ОЗДОРОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОК СПЕЦМЕДГРУППЫ МЕТОДОМ ДОЗИРОВАННОЙ СТЕП-АЭРОБИКИ С УЧЕТОМ ИХ ИСХОДНОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
А.Ю. ЖМЫХОВА, ВНИИФК
Аннотация
Предложена методика оздоравливающих занятий степ-аэробикой со студентками спецмедгруппы, исходящая из начального состояния сердечнососудистой системы. Показано, что адаптация сердечно-сосудистой системы в результате этих занятий существенно выше, чем по стандартной
методике.
Abstract
The technique sanitation's employment by step-aerobics with students special medical group, starting with an initial condition of cardiovascular system is offered. It is shown, that adaptation of cardiovascular system as a result of these employment essentially above, than by a standard technique.
Ключевые слова: студентки, спецмедгруппа, степ-аэробика, индивидуализация физического воспитания.
Введение
Анализ состояния здоровья студенческой молодежи убеждает в том, что существовавшая система его формирования существенно подорвана. В «Декларации по охране здоровья студентов в Европе», принятой 5 июня 2007 г. на 14 Конгрессе Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья в Тампере (Финляндия), указывается, что «студенты, представляющие молодую часть населения, нуждаются в особом внимании со стороны специалистов служб охраны здоровья. ... В связи с важными социальными переменами за последние 10 лет почти во всех странах Европы наблюдался значительный сдвиг в поведении по отношению к здоровью. Это привело к возникновению новых проблем в юном возрасте, например, к избыточной массе тела и ожирению, желудочно-кишечным расстройствам, нарушениям костно-мышечной системы, возрастанию риска сердечно-сосудистых заболеваний и т.д. . Возросла необходимость . интеграции в обучающие сети студентов, страдающих какими-либо физическими недостатками» [1].
Серьезный ущерб оздоровлению студентов специальных медицинских групп наносит врачебный «запрет», т.е. «освобождение» от занятий физическими упражнениями или частичное исключение определенных движений из двигательного режима, не имеющих под собой достаточных оснований. Речь должна идти не об исключении физических упражнений, а об их соответствии индивидуальным возможностям юношей и девушек. Именно таким путем можно обеспечить адаптацию ослабленного болезнью организма к действию физических упражнений и, соответственно, повысить прежде всего неспецифическую устойчивость занимающихся физической культурой.
Результаты анкетирования студенток показали, что они предпочитают занятия различными видами аэробики и фитнеса традиционным занятиям физической культуры в вузе [2]. Значительно повысить уровень функционального состояния сердечно-сосудистой системы и физи-
ческой подготовленности студенток может внедрение в практическое занятие элементов соединений степ-аэробики. Ее популярность объясняется тем, что основные движения просты и вполне доступны людям без специальной двигательной. В степ-аэробике применяются и простейшие шаговые движения, напоминающие подъем и спуск по лестнице, и хореографические элементы, а также танцевальные движения и комбинации различного характера. Она заставляет работать крупные группы мышц и активно воздействует на сердечно-сосудистую систему; регулярные занятия степ-аэробикой позитивно влияют на психическое состояние занимающихся, в частности, на снижение депрессивности, нервозности.
Методика
В начале осеннего семестра для оценки переносимости динамических нагрузок была проведена проба Руффье, которая отражает адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы в ответной реакции на дозированную нагрузку [3]. В исследованиях приняли участие студентки двух спецмедгрупп (СМГ) по 27 чел. в каждой группе, в возрасте 17-18 лет (контрольная и экспериментальная). По результатам пробы Руффье экспериментальную группу разделили на 3 части:
1) с результатом «хорошо» - 6 чел. (22% - развивающая группа);
2) с результатом «удовлетворительно» - 10 чел. (37% - поддерживающая группа);
3) с результатом «плохо» - 11 чел. (41% - оздоровительная группа).
В течение семестра во всех трех подгруппах проводились занятия физической культурой по одному плану, но с разным уровнем физических нагрузок в основной части. Подготовительная часть урока состояла из разминки (10 мин): упражнения в ходьбе, в беге с сочетанием дыхательных упражнений. В основной части урока выполнялись комплексы лечебных упражнений по нозологии (15 мин). Затем с целью повышения аэробных возможно-
т
стей все студентки экспериментальной группы выполняли связку по степ-аэробике, состоящую из основных базовых шагов с музыкальной интенсивностью 120 уд./мин. в течение 20 мин (10 мин - без включения рук, 10 мин -с включением работы рук). Заключительная часть урока со студентками длилась 15 мин и включала элементы стретчинга (10 мин) и релаксационные упражнения (5 мин).
Экспериментальная часть
Работа со студентами СМГ была разбита на 3 этапа (предварительно первые 3 занятия были посвящены обучению комплексам и структуре урока): 1-й этап - работа на занятии со студентками была направлена на укрепление сердечно-сосудистой системы, продолжительность этого этапа - 1 месяц. Группы занимались на занятиях с частотой сердечных сокращений (ЧСС) в основной части урока: 1 группа - 140-160 уд./мин, 2 группа -120-140 уд./мин, 3 группа - 120 уд./мин.
2-й этап - работа направлена на развитие силы сердечных мышц, продолжительность этапа - 1 месяц. Группы занимались на занятиях с ЧСС в основной части урока: 1 группа - 150-160 уд./мин, 2 группа - 130150 уд./мин, 3 группа - 130-140 уд./мин.
3-й этап - этот этап направлен на закрепление полученных результатов, с той же интенсивностью, как и на втором этапе, но с работой рук все 20 мин, продолжительность - 1 месяц.
ЧСС на занятиях измерялась три раза - до занятия, в основной части урока после нагрузки и после занятия.
Структура связки степ-аэробики состояла из двух квадратов на 64 счета. При этом: 1 группа выполняла связку на низком уровне степ-доски (15 см) с отягощением на руках по 350 г; 2 группа выполняла связку на низком уровне степ-доски (15 см) без отягощений; 3 группа выполняла связку без степ-доски и отягощений. На первом этапе связка состояла из основных базовых шагов с музыкальной интенсивностью 120 уд./мин в течение 20 мин (10 мин - без включения рук, 10 мин -с включением работы рук). На втором этапе - с музыкальной интенсивностью 130 уд./мин, на третьем - с той же интенсивностью, но с работой рук все 20 мин.
Результаты и их обсуждение
В конце семестра вновь была проведена проба Руффье. Аналогичное тестирование было проведено и в контрольной группе из 27 студенток СМГ, занимающихся по стандартной программе. Средние значения пробы в начале семестра (см. таблицу) в контрольной группе (12,9) были лучше, чем в экспериментальной (14,7), но к концу семестра в контрольной они фактически остались на исходном уровне (12,58), тогда как в экспериментальной существенно (Р<0,05) улучшились (11,9).
В целом состояние сердечно-сосудистой системы улучшилось у 77% студенток, и только у 23% осталось неизменным, причем у 12% - с оценкой «хорошо». Неудовлетворительными остались результаты пробы у 12%, у 35% стали удовлетворительными, у 46% - хорошими, 7% - отличными.
Средние показатели пробы Руффье в начале и в конце семестра
Группы Проба Руффье 1 Проба Руффье 2
Экспериментальная 14,726±0,73 11,867±0,65*
Контрольная 12,9±0,69 12,58±0,65
* - Различия достоверны при Р < 0,05.
В контрольной группе наряду с некоторыми улучшениями (подгруппа с неудовлетворительным результатом уменьшилась с 33 до 18%) наметилось и некоторое ухудшение функционального состояния организма.
Как в контрольной, так в экспериментальной группе доля студенток с оценкой «хорошо» к концу наблюдения повысилась, но в экспериментальной более значительно. Доля студенток с оценкой «удовлетворительно» в контрольной группе выросла, а в экспериментальной снизилась за счет перехода их в группу с результатом «хорошо». Число студенток с результатом «неудовлетворительно» понизилась в контрольной группе вдвое, а в экспериментальной - вчетверо. В начале семестра в экспериментальной группе не было студенток с оценкой «отлично», в конце семестра они появились.
%
50-
45-
40-
35-
30-
25-
20-
15-
10-
5-
0-
ДО I после I ДО I после I ДО I после I ДО I после I «Отлично» «Хорошо» «Удовлет.» «Неудовлет.» □ Контрольная □ Экспериментальная
т,
т
т,
Изменения результатов пробы Руффье в течение семестра в контрольной и экспериментальной группах
В контрольной группе наоборот: отличные результаты, показанные в начале семестра, к его концу ухудшились, что служит дополнительным аргументом в пользу предлагаемой нами методики по физическому воспитанию.
В целом следует признать, что физическое воспитание аэробной направленности, учитывающее исходный уровень состояния сердечно-сосудистой системы занимающихся, более эффективно, чем общепринятая методика занятий студенток специальной медицинской группы.
Литература
1. Декларация по охране здоровья студентов в Европе // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. - М., 2008. - С. 14-15.
2. Жмыхова А.Ю. Представления студентов о здоровом образе жизни и роли в нем физической культуры в зависимости от пола и состояния здоровья /
А.Ю. Жмыхова, Т.В. Панасюк // Восстановительная медицина, физическая культура, спорт и здоровье нации в XXI веке: Материалы Международной научно-
практической конференции (5-6 апреля 2007 г.). - Архангельск: «Экология человека», 2007. - С. 56-58.
3. Якобашвили В.Я., Макарова Г.А., Игельник М.Л., Бессчастная В.В. Сердце в условиях спортивной деятельности: физиологические и врачебно-педагогические аспекты: пособие для физиологов и врачей, работающих в области физической культуры и спорта / В.Я. Якобашвили, Г.А. Макарова, М.Л. Игельник,
B.В. Бессчастная. - М.: Советский спорт, 2006. -
C. 156-157.