Научная статья на тему 'ОТЗЫВ НА ДИССЕРТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИДЕЛЯ ПЕТРА МИХАЙЛОВИЧА НА ТЕМУ «МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ) ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА»'

ОТЗЫВ НА ДИССЕРТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИДЕЛЯ ПЕТРА МИХАЙЛОВИЧА НА ТЕМУ «МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ) ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
меры административно-правового принуждения / органы внутренних дел / полиция / обеспечение общественной безопасности / воздушный транспорт / administrative and legal enforcement measures / internal affairs agencies / police / public safety / air transport

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С Н. Котарев

статья представляет собой отзыв ведущей организации федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина» на диссертационное исследование Фиделя Петра Михайловича на тему «Меры административно-правового принуждения в деятельности органов внутренних дел (полиции) по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта», представленную на соискание ученой степени кандидата юридических наук по научной специальности 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки. Диссертация защищена в диссертационном совете 03.2.001.02 на базе Академии управления МВД России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С Н. Котарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF FIDEL PYOTR MIKHAILOVICH’S DISSERTATION RESEARCH ON «MEASURES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL COERCION IN THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES (POLICE) TO ENSURE PUBLIC SAFETY AT AIR TRANSPORT FACILITIES»

the article is a review by the leading organization of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin» on the dissertation study by Fidel Pyotr Mikhailovich on the topic «Measures of administrative and legal coercion in the activities of internal affairs bodies (police) to ensure public safety at air transport facilities», presented by for the degree of Candidate of Law in a scientific specialty 5.1.2. Public law (State law) sciences. The thesis was defended in the dissertation Council 03.2.001.02 on the basis of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Текст научной работы на тему «ОТЗЫВ НА ДИССЕРТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИДЕЛЯ ПЕТРА МИХАЙЛОВИЧА НА ТЕМУ «МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ) ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА»»



РЕЦЕНЗИИ

ОТЗЫВ НА ДИССЕРТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИДЕЛЯ ПЕТРА МИХАЙЛОВИЧА НА ТЕМУ «МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПОЛИЦИИ) ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА»

REVIEW OF FIDEL PYOTR MIKHAILOVICH'S DISSERTATION RESEARCH ON «MEASURES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL COERCION IN THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES (POLICE) TO ENSURE PUBLIC SAFETY AT AIR TRANSPORT

FACILITIES»

С.Н. КОТАРЕВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]

SERGEY N. KOTAREV,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: статья представляет собой отзыв ведущей организации федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина» на диссертационное исследование Фиделя Петра Михайловича на тему «Меры административно-правового принуждения в деятельности органов внутренних дел (полиции) по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта», представленную на соискание ученой степени кандидата юридических наук по научной специальности 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки. Диссертация защищена в диссертационном совете 03.2.001.02 на базе Академии управления МВД России.

Ключевые слова: меры административно-правового принуждения, органы внутренних дел, полиция, обеспечение общественной безопасности, воздушный транспорт.

Для цитирования: Котарев С.Н. Отзыв на диссертационное исследование Фиделя Петра Михайловича на тему «Меры административно-правового принуждения в деятельности органов внутренних дел (полиции) по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта» // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2024. - № 1. - С. 84-88.

Abstract: the article is a review by the leading organization of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin» on the dissertation study by Fidel Pyotr Mikhailovich on the topic «Measures of administrative and legal coercion in the activities of internal affairs bodies (police) to ensure public safety at air transport facilities», presented by for the degree of Candidate of Law in a scientific specialty 5.1.2. Public law (State law) sciences. The thesis was defended in the dissertation Council 03.2.001.02 on the basis of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia.

Keywords: administrative and legal enforcement measures, internal affairs agencies, police, public safety, air transport.

For citation: Kotarev S.N. Review of Fidel Pyotr Mikhailovich's dissertation research on «Measures of administrative and legal coercion in the activities of internal affairs bodies (police) to ensure public safety at air transport facilities» // Problems of Law Enforcement Activity. - 2024. - № 1. - Р. 84-88.

Актуальность темы диссертационного исследования Фиделя Петра Михайловича обусловлена многими факторами, среди которых следует особо выделить то обстоятельство, что меры административно-правового принуждения, применяемые органами внутренних дел Российской Федерации на воздушном транспорте, объективно продиктованы задачами и функциями полиции. Кроме того, их применение осуществляется в быстро изменяющихся и сложно прогнозируемых условиях оперативно-служебной деятельности. Формализация мер административно-правового принуждения в нормативно-правовом регулировании деятельности органов внутренних дел должна иметь точные пределы, исключительно в рамках которых сотрудники территориальных органов МВД России на воздушном транспорте по своему усмотрению смогут выбирать наиболее эффективные и действенные в этих условиях решения.

Проблемы правовой регламентации мер административного принуждения в немалой степени обусловлены отсутствием единства взглядов ученых на их природу. В современной административно-правовой науке отсутствует теоретическое обоснование сущности и содержания административно-правового принуждения, форм, границ усмотрения при применении этих мер. Среди выделяемых в научных исследованиях видов мер административного принуждения меры административного пресечения вызывают наиболее оживленные дискуссии относительно своей природы и отличий от других принудительных мер, в первую очередь, мер административно-процессуального обеспечения. Научного обоснования применительно к деятельности органов внутренних дел на воздушном транспорте заслуживает неоднократно высказываемая учеными идея об унификации и систематизации мер административного принуждения и объединении их в едином законодательном акте. Признавая вклад ученых в формирование теории административного принуждения органами внутренних дел, приходится констатировать, что в последние годы новых, комплексных и системных исследований в этой области не проводилось.

Особое значение совершенствованию административно-правового регулирования и применения сотрудниками органов внутренних дел на объектах воздушного транспорта мер административного принуждения придает то, что указанные меры, с одной стороны, направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, с другой могут ограничивать эти права и свободы.

Представляет интерес попытка автора научно осмыслить меры административного принужде-

ния, применяемые органами внутренних дел на объектах воздушного транспорта, сквозь призму ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, гарантирующей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Особый отпечаток этому придает то обстоятельство, что применение наиболее жестким мер административного пресечения, как правило, сопряжено с общественным резонансом.

Заслуга автора заключается в том, что он исследует вопросы, которые в науке административного права не получили современного глубокого изучения и соответствующего позитивно-содержательного развития в течение многих лет. Объясняя актуальность и важность темы диссертации П.М. Фидель правильно поставил перед собой цель научной работы, которая сводится к выявлению сущности, юридического характера и видов взаимосвязей норм законодательства о мерах административно-правового принуждения в деятельности органов внутренних дел (полиции) по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта.

Автор аргументированно выявляет закономерности и перспективы усиления взаимосвязи норм, включенных в систему законодательства об административных правонарушениях в сфере обеспечения общественной безопасности на воздушном транспорте. В том числе изучены главные теоретические основы системы взаимосвязи нормативных предписаний в административном законодательстве, а также сформулированы предложения и рекомендации, направленные на совершенствование нормативных положений с целью обеспечения эффективной реализации современных административно-деликтных правоотношений.

Цель исследования достигнута. Автору удалось решить поставленные задачи, а именно: выработать авторское определение понятия мер административно-правового принуждения в деятельности органов внутренних дел (полиции) по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта; исследовать правовую основу применения органами внутренних дел (полицией) мер административно-правового принуждения по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта, выделить ее особенности и провести классификацию правовых мер принуждения; проанализировать зарубежный опыт применения полицией мер административного

принуждения по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта и определить возможности использования данного опыта в России; показать особенности применения полицией мер административного предупреждения и мер административного пресечения при обеспечении общественной безопасности на объектах воздушного транспорта; выявить проблемы применения полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и мер административной ответственности, в связи с нарушениями правил безопасности на объектах воздушного транспорта; обосновать и внести предложения по совершенствованию законодательства и ведомственных правовых актов, регулирующих меры административно-правового принуждения, применяемые полицией при обеспечении общественной безопасности на объектах воздушного транспорта.

Диссертация П.М. Фиделя на тему «Меры административно-правового принуждения в деятельности органов внутренних дел полиции по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта» является актуальным, самостоятельным, творческим, структурно-обоснованным и концептуально законченным исследованием, содержащим новое знание о предмете научного анализа, а именно о необходимости обеспечения системы взаимосвязи норм законодательства о мерах административно-правового принуждения, правовой режим реализации которых будет способствовать формированию надлежащего правопорядка в Российской Федерации. Этот вывод подтверждается новым содержанием основных положений и идей рецензируемой диссертационной работы. Поставленные задачи исследования, во-первых, можно обнаружить при ознакомлении со структурой содержания диссертации, а во-вторых, обусловили логичность, стройность и разумную последовательность в изложении автором содержащегося в диссертации научно-теоретического материала. Изучив диссертацию и опубликованные соискателем по теме исследования научные труды можно констатировать их достаточную значимость и научную ценность, высокую степень обоснованности сформулированных научных положений, выводов и рекомендаций, со многими из которых следует согласиться.

Основные положения, представленные в диссертационном исследовании, нашли отражения в научных публикациях автора, в том числе в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Содержание и характеристика полученных в диссертации результатов отражены в научных публикациях.

Обоснованность и достоверность научных положений, а также выводов и предложений подтверждена внедрением результатов диссертационного исследования в образовательный процесс Восточно-Сибирского института МВД России, Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России и оперативно-служебную деятельность территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (Иркутского линейного отдела МВД России на воздушном транспорте, Линейного управления МВД России в аэропорту Шереметьево).

Структура работы способствует достижению целей и решению поставленных перед ней задач (состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка литературы и семи приложений).

В первом параграфе диссертации автор, используя различные методологические приемы, сравнивает два понятия общественную безопасность и транспортную безопасность, определив их как совокупность общественных отношений, обеспечивающих защищенность интересов личности, общества и государства от различного вида угроз социального, техногенного и природного характера, исходя из этого, автор формулирует определение понятия мер административного-правового принуждения в деятельности органов внутренних дел (полиции) по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта, которое обладает признаками научной новизны (С. 44).

Во втором параграфе диссертации автор проводит исследование мер административно-правового принуждения, применяемых сотрудниками органов внутренних дел (полиции) по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта. Особый интерес вызывает предложенная автором видовая классификация мер административного принуждения: меры, носящие административно-предупредительный характер; меры, носящие административно-пре-секательный характер; меры, направленные на административно-процессуальное обеспечение; меры, направленные на обеспечение профессиональной деятельности субъекта правоприменения (полиции); меры административной ответственности (С.75).

В третьем параграфе П.М. Фидель делает выводы о том, что зарубежный опыт может быть селективно, с учетом концептуальной разницы в понимании сущности мер административного принуждения, применен в части развития правоогра-

ничительной деятельности полиции Российской Федерации, в сфере обеспечения общественной безопасности на воздушном транспорте. Следует поддержать авторскую позицию в части применения таких мер административного принуждения, как развитие риск-ориентированного подхода. Вместе с тем вывод и применение такого скри-нингового метода как профайлинг в деятельности сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте при обеспечении безопасности воздушных перевозок требует более глубокого нормативно-правового и научного обоснования

В отличие от первой главы диссертации, носящей преимущественно теоретический характер, вторая глава представляет собой более практи-ко-ориентированное исследование, связанное с применяемыми полицией мерами административно-правового принуждения по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта и основными направлениями совершенствования регламентации указанных мер принуждения.

В первом параграфе второй главы диссертации автор основное внимание уделяет вопросам применения полицией мер административного предупреждения и мер административного пресечения при обеспечении общественной безопасности на объектах воздушного транспорта. Проводится научно-правовой анализ деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по выдаче заключений о возможности (заключений о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Обосновываются правовые и организационные предпосылки применения сотрудниками полиции мер административного принуждения на борту воздушного судна во время полета.

Второй параграф второй главы диссертационного исследования посвящен анализу особенностей применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и мер административной ответственности, применяемых полицией при обеспечении общественной безопасности на объектах воздушного транспорта. Можно согласиться с выводом автора о том, что применение полицией административно-правового принуждения в сфере обеспечения общественной безопасности на воздушном транспорте способствует устранению деструктивных характеристик в поведении пассажиров и других участников перевозочных процессов. Автор вполне обосновано обращает внимание на актуальность вопроса защиты прав и законных интересов пассажиров воздушного транспорта, особенно имущественного характера, при применения к ним мер административного принуждения.

Третий параграф второй главы в основном посвящен совершенствованию регламентации мер административно-правового принуждения, применяемых полицией, по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта.

В заключении диссертации делаются наиболее значимые выводы, полученные в ходе его проведения.

Диссертация содержит приложения по отражению динамики административных правонарушений, выявленных сотрудниками полиции на объектах воздушного транспорта за исследуемый период, результаты опроса правоприменителей, а также проект инструкции о работе системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации по автоматизированному учету выданных заключений о допуске лиц к обеспечению транспортной безопасности.

Полученные в ходе исследования научно-практические результаты в полной мере обоснованы, итоги исследования представлены в виде законотворческой, правоприменительной и образовательной деятельности.

Вместе с тем диссертационное исследование, представленное П.М. Фиделем, не лишено дискуссионных положений, а также незначительных замечаний, без которых ни одна научная работа не обходится.

1. Ключевым понятием в исследовании П.М. Фиделя является авторское понятие «меры административно-правового принуждения в деятельности органов внутренних дел (полиции) по обеспечению общественной безопасности на объектах воздушного транспорта». Данные меры представляют собой мероприятия, осуществляемые в пределах предоставленной полиции компетенции, связанные с оперативным внесудебным применением принудительного воздействия к физическим и юридическим лицам в случае нарушения ими установленных правил, угрожающих безопасности полетов в сфере государственного регулирования и деятельности в области авиации. Если рассмотреть содержание данного понятия, то административная деликтная норма, по мнению автора, строго связывается с событием правонарушения и последующей правоприменительной деятельностью уполномоченных должностных лиц. Однако, к административ-но-деликтным нормам, очевидно, относятся и те, которые устанавливают административную ответственность как в Российской Федерации, так и ее субъектах. Автор весьма узко определяет данное понятие. Именно с позиции избранной тематики было бы полезно охватить и данный аспект нормопонимания в сфере законодательства об

административных правонарушениях, совершаемых на объектах воздушного транспорта.

2. В положении 5 диссертации, выносимом на защиту (С. 16), автор предлагает дополнить положения общих правил воздушных перевозок пассажиров инструментом практической реализации обеспечительной меры - «черными списками» пассажиров, ранее совершивших противоправные действия на воздушном транспорте, существенно затронувшие приоритетные интересы в сфере безопасности гражданской авиации и нормального функционирования воздушного транспорта. Однако, автором не раскрываются правовые основания и механизм реализации «черных списков», а также не определены компетенция и полномочия территориальных органов МВД России на транспорте в этих правоотношениях.

3. Нуждается в дополнительном разъяснении положение 6, выносимое на защиту (С.16-17).

4. В работе автор в отдельных случаях ссылается на нормы недействующего законодательства (абз. 2 С. 98; абз 1 С. 103).

5. Представляется, что работа приобрела бы большую ценность, если бы автор уделил внимание организационной и экономической обоснованности нормативного закрепления механизма сопровождения сотрудниками полиции

отдельных рейсов гражданской авиации, основанного на риск-ориентированном подходе (положение 5, С. 16).

Вышеизложенные вопросы и замечания не снижают значимости проведенного П.М. Фиделем исследования, носят дискуссионный характер и не влияют на общую положительную оценку работы.

Автореферат диссертации отражает основное содержание работы, содержит все необходимые для подобного рода публикации атрибуты и в концентрированном виде объясняет сущность проведенного автором исследования.

Рецензируемый научный труд П.М. Фиделя, представленный на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки, соответствует требованиям, предъявляемым пунктами 9-14 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 (в ред. от 26 сентября 2022 г.) к диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук, а ее автор - Фидель Петр Михайлович - заслуживает присуждение ученой степени кандидата юридических наук по научной специальности 5.1.2 Публично-правовые (государственно-правовые) науки.

(статья сдана в редакцию 12.03.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.