Ответы на вопросы
www.idmz.ru
голо, №5
вява
ьавн
ОТВЕТЫ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РФ НА ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗРАБОТКОЙ РЕГИОНАМИ ПРОГРАММ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И УЧЕТА В НИХ ЗАДАЧИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОТ РЕДАКЦИИ:
Минздравсоцразвития РФ продолжает развивать направление региональных программ модернизации учреждений здравоохранения. На специальном разделе сайта Министерства «Региональные программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы» (http://www.min-zdravsoc.ru/docs/mzsr/med-ins/5) опубликован документ «Ответы на вопросы, поступившие из субъектов РФ по формированию программы модернизации здравоохранения в субъекте РФ на 2011-2012 годы». В нем, в частности, даны некоторые ответы на общие вопросы, связанные с реализацией задачи информатизации учреждений здравоохранения.
Возможно ли предусмотреть централизованную разработку программного обеспечения для учреждений здравоохранения, в том числе для регистратур, службы скорой помощи и т.д.?
В рамках создания информационной системы в здравоохранении в 2010 году за счет соответствующих средств федерального бюджета планируется разработать типовые программно-технические решения системы, а также провести их пилотную апробацию. Предполагается, что с помощью данных решений будут в том числе реализованы сервисы удаленной записи к врачу, персонифицированного учета медицинской помощи и ведения электронной медицинской карты гражданина. По результатам пилотной апробации все разработанные программные средства будут размещены в фонде алгоритмов и программ Минздравсоцразвития России. Также будет организована возможность их использования медицинскими организациями.
Как будут осуществляться разработка и поставка типового программного обеспечения по основным направлениям деятельности? В какие сроки и на каких условиях? Как будет осуществляться поставка соответствующих средств вычислительной техники для работы с электронными картами?
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 55 ■
Врач lisa
™ и информационные
технологии
Ответы на вопросы
Разработка типового программного обеспечения будет осуществляться централизованно за счет средств федерального бюджета. По результатам пилотной апробации, типовые программные решения будут размещены в фонде алгоритмов и программ Минздравсоцразвития России. Кроме того, будут сформированы требования к программным решениям. В дальнейшем медицинские организации смогут бесплатно брать и внедрять программные продукты, размещенные в фонде алгоритмов и программ Министерства, либо в случае необходимости дорабатывать уже используемые программные продукты с учетом требований.
Что касается вычислительной техники, необходимой для работы с электронными картами, нужно отметить следующее. В текущем году в рамках реализации пилотного проекта по созданию информационной системы в здравоохранении мы планируем разработать и апробировать типовые технические решения, а также соответствующие требования. В дальнейшем субъекты Российской Федерации смогут использовать данные требования при закупке необходимого оборудования.
Следует обратить внимание на необходимость реализации задачи внедрения современных информационных систем в здравоохранении с учетом положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и оценкой необходимых средств. Реализация намеченных задач с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ значительно повышает трудоемкость и стоимость внедрения на местах. Потребуются дополнительные расходы из бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение защиты конфиденциальной информации.
Требования Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О защите персональных данных» должны учитываться при реализации задач по внедрению современных информационных систем в здравоохранении и соответственно на эти цели должны быть предусмотрены финансовые средства. Источником указанных средств могут служить средства бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, бюджета субъекта Российской Федерации и средства бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, направляемые на реализацию программы модернизации здравоохранения в субъекте Российской Федерации. Вместе с тем указанный Федеральный закон предъявляет требования не только к информационным системам, но и к работе с персональными данными на бумажных носителях. По этой причине необходимо обеспечить проведение организационных мероприятий (разработка административных регламентов, инструкций и т.п.) во всех учреждениях системы здравоохранения, где обрабатываются персональные данные.
При этом необходимо учитывать рекомендации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования по вопросам защиты персональных данных в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, размещенные на официальных Интернет-сайтах Министерства и Фонда.
Ответы на вопросы
www.idmz.ru
голо, №5
ванн
ванн
Персонифицированный учет оказанных медицинских услуг и ведение электронных карт пациентов возможны при введении единого федерального реестра медицинских услуг.
'ч В настоящее время Министерством здравоохранения и социального развития Рос-\сийской Федерации реализуется комплекс мероприятий по разработке единого феде/ рального реестра медицинских услуг, а также подготовке соответствующих норматив* ных оснований. По результатам выполнения данных мероприятий, а также после наделения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации соответствующими полномочиями реестр медицинских услуг планируется ввести в действие.
Какой период устанавливается для апробации и внедрения единого федерального реестра медицинских услуг в субъектах Российской Федерации? (м.б. 2011-2012 гг.)? Возможно ли введение единого федерального реестра медицинских услуг и поэтапный переход на федеральные стандарты оказания медицинской помощи в 2011-2012 гг.? В какой период будут направлены электронные версии стандартов медицинской помощи, включают ли они только стационарную помощь или амбулаторно-поликлиническую также?
Мероприятия по апробации единого федерального реестра медицинских услуг планируется завершить в текущем году. В 2011-2012 годах реестр планируется ввести в эксплуатацию. При этом предполагается, что услуги войдут в единые стандарты медицинской помощи. После принятия стандартов они будут использоваться во всех субъектах Российской Федерации. При этом мы также планируем реализовать механизм, на основе которого в случае необходимости стандарты можно будет адаптировать под специфику конкретного региона. Проекты стандартов медицинской помощи включают в себя как амбулаторную, так и стационарную помощь.
Что подразумевается под подключением медицинских информационных систем к общим ресурсам субъекта или территориального органа управления (например, мониторинг Госзакупок)? Можно ли рассматривать работу в едином информационном пространстве (обмен через медицинскую региональную вычислительную сеть с использованием единых стандартов информационного взаимодействия и нормативно-справочной информации) как подключение к общему ресурсу?
Можно. При этом должны учитываться требования Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг», рекомендации и требования Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального фонда обязательного
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 57 ■
Врач E3SE Ответы на вопросы
™ и инсЬоомаиионные
1 и информационные
технологии
ь
>
медицинского страхования в части организации персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной гражданам, застрахованным по ОМС, и персонифицированного учета в сфере охраны здоровья граждан. Кроме того, в создаваемых и модернизируемых системах должны быть предусмотрены механизмы интеграции, обеспечивающие автоматизированный информационный обмен между системами, исключающий повторный ввод однотипной информации.
Можно ли рассматривать в качестве примера отдельных ПЭВМ, имеющих доступ к общим ресурсам, рабочие места WEB-приложений таких, как ИСС «Консультант врача» или «Электронная аптека»?
\ Можно.
Что можно отнести к локальным медицинским информационным системам (системам, реализующим частичную функциональность МУ, или системам, работающим на различных компонентах или функциональных подсистемах, не имеющим единой информационной платформы)?
Просим привести примеры всех вышеперечисленных типов систем.
'ч Пример системы, реализующей частичную функциональность: в медицинском \ учреждении есть медицинская информационная система, позволяющая учитывать в / электронном виде, например, выписку рецептов на лекарственные средства, а учет ^ остальных медицинских услуг осуществляется в бумажном виде.
Системы, работающие на различных компонентах или функциональных подсистемах, не имеющие единой информационной платформы, — это системы, реализующие частичную функциональность и разработанные (одной или разными компаниями) с использованием разных информационно-технологических решений.