оригинальные статьи
© С. Н. Агаджанова1, В.И. Смирнова2
1 Государственное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад
№ 136 с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников Выборгского административного района Санкт-Петербурга
2 ГБОУ ВПО СПбГПМА.
Резюме. Сегодня большинство детей дошкольного возраста нуждаются в активном и целенаправленном наблюдении и оздоровлении. Оптимальной базой для организации оздоровительной работы являются дошкольные учреждения, где ребенок проводит все дневное время. Рассмотрены методические подходы к формированию оздоровительных программ, определены основные разделы оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: часто болеющие дети; оздоровительная работа в дошкольных учреждениях; профилактика в организованных коллективах; медицинская активность родителей.
УДК: 614.2
ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Этапным событием для организации оздоровительной работы в дошкольных учреждениях нашей страны стала монография В. Ю. Альбицкого и А. А. Баранова «Часто болеющие дети — пути оздоровления», изданная в 1986 году [3]. Авторами были обоснованы и рассчитаны повозрастные критерии для выделения группы ЧБД. Исследованы причины частой заболеваемости, при этом выявлено приоритетное влияние на состояние здоровья ребенка факторов, характеризующих образ жизни семьи. Результаты исследования позволили обосновать комплекс организационных, профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости ЧБД. В ходе организационного эксперимента впервые было доказано значение комплексного подхода к решению вопросов профилактики, тесного взаимодействия медицинских работников и педагогов; необходимость привлечения родителей к процессу оздоровления.
Дальнейшее развитие это направление социальной педиатрии получило в работах, выполненных под руководством Н. Г. Веселова [1, 10, 12]. Практически все программы оздоровления дошкольников в организованных коллективах, подготовленные в нашей стране в последующие годы, опираются на данные и разработки вышеупомянутых авторов [2, 5, 6, 7, 8]. В настоящее время оздоровительная работа в ДОУ продолжает развиваться, о чем свидетельствует большое количество публикаций, посвященных этой теме. Однако заболеваемость детей в ДОУ остается высокой и не имеет тенденции к снижению.
Сегодня большинство детей дошкольного возраста нуждаются в активном и целенаправленном наблюдении и оздоровлении [9, 13]. От эффективности этих мероприятий во многом зависит дальнейшая судьба ребенка, его здоровье, физическое и психическое развитие, возможность получения полноценного образования. Состояние здоровья детей из сугубо медицинской стало и педагогической проблемой. При низких показателях здоровья и плохой посещаемости не могут быть реализованы учебно-воспитательные программы в ДОУ и школе. Таким образом, вопрос совершенствования оздоровительной работы в образовательных учреждениях в настоящее время приобретает особую актуальность.
Появление большого количества новых оздоровительных программ, профилактических методик, препаратов, стимулирующих защитные силы организма, новых вариантов физиотерапевтического оборудования не только открывают широкие возможности, но и остро ставят вопрос правильного выбора.
По нашему мнению, все оздоровительные программы, независимо от выбора оздоровительных методик, должны включать в себя три основных раздела:
1. Повышение медицинской активности родителей.
2. Строгое соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ.
3. Укрепление иммунитета — повышение защитных сил организма ребенка.
Первый обязательный раздел оздоровительной программы — повышение медицинской активности родителей. Состояние здоровья родителей является одним из ведущих факторов, оказывающих непосредственное воздействие на здоровье ребенка, но это воздействие является не только чисто биологическим, но и проявляется опосредованно через систему условий, характеризующих образ жизни матери и отца, их установку на здоровье, степень медицинской активности. В социальной педиатрии под медицинской активностью понимают характер поведения человека с целью предупреждения заболеваний и во время их возникновения [4]. Осознание здоровья как ценности и наличие целенаправленных действий по его поддержанию и укреплению является важнейшим фактором, влияющим на здоровье населения, в первую очередь детского.
Для полноценной реабилитации ребенка и укрепления его здоровья необходима оптимизация условий жизни ребенка не только в ДОУ, но и в семье. Положительной динамики здоровья можно достичь только совместными действиями педагогов, медицинских работников и родителей. Для этого необходимо последовательное формирование навыков здорового образа жизни у детей и взрослых.
Работа с родителями может строиться по следующим направлениям:
• беседа с родителями и анкетирование при поступлении ребенка в ДОУ для получения дополнительной информации, в том числе для выявления индивидуальных противопоказаний для использования отдельных средств оздоровления;
• родительские собрания с участием медицинского персонала;
• оформление письменного согласия родителей на проведение оздоровительных мероприятий ;
• консультации врача, психолога, инструктора ЛФК;
• информация для родителей по оздоровлению и профилактике в виде информационных стендов;
• письменные рекомендации для домашнего оздоровления — «Рецепты здоровья».
В настоящее время имеется большое количество изданий, посвященных вопросам профи-
лактики, оздоровления, здорового образа жизни. К сожалению, не вся эта литература является полезной. Поэтому целесообразно иметь в ДОУ материалы по вопросам оздоровления и список рекомендованных врачом книг.
Все вышеизложенное позволяет расширить знания родителей в вопросах медицины и профилактики, вовлечь их в проведение оздоровительных мероприятий, повысить интерес к собственному здоровью и здоровью своего ребенка, а следовательно, способствует улучшению показателей здоровья детей.
Второй обязательный аспект оздоровительной работы — соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм. Доказано, что среди причин высокой заболеваемости дошкольников существенное значение имеют нарушения теплового режима в дошкольном учреждении и нерациональная одежда детей в помещении и на улице. Переохлаждение и перегревание оказывают отрицательное влияние на функциональное состояние организма ребенка и, следовательно, приводят к повышению заболеваемости [3, 8, 10].
Общеизвестно также, что для сохранения физического и психического здоровья детей необходимо соответствие режима дня гигиеническим нормам. Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ регламентируют все эти моменты [11]. Казалось бы, проблем не должно возникать — однако они существуют. Так, ежедневная суммарная продолжительность прогулки не достигает положенных 4-4,5 часов у большинства дошкольников. В холодное время года во многих учреждениях нарушается режим проветривания. Список нарушений можно продолжить. Говоря о длительности прогулок, режиме дня, рациональной одежде, функциональной обуви, о недопустимости посещения ДОУ детьми с признаками острых заболеваний, мы вновь возвращаемся к необходимости санитарного просвещения родителей.
Третий аспект оздоровительной работы — повышение реактивности организма ребенка,укреп-ление иммунитета. Основные мероприятия этого раздела оздоровительной программы: закаливание, массаж, ЛФК, физиотерапевтические и фитотерапевтические мероприятия, медикаментозные средства, направленные на повышение неспецифической резистентности организма ребенка.
Медикаментозные препараты, используемые в ДОУ, достаточно разнообразны. Практически во всех программах в той или иной форме используются витаминные препараты. Известно, что гипо-
витаминозный фон, значительно усугубляясь при любых воспалительных процессах и хронических заболеваниях, снижает эффективность всех лечебных мероприятий, следовательно, проведение витаминотерапии в коллективах часто болеющих детей является настоятельной необходимостью. Не менее важным представляется использование эубиоти-ков, поскольку проявления дисбиоза наблюдаются у многих представителей группы ЧБД [3]. Широко используются иммуномодулирующие препараты, комплексные гомеопатические средства. Следует подчеркнуть, что для оздоровления детей могут использоваться только препараты, доказавшие свою эффективность в ходе многолетнего использования.
Среди закаливающих мероприятий наиболее часто используют влажные обтирания, контрастные воздушные ванны, контрастные ножные ванны [7, 8]. Известно, что целью закаливания организма детей, проживающих в условиях умеренного климата, является не адаптация к холоду, а формирование живой и адекватной реакции организма, в первую очередь его терморегулирующей системы, на постоянно изменяющиеся условия внешней среды. С этой точки зрения оптимальным видом закаливания следует считать круглогодичные занятия спортом на свежем воздухе.
Мероприятия, направленные на повышение защитных сил организма, являются важным, обязательным разделом любой оздоровительной программы, однако только эти мероприятия, не подкрепленные активным воздействием на образ жизни ребенка, не приводят к существенному снижению заболеваемости. Данное положение еще раз свидетельствует о необходимости комплексного подхода к организации оздоровительной работы.
Комплексный подход предполагает:
• научно-методическое обоснование оздоровительной программы;
• использование для оздоровления детей только хорошо изученных, апробированных в педиатрической практике профилактических методик;
• четкую организацию оздоровительных мероприятий;
• индивидуальный подход к каждому ребенку -учет и соблюдение имеющихся противопоказаний и сроков медицинских отводов;
• организацию и проведение врачебно-педагогического контроля;
• оценку эффективности оздоровительной программы.
Суммируя вышеизложенное, можно констатировать следующее: первоочередная задача ДОУ — создание оптимальных условий для роста и развития ребенка:
• индивидуальный подход к ребенку с учетом состояния его здоровья и уровня психического развития;
• доброжелательное отношение к ребенку, проведение всех мероприятий на положительном эмоциональном фоне;
• строгое соблюдение санитарно-эпидемиологических требований (в том числе оптимальный температурный режим и рациональная одежда в помещении и на улице);
• рациональное питание с заменой продуктов-аллергенов детям-аллергикам;
• оздоровительные мероприятия в рамках режима дня с соблюдением медицинских отводов (в том числе закаливание с использованием оптимальных схем и методов);
• физкультурные мероприятия с соблюдением ограничений по состоянию здоровья и сроков медицинских отводов;
• мероприятия, направленные на укрепление иммунитета, повышение защитных сил организма (фито- и физиотерапия, медикаментозные средства).
Охрана и укрепление здоровья детей является важнейшей задачей дошкольных учреждений с момента создания системы дошкольного образования. Дошкольные учреждения, где ребенок проводит все дневное время и где создаются наиболее благоприятные возможности для проведения профилактических мероприятий в привычной для детей обстановке, являются оптимальной базой для организации оздоровительной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанова С. Н. Система оздоровления детей с патологией ЛОР-органов в условиях детского дошкольного учреждения: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. -СПб.. 1995. - 19 с.
2. Агаджанова С. Н., Цветков Э. А. Комплексная реабилитация детей, страдающих аденотонзиллярной патологией. - СПб.: СПбГПМА, 2001. - 28 с.
3. Альбицкий В. Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети: Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. -Саратов: Саратовский университет, 1986. - 184 с.
4. Веселов Н. Г. Социальная педиатрия (Курс лекций). -СПб.: Ривьера, 1996. - С. 222-243.
5. Веселов Н. Г, Соловей С. Д., Агаджанова С. Н. и др. Диффе-ренцированнаядиспансеризация, психокоррекция, реабилитация и оздоровление часто болеющих детей в дошкольных учреждениях - СПб: Ривьера, 1995. - 191 с.
6. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие // под редакцией В. И. Орла и С. Н. Агаджановой - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 171 с.
оригинальные статьи
11
7. Оздоровительная работа с группой часто болеющих детей в условиях детских поликлиник, дошкольных учреждений, санаториев-профилакториев промышленных предприятий: Информационное письмо для врачей, субординаторов и интернов. - Иваново, 1991. - 48 с.
8. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий
по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для медработников и воспитателей - М.: АРКТИ, 2002. - 64 с.
9. Медик В. И., Котова Т. Е., Сеченева Л. В. Особенности
состояния здоровья детей по результатам Всероссийской диспансеризации // Здравоохранение Российской Федерации. - 2004. - № 2. - С. 46-49.
10. Программа: принципы организации и система оздоровления часто болеющих детей в условиях детских дошкольных учреждений // Под ред. Н. Г Веселова // Л.: ЛПМИ, 1990. - 58 с.
11. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. - СПб.: Политехнический университет, 2005. - 98 с.
12. Суслова Г А. Социально-гигиеническая характеристика ЛОР-патологии у детей: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 1992. - 16 с.
13. Шарапова О. В. Региональная политика в области охраны здоровья детей // Педиатрия. - 2005. - № 1. - С. 5-9.
HEALTH IMPROVEMENT IN CHILDREN ATTENDING PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Agadzhanova S. N., Smirnova V. I.
♦ Resume. Nowadays most of pre-school children need to be actively and purposefully observed, so that their health could be improved. A pre-school educational institution where children spend most of the day provide a good opportunity to organize their health improvement. Some methodological approaches to developing health improving projects ahave been considered. Main trends of health improving measures in a pre-school educational institution have been offered.
♦ Key words: high incidence of illness in children; health improving measures in pre-school institutions; prevention in children's organizations; parental medical activity.
♦ Информация об авторах
Агаджанова Светлана Николаевна — к. м. н., доцент, врач Государственного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка» — детский сад № 136 с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников Выборгского административного района Санкт-Петербурга. 194354, Санкт-Петербург, Северный проспект, д. 10А, корпус 3. E-mail: [email protected].
Смирнова Виктория Игоревна — ассистент. Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия. Кафедра социальной педиатрии и организации здравоохранения. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2.
E-mail: socp_ozz@mail. ru.
Agadzhanova Svetlana Nikolaevna — centre for Child's development - kindergarten № 136 Viborgskiy district of St. Petersburg. St. Petersburg State Pediatric Medical Academy. 194100, St. Petersburg, Severniy prospekt, 10 A. E-mail: [email protected].
Smirnova Viktoriya Igorevna — assistent. St. Petersburg State Pediatric Medical Academy. Litovskaya street 2, St. Petersburg, 194100.
E-mail: [email protected].