Научная статья УДК 343.21
DOI: 10.37399/2686-9241.2024.4.151-170
ШЗР
Отсрочка отбывания наказания в связи с прохождением военной службы (приравненной службы) в особые периоды времени: исторический опыт, современный подход, проблемы регламентации
Виктор Петрович Бодаевский
Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-2185-5791
Аннотация
Введение. Данное исследование посвящено проблемам регулирования специально-воинских видов освобождения от уголовной ответственности и наказания, предусмотренных в настоящее время ст. 78.1 и 80.2 УК РФ. Поднимаемые в нем вопросы с учетом сложившихся современных условий имеют особую актуальность и важное значение для доктрины уголовного права. Теоретические основы. Методы. Теоретическую основу настоящей научной работы составили труды известных отечественных ученых по анализируемой теме и связанным с нею аспектам. В ходе проведения исследования использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы познания, в том числе диалектический, системного анализа, синтеза, сопоставления, интерпретации (толкования права), историко-правовой и др.
Результаты исследования. Сформулированы соответствующие выводы и предложения. Констатируется, что действующее военное законодательство и отсылающие к нему бланкетные предписания ст. 78.1 и 80.2 УК РФ в части запрета принятия на военную службу в период применения военной силы в мирное время и ограничения принятия на военную службу в особые периоды времени лиц, совершивших преступления, а соответственно, «усечения» правовых оснований для освобождения их от уголовной ответственности и отбывания наказания в связи с прохождением военной службы (приравненной службы) в особые периоды времени не коррелируются с положениями конституционного, уголовно-процессуального, военного и другого отраслевого законодательства. Обсуждение и заключение. Предлагается учесть исторический опыт и вернуться к работе над конструированием предписаний уголовного закона, предусматривающих основания и условия предоставления отсрочки отбывания назначенного или неотбытого наказания в связи с прохождением военной службы (приравненной службы) в особые периоды времени. Основываясь на приведен-
© Бодаевский В. П., 2024
ных аргументах, автор делает вывод относительно того, что эти предписания позволят более эффективно реализовать конституционные требования об обязанности всех граждан защищать свое Отечество, соблюсти права освобождаемых лиц и устранить существующие в исследуемой части противоречия уголовного закона с предписаниями других отраслей законодательства.
Ключевые слова: особые периоды времени, отсрочка отбывания наказания, прохождение военной службы (приравненной службы), пребывание в добровольческом формировании, основания и условия применения отсрочки, освобождение от наказания
Для цитирования: Бодаевский В. П. Отсрочка отбывания наказания в связи с прохождением военной службы (приравненной службы) в особые периоды времени: исторический опыт, современный подход, проблемы регламентации // Правосудие^Асе. 2024. Т. 6, № 4. С. 151-170. DOI: 10.37399/26869241.2024.4.151-170.
Original article
Postponement of Serving a Sentence in Connection with Military Service (Equivalent Service) in Special Periods of Time: Historical Experience, Modern Approach, Problems of Regulation
Viktor P. Bodaevsky
Crimean Branch, Russian State University of Justice, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2185-5791
Abstract
Introduction. This study is devoted to the problems of regulation and application of special military types of exemption from criminal liability and punishment, currently provided for in Art. 78.1 and 80.2 of the Criminal Code of the Russian Federation. The issues raised in it, taking into account the prevailing modern conditions, are of particular relevance and importance for the doctrine of criminal law. Theoretical Basis. Methods. The theoretical basis of this scientific work is the works of famous Russian scientists on the analyzed topic and related aspects. During the research, both general scientific and private scientific methods of cognition were used, including dialectical, system analysis, synthesis, comparison, interpretation (interpretation of law), historical and legal, etc.
Results. Relevant conclusions and suggestions have been formulated. It is stated that the current military legislation and the blank prescriptions of Art. 78.1 and 80.2 of the Criminal Code of the Russian Federation referring to it, regarding the prohibition of admission to military service during the use of military force in peacetime and restrictions on the admission to military service in special periods of time of persons who have committed crimes, and accordingly, "truncation" of the legal grounds for their release from criminal liability and serving a sentence, in connection with military service (equivalent service) in special periods of time, is not correlated with the provisions of constitutional, criminal procedure, military and other sectoral legislation.
Discussion and Conclusion. In this regard, it is proposed to take into account historical experience and return to work on the construction of the prescriptions of the criminal law, providing for the grounds and conditions for granting a delay in serving a sentence imposed or not served, in connection with military service (equivalent service) in special periods of time. Based on the above arguments, it is concluded that these regulations will make it possible to more effectively implement the constitutional requirements on the obligation of all citizens to defend their Homeland, respect the rights of released persons and eliminate the contradictions of the criminal law with the prescriptions of other branches of legislation existing in the studied part.
Keywords: special periods of time, postponement of serving a sentence, military service (equivalent service), stay in a volunteer formation, grounds and conditions for the application of a deferral, exemption from punishment
For citation: Bodaevsky, V. P., 2024. Postponement of serving a sentence in connection with military service (equivalent service) in special periods of time: historical experience, modern approach, problems of regulation. Pravosudie/Justice, 6(4), pp. 151-170. (In Russ.) DOI: 10.37399/2686-9241.2024.4.151-170.
Введение
^^ едеральным законом от 23 марта 2024 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»1 (далее - Закон № 64-ФЗ) в его ст. 1 предусмотрены специально-воинские виды освобождения от уголовной ответственности (ст. 78.1 УК РФ) и наказания (ст. 80.2 УК РФ) лиц, проходящих военную службу или поступающих на нее в особые периоды времени (в период мобилизации, в период военного положения, в военное время), а также условия погашения судимости этих лиц (ч. 3.1 ст. 86 УК РФ).
Как следует из смысла содержания ст. 78.1 УК РФ, закрепленный в ней вид освобождения от уголовной ответственности включает в качестве оснований своей реализации приостановление предварительного расследования по ходатайству командования и последующее поступление на военную службу или ее прохождение в особые периоды времени, что фактически представляет собой отсрочку от привлечения к уголовной ответственности - перенос этого вида ответственности на более поздний срок [Базаров, Р. А., 2008, с. 607]. Условиями непосредственно освобождения от уголовной ответственности выступают соответствующие юридические факты, предусмотренные п. «а» и «б» ч. 1 ст. 78.1 УК РФ. Последняя относится к новеллам уголовного права России.
Для специально-воинского вида освобождения от наказания, как показывает анализ ч. 1 ст. 80.2 УК РФ, законодатель предусмотрел те же основания его применения, как и для освобождения от уголовной ответственности, т. е. поступление осужденных на военную службу в особые периоды времени. Для этого лицо, отбывающее наказание, освобождается от него условно, что, основываясь на системном толковании предписаний ст. 79 и ч. 1 ст. 80.2 УК РФ, указывает на правовую суть данного вида освобождения от наказания как разновидности условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
1 Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
При этом из смысла ч. 2 ст. 80.2 УК РФ следует, что основанием окончательного освобождения от наказания указанных лиц является предшествующее этому их условное освобождение в связи с прохождением ими военной службы. Условия же окончательного освобождения в этом случае тождественны специально-воинскому освобождению от уголовной ответственности.
В контексте изложенного необходимо также отметить, что цитируемые предписания Закона № 64-ФЗ по своему содержанию представляют собой усовершенствованную версию положений Федерального закона от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ «Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции» (далее - Закон № 270-ФЗ). Этот Закон являлся самостоятельным нормативным актом и действовал отдельно от УК РФ. Между его предписаниями и положениями конституционного, уголовно-процессуального, военного и другого отраслевого законодательства практически отсутствовали координационные связи. Очевидно, преимущественно это и послужило причиной прекращения действия Закона № 270-ФЗ.
Вне всяких сомнений, цели и задачи, поставленные законодателем сначала перед указанным Законом, а затем ст. 78.1, 80.2, ч. 3.1 ст. 86 УК РФ, следует признать важными и необходимыми, соответствующими современным условиям, поскольку они направлены: во-первых, не только на пополнение действующих войск, но и на сохранение уже проходящего военную службу личного состава, имеющего необходимую для боевой работы подготовку; во-вторых, на обеспечение реализации конституционных долга и обязанности граждан по защите Отечества. Однако предписания указанных статей уголовного закона сохранили многие недостатки упомянутого Закона № 270-ФЗ, связанные не только с несовершенством, но и с отсутствием координационных связей с положениями отраслевого законодательства, заключающиеся прежде всего в существовании «диссонанса» с военным законодательством.
Целями настоящего исследования выступают формирование новых научных взглядов и подходов, касающихся проблем регламентации и применения специально-воинских видов освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также разработка путей их разрешения.
Теоретические основы. Методы
Правовое регулирование специально-воинских видов освобождения от уголовной ответственности и наказания имеет важное значение в доктрине уголовного права. Теоретическую основу настоящего исследования составили труды таких отечественных ученых, как А. А. Арямов, Р. А. Базаров, В. И. Боев, А. В. Бриллиантов, Н. В. Васильев, И. З. Галиуллин, И. Т. Го-лякова, В. К. Дюнов, Я. Н. Ермолович, А. В. Кудашкин, Н. Ф. Кузнецова,
A. В. Мороз, Р. А. Сабитов, А. Н. Тарбагаев, В. В. Хомчик, В. М. Чхиквадзе,
B. В. Щербаков, В. П. Щупленков и др.
Методологической базой исследования послужили как общенаучные, так и частнонаучные методы научного познания, в том числе диалектический, системного анализа, синтеза, сопоставления, интерпретации (толкования права), историко-правовой и др.
Результаты исследования
Диссонанс предписаний ст. 78.1 и 80.2 УК РФ по отношению к положениям конституционного, уголовно-процессуального, военного и другого отраслевого законодательства подтверждается следующими аргументами. Так, ст. 59 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого гражданина России защищать свое Отечество, которая одновременно коррелируется с правом на такую деятельность. Как отметил в свое время один из основателей советской теории военно-уголовного права В. М. Чхиквадзе [Кудашкин, А. В., 2023, с. 183], «...осужденный за воинское или общеуголовное преступление не перестает быть гражданином своего Отечества, и поэтому не может быть, как правило, лишен возможности с оружием в руках защищать его от нападения врага» [Чхиквадзе, В. М., 1948, с. 251]. Между тем действующее военное законодательство, к которому отсылают бланкетные предписания ст. 78.1 и 80.2 УК РФ, противоречит цитируемым конституционным предписаниям в части запрета в мирное время, при выполнении боевых задач и ограничения принятия на военную службу в другие особые периоды времени лиц, совершивших преступления, а соответственно, освобождения их по специальным основаниям и условиям от уголовной ответственности и наказания. К тому же содержание ст. 78.1 УК РФ не согласуется с предписаниями ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5 и ст. 8 УК РФ, а в некоторых случаях с УПК РФ. Несогласованность с УПК РФ имеет место и у предписаний ст. 80.2 УК РФ, о чем будет вестись речь далее.
В частности, в мирное время при применении военной силы, например, в контртеррористических операциях, в миротворческих операциях и в локальных вооруженных конфликтах иного характера, протекающих в отсутствие состояния войны (эти периоды также являются особыми), предписание п. 3 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»2 (далее - Закон № 53-ФЗ) запрещает призывать на военную службу, а п. 5 ст. 34 этого же Закона3 - заключать контракт с гражданами, в отношении которых ведутся дознание либо предварительное следствие или уголовное дело передано в суд, вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими уголовное наказание в виде лишения свободы. Контракт также не может быть заключен с лицом, лишенным на установленный срок права занимать воинскую должность вступившим в законную силу решением суда. Военнослужащие, осужденные в мирное время к лишению свободы (а проходящие военную службу по контракту и в случае, если данный вид наказания назначен им условно за преступление, совершенное
Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
См. также: Положение о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (п. 3 ст. 4) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 38. Ст. 4534.
2
умышленно) и лишению воинского звания, подлежат увольнению с военной службы (подп. «д», «е», «е.1», «з» п. 1 ст. 51 Закона № 53-ФЗ).
Такой же подход законодателя наблюдается и применительно к предусмотренным ст. 78.1, 80.2 и ч. 3.1 ст. 86 УК РФ особым периодам времени: военное законодательство прямо ограничивает при их наступлении применение предписаний этих статей указанием на то, что не могут быть принятыми на военную службу по призыву или по контракту следующие лица: а) не имеющие гражданства Российской Федерации4 (применительно к призыву, в том числе по мобилизации); б) не состоящие в запасе (касается граждан при решении вопроса о призыве их по мобилизации); в) совершившие преступления, перечень которых указан в подп. «б» п. 5.1 ст. 34 Закона № 53-ФЗ; г) отбывающие наказания в виде обязательных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы (распространяется на призыв, не связанный с мобилизацией, однако и в этот особый период подлежат увольнению с военной службы лица, в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы, а также на заключение контракта, если данный вид наказания назначен или лицо его отбывает, такой вывод следует из содержания подп. «а» п. 3 ст. 23 и п. 5.1 ст. 34 Закона № 53-ФЗ, п. 4 ст. 17 Закона № 31-ФЗ5, подп. «в» п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 6476); д) имеющие судимость за совершение преступлений, перечисленных в подп. «а» п. 5.1 ст. 34 Закона № 53-ФЗ и п. 4 ст. 17 Закона № 31-ФЗ.
Аналогичные закрепленным в п. 5 ст. 34 Закона № 53-ФЗ запреты, являющиеся основанием для возврата заявлений граждан, изъявивших желание поступить в добровольческое формирование, предусмотрены подп. 2 и 3 п. 6 Порядка поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, введенного в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. № 67, а также абз. 2 п. 14 этого Порядка как основанием для отказа заключить контракт с такими лицами7.
Иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе заключать контракт о прохождении военной службы (см. п. 1 и 2 ст. 34 Закона № 53-ФЗ).
Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ред. от 23 марта 2024 г.). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. № 67 «Об определении порядка поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядка за-
4
5
О
Кроме того, по-нашему мнению, предписания ст. 78.1 УК РФ не в полной мере способствуют соблюдению прав лица, вина которого в совершении преступления не доказана. Впрочем, это характерно практически для всех видов освобождения от уголовной ответственности. Так, в ст. 78.1 УК РФ предусматривается, что ее предписания распространяются только на лиц, совершивших преступление как до поступления на военную службу в особые периоды времени, так и в ходе ее прохождения. Это положение с первого взгляда выглядит последовательным и логичным, освободить от уголовной ответственности можно только после того, как данная ответственность возникнет. Основанием уголовной ответственности согласно ст. 8 УК РФ является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, т. е. для признания деяния преступлением оно должно быть виновным. Следовательно, в таком случае неправильно было бы думать, что освобождаемые лица не являются невиновными, в противном случае они не подлежат освобождению от уголовной ответственности, а в соответствии с ч. 1 ст. 24 и ч. 1 ст. 27 УПК РФ возбужденное уголовное дело в отношении них должно прекращаться по основаниям, относящимся к реабилитирующим. Между тем указание законодателя на совершение преступления без установления вины противоречит требованиям ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 5 УК РФ, запрещающим признавать лицо совершившим преступление, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в силу обвинительным приговором суда.
Применительно к данной позиции следует отметить, что в отечественной юридической литературе многие ученые (например: [Сабитов, Р. А., 2022, с. 295-297; Тарбагаев, А. Н., 1994, с. 19; Щербаков, В. В., 1998, с. 7-8]) отстаивают мнение о необходимости исключения из действующего уголовного закона на основании вышеназванных аргументов института освобождения от уголовной ответственности и одновременно увеличения числа видов освобождения от наказания.
Как представляется, чтобы хоть как-то исправить сложившуюся ситуацию, законодатель предусмотрел, в том числе в ч. 2 ст. 27, ч. 2 и 3 ст. 28.2 УПК РФ, в качестве обязательного условия применения данного института согласие освобождаемого лица. Вместе с тем призыв как в мирное время, так и в особые периоды, представляя собой базовую составляющую основания применения рассматриваемого вида освобождения от уголовной ответственности, не относится к порядку добровольного поступления на военную службу. Согласно ст. 24, 27 и 28.2 УПК РФ освобождение от уголовной ответственности осуществляется в форме прекращения уголовного дела (уголовного преследования), но, как уже отмечалось, при условии изъявления согласия освобождаемого лица. Если же такое лицо возражает против прекращения уголовного дела, то производство по нему продолжается в обычном порядке. На значении данного условия для освобождения от
ключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовой формы контракта». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
уголовной ответственности акцентируется внимание и в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности»8. При этом согласно ч. 1 ст. 78.1 УК РФ другим базовым элементом основания освобождения от уголовной ответственности, функционально предназначенным для обеспечения возможности призыва на военную службу по мобилизации или в военное время лиц, совершивших преступления, является приостановление предварительного следствия. В то же время ст. 208 УПК РФ, устанавливающая основания, порядок и сроки данного приостановления, не предусматривает на это согласия указанных лиц, что очевидно обусловлено традиционной спецификой причин приостановления предварительного следствия, которые, судя по содержанию перечисленных в этой статье оснований, кроме закрепленных в п. 3.1 ее ч. 1, не позволяют получить такого согласия или его получение нецелесообразно. Мы считаем, что изложенное свидетельствует об отсутствии между предписаниями ст. 78.1 УК РФ и ст. 208 УПК РФ координационных связей. Названное условие согласно ст. 28.2 УПК РФ предусмотрено лишь на последнем этапе освобождения от уголовной ответственности - непосредственно перед прекращением уголовного преследования.
Вместе с тем моменты приостановления предварительного следствия и разъяснения о правовых последствиях прекращения уголовного преследования могут быть разъединены между собой длительным промежутком времени, а кроме того, вследствие воздействия различных рисков и факторов (в частности, в случае тяжелого ранения или гибели военнослужащего), свойственных особым периодам времени, будет сложно, а порой даже невозможно установить виновность или невиновность лица в совершении инкриминируемого ему деяния.
Учитывая изложенное, мы считаем, что оптимальным способом устранения указанных несоответствий было бы дополнение уголовного закона апробированной на практике в советский период отсрочкой назначенного или неотбытого наказания в связи с пребыванием либо поступлением на военную службу в особые периоды времени и исключение из УК РФ предписаний ст. 78.1 и 80.2 с учетом сегодняшних реалий. Основания и условия предоставления указанной отсрочки связываются с оставлением военнослужащих на военной службе, а поступающих на военную службу - с направлением в действующие войска.
Нормативные предписания, предусматривающие данную отсрочку, будут способствовать более эффективной реализации конституционных требований об обязанности граждан защищать свое Отечество и обязательном установлении вины при признании лица совершившим преступление, а также стимулированию внесения соответствующих изменений и дополне-
8 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 19 (ред. от 29 ноября 2016 г.) «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
ний в военное законодательство (в том числе относительно граждан, которым наказание назначено или его отбывающих), что, в свою очередь, позволит повсеместно применять эти предписания на практике9 (в настоящее время применение ст. 80.2 УК РФ нельзя назвать распространенным).
В советский период отсрочка от исполнения приговора распространялась на осужденных военнослужащих, а также на военнообязанных10 и ряд гражданских лиц11. Изначально как специально-воинский вид освобождения от уголовного наказания она была закреплена в ряде нормативных и разъяснительных актов, ключевыми из которых были Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также УК РСФСР в редакциях, относящихся к 1928 г.12 В том или ином виде
9 В предыдущих своих публикациях мы уже затрагивали данную проблему и приводили соответствующие аргументы в обоснование указанного предложения. См., например: [Бодаевский, В. П., 2023].
10 См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 22 января 1942 г. № 2/3/у «О применении ст. 19.2 Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик к военнообязанным, подлежащим призыву или мобилизации». URL: https://istmat.org/node/24369 (дата обращения: 25.10.2022) ; Приказ НКО, НКЮ, НКВД и Прокурора СССР от 13 марта 1942 г.
11 В частности, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1942 г. действие примечания 2 к ст. 28 УК РСФСР распространялось на работников железнодорожного и водного транспорта призывного возраста. Эти лица, годные к несению военной службы, направлялись в действующую армию, а не годные - на предприятия с использованием по усмотрению руководителей предприятий (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1942 г. «Об отсрочке исполнения приговоров в отношении работников железнодорожного и водного транспорта» // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - июль 1956 г. / под ред. Ю. И. Мандельштам. М. : Госюриздат, 1956. С. 415-416). Кроме того, в силу специальных указаний Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 1 августа 1942 г. примечание 2 к ст. 28 УК РСФСР применялось и к лицам, уклоняющимся в военное время от военного учета (Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 августа 1942 г. № 14/м/12/у «О возможности применения прим. 2 к ст. 28 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик к лицам, осужденным за уклонение в военное время от военного учета». URL: https:// istmat.org/node/67078).
12 См.: Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 9 января 1928 г. «Об изменении главы девятой, дополнении ст. 28 и изменении примечания 2 к статье 58.6 УК РСФСР» // Собрание узаконений РСФСР. 1928. № 12. Ст. 108 ; Постановление Центрального исполнительного комитета СССР, Совета народных комиссаров СССР от 23 мая 1928 г. «О дополнении и изменении Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и положений о военных трибуналах и военной прокуратуре» // Собрание законодательства СССР. 1928. № 34. Ст. 298 ; Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров РСФСР от 1 октября 1928 г. «Об изменении примечаний к статьям 28 и 30 УК РСФСР и об отмене примечания к ст. 59.5 того же Кодекса» // Собрание узаконений РСФСР. 1928. № 127. Ст. 816.
отсрочка просуществовала практически до введения в действие УК РФ 1996 г. (см., например, ст. 46 УК РСФСР 1960 г. в ред. от 30.07.1996). Интересным применительно к указанному является и то обстоятельство, что в действующем уголовном законе данный вид освобождения от наказания с другим правовым значением и кругом лиц (беременные женщины, лица, имеющие ребенка в возрасте до четырнадцати лет или являющиеся единственным родителем, а также лица, изъявившие желание добровольно пройти курс лечения от наркомании) предусмотрен ст. 82 и 82.1 УК РФ, для его обозначения используется терминологический оборот «отсрочка отбывания наказания». В то же время в ст. 398 УПК РФ, которой уточняются и дублируются положения ст. 82 и 82.1 УК РФ, используется терминология советского времени - «отсрочка исполнения приговора».
Согласно примечанию 2 к ст. 28 УК РСФСР 1926 г. (в ред. 1928 г.) приговор в отношении военнослужащего в военное время, которому назначена мера социальной защиты в виде лишения свободы без поражения прав, мог быть по определению суда, вынесшего этот приговор, отсрочен исполнителем до окончания военных действий с тем, что осужденный направлялся в действующую армию.
Относительно военнослужащих, проявивших себя в составе действующей армии стойкими защитниками СССР, допускались по ходатайству соответствующего военного начальства освобождение от назначенной ранее меры социальной защиты либо замена ее более мягкой мерой социальной защиты по определению суда, вынесшего приговор [Голяков, И. Т., ред., 1946, с. 32].
По нашему мнению, цитируемые предписания советского военно-уголовного законодательства должны служить точкой отсчета, от которой необходимо отталкиваться в сложившихся современных условиях при конструировании правовых норм о таком специально-воинском виде освобождения от наказания, как отсрочка отбывания назначенного или неотбытого наказания в особые периоды времени.
Опыт законодательного закрепления и применения отсрочки исполнения приговора в военное время в отношении военнослужащих и лиц, призываемых на военную службу, комплексно изучался многими отечественными учеными (например: [Васильев, Н. В., 1945; Мороз, А. В., 2019, с. 1213, 22-23; Чхиквадзе, В. М., 1948, с. 250-251] и др.).
Предписания об отсрочке отбывания назначенного или неотбытого наказания в особые периоды, с нашей точки зрения, основанной на изложенном выше, должны соответствовать базовым системно-правовым требованиям.
Во-первых, необходимо, чтобы эти предписания были органично взаимосвязаны не только с другими положениями уголовного закона (например, ст. 5 УК РФ), на что уже обращалось внимание, но и с предписаниями законодательства иной отраслевой принадлежности, прежде всего военного и уголовно-процессуального.
В части военного законодательства это касается как контингента поступающих на военную службу лиц, о чем велась речь ранее, так и регламентации особых периодов времени (их параметров, правовой сути, форм закрепления и т. д.). Например, конструируя ныне действующие ст. 78.1
и 80.2 УК РФ в виде бланкетных, законодатель не учел отсутствие в военном законодательстве, на которое их предписания ссылаются, четкого указания вышеназванных критериев, служащих прежде всего основанием для начала и окончания действия этих статей уголовного закона. Тем не менее, используя методы правового толкования, системного анализа и сопоставления соответствующих предписаний военного законодательства13, мы можем утверждать, что такими критериями особых периодов и формами их закрепления могут быть: а) для военного времени - моменты объявления федеральным законом состояния войны или фактического начала военных действий и окончания войны, но не ранее фактического окончания военных действий; б) для периода мобилизации - моменты начала объявления Президентом Российской Федерации мобилизации (полной или частичной) и ее отмены (именно последний случай, касательно момента прекращения действия мобилизации и правовой формы его закрепления, является ярким примером отсутствия на сегодняшний день однозначной законодательной регламентации параметров указанного особого периода, с нашей точки зрения, таковыми могли бы быть дата отмены мобилизации и соответствующий указ Президента Российской Федерации, предусматривающий эту дату); в) для периода военного положения - его ввод или отмена (прекращение действия), определяемые указами Президента Российской Федерации14. Кроме того, для выполнения задач с применением военной силы в мирное время (в том числе в случаях, предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»15 (далее - Закон № 61-ФЗ), всегда связываемых с ведением боевых действий) -даты ввода и прекращения действия этого особого периода, которые могут предусматриваться указами Президента Российской Федерации16 об объявлении проведения миротворческой, антитеррористической или военной операции, а также о комплектовании личным составом для участия в этих операциях того или иного контингента (подразделений Вооруженных Сил
13 См., например, ст. 4, п. 1 и 2 ст. 21 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»; п. 2 ст. 18, ст. 19 и 20 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». Доступ из справочной правовой системы «Гарант»; п. 2 ст. 1, ст. 2, ст. 17, ст. 20 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3; Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей». Доступ из справочной правовой системы «Гарант».
14 Относительно последних двух временных периодов необходимо отметить, что в теории уголовного права не прекращаются дебаты о том, могут ли они иметь место не только в военное, но и в мирное время. См., например: [Боев, В. И., 2008а; Батырь, В. А., 2022, с. 98; Ермолович, Я. Н., 2023, с. 49; Звонов, А. В., Голубев, Ю. В., 2019, с. 503-504].
15 Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
16 Такие полномочия предусмотрены ст. 80, 87, 88 и 90 Конституции Российской Федерации, а также ст. 4, 10.1, 12, 13 Закона № 61-ФЗ.
Российской Федерации, добровольческих формирований и т. д.) и о прекращении проведения соответствующей операции.
Однако мы также считаем, что дробление и выделение широкого перечня особых периодов только усложняет применение исследуемых предписаний уголовного закона или делает данную дифференциацию бессмысленной, поскольку эти периоды зачастую охватываются друг другом (удваиваются) и трудно определяемы на практике по своим параметрам. Как представляется, целесообразно было бы оставить в УК РФ наиболее широкие по своему объему в понятийном смысле термины, обозначающие особые периоды, которыми являются военное время и период проведения вышеназванных операций с применением военной силы в мирное время.
Что касается уголовно-процессуального законодательства, то для того, чтобы не повторить недостатки, которые проявляются, как уже указывалось, в отсутствии взаимосвязей, в первую очередь координационных, между этим Законом и предписаниями ст. 78.1, 80.2 УК РФ, при нормативном закреплении отсрочки отбывания назначенного или неотбытого наказания в особые периоды времени, на наш взгляд, необходимо одновременно (пакетно) вносить соответствующие (по сути дублирующие) дополнения в УК РФ в виде отдельной ст. 82.2 и в ст. 398 УПК РФ, а кроме того, в военное и уголовно-исполнительное законодательство. По данному поводу необходимо также отметить, что уголовно-процессуальное законодательство, действующее в особые периоды времени, как показывает исторический опыт его развития, должно не только соответствовать военно-уголовному и военному законодательству, но и характеризоваться особым порядком его реализации, т. е. отличаться упрощенными и ускоренными процедурами [Боев, В. И., 2008Ь, с. 105].
Исключение из уголовного закона ст. 78.1, 80.2 и закрепление в нем предписаний об отсрочке отбывания назначенного или неотбытого наказания в особые периоды времени будут способствовать такому упрощению, так как в этом случае отпадет необходимость реализации и, соответственно, существования ст. 28.2, п. 3.1 ч. 1 ст. 208.2 УПК РФ, а также значительно сократится число внутриведомственных нормативных актов. Преимущество этого подхода также заключается в возложении полномочий принятия окончательного решения о предоставлении отсрочки отбывания назначенного или неотбытого наказания в особые периоды времени исключительно на суд, что позволит более эффективно соблюдать как государственные интересы, так и права и свободы лиц, к которым такая отсрочка применяется.
Во-вторых, предписания УК РФ об отсрочке отбывания назначенного или неотбытого наказания в особые периоды времени как элемент системы военно-уголовного законодательства17 должны выполнять основную задачу
17 Считаем, что предписания УК РФ об отсрочке отбывания назначенного или неотбытого наказания в особые периоды времени, несмотря на то что они применимы не только к военнослужащим и приравненным к ним лицам (добровольцам), но и на первых этапах реализации этих предписаний к гражданским лицам, должны являться неотъемлемым элементом системы военно-уголовного
последнего - обеспечение воинской дисциплины (ее стимулирование), боеспособности и боеготовности войск, прав и свобод военнослужащих, охраны воинского правопорядка и т. д. [Ершов, В. В., Хомчик, В. В., ред., 2020, с. 35]. Действующие предписания ст. 78.1 и 80.2 УК РФ не в полной мере способны справиться с данной задачей. Главным образом это обусловлено тем, что ни указанные предписания, ни предписания военного законодательства прямо не дифференцируют условия прохождения военной службы лиц, личность которых не утратила общественной опасности, не учитываются общественная опасность преступлений разных категорий, стадии реализации наказания (его назначение или отбывание), наличие множественности преступлений и т. д., что создает возможность направления совершивших их лиц, так сказать, в «общий строй» подразделений действующих войск, что никоим образом не способствует укреплению воинской дисциплины, а следовательно, боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил.
Выходом из данной ситуации могло бы стать принятие специальных предписаний о том, что осужденные лица, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или его отбывающие за впервые совершенное преступление небольшой либо средней тяжести, равно как и за неосторожные тяжкие деяния, могут при наступлении военного времени или в период проведения операций с применением военной силы в мирное время поступать на военную службу в подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации путем призыва (в том числе по мобилизации) и заключения контракта, а также на контрактной основе в добровольческие формирования. При этом военнослужащие, которым назначены указанные наказания за совершение преступлений перечисленных категорий, продолжают прохождение военной службы. Между тем лица (включая и военнослужащих), которым за совершение указанных преступлений назначено наказание в виде лишения свободы или его отбывающие, а также лица, которым назначены другие виды наказаний или их отбывающие за совершение умышленных тяжких или особо тяжких преступлений, могут реализовать свое желание искупить свою вину защитой Отечества при наступлении условий военного времени или проведении операций с применением военной силы в мирное время путем заключения соответствующего контракта с направлением в специально созданные для этого добровольческие формирования (далее - исправительные добровольческие формирования). Изложенные положения должны стать основаниями применения отсрочки отбывания назначенного или неотбытого наказания в особые периоды времени. Данный подход не противоречит предписаниям ст. 22.1 Закона № 61-ФЗ, основан на принципе добровольности поступления указанных лиц в исправительные добровольческие формирования, но должен также учитываться УИК РФ и ведомственными нормативными актами, например
законодательства, поскольку на стадии конечной реализации данных предписаний гражданские лица приобретают статус военнослужащих или приравненных к ним лиц, а целями указанных предписаний является как сохранение личного состава для действующих войск, так и стимулирование воинской дисциплины, а в итоге - укрепление воинского правопорядка.
ранее указанным Порядком поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, в которые необходимо внести соответствующие изменения и дополнения. В частности, следует предусмотреть порядок поступления вышеперечисленных лиц в исправительные добровольческие формирования, численность данных формирований, их организацию, районы действия, стоящие перед такими формированиями задачи, порядок управления ими, срок использования, порядок прекращения и иные вопросы их функционирования. Эти лица, как и все другие добровольцы, согласно действующему военному законодательству должны быть приравнены по своему статусу к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Вместе с тем в этом случае важно подчеркнуть, что факт пребывания в исправительном добровольческом формировании даже длительное время еще не означает, что личность виновного сама по себе полностью утратила общественную опасность18. Как отметил по этому поводу В. М. Чхиквадзе, опыт Великой Отечественной войны свидетельствует, что непосредственное участие в бою является определенной школой воспитания людей, в том числе и осужденных [Чхиквадзе, В. М., 1948, с. 250-254]. Следовательно, только после того, как самоотверженным исполнением своих обязанностей при выполнении боевых задач такие лица докажут свое исправление и загладят вину, а их личности перестанут быть общественно опасными, они могут быть освобождены от исполнения наказания со снятием судимости, поступить на военную службу и проходить ее в «общем строю» или пребывать в добровольческом формировании, в обоих случаях с заключением контракта. До выполнения этих условий последнее по указанным причинам неприемлемо.
В контексте изложенного также подчеркнем, что отсрочка отбывания назначенного или неотбытого наказания в особые периоды не должна предоставляться лицам, совершившим преступления, перечисленные в действующих подп. «а» и «б» п. 5.1 ст. 34 Закона № 53-ФЗ, и имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных п. 4 ст. 17 Закона № 31-ФЗ, а также непригодным по состоянию здоровья к военной службе, лицам старше установленного законодательством возраста пребывания на военной службе.
В-третьих, нормативно закрепляемые предписания, кроме оснований применения отсрочки отбывания назначенного или неотбытого наказания в особые периоды времени, должны содержать и условия ее реализации. Такими условиями, как уже указывалось, согласно действующей ч. 2 ст. 80.2 УК РФ при освобождении от наказания в особый период являются: 1) награждение государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы; 2) увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «а», «в» или «о» п. 1 ст. 51 Закона № 53-ФЗ, т. е. по возрасту
18 Как отметила Н. А. Лопашенко, опыт СВО показывает, что с момента возвращения из зоны военных действий первых освобожденных осужденных в СМИ стали появляться сообщения о занятии некоторых из них преступной деятельностью [Лопашенко, Н. А., 2023, с. 50-51].
(по достижении предельного возраста пребывания на военной службе); по состоянию здоровья (в связи с признанием военно-врачебной комиссией военнослужащего не годным к военной службе, за исключением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, изъявившего желание продолжить военную службу на воинской должности, которая может замещаться указанным военнослужащим, - п. 2.1 ст. 36 Закона № 53-ФЗ); в связи с окончанием периода мобилизации, отменой (прекращением действия) военного положения и (или) истечением военного времени - для граждан, указанных в п. 5.1 ст. 34 Закона № 53-ФЗ, заключивших контракт.
На наш взгляд, позиция законодателя относительно правового закрепления и содержания первого и частично второго условий выглядит достаточно убедительной. В свое время касательно подобных правовых требований В. М. Чхиквадзе указал, что для искупления вины и освобождения от уголовного наказания со снятием судимости от осужденного требуется соответствующая активная деятельность [Чхиквадзе, В. М., 1948, с. 250254] - непосредственное участие в боевой работе (в бою) с проявлением стойкости и отваги в защите Отечества. Вне всяких сомнений, о такой деятельности могут свидетельствовать награждение государственной наградой, а также получение увечья (в том числе ранения, травмы и контузии) или заболевания в связи с исполнением обязанностей военной службы (приравненной службы)19. Если же по истечении особого периода времени осужденное лицо полностью не искупило свою вину, опираясь на распространенное в юридической литературе мнение о том, что при применении отсрочки отбывания наказания, как и всех других видов освобождения от наказания, должны учитываться цели наказания (уголовно-правовое воздействие), по окончании особого периода, на время действия которого такое лицо поступило на военную службу (приравненную службу), логично назначенное наказание заменить на более мягкий его вид [Кузнецова, Н. Ф., Тяжкова, И. М., ред., 2002, с. 252; Дюнов, В. К., 2003, с. 450-451; Галиул-лин, И. З., 2006, с. 139-140]. В свою очередь, условиями данной замены наказания могут являться: а) состояние здоровья освобождаемого лица (наличие у него увечий или заболеваний, полученных в период военной службы (приравненной службы), но не связанных с исполнением обязанностей военной службы (приравненной службы); б) достижение предельного возраста пребывания на военной службе; в) окончание особого периода.
В указанных случаях замена должна происходить путем применения менее строгого вида наказания, а в отношении штрафа - уменьшения его размера. Срок прохождения военной службы в воинских частях Российской Федерации либо пребывания в добровольческих формированиях, в том числе и исправительных, которые привлекаются к выполнению боевых задач в военное время и в период проведения соответствующих опе-
19 Согласно смыслу п. 3, 6, 7 и 10 ст. 22.1 Закона № 61-ФЗ граждане Российской Федерации, поступающие в добровольческие формирования, не проходят в них военную службу, однако на этих лиц в случаях и порядке, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих.
раций с применением военной силы в мирное время, предлагается засчитывать в срок отбывания наказания, исходя из расчета, предусмотренного ст. 72 УК РФ, как для времени содержания лица под стражей. Обоснованность данного положения подтверждается тем, что по своей сути оно является поощрительным, причем в такой его формулировке исключаются противоречия при зачете уголовных наказаний, а их соотношение, предусмотренное ст. 72 УК РФ, достаточно хорошо апробировано судебной практикой.
Если лицом, которому отбывание наказания было отсрочено, совершено новое преступление, суд должен присоединять к новому наказанию ранее назначенное по правилам, предусмотренным ст. 70 УК РФ.
В-четвертых, используя метод системного анализа, представляется логичным распространить отсрочку отбывания назначенного или неотбытого наказания на весь период военного времени - до фактического окончания военных действий, а в мирное время - до окончания периода проведения вышеназванных операций с применением военной силы, на что необходимо прямо указать в тексте закона. Продолжительность предоставления отсрочки должна ограничиваться только лишь освобождением от отбывания наказания по вышеприведенным условиям или ее отменой.
В последнем случае представляется правильным предоставить суду право отменять отсрочку отбывания наказания по представлению военного командования с направлением осужденного в место отбывания наказания, назначенное в соответствии с приговором суда, в связи с систематическим грубым нарушением осужденным воинской дисциплины.
Обсуждение и заключение
Таким образом, подводя итоги данного исследования, мы можем констатировать необходимость продолжить работу над конструированием специально-воинских предписаний, предусматривающих основания и условия предоставления в особые периоды времени отсрочки отбывания назначенного или неотбытого наказания.
Эти предписания позволят устранить многие недостатки, свойственные действующим ст. 78.1 и 80.2 УК РФ, прежде всего соблюсти конституционную обязанность (одновременно право) всех граждан защищать свое Отечество, согласовать в этой части уголовный закон с уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, военным и другим отраслевым законодательством, и, что особенно важно в сложный современный период, будут способствовать обеспечению системности отечественного права в целом.
Список источников
Базаров Р. А. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей // Энциклопедия уголовного права. Т. 10 : Освобождение от уголовной ответственности и наказания. СПб. : Изд. проф. Малинина, 2008. С. 607-636. ISBN: 5-91005-001-Х.
Батырь В. А. Право военного времени как подотрасль военного права // Lex russica. 2022. Т. 75, № 3. С. 88-104. DOI: 10.17803/17295920.2022.184.3.088-104.
Бодаевский В. П. Отсрочка исполнения приговора в условиях вооруженного конфликта как специально-воинский вид освобождения от уголовного наказания: исторический опыт и социальная целесообразность // Ius Publicum et Privatum : сетевой науч.-практ. журн. част. и публ. права. 2023. № 1 (21). С. 118-127. DOI: 10.46741/27132811.2023.21.1.012.
Боев В. И. Механизм уголовно-правового регулирования режима военного положения : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М. : Моск. ун-т МВД России, 2008a. 40 с.
Боев В. И. Механизм уголовно-правового регулирования режима военного положения : дис. ... д-ра юрид. наук. М. : Моск. ун-т МВД России, 2008b. 426 с.
Васильев Н. В. Применение к военнослужащим отсрочки исполнения приговора в военное время : дис. ... канд. юрид. наук. М. : Воен.-юрид. акад. Красной Армии, 1945. 147 с.
Военно-уголовное право : учебник / под ред. В. В. Ершова, В. В. Хом-чика. 2-е изд., перераб. и доп. М. : РГУП, 2020. 247 с. ISBN: 978-593916-772-7.
Галиуллин И. З. Условные меры уголовно-правового характера. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2006. 148 с.
Дюнов В. К. Уголовно-правовое воздействие: теория и практика. М. : Науч. кн., 2003. 520 с. ISBN: 978-5-392-12230-1.
Ермолович Я. Н. Дифференциация уголовной ответственности военнослужащих : моногр. М. : Юрлитинформ, 2014. 284 с. ISBN: 978-54396-0583-5.
Ермолович Я. Н. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 24 сентября 2022 года № 365-ФЗ // Право в Вооруженных Силах. 2023. № 1. С. 44-57.
Звонов А. В., Голубев Ю. В. Институт уголовного наказания в условиях введения военного положения: к вопросу о правоограниче-ниях // Пенитенциарная наука. 2019. Т. 13, № 4. С. 503-507. DOI: 10.24411/2686-9764-2019-10008.
Кудашкин А. В. Профессор В. М. Чхиквадзе - основатель советской теории военного права // Труды Института государства и права РАН. 2023. Т. 18, № 1. С. 179-195. DOI: 10.35427/2073-4522-2023-18-1. Кузнецова Н. Ф. Учение о наказании. Курс уголовного права. Т. 2 : Общая часть / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М. : Зерцало, 2002. 464 с. ISBN: 5-94373-035-4.
Лопашенко Н. А. О некоторых правовых и криминологических проблемах участия осужденных в СВО: частный взгляд на известные со-
бытия // Вестник СЮИ. 2023. № 2 (53). С. 48-59. DOI: 10.37523/ SUI.2023.53.2.007.
Мороз А. В. Штрафные части Красной Армии в 1942-1945 гг. : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 280 с.
Сабитов Р. А. Уголовная ответственность и уголовно-правовое поощрение : моногр. М. : Юрлитинформ, 2022. 447 с. ISBN: 978-5-43962326-6.
Тарбагаев А. Н. Ответственность в уголовном праве : учеб. пособие.
Красноярск : КрасГУ, 1994. 80 с. ISBN: 5-230-08002-7.
Уголовный кодекс РСФСР. Комментарий / под ред. И. Т. Голякова.
2-е изд. М. : Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1946. 340 с.
Чхиквадзе В. М. Советское военно-уголовное право : учеб. пособие.
М. : Юрид. изд-во МЮ СССР, 1948. 452 с.
Щербаков В. В. Уголовная ответственность, ее основание : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1998. 29 с.
Щупленков В. П. О практике применения мер наказания в военное время // Бюллетень Главной военной прокуратуры и Военной коллегии Верховного Суда СССР. 1985. № 1 (121). С. 29-39.
Щупленков В. П. Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступлениями против обороны СССР : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1986. 359 с.
References
Batyr, V. A., 2022. Wartime law as a sub-branch of military law. Lex Russica, 75(3), pp. 88-104. (In Russ.) DOI: 10.17803/17295920.2022.184.3.088-104.
Bazarov, R. A., 2008. [Postponement of punishment for pregnant women and women with young children]. Entsiklopediya ugolovnogo prava = [Encyclopedia of ситат^ law]. Vol. 10: Exemption from criminal liability and punishment. St. Petersburg: Edition of Professor Malinin. Pp. 607-636. (In Russ.) ISBN: 5-91005-001-Х.
Bodaevsky, V. P., 2023. Postponement of execution of a sentence in conditions of armed conflict as a special military type of release from criminal punishment: historical experience and social expediency. Ius Publicum et Privatum. Online scientific and practical journal of private and public law, 1, рр. 118-127. (In Russ.) DOI: 10.46741/27132811.2023.21.1.012.
Boev, V. I., 2008a. Mekhanizm ugolovno-pravovogo regulirovaniya rezhima voennogo polozheniya = [The mechanism of criminal law regulation of the martial law regime]. Abstract of Dr. Sci. (Law) Dissertation. Moscow. 40 p. (In Russ.)
Boev, V. I., 2008b. Mekhanizm ugolovno-pravovogo regulirovaniya rezhima voennogo polozheniya = [The mechanism of criminal law regulation of the martial law regime]. Dr. Sci. (Law) Dissertation. Moscow. 426 p. (In Russ.)
Chkhikvadze, V. M., 1948. Sovetskoe voenno-ugolovnoe parvo = [Soviet military criminal law]. Textbook. Moscow: Legal Publishing House of the Ministry of Justice of the USSR. 452 p. (In Russ.)
Dunov, V. K., 2003. Ugolovno-pravovoe vozdejstvie: teoriya i praktika = [Criminal legal impact: theory and practice]. Moscow: Nauchnaya kniga. 520 p. (In Russ.) ISBN: 978-5-392-12230-1.
Ermolovich, Ya. N., 2014. Differentsiatsiya ugolovnoj otvetstvennosti voennosluzhashchikh = [Differentiation of criminal liability of military personnel]. Monograph. Moscow: Yurlitinform. 284 p. (In Russ.) ISBN: 978-5-4396-0583-5.
Ermolovich, Ya. N., 2023. [Scientific and practical commentary to the Federal Law "On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation" dated September 24, 2022 No. 365-FZ]. Pravo v Vooruzhennykh Silakh = [Law in the Armed Forces], 1, pp. 44-57. (In Russ.)
Ershov, V. V., Khomchik, V. V., eds., 2020. Voenno-ugolovnoe parvo = [Military criminal law]. Textbook. 2nd ed., repr. and add. Moscow: Russian State University of Justice. 247 p. (In Russ.) ISBN: 978-5-93916-772-7. Galiullin, I. Z., 2006. Uslovnye mery ugolovno-pravovogo kharaktera = [Conditional measures of a criminal law nature]. Kazan: Publishing House of Kazan University. 148 p. (In Russ.)
Golyakov, I. T., ed., 1946. Ugolovnyj kodeks RSFSR. Kommentarij = [The Criminal Code of the RSFSR. Commentary]. 2nd ed. Moscow: Legal Publishing House of the People's Commissariat of Justice of the USSR. 340 p. (In Russ.)
Kudashkin, A. V., 2023. [Professor V. M. Chkhikvadze - founder of the Soviet theory of military law]. Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk = [Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences], 18(1), pp. 179-195. (In Russ.) DOI: 10.35427/2073-4522-2023-18-1.
Kuznetsova, N. F., 2002. Uchenie o nakazanii. Kurs ugolovnogo prava = [The doctrine of punishment. The course of criminal law]. Vol. 2: General part. Eds. N. F. Kuznetsova, I. M. Tyazhkova. Moscow: Zertsalo. 464 p. (In Russ.) ISBN: 5-94373-035-4.
Lopashenko, N. A., 2023. Some legal and criminological problems of prisoners' participation in the special military operation: a private position at known events. Bulletin of the Samara Law Institute, 2, pp. 48-59. (In Russ.) DOI: 10.37523/SUI.2023.53.2.007.
Moroz, A. V., 2019. Shtrafnye chasti Krasnoj Armii v 1942-1945 gg. = [Penal units of the Red Army in 1942-1945]. Abstract of Cand. Sci. (Law) Dissertation. Moscow. 280 p. (In Russ.)
Sabitov, R. A., 2022. Ugolovnaya otvetstvennost i ugolovno-pravovoe pooshchrenie = [Criminal liability and criminal legal encouragement].
Monograph. Moscow: Yurlitinform. 447 p. (In Russ.) ISBN: 978-5-43962326-6.
Shcherbakov, V. V., 1998. Ugolovnaya otvetstvennost', ee osnovanie = [Criminal liability, its basis]. Abstract of Cand. Sci. (Law) Dissertation. Saratov. 29 p. (In Russ.)
Shchuplenkov, V. P., 1985. [On the practice of applying punishments in wartime]. Byulleten' Glavnoj voennoj prokuratury i Voennoj kollegii Verkhovnogo Suda SSSR = [Bulletin of the Main Military Prosecutor's Office and the Military Collegium of the Supreme Court of the USSR], 1, pp. 29-39. (In Russ.)
Shchuplenkov, V. P., 1986. Problemy ugolovno-pravovoj borby s prestupleniyami protiv oborony SSSR = [Problems of criminal law combating crimes against the defense of the USSR]. Dr. Sci. (Law) Dissertation. Moscow. 359 p. (In Russ.)
Tarbagaev, A. N., 1994. Otvetstvennost' v ugolovnom prave = [Responsibility in criminal law]. Textbook. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State University. 80 p. (In Russ.) ISBN: 5-230-08002-7.
Vasiliev, N. V., 1945. Primenenie k voennosluzhashchim otsrochki ispolneniya prigovora v voennoe vremya = [Application of deferred execution of sentence to military personnel in wartime]. Cand. Sci. (Law) Dessertation. Moscow: Military Legal Academy of the Red Army. 147 p. (In Russ.)
Zvonov, A. V., Golubev, Yu. V., 2019. Institute of criminal penalties under martial law: on the issue of legal restrictions. Penitentiary Science, 13(4), pp. 503-507. (In Russ.) DOI: 10.24411/2686-9764-2019-10008.
Информация об авторе / Information about the author
Бодаевский Виктор Петрович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права Крымского филиала Российского государственного университета правосудия (Российская Федерация, Республика Крым, 295051, Симферополь, ул. Павленко, д. 5).
Viktor P. Bodaevsky, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Head of the Criminal Law Department, Crimean Branch, Russian State University of Justice (5 Pavlenko St., Simferopol, 295051, Republic of Crimea, Russian Federation).
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflict of interests.
Статья поступила в редакцию 12.08.2024; одобрена после рецензирования 20.09.2024; принята к публикации 08.10.2024.
The article was submitted 12.08.2024; approved after reviewing 20.09.2024; accepted for publication 08.10.2024.