УДК 316.75:004-057.875
Соф. Г. Баринова, Св. Г. Баринова
Ответственность в цифровой среде в культуре повседневности
современной молодежи
Культура повседневности формирует изо дня в день базу ценностей и смыслов человеческой жизни. С целью получения данных о месте и роли цифровой среды в жизни современных студентов было проведено анкетирование. Опрос охватывал составляющие жизни студентов, которые связаны с учебой, взаимоотношениями с близкими людьми, повседневными делами, интересами и увлечениями и т. п. Теоретико-методологическими подходами к рассмотрению культуры повседневности молодежи в цифровой среде выступают системный, комплексный и аксиологический. Специфика исследования выявила необходимость применения причинно-следственного анализа изучаемых явлений. Понимание цифровой ответственности - важный элемент в построении культуры не только будущего, но и настоящего. Принимая любой цифровой контент как норму и обыденность, люди рискуют постепенно и неосознанно стать терпимыми ко все более страшным вещам. Даже если они не присваивают эти «нормы», последние неизбежно входят в сознание. Масштабы и особенности функционирования цифровой среды таковы, что прежние регуляторы для нее не работают и потому изменить ситуацию можно лишь через культуру. Результаты исследования могут быть применены в философии, культурологии, педагогике.
Ключевые слова: цифровая среда, молодежь, студенчество, культура повседневности, ответственность, ценности, цифровые угрозы
Sofia G. Barinova, Svetlana G. Barinova Digital responsibility in the culture of everyday life of modern youth
The culture of everyday life forms the basis of values and meanings of human life from day to day. To obtain data on the place and role of the digital environment in the lives of modern students, a survey was conducted. The survey covered the components of students' lives that are related to studies, relationships, daily activities, interests and hobbies, etc. Theoretical and methodological approaches to the consideration of youth everyday culture in the digital environment are systemic, integrated and axiological. The specifics of the study revealed the need to apply a causal analysis of the phenomena under study. Understanding digital responsibility is an essential element in building a culture not only in the future, but also in the present. By accepting any digital content as normal and commonplace, people risk gradually and unconsciously becoming tolerant of increasingly terrible things. Even if they do not appropriate these "norms", the latter inevitably enter consciousness. The scale and features of the functioning of the digital environment are such that the previous regulators do not work for it, and therefore the situation can only be changed through culture. The results of the research can be applied in philosophy, cultural studies, and pedagogy.
Keywords: digital environment, youth, students, everyday culture, responsibility, values, digital dangers DOI 10.30725/2619-0303-2024-4-18-23
Одной из важнейших проблем новой цифровой среды, на наш взгляд, является тема ответственности в трансформирующихся условиях повседневности. Изучение цифровой среды с позиции философии и культурологии представляется важным, поскольку помогает вскрыть не просто механизмы, новые веяния, психологию цифровых процессов, но и дает возможность осмыслить их перспективы для будущего. «Ценностный релятивизм, индивидуализм, психология массового общества потребления формируют представление о ценностях как объекте вожделения субъекта» [1, с. 244].
С целью получения данных о месте и роли цифровой среды в жизни современ-
ных студентов мы провели анкетирование. В настоящей работе мы представляем результаты, полученные по вопросам ответственности в цифровой среде. Опрос охватывал составляющие жизни студентов, которые связаны с учебой, взаимоотношениями с близкими людьми, повседневными делами, интересами и увлечениями и т. п. Данное исследование проводилось именно в той возрастной группе, которая родилась и выросла в период развития цифровой среды, фактически это первое поколение, для которого гаджет стал постоянным «спутником» жизни с самого детства. Логика и последовательность вопросов выстраивались нами таким образом, чтобы не влиять на анкетируемых,
не провоцировать на те или иные ответы, позволяя выбирать несколько вариантов, предлагать свои ответы, чтобы в итоге получить достоверные данные. Исследование проводилось в мае 2024 г. среди студентов красноярских высших учебных заведений: Сибирского федерального университета, Сибирского юридического института МВД РФ, Красноярского государственного аграрного университета. Всего в опросе приняли участие 178 студентов (108 девушек или 60,7 %, 70 юношей или 39,3%), из них 169 человек (94,9 %) в возрасте от 17 до 25 лет.
Мы готовились к проведению исследования и анализу его результатов, учитывая культуру повседневности в ее глубоком понимании, как формирующую изо дня в день базу ценностей и смыслов человеческой жизни. «Повседневность - это обыденная жизнь человека, мир, с помощью которого он строит свою жизнедеятельность, объясняет мотивы поведения, нормы, правила и ценности, жизненные ситуации, в которые он попадает и с которыми сталкивается. В пространстве повседневности индивид также реализует свои способности, умения и навыки, раскрывает таланты» [2, с. 20]. «Культура повседневности - весь объем культуры, актуализированной в человеческой жизнедеятельности сегодняшнего дня, здесь и сейчас» [3, с. 203]. Под цифровой средой в опросе понимается пребывание в Интернете и широкое применение с разными целями компьютеров, смартфонов, планшетов и т. п.
Ответственность - правовая и моральная категория, демонстрирующая «особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм» [4, с. 324]. При этом моральная ответственность гораздо шире правовой в том смысле, что она не ограничивается сферой причинности. С точки зрения права виновный отвечает только за те действия или состояния, причиной которых он явился. С позиции морали субъект может быть ответственным и за те состояния, в которых он прямо невиновен: по-настоящему ответственный человек не остается равнодушным свидетелем к чужой беде, он вступается за слабых, обездоленных, пострадавших и т. д., своими реальными действиями он останавливает или предупреждает несправедливость. Это же применимо и к ответственности в цифровой среде, где взаимодействие виртуальное
и опосредованное, но все его последствия абсолютно реальны в физическом мире. Таким образом, ответственность есть четко определенное обязательство, цель которого - достижение и утверждение общего блага; исполнение же этого обязательства обусловлено правовыми и моральными нормами, интересами общества, природы и конкретными историческими обстоятельствами. В свою очередь на формирование ответственности могут влиять различные факторы, включая развитие техники и промышленности, интересы крупного бизнеса, изменения в образе жизни и мышлении людей, научные и государственные подходы к вопросам воспитания и т. п. Отсюда многообразны и проявления ответственности и безответственности. В частности, обращает на себя внимание проблема демонстративного потребления, когда поступками руководит искаженное представление о жизни, обществе, базирующееся на эгоизме и стремлении к материальному обогащению.
Ценностные основания подходов к цифровой ответственности можно рассматривать в разных направлениях, но целесообразным видится такое осмысленное понимание цифровой ответственности, которое бы не столько стремилось удовлетворить или опровергнуть какие-либо подходы, сколько установить реальную меру ответственности. А. А. Сычев предлагает аналитический подход, позволяющий выделить ключевые компоненты ответственности и операционализировать ее: «В полной мере ответственными являются только те действия, которые соответствуют трем условиям: совершаются субъектом свободно, демонстрируют заботу об объекте и могут расцениваться соответствующей инстанцией как заслуживающие поощрения» [5, с. 37].
В ходе своего исследования мы обнаружили, что цифровая среда является такой обыденностью для молодых людей, что их перестает интересовать сам факт присутствия в этом новом мире. На вопрос о том, что чаще испытывают опрошенные, если фото-, видеоматериалы с их участием попадают в цифровую среду, наибольшее количество голосов (98 или 55,1 %) набрал ответ «безразлично». 79 человек (44,4%) ответили, что им от этого становится интересно. 27 опрошенных (15,2%) испытывают радость, еще 17 респондентов (9,6%) - даже гордость (хотя мы не уточняли, о каком контенте может идти речь). Ответы «неприятно» дали
45 человек (25,3%) и «страшно» - 11 опрошенных (6,2%). С одной стороны, цифровая среда для данного поколения уже стала настолько привычным пространством, что кажется им не требующей контроля и внимания. С другой - возможно, в силу возраста они еще могут не осознавать ответственности и значения такой демонстрации собственной жизни, ведь «цифровые следы» остаются и в реальной жизни...
Понимание цифровой ответственности -важный элемент в построении культуры будущего и настоящего. Это подразумевает уважение к чужой жизни, развитую эмпа-тию, умение сочувствовать, поддерживать, анализировать все последствия своих действий и высказываний и т. п. Этому показателю у нас был также посвящен вопрос о том, спрашивают ли разрешение респонденты на размещение в цифровой среде контента, касающегося других людей (фото, видео родственников, друзей, коллег, начальства, преподавателей, учителей, случайных незнакомых людей и т.д.). В нашем исследовании 75 человек (42,1 %), утверждают, что всегда спрашивают разрешение на размещение информации о других людях у них самих. Ответ «зависит от ситуации» выбрали 68 респондентов (38,2%). Никогда не спрашивают 9 опрошенных (5,1 %). Столько же человек (9 или 5,1 %) ответили, что никогда не размещают материалы с другими людьми.
С целью выявления степени ответственности мы также спросили студентов, анализируют ли они возможные последствия размещения какого-либо контента в цифровой среде. Только 67 человек или 37,6% ответили, что всегда долго анализируют, прежде чем что-то разместить. 48 опрошенных (27%) не дали однозначного ответа, они поступают по-разному, а определяющим для них является важность содержания для них же самих. Напротив, 10 других респондентов (5,6%) также не дали однозначного ответа, они тоже поступают по-разному, но для них определяющим выступает важность содержания для других людей. 30 человек (16,9%) ответили, что стараются анализировать, но не всегда получается предугадать реакции и последствия. 12 анкетируемых (6,7%) не анализируют никогда, т. к. убеждены, что последствия невозможно предугадать. Только 11 студентов (6,2%) никогда не размещают никакой контент в цифровой среде. Понятно, что злого умысла при размещении каких-либо материалов у них обычно нет: «Большая
часть молодежи снимает видео только ради того, чтобы поделиться роликами с друзьями и близкими, получить оценку, „лайки", продемонстрировать свои жизненные истории и практики» [6, с. 291]. Отсюда важно, что формирование цифровой ответственности (и популярной сегодня цифровой гигиены) должно происходить и в образовательном процессе, причем с самого раннего возраста [7; 8]. «Возрастает потребность в надпрофессиональных коммуникативных навыках, поскольку виртуальное пространство представляет собой вторую реальность и глубоко социально по своей природе» [9, с. 43]. Это, с одной стороны, позволит использовать цифровую среду там, где она может реально помочь (например, раскрыть преступление), но в то же время научит не создавать угроз для жизни другого человека, угроз любого рода (например, высмеивание несчастных случаев).
Цифровая среда представляет собой абсолютно новые условия жизни еще и потому, что все самое важное и сокровенное для людей теперь находится в их мобильных устройствах, имеющих выход в Интернет. Опасность не только в физической потере самого гаджета, но и в хакерском взломе, когда все данные могут утекать к преступникам или становиться открытыми для всех. Серьезная проблема и в том, что контролировать все данные о себе мы уже не можем: медицинские учреждения, банки, обслуживающие организации и т. д. - все хранят информацию о нас в электронном виде. А значит цифровая ответственность должна быть прежде всего частной, личной, а также профессиональной. В нашем исследовании мы спросили обучающихся о том, какая судьба ждет содержимое их мобильных устройств. 67 студентов или 37,6% считают, что все, оказавшееся в их устройствах (фото, видео, сообщения, документы и т. д.), имеющих выход в Интернет, навсегда остается где-то в Интернете. 28,7% (51 человек) указали, что не думали об этом, но хотели бы знать и контролировать эти процессы. Для 20,8% (37 опрошенных) это не имеет никакого значения, и поэтому они об этом даже не задумываются. 12,9 % (23 респондента) убеждены, что контент из их устройств исчезает из цифровой среды сразу после того, как они его сами удалят.
Мы также поинтересовались у студентов, как они оценивают внедрение систем виртуальных и цифровых помощников (Алиса, ChatGPT, Siri и др.). Положительное отношение к виртуальным помощникам высказали
116 студентов (65,2 %), отрицательное - только 4 человека (2,2%), нейтральное - 54 опрошенных (30,3%), еще 4 респондента не определились в своем отношении. Можно сказать, что цифровые помощники становятся полноправной частью цифровой среды и реальной частью физического мира. Генераторы текстов сегодня, на наш взгляд, не только обедняют словарный запас человека и регрессируют его способности к творческой мыслительной деятельности, но и могут приводить к убежденности в неспособности мыслить, творить самостоятельно. При этом «общаться» с ними можно бесконечно. Возможно, это не вполне осмысленное общение (пока), хотя ведь и с живыми людьми оно не всегда бывает полным глубоких мыслей. Но точно не вполне нормально, что при «общении» с голосовым помощником лишь один человек задает тон и «логику» всей беседе. «Электронная технология элиминирует автора и индивидуальность, позволяя осуществлять трансмиссию потока малосвязанных текстов, образующих мозаику. Фрагментация способствует экстенсивному, поверхностному чтению, подобному скольжению, а читатель превращается в self-made тап'а, сотворившего себя посредством попутного серфингу обучения» [10, с. 12]. Не станет ли цифровой помощник в итоге вредителем социализации человека?
На вопрос «Ощущаете ли Вы растерянность в цифровой среде?» утвердительно ответили только 5 человек (2,8%); 45 студентов (25,3%) иногда ощущают растерянность в цифровой среде; не задумывались об этом 33 опрошенных (18,5%); ответ «нет» дали 86 респондентов (48,3%); 9 анкетируемых (5,1 %) ощущают большую растерянность в реальном мире. Получается, что основная часть молодых людей не ощущает цифровую среду как нечто некомфортное; для этого поколения она является нормальной средой обитания.
На вопрос об угрозах цифровой среды, которые ощущают обучающиеся, они чаще всего указывали риск утечки личных персональных данных к преступникам - так ответили 111 человек (62,4%). Осознают проблему потери времени в Интернете 88 студентов (49,4%). Угрозы финансовых потерь видит 51 человек (28,7%), вред здоровью - 35 респондентов (19,7%). О вопросах защиты авторского права и интеллектуальной собственности в связи с угрозами цифровой среды высказался один студент. Получается, что цифровых помощников одобряют почти все молодые люди, а о вопросе авторского
права задумываются лишь единицы. 22 опрошенных (12,4%) не ощущают никаких угроз и рисков в цифровой среде. Можно увидеть, что современные молодые люди достаточно хорошо осознают риски и угрозы цифровой среды, но как показывают ответы на предыдущий и другие вопросы, эти риски и угрозы не являются для них препятствием к пребыванию в цифровой среде. Более того, цифровой мир и реальный мир вокруг себя треть опрошенных (58 человек или 32,5%) признают единым пространством всей своей жизни, еще треть (56 студентов или 31,5%) разделяют эти понятия (цифрового и реального) и оценивают их как два разных мира, а 64 человека (36%) не воспринимают цифровую среду как пространство своей жизни, для них это лишь инструмент.
Мы также попросили студентов оценить соответствует ли их образ в цифровой среде их же образу в реальном мире. Большая часть опрошенных (132 человека или 74,2 %) утверждает, что их образ в цифровой среде и реальном мире - это одно и то же. 26 анкетируемых (14,6%) осознают и признают, что это два разных образа. 20 студентов (11,2%) не размещают фото и личную информацию о себе, т. е. не создают свой образ в цифровой среде. Хотя большинство наших опрошенных признает или считает, что их образ в цифровой среде правдоподобен, а значит является продолжением их реальной повседневности, общеизвестно, что образ в социальных сетях чаще представляет идеализированную картинку или желаемый аватар самого себя. Отсюда можно предположить, что цифровая среда формирует культуру недостоверной или не полностью достоверной повседневности. «В традиционном обществе идентичность была довольно устоявшимся явлением, демонстрировавшим стабильность, устойчивость, предсказуемость человеческой жизни... Идентификационные процессы, происходящие в цифровом мире, двойственны: с одной стороны, человек ориентирован на внешние коммуникации, он публичен, открыт для общения, а с другой стороны, виртуальные коммуникации вполне допускают анонимность и произвольность в формировании своего аватара» [11, с. 362].
Для молодых людей создание собственного образа и построение имиджа традиционно связаны с соответствием моде. Мы поинтересовались у обучающихся, что они предпринимают для соответствия современным трендам в одежде, внешнем виде, образе
жизни. В нашем опросе самым популярным ответом (84 голоса или 47,2%) оказался «поиск соответствующей информации в Интернете». На втором месте ответ «ничего намеренно не предпринимаю и не стремлюсь соответствовать никаким трендам» - так ответили 80 человек (44,9%). Анализируют внешний вид людей на улице 74 респондента (41,6%). Стараются чаще бывать в разных местах 38 опрошенных (6,2%). Нашлось и несколько человек, которые по-прежнему покупают бумажные издания (журналы о моде, стиле, современном образе жизни) - так ответили 11 студентов (6,2%). Телевизор, как источник знаний о моде и стиле, указали 10 опрошенных (5,6%). Только один человек (0,6%) обращается для этих целей к мнению родных и близких. Таким образом, и здесь первенство за Интернетом, т. е. именно он способен формировать не только новые привычки и способы коммуникации, досуга, но и чувство вкуса и стиля у молодых людей. Конечно, преимущественное пребывание в реальном мире заставляет молодежь анализировать тенденции и в реальном физическом окружении. Но начиная со времен развития телевидения и Интернета то, как мы выглядим, все больше формируется под влиянием виртуального мира и цифровой среды. В качестве примера можно привести недавний пугающий для Сибири «тренд», когда молодые люди в 30-градусные морозы продолжали ходить в кроссовках на босую ногу. Невозможно представить, чтобы такая «мода» могла естественно и самостоятельно зародиться в морозном климате. В нашем регионе это побудило обучающихся одного медицинского средне-профессионального образовательного учреждения провести совместно с врачами-педагогами исследование, в ходе которого они доказали, что такая мода в холодном климате опасна для здоровья и угрожает жизни.
С одной стороны, цифровая среда сама по себе становится ценностью за счет своих технических, развлекательных, коммуникативных возможностей и удобства. С другой -она содержит в себе как новые возможности, так и большие риски: утрата конфиденциальности, безопасности, уединенности, уважения к чужой частной жизни, возможности творчества, сохранности авторского права и. т. д. Цифровая среда создала прежде невообразимые возможности для самопрезентации и широкой известности для любого человека, что не всегда адекватно воспринимается незрелыми умами. А избыток инфор-
мации, когда за короткий промежуток времени на одной странице или из одного ресурса человек получает сразу массу информации, от рецептов блюда до кадров страшных преступлений, негативно влияет на мировосприятие даже взрослого человека, делая его более равнодушным или тревожным.
Поэтому формирующаяся сегодня на основе цифровой среды культура повседневности должна своей неотъемлемой составляющей иметь ответственность. Важно, когда это понимание существует и на государственном уровне [12; 13]. Принимая любой цифровой контент как норму и обыденность, люди рискуют постепенно и неосознанно стать терпимыми ко все более страшным вещам. Даже если они не присваивают эти «нормы», последние неизбежно входят в сознание. Охват и особенности функционирования цифровой среды таковы, что прежние регуляторы (ограничений и наказаний) для нее не работают, и потому изменить ситуацию можно лишь через культуру. По сути, все эволюционные шаги человечества стали возможными благодаря развитию прежде всего культуры, а не техники, например. Учитывая растущие масштабы цифровой среды, вопросы ответственности также должны распространяться на все сферы жизни человека.
Список литературы
1. Москвина И. К. Понятие «культурная ценность»: философско-культурологические аспекты // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 210. С. 237-245.
2. Кузьменкова Т. Л. Социально-философская рефлексия феномена повседневности // Общество: философия, история, культура. 2020. № 10 (78). С. 20-23.
3. Луков М. В. Обыденная культура и культура повседневности // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 199-203.
4. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. Москва: Пол итиздат, 1991. 560 с.
5. Сычев А. А. Модальности моральной ответственности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2015. № 2. С. 37-45.
6. Фофанова К. В., Таланов Е. И. Особенности самовыражения молодежи в условиях сетевой коммуникации // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации: материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф., Москва, 29 марта 2022 г. / отв. ред. Л. Г. Викулова. Москва: ООО «Языки Народов Мира», 2022. С. 288-292.
7. Лучина Т. И., Чердынцева Е. В. Развитие дисциплинированности и ответственности у младших школьнико // Начальная школа. 2022. № 11. С. 7-10.
8. Чердынцева Е. В., Якубенко О. В., Ожогова Е. Г. Динамика цифровой компетентности учителей начальной школы // Начальная школа. 2022. № 1. С. 59-61.
9. Мутьев В. А. Цифровые трансформации и коммуникативная вовлеченность, или в поисках социотех-нического баланса // Библиотечно-информационное образование сквозь призму профессионального стандарта «Специалист библиотечно-информацион-ной деятельности»: тез. докл. XVIII Всерос. с междунар. участием науч.-метод. конф. памяти В. А. Минкиной, Санкт-Петербург, 23-24 марта 2023 г. / сост. В. В. Брежнева, А. С. Крымская. Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. ин-т культуры, 2023. С. 42-44.
10. Мутьев В. А., Эльяшевич Д. А. Теория медиа М. Маклюэна и современный книговедческий дискурс: точки пересечения // Библиосфера. 2021. № 4. С. 4-13.
11. Платонова С. И. Идентичность в цифровом обществе генезис понятия и основные характеристики // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2024. № 49(2) С. 357-366.
12. Востряков Л. Е., Тургаев А. С. Новая модель государственной культурной политики России // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 3 (36). С. 6-16.
13. Жесткова Е. А. Управление цифровой образовательной средой современной школы // Горизонты образования: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 300-летию РАН, 300-летию со дня рождения И. Канта, 190-летию со дня рождения Д. И. Менделеева и 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина, Омск, 25-26 апр. 2024 г. Омск: Омский гос. пед. ун-т, 2024. С. 151-153.
References
1. Moskvina I. K. The concept of "cultural value": philosophical and cultural aspects. Proceedings of the Saint-Petersburg State University of Culture. 2015. 210, 237-245 (in Russ.).
2. Kuzmenkova T. L. Social and philosophical reflection of the phenomenon of everyday life. Society: philosophy, history, culture. 2020. 10 (78), 20-23 (in Russ.).
3. Lukov M. V. Everyday culture and everyday culture. Knowledge. Understanding. Skill. 2005. 3, 199-203 (in Russ.).
4. Frolova I. T. (ed.). Philosophical dictionary. Moscow: Politizdat, 1991. 560 (in Russ.).
5. Sychev A. A. Modalities of moral responsibi lity. RUDN Journal of Philosophy. 2015. 2, 37-45 (i n Russ.).
6. Fofanova K. V., Talanov E. I. Features of self-expression of youth in the conditions of network communication. Dialogue of Cultures. Culture of dialogue: digital communications: proceedings ofthe third Intern. sci. and practical conf., Moscow, Mar. 29, 2022 / rep. ed. L. G. Vikulova. Moscow: LLC "Languages of the Peoples of the World", 2022. 288-292 (in Russ.).
7. Luchina T. I., Cherdyntseva E. V. Development of discipline and responsibility among junior schoolchildren. Elementary school. 2022. 11, 7-10 (in Russ.).
8. Cherdyntseva E. V., Yakubenko O. V., Ozhogova E. G. Dynamics of digital competence of primary school teachers. Primary school. 2022. 1, 59-61 (in Russ.).
9. Mutyev V. A. Digital transformations and communicative involvement, or in search of socio-technical balance. Library and information education through the prism of the professional standard "Specialist of library and information activities": abstr. of reports ofthe XVIII All-Russ. with intern. participation sci. and methodological conf. in memory of V. A. Minkina, Saint-Petersburg, Mar. 23-24, 2023 / comp. V. V. Brezhneva, A. S. Krymskaya. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg State Inst. of Culture, 2023. 42-44 (in Russ.).
10. Mutyev V. A., Elyashevich D. A. McLuhan's media theory and modern bibliological discourse: points of intersection. Bibliosphere. 2021. 4, 4-13 (in Russ.).
11. Platonova S. I. Identity in a digital society, genesis of the concept and main characteristics. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law. 2024. 49 (2), 357-366 (in Russ.).
12. Vostryakov L. E., Turgaev A. S. New model of the state cultural policy of Russia. Bulletin ofthe Saint-Petersburg State University of Culture. 2018. 3 (36), 6-16 (in Russ.).
13. Zhestkova E. A. Management of the digital educational environment of a modern school. Horizons of education: materials of the V Intern. sci. and practical conf. dedicated to the 300th anniversary of the Russ. Acad. of Sciences, the 300th anniversary ofthe birth of I. Kant, 190th anniversary of the birth of D. I. Mendeleev and the 225th anniversary of the birth of A. S. Pushkin, Omsk, Apr. 25-26, 2024. Omsk: Omsk State Pedagogical Univ., 2024. 151-153 (in Russ.).