Научная статья на тему 'Специальная оценка условий труда и безопасность работников АПК'

Специальная оценка условий труда и безопасность работников АПК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1462
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА / АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА / ОХРАНА ТРУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапров М. Н., Мисюряев В. Ю., Мартынов И. С., Гузенко Е. Ю.

Рассматриваются основные особенности специальной оценки условий труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальная оценка условий труда и безопасность работников АПК»

АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ

УДК 331.421:631.145

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТНИКОВ АПК

М.Н. Шапров, доктор технических наук, профессор В.Ю. Мисюряев, кандидат педагогических наук, доцент И.С. Мартынов, кандидат технических наук, доцент Е.Ю. Гузенко, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Волгоградский государственный аграрный университет

Рассматриваются основные особенности специальной оценки условий труда.

Ключевые слова: специальная оценка условий труда, аттестация рабочих мест по условиям труда, охрана труда.

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство - являются одной из ведущих системообразующих сфер экономики, обладающей мультипликативным воздействием на большинство других видов экономической деятельности, включая тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, энергетику, сферу агрохимического и иного производственного обслуживания, стимулируя в них рост производства и услуг, научно-технический прогресс, создание новых рабочих мест.

Проблема производственных травм в сельскохозяйственном производстве всегда была актуальна. Травматизм на производстве и профессиональные заболевания работников являются отрицательными признаками в экономическом и социальном развитии государства. По данным Международной организации труда, воздействие неблагоприятных производственных факторов на здоровье персонала по всему миру ежегодно вынимает из кармана работодателей суммы, в 20 раз превышающие размеры официальной финансовой помощи мирового сообщества развивающимся странам и составляющие до 4 % валового внутреннего продукта развитых стран.

Между тем, сегодня в России каждый пятый погибший на производстве - работник АПК, и общая тенденция снижения показателей производственного травматизма здесь обусловлена лишь сокращением объемов производства и численности занятых в АПК работников. В целом по стране только около 4 % объектов сельскохозяйственного производства отвечает санитарно-гигиеническим требованиям безопасности. Кроме того, в связи с деиндустриализацией АПК, сокращено оснащение техникой, возросло количество изношенной техники и оборудования, сокращено финансирование мероприятий по охране труда и поддержанию нормальных условий труда в АПК. В результате количество предприятий АПК, соответствующих по санитарно-гигиеническим нормативам нормальным условиям труда, в 3,2 раза ниже, чем средний показатель по стране. Степень износа основных фондов в сельском хозяйстве превышает 50 %, а основная масса рабочих мест, машин и оборудования не соответствует требованиям безопасности; в результате около 80 % травм и аварий в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях происходит при обслуживании техники, а практически 90 % выпускаемого для сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей оборудования не отвечает требованиям ССБТ [1].

Сегодня, когда наконец наметился рост в животноводческом секторе, вызванный усилением поддержки государства, реализацией нацпроектов и государственных про-

грамм развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, отраслевых программ по развитию мясного скотоводства, вопросы обеспечения безопасности и улучшения условий и охраны труда работников, мясопереработки, в том числе цехов убоя и первичной переработки скота, являются актуальными и требуют глубокой проработки с использованием всех существующих методов и средств системы охраны труда.

По данным Росстата, во всех отраслях экономики РФ аттестовано 1/3 рабочих мест по условиям труда. В АПК РФ этот показатель не превышает 11 %.

С начала 2014 года, когда вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», произошли значительные изменения в трудовом законодательстве, которые касаются регулирования вопросов охраны труда, предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях.

С введением в действие этого закона распространенная и отработанная на практике процедура аттестации рабочих мест по условиям труда заменяется процедурой специальной оценки условий труда (далее по тексту - СОУТ). Рассказываем об этих законодательных новшествах.

Специальная оценка условий труда (СУОТ) - это комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов. Результаты спецоценки применяются для: разработки и реализации мероприятий по охране труда; информирования работников об условиях труда; обеспечения СИЗ; контроля за условиями труда; проведения обязательных медицинских осмотров; установления компенсаций; установления дополнительного тарифа в Пенсионный фонд; для связи заболевания с профессией и расследовании несчастных случаев на производстве и иных целей [2].

Как следует из пояснительной записки к проекту ФЗ «О специальной оценке условий труда», он разрабатывался в рамках реализации положений Федерального закона от 03.12.2013 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с Поручением Президента РФ от 26.12.2012 г. № Пр-3499. Федеральным законом от 03.12.2013 г. № 243-Ф3 внесены изменения в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Установлен дополнительный тариф страховых взносов в ПФР для работодателей, если профессии их работников предусмотрены Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10). Дополнительный тариф существенно повышает страховую нагрузку на работодателей: с 2015 года - от 6 % до 9 % от сумм выплат и иных начислений в пользу работников, подпадающих под действие Списка. В то же время предусмотрено, что СОУТ может стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, в охрану труда, в том числе для того, чтобы освободиться от дополнительных страховых взносов.

Таким образом, в настоящее время СОУТ - это единственная процедура, которая позволяет решить: предоставлять ли работникам гарантии и компенсации за условия труда и определять размер страховых взносов. Обеспечение этой процедуры возложено

на работодателя.

В то же время сохраняется предусмотренная ст. 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда. Она осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Федеральная инспекция труда). А также органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда - в порядке, который установлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Федеральная Госэкспертиза проводится с целью оценить качество СОУТ и фактические условия труда работников, а также установить, правильно ли предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Эксперт организации, проводивший специальную оценку условий труда, - это, в отличие от аттестации рабочих мест, принципиально новый участник проведения СО-УТ, имеющий особый юридический статус. Особенности регулирования трудовой деятельности эксперта внесены в трудовой кодекс Российской Федерации (введена новая статья 351.3). Права, обязанности и ответственность эсперта определены Трудовым кодексом Российской Федерации, ФЗ «О СОУТ». Кодексом РФ об административных правонарушениях, нормативными правовыми актами, регламентирующими проведение ОУТ. Организация, проводившая СОУТ, должна иметь не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ, включая не менее одного эксперта, имеющего профильное образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

Эксперты пройдут аттестацию на право выполнения работ по СОУТ, по результатам которой получат сертификат эксперта. Формирование и ведение реестра экспертов осуществляется Минтрудом России, лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям: наличие высшего образования; наличие дополнительного профессионального образования, включающего изучение вопросов оценки условий труда, в объеме не менее 72 часов; наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе аттестации рабочих мест, не менее трех лет. Вводится личная (персональная) ответственность эксперта.

СОУТ не может проводиться экспертами, являющимися учредителями (участниками) работодателей, на рабочих местах которых проводится СОУТ, их руководителями, должностными лицами, несущими ответственность за организацию и проведение СОУТ или находящимися с ними в близком родстве.

Нарушение порядка проведения СОУТ экспертом влечет административную ответственность в соответствии с КоАПП: предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 20 тысяч до 30 тысяч рублей. Нарушение организацией, проводившей СОУТ, для юридических лиц влечет наложение штрафа в размере от 70 тысяч до 100 тысяч рублей. При повторном административном наказании - наложение административного штрафа на должностных лиц от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При этом повторно подать документы для прохождения аттестации эксперта можно будет не ранее чем через 10 лет со дня принятия решения об аннулировании сертификата.

Существенным отличием порядка проведения СОУТ от порядка проведения аттестации рабочих мест является то, что в комиссию по проведению СОУТ не включаются представители организации, проводившей СОУТ и эксперты. Состав, порядок деятельности комиссии, график проведения СОУТ утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Председателем комиссии является работодатель (его представитель). Это обеспечивает более четкое и конкретное распределение ответственности между работодателем, формирующим комиссию из своих сотрудников, организацией, проводившей СОУТ, и экспертами.

Работодатель может провести спецоценку условий труда при изменении технологического процесса, состава материалов, сырья, применяемых СИЗ, несчастном случае, по предложению профсоюзов. Так гласит ст.17 Федерального закона №426-ФЗ.

Согласно ч.4 ст.27 Федерального закона №426-ФЗ, спецоценка не отменяет ранее проведенную аттестацию рабочих мест. Материалы Аттестации рабочих мест действуют 5 лет.

Руководствуясь ст. 5 Федерального закона № 426-ФЗ, работник имеет право присутствовать при проведении СОУТ и обращаться за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ. При проведении СУОТ, если условия труда на рабочем месте не изменились, согласно ст.15 Федерального закона № 421-ФЗ, работнику положены все компенсации, установленные ранее при аттестации рабочих мест. Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на рабочем месте спецоценки. Работодатель обязан ознакомить работника в письменной форме с результатами проведенной СОУТ на рабочем месте; давать необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ; реализовать мероприятия, направленные на улучшение условий труда на рабочем месте с учетом проведенной СОУТ.

Согласно ст.14 Федерального закона № 426-ФЗ, работник должен знать, в каком классе условий труда работает.

Если работник не согласен с результатами СОУТ, на что он, руководствуясь ч.2 ст.26 Федерального закона № 426-ФЗ, на основании заявления, вправе потребовать проведения экспертизы качества (ст.24 Федерального закона № 426-ФЗ); а также обжаловать результаты проведения СОУТ в судебном порядке.

Таким образом, переход от аттестации рабочих мест по условиям труда к специальной оценке условий труда потребует от аттестующих организаций серьезной подготовки и перестройки своей работы. Ужесточены требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, расширяется область аккредитации лабораторий, вводится новая категория специалиста - эксперт по специальной оценке условий труда, к профессиональной подготовке, стажу работы которого предъявляются повышенные требования. Организации, проводившие СОУТ, несут стопроцентную ответственность за результаты измерений. Их конкретность должна подтверждаться протоколами измерений и первичными записями, оформленными согласно требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009.

Библиографический список

1. Посыпаева, Ю.А. Обеспечение безопасности работников мясоперерабатывающих предприятий АПК путем разработки и внедрения комплекса профилактических мероприятий [Текст]: автореферат к.т.н. / Ю.А. Посыпаева. - Санкт-Петербург, 2010.

2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [Текст].

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.