Научная статья на тему 'Формирование языковой и речевой компетенций студентов педагогического колледжа при изучении морфемики (из опыта работы)'

Формирование языковой и речевой компетенций студентов педагогического колледжа при изучении морфемики (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
996
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОРФЕМНО-РЕЧЕВЫЕ И МОРФЕМНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LINGUISTIC COMPETENCE / MORPHEME-SPEECH AND MORPHEME-STYLISTIC EXERCISES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чудаева Наталия Леонидовна

Рассматриваются аспектно-речевые упражнения при изучении морфемики в педагогическом колледже. Автор приводит типологию речевых упражнений и примеры их использования при формировании коммуникативной компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чудаева Наталия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE LINGUISTIC AND SPEECH COMPETENCE OF THE STUDENTS OF A PEDAGOGICAL COLLEGE DURING LEARNING OF MORPHEMIC

The aspect-speech exercises during learning of morphemic are described in the article. The author gives the typology of speech exercises and examples of their usage during the forming of the students’ communicative competence.

Текст научной работы на тему «Формирование языковой и речевой компетенций студентов педагогического колледжа при изучении морфемики (из опыта работы)»

УДК 372.881.161.1-053”465.06/11” ББК Ч426.819=411.2-243

ГСНТИ 14.33.09; 14.25.09; 44.06.01

Код ВАК 13.00.02

Чудаева Наталия Леонидовна,

магистр филологии, преподаватель русского языка, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова; Колледж педагогического образования, информатики и права г. Абакана; 655007, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Со-гринская, д. 78; e-mail: [email protected].

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОРФЕМИКИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коммуникативная компетенция; языковая компетенция; морфемно-речевые и морфемно-стилистические упражнения.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются аспектно-речевые упражнения при изучении морфемики в педагогическом колледже. Автор приводит типологию речевых упражнений и примеры их использования при формировании коммуникативной компетенции студентов.

Chudaeva Nataliya Leonidovna,

Senior Lecturer of the Russian Language, Khakas State University named after N. F. Katanov, College of Pedagogical Education, Computer Science and Law, Abakan, Republic of Khakasia, Russia.

FORMATION OF THE LINGUISTIC AND SPEECH COMPETENCE OF THE STUDENTS OF A PEDAGOGICAL COLLEGE DURING LEARNING OF MORPHEMIC

KEY WORDS: communicative competence; linguistic competence; morpheme-speech and morpheme-stylistic exercises.

ABSTRACT. The aspect-speech exercises during learning of morphemic are described in the article. The author gives the typology of speech exercises and examples of their usage during the forming of the students’ communicative competence.

О

бучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования, обусловленных требованиями общества. Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной самореализации в сфере будущей профессиональной деятельности.

Стандарт нового поколения по специальности 050146 - «Преподавание в начальных классах» [5] определяет цели и задачи обучения. К сожалению, в нем нет четкой формулировки знаний, умений и навыков, которые необходимо формировать при изучении той или иной темы по профессиональному модулю 01 - «Преподавание по программам начального общего образования МДК. 01.02. Русский язык с методикой преподавания». В стандарте даны, на наш взгляд, общие фразы: «уметь: каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи; знать: требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования; программы и учебнометодические комплекты для начальной школы; вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования; содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме, достаточном для осуществления профессиональной дея© Чудаева Н. Л., 2014

тельности, и методику их преподавания: русского языка, детской литературы...» [5].

Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности студентов, в их творческой и исследовательской работе над словом. В педколледже особое значение приобретает проблема формирования и развития коммуникативной и языковой компетенций будущего учителя.

Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Задачи приобретения этих качеств традиционно решаются путем введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов и т. д.

Коммуникативная компетенция в литературе иногда обозначается синонимичным термином «речевая компетенция». Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, ее

функциях; знания о тексте, стилях и типах речи, строении описания, повествования, рассуждения, способах связи предложений в тексте и другом; умения и навыки анализа текста; развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности - говорения, слушания, чтения, письма.

Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты как продукты речевой деятельности.

Следует отметить, что у подростков слабо сформированы речевые навыки. Студенты колледжа не могут свободно аргументировать свою точку зрения, делать обобщенные выводы, свободно и спонтанно общаться друг с другом. Часто они стараются заменить целесообразную речь мимикой и жестами, т. е. невербальными способами общения. Обучаемые затрудняются в создании самостоятельных и связных устных и письменных высказываний, допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок, поэтому необходимо создавать на занятиях условия для параллельного, одновременного формирования у студентов коммуникативной и языковой компетенций.

Достижением методической науки последних десятилетий можно считать усиление коммуникативной направленности лингвистического образования. Формированию коммуникативной компетенции учащихся на сегодняшний день посвящено огромное количество исследований (Е. В. Архипова, Т. М. Воителева, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженская, Е. И. Никитина и др.). В связи с коммуникативной направленностью обучения русскому языку особое внимание уделяется урокам словесности и риторики, которые в первую очередь способствуют выработке навыков общения (В. И. Аннушкин, С. И. Львова, Я. В. Темиз, Н. М. Шанский и др.). Этот опыт полезен и в колледже.

Работа по развитию речи многогранна, и это понятно: однообразие видов работы создает скуку на занятии, не оставляет живого следа в сознании подростков, что мешает прививать любовь к родному языку.

Морфемика и словообразование играют важную роль в формировании коммуникативной функции языка. Так называемое развитие речи происходит на занятиях по данному разделу постоянно, оно связано с изучением всего теоретического материала и выполнением большинства заданий. Содержательная сторона работы над знача-

щими частями слова в аспекте развития речи полно рассмотрена в книге Т. А. Ладыженской [4].

Формы работы по развитию речи многообразны. Назовем основные, традиционные. Прежде всего это сочинения (различные по тематике и формам); анализ текста учебника; изложение текстов на лингвистическую тему; морфемно-речевые и иные упражнения. Все перечисленные виды работ по русскому языку «дисциплинируют мышление, обостряют чувство родного языка, приучают гибко пользоваться им, выбирая из нескольких речевых вариантов один, наиболее подходящий к данным условиям речи. Ситуативные упражнения повышают речевую культуру подростков и - через нее -культуру их поведения в целом» [1, с. 12].

Рассмотрим некоторые виды работы по развитию речи, используемые нами при изучении раздела «Морфемика» на занятиях. Основным средством закрепления морфемно-словообразовательных знаний и умений являются аспектные упражнения [Там же]. По всем разделам языка можно определить собственно языковые и аспектно-речевые упражнения, например морфемно-речевые. Укажем группы морфемных упражнений разного вида.

Аспектные упражнения по морфемике

1. Упражнения морфемно-грамматические.

2. Упражнения морфемно-лексико-орфографические.

3. Упражнения морфемно-орфографические.

4. Упражнения морфемно-словообразовательные.

5. Упражнения морфемно-лексические.

6. Упражнения морфемно-стилистические и словообразовательно-стилистические [7, с. 54-56].

7. Морфемно-речевые упражнения.

В настоящее время в русском языке насчитывается огромное количество морфем, которые являются строительным материалом для уже образованных и вновь создающихся слов. Каждая из морфем оказывает влияние на лексическое значение слова, формирует это значение. Количественный состав морфем, развитая синонимика значимых частей слова, разнообразие способов образования слов в конечном счете определяют лексическое богатство русского языка, безграничные возможности для словотворчества, языкового новаторства.

В своей работе остановимся на морфемно-речевых и морфемно-стилистических упражнениях.

Приведем некоторые виды морфемно-речевых упражнений и примеры заданий.

1. Группировка слов по определенному

признаку: по особенностям семантики

морфем и отношения ее к другим однотипным значащим частям слов, по стилистической окрашенности морфемы, по особенностям употребления в речи. Примеры заданий:

1.1. О чем «говорят» приставки в выделенных словах? Отговорила роща золотая (С. Есенин). Лес зазвенел, застонал, затрещал, заяц послушал и вон побежал (Н. Некрасов) и т. д.

1.2. В чем различие в значении слов учитель, учительница, учителка, преподавательница, преподаватель? В текстах какого стиля они встречаются? Какое из слов вам знакомо больше других? Почему?

1.3. Чем различаются по значению слова представить и предоставить; абонент и абонемент? Составьте с ними предложения или словосочетания. Могут ли слова заменять друг друга в одном и том же предложении?

2. Конструирование слов. Подбор слов определенной морфемной структуры. Основная задача данных упражнений - выявление значения слов.

3. Составление словосочетаний и предложений с нужными словами.

4. Семантизация конкретных морфем -выявление смысла, значения языковой единицы. При использовании этого приема обыгрывается значение морфем, тем самым привлекается внимание к лексическому значению слова. Выполняя подобные упражнения, студенты пробуют определять словообразовательное значение морфем в ключевых словах текста [3, с. 219-289].

В педагогическом колледже студентов необходимо познакомить и с разновидностью семантизации морфем, которая может сопровождаться графическим разрывом слова - выделением морфемы дефисом, употребление которого неоправданно с точки зрения современных орфографических правил. Этот необычный прием наглядно иллюстрируется стихотворением

М. Цветаевой:

Рас-стояние: версты, мили...

Нас рас-ставили, рас-садили;

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Авторы подобных текстов подчеркивают изначальный, глубинный смысл данных слов, который во многом определяется именно значением той или иной морфемы, выделенной дефисом. В названном стихотворении М. Цветаевой используется еще один художественный прием - повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели.

Настанет день - печальный, говорят! -Отцарствуют, отплачут, отгорят, -

Остужены чужими пятаками, -Мои глаза, подвижные как пламя.

В данном стихотворении повторяются глаголы, образованные по одной модели. Впечатление нарастающей напряженности, безысходности и трагического финала усиливается в этом четверостишии за счет того, что одноструктурные слова выстраиваются в своеобразный словообразовательный ряд, а общее значение приставки от- подчеркивается за счет ее повтора в однотипных образованиях.

5. Полный или частичный морфемный разбор.

Морфемно-стилистические

упражнения

1. Образование слов (с выявлением различного рода ограничений в сочетаемости морфем). Примеры заданий:

1.2. Какие слова (основы, аффиксы) могут объединяться с данными аффиксами, словами? Какие корни могут выступать в окружении данных аффиксов? На сколько групп можно подразделить данные слова и по какому признаку? Какие из слов обычны в разговорной речи, а какие характерны для книжной речи? (девчушки, мальчонки, ребятки, детишки - девочки, мальчики, ребята, дети и др.).

1.2. Анализ значений слов, образованных разными способами, наблюдения над ролью морфем в создании слова, употребленного в предложении, тексте. При выполнении упражнений данной группы обращается внимание на функциональностилистическую и тематическую закрепленность анализируемых слов, на обычность-необычность их употребления в речи.

1.3. С. И. Львова [3] останавливается и на использовании слов с суффиксами оценки как на особом приеме развития речи учащихся. Из всех суффиксов оценки чаще всего используются уменьшительно-ласкательные, которые придают текстам особую выразительность и напевность, неповторимый русский колорит и в то же время выражают нежное, любовное отношение к тому, о чем идет речь.

1.4. Использование окказионализмов -один из излюбленных художественных приемов, к которому часто прибегают творческие подростки. Он непосредственно основан на словообразовательных возможностях русского языка. Авторские слова создаются по хорошо известным словообразовательным моделям. Поэтому учащимся в заданиях по развитию речи предлагается не только образовывать новые слова, но и объяснять значения окказионализмов в худо-

жественных текстах. Для такой работы интересны произведения В. Маяковского, В. Хлебникова, С. Есенина, А. Белого, А. Вознесенского и др.

1.5. Упражнения с текстами на лингвистические темы.

• Анализ и пересказ текста учебника или справочного пособия: пересказ, близкий к тексту; пересказ со стилизацией (научно-популярный стиль). В каждом параграфе любого учебно-методического комплекса по русскому языку представлен научно-популярный текст по теме, который можно предложить подросткам пересказать. При этом студенты быстро замечают, что большинство таких текстов имеет одинаковую композицию, находят лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложения.

Можно предложить рассказать о мор-фемике «простым» языком; спросить, как можно сделать текст интересным для читателя - неспециалиста по лингвистике.

Необходимо сначала читать тексты параграфов о морфемах и морфемных процессах в слове. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, в основе которых лежит восприятие высказывания в процессе общения. С помощью чтения человек реализует возможности так называемого опосредованного общения. Как и любой вид речевой деятельности, чтение связано с решением определенной коммуникативной задачи.

Наибольшее практическое и методическое значение имеют такие виды чтения, как ознакомительное и изучающее, хотя в литературе выделяют разное количество видов чтения: выборочное, быстрое, аналитическое, просмотровое, медленное и др. В колледже ознакомительное чтение предполагает беглое просматривание, фрагментарное, избирательное прочитывание текста параграфа для того, чтобы выявить в самом общем виде его характер: выяснить, о чем в нем говорится, насколько полно освещена тема раздела. Изучающее чтение, как правило, предполагает воспроизведение прочитанного в определенном объеме, что обусловлено такими причинами, как необходимость на основе прочитанного объяснить суть явления, принять участие в дискуссии, на основе прочитанного определить перспективу собственных научных изысканий и т. п.

• Творческие письменные задания: а) в форме сочинения (в том числе сочинений-миниатюр) и изложения, б) доклада. Эффективным средством формирования интереса к языку является творческая работа студентов, в процессе которой становятся востребованными знания, получен-

ные на занятиях, почерпнутые из книг. Творческие задания расширяют лингвистический кругозор студентов и развивают их языковое чутье, воспитывают любовь и уважение к русскому языку, прививают обучающимся навыки самостоятельной работы с книгой, учат пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

При написании подобных работ перед обучающимися стоят две задачи: придумать оригинальный сюжет для своего текста определенного жанра (сказка, анекдот, юмористический рассказ, приключенческая повесть и т. д.) и предложить свое решение лингвистической проблемы. Приветствуется использование при написании сочинения научной литературы, в частности лингвистических словарей. Приведем примеры тем работ, которые мы предлагали в пед-колледже: сказка «Как появился суффикс (приставка, окончание) в стране Лингвистика» [8, с. 44]; сказочное путешествие ««В поисках морфемы Пре- (при-, за- , -оки т. д.)»; волшебная сказка ««Удивительные приключения одной морфемы»; сочинение «Необходимо ли что-то менять в нашей морфемике?» или «Зачем изучать морфе-мику?» [8, с. 43].

Можно предложить написать учащимся лингвистический текст в форме доклада для научной конференции или выступления перед учащимися начальных классов по теме «Морфемы - строительный материал для слов». Помимо собственно лингвистических сочинений, есть творческие задания, в которых студенты должны использовать слова на определенное правило или изучаемые морфемы («Рассказ со всеми известными вам уменьшительноласкательными суффиксами»).

Приведем примеры творческих работ наших студентов на морфемно-словообразовательные темы.

Сказка «Репка-словообразование»

Посадило Языкознание у себя в огороде репку-словообразование, сорт - морфологический. Выросла репка большая-пребольшая. Никак Языкознание выдернуть репку не может. Попросило Корня помочь.

Прибежал корень по имени -ДЕР-. Тя-нет-потянет, вытянуть не может.

Пробегала мимо приставка ВЫ-, говорит:

- Корень -ДЕР-, давай я тебе помогу.

Корень отвечает:

- Ну помоги, а то я тяну, тяну - ничего не получается.

- Только я, чур, первая встану, а ты цепляйся за мной. Сейчас не ДЕРгать будем, а ВЫДЕРгивать.

Зацепился корень за приставку, тянут, тянут - вытянуть не могут.

Идут мимо мальчишки-суффиксы. Один - -НУ-, другой - -Л-. Подбежали к корню и говорят:

- Мы вам поможем, куда встать?

Корень -ДЕР- сказал мальчишкам:

- Беритесь за меня.

Приставка ВЫ- - за репку, корень -ДЕР- зацепился за приставку, а суффиксы -НУ- и -Л- - за корень. Тянут, тянут -вытянуть не могут.

Подбегает окончание -И и говорит:

- Братцы, ничего у вас так не получится. Вы по одному, надо, чтобы нас было много. Зацеплюсь-ка я за вас.

Как только окончание -И зацепилось за друзей, сразу ВЫДЕРНУЛИ репку.

Жуковская Виктория, 2013 г.

Удивительное приключение Окончания в стране Морфемика

(лингвистическая миниатюра)

В стране Морфемика жили не тужили морфемы: Приставка, Корень, Суффикс, Окончание, Интерфикс. Управляла страной Основа. Однажды Окончание заявило всем: «Основа мне не правительница. Она не ценит меня, ставит в самый конец слова, сзади всех, несмотря на то, что я всё время меняюсь, стараясь ей угодить!».

Рассердилась Основа и выгнала Окончание из своего замка. Расстроились друзья - Суффикс, Приставка - стали уговаривать Окончание не уходить, не бросать их, но Окончание было упрямым...

С тех пор Окончание не посещает замок в королевстве Основы, не дружит ни с Приставкой, ни с Суффиксом, ни с Корнем. Живет само по себе, изменяет слова как ему захочется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нетепа Ольга, 2012 г.

Мы в своей работе также используем творческие задания, морфемные задачи (исследовательские упражнения), которые «отыскиваем» в олимпиадных заданиях разного уровня. Приведем некоторые примеры.

1. На листе бумаги от слова осталось только его окончание -у.

Знаменитый сыщик Шерлок Холмс посмотрел на окончание слова, подумал и решил, к какой части речи могло принадлежать это слово и какую форму иметь. Реши: к каким выводам пришел Шерлок Холмс? Решение оформи в виде таблицы.

Таблица выводов

1)__________________________

2)__________________________

6)_

2. Даны 2 группы слов: 1- соломина, жемчужина; 2 - тишина, толщина.

Определи значения суффиксов и реши, к какой группе относятся слова седина, глубина, картофелина, величина, машина.

3. Реши пропорции и определи значение приставки:

труд = время; звезда = звук; участие = рать

сотрудник = ? созвездие = ? соучастник = ?

4. В каком из ребусов зашифровано не то слово, что в остальных четырех? (Ответ Д; см. рис. 1.)

Примеры:

Рис. 1

5. От какого из этих слов в русском литературном языке нельзя образовать глагол?

(А) рука; (Б) губа; (В) глаз; (Г) локоть; (Д) щека.

6. Какое из этих слов исторически не родственно слову яд?

(А) противоядие; (Б) всеядный; (В) яство; (Г) еда; (Д) все эти слова исторически родственны.

7. Найдите однокоренные слова в следующем тексте. Как называется подобное явление в языке?

Дождик льет - кругом вода, Мокнут столб и провода, Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстрых вод Задрожал водоотвод. Протекает небосвод -На земле водоворот,

А по лужам у ворот Дети водят хоровод.

Л.Яхнин

8. Одинаковы ли по составу слова? Каково их значение?

Слепить глаза - слепить игрушку; скупить книги - скупой на ласку; новое стекло - стекло с крыши; расточка деталей - из земли показалось три росточка.

9. Что вы можете сказать о структуре и орфографии слов женитьба и свадьба?

10. В рисунках, схемах покажите, какие ассоциации возникают при произношении слов морфемика, состав слова, морфемный разбор.

Последнее задание развивает воображение, мышление студентов. Приведем примеры работ наших студентов, выполнявших задание 10.

На рисунках представлены ассоциации студентов к слову «морфемика». Например,

работая в группах, студенты представили морфемику как знание, находящееся в мозге человека (рис. 2), через лупу (призму) которого можно рассмотреть виды, типы морфем, структуру слова. Другая группа представила морфемику в виде паровозика (рис. 3), «голова» которого - слово, а вагоны - части слова, которые необходимо изучать. Изображается морфемика и в виде человека, состоящего из различных частей - морфем, сердце которого - это корень (рис. 4).

Рис. 6

Морфемный разбор воспринимается как «винегрет», в котором намешаны «овощи-морфемы», или как торт, который нужно разрезать на кусочки, или как рак, которого можно «расчленить» (рис. 5-7).

Морфемы изображаются своеобразно. Интересно представляют студенты связанные и свободные корни. На рисунке 8 мы видим, что один корень связан с приставкой и суффиксом, а другой машет рукой, потому что свободен.

Рис. 7

Рис. 8

На первый взгляд, может показаться, что для педагогического колледжа задача развития речи неактуальна, ведь все наши студенты уже неплохо владеют родным языком - они умеют читать, понимают устную речь, могут писать по-русски. Однако по опыту мы знаем, как ограниченны их ре-

чевые возможности, как несовершенна устная и письменная речь. Не овладев родной речью в школе, а затем в педколледже, выпускник вступает в жизнь человеком, не умеющим общаться с другими людьми, успешно организовывать свою собственную жизнь. А будущий учитель начальных классов должен не только владеть навыками общения в определенном профессиональном коллективе, но и уметь создавать и интерпретировать профессионально значимые высказывания (тексты), реализуя коммуникативные способности в различных видах речевой деятельности. Предлагаемые нами морфемно-речевые и морфемностилистические упражнения, упражнения с лингвистическими текстами и задачами помогают будущему учителю овладеть коммуникативной компетенцией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Капинос В. И. [и др.]. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл. : кн. для учителя. М., 1991.

2. Львова С. И. Словообразование - занимательно о серьезном: практические задания для учащихся 8-11 классов. М., 2007.

3. Львова С. И. Уроки словесности: 5-9 классы. М., 2000.

4. Методика развития речи на уроках русского языка : кн. для учителя / под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1991.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах : от 05 нояб. 2009 г., № 535.

6. Шанский Н. М. Эвристические задачи по морфемике и словообразованию // Русский язык в школе. 1994. № 1. С. 52.

7. Чудаева Н. Л. Методика непрерывного изучения морфемики в педагогическом колледже : метод. пособие. Абакан, 2010.

8. Чудаева Н. Л. Сочинения на лингвистические темы в разных жанрах: 9-10-е классы // Русский язык. Первое сентября. 2014. №. 3. С. 43.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. А. Острикова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.