом, в учебниках содержатся упражнения, предусматривающие некоторые наблюдения за стилистическими возможностями словообразования, но они эпизодичны.
На уроках русского языка необходимо больше уделять внимание анализу выразительных языковых средств, особенностей их использования в соответствии с целями и содержанием речи. Наблюдения за стилистическими возможностями русского словообразования должны систематически проводиться на уроках.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
№11/2015
ISSN 2410-6070
Список использованной литературы:
1. Львова С. И. Русский язык. Уроки словесности. 5 - 9 классы. - М.:Дрофа, 2001.
2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. Ч.2. - М.: Просвещение,2012. 143с.
3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение,2014. 159с.
©Мережко Е.Г., 2015
УДК.37
Л.Д.Миронова , А.Е.Тарасов
Магистрант гр. СОТ, доцент, к.пед.н.
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет
им. М.К. Аммосова», Якутск, Россия
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ С
ПРИМЕНЕНИЕМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Аннотация
В статье рассматривается вопросы о взаимосвязи учебно-тренировочного процесса по спортивному ориентированию с использованием подвижных игр на местности для повышения спортивного мастерства спортсменов-ориентировщиков.
Ключевые слова
Спортивное ориентирование, подвижные игры, учебно-тренировочный процесс, игры на местности.
Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в определенных случаях с учётом штрафного времени) или по количеству набранных очков.
Учебно-тренировочный процесс по спортивному ориентированию проводятся в разных группах, которые могут быть сформированы как по возрастному принципу, так и по уровню мастерства участников. Сложность дистанции, её длина определяются по возрастной группе и сложности местности проведения. При этом дистанция (маршрут) должна сочетать в себе сложности, которые спортсмен может преодолеть, имея умение ориентироваться и хорошую физическую подготовленность [2].
Спортивные и подвижные игры способствуют укреплению здоровья и правильному физическому развитию ребят, содействуют формированию у юных ориентировщиков жизненно важных двигательных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. С помощью игр успешно развиваются скоростно-силовые качества, быстрота, ловкость, выносливость занимающихся спортивным ориентированием. В связи с этим, во время учебно-тренировочного процесса мы применили следующие подвижные игры, характерны для спортивного ориентирования:
«Булавы» по кругу;
«Кто дальше»;
«С кочки на кочку»;
«Переправа через болото»;
«Кто быстрей»;
«Удочка»;
«Эстафета со сменой передвижения»;