58
Оздоровление населения
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП
О.Г. РУМБА, М.М. ПИВНЕВА, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский психолого-социальный университет»; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный
исследовательский университет»
Аннотация
Статья посвящена проблеме обоснования содержания и направленности физкультурных занятий со студентами СМГ с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы. На основании обобщения результатов поисковых исследований характера двигательной активности и специфики самочувствия указанной категории студентов авторы приходят к выводу, что в качестве эффективного средства повышения их соматического здоровья целесообразно рассматривать оздоровительную аэробику низкой интенсивности. С помощью лабораторного эксперимента определяются три разновидности оздоровительной аэробики, способствующие улучшению функционального состояния и повышению общего уровня здоровья студентов с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы, -классическая, танцевальная, степ. Разрабатываются и экспериментально апробируются два варианта методики применения оздоровительной аэробики на физкультурных занятиях со студентами СМГ с ограниченными возможностями сердечнососудистой системы, главное отличие между которыми заключается в соотношении и порядке чередования упражнений классической, танцевальной, степ-аэробики. Экспериментальным путем доказываются высокая эффективность и общая равнозначность оздоровительного воздействия обоих
вариантов методики.
Ключевые слова: физическая культура, специальные медицинские группы, студенты с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы, оздоровительная аэробика, повышение соматического здоровья.
Abstract
The article is devoted to the problem of contents and orientation justification of physical education lessons for special medical groups for the students with cardiovascular system disabilities. On the basis of generalization of the results of the research on the motion activity character and the specificity of health status of the indicated category of students the authors come to a conclusion that it is preferable to use the aerobics of low intensity as an effective means of improvement of their somatic health status. By means of a laboratory experiment they determine three types of health-improving aerobics, namely classical, dance and step aerobics contributing to the functional health status improvement and the increase of the general level of health of the students with cardiovascular system disabilities. Two variants of the methods of application of health-improving aerobics in physical education lessons with the students of special medical groups for cardiovascular system disabilities are developed and experimentally tested. The main difference between the methods consists in different correlation and sequence of the exercises of classical, dance and step aerobics.
High efficiency and equal health-improving impact of both variants of the method are proved experimentally.
Key words: physical education, special medical groups, students with cardiovascular system disabilities, health-improving aerobics, somatic health improvement.
Введение
По свидетельству многих специалистов в области физического воспитания студентов, в последние годы специфика преподавания дисциплины «Физическая культура» в вузах характеризуется стремлением к разработке и внедрению новых способов оздоровительного воздействия на занимающихся, что обуславливается большим количеством студентов с ослабленным здо-
ровьем, которые посещают физкультурные занятия в составе специальных медицинских групп (СМГ). При этом если на основном учебном отделении преподавание физической культуры осуществляется в соответствии с Примерной программой для вузов, то для специального отделения такая программа отсутствует, что вынуждает кафедры самостоятельно разрабатывать программные материалы, а в некоторых вузах порождает
ФНЦ ВНИИФК
Оздоровление населения
59
практику освоения дисциплины через написание рефератов [8].
В 2012-2013 гг. количество студентов СМГ в вузах РФ составило около 35-40%. Из них до 30-60% имеют ограничения в здоровье, связанные с сердечно-сосудистой системой (ССС). Главной причиной возникновения сердечно-сосудистых нарушений, по словам медиков [10, 1 и др.], является снижение двигательной активности (ДА), сопровождающееся уменьшением размеров сердца, снижением ударного и минутного объемов крови, учащением пульса, уменьшением массы циркулирующей крови, удлинением времени ее кругооборота, в результате чего сердце быстрее изнашивается и стареет. Так, при биологической норме 14-19 тыс. локомоций в сутки студенты с ограниченными возможностями ССС выполняют в среднем 5,5-6,5 тыс. локомоций, что практически в три раза меньше необходимого [8]. Вместе с тем именно оптимальная ДА является главным средством тренировки и укрепления ССС, чему имеется множество авторитетных свидетельств и экспериментальных подтверждений [1, 3 и др.]. При этом наибольшим оздоровительным эффектом для ССС характеризуется физическая нагрузка аэробного характера, доказательством чего служит исключительно положительно зарекомендовавшая себя система аэробики Кеннета Купера.
В наши дни под «аэробикой» в основном понимают синтез общеразвивающих гимнастических и танцевальных упражнений, выполняемых под ритмичную музыку поточным методом [5]. Однако, несмотря на все плюсы аэробики, она в основном используется в физкультурных занятиях со студентами основного учебного отделения. Научному обоснованию этого вопроса посвящено много диссертационных работ [7, 6 и др.]. Что касается студентов специального отделения, то адресованные им разработки также встречаются [9, 4 и др.], однако они в основном не затрагивают занимающихся с ограниченными возможностями ССС.
Организация исследования
Исследование проводилось в НИУ «БелГУ» с сентября 2007 по август 2012 г. и включало следующие этапы:
1- й этап (предварительный; сентябрь 2007 - январь 2008 г.) - выявление особенностей физического воспитания, ДА, специфики самочувствия студентов СМГ с ограниченными возможностями ССС; обобщение опыта использования оздоровительной аэробики в занятиях с лицами с ограниченными возможностями ССС;
2- й этап (лабораторный; январь - июль 2008 г.) -организация и проведение лабораторного эксперимента по изучению влияния различных видов оздоровительной аэробики низкой интенсивности на соматическое здоровье и ДА студентов СМГ с ограниченными возможностями ССС;
3- й этап (экспериментальный; август 2008 - июль 2010 г.) - разработка двух вариантов экспериментальной методики применения оздоровительной аэробики на физкультурных занятиях со студентами СМГ с ограниченными возможностями ССС и проверка их эффективности;
4-й этап (заключительный; август 2010 - август 2012 г.) - анализ и обобщение результатов исследования; формулирование выводов.
Результаты и их обсуждение
На предварительном этапе исследования было установлено, что ДА студентов СМГ с ограниченными возможностями ССС характеризуется необъективной самооценкой количества выполняемых локомоций на фоне недовыполнения биологической нормы в 3-4 раза и отсутствия интереса к активной физкультурной деятельности. В частности, при возрастной норме 14-19 тыс. локомоций в сутки юноши этой группы выполняют в среднем 4,7 тыс. локомоций, девушки - 3,6 тыс. локомоций.
Самочувствие студентов СМГ с ограниченными возможностями ССС в основном характеризуется частыми болями в области сердца и груди, затрудненным дыханием, похолоданием конечностей, отеками стоп и лодыжек, головокружениями, обмороками, приступами внезапного учащения сердечного ритма, нестабильным АД. У многих из них можно констатировать наследственную предрасположенность к возникновению нарушений со стороны ССС.
Обобщение результатов исследования особенностей ДА и специфики самочувствия студентов с ограниченными возможностями ССС позволило предположить, что при выборе средств оздоровительной физической культуры для данной категории студентов необходимо брать во внимание следующие условия:
- применяемые средства должны существенно увеличивать среднесуточное количество локомоций, выполняемых занимающимися;
- применяемые средства должны обеспечивать возможность продолжительной работы в аэробном режиме интенсивности;
- применяемые средства должны нравиться студентам и повышать их интерес к активной физкультурной деятельности;
- применяемые средства должны быть достаточно разнообразными по форме и разновидностям, чтобы обеспечивать стойкий интерес студентов к занятиям.
Ориентируясь на перечисленные условия и данные специальной литературы, в качестве ключевого средства функциональной тренировки студентов СМГ с ограниченными возможностями ССС была выбрана оздоровительная аэробика (ОА). В настоящее время существует большое разнообразие ее видов, однако на лабораторном этапе исследования была изучена эффективность применения трех наиболее распространенных из них: классическая, танцевальная, степ-аэробика. Все они исследовались в режиме низкой интенсивности (Lowlmpact). По М.П. Ивлеву [5], данный режим характеризуется выполнением малоамплитудных движений с небольшим сопротивлением при сверхнизкой ударной нагрузке; как правило, используются довольно простые по координации низкоамплитудные движения (приставные, открытые, скрестные шаги, шаги Mambo, захлёсты,
ФНЦ ВНИИФК
60
Оздоровление населения
выпады, поднимание ног на 45°, прыжки с ноги на ногу и пр.) - рабочая ЧСС колеблется в пределах 128— 140 уд./мин (60—74% от ЧССтах).
В ходе лабораторного эксперимента (n = 162: 69 юношей, 93 девушки 17—20 лет) было установлено, что включение классической, танцевальной, степ-аэробики низкой интенсивности в содержание физкультурных занятий со студентами СМГ с ограниченными возможностями ССС благоприятно сказывается на функциональном состоянии занимающихся, способствует повышению общего уровня соматического здоровья и обуславливает увеличение ДА. В целом лабораторный эксперимент показал, что включение ОА в содержание физкультурных занятий со студентами СМГ с ограниченными возможностями ССС является целесообразным и перспективным независимо от пола занимающихся. При этом эффективными являются все три исследованных вида ОА — классическая, танцевальная, степ. Однако наибольшим потенциалом воздействия на функциональный статус занимающихся обладает степ-аэробика.
При разработке на экспериментальном этапе исследования авторской методики применения ОА на физкультурных занятиях со студентами СМГ с ограниченными возможностями ССС было принято решение включить в содержание занятий все апробированные разновидности ОА. Однако, ориентируясь на результаты лабораторного эксперимента, мы не смогли прийти к однозначному выводу относительно их соотношения в экспериментальных занятиях. В связи с этим были разработаны два варианта экспериментальной методики, главное отличие между которыми заключалось в соотношении и порядке чередования рассматриваемых видов ОА — классической, танцевальной, степ. В частности, вариант № 1 предполагал преобладание степ-аэробики на фоне смены разновидностей ОА на каждом занятии; вариант № 2 предполагал равное соотношение всех видов ОА на фоне последовательного освоения каждого из них в I семестре и строгого чередования на каждом занятии во II семестре (табл. 1—2).
Таблица 1
Порядок применения видов ОА в основной части УТЗ (вариант № 1)
Вид ОА Номер занятия
I семестр II семестр
Классическая аэробика 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33
Степ-аэробика 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32
Танцевальная аэробика 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31
Таблица 2
Порядок применения видов ОА в основной части УТЗ (вариант № 2)
Вид ОА Номер занятия
I семестр II семестр
Классическая аэробика 2—12 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31
Танцевальная аэробика 13—23 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32
Степ-аэробика 24—34 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33
В организационном плане все экспериментальные занятия включали три части:1) подготовительная часть: разминка и стретчинг; 2) основная часть: аэробная и силовая тренировки; 3) заключительная часть: пост-стретчинг (упражнения на растягивание и расслабление после силовой тренировки).
Физиологическая кривая занятий предусматривала плавное увеличение ЧСС до значений, соответствующих аэробной фазе, в процессе аэробной разминки; далее — доведение нагрузки до аэробного пика в процессе аэробной тренировки; далее — понижение ЧСС до значений аэробной разминки в процессе аэробной заминки; далее — незначительное повышение ЧСС в процессе силовой тренировки; далее — плавное понижение ЧСС до значений состояния покоя в процессе постстретчинга [2]. В каждой части занятия студенты в целях самоконтроля пальпаторно подсчитывали ЧСС. Максималь-
ные значения наблюдались в аэробном блоке — 130— 140 уд./мин, что согласуется с рекомендуемыми для лиц с ограниченными возможностями ССС показателями.
Педагогические эксперименты по проверке эффективности разработанных вариантов методики проводились с сентября 2008 по май 2010 г.: в 2008/09 учебном году проверке подвергся первый вариант методики; в 2009/10 учебном году — второй вариант. Были сформированы три группы студентов: две экспериментальные (ЭГ1 и ЭГ2) и контрольная (КГ). Студенты КГ (n = 45: 29 девушек, 16 юношей) занимались по рабочей программе кафедры физического воспитания №1 НИУ «БелГУ», разработанной преподавателями для всех студентов СМГ без разделения их по нозологическому типу. В ЭГ в содержание программы были включены разработанные варианты экспериментальной методики: студенты ЭГ1 (n = 45: 29 девушек, 16 юношей) апробировали вариант № 1, студен-
ФНЦ ВНИИФК
Оздоровление населения
61
ты ЭГ2 (n = 44: 28 девушек, 16 юношей) - вариант № 2. Все участвовавшие в экспериментах студенты входили в состав СМГ по причине имеющихся у них ограничений в здоровье со стороны ССС, среди которых: НЦД, ВЧД, ПМК I степени без регургитации, гипотония, гипертония, аритмия, тахикардия.
Сопоставляя результаты тестирования студентов всех групп (ЭГ1, ЭГ2, КГ), можно заключить, что оба
варианта экспериментальной методики оказали заметно более выраженное положительное влияние на ключевые показатели функционального состояния ССС студентов по сравнению с действующей унифицированной для всех нозологических групп рабочей программой кафедры (рис. 1-5). В частности, и у девушек, и у юношей обеих ЭГ отмечается (р < 0,05) экономизация работы миокарда (снижение ЧСС в покое), повышение физи-
Уд./мин.
100-, 9080706050403020100-
85,58
ЭГ-1
85,88
87,88 85,49
90 88,67 85 зз 88,5188,69
ЭГ-2
Юноши
ЭГ-2 Девушки
Показатели ЧСС в покое До эксперимента После эксперимента
Рис. 1. Показатели ЧСС в покое у студентов ЭГ1, ЭГ2, КГ до и после педагогических экспериментов
Уел. ед.
ЭГ-1 | ЭГ-2 | КГ ЭГ-1 | ЭГ-2 | КГ
Юноши Девушки
Показатели модифицированного 30-секундного Гарвардского степ-теста Щ До эксперимента Q После эксперимента
Рис. 2. Показатели 30-секундного модифицированного Гарвардского степ-теста у студентов ЭГ1, ЭГ2, КГ до и после педагогических экспериментов
Км
з 1
ЭГ-1 | ЭГ-2 | КГ ЭГ-1 | ЭГ-2 | КГ
Юноши Девушки
Показатели 12-минутного теста Купера (чередование ходьбы и бега)
| До эксперимента После эксперимента
Рис. 3. Показатели 12-минутного теста Купера у студентов ЭГ1, ЭГ2, КГ до и после педагогических экспериментов
ФНЦ ВНИИФК
62
Оздоровление населения
Уел.ед.
60 55,14
50 -
40 J 33,21 30 -
20 -
10 -0
57
37,91
В Q1
31 29,35
I Mill/
ЭГ-1 | ЭГ-2 | КГ Юноши
16,51 15,86
24,15
16,5316,97
ЭГ-1
ЭГ-2
Девушки
КГ
Показатели индекса Скибинской (общее состояние кардиореспираторной системы)
| До эксперимента Q После эксперимента
Рис. 4. Показатели индекса Скибинской у студентов ЭГр ЭГ2, КГ до и после педагогических экспериментов
Баллы
-4-
ЭГ-1
7,17 5,73 0,81 7,24
-0,7 Тдэ -0,48 -2,38
ЭГ-2 кг ЭГ-1 ЭГ-2 кг
Юноши Девушки
Результат оценки соматического здоровья по методике Апанасенко
| До эксперимента Q После эксперимента
Рис. 5. Результат оценки соматического здоровья студентов ЭГ1, ЭГ2, КГ до и после педагогических экспериментов (по методике Апанасенко)
ческой работоспособности (увеличение индекса стептеста), возрастание общей выносливости (увеличение результата теста Купера), улучшение общего состояния кардиореспираторной системы (увеличение индекса Скибинской). В плане воздействия на физическое развитие и физическую подготовленность испытуемых отмечено более выраженное положительное влияние обоих вариантов методики (р < 0,05) на подвижность грудной клетки, силу, координацию.
Заключение
Проведенные исследования доказали, что оздоровительную аэробику низкой интенсивности целесообразно использовать в учебном процессе по дисциплине «Фи-
зическая культура» с целью повышения уровня соматического здоровья студентов СМГ с ограниченными возможностями ССС. Оба варианта экспериментальной методики являются высокоэффективными и при этом достаточно равными по характеру воздействия. Вместе с тем можно отметить, что вариант № 1 оказал более заметное положительное влияние на экономичность функционирования миокарда, вегетативные показатели, силовые возможности юношей и девушек. Вариант № 2 оказал более заметное влияние на аэробные возможности организма и координацию испытуемых обоего пола, а также на физическую работоспособность и общее состояние кардиореспираторной системы девушек.
Литература
1. Амосов Н.М. Физическая активность и сердце / Н.М. Амосов, Я.А. Бендет. - Киев: Здоровье, 1989. -216 с.
2. Давыденко Д.Н. Физиологические и методические основы оздоровительной аэробики: учеб. пособие / Д.Н. Давиденко, В.И. Григорьев. - СПб.: Изд-во СПбГУ-ЭФ, 2009. - 40 с.
3. Дивайн Джоун Г. Программа действий при повышенном артериальном давлении / Джоун Г. Дивайн; пер. с англ. Г.С. Гончаренко. - Киев: Олимпийская литература. - 160 с.
4. Жмыхова А.Ю. Коррекционная направленность физической подготовки студентов специальной медицинской группы на основе их морфофункциональ-
ФНЦ ВНИИФК
Оздоровление населения
63
ных возможностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Ю. Жмыхова. - М., 2010. - 24 с.
5. Ивлев М.П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студентов вузов физической культуры / М.П. Ивлев, П.И. Котов, Т.В. Левченкова и др.; под ред. Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 304 с.
6. Ковшура Т.Е. Содержание и направленность спортивной аэробики в физическом воспитании студентов вузов: автореф. ... дис. канд. пед. наук / Т.Е. Ковшура. -СПб., 2012. - 25 с.
7. Никифорова С.А. Интегративные занятия аэробикой как средство формирования здорового стиля жизни студенческой молодежи: автореф. дис. . канд. пед. наук / С.А. Никифорова. - Тюмень, 2008. - 23 с.
1. Amosov N.M. Physical activity and heart / N.M. Amosov, Y.A. Bendet. - Kiev: Zdorovye, 1989. - 216 p.
2. Davidenko D.N. Physiological and methodological fundamentals of health-improving aerobics: tutorial /
D. N. Davidenko, V.I. Grigoryev. - SPb.: SPbGUEF,
2009. - 40 p.
3. Divine Jon G. Action plan for high blood pressure / Jon
G. Divine; transl. G.S. Goncharenko. - Kiev: Olimpiyskaya literatura. - 160 p.
4. Zhmykhova A.Yu. Correction orientation of physical training of the students of special medical group on the basis of their morph-functional possibilities: autoref. of thesis of candidate of pedagogic sciences / A.Yu. Zhmykhova. -M., 2010. - 24 p.
5. Ivlev M.P. Aerobics. Theory and methods of teaching: tutorial for students of the department of physical education / M.P. Ivlev, P.I. Kotov, T.V. Levchenkova and others; edit.
E. B. Myakinchenko, M.P. Shestakova. - M.: TVT Divizion, 2006. -304 p.
6. Kovshura T.E. Contents and orientation of sports aerobics in physical education of students of higher
8. Румба О.Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 /
О.Г. Румба. - СПб., 2011. - 498 с.
9. Скляренко А.В. Физическое воспитание студенток специальных медицинских групп среднего профессионального образовательного учреждения на основе комплексного использования оздоровительных гимнастических систем: автореф. дис. . канд. пед. наук / А.В. Скляренко. - Хабаровск, 2006. - 25 с.
10. Чоговадзе А.В. Влияние различных физических нагрузок на формирование макроморфологических и функциональных признаков у занимающихся физической культурой и спортом: дис. ... д-ра мед. наук / А.В. Чоговадзе. - Рязань, 1970. - 379 с.
educational establishments: autoref. of thesis of candidate of pedagogic sciences / T.E. Kovshura. - SPb., 2012. - 25 p.
7. Nikiforova S.A. Integrative aerobics trainings as a means of healthy life-style of student youth: autoref. of thesis of candidate of pedagogic sciences / S.A. Nikiforova. - Tyumen, 2008. - 23 p.
8. Rumba O.G. System of pedagogical regulation of motion activity regulation of special medical group students: thesis of dr. of pedagogic sciences. 13.00.04 /
O.G. Rumba. - SPb., 2011. - 498 p.
9. Sklarenko A.V. Physical education of female students of special medical groups in secondary vocational educational establishments on the basis of complex use of healthimproving gymnastics systems: autoref. of thesis of candidate of pedagogic sciences / A.V. Sklarenko. - Khabarovsk, 2006. - 25 p.
10. Chogovadze A.B. Influence of various physical load on formation of macromorphological and functional signs in people practicing physical education and sports: thesis of dr. of medical sciences / A.V. Chogovadze. - Ryazan, 1970. - 379 p.
ФНЦ ВНИИФК