Научная статья на тему 'Моделирование воспитательно-оздоровительной работы с тубинфицированными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения'

Моделирование воспитательно-оздоровительной работы с тубинфицированными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУБИНФИЦИРОВАННЫЕ ДЕТИ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОБЩЕОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / САНАТОРНЫЕ ГРУППЫ / TUBERCULOSIS-INFECTED CHILDREN / VALEOLOGICAL EDUCATION / PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / GENERAL HEALTH-IMPROVING ACTIVITIES / SANATORY GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пышненко Марина Александровна

В статье представлена модель воспитательно-оздоровительной работы с тубинфицированными детьми дошкольного возраста в условиях традиционного дошкольного образовательного учреждения. Определены теоретически обоснованные и экспериментально апробированные педагогические условия ее эффективного функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling of educational and health-improving work with tuberculosis-infected children at pre-school educational establishment

The paper presents the model of educational and health-improving work with tuberculosis-infected preschool children in conditions of a traditional pre-school educational establishment. The author defines the theoretically justified and experimentally approved pedagogical conditions for its effective functioning.

Текст научной работы на тему «Моделирование воспитательно-оздоровительной работы с тубинфицированными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения»

М. А. Пышненко

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ РАБОТЫ С ТУБИНФИЦИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа представлена кафедрой педагогики дошкольного воспитания Педагогического института Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор А. А. Григорьева

В статье представлена модель воспитательно-оздоровительной работы с тубинфицирован-ными детьми дошкольного возраста в условиях традиционного дошкольного образовательного учреждения. Определены теоретически обоснованные и экспериментально апробированные педагогические условия ее эффективного функционирования.

Ключевые слова: тубинфицированные дети, валеологическое воспитание, дошкольное образовательное учреждение, общеоздоровительные мероприятия, санаторные группы.

M. Pyshnenko

MODELLING OF EDUCATIONAL AND HEALTH-IMPROVING WORK WITH TUBERCULOSIS-INFECTED CHILDREN AT PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The paper presents the model of educational and health-improving work with tuberculosis-infected preschool children in conditions of a traditionalpre-school educational establishment. The author defines the theoretically justified and experimentally approved pedagogical conditions for its effective functioning.

Key words: tuberculosis-infected children, valeological education, pre-school educational establishment, general health-improving activities, sanatory groups.

В современных российских условиях особую остроту приобретает проблема состояния здоровья детей, где высокие показатели заболеваемости и смертности приобрели характер устойчивой и прогрессирующей тенденции. Ухудшение качества здоровья детей вызвано многими причинами, среди которых наблюдается резкий всплеск заболеваний, имеющих

социальную этиологию. К их числу относится туберкулез. По последним данным статистики, каждый третий ребенок дошкольного и школьного возраста является тубинфициро-ванным. В ближайшее время специалисты прогнозируют рост количества больных туберкулезом еще на 2—3%. Есть основания полагать, что в будущем, если не будут предприня-

ты радикальные меры, эта негативная ситуация примет необратимый характер.

В условиях неблагоприятной медико-демографической ситуации в системе дошкольного воспитания и образования задачи оздоровительного направления являются наиболее значимыми. Расширяется сеть дошкольных образовательных учреждений для часто болеющих и ту-бинфицированных детей. Анализ современного состояния исследований и практики дошкольного образования по данной теме (В. К. Волкова, И. Л. Грошева, Б. Б. Егоров, В. Т. Кудрявцев, Е. А. Лисина, М. В. Меличева, Е. В. Пахомова, Е. А. Тютина) свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме оздоровления дошкольников. Однако взгляды ученых в большей степени обращены на проблемы учебы и оздоровления детей в санаторных учреждениях.

Существует множество подходов к оздоровлению тубинфицированных детей. Несмотря на различие этих подходов, цель у многих авторов одна. Исследователи (Н. И. Бочарова, Е. Н. Вавилова, Ю. Ф. Змановский, Е. Г. Леви-Гориневская, Т. И. Осокина, С. Д. Поляков, Е. В. Хрущев, Г. П. Юрко) одним из основных условий успешного оздоровления ослабленных детей считали двигательную активность детей с преобладанием циклических упражнений в ходьбе, беге, прыжках, аэробике, плавании, ходьбе на лыжах, скольжении на коньках и т. п. Длительные, равномерно повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигательного режима растущего организма, который на физиологическом уровне способствует нормализации работы сердечно-сосудистой и, что особенно важно для нас, дыхательной системы, а также повышению умственной и физической работоспособности, созданию и закреплению позитивного эмоционального фона.

По мнению Е. А. Аркина, залогом оздоровления ослабленного детского организма является правильное дыхание, которое способствует развитию и укреплению грудной клетки.

В медицинской литературе отмечается огромное значение закаливания детей, больных туберкулезом (П. Г. Корнев, В. Г. Лучинский, М. Е. Маршак, П. С. Медовиков, В. П. Рудин).

По мнению Е. А. Аркина, закаливание для ослабленного ребенка имеет еще большее значение, чем для здорового.

Правильной организации режима для ребенка, инфицированного туберкулезом, уделяли внимание Е. А. Аркин, Т. Л. Богина, С. П. Громова, Ю. Ф. Змановский, С. А. Пономарев, Н. Т. Терехова, Б. В. Шеврыгин, А. П. Чабовская.

Вопросы полноценного лечебного питания ослабленных детей рассматривали А. А. Ви-зель, М. Э. Гурылева. С точки зрения А. С. Алексеевой, Л. В. Дружининой, К. С. Ладодо, тубинфицированным детям полноценное питание нужно обеспечивать с самого раннего периода заболевания.

Ю. Ф. Змановский указывал на необходимость использования в оздоровительной работе психогимнастических упражнений.

В результате анализа научных исследований и опыта педагогической деятельности мы пришли к заключению, что современная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу требует совершенствования и адаптации в проведении организации противотуберкулезных мероприятий среди дошкольников.

Перспективным путем оздоровления ту-бинфицированных детей в дошкольном образовательном учреждении, на наш взгляд, является системная интеграция психолого-педагогических и естественных наук с целью создания единого здоровьесберегающего пространства, валеологизации педагогического процесса, приобщения дошкольников и их родителей к здоровому образу жизни и коррекции нарушений здоровья воспитанников. Все это обусловлено тем, что в русле оздоровительной работы с тубинфицированными детьми решаются не только лечебно-профилактические, но и воспитательно-образовательные задачи.

Детским садам предоставлено право самостоятельно определять направление своей деятельности, строить модель развития в соответствии с видовым разнообразием. Коллективом МДОУ «Брусничка» г. Покровск Хангаласско-го района РС(Я) разработана модель (схема 1) воспитательно-оздоровительной работы с дошкольниками, ослабленными туберкулезной интоксикацией, которая представлена в целост-

Моделирование воспитательно-оздоровительной работы с тубинфицированными детьми..

Схема 1

Модель воспитательно-оздоровительной работы с тубинфицированными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения

Цель: Социальный заказ государства, общества, _семьи - здоровый ребенок_

Макрофакторы развития:

• государственная политика в области дошкольного образования и сбережения здоровья нации;

• научные исследования;

• национальные традиции воспитания и сохранения здоровья;

• потребности общества в услугах МДОУ_| -

Мезофакторы развития:

• региональная политика, региональные программы развития образования и здо-ровьесбережения;

• региональные потребности в дошкольном образовании

Микрофакторы развития:

• потребности микросоциума, потребности семьи и ребенка в образовании и оздоровлении;

• воспитательная среда МДОУ, семьи, социокультурная сфера

Деятельность органов здравоохранения

1 г

Поликлиника Туберкулезный диспансер Роспотребнадзор Медперсонал МДОУ

Деятельность администрации МДОУ, воспитателей, психолога,

валеолога, логопеда, педагогов допобразования, обслуживающего _персонала_

Деятельность орган« эв образования Деятельность учреждений социокультурной сферы

1 г

СМИ, театры, музеи, детские спортивные школы, клубы, библиотеки, дворцы культуры

Деятельность родителей и ребенка по сохране-_нию и укреплению здоровья_

Медицинское сопровождение:

Медикаментозное лечение Химиопрофилактика Массаж (классический, точечный, сегментарный, аппаратный) Физиотерапия Ароматерапия Кислородотерапия Витаминотерапия Неспецифическая и специфическая иммунопрофилактика Общее УФО Санация очагов хронической

инфекции Медицинская реабилитация Доврачебная помощь Консультационно-просветительская

Психолого-педагогическое сопровождение:

Психооррекция Психопрофилактика Релаксация Психогимнастика Психологический комфорт Психологическое просвещение

Основные направления деятельности

4

1ВИ I

Физкультурно-оздоровительная работа:

Утренняя гимнастика Лечебная физкультура Ритмика Прогулки Хореография Восточная рефлексотерапия Физкультура Плавание «Кэнчээри»

Здоровьесберегающая предметная среда:

Благоприятное экологическое окружение Щадящий режим дня Зимний сад Музыкальный зал Спортзал Бассейн с фитобаром Театр «Синяя птица» Люстры Чижевского Кабинеты медперсонала (физио, процедурный, массажный, изолятор) Релаксационная комната

Мониторинг количественных и качественных параметров физического, эмоционального, психического, социального здоровья ребенка.

Валеолого-педагогическое сопровождение:

Программа «Крепыш» Гигиеническое воспитание Профилактика вредных привычек Музыкотерапия Сказкатерапия Смехотерапия Танцтерапия Физкультурные паузы Развлечения Турпоходы Игротерапия Театрализованные представления

Общеоздоровительные мероприятия:

Дополнительное и диетическое питание Витаминизация блюд Кумысолечение Закаливание Плавание в бассейне Умывание, мытье рук прохладной водой Сухое растирание Влажные обтирания Контрастное обливание Босоножье Ходьба по солевым и рефлекторным дорожкам Небное закаливание, полоскание _Воздушные ванны_

ности координации и интеграции деятельности педагогов и специалистов, организации систем сопровождения и коррекции развития ребенка в контексте укрепления и улучшения индивидуального качества здоровья и полноценного гармоничного развития ребенка.

Модель воспитательно-оздоровительной работы в своей основе содержит целостную и целенаправленную систему формирования культуры здоровья ребенка, в которую мы вкладываем последовательность и непрерывность обучения здоровью; интегративность и межведомственный подход к решению проблем, связанных со здоровьем, и обеспечению поддержки и защиты детства, повышение уровня санитарно-гигиенической и просветительской работы по проблемам здоровья; создание устойчивого общественного мнения на культивирование здоровья; повышение ответственности должностных лиц за здоровье детей; создание в дошкольном учреждении условий, способствующих влиянию на образ жизни воспитанников в контексте укрепления и сохранения их здоровья; психолого-педагогическое и валеологическое сопровождение ребенка; объективизация состояния здоровья детей на основе мониторинга; создание информационной базы по возрастным особенностям здоровья и прогнозированию индивидуального здоровья; определение контингента воспитанников, требующих различных подходов по профилактике заболеваний и общему оздоровлению, и т. д.

Теоретический анализ монографических трудов и диссертационных исследований (о формировании здоровья ребенка Е. А. Аркина, В. М. Бехтерева, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, П. Ф. Лесгафта, И. М. Сеченова, А. А. Ухтомского; идеи педагогики оздоровления в условиях дошкольного образовательного учреждения Б. Б. Егорова, П. П. Болдурчиди, Н. Н. Ефи-менко, Ю. Ф. Змановского, В. Н. Кудрявцева, В. Н. Муравьева; психолого-педагогического сопровождения ослабленных и больных туберкулезом детей Е. В. Пахомовой, Е. А. Тюти-ной), а также собственный многолетний опыт позволили нам выделить и обосновать педагогические условия эффективного функциони-

рования сконструированной нами модели оздоровления тубинфицированных детей:

• учет психологических, возрастных и индивидуальных особенностей развития тубин-фицированных детей;

• модернизация предметно-развивающей среды, основанная на современных педагогических технологиях, способствующих эффективному оздоровлению и развитию тубинфи-цированных детей дошкольного возраста;

• использование в педагогическом процессе активных средств, форм, методов и подходов, в том числе применение современных здоровьесберегающих и здоровьесоставляю-щих оздоровительных технологий, направленных на улучшение качества жизни детей;

• введение в содержание образования ва-леологического компонента, направленного на формирование валеологической культуры детей дошкольного возраста, приобщение их к здоровому образу жизни;

• проведение системной профилактико-коррекционной направленности воспитательно-оздоровительной работы;

• компетентная здоровьесозидающая позиция педагогов дошкольного образовательного учреждения и обеспечение согласованного их взаимодействия с социальными институтами по данной проблеме.

Данные педагогические условия взаимосвязаны и будут эффективны только во взаимодействии. Они выделяются нами с учетом системного, деятельностного, личностно ориентированного и аксиологического подходов.

Разработанная модель воспитательно-оздоровительной работы с тубинфицированными детьми в условиях ДОУ была апробирована в санаторных группах детского сада в рамках опытно-экспериментальной работы. Полученные экспериментальные данные позволили нам сделать вывод о том, что содержание, организация учебно-воспитательного процесса с тубинфицированными детьми в дошкольном образовательном учреждении будут способствовать эффективному оздоровлению дошкольников, при моделировании воспитательно-оздоровительной работы и реализации приведенных выше педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.