Научная статья на тему 'Оценочный компонент семантики идиом'

Оценочный компонент семантики идиом Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
285
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИДИОМЫ / IDIOMS / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ / NEGATIVE / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП / POSITIVE PROTOTYPE / EVALUATION CATEGORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гогичев Чермен Герсанович

В работе исследуются идиомы как средства оценки явлений внеязыковой реальности по выделенным в них аспектам. Идиомы, в которых отражены аксиологически релевантные признаки, образуют особый, оценочный, класс, члены которого находятся в синтагматических отношениях. Они представляют разнородные признаки, выражающие отрицательный и положительный стереотипы, связанные с базовой категорией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION IN IDIOM SEMANTICS

The goal of the work are idioms as means of evaluation of non-linguistic entities considering their aspects pointed out. Idioms that have properties relevant for evaluation form a special category members of which are in syntagmatic relations. They represent heterogeneous properties, forming a negative and a positive prototype of the basic category.

Текст научной работы на тему «Оценочный компонент семантики идиом»

УДК 83'37

Ч.Г. Гогичев

ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ СЕМАНТИКИ ИДИОМ

В работе исследуются идиомы как средства оценки явлений внеязыковой реальности по выделенным в них аспектам. Идиомы, в которых отражены аксиологически релевантные признаки, образуют особый, оценочный, класс, члены которого находятся в синтагматических отношениях. Они представляют разнородные признаки, выражающие отрицательный и положительный стереотипы, связанные с базовой категорией.

Ключевые слова: оценочная деятельность, идиомы, отрицательный, положительный стереотип.

Оценочная деятельность является неотъемлемой частью человеческого сознания, она представляет собой субъективное отношение к окружающему миру наряду с отражением объективной действительности. Оценка является одним из основных средств воплощения и трансляции миропонимания, культуры. По определению Н.Д. Арутюновой, хорошее - значит соответствующее идеализированной модели мира, осознаваемой как цель бытия человека, а, следовательно, и его деятельности, плохое значит не соответствующее этой модели по некоторым из присущих ей параметров. Критериями оценки являются не объективные признаки явления, а их отношение к человеку - полезность, приятность и т. д. Поэтому там, где речь идет об утилитарной оценке, оценочный класс не может совпадать с естественным, а критерии оценки - с естественными признаками. Утилитарные классы составляют вид особой таксономии, «навязанной» природе человеком и образующей «вторичную» картину мира, учитывающую интересы человека и его реакции на внешние раздражители [Арутюнова 1998: 181].

В данной работе исследуются идиомы как средства оценки явлений внеязыковой реальности по выделенным в них аспектам.

По нашему представлению, процесс идио-матизации и функционирование идиом предполагает выделение аксиологически релевантных в данной лингвокультурной среде признаков некоторой ситуации и их соотнесение с нормой, результатом чего является категоризация ситуации в класс, представленный внутренней формой идиомы. Выделенные признаки располагаются на шкале оценок, получая положительный или отрицательный знак. Образ, выраженный во внутренней форме, образуется как прототип некоторых свойств, релевантных в данном обществе, служащий для классификации выделенных признаков с точки зрения соответствия оценочной норме. По

мнению Е.М. Вольф «... для качественных общеоценочных слов хороший/плохой норма связана с ориентацией на определенные стандарты, включающие требования, которые предъявляются к объектам. Так, хорошая сигарета не означает, что она лучше средней, а означает, что она соответствует определенным стандартам» [Вольф 1985: 54].

Норма представляет собой основу оценки тех или иных воспринимаемых объектов действительности. Она включает в себя набор свойств, которыми должен обладать член категории, оценивающийся как «хороший», то есть соответствующий понятиям об идеальном представителе класса или «плохой», то есть соответствующий понятиям об отрицательном представителе класса. Как нам представляется, нормы, принятые в данном обществе, например, нормы поведения, являются ментальными конструктами с особым статусом. В сферу их влияния входят разнородные представления, например, признаки-действия, которые наряду с участием в соответствующих когнитивных моделях получают дополнительное определение в рамках оценочной нормы. Образ-основание идиомы указывает на то, в рамках какой нормы нужно оценивать то или иное явление. Например, идиома «выносить сор из избы» выражает образ-прототип, входящий в состав оценочного класса, и в эту же категорию входит действие «предавать огласке то, о чем нужно умолчать». То есть, в процессе образования идиомы некоторое явление действительности соотносится с базовой концептуальной системой в виде некоторой оценочной категории, в рамках которой явление получает интерпретацию. Полученное вновь значение попадает в сферу действия оценки, в которую входил изначальный образ.

Относительность оценочных норм выражается в разной концептуализации, выборе разных

№3 (024) 2010 г.

наименований для категоризации явления. Например:

По его (начальник штаба ВС Франции Жан-Луи Жоржелен Ч.Г.) словам, нынешняя ситуация «требует протянуть руку противнику и заключить почетный мир». А что французам «почетный мир» - то американцам - капитуляция (Известия. 2009. №5. 16.01).

Ибо зачем Патриарху дружить с чужими, если из-за этого будут отходить свои? Горбачев стал «лучшим немцем», но худшим руководителем России (Известия. 2009. № 11. 26.01).

Здесь одна и та же ситуация представляется по-разному с точки зрения приемлемости для разных народов. Действия, совершаемые некоторым лицом, оцениваются как благо для одной стороны и как вред для другой, при этом фиксируется такой сигнал, как эмотивное отношение к денотату. О таком компоненте писал Дж. Мур: «... All of them involve consciousness of an object, which is itself usually highly complex, and almost all involve also an emotional attitude towards this object» [Moore 1903: 224].

Оценка явления предполагает аспектуали-зацию его признаков, в ее структуре имеется семантическая валентность на оценочный аспект объекта. Дж. Мур писал: «It is not goodness, but only the things or qualities, which are good, which can exist in time - can have duration, and begin and cease to exist - can be objects of perception» [Moore 1903: 111]. Изначально, в процессе формирования и осознания некоторого явления, образ, в виде которого это явление отражается, содержит некоторое количество признаков. Для формирования наименования на основе этого образа, в нем выделяются черты, соответствующие номинативной интенции, что отражается в денотате идиом, природа которого обусловлена необходимостью видовой спецификации категории базового уровня, для которой трудно подобрать однословное наименование. На фоне исходного понятия производится детализация, т. е. выделение одного или более признаков, что приводит к образованию нового класса, который находится на более низком уровне категоризации. Для формирования подобных обозначений привлекаются образы, имеющие устойчивые признаки и оцениваемые с точки зрения культуры народа. Такие наименования представляют собой манифестацию видовой категории по отношению к категории базового уровня. На этом уровне категоризации представлены различные проявления исходного класса. Эти признаки выражены в значении идиом с указанием расположения на шкале оценки: они могут

находиться как в положительной зоне, так и в отрицательной. В значении идиом, как правило, представлен один из таких подклассов, релевантных с точки зрения оценки, например, категория «Человек», может подразделяться на подуровни по признакам «поведение», «внешний вид» и т. д. - стреляный воробей - «человек опытный». Снижение уровня категоризации на более специальный уровень может происходить в процессе формирования оценочного класса для фиксации признаков, представляющихся важными для данного лингвокультурного сообщества, при этом исходный концепт соотносится с кругом других, определяющих представлений, что необходимо для отнесения явления к тому или иному классу: «Манчестер» вышел сухим из воды Пытаясь извлечь хоть какие-то осязаемые дивиденды из тотального территориального превосходства своей команды, Рейкаард в середине заключительной 45-минутки усадил на лавку «наевшегося» Месси, однако ни вышедшему вместо Лео юному дарованию Бояну Кркичу, ни появившемуся на поле немногим позже матерому волку Тьерри Анри нанести завершающий штрих на игровое полотно не удалось. МЮ стоял стеной. А «Барса» без толку об эту стену билась головой. Прошибить не удалось. Гости отстояли вполне комфортный для себя результат и с чувством выполненного долга отбыли восвояси. На «Олд Траффорд» адепты атакующего футбола начнут с нуля (URL: http://www.championat.ru 24.04.08).

В характеристике действий двух команд выделены признаки, релевантные с точки зрения аксиологических представлений о подобных объектах: «Манчестер» - стоять стеной - не сдаваться в трудной ситуации; выйти сухим из воды - благополучно преодолеть трудности. Указанные признаки являются результатом соотнесения исходной категории «футбольная команда» с концептами УПОРСТВО и СПОСОБНОСТЬ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ - наличие подобных характеристик относит данную футбольную команду в положительную зону оценочной шкалы. «Барселона» -(не)нанести завершающий штрих на полотно -закончить некоторое дело; биться головой об стену - прилагать напрасные усилия, эксплицируя понятия о хорошей/плохой футбольной команде: здесь зафиксированы результаты взаимодействия той же исходной категории с концептами СПОСОБНОСТЬ ЗАВЕРШИТЬ ДЕЛО и СПОСОБНОСТЬ ПРИЛАГАТЬ ПЛОДОТВОРНЫЕ УСИЛИЯ. Идиома биться головой об стену не содержит в себе аксиологически релевант-

ных признаков, но в данном случае произошла некоторая модификация значения для оценки предпринятых действий. Обозначенные признаки обусловливают отрицательную характеристику этой команды.

Признаки, формирующие представление о положительном и отрицательном представителе класса представляют собой параллельный способ категоризации, наряду с классификацией. Как отмечает Е.М. Вольф: «Иными словами, классификация и оценка предполагают не полностью идентичные признаковые характеристики. Это различие отражается, в частности, в семантике предикатов... оценка в некотором смысле противопоставлена классификации, так как классификация предполагает однородность, а оценка - различие, выделен-ность из класса. Оценка часто нарушает соотнесенность объекта и класса объектов, как бы изымая объект из множества, к которому он принадлежит по своим дескриптивным признакам» [Вольф 1985: 147]. В рамках когнитивной парадигмы мы можем говорить об оценочном прототипе категории, имеющем биполярную природу - положительный/отрицательный. Идиомы, в которых отражены аксиологически релевантные признаки, образуют особый, оценочный класс, члены которого находятся по отношению друг к другу в синтагматических отношениях. Они представляют собой разнородные признаки:

О. Морозов, 1-й вице-спикер Госдумы: «К сожалению, находились балбесы, которые пытались людей в партию («Единую Россию» -ред.), оказывая тем самым ей медвежью услугу». «Медведи», конечно, сами себе подложили свинью. Но не беда: пока их возглавляет такой орел, как нынешний премьер-министр, от их оппонентов на выборах будут оставаться только рожки да ножки (АиФ. 2008. № 22).

Здесь оцениваются действия некоторых членов сообщества (загонять палкой - принуждать кого-либо сделать что-либо против своей воли; оказать медвежью услугу - навредить кому-

либо, желая улучшить ситуацию; подложить свинью - исподтишка навредить кому-либо). Указанные признаки располагаются в отрицательной зоне оценочной нормы, формируя оценочный класс, характеризующий поведение плохого субъекта (политика). Обозначения орел - человек решительный; (оставаться/оставить) рожки да ножки - полностью уничтожить - характеризуют класс решительных людей, способных добиваться поставленных целей, выделяя соответствующие признаки в положительном оценочном прототипе, представляющем твердого человека.

В процессе формирования отношения человека к окружающей действительности в сознании возникают категории явлений, объединенных оценочной деятельностью познающего индивида. Денотат идиомы представляет собой аспектуали-зацию одной из категорий базового уровня, для которой трудно подобрать однословное наименование. Идиомы, в которых отражены аксиологически релевантные признаки, образуют особый, оценочный класс, члены которого находятся в синтагматических отношениях. Они представляют разнородные признаки, выражающие отрицательный и положительный прототипы, связанные с базовой категорией. В сущности, цель употребления идиом состоит в обучении стандартам, общим принципам выбора. В результате образуются открытые классы, члены которого представляют собой широкое определение ПЛОХОГО и ХОРОШЕГО, принятое в данном лингвокультурном сообществе.

Список литературы

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.,

1998.

Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985.

Moore G.E. Principia Ethica. Cambridge,

1903.

Словарь образных выражений русского языка / под ред. В.Н. Телия. М., 1995.

Ch.G. Gogichev

EVALUATION IN IDIOM SEMANTICS

The goal of the work are idioms as means of evaluation of non-linguistic entities considering their aspects pointed out. Idioms that have properties relevant for evaluation form a special category members of which are in syntagmatic relations. They represent heterogeneous properties, forming a negative and a positive prototype of the basic category.

Key words: evaluation category, idioms, negative, positive prototype.

№3 (024) 2010r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.