Научная статья на тему 'Имитационное моделирование действий органов внутренних дел при возникновении массовых беспорядков'

Имитационное моделирование действий органов внутренних дел при возникновении массовых беспорядков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1211
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EXTRAORDINARY CIRCUMSTANCES OF A CRIMINAL NATURE / ACTION OF POLICE DEPARTMENT / MASS RIOTS / SIMULATION / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / ДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меньших Валерий Владимирович, Горлов Виталий Викторович

Описана имитационная модель получения вероятностно-временных оценок длительности действий органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств криминального характера на примере массовых беспорядков. Приведены численные значения результатов использования модели на примере одного из видов массовых беспорядков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Меньших Валерий Владимирович, Горлов Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION MODELLING OF LAW-ENFORCEMENT BODIES OPERATIONS IN THE CASE OF MASS RIOTS

The paper describes simulation modelling of getting probabilistic and timing estimates of law-enforcement bodies operations duration in emergency criminal cases by the example of mass riots. Numerical values of results of use of model on the example of one of types of mass riots are given.

Текст научной работы на тему «Имитационное моделирование действий органов внутренних дел при возникновении массовых беспорядков»

В.В. Меньших, В.В. Горлов

доктор физико-математических наук, профессор

ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ

SIMULATION MODELLING OF LAW-ENFORCEMENT BODIES OPERATIONS IN THE CASE OF MASS RIOTS

Описана имитационная модель получения вероятностно-временных оценок длительности действий органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств криминального характера на примере массовых беспорядков. Приведены численные значения результатов использования модели на примере одного из видов массовых беспорядков.

The paper describes simulation modelling of getting probabilistic and timing estimates of law-enforcement bodies operations duration in emergency criminal cases by the example of mass riots. Numerical values of results of use of model on the example of one of types of mass riots are given.

Введение. Деятельность ОВД при возникновении чрезвычайных обстоятельств криминального характера (ЧО КХ) требует от органов управления принятия грамотных управленческих решений в сжатые сроки в условиях сложной оперативной обстановки, опасных для жизни и здоровья граждан и сотрудников ОВД.

Математические модели, позволяющие без больших материальных затрат оценить эффективность и осуществить выбор наилучших решений, можно использовать для повышения эффективности принятия решений. Так, например, с помощью математических моделей можно получить вероятностно-временные характеристики действий ОВД для заданных типов ЧО КХ.

Рассмотрим порядок получения вероятностно-временных оценок действий ОВД при массовых беспорядках, которые относятся к числу наиболее опасных ЧО КХ и в

соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» могут даже являться основанием для введения режима чрезвычайного положения.

Массовые беспорядки (МБ) — это преступление против общественной безопасности, которое квалифицируется в соответствии со статьей 212 УК РФ. Общественная опасность массовых беспорядков заключается в том, что преступление совершается большой группой людей (толпой), сопровождается насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Массовые беспорядки — преступление умышленное. Они редко возникают случайно (спонтанно). Как правило, массовым беспорядкам предшествует большая подготовительная работа со стороны их организаторов. Они подготавливают почву путем распространения провокационной информации и слухов. Отбирают и подготавливают активных участников, т.е. лиц, которые будут совершать погромы, разрушения, избиения и другие преступные действия. Подготавливают оружие, взрывные устройства, взрывчатые, отравляющие вещества и другие предметы, представляющие опасность для окружающих [2], а также осуществляют меры по сбору толпы, её подстреканию к совершению преступных действий и т.д. Заранее спланированные и хорошо подготовленные массовые беспорядки представляют большую опасность, чем возникшие спонтанно, и требуют от органов внутренних дел значительных усилий для восстановления общественного порядка.

Знание особенностей, причин и поводов возникновения массовых беспорядков позволяет органам внутренних дел прогнозировать такие события и принимать меры к их недопущению. Подготовка подразделений ОВД осуществляется с целью обеспечения высокой оперативно-служебной и служебно-боевой готовности к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Подготовка бывает заблаговременной и непосредственной. Во всех случаях, когда прогнозируется возникновение массовых беспорядков, руководители ОВД обязаны принять все возможные меры для их недопущения или пресечения и организовать непосредственную подготовку сил и средств.

Целями работы являются:

разработка имитационной модели получения вероятностно-временных оценок длительности действий ОВД при возникновении чрезвычайных обстоятельств криминального характера на примере массовых беспорядков;

определение порядка получения экспертных оценок, необходимых для моделирования;

приведение примеров численных значений результатов использования модели для массовых беспорядков, возникших в результате конкретных конфликтов на национальной (расовой) почве;

анализ результатов моделирования и выработка предложений по их использованию в практической деятельности органов внутренних дел.

Классификация массовых беспорядков. Существуют различные подходы к классификации массовых беспорядков. Учитывая, что целью работы является получение вероятностно-временных характеристик, в первую очередь обратим внимание на основания классификации, учитывающие динамику развития массовых беспорядков.

По целевому содержанию:

беспорядки, возникшие в результате конкретных конфликтов на национальной (расовой) почве (НРП);

беспорядки в результате неправомерных действий полиции (НДП); беспорядки, явившиеся результатом проведения общественно-политических массовых мероприятий (ОПМ);

беспорядки на почве групповых хулиганских действий и массовых нарушений общественного порядка, возникших в ходе проведения спортивных или культурно-зрелищных массовых мероприятий (футбол, хоккей, концерт и т.п.) (ОЗМ). По числу участников: до 100 человек; до 1000 человек; до 10000 человек; более 10000 человек. По уровню организованности: возникшие спонтанно (спонтанные);

с признаками слабой организованности (слабоорганизованные); с признаками высокой организованности (высокоорганизованные). По степени подготовленности ОВД:

ОВД прогнозировали возникновение массовых беспорядков, примерные специальные планы действий были разработаны заранее (ППЕ);

ОВД не прогнозировали возникновение массовых беспорядков, примерные специальные планы действий были разработаны заранее (НПЕ);

ОВД не прогнозировали возникновение массовых беспорядков, примерные специальные планы действий не были разработаны заранее (НПН).

Основываясь на этих факторах, можно предложить классификацию (рис. 1).

Рис. 1. Классификация массовых беспорядков по уровню организованности и степени

подготовленности ОВД

Увеличение продолжительности массовых беспорядков может привести к массовым человеческим жертвам, парализации функционирования органов власти и управления, работы организаций, предприятий, учреждений, транспорта, связи, серьезному экономическому ущербу, моральному вреду как для отдельных граждан, таки для общества и государства в целом. Длительность действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах является одним из критериев оценки эффективности таких действий [5].

Моделирование длительности действий ОВД при возникновении массовых беспорядков. Действия ОВД по борьбе с массовыми беспорядками зависят от их развития. В зависимости от этапа развития массовых беспорядков ОВД находятся в одном из состояний, указанных на рис. 2 [3], где p\—p6 — вероятности перехода из одного состояния в другое.

Как указано выше, длительность действий ОВД при чрезвычайных обстоятельствах является одним из критериев оценки эффективности таких действий [5]. При массовых беспорядках длительность действий зависит от степени подготовленности к ним ОВД и оказываемого сопротивления участниками массовых беспорядков (которое зависит от уровня их организованности).

Рис. 2. Деятельность органов внутренних дел на разных этапах массовых беспорядков

Имитационная модель для расчета длительности действий ОВД при возникновении массовых беспорядков представляет собой итерационный процесс вычисления длительности ~ на основе представленной на рис. 2 схемы так, что на каждой итерации

определяется конкретная последовательность смены состояний ^ - с учётом вероятностей рх - р6.

Г. = Г. г г

где

1 + (1 -а^ +(1 -а2 +(1 -«з

С

= Г. г

1+, 1^У

Л

а =

а2 =

(1, ОВД прогнозировали возникновение МБ; [0, ОВД не прогнозировали возникновение МБ;

[1,ММ возникли в местах, предусмотренных специальными планами ОВД; I 0, ММ возникли в местах, не предусмотренных специальны ми планами ОВД;

а3 =

|1, МБвозникли спонтанно; I 0, МБбыли организованы.

Доли увеличения продолжительности действий ОВД в состоянии d.: р1^ — за счет отсутствия прогнозирования массовых беспорядков; Р^ — за счет отсутствия предварительного планирования действий ОВД;

Р^ — за счет уровня организованности массовых беспорядков.

Как следует из теоремы А.М. Ляпунова [6], при достаточно большом количестве итераций закон распределения для величины ~ будет близок к нормальному. В результате

статистической обработки данных для всех итераций находятся математическое ожидание и дисперсии продолжительности каждого этапа. Этим определяются вероятностно-временные оценки длительности действий ОВД в различных состояниях.

Исходными данными для описанной модели являются значения

plj, i = 1,...,4, j = 1,...,3 и pk, k = 1,...,6, которые могут быть получены на основе экспертных оценок.

Получение экспертных оценок. Для получения экспертных оценок необходимо, чтобы сотрудники, имеющие опыт в организации действий ОВД при возникновении ЧО КХ, заполнили соответствующие анкеты. Как правило, для заполнения анкет могут привлекаться сотрудники оперативных отделов и управлений организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, члены оперативных штабов главных управлений и управлений МВД России по субъектам Российской Федерации.

Для получения экспертных оценок вероятностно-временных характеристик разработанной модели действий ОВД при массовых беспорядках было организовано и проведено анкетирование среди сотрудников ОВД, имеющих опыт в организации и проведении мероприятий по предотвращению и пресечению массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка. В анкетировании приняли участие более 100 сотрудников из 24 субъектов Российской Федерации.

Анкета была разработана на основе графовой модели действий ОВД при массовых беспорядках (рис. 2) и включала 10 таблиц, в которых экспертами по всем указанным выше классификационным признакам оценивались:

продолжительность действий ОВД по предотвращению и пресечению массовых беспорядков на этапах di — d4 и вероятность возможной последовательности этих действий pi - pe;

вероятности причинения смерти (сотрудников ОВД, участников массовых беспорядков, посторонних) на этапах di — d4. В каждой таблице оценивалась вероятность причинения смерти только для одного этапа действий (состояния) ОВД;

вероятности причинения вреда здоровью (сотрудников ОВД, участников массовых беспорядков, посторонних) на этапах di — d4;

увеличение продолжительности действий ОВД на этапах di — d4 за счет отсутствия прогнозирования, предварительного планирования действий и уровня организованности массовых беспорядков.

Результаты моделирования. В статье приведены примеры численных значений результатов использования модели для массовых беспорядков, возникших в результате конкретных конфликтов на национальной (расовой) почве.

В результате обработки анкет с экспертными оценками для исследуемых типов массовых беспорядков были получены:

минимальные и максимальные значения продолжительности действий ОВД на различных этапах;

значения вероятностей последовательности смены состояний ОВД; значения вероятностей причинения вреда здоровью сотрудникам ОВД, участникам массовых беспорядков, посторонним гражданам на различных этапах и среднее значение вероятности за все этапы;

значения вероятностей причинения смерти сотрудникам ОВД, участникам массовых беспорядков, посторонним гражданам на различных этапах и среднее значение вероятности за все этапы.

В результате имитационного моделирования действий ОВД для исследуемых типов массовых беспорядков были:

рассчитаны значения продолжительности действий ОВД на различных этапах, их математического ожидания и дисперсии;

построены графики, показывающие вероятностно-временные зависимости и характеризующие исследуемые типы массовых беспорядков (образцы графиков показаны на рис. 3—5);

рассчитаны формулы функций построенных графиков;

рассчитаны средние значения продолжительности действий ОВД по предотвращению и пресечению массовых беспорядков в целом и их снижения за счёт подготовленности ОВД (таблица).

Рис. 3. Продолжительность массовых беспорядков, возникших в результате конкретных конфликтов на национальной (расовой) почве с признаками слабой организованности

8,0 9,0 10,0 11,0 12,0 13,0 14,0 15,0 16,0

Продолжительность МБ, час

Сотрудники -Ш-Участники -А-Посторонние

Рис. 4. Вероятность причинения телесных повреждений во время массовых беспорядков, возникших в результате конкретных конфликтов на национальной (расовой) почве с признаками слабой организованности, возникновение которых ОВД прогнозировали и примерные специальные планы действий были разработаны заранее

Продолжительность МБ, час

Сотрудники -И-У частники -А-По сторонние

Рис. 5. Вероятность причинения смерти во время массовых беспорядков, возникших в результате конкретных конфликтов на национальной (расовой) почве с признаками слабой организованности, возникновение которых ОВД прогнозировали и примерные специальные планы действий были разработаны заранее

Значения снижения продолжительности действий ОВД при массовых беспорядках

НРП

Спонтанные Слабоорганизованные Высокоорганизованные

<и и § Я <и Ч £ <и и § Я <и Ч £ <и и § Я <и Ч £

Основание о о о о о о о о о о о о о о о о о о

снижения времени А Ж О 00 А Ж О 00 А Ж О 00

За счет

прогнозирования 0,14 0,12 0,08 0,11 0,08 0,06 0,10 0,08 0,09 0,10 0,09 0,09

За счет

предварительного

планирования 0,48 0,36 0,21 0,35 0,20 0,16 0,11 0,16 0,27 0,28 0,22 0,26

За счет

прогнозирования и

предварительного

планирования 0,56 0,44 0,27 0,42 0,27 0,21 0,20 0,23 0,34 0,35 0,29 0,33

Выводы. 1. Рассчитанные формулы могут быть использованы для получения вероятностно-временных характеристик для массовых беспорядков с любым количеством участников в диапазоне от 100 до 10000 человек.

2. Знание содержания действий на каждом этапе в совокупности с примерной продолжительностью этапов и вероятностями причинения вреда здоровью и смерти позволит лицу, принимающему решения, более рационально распределять имеющиеся силы и средства для повышения эффективности их использования (например, позволяет планировать прибытие сил, задействованных для силового этапа, к примерному времени его начала, а не раньше или позже).

3. Увеличение количества участников во всех случаях приводит к росту продолжительности массовых беспорядков.

4. Наличие прогнозов о возможном возникновении массовых беспорядков, а соответственно принятые заблаговременные меры по их профилактике и подготовке сил и средств ОВД во всех случаях приводят к снижению продолжительности разных видов массовых беспорядков на 6—23%, в среднем на 15%.

5. Наличие заблаговременно разработанных примерных специальных планов действий ОВД приводит к снижению продолжительности разных видов массовых беспорядков на 6—48 %, в среднем на 27%.

6. Наличие прогнозов о возможном возникновении массовых беспорядков и заблаговременно разработанных примерных специальных планов действий ОВД приводит к снижению продолжительности разных видов массовых беспорядков на 15— 56%, в среднем на 35%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. В ходе массовых беспорядков вероятность гибели сотрудников ОВД на 2— 26% (в среднем на 14%) больше, чем вероятность гибели участников беспорядков и посторонних граждан.

ЛИТЕРАТУРА

1. О чрезвычайном положении: Федер. конст. закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ (в редакции от 07 марта 2005 г.) // СПС «ГАРАНТ аэро» (дата обращения: 02.06.2014).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13 июня 1996 г. № 6З-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС «ГАРАНТ аэро» (дата обращения: 10.10.2015).

3. Меньших В.В., Самороковский А.Ф., Горлов В.В. Сетевая модель действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера на примере массовых беспорядков // Труды Академии управления МВД России. — 2й1З. — № 4(24). — С. 54—59.

4. Меньших В.В. Алгоритм имитационного моделирования действий ОВД при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера / В.В. Меньших, В.В. Горлов // Вестник Воронежского института МВД России. — 2GD. — № 3. — С. 52—61.

5. Меньших В.В., Горлов В.В. Оптимизация действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера // Информационная безопасность регионов. — 2G14. — № 3. — С. 81—SS.

6. Вентцель Е.С. Теория вероятностей: учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., 1999.

— 576 c.

REFERENCES

1. O chrezvyichaynom polozhenii: Feder. konst. zakon ot 30 maya 2GG1 g. № З-FKZ (v redaktsii ot 07 marta 2005 g.) // SPS «GARANT aero» (data obrascheniya: G2.G6.2G14).

2. Ugolovnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon ot 1З iyunya 1996 g. № бЗ-FZ (s izm. i dop.) // SPS «GARANT aero» (data obrascheniya: 10.10.2015).

3. Menshih V.V., Samorokovskiy A.F., Gorlov V.V. Setevaya model deystviy organov vnutrennih del pri chrezvyichaynyih obstoyatelstvah kriminalnogo haraktera na primere massovyih besporyadkov // Trudyi Akademii upravleniya MVD Rossii. — 2GD. — № 4(24).

— S. 54—59.

4. Menshih V.V. Algoritm imitatsionnogo modelirovaniya deystviy OVD pri chrezvyichaynyih obstoyatelstvah kriminalnogo haraktera / V.V. Menshih, V.V. Gorlov // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2GB. — № З. — S. 52—61.

5. Menshih V.V., Gorlov V.V. Optimizatsiya deystviy organov vnutrennih del pri chrezvyichaynyih obstoyatelstvah kriminalnogo haraktera // Informatsionnaya bezopasnost regionov. — 2G14. — № З. — S. Sl—SS.

6. Venttsel E.S. Teoriya veroyatnostey: ucheb. dlya vuzov. — M.: Vyissh. shk., 1999.

— 576 c.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Меньших Валерий Владимирович. Начальник кафедры высшей математики. Доктор физико-математических наук, профессор.

Воронежский институт МВД России. E-mail: menshikh@list.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-10.

Горлов Виталий Викторович. Заместитель начальника кафедры тактико-специальной подготовки. Воронежский институт МВД России.

E-mail: gorlovvv@mail.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-95.

Menshikh Valery Vladimirovich. The chief of the chair of High Mathematics. Doctor of Physical and Mathematical Sciences, professor.

Voronezh Instinute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: menshikh@list.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-10.

Gorlov Vitaliy Victorovich. Deputy head of chair of Tactical and Special Preparation. Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: gorlovvv@mail.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-95.

Ключевые слова: чрезвычайные обстоятельства криминального характера; действия органов внутренних дел; массовые беспорядки; имитационное моделирование.

Key words: extraordinary circumstances of a criminal nature; action of police department; mass riots; simulation.

УДК 519.876.2:351.74

ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Винокуров С.А.

Основы управленческой деятельности в подразделениях вневедомственной

охраны полиции: курс лекций / С.А. Винокуров, Д.И. Борисенко, Ю.С. Никитина. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2015. — 74 с.

В курсе лекций в систематизированном виде представлены материалы по вопросам организации системы управления в подразделениях вневедомственной охраны полиции. Издание предназначено для курсантов и слушателей радиотехнического факультета и факультета заочного обучения, обучающихся по специальности 11.05.02. - Специальные радиотехнические системы, а также для слушателей факультета дополнительного профессионального образования и факультета профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.