С. Г. Баринова
Сибирский федеральный университет
С. Г. Баринова
Красноярский государственный аграрный университет
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ МОЛОДЁЖИ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И БЛОГИ
Цель нашего исследования - определить степень влияние цифровой среды на культуру повседневности молодёжи. Культура повседневности формирует изо дня в день базу ценностей и смыслов человеческой жизни. Опрос охватывал составляющие жизни студентов, которые связаны с учёбой, взаимоотношениями с близкими людьми, повседневными делами, интересами и увлечениями и т.п. Теоретико-методологическими подходами к рассмотрению культуры повседневности молодёжи, социальных сетей и блогов в цифровой среде выступают системный и комплексный. Специфика исследования выявила необходимость применения причинно-следственного анализа изучаемых явлений. Значительная часть студентов подтвердили, что они подписаны на конкретные блоги и каналы, регулярно смотрят их. Очевидно, что авторы этих цифровых ресурсов могут влиять на формирование ценностей своей аудитории. Наиболее интересна молодёжи тема жизни и путешествий в разные города и страны. С одной стороны, это новый способ «путешествий» и знакомства с миром; с другой стороны, это становится реальным инструментом формирования имиджа отдельных городов и целых государство. Хотя большинство анкетируемых ответили, что их друзья и знакомые находятся преимущественно в реальном физическом окружении, для многих именно цифровая среда становится местом дополнительного или даже основного пространства обретения друзей. Несмотря на то, что при возникновении проблем, большинство опрошенных обращаются за помощью к родным и друзьям, а мотивирующим и вдохновляющим примером в жизни указали людей из ближайшего окружения, тревожным мы видим отсутствие у молодёжи образцов для примера из героической истории или хотя бы лучших моральных человеческих качеств. Результаты исследования могут быть применены в философии, культурологии, педагогике.
Ключевые слова: цифровая среда, молодёжь, студенчество, социальные сети, блоги, культура повседневности, ценности
S. G. Barinova
Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia) S. G. Barinova Krasnoyarsk State Agrarian University (Krasnoyarsk, Russia)
YOUTH EVERYDAY CULTURE: SOCI AL NETWORKS AND BLOGS
The purpose of the study is to determine the extent to which the digital environment influences the everyday life culture of young people. The everyday life culture forms the basis of values and meaning of human life from day to day. The survey covered student's life related to studies, relationships, daily activities, interests and hobbies, etc. Theoretical and methodological approaches to the consideration of youth everyday culture, social networks and blogs in the digital environment are systemic and integrated. The specifics of the study reveal the need to apply a cause-and-effect analysis of the phenomena under study. A significant portion of students confirmed that they subscribe to blogs and channels and watch them regularly. Clearly, the authors of these digital resources can influence the values of their audiences. The most interesting topic for young people is life and travel to different cities and countries. On the one hand, this is a new way of travelling and getting to know the world; on the other hand, it becomes a real tool for shaping the image of individual cities and entire states. Although the majority of respondents answered that their friends and acquaintances are mainly in the real physical environment, for many it is the digital environment that becomes a place of additional or even the main space for making friends. The majority of respondents turn to family and friends for help when problems arise and cite people in their immediate environment as a motivating and inspiring example. However, the authors consider the lack of role models in terms of the best moral human qualities or from heroic history to be a worrying trend. It is possible to apply the results of the research in philosophy, cultural studies, and pedagogy.
Keywords: digital environment, youth, students, social network, blogs, everyday culture,
values.
DOI 10.22405/2304-4772-2024-1 -3-94-104
Цель нашего исследования - определить степень влияние цифровой среды на культуру повседневности молодёжи. Для этого нами был проведён опрос, который охватывал составляющие жизни студентов, связанные с учёбой, взаимоотношениями с близкими людьми, повседневными делами, интересами и увлечениями и т.п. Выбор возрастной группы был обусловлен тем, что именно они родились и выросли в период развития цифровой среды, фактически это первое поколение, для которого гаджет стал постоянным «спутником» жизни с самого детства. В настоящей работе мы хотим представить результаты исследования по вопросам формирования культуры повседневности молодёжи в контексте блогов и социальных сетей. Поскольку именно социальные сети и блоги, как новые и популярные форматы повседневности, представляются наиболее важными и интересными для изучения.
Логика и последовательность вопросов выстраивались нами таким образом, чтобы не влиять на анкетируемых, не провоцировать их на те или иные ответы, позволяя выбирать несколько вариантов, предлагать свои ответы, чтобы в итоге получить достоверные данные. Исследование проводилось в мае 2024 года среди студентов красноярских высших учебных заведений: Сибирского федерального университета, Сибирского юридического института МВД РФ, Красноярского государственного аграрного университета. Всего в опросе приняли участие 178 студентов (108 девушек или 60,7 %, 70 юношей или 39,3 %), из них 169 человек (94,9%) в возрасте от 17 до 25 лет. Большинство вопросов давали возможность выбрать несколько вариантов ответа, дополнительно на каждый вопрос можно было дать свой варианта ответа.
Теоретико-методологическими подходами к рассмотрению заявленной темы выступают системный и комплексный. Специфика исследования выявила необходимость применения причинно-следственного анализа изучаемых явлений.
Изучение цифровой среды с позиции философии и культурологии представляется особенно важным, поскольку помогает вскрыть не просто механизмы, новые веяния, психологию цифровых процессов, но и даёт возможность осмыслить их перспективы для будущего, оценить с позиций общечеловеческих ценностей. Мы также готовились к проведению исследования и анализу его результатов, учитывая культуру повседневности в её глубоком понимании, как формирующую изо дня в день базу ценностей и смыслов человеческой жизни. «Повседневность - это обыденная жизнь человека, мир, с помощью которого он строит свою жизнедеятельность, объясняет мотивы поведения, нормы, правила и ценности, жизненные ситуации, в которые он попадает и с которыми сталкивается. В пространстве повседневности индивид также реализует свои способности, умения и навыки, раскрывает таланты» [3, с. 20]. «Культура повседневности - весь объём культуры, актуализированной в человеческой жизнедеятельности сегодняшнего дня, здесь и сейчас» [4, с. 203]. Под цифровой средой в опросе понимается пребывание в Интернете и широкое применение с разными целями компьютеров, смартфонов, планшетов и т.п.
Социальные сети, блоги и каналы, на наш взгляд, во многом определяют и формируют цифровую среду и связанную с ней новую культуру. Взаимодействие блогера и его подписчика представляет собой новую форму отношений. Это не товарищество и не дружба в прежнем понимании; но это тоже способ общения, эмоциональных откликов и реакций, оценивания, поиска смыслов, создания и обретения ценностей и т.д. (Причём способ всё более распространённый, если не преимущественный). Меняется выражение солидарности, одобрения, осуждения, критики, взаимоотношений с миром и с собой: виртуальные «лайки» и «дизлайки» в социальных сетях и видеохостингах имеют реальное значение, несмотря на отсутствие прямого контакта людей. «Мы можем говорить о формировании интернет-культуры как отдельного типа культуры современного общества со своими ценностями, нормами, языком и пр. Социальные сети - это не только площадка для общения, но и глобальное пространство для построения коммуникаций» [9, с. 92]. «Ещё одно явление, синтезирующее в себе практики потребления и коммуникации, - это сетевые дневники, или блоги... Самотворение, или самоконструирование, часто квалифицируются как уникальные признаки именно сетевой личности. Онлайновые дневники служат, пожалуй, лучшей иллюстрацией этого принципа. Живая, постоянно обновляемая, динамичная личностная история рождается у нас на глазах» [12, с. 70-71]. «Блоги -разновидность сайтов, на которых контент создают сами пользователи, причём доступ к нему не зависит от их количества, а обновление контента происходит без перезагрузки компьютера. Текст, написанный ведущим рубрики, в блоговой коммуникации является своеобразным "триггером", который
выполняет двойную функцию: он сообщает новые сведения, ставит проблему и по аналогии с пусковым механизмом вызывает (запускает) ответную реакцию адресата» [1, с. 7]. В процессе и после жизни своего создателя такие блоги могут даже трансформироваться в произведения художественно -документального жанра [5]. Каналы и блоги полезны, когда их авторы обучают чему-то хорошему, развивают, помогают настроиться на позитив, успокоиться, созидают, прививают чувство прекрасного, доброго, помогают тем, кто нуждается в помощи, и т.п.; причём позитивно это и для самого блогера, и для его аудитории. Печально известны и примеры отвратительных стримов, которые, к счастью, у нас запрещают законодательно. Отдельно встаёт проблема качества всевозможных специалистов, тренеров, коучей: важно понимать разницу между экспертом или любителем, ведь разбираться в чём-то и обучать других может лишь профессионал, а не просто интересующийся. Помимо возможностей самовыражения и заработка, сети и блоги превращаются в основной и эффективный инструмент объединения людей по тем или иным основаниям. «Сторонники индивидуальных ценностей, которые долгое время не могли предпринимать консолидированных действий в силу своей разобщённости, с развитием компьютерных сетей также получили реальную возможность влияния на общество» [10, с. 233-234].
В нашем исследовании большинство опрошенных (138 студентов или 77,5 %) подтвердили, что они подписаны на конкретные блоги и каналы, регулярно смотрят их. Не подписываются на конкретных блогеров, но часто смотрят чьи-нибудь блоги и каналы 24 человека (13,5 %) и иногда смотрят 23 анкетируемых (12,9 %). Ведут или планируют вести свой блог или канал 18 респондентов (10,1 %). Только четверо (2,2 %) из опрошенных указали, что не смотрят никакие каналы, блоги, не подписываются на них. Можно сказать, что данные форматы прочно вошли в жизнь, и если прежде люди начинали или заканчивали свой день свежей газетой, печатным тематическим журналом, то теперь эту функцию на себя взяли блоги и каналы.
На вопрос о том, какой тематики блоги и каналы интересны, студенты чаще всего выбирали вариант блогов о жизни и путешествиях в разные города и страны - так ответили 110 человек (61,8 %). Блоги об образе жизни интересуют 98 опрошенных (55,1 %). «Цифровая культура является откликом на активную цифровизацию общества, чтобы привлекать современных посетителей, туристов, культуре необходимо быть понятной и доступной, уметь разговаривать на доступном языке посредством современных технологий и гаджетов, создавать и предлагать уникальные цифровые продукты культуры» [6, с. 162]. 64 студента (36 %) ответили, что смотрят блоги и каналы о рецептах блюд и специальном питании. Спортивные тренировки и физическую культуру указали 59 анкетируемых (33,1 %). Почти столько же приходится на тему гардероба и моды (56 человек или 31,5 %), меньше - на рукоделие и ремёсла (44 студента или 24,7 %), а также политику (34 опрошенных или 19,1 %). 8 респондентов (4,5 %) выбрали вариант «никакие», т.е. они либо не смотрят, либо смотрят без конкретного выбора. Студенты также указали свои варианты, из которых можно выделить
несколько общих направлений (приведены в порядке от наиболее к наименее распространённым ответам): компьютерные видеоигры, кино, музыка, автомобили, каналы развлекательного характера, подкасты на различную тематику, животные и природа, уход за домашними питомцами, тру-крайм, различные фэндомы, каналы про выживание в экстремальных и необычных условиях (в лесах, на островах и т.п.), исследования пещер и т.п, техноблоги, книжные блоги, детективные истории, военное дело, криптовалюта, учебные каналы, философия и психология. По тому, как активно студенты отнеслись к ответу на данный вопрос, представляя развёрнутые описания, стало понятно, что для них это действительно важно и интересно.
Открытый вопрос «Социальные сети для Вас - это» наши студенты также не проигнорировали, отвечали достаточно подробно; можно сказать, что они вовлечены в сети, осознают и понимают их смысл для себя, описывают их вполне конкретными терминами. Почти для всех опрошенных социальные сети - это, прежде всего средство коммуникации, способ взаимодействия, особенно с теми, кто находится далеко, связь на расстоянии (актуально в масштабах нашей страны). Многие акцентируют удобство социальных сетей для общения; отдельные респонденты выделяют характеристики своевременности и постоянства поддержания связи с близкими людьми. Для некоторых опрошенных это ещё и место общения, а не просто способ или средство. На втором месте по популярности ответов - источник информации и место отдыха, выделяют также его развлекательную направленность. Интересно, что лишь единицы видят в социальных сетях возможности объединения людей по увлечениям, хобби. Возможно, цифровая среда сама «сортирует» людей по интересам и поэтому задача такого поиска перед человеком уже не стоит? Друзей и соратников выберут за нас? Среди частых ответов: место для знакомств, возможность поиска новых друзей; при этом студенты не ограничиваются только личной сферой, что подтверждают высказывания типа «расширение полезных и интересных контактов», «способ найти единомышленников и партнёров». Распространён и ответ о социальных сетях как о необходимости, повседневной норме, неотъемлемой части современной жизни. Восемь опрошенных охарактеризовали социальные сети исключительно негативно, назвав их «таймкиллерами», «пустой тратой времени», «мраком», «вредом», «паутиной, из которой тяжело выпутаться». Пять студентов ответили, что социальные сети для них - это работа. Четыре человека видят в социальных сетях возможности для самовыражения, самореализации, саморекламы, позиционирования себя. Среди других ответов: «способ реализации собственных проектов», «площадки, где можно в той или иной степени представить себя как часть некоего сообщества (член клуба садоводов, фанатов «Смешариков» и т.д.)», «продвижение спортивной карьеры», «помощь в сборах средств», «многофункциональный инструмент», «мой личный дневник, который помогает мне показывать свою жизнь окружающим», «большая часть моей жизни, мой второй образ», «хранилище данных». Можно сказать, что именно многофункциональность социальных сетей, пришедших с развитием Интернета, прочно закрепила их в жизни людей.
«Особенности самовыражения молодёжи в условиях сетевой коммуникации связаны с тем, что пространство сети создаёт возможность как для самосознания, так и для самораскрытия, самопрезентации одновременно» [11, с. 290-291].
Мы также предложили студентам оценить количественное соотношение друзей и знакомых, с которыми они контактируют в реальном мире, с количеством друзей и знакомых, с которыми они контактируют только или преимущественно в цифровой среде. Большинство (81 опрошенный или 45,5 %) ответили, что у них больше друзей и знакомых в реальном физическом окружении. 49 человек (27,5 %) указали, что имеют примерно одинаковое количество друзей и знакомых как в реальном физическом мире, так и в цифровой среде. 37 студентов (20,8 %) указали, что больше друзей и знакомых у них в цифровой среде. Восемь анкетируемых (4,5 %) ответили, что все их друзья только в реальном физическом мире. Трое (1,7 %) написали, что у них нет друзей и знакомых. Вариант «все друзья только в цифровой среде» не выбрал никто.
Мы хотели понять, как оценивают сами молодые люди цифрового поколения свою среду, каким видят пространство, в котором им комфортно жить. «Сегодняшняя точка "Большого взрыва" - глобализация... Это по-прежнему время неравномерного развития, но и жёсткой взаимосвязи и взаимозависимости мира, значимость культурного фактора вырастает и вытесняет социальный аспект» [2, с. 95-96]. Здесь важно понимать, где ценности молодых людей признаются, их принимают и разделяют; об этом мы также спросили обучающихся. 72 человека (40,4 %) указали своё ближайшее окружение. 46 опрошенных (25,8 %) считают, что их ценности признают, понимают и разделяют везде. 25 анкетируемых (14 %) назвали такой средой узкий круг определённых людей. 16 студентов (9,1 %) затруднились с ответом и сказали, что не знают. 10 респондентов (5,6 %) определили такой средой людей в Интернет-сообществе. Восемь человек (4,5 %) ответили, что их ценности признаёт, понимает и разделяет большое количество разных людей вокруг. Вариант «нигде» выбрал один опрошенный (0,6 %). Мы намеренно не задавали прямолинейный вопрос о содержании ценностей, поскольку информацию об этом нам дают ответы на другие вопросы. «В цифровом мире можно делать то, что невозможно в физической реальности. В цифровом пространстве возникают новые риски, требующие особых принципов регуляции (потеря конфиденциальности, риск обмана и дезинформации, риск распространения экстремизма и порнографии, надзор контролирующих государственных органов, монополия на сервис от больших корпораций) и т.д.» [8, с. 132].
Преодоление трудностей, культура и практика решения проблем - это то, что каждодневно формирует человека, его характер и ценности. Мы спросили студентов, к кому они обращаются за помощью при возникновении проблем, где и как ищут выход из трудных ситуаций. Большинство опрошенных (108 человек, т.е. более 60 %) ответили, что обратятся за помощью к родным, близким людям, друзья. Такой показатель в целом радует, поскольку подтверждает, что наше общество всё ещё остаётся человеческим и
человечным, а семья и дружба сохраняют свои приоритеты. 29 опрошенных (16 %) ответили, что проблемы они решают самостоятельно. Из них 22 человека полагаются только на себя, семеро полагаются преимущественно не себя, хотя и не исключают привлечение близких или более опытных людей к решению своих проблем. На первый взгляд данный показатель может выглядеть тревожным, поскольку свидетельствует о возможном недоверии к окружающим, а также ставит вопрос о том, что является жизненным ресурсом для этих людей. Вместе с тем он же может указывать и на уже сформировавшиеся самостоятельность и ответственность, что нормально для данной возрастной группы. Шестеро из всего числа опрошенных предпочтут обратиться к соответствующим специалистам, профессионалам, а также психологам (почему-то этот ответ чаще указывался анкетируемыми). Трое выберут только специалистов, ещё трое - специалистов и близких людей. 16 респондентов (9 %) наравне с обращением к близким людям указали и Интернет. Трое предпочитают искать выход из трудной ситуации исключительно в Интернете. С одной стороны, понятно, что тема опроса могла натолкнуть на такой вариант; с другой стороны, даже беглый анализ запросов в поисковиках подтверждает достоверность полученных данных. При этом интересно, что семеро из ответивших сначала обращаются в Интернет, а уже после общаются с близкими людьми, и ещё позже - с соответствующими специалистами (врачами, юристами, психологами, конкретизировали сами ответившие). Ответы «зависит от конкретной ситуации», «по-разному», «ко всем возможным источниками» дали оставшиеся респонденты. Отдельно порадовал ответ одного из студентов «Иду на баскетбольное поле и там всё становится понятно», который по своей логике вполне может быть рекомендован данной возрастной группе.
Мотивация, как часть ценностной системы человека, имеет важное значение. На открытый вопрос «Кто или что служит для Вас мотивирующим и вдохновляющим примером в жизни?» 79 человек (44 %) указали людей из ближайшего окружения - родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр, других родственников, друзей. Пятеро из них наряду с близкими людьми вдохновляются известными актёрами, музыкантами, спортсменами, блогерами. К сожалению, лишь один человек из всех опрошенных упомянул учителей и наставников. 20 опрошенных (11 %) в ответе на вопрос указали сами себя, причём 14 человек не конкретизировали (писали просто «только я сам», «я сама для себя пример»), четверо уточнили, что их мотивируют их желания, цели, видимость результатов их работы, двое студентов написали, что их вдохновляют мысли о самих себе в будущем. Некоторые студенты (10 человек) в ответе не указывали людей совсем. Источником мотивации и вдохновения они назвали в частности: спорт, отдых, путешествия, деньги, карьеру, науку, историю. Лишь один человек указал, что его мотивирует и вдохновляет справедливость. 12 % опрошенных (21 человек) указали не конкретных людей, а определённые характеристики: успешные люди, которые смогли всего добиться своим трудом, оставили след в истории человечества и т. п. Мотивируют и вдохновляют, таким образом, в основном сильные и упорные
люди, которые достигают своих целей. К сожалению, проявления доброты и ответственности от хороших людей (как источника мотивации и вдохновения) указали лишь два участника опроса. 12 студентов назвали конкретных представителей в спорте, общественной деятельности, культуре, блогеров; причём все они - ныне живущие люди, а не исторические личности. Признались, что не имеют никакого примера 23 человека. «Цифровой обмен мотивирует формирование отрицательных нравственных эмоций (чувства одиночества, социальной активности), а отношения с бестелесными "удалёнными" контактами объектов исключают такие нравственные ценности, как милосердие, сочувствие и любовь. В конечном итоге - формируется соответствующая модель личности - нравственный аутист, с характерной поведенческой мотивацией - одиночество-замкнутость и коллективность-агрессивность, исключающая сочувствие и нравственную поддержку, что в дальнейшем перерастает в цифровое насилие, и, в конечном итоге, может привести к насилию в реальной жизни» [7, с. 9].
Таким образом, почти для всех наших опрошенных социальные сети -это средство коммуникации, способ взаимодействия, особенно с теми, кто находится далеко. Значительная часть студентов подтвердили, что они подписаны на конкретные блоги и каналы, регулярно смотрят их. Очевидно, что авторы этих цифровых ресурсов могут влиять на формирование ценностей своей аудитории. Наиболее интересна молодёжи тема жизни и путешествий в разные города и страны. С одной стороны, это новый способ «путешествий» и знакомства с миром; с другой стороны, это становится реальным инструментом формирования имиджа отдельных городов и целых государство. Хотя большинство анкетируемых ответили, что их друзья и знакомые находятся преимущественно в реальном физическом окружении, для многих именно цифровая среда становится местом дополнительного или даже основного пространства обретения друзей. Несмотря на то, что при возникновении проблем, большинство опрошенных обращаются за помощью к родным и друзьям, а мотивирующим и вдохновляющим примером в жизни указали людей из ближайшего окружения, тревожным мы видим отсутствие у молодёжи образцов для примера из героической истории или хотя бы лучших моральных человеческих качеств.
Литература
1. Ирхин Ю. В. Коммуникативный, политический и управленческий потенциал блогосферы // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2015. Т. 8, № 5. С. 6-17.
2. Кузнецова Т. Ф. Методологическая роль понятия культурной картины мира в теории цифровой культуры // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания : сб. ст. М.: Перо, 2023. С. 95-100.
3. Кузьменкова Т. Л. Социально-философская рефлексия феномена повседневности // Общество: философия, история, культура. 2020. № 10 (78). С. 20-23.
4. Луков М. В. Обыденная культура и культура повседневности // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 199-203.
5. Макарчук И. Ю. Биография писателя как элемент культурфилософской модели литературно-художественного произведения // Образовательный вестник «Сознание». 2022. Т. 24, № 11. С. 27-32. URL: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-27-32 (дата обращения: 28.09.2024).
6. Мартьянова Е. Г., Чеснова Е. Н. Цифровая культура как характерная черта современного информационного общества // Культурные и научно-образовательные стратегии по реализации национальных проектов-2030 : сб. материалов III Междунар. научно-практ. конф., Краснодар, 11 ноября 2021 г. Краснодар: Краснодар. гос. ин-т культуры, 2021. С. 159-163.
7. Мелешко Е. Д. Трансгуманизм и цифровая этика // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2021. Вып. 2 (38). С. 5-16. URL: https://tsput.ru/fb/hum/2021/№2(38) 2021/index.html (дата обращения: 28.09.2024).
8. Мелешко Е. Д., Назаров В. Н. Проект "Модель цифровой этики в интеграционной деятельности научно-образовательных и производственных организаций" // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2022. Вып.
3 (43). С. 128-137. URL: https://tsput.ru/fb/hum/2022/№3(43) 2022/index.html (дата обращения: 28.09.2024).
9. Розенберг Н. В. Социальные сети как основной вид коммуникативных практик современной молодежи: социологический анализ // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2022. Т. 10, №
4 (40). С. 90-98. URL: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/rozenberg nv 2022 4 10 (дата обращения: 28.09.2024).
10. Сычев А. А. От коллективной морали к "новой этике": конструирование анормального // Мир человека: нормативное измерение-8.0. Анормальное : сб. тр. конф., Саратов, 08-10 июня 2023 г. Саратов: Саратов. гос. юр. академия, 2023. С. 232-238.
11. Фофанова К. В., Таланов Е. И. Особенности самовыражения молодежи в условиях сетевой коммуникации // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации : материалы Третьей междунар. науч.-практ. конф., Москва, 29 марта 2022 г. М.: Языки Народов Мира, 2022. С. 288-292.
12. Хитров А. В. Блог как феномен культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10, № 1. С. 66-76.
References
1. Irkhin Yu. V. Kommunikativnyy, politicheskiy i upravlencheskiy potentsial blogosfery [Communicative, political and governance potential of the blogosphere]. Problemnyy analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoye proektirovaniye [Problem Analysis and Public Administration Projection]. 2015. Vol. 8. No. 5. Pp. 6-17. [In Russian]
2. Kuznetsova T. F. Metodologicheskaya rol ponyatiya kulturnoy kartiny mira v teorii tsifrovoy kultury [Methodological role of the concept of cultural worldview in the theory of digital culture]. Aktualnyye problemy sotsialno-gumanitarnogo znaniya: sbornik statey [Actual problems of socio-humanitarian knowledge. Collection of articles]. Moscow. Pero Publ. 2023. Pp. 95-100. [In Russian]
3. Kuzmenkova T. L. Sotsialno-filosofskaya refleksiya fenomena povsednevnosti [Socio-philosophical reflection of the phenomenon of everyday life]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kultura [Society: Philosophy, History, Culture].
2020. No. 10(78). Pp. 20-23. [In Russian]
4. Lukov M. V. Obydennaya kultura i kultura povsednevnosti [Ordinary culture and the culture of everyday life]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye [Knowledge. Understanding. Skill]. 2005. No. 3. Pp.199-203. [In Russian]
5. Makarchuk I. Yu. Biografiya pisatelya kak element kultury i filosofskoy modeli literaturno-khudozhestvennogo proizvedeniya [Writer's biography as an element of cultural and philosophical model of literary and artistic work]. Obrazovatelnyy vestnik Soznaniye [Educational Bulletin "CONSCIOUSNESS"]. 2022. Vol. 24. No. 11. Pp. 27-32. URL: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-27-32 (accessed: 28.09.2024) [In Russian]
6. Martyanova E. G., Chesnova Ye. N. Tsifrovaya kultura kak kharakternaya cherta sovremennogo informatsionnogo obshchestva [Digital culture as a characteristic feature of the modern information society]. Kulturnyye i nauchno-obrazovatelnyye strategii po realizatsii natsionalnykh proyektov-2030: sbornik materialov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Cultural and scientific-educational strategies for the implementation of national projects-2030. Proceedings of the 3rd International Scientific and Practical Conference], 11 November 2021, Krasnodar, Krasnodarskiy gosudarstvennyy institut kultury Publ.
2021. Pp. 159-163. [In Russian]
7. Meleshko E. D. Transgumanizm i tsifrovaya etika [Transhumanism and digital ethics]. Gumanitarnyye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2021. No. 2(38). Pp. 5-16. URL: https://tsputru/fb/hum/2021/.№2(38) 2021/index.html (accessed: 28.09.2024). [In Russian]
8. Meleshko E. D. Proyekt 'Model tsifrovoy etiki v integratsionnoy deyatelnosti nauchno-obrazovatelnykh i proizvodstvennykh organizatsiy' [Project 'Digital Ethics Model in the Integration Activities of Scientific, Educational and Production Organisations']. Gumanitarnyye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo.
2022. No. 3(43). Pp. 128-137. URL: https://tsput.ru/fb/hum/2022/№3(43) 2022/index.html (accessed: 28.09.2024). [In Russian]
9. Rozenberg N. V. Sotsialnyye seti kak osnovnoy vid kommunikativnykh praktik sovremennoy molodezhi: sotsiologicheskiy analiz [Social networks as the main type of communicative practices of modern youth: sociological analysis]. Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo [Electronic scientific journal "Science. Society. State"]. 2022. Vol. 10. No. 4(40). Pp. 90-98. URL: https://esi.pnzgu.ru/files/esi.pnzgu.ru/rozenberg nv 2022 4 10 (accessed: 28.09.2024). [In Russian]
10. Sychev A. A. Ot kollektivnoy morali k 'novoy etike': konstruirovaniye anormalnogo [From collective morality to a 'new ethics': constructing the abnormal]. Mir cheloveka: normativnoye izmereniye-8.0. Anormalnoye: Sbornik trudov konferentsii [Human world: normative dimension - 8.0. Abnormal. Proceedings of the international academic conference]. 8-10 June 2023. Saratov. Saratovskaya gosudarstvennaya yuridicheskaya akademiya Publ., 2023. Pp. 232-238. [In Russian]
11. Fofanova K. V., Talanov Ye. I. Osobennosti samovyrazheniya molodezhi v usloviyakh setevoy kommunikatsii [Peculiarities of youth self-expression in conditions of network communication]. Dialog kultur. Kultura dialoga: tsifrovyye kommunikatsii: Materialy Tretyey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Dialogue of Cultures. Dialogue Culture: Digital Communications : Proceedings of the Third International Scientific and Practical Conf.], ed. by L. G. Vikulova. 29 March 2022. Moscow, Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennostyu "Yazyki Narodov Mira" Publ. 2022. Pp. 288-292. [In Russian]
12. Khitrov A. V. Blog kak fenomen kultury [Blog as a cultural phenomenon]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology]. 2007. Vol. 10. No. 1. Pp. 66-76. [In Russian]
Статья поступила в редакцию 30.09.2024 Статья допущена к публикации 30.10.2024
The article was received by the editorial staff30.09.2024 The article is approved for publication 30.10.2024