I оааойоаа г г I N00 а I моаавмоаа г г и о
АвА^АА ГЙЕ Ё О N Ё 0^ А и Ё о :
0А I вАОЁЕ I -ТвАА I а I ё а гаёёс
А. А. №а'ГаёеёГа
I ЭТаёаш |эЭёаё+апёТё ТоааопоааТТТпое оЭааёоёТТТТ аёооаёиТй, Тао-нТ Таёп+аЭУаа-!и ё ТЭаёоё+апёё дТа+ёш Та апа! УЭТоужаТёё Эадаёоёу оаТЭёё аТпоааЭпоаа ё 'Эа-аа. А пТаЭаТаТТйо опёТаёуо поаТТаёаТёу а ВТппёё аЭажаатёТаТ Тайапоаа ё 'Эа-аТаТаТ аТпоааЭпоаа, ТпойапоаёаТёу 'Т ёТ Т! апяоааТйо уёТТТ! ё+апёёо ё аа!ёТёпоЭа-оёаТио ЭабТЭ!, ТаТоиа! ёа! Тё +апои|э ёТоТЭио уаёуаопу ЭабТЭ! ёЭТааТёа ёТпоёоооа аТпоааЭпоаа ТТТё пёожай, ёппёааТааТёу ''ЭТаёа! |эЭёаё+апёТё ТоааопоааТТТпоё а оа-ёТ! ё ''ЭТаёа! |эЭёаё+апёТё ТоааопоааТ ТТпоё аТпоааЭпоааТ Тио аЭажаатёёо пёожа-йёо а +апоТТпоё УЭёТаЭаоа^о ТаЭТ! ТТа УЭаёоё+апёТа ё оаТЭаоё+апёТа дТа+аТёа. ГаёаТёаа Т+ааёаТй!ё ''ЭТаёаш |эЭёаё+апёТё ТоааопоааТ ТТпоё аТпоааЭпоааТ Тио аЭажаатёёо пёожайёо УЭаапоа^о оТааа, ёТааа а ВТппёё УЭТоаппй ооааЭжааТёу Та-йа+аёТаа+апёёо оаТТТпоаё ё аа! ТёЭаоёдаоёё пТоёаёиТТ-уёТТ Т! ё+апёТё ё УТёёоё+а-пёТё жёдТё Тайапоаа пи'ЭТаТжааЬопу ТаУЭаёЭайаЬйё! пу ёа+апоааТТй! ё ёТёё+а-
поааТТй! ЭIпоI! УЭапооУёаТёё ё 6ТЭ!аоТЭа!ё — аТпоааЭпоаа ТТи!
В современном правовом обществе для поддержания незыблемости конституционного строя и неукоснительного соблюдения всех законов помимо организационных используются правовые средства с возможностью применения мер принуждения. Неотвратимость ответственности непосредственно вытекает из принципа всеобщей обязательности закона.
Государственная служба как один из важнейших правовых институтов, обеспечивающих осуществление управляющего воздействия государства, немыслима без четко установленных мер ответственности отдельных ее элементов. В отношениях между государственными служащими и гражданским обществом ответственность призвана играть роль обратной связи, с помощью которой обеспечивается должное поведение управляющих субъектов. В качестве обратной связи выступает социальная ответственность. Это лишь общее название целого комплекса элементов. Наиболее значимыми его блоками являются два вида ответственности: юридическая и моральная. Общими свойствами правовой и моральной ответственности являются, безусловно, осознание, правильное понимание лицом лежащих на нем в силу закона или морального долга обязанностей, верное к ним отношение. Различия же состоят в форме, видах требований, которые предъявляются к лицу в отношении исполнения им обязанностей, мерах, необходимых для этого; неодинаковы меры взысканий и наказания лица в случаях нарушения требований закона или морального долга. «Большинство долж-
ёТио ГЭааI ТаЭо0аТёё, тааЭяаашо па!ё!ё Эа-! пёожайё!ё.
ностных лиц и граждан в сфере управления, — пишет В. А. Юсупов, — стремится выполнить свой государственный долг» [5, с. 41]. Каждый субъект административно-правовых связей психологически относится к процессу государственного управления. Здесь проявляются воля, сознание, убеждения личности, которые и определяют ее ответственное поведение, и прежде всего они, а не принуждение, регулируют конкретные поступки субъектов управления.
Можно выделить несколько наиболее распространенных подходов к пониманию сущности юридической ответственности. Так, С. Н. Братусь понимает под юридической ответственностью «исполнение обязанности на основе государственного или приравненного к нему общественного принуждения» [1 , с. 85]. Напротив, И. Л. Бачило связывает понятие ответственности только с применением мер негативного воздействия на государственных служащих — санкциями. В какой-то степени примирить эти точки зрения пытается А. И. Щербак, определяя ответственность должностных лиц как «правоотношение, в котором на субъекта возлагается правовая обязанность выполнять условия деятельности по достижению определенных результатов под угрозой претерпевания определенных лишений и ограничений» [4, с. 96]. Как справедливо подчеркивает О. Э. Лейст, творческая работа (а именно такова работа управления) вряд ли возможна лишь под угрозой санкций уже по той причине, что страх наказания неизбежно сковывает творческую инициативу, нередко связанную с ра© Ё. А. ЫоаУаёёёТа, 2009
Йабёу «^бёаё-^пеёа Гаоеё»
65
зумным риском [2, С. 43]. В. М. Манохин выделяет специфические черты ответственности государственных служащих:
а) повышенная ответственность служащего, поскольку последствия должностного правонарушения отрицательно сказываются обычно за пределами должности;
б) ряд специальных мер ответственности за служебные правонарушения (понижение в должности, снижение квалификационного класса и др.);
в) привлечение служащего к ответственности за правонарушение не исключает того, чтобы то же деяние было квалифицировано как другой вид правонарушения и влекло соответствующую юридическую ответственность, например, административную ответственность должностного лица за нарушение правил техники безопасности, за что оно же привлекалось к ответственности дисциплинарной [3, с. 15].
Разнообразны виды ответственности, под которые подпадают государственные служащие, причем каждый вид имеет специфическое назначение. Непосредственно к сфере административного права относятся только два вида — административная и дисциплинарная. Уголовная ответственность государственных служащих регулируется нормами уголовного права, материальная — в основном нормами трудового. Таким образом, по результатам проведенного исследования ответственности государственных служащих можно сделать выводы: институт юридической ответственности играет важную роль в системе организации государственной власти и государственной службы. Именно ответственность государственных служащих позволяет контролировать их деятельность с целью недопущения прав и законных интересов как отдельных граждан, так и всего государства, являясь своеобразной обратной связью в отношениях между государственноуправленческими системами и социумом.
Дисциплинарная ответственность является одной из наиболее применяемых форм государственного принуждения, а вопросы ее применения постоянно находятся в поле зрения ведущих ученых. Наиболее важной проблемой в данной сфере является отсутствие в российском законодательстве систем контроля за соответствием наложенного дисциплинарного взыскания тяжести совершенного поступка. Необходимо также установить исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий по отношению к государственным служащим любых органов власти. Эти вопросы могли бы быть урегулированы Законом РФ «О дисциплинарной ответственности» или даже Дисциплинарным кодексом, на необходимость принятия которого указывают многие ученые. Административная ответственность государственных служащих сегодня является наиболее разработанным видом. Основные проблемы ее наложения и применения связаны двумя вопросами: отсутствием в административном законодательстве единого определения должностного лица и «расплыванием» норм об административной ответственности из Кодекса об административных правонарушениях в другие нормативные акты. Решением представляется принятие нового кодекса, в котором бы четко устанавливались общие принципы применения административной ответственности на территории РФ. Институт материальной ответственности государственных служащих в наибольшей степени разработан в рамках трудового права. Между тем в нашем законодательстве практически отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность государственных служащих за вред, причиненный гражданам их противоправными действиями, характерные для большинства западных правовых систем. Представляется, что разработка подобных норм была бы перспективной для российского законодательства.
АЁАЁЁ I АВАОЁхАмЕЁЁ 1Ч'ёМ I Е
1. Абаоопи N. Г. ^Эёаё+апёау ТоааопоааТТТпои ё даёТТТТпои / N. Г. АЭаоопи. — 1. : ЁГОВА, 2006. — 115 п.
2. йабааё А. Ё. ^Эёаё+апёау ТоааопоааТ ТТпои аТёжТТпоТйо ёёо аУУаЭаоа аТпоааЭпоаа ТТТаТ
оУЭааёаТёу : аёп. ... ёаТа. |эЭёа. Таоё / А. Ё. ОаЭааё. — Ёёаа, 1978. — 189 п.
3. 1аГТбёГ А. 1 . ЁТТоаУоёу даёТТа Т аТпоааЭпоаа Т ТТё пёожаа / А. 1. 1аТТоёТ // №а.
аТпоааЭпоаТ ё иЗааТ. — 1991. — 1 12. — N. 90—98.
4. Ёаёпо Т. У.№Тёоёё ё ТоааопоааТТТпои ИТ пТааопёТ!о УЭаао / Т. У. Ёаёпо. — 1. : 1ЭёТЭ,
1981. — 163 п. _
5. Еэпб'иа А. А. ОаТЭёу аа!ёТёпоЭаоёаТТаТ УЭааа / А. А. ^поИТа. — 1. : Т !ааа-Ё, 1985. — 76 п.
I 1пооУеёа 30.09.09.
66
ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 4