ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 349.24
Бозиева Юлия Геннадиевна,
кандидат юридических наук, доцент ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, г. Нальчик E-mail: [email protected]
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ЗА НЕ ПРОВЕДЕНИЕ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА.
Аннотация
Рассмотрен вопрос проведения специальной оценки условий труда. Определены основные отличия аттестации рабочих мест и специальной оценки труда.
Ключевые слова Специальная оценка труда, аттестация рабочих мест.
В 2015 году специальная оценка условий труда (СОУТ) сменила аттестацию рабочих мест. Проводить специальную оценку теперь обязаны все компании. Данная процедура позволит установить классы (подклассы) условий труда, а также определять гарантии и компенсации работникам, осуществляющим свою трудовую функцию во вредных или опасных условиях.
Выработанный необходимый алгоритм действий, на который указывает Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (с изменениями и дополнениями) поможет быстро и без особых затруднений провести специальную оценку условий труда в 2015 году.
Процедура специальной оценки максимально схожа с действовавшим ранее порядком аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако в то же время появились некоторые новые нормативы, которые непосредственно касаются как компаний, которые все это время откладывали проведение аттестации рабочих мест, так и тех, кто провел ее совсем недавно.
Теперь ситуация изменилась коренным образом. Во-первых, некоторым компаниям (в ходе проведения наших исследований - промышленным) будет гораздо выгодней оценить условия труда, так как это поможет существенно снизить тарифы взносов на обязательное пенсионное страхование. Для работников, которые работают во вредных или опасных условиях труда, компании должны выплачивать дополнительный тариф обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России [6, ст. 58.3]. Эти случаи указаны в статье 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и затрагивают работников, имеющих преимущественное право досрочно выйти на пенсию из-за занятости на вредных и опасных видах производства. Во-вторых, с 2015 года изменилась форма ответственности за не проведение СОУТ, как то: для компаний предусмотрен штраф в размере от 30 до 50 тыс. рублей. В отдельных случаях так же может дойти и до приостановления деятельности компании на срок до 90 суток. Для руководителей (директора либо иного лица, ответственного за охрану труда в компании) штраф составляет от 1 до 5 тыс. рублей, а в случае рецидивного нарушения им грозит дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27 КоАП РФ) [2]. С 2015 года соответственно штрафы выросли: для должностных лиц они будут составлять от 5 до 10 тыс. рублей, а для компаний - от 60 до 80 тыс. рублей (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). При повторном совершении правонарушения или невыполнении предписания о проведении специальной оценки условий труда компании будет грозить штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности
на срок до 90 суток, а должностным лицам - штраф от 30 до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет (ч. 5 ст. 5.27.1, ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ в редакции закона № 421-ФЗ).
Необходимо отметить, что если работники компании выполняют трудовые функции, которые соответствуют работам, указанным в списках как вредные, но тем не менее производственный процесс в компании настолько усовершенствован, что фактически условия труда сложно назвать вредными, то компании гораздо выгодней провести специальную оценку условий труда, в связи с чем, она существенно позволит снизит тарификацию страховых взносов.
Таким образом, специальной оценке условий труда отведена особая роль в системе охраны труда и трудового законодательства.
На практике применение таких, казалось бы, простых норм вызывает достаточно много проблем, решению или, по крайней мере, попытке решения которых и была посвящена настоящая статья. Список использованной литературы:
1. ' 'Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015).
2. ' 'Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.11.2015)
3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.11.2015)
4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (с изменениями и дополнениями).
5. Приказ Минздравсоцразвития от 26 апреля 2011 г. N 342.
6. Федеральный Закон от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд », далее - закон № 212-ФЗ).
© Ю.Г. Бозиева, 2015
УДК 342.7
Букина Татьяна Васильевна
магистрант, ФГАОУ ВПО ВолГУ г.Волгоград, РФ E-mail: [email protected]
ДОПУСТИМО ЛИ «УБИЙСТВО ИЗ МИЛОСЕРДИЯ»?
Аннотация
Несмотря на четкую регламентацию позиции об эвтаназии в российском законодательстве, утихают споры в обществе и научной среде относительно допустимости эвтаназии. Возможна ли легализация её на современном этапе?
Ключевые слова
смерть, убийство, милосердие.
Термин euthanasia происходит от греческих слов: eu - "хорошо" и thanatos - "смерть". Как известно, впервые этот термин был предложен в XVI в. английским философом Фрэнсисом Бэконом и обозначал легкую, безболезненную смерть, которая не сопровождается длительной тяжелой агонией и не вызывает физических и моральных мучений для умирающего человека и его близких. Одним из наиболее известных