УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY; CRIMINAL-EXECUTIVE LAW
УДК-347.82
Евтушенко Юрий Леонидович
старший преподаватель 21 кафедры тактики и общевоенных дисциплин 2 авиационного факультета (истребительной авиации) Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова, кандидат исторических наук, доцент (г. Армавир)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация:
в статье рассмотрены виды правонарушений на воздушном транспорте. Приведены основные правовые нормы законодательства Российской Федерации, исследованы различные виды юридической ответственности за нарушение воздушного законодательства РФ.
Ключевые слова:
воздушное судно, ответственность, перевозчик, правонарушение, проступок, транспорт.
Yevtushenko Yuri Leonidovich
Senior Lecturer of 21-st Department of Tactics and All-military Disciplines of 2-nd Aviation Faculty (destructive aircraft), Krasnodar Highest Military Aviation College of Pilots named after the Hero of the Soviet Union A.K. Serov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor (Armavir)
LIABILITY FOR VIOLATION OF THE AIR LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract:
The article deals with the types of offenses in air transport. The basic legal norms of the legislation of the Russian Federation are provided, various types of legal responsibility for violation of the air legislation of the Russian Federation are investigated.
Keywords:
aircraft, liability, carrier, offense, misdemeanor, transport.
Правонарушение - совершённое виновно-вредное деяние, нарушающее предписание правовых норм и влекущее за собой юридическую ответственность. Правонарушением признаётся только виновно-совершённое деяние.
Правонарушение всегда является актом поведения, это всегда деяние (действие или бездействие):
а) действие представляет собой акт активного поведения;
б) бездействие - акт пассивного поведения.
Виды правонарушений на транспорте:
- преступление - общественно-опасное деяние против безопасности движения и эксплуатации транспорта, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания;
- проступки - такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правопорядка, существующего в обществе. К ним относятся дисциплинарные, административные проступки, гражданско-правовые деликты:
а) дисциплинарный проступок - правонарушение, заключающееся в неисполнении либо в ненадлежащем исполнении лицом по его вине возложенных на него трудовых или иных служебных обязанностей и нарушающее трудовой распорядок, служебную дисциплину (на транспорте);
б) административный проступок - виновное противоправное деяние, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (глава 11. Административные правонарушения на транспорте) предусмотрена административная ответственность;
в) гражданско-правовой деликт - правонарушение, совершённое в сфере имущественных отношений на транспорте, выражается в нанесении субъектам гражданских правоотношений имущественного вреда, неисполнении обязательств (по перевозкам пассажиров и грузов).
В соответствии со ст. 4 Воздушного кодекса РФ лица, виновные в нарушении воздушного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [1].
Дисциплинарные правонарушения в основном предусмотрены нормами трудового законодательства, дисциплинарными уставами, положениями о прохождении службы в государственных органах.
На основании ст. 328 Трудового кодекса РФ работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно -правовому регулированию в области транспорта.
В главе 11 Кодекса об административных правонарушениях РФ представлена группа составов правонарушений на транспорте, за которые может наступить административная ответственность.
Объективной стороной этих правонарушений является:
- размещение в районе аэродрома знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов;
- повреждение оборудования аэродрома, аэродромных знаков либо воздушного судна;
- проход либо проезд без разрешения по территории аэропорта или аэродрома, либо объекта радио, либо светотехнического обеспечения полётов;
- нарушение порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме;
- невыполнение правил размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании или других объектах дневных и ночных маркировочных знаков и устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полётов воздушных судов;
- невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности;
- непринятие мер по содержанию ограждённой контролируемой территории или зоны ограниченного доступа;
- непринятие мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна лиц, ручной клади, багажа и т. д., не прошедших досмотр, и т. д.;
- нарушение порядка допуска к выполнению полётов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов;
- взлёт на воздушном судне при наличии неисправностей, с которыми запрещено начинать выполнение полёта без разрешения уполномоченного органа, либо с нарушениями норм пассажиро-вместимости или ограничений по полётной массе или центровке воздушного судна;
- управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления;
- управление воздушным судном, не прошедшим государственную регистрацию;
- управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полётная документация;
- управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, и т. д. [2].
Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного (железнодорожного, водного транспорта) установлена ст. 263 Уголовного Кодекса РФ.
В соответствии с данной уголовно-правовой нормой уголовная ответственность предусмотрена за совершение следующих действий:
1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
2. То же деяние, повлёкшее по неосторожности смерть человека.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц [3; 4].
По мнению Масленцова Р.В., в нашей стране к пассажирам-нарушителям применяют лишь общие статьи уголовного и административного кодексов [5].
Приведём пример. Макеев О.С. следовал в качестве пассажира на борту воздушного судна АК «<данные изъяты>», выполнявшего рейс № «<данные изъяты>». Во время полёта Макеев О.С., находясь в состоянии алкогольного опьянения, неоднократно курил в туалете и в салоне воздушного судна, чем нарушал правила поведения на борту воздушного судна, связанные с обеспечением безопасности полёта, установленные авиаперевозчиком АК «<данные изъяты>». В ответ на замечание бортпроводника Макеев О.С., действуя из личных неприязненных отношений к последнему, находясь в общественном месте, осознавая противоправный характер своих действий, нанёс рукой, сжатой в кулак, два удара по туловищу бортпроводника, в результате чего они оба, не удержавшись на ногах, упали на пол салона воздушного судна. Далее Макеев О.С., продолжая свои умышленные противоправные действия, своей правой рукой с силой придавил кисть правой руки бортпроводника к полу, причинив тем самым ему телесное повреждение, которое квалифицируется как средней тяжести вред здоровью по признаку длительного расстройства здоровья продолжительностью свыше трёх недель (более 21 дня). Приговором Солнцевского районного суда г. Москвы № 1-401/2014 от 28 ноября 2014 г. Макеев О.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 112 ч. 2 п. «б» УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев. На основании ст. 73 УК РФ назначенное Макееву О.С. наказание в виде лишения свободы
признано считать условным с испытательным сроком в течение 2 (двух) лет [6].
Таким образом, ответственность за нарушение воздушного законодательства следует определять как меру государственного принуждения, основанную на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающуюся в установлении для него определённых отрицательных последствий в форме ограничений личного или имущественного порядка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воздушный кодекс Российской Федерации. Федеральный Закон РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_13744/.
2. Кодекс об административных правонарушениях. Федеральный Закон РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34661/.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный Закон РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10699/.
4. Сирик М.С. Потерпевший как субъект отношений, охраняемых уголовным законом, которому причинён преступлением вред // Актуальные вопросы юридической науки и практики : материалы III Межвузовской научно-практической конференции. - Краснодар, 2014. - С. 118-121.
5. Масленцов Р.В. Правовые аспекты ответственности авиапассажиров за нарушение воздушного законодательства // Наука сегодня: вызовы и решения : материалы Международной научно-практической конференции. - Вологда, 2017. - С. 92-95.
6. Приговор Солнцевского районного суда г. Москвы № 1-401/2014 от 28 ноября 2014 г. в отношении Макеева О.С. [Электронный ресурс] / / Судебные и нормативные акты РФ. - Режим доступа: http://sudact.ru/.
REFERENCES
1. Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii. Federal'nyj Zakon RF ot 19.03.1997№ 60-FZ[Air code of the Russian Federation. Federal Law of the Russian Federation of 19.03.1997 № 60-FZ]. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_13744/. (In Russian).
2. Kodeks ob administrativnyh pravonarusheniyah. Federal'nyj Zakon RF ot 30.12.2001 № 195-FZ [Code of administrative offences. Federal Law of the Russian Federation of 30.12.2001 № 195-FZ]. Available at: http://www.consultant. ru / document / cons_doc_LAW_34661/. (In Russian).
3. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii. Federal'nyj Zakon RF ot 13.06.1996 № 63-FZ [Criminal code of the Russian Federation. Federal Law of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_10699/. (In Russian).
4. Sirik M.S. Poterpevshij kak sub"ekt otnoshenij, ohranyaemyh ugolov-nym zakonom, kotoromu prichinen prestupleniem vred. Aktual'nye voprosy yuridicheskoj nauki i praktiki [Topical issues of legal science and practice]. Krasnodar, 2014. P. 118-121. (In Russian).
5. Maslencov R.V. Pravovye aspekty otvetstvennosti aviapassazhirov za na-rushenie vozdushnogo zakonodatel'stva. Nauka segodnya: vyzovy i resheniya [Science today: challenges and solutions]. Vologda, 2017. P. 92-95. (In Russian).
6. Prigovor Solncevskogo rajonnogo suda g. Moskvy № 1-401/2014 ot 28 noyabrya 2014 g. v otnoshenii Makeeva O.S. Sudebnye i normativnye akty RF [Judicial and normative acts of the Russian Federation]. Available at: http://sudact.ru/. (In Russian).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Евтушенко Ю.Л. Ответственность за нарушение воздушного законодательства Российской Федерации / Ю.Л. Евтушенко // Закон и жизнь. - 2018. - Т. 2, № 4. - С. 37-43.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Yevtushenko Y.L. Liability for Violation of the Air Legislation of the Russian Federation. Zakon i zhizn' = Law and life, 2018, vol. 2, iss. 4, pp. 37-43. (In Russian).