ОТЦЫ-КАППАДОКИЙЦЫ IV В. И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ
Зосима (Балин), епископ Азовский, викарий Омской епархии, преподаватель Омской духовной семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви, Омск
Аннотация: в статье рассматриваются взгляды великих отцов-каппадокийцев - Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского на учение о Пресвятой Троице. Анализируются и опровергаются заблуждения ариан относительно догмата троичности
Ключевые слова: Григорий Нисский, Григорий Богослов, Василий Великий, христианство, Святая Троица, арианство, Арий
CAPPADOCIAN FATHERS OF THE IVTH CENTURY AND THEIR ROLE IN SHAPING THE CHRISTIAN DOCTRINE OF THE HOLY TRINITY
Zosima (Balin), Bishop of Azov, Vicar of the Omsk Diocese, Lecturer at the Omsk Theological Seminary of the Omsk Diocese of the Russian Orthodox Church, Omsk
Abstract. The article discusses the views of the great Cappadocian fathers - Basil the Great, Gregory the Theologian and Gregory of Nyssa on the doctrine of the Holy Trinity. Arians' misconceptions about the dogma of Trinity are analyzed and refuted.
Keywords. Gregory of Nyssa, Gregory the Theologian, Basil the Great, Christianity, the Holy Trinity, Arianism, Arius
ТГ
11 тверждение догмата о Пресвятой Троице - одного из важнейших догматов ^христианской религии - происходило на протяжении всего IV столетия.
Ё||Щр12.1 Христианство учит, что Бог по существу есть один, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Нельзя сказать, что христиане, еще до утверждения догмата о Пресвятой Троице, представляли его как-то иначе. Для них Бог был всегда един по существу, но троичен в лицах. Древнейшие памятники христианской письменности лишь подтверждают это. Например, в литургической практике Древней Церкви существовало малое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Таинство крещения совершалось во имя Пресвятой Троицы. Знакомясь с сочинения-
ми ранних христианских авторов, таких как Ириней Лионский, Тертуллиан, Иустин Философ, мы обнаруживаем неоднократные упоминания об учении о Пресвятой Троице1.
Однако отсутствие утвержденного догмата вызывало массу самых различных истолкований учения о Пресвятой Троице. Зачастую эти истолкования эволюционировали в очень опасные тринитарные ереси, как, например, арианство.
Это лжеучение возникло благодаря александрийскому пресвитеру Арию в IV в. Известно, что он появился в Александрии в 311 г., но вот когда именно возникла арианская ересь точно неизвестно. По этому поводу существует несколько точек зрения. Известно это учение стало после спора Ария с александрийским епископом Александром. Этот спор закончился отлучением Ария от Церкви2.
Однако это лишь способствовало дальнейшему распространению тринитарной ереси. За Арием пошли не только простые прихожане, но и многие священники и даже епископы.
После повторного отлучения от Церкви в 321 г. Арий отправился в Палестину. Получив поддержку от ряда местных епископов, Арий продолжал развивать свое учение. Он учил, что Христос был сотворен Богом, а, следовательно, имеет начало своего бытия. Из этого утверждения Арий выводил другой постулат - раз Сын сотворен, имеет свое бытие, значит, не равен Отцу. Т.е. Сын не единосущ Отцу, а лишь подобосущен ему.
I Вселенский Собор, созванный в 325 г. в Никее императором Константином, осудил арианство. На Соборе очень ярко проявил себя архиепископ Александрийский Афанасий, который выступил с обличением лжеучения Ария. Именно благодаря Афанасию Великому в Никейский Символ веры вошло учение о единосущной («омо-усиос» - единосущный) Троице, а не о подобосущной.
Казалось, Арий потерпел поражение, ересь побеждена, но это была пиррова победа. Впоследствии император Константин неожиданно для многих поддержал арианство. Благодаря поддержке императорской власти эта тринитарная ересь уверенно распространялась на Востоке. Местный епископат поддерживал эту ересь.
Одним из оплотов православного взгляда на учение о Пресвятой Троице в это время оставался Афанасий Александрийский. Несмотря на осуждение на Тирском соборе (335 г.), он не переставал бороться с арианством.
За свою непрекращающуюся борьбу за чистоту христианского вероучения против ариан Афанасий Великий был известен как «Athanasius contra mundum» (Афанасий против всего мира).
Арианство породило несколько других тринитарных ересей, наиболее известной из которых было македонианство. Осужденное впоследствии на II Вселенском Соборе, данное учение отрицало божественность Духа Святаго. Еретики считали, что Дух Святой есть творение, это служебный дух, не имеющий никакого отношения ни к Богу-Отцу, ни к Его Сыну.
Практически полное господство арианского мировоззрения в середине IV в. было вызвано, как считают многие исследователи, тем обстоятельством, что христианский мир так и не понял, что значит в богословском понимании термин «едино-
1Давыденков О., свящ. Догматическое богословие // Электронная версия. Режим доступа: [http://azbyka.ru/ otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/5]. Дата обращения: 17.10.2018.
2Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней церкви. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. С. 97-98.
2019 (6)
Епископ Зосима (Максим Анатольевич Балин)
«Отцы-каппадокийцы IV в. и их роль в формировании христианского учения о Пресвятой Троице»
сущный» («омоусиос»). Этот термин был единственным небиблейским в Никейском символе веры3.
Необходимо было раскрыть подлинный смысл и значение этого термина. За это дело и взялись великие Отцы-Каппадокийцы - Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.
В итоге их усилия увенчались успехом - на II Вселенском Соборе в 381 г. трини-тарный спор был окончательно разрешен. Принятый по итогам Собора Никео-Царь-градский Символ веры содержал принятое учение о Пресвятой Троице, сформулированное великими Отцами-Каппадокийцами. Ниже мы кратко рассмотрим вклад каждого Отца в формирование христианской триадологии.
Святитель Василий Великий родился около 330 г. в Кесари Каппадокийской в христианской семье. Его бабушка и дедушка пострадали еще во время гонений императора Диоклетиана, родной дядя был епископом.
Василий Великий получил прекрасное образование, обучаясь в Кесарии, Константинополе и Афинах. Вернувшись в Кесарию после окончания обучения, будущий Отец Церкви посвятил было себя светским делам, однако под влиянием своей благочестивой сестры Макрины стал вести аскетичный образ жизни. В итоге Василий вместе с несколькими своими друзьями покинул Кесарию и поселился в Понте, области, граничащей с Каппадокией, где основал общину наподобие монашеской.
В это время на Востоке набирало популярность лжеучение Ария. Несмотря на осуждение арианства I Вселенским Собором, местные соборы (например, Собор в Римини) не спешили осуждать Ария и его учение. Будучи рукоположенным во пресвитеры, Василий Великий встал на путь защиты Тринитарного догмата. В итоге это привело к столкновению Василия с императором Валентом, поддерживавшим ари-ан. Святитель наотрез отказался признавать правоту учения Ария, за что Валент разделил Каппадокию на две провинции, что сократило каноническую территорию Василия и ослабило его позиции в церкви. Однако епископами ключевых городов Каппадокии оставались верные Василию люди - Григорий Нисский и Григорий На-зианзин.
С этого момента главной своей задачей свт. Василий считал защиту православного вероучения от арианства.
Заслуга Василия Великого в формировании христианского догмата о Пресвятой Троице заключалась в том, что он строго разграничил такие понятия как «сущность» («омоусиос») и «ипостась» («просопон»).
Такой шаг был необходим потому, что после решения Никейского Собора 325 г. относительно понимания догмата о Пресвятой Троице осталась явная недосказанность. Было резко выражено единство всех членов Троицы, а вот с выражением их раздельности возникли большие проблемы.
Решая эту проблему, Василий Великий, вооружившись терминологией Аристотеля, определил различие между «сущностью» и «ипостасью» как общее и частное.
Этим Святитель задал правильный вектор борьбы за формирование и утверждение троичного догмата в его ортодоксальной трактовке. Ведь по существу конечной целью тринитарных споров IV в. было как раз таки осмысление термина «единосущный», ставшего своеобразным яблоком раздора. Лишь осмыслив значение этого
3См. напр. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие // Электронная версия. Режим доступа: [http://krotov.info/library/13_m/ey/patr_11.html]. Дата обращения: 18.10.2018.
термина, можно было понять, как в Боге Троице объясняется единство Трех Божественных Лиц4.
Критически разобрав учения Евномия и так называемых полуариан в части их тринитарных представлений, Василий Великий в итоге представил собственный взгляд на проблему осмысления вышеназванных терминов. Святитель назвал сущностью то, что является общим для трех Лиц Божества, а под ипостасью понимал то, что представляет индивидуальные особенности каждого Божественного Лица.
Данная позиция Василия Великого позволила на соборе 362 г. в Александрии сблизиться некоторым религиозным партиям, поддерживавшим ранее ариан в три-нитарном вопросе. В итоге сформировалось новое, так называемое «новоникейское» богословское течение, признававшее Единосущие Лиц Божества и их раздельность в трех ипостасях.
Это был первый, очень важный шаг в разрешении тринитарных споров IV столетия и формировании православного учения о Пресвятой Троице.
Григорий Богослов (Назианзин) родился в 329 г. в Арианзе близ Назианза в Кап-падокии в семье местного епископа. Будущий Отец Церкви получил хорошее образование, обучаясь в Кесарии Каппадокийской и Палестинской, а затем в Александрии. Завершал свое обучение Григорий уже в Афинской академии, где познакомился не только с трудами Платона и Аристотеля, но и с еще одним будущим Отцом Церкви Василием Великим.
Вернувшись домой, Григорий в 358 г. принимает святое крещение от своего отца. Спустя какое-то время он удаляется в монастырскую общину, основанную Василием Великим в Понте.
Через три года Григорий вновь возвращается домой, где был рукоположен во пресвитеры. Так случилось, что начало церковной деятельности отца Григория совпало со временем правления императора Юлиана Отступника, к слову однокурсника Григория по Афинской академии. Это было время новых гонений на христианство, которое затронуло как самого Григория, так и его отца-епископа.
Когда Василий Великий становится архиепископом Кесарии Каппадокийской, он обращается к Григорию с просьбой занять епископскую кафедру в городе Сасима. Владыка Василий вел борьбу с арианством и ему были нужны верные епископы на местах, чтобы предотвратить распространение этой ереси в регионе.
После долгих колебаний Григорий согласился, но пробыл в Сасимах недолго. Так и не совершив ни одной службы, он вновь вернулся домой. Впоследствии в своих письмах Василию Великому Григорий неоднократно обвинял первого в том, что он вовлек его в борьбу с арианской ересью5.
Смерть Василия Великого в 379 г. потрясла Григория. Через год он переезжает в Константинополь, где как имеющий репутацию искусного проповедника и защитника никейской веры, начинает свою борьбу против арианства. Ему угрожали, в том числе, и физической расправой, но Григорий был неустрашим.
4Духанин В., диакон. Богословская заслуга святых отцов-каппадокийцев // Электронная версия. Режим доступа: [http://www.nupds.ru/index.php/2012-01-20-19-18-58/687-2013-04-02-06-08-25]. Дата обращения: 13.10.2018.
5См. Письма иже во святых отца нашего Григория Богослова к Василию Великому // Электронная версия. Режим доступа: [http://web.archive.org/web/20100511044949/http://mystudies.narod.ru/library/g/greg_naz/ epistlesZ001.html]. Дата обращения: 15.10.2018.
2019 (6)
Епископ Зосима (Максим Анатольевич Балин)
«Отцы-каппадокийцы IV в. и их роль в формировании христианского учения о Пресвятой Троице»
Близилось время проведения II Вселенского Собора, о созыве которого объявил император Феодосий. Одним из важнейших вопросов, который предполагалось обсудить, был вопрос о Пресвятой Троице.
Это был вопрос, расколовший христианский мир. Несмотря на обсуждение этого вопроса на I Вселенском Соборе и принятое, казалось, решение, тринитарные споры лишь усилились.
На II Вселенском Соборе Григорий Богослов (получивший это почетное прозвище уже будучи в Константинополе незадолго до Собора) представил свое видение тринитарного вопроса. Его учение о Пресвятой Троице есть ни что иное, как дальнейшее развитие аналогичного учения святителя Василия Великого и содержит в себе некоторые поправки к нему.
Под словом «усиа» Григорий Богослов так же, как и Василий Великий, понимает свойства, общие Отцу, Сыну и Святому Духу, как бы родовое понятие. Слово «ипоста-сис» - наоборот, обозначает личные особенности Отца, Сына и Святого Духа и понимается как индивидуум в противоположность роду. Под словом «омоусиос» Григорий Богослов понимал полное подобие Лиц Святой Троицы по существу6.
К числу особенностей терминологии Григория Богослова нужно отнести следующие:
1. Ее последовательность и законченность. Василий Великий ипостасные особенности указывает частью в образе бытия Каждого из Лиц Святой Троицы (отчество, сыновство, исхождение), частью в особой деятельности Каждой из Ипостасей (святыня, освящающая сила). Григорий Богослов ипостасные особенности указывает только в образе бытия (нерожденность, рожденность, исхождение).
2. В учении Василия Великого «ипостасис» обозначает резко отграниченное, особенное, индивидуальное бытие, он избегает приравнивать его к понятию «просо-пон». Григорий Богослов сближает «ипостасис» с «просопон», этим он смягчает идею различия Лиц и резче выдвигает Их единство.
Возражая арианам, которые обвиняли православных в трибожии, свт. Григорий говорит, что единство Лиц Святой Троицы нельзя представлять численным.
Неприложимость численной категории к единству Божественного бытия явствует из того, что: 1) источник Божества один, и он заключается в Боге Отце, от Которого происходят Сын и Святой Дух; 2) между Лицами Святой Троицы нет ничего Их разделяющего. Они вечно существуют совместно, Они едины по существу и по Божественным свойствам, у Них единая воля и единое хотение и полное согласие в деятельности7.
В итоге обсуждение Собором тринитарного догмата привело к принятию первого правила, предавшего анафеме всех тех, кто не принимал догмата о Пресвятой Троице в том изложении, который был утвержден на I Вселенском Соборе и зафиксирован в Никейском Символе веры.
Таким образом, главной богословской заслугой Григория Богослова, как и Василия Великого, в отстаивании тринитарного догмата в христианстве явилось установление окончательной троичной терминологии, что привело к победе над арианством и прочими ересями, а также окончательному утверждению православного учения о Пресвятой Троице.
6Скурат К.Е. Патрология. Период посленикейский (IV в. - первая половина V в.) // Электронная версия. Режим доступа: [http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2273]. Дата обращения: 15.10.2018.
7Скурат К.Е. Указ. соч.
•И 54
^иЧгО -дЛ^оЧгО С
Святитель Григорий Нисский, христианский богослов, философ, один из Отцов Церкви, родился около 335 г. в Каппадокии. Его родным братом был Василий Великий, а его родная сестра, преподобная Макрина, приняв монашество, создала женскую обитель, которой и руководила. На протяжении всей своей жизни Макрине были присущи строгость к себе и воздержание. По сообщению некоторых авторов, она была удостоена дара чудотворения.
Получив образование, Григорий женился, однако этому браку не суждено было быть счастливым. Его жена умирает, и будущий святитель удаляется в понтийский монастырь, основанный Василием Великим.
Спустя какое-то время Григорий становится епископом г. Ниссы. Занять эту кафедру Григория упросил его брат, тогда уже архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий, который активно боролся с арианством, ересью, активно распространявшейся в христианском мире.
Святитель Григорий также вступил в борьбу против арианства, за что в свой адрес неоднократно слышал угрозы от ариан. В конечном счете, Григорий был обвинен арианами в растрате церковных средств, подвергнут аресту, из-под которого, правда, сумел сбежать. Лишь после смерти императора Валента в 378 г., поддерживавшего арианство, Григорий сумел вернуться в Ниссы.
Через год умирает Василий Великий. Это было страшным потрясением для Григория Нисского, твердо к тому времени ставшего на путь борьбы с тринитарными ересями.
В 381 г. Григорий Нисский принял участие во II Вселенском Соборе, на котором он выступил ярым апологетом учения о Пресвятой Троице. Благодаря своему выступлению на Соборе, он был признан впоследствии одним из авторитетов правоверия.
Суть учения святителя Григория о Пресвятой Троице может быть коротко представлена следующим образом.
Главные тезис тринитарного учения Григория Нисского можно сформулировать так: полнота Божественной жизни выражается в Троичности, ее тайне, единосущной и нераздельной.
Подобная формулировка позволяет нам утверждать, что Григорий Нисский продолжил развивать учение своего брата о Пресвятой Троице. И если Василий Великий сделал упор на разграничение понятий «сущность» и «ипостась», то Григорий Нисский, как и Григорий Богослов, объединил понятия «ипостась» («ипостасис») и «лицо» («просопон»), наполняя их новым смыслом. Первое понятие означало вполне конкретное, индивидуальное существование. А вот второе понятие до отцов-каппадо-кийцев было описательным. Отцы же каппадокийцы выводят это понятие - «лицо» -в онтологическую плоскость.
В итоге великие отцы-каппадокийцы сформулировали учение, согласно которому в Боге Троице Отец, Сын и Святой Дух - это три самостоятельных Божественных Лица, обладающих всеми Божественными совершенствами, но это не три отдельные существа, Они имеют единое и нераздельное Божеское естество, единую Божественную сущность.
Таким образом, на Вселенском Соборе 381 г. была поставлена точка тринитар-ным спорам IV столетия. Собор принял Никео-Царьградский Символ веры, который был признан единственно истинным и законным исповеданием веры в том истолковании, которое ему дали Отцы-каппадокийцы.
с>|
55
2019 (6)
Епископ Зосима (Максим Анатольевич Балин)
«Отцы-каппадокийцы IV в. и их роль в формировании христианского учения о Пресвятой Троице»
библиографический список
1. Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней церкви. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. С. 97-98.
2. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие // Электронная версия. Режим доступа: [http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie75]. Дата обращения: 17.10.2018.
3. Духанин В., диакон. Богословская заслуга святых отцов-каппадокийцев // Электронная версия. Режим доступа: [http://www.nupds.ru/index.php/2012-01-20-19-18-58/687-2013-04-02-06-08-25]. Дата обращения: 13.10.2018.
4. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие // Электронная версия. Режим доступа: [http://krotov.info/library/13_m/ey/patr_11.html]. Дата обращения: 18.10.2018.
5. Письма иже во святых отца нашего Григория Богослова к Василию Великому // Электронная версия. Режим доступа: [http://web.archive.org/web/20100511044949/ http://mystudies.narod.ru/library/g/greg_naz/epistles/001.html]. Дата обращения: 15.10.2018.
6. Скурат К.Е. Патрология. Период посленикейский (IV в. - первая половина V в.) // Электронная версия. Режим доступа: [http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2273]. Дата обращения: 15.10.2018.
56
Л*У€)|