ВрЭЧ :::: ИТ в управлении здравоохранением
™ и информационные
технологии
%
>
А.А. КОНОВАЛОВ,
к.м.н., директор государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Медицинский информационный аналитический центр» (ГБУЗ НО «МИАЦ»), г. Нижний Новгород, Россия, [email protected]
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 614.2:61.002.63:61.003:681.3
Коновалов А.А. Опыт организации внедрения информационных технологий в рамках региональной программы модернизации здравоохранения: итоги и перспективы (МИАЦ Нижегородской области, г. Нижний Новгород, Россия)
Аннотация: В статье приводится анализ результатов реализации мероприятий раздела «Внедрение современных информационных технологий в здравоохранение» областной Программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 годы. Дана оценка достижения целевых индикаторов программы и динамики базовых показателей информатизации учреждений здравоохранения области, намечены пути закрепления положительной динамики в исполнении масштабных задач информатизации здравоохранения и обеспечения максимальной эффективности от вложений.
Ключевые слова: информационные системы, медицинские информационные системы, электронные медицинские карты, внедрение информационных систем, программа модернизации здравоохранения.
UDC 614.2:61.002.63:61.003:681.3
Konovalov А.А. Experience of implementation of information technologies within the regional healthcare modernization program: results and prospects (Nizhny Novgorod regional center of medical information and analysis, Nizhny Novgorod, Russia)
Abstract: The article analyzes results of the government program «Implementation of modern information technologies in healthcare», performed within the regional healthcare modernization activities in the Nizhny Novgorod region in 2011-2012. The estimation of achieving program KPI's of healthcare informatization are given in order to consolidate the positive dynamics of large-scale problems and to maximize the effectiveness of government investments. Keywords: information systems, healthcare information systems, electronic healthcare record, information system deployment, healthcare modernization program.
Введение
Можно с уверенностью сказать, что 2011-2012 годы войдут в историю информатизации отечественного здравоохранения как период масштабных задач и беспрецедентного финансирования в рамках региональных программ модернизации здравоохранения.
Впервые регионам была предоставлена возможность в короткий срок количественно и качественно изменить информационную среду системы здравоохранения, заложив прочную основу для устойчивого развития как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе. Впервые задачи информатизации здравоохранения
I/IT в управлении здравоохранением
www.idmz.ru
SOI 3, №4
■■■■
гш
получили четкие формулировки в составе федеральных законов [1, 2] и приказов отраслевого министерства [3].
Организация региональных мероприятий
Внедрение в арсенал системы здравоохранения Нижегородской области современных информационных технологий в рамках региональной Программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на
2011-2012 годы осуществляется на основании Постановления Правительства Нижегородской области № 174 от 15 марта 2011 года и соглашения между Правительством Нижегородской области, Минздравсоцразвития России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по финансовому обеспечению региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области от 19 сентября 2011 года.
Реализация мероприятий областной Программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 годы, определенных разделом «Внедрение современных информационных технологий в здравоохранение», начала осуществляться, в отличие от прочих направлений, в более поздние сроки, конкретно — с февраля 2012 года. Это было связано с разработкой федеральной нормативной документации (в частности, Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее — ЕГИСЗ), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28 апреля 2011 года №364, комплекта методических рекомендаций).
Конкурсные процедуры в 2011 году были приостановлены в связи с поручением Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления (п. III.2 протокола от
25.10.2011 №22), и возобновлены после
письменного согласования размещения заказа с Минздравсоцразвития РФ.
Суммарный объем финансирования по задаче 2, включая средства ОМС и областного бюджета, составил 507 295,4 тысяч рублей. По итогам года было законтрактовано 505 097,74 тысяч рублей (99,6%). Экономия по итогам года составила 2197,66 тыс. рублей, эти средства направлены на решение задач, поставленных в рамках одноименных мероприятий.
В 2012 году в сфере информатизации здравоохранения были поставлены две значительные по масштабу задачи: организация электронной записи на прием к врачу и ведение электронной медицинской карты. В целях решения поставленных задач были проведены следующие мероприятия.
В 194 учреждениях организована ведомственная защищенная сеть на основе широкополосных резервированных защищенных каналов связи и локальных вычислительных сетей. Организован центр обработки данных (ЦОД) Министерства здравоохранения Нижегородской области.
Оснащены компьютерным оборудованием в соответствии с архитектурой «тонкий клиент» 2377 рабочих мест, обучены специалисты, в том числе с использованием системы дистанционного обучения.
Функционирует в режиме опытной эксплуатации единая региональная медицинская информационная система, при этом предусмотрена совместимость с унаследованными информационными системами.
Первые итоги
В итоге по результатам за 2012 год рекордно — на 25,8% — вырос показатель обеспеченности автоматизированными рабочими местами учреждений здравоохранения. При этом техническая оснащенность рабочих мест увеличилась более чем в два раза и составила 0,42 на одного медицинского работника (рис. 1).
Практически вдвое (+90%) выросла обеспеченность серверным оборудованием. Фак-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ : N ■■ ■ ■ ■■■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■
I и информационные
технологии
%
>
тическое наличие защищенных локально-вычислительных сетей в медицинских учреждениях увеличилось на 78,9% и составило 91% (от общего числа учреждений).
Впервые доля компьютерной техники, используемой в автоматизации лечебно-диагностического процесса, составила более половины (54,3%) от числа всего компьютерного парка системы здравоохранения, увеличившись более чем на треть (+34,3%) (рис. 2).
Наряду с ростом показателей технической оснащенности учреждений, необходимо особо отметить, что архитектура созданной информационной системы построена по признанно эффективной и перспективной на данный момент «облачной» технологии [4] и реализует принципы централизованного использования однократно введенных данных, — одно из непременных условий для эффективного решения задач по улучшению качест-
8
I/IT в управлении здравоохранением
www.idmz.ru
SOI 3, №4
■■■■
гш
ва и доступности медицинской помощи при условии охраны персональных данных и широких возможностей интеграции [5].
Использование централизованной аппаратно-программной базы способствует ведению единой базы данных медицинской помощи. В настоящий момент персональные данные 98% населения области конвертированы в формат электронной медицинской карты и доступны для редактирования во всех 194 учреждениях, оказывающих медицинскую помощь.
Электронная услуга записи на прием к врачу в Нижегородской области функционирует с декабря 2012 года в 125 учреждениях, оказывающих амбулаторную помощь. Услуга доступна через Портал государственных услуг Российской Федерации http://gosuslu-gi.ru, через Региональный портал записи на прием к врачу 1тМр://регистратура52.рф, и через информационные киоски (инфоматы).
Для обратной связи организована «горячая линия» для получателей государственной услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу» — (831)435-57-55, работает электронный адрес для отзывов по услуге — [email protected], предоставлена возможность оставить отзыв в «личном кабинете» на портале государственных услуг.
С начала введения в действие электронной регистратуры в области записались на прием свыше 25 тысяч человек, доля записей в электронном виде составила около 6% от общего числа предварительной записи.
Таким образом, в целом целевые индикаторы региональной программы модернизации системы здравоохранения по задаче «Внедрение современных информационных технологий» были достигнуты.
Задачи ближайшей перспективы
Вместе с тем по результатам регулярно проводимого мониторинга функционирования информационной системы выявлено, что только в половине учреждений работа ведется с необходимой интенсивностью и налицо
необходимость «стимулирования ведения электронных медицинских карт» [6].
Очевидно, чтобы гарантировать исполнение масштабных задач информатизации здравоохранения и получить максимальную отдачу от инвестиций, важно обеспечить максимальную загрузку ресурсов информационной системы. Для этого в каждом учреждении рекомендовано:
— обеспечить работу на каждом подключенном рабочем месте, активно накапливать опыт работы с электронной медицинской картой, электронной записью на прием;
— при необходимости организовать дистанционное обучение сотрудников с использованием видеопортала;
— сообщать в службу поддержки о «слабых местах» системы для оперативной доработки;
— организовать разъяснительную работу с населением всеми доступными способами (85% обращений на «горячую линию» связаны с неинформированностью пациентов).
Заключение и предложения
Таким образом, в ходе реализации региональной Программы модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2012 годы достигнута беспрецедентная динамика количественных показателей оснащенности учреждений здравоохранения.
При этом особенно важно отметить, что проведенные изменения осуществлены в рамках единой государственной политики в сфере информатизации здравоохранения и построены на современной качественно новой аппаратно-программной базе.
Вместе с тем, чтобы гарантировать исполнение масштабных задач, поставленных Президентом и Правительством РФ, обеспечить стабильную положительную динамику и максимальную эффективность от вложений, представляется необходимым расширение мер государственной поддержки в вопросах информатизации здравоохранения, основанных на мероприятиях правового и финансового характера, в частности:
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■■ ■■■ ■ ■ ■■ ш ■ ■ ■■■ ■ ■
ВрЭЧ :::: ИТ в управлении здравоохранением
™ и информационные
технологии
1. Детализация обязательств органов исполнительной власти и механизма финансирования мероприятий по информатизации системы здравоохранения как в системе ОМС, так и в отношении учреждений здравоохранения, финансируемых из средств соответствующих бюджетов, в период после завершения территориальных программ модернизации.
2. Разработка и введение в действие нормативных документов федерального уровня, устанавливающих минимальные нормативы обеспеченности медицинских организаций специалистами в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также аппаратно-программным обеспечением и сервисными услугами [7].
3. Разработка и создание ведомственных нормативно-правовых актов, разъясняющих положения федерального законодательства об электронной цифровой подписи (Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи») и устанавливающих программно-технические условия для обеспечения тождественности электронного и бумажного документа.
4. В целях обеспечения координации работ по информатизации здравоохранения необходимо кардинально пересмотреть вопросы полномочий взаимодействующих сторон и организации деятельности медицинских информационно-аналитических центров (в частности, Примерное положение об организации деятельности медицинского информационно-аналитического центра, направленное Письмом Минздрава РФ от 24.08.2001 № 2510/9138-01-32).
5. В связи с изменившейся в 2012 году нормативной базой по защите персональных данных (Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных») предлагается пересмотреть Методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости», согласованные 22.12.2009 ФСТЭК России и утвержденные 23.12.2009 Минздравсоцразвития РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 №364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».
4. Гусев А.В. Перспективы облачных вычислений и информатизация учреждений здра-воохранения//Врач и информационные технологии. — 2011. — №2. — С. 49-53.
5. Копаница Г.Д., Цветкова Ж.Ю. Европейский опыт и пути развития информатизации системы здравоохранения//Врач и информационные технологии. — 2013. — № 1. — С. 49-53.
6. Зингерман Б.В, Шкловский-Корди Н.Е. Электронная медицинская карта и принципы ее организации//Врач и информационные технологии. — 2013. — №2. — С. 37-58.
7. Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23.07.1998 №28 «Об утверждении Межотраслевых типовых норм времени на работы по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств».
10