Научная статья на тему 'Оценки вероятностно-временных характеристик массовых беспорядков, возникших в результате конфликтов на национальной (расовой) почве'

Оценки вероятностно-временных характеристик массовых беспорядков, возникших в результате конфликтов на национальной (расовой) почве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ / ВЕРОЯТНОСТНО-ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / MASS RIOTING / TIME-DEPENDENT PROBABILITY CHARACTERISTICS / NUMERICAL SIMULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меньших В. В., Горлов В. В.

В статье рассмотрены некоторые результаты имитационного моделирования массовых беспорядков, возникших в результате конфликтов на национальной (расовой) почве, позволившие получить оценки их вероятностно-временных характеристик. Проведен анализ и даны рекомендации по использованию полученных результатов в практической деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Меньших В. В., Горлов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimating Time-Dependent Probability Characteristics of Mass Rioting Caused by Ethnic or Racial Conflict

A stochastic numerical simulation is developed of mass rioting triggered by ethnic or racial conflict. Multiple runs of it enable the author to estimate time-dependent probability characteristics of such rioting under a variety of scenarios. Accordingly, optimum antiriot strategies for law enforcement are identified.

Текст научной работы на тему «Оценки вероятностно-временных характеристик массовых беспорядков, возникших в результате конфликтов на национальной (расовой) почве»

S

н и

0

1

J3 <

ы н

к

£

»S

0

1

J3 <

ы н S

I

<

а

X О

о

са

<

а

С

<

ЬЙ S н

ЬЙ <

а С

К S а О ы е-

46

В.В. МЕНЬШИХ,

начальник кафедры математики и моделирования систем, доктор физико-математических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ

В.В. ГОРЛОВ,

заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки

(Воронежский институт МВД России)

V.V. MENSHIKH, Head of the Department of Mathematics and System Modeling, Doctor of Physics and Mathematics, Professor, Merited Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation

V.V. GORLOV,

Deputy Head of the Department of Tactical and Special Training (Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

УДК 316.482.5

оценки вероятностно-временных характеристик массовых беспорядков, возникших в результате конфликтов на национальной (расовой) почве

Estimating Time-Dependent probability characteristics of Mass Rioting caused by ethnic or Racial conflict

В статье рассмотрены некоторые результаты имитационного моделирования массовых беспорядков, возникших в результате конфликтов на национальной (расовой) почве, позволившие получить оценки их вероятностно-временных характеристик. Проведен анализ и даны рекомендации по использованию полученных результатов в практической деятельности органов внутренних дел.

Массовые беспорядки, вероятностно-временные характеристики, имитационное моделирование.

A stochastic numerical simulation is developed of mass rioting triggered by ethnic or racial conflict. Multiple runs of it enable the author to estimate time-dependent probability characteristics of such rioting under a variety of scenarios. Accordingly, optimum anti-riot strategies for law enforcement are identified.

Mass rioting, time-dependent probability characteristics, numerical simulation.

М^

ассовые беспорядки — это преступление .против общественной безопасности, которое квалифицируется в соответствии со ст. 212 Уголовного кодекса Российской Федерации [2]. Они относятся к числу наиболее опасных чрезвычайных обстоятельств (далее — ЧО) криминального характера. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [1] массовые беспорядки могут являться основанием для введения режима чрезвычайного положения.

В целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности сотрудники правоохранительных органов обязаны проводить мероприятия, направленные на предупреждение, предотвращение и пресечение массовых беспорядков, подготовку к действиям при их возникновении. Подготовка бывает заблаговременной и непосредственной. Заблаговременная подготовка предусматривает:

— планирование действии сил и средств территориальных органов МВД России к выполнению задач при возникновении ЧО;

— обучение личного состава и слаживание элементов группировки сил, средств и органов управления к выполнению задач и функций при возникновении ЧО;

— проверку, поддержание сил и средств в постоянной готовности к действиям при ЧО. Планирование действий включает в себя проведение расчетов необходимых сил и средств, определение состава группировки, резервов, мероприятий по приведению в высшие степени готовности. В действиях органов внутренних дел (далее — ОВД), направленных на борьбу с массовыми беспорядками, особое внимание уделяется ранней профилактике. В ходе ежедневной работы на основании всестороннего изучения и анализа оперативной обстановки, изучения общественного мнения о деятельности полиции руководители ОВД могут сделать выводы о возможности возникновения массовых беспорядков на территории обслуживания, возможных местах их протекания, об отношении населения (или его части) к массовым беспорядкам, готовности ОВД к их пресечению и ликвидации. В связи с этим могут разрабатываться примерные специальные планы действий по предотвращению и пресечению массовых беспорядков для наиболее характерных ситуаций с привязкой к местности.

В том случае, если прогнозируется возникновение массовых беспорядков, руководители ОВД обязаны принять все возможные меры для их недопущения или пресечения и организовать непосредственную подготовку сил и средств, в ходе которой проводятся следующие предупредительно-профилактические мероприятия:

— укрепление связей с государственными органами и общественностью;

— обеспечение постоянной готовности личного состава ОВД к действиям при массовых беспорядках (разработка и корректировка специальных планов действий при групповых нарушениях общественного порядка и массовых беспорядках, уточнение расчетов сил и средств, создание специальной системы управления, отработка системы связи, оповещения и сбора личного состава и т. д.);

— укрепление материально-технической базы ОВД.

Показателями оценки эффективности действий ОВД при массовых беспорядках являются количество пострадавших, размер причиненного материального ущерба и продолжительность протекания массовых беспорядков [5]. Снижение их продолжительности может быть достигнуто, в частности, за счет сокращения времени

на непосредственную подготовку с учетом результатов прогнозирования массовых беспорядков и предварительного планирования действий ОВД (наличие примерных специальных планов).

Можно предположить, что снижение продолжительности массовых беспорядков приведет к уменьшению числа пострадавших и размера материального ущерба. В соответствии с Планом фундаментальных научных исследований стратегического, прогнозного и аналитического характера, вытекающих из современных концептуальных задач ОВД РФ (2012—2015 гг.), в Воронежском институте МВД России была проведена научно-исследовательская работа «Математическое моделирование действий органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах». В рамках научно-исследовательской работы были разработаны имитационные модели [3, 4], реализованные в компьютерных программах [6, 7], которые позволили получить вероятностно-временные характеристики массовых беспорядков, различающихся:

1) по целевому содержанию (явившиеся результатом политических мероприятий; возникшие в результате конфликтов на национальной (расовой) почве; возникшие на почве групповых хулиганских действий и массовых нарушений общественного порядка; явившиеся результатом неправомерных действий полиции);

2) по числу участников (до 100 человек; до 1000 человек; до 10 000 человек; более 10 000 человек);

3) по уровню организованности (возникшие спонтанно (спонтанные); с признаками слабой организованности (слабоорганизованные); с признаками высокой организованности (высокоорганизованные));

4) по степени подготовленности ОВД (ОВД прогнозировали возникновение массовых беспорядков, примерные специальные планы действий были разработаны заранее; ОВД не прогнозировали возникновение массовых беспорядков, примерные специальные планы действий были разработаны заранее; ОВД не прогнозировали возникновение массовых беспорядков, примерные специальные планы действий не были разработаны заранее).

Указанные вероятностно-временные характеристики объективно подтверждаются использованием в качестве исходных данных для моделирования экспертных оценок, полученных в результате анкетирования сотрудников ОВД, имеющих опыт в организации и проведении мероприятий по предотвращению и пресечению массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка. В анкетировании приняли участие более 100 сотрудников из 24 субъектов Российской Федерации.

S

н и о X

л

<

ы н

к

£

»S о X

л

<

ы н S

X

<

а

X о о

са

<

а

С

<

ЬЙ S н

ЬЙ <

а С

к S а О ы е-

47

s н и о X

л

<

ы н

R

:|S

0

1

л

<

и н S

I

<

а

X О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

м

<

а

С

<

а S н

bS

<

а С

к S а

О и н

48

10000 9000

15,342,

16,961 —18,114 }

W 8000

о л

£ о

о

7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000

10,0 11,0 12,0 13,0 14,0 15,0 16,0 17,0 18,0 19,0

Продолжительность МБ, час

—•- ППЕ - -•- - НПЕ — •- НПН

МБ — массовые беспорядки; ППЕ — ОВД прогнозировали возникновение массовых беспорядков, примерные специальные планы действий были разработаны заранее; НПЕ — ОВД не прогнозировали возникновение массовых беспорядков, примерные специальные планы действий были разработаны заранее; НПН — ОВД не прогнозировали возникновение массовых беспорядков, примерные специальные планы действий не были разработаны заранее.

Рис. 1. Продолжительность массовых беспорядков

2 л и о а

0

ч

п св

4

<D

а

и

35

5

1 <D

Я к

У

к а с

Л Е-

о о

я

Е-

СЯ

о а

<D

m

0,24

0,22

0,20

0,18

0,16

0,14

10,0

11,0

12,0 13,0 14,0

Продолжительность МБ, час

Сотрудники

Участники

15,0

Посторонние

16,0

0

Рис. 2. Вероятность причинения вреда здоровью во время массовых беспорядков, прогнозируемых ОВД

К Е-

а

<D

S

0

35 S

1 <u Я S

у

S

а с

-о Е-О О Я ЕЖ О

<D

PQ

0,26 0,24 0,22 0,20 0,18 0,16 0,14 0,12 0,10

10,0

11,0

15,0

12,0 13,0 14,0

Продолжительность МБ, час - -♦- - Сотрудники ■ Участники —А- Посторонние

Рис. 3. Вероятность причинения смерти во время массовых беспорядков, прогнозируемых ОВД

16,0

В данной работе приводятся результаты оценки характеристик массовых беспорядков, возникающих в результате конфликтов на национальной (расовой) почве. В ходе статистической

обработки экспертной информации и имитационного моделирования вероятностно-временных характеристик были проведены следующие мероприятия:

Таблица 1

Формулы для расчета продолжительности массовых беспорядков, полученные в результате имитационного моделирования

Вид ЧО криминального характера Продолжительность массовых беспорядков, час

Прогнозируемые Высокоорганизованные примерные специальные планы действий разработаны заранее t=-0,2093x2+3,0703x+29,7941

Слабоорганизованные примерные специальные планы действий разработаны заранее t=-0,1968x2+2,462x+10,3998

Спонтанные примерные специальные планы действий разработаны заранее t=-0,1976x2+2,573x+2,6607

Непрогнозируемые Высокоорганизованные примерные специальные планы действий разработаны заранее t=-0,4377x2+5,3915x+32,2322

примерные специальные планы действий не разработаны заранее t=-0,8462x2+9,9019x+41,1193

Слабоорганизованные примерные специальные планы действий разработаны заранее t=-0,1952x2+2,4481x+12,0021

примерные специальные планы действий не разработаны заранее t=-0,1418x2+1,8293x+13,9985

Спонтанные примерные специальные планы действий разработаны заранее t=-0,2053x2+2,6714x+3,2079

примерные специальные планы действий не разработаны заранее t=-0,2304x2+2,7845x+6,4909

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S н и о X

л

<

и н к

0 X

л

<

и н S

1

<

а

X О

о

са <

а

С

<

а S н

bS

<

а С

к S а

О и н

49

Примечание: «х» — количество участников массовых беспорядков в тыс. человек

S

н и о X

л

<

ы н

к

£

»S

0

1

J3 <

ы н S

I

<

а

X О

о

са

<

а

С

<

ЬЙ S н

ЬЙ <

а С

К S а О ы е-

50

— рассчитаны значения продолжительности, математического ожидания и дисперсии различных этапов массовых беспорядков, средние значения их продолжительности в целом, значения вероятности причинения вреда здоровью и смерти в ходе массовых беспорядков;

— построены графики, показывающие вероятностно-временные зависимости и характеризующие массовые беспорядки (рис. 1—3);

— рассчитаны формулы функций построенных графиков (табл. 1).

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:

1. Рассчитанные формулы могут быть использованы для получения вероятностно-временных характеристик для массовых беспорядков с любым количеством участников в диапазоне от 100 до 10 000 человек.

2. Определение примерной продолжительности массовых беспорядков в совокупности со знанием тактики действий ОВД позволят на этапе заблаговременной подготовки более качественно планировать действия ОВД при возникновении ЧО криминального характера, рационально распределять имеющиеся силы и средства для повышения эффективности их использования (например, планирование прибытия сил, задействованных для силового этапа к примерному времени его начала, а не раньше или позже).

Список литературы:

1. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Меньших В.В., Горлов В.В. Алгоритм имитационного моделирования действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 3.

4. Меньших В.В., Горлов В.В. Имитационное моделирование действий органов внутренних дел при возникновении массовых беспорядков // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 4.

5. Меньших В.В., Горлов В.В. Оптимизация действий органов внутренних дел при чрезвы-

3. Наличие прогнозов о возможном возникновении массовых беспорядков, а соответственно принятые заблаговременно меры по их профилактике и подготовке сил и средств ОВД во всех случаях приводят к снижению продолжительности разных видов массовых беспорядков на 7—16 %, в среднем — на 11 %.

4. Наличие заблаговременно разработанных примерных специальных планов действий ОВД приводит к снижению продолжительности разных видов массовых беспорядков на 6—49 %, в среднем — на 23 %.

5. Наличие прогнозов о возможном возникновении массовых беспорядков и заблаговременно разработанных примерных специальных планов действий ОВД приводит к снижению продолжительности разных видов массовых беспорядков на 15—57 %, в среднем — на 31%.

Таким образом, результаты, полученные в ходе имитационного моделирования, могут быть использованы для повышения эффективности планирования действий ОВД при массовых беспорядках на этапе заблаговременной подготовки, в системе поддержки принятия решений на этапах планирования и проведения специальной операции, для подготовки органов управления и личного состава к действиям при ЧО.

чайных обстоятельствах криминального характера // Информационная безопасность регионов. 2014. № 3.

A. с. 2015662546 РФ. Роспатент. Обработка экспертных оценок действий органов внутренних дел для заданных типов чрезвычайных обстоятельств криминального характера: программа для ЭВМ / В.В. Меньших,

B.В. Горлов, А.В. Кузнецов.

А. с. 2015619799 РФ. Роспатент. Имитаци-

6.

7.

онное моделирование действий органов внутренних дел для заданных типов чрезвычайных обстоятельств криминального характера: программа для ЭВМ / В.В. Меньших, В.В. Горлов, А.В. Кузнецов.

E-mail: menshikh@list.ru E-mail: gorlovvv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.