Научная статья на тему 'Оценка затрат на подготовку специалистов в соответствии с существующей и перспективной востребованностью их на рынке труда'

Оценка затрат на подготовку специалистов в соответствии с существующей и перспективной востребованностью их на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коршунова Елена Дмитриевна, Бычкова Наталья Александровна

Объектом исследования в данной работе являются вопросы прогнозирования и оценки кадрового потенциала отраслей машиностроительного комплекса. Статья представляет методику оценки затрат на подготовку специалистов с учетом их существующей и перспективной востребованности на рынке труда. Методика включает разработанные методы оценки стоимости подготовки специалистов заданной квалификации для государства и для вуза на основе индексного и сравнительного подходов, и расчет стоимости обучения специалиста в технологическом университете по специальности «Экономика и управление предприятием» для ступени обучения «бакалавр».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of the Expenses on Specialist Training According to Their Existing and Perspective Labor Market Demand

The forecasting problems and estimation of the trained potential in the industries of machine-building complex are the objects of the studies in the given paper. The method to estimate expenses on specialist's and qualified worker's training taking into account current and perspective labor market demand is presented. The method includes the designed procedure for the cost estimation of specialist's training given qualification both for state and for high school on the base of index and comparative approach, and calculation of the cost of specialist's training in technical university on the speciality Economy and enterprise management for the education level bachelor.

Текст научной работы на тему «Оценка затрат на подготовку специалистов в соответствии с существующей и перспективной востребованностью их на рынке труда»

Коршунова, Ъычкова

ОЦЕНКА ЗАТРАТ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ В СООТВЕТСТВИИ С СУЩЕСТВУЮЩЕЙ И ПЕРСПЕКТИВНОЙ ВОСТРЕБОВАННОСТЬЮ ИХ НА РЫНКЕ ТРУДА

В настоящее время весьма актуальной является проблема повышения обоснованности государственного заказа на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих для машиностроительных отраслей. На наш взгляд, решение этой проблемы заключается в разработке механизмов прогнозирования кадрового потенциала отраслей машиностроительного комплекса на основе оценки перспективной потребности в специалистах и квалифицированных рабочих. При этом прогнозирование кадрового потенциала должно основываться на мониторинге квалификационных требований к специалистам и квалифицированным рабочим, анализе соответствия образовательных стандартов требованиям и уровню развития кадрового потенциала, оценке затрат на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих в соответствии с существующей востребованностью их на рынке труда, оценке стоимости подготовки специалистов, обладающих заданной квалификацией и набором компетенций, с учетом рейтингов требуемых специальностей.

Переход России к рыночной экономике обусловил серьезное изменение роли образования, и особенно профессионального образования, переориентировав его всецело на удовлетворение потребностей индустрии.

В числе факторов, связанных с рынком труда и существенным образом повлиявших на деятельность учреждений профессионального образования, можно выделить [3]:

• изменение отраслевой структуры занятости населения,

• изменение профессиональной и квалификационной структуры спроса на рабочую силу,

• усиление конкуренции со стороны негосударственных образовательных учреждений,

• появление на рынке труда свободной рабочей силы, имеющей те же профессионально-квалификационные характеристики, что и выпускники образовательных учреждений.

С началом радикальных экономических реформ спрос на рабочую силу сместился из отраслей материального производства в сферу торговли и обслуживания, коммуникационного обеспечения, кредитно-финансового обслуживания. Одновременно стали меняться квалификационные требования со стороны работодателей в тех отраслях, которые не только выжили в условиях кризиса, но и получили бурное развитие. Образовательные учреждения системы начального, среднего и высшего профессионального образования стали все больше и больше отставать от требований рынка труда, разработанные десять - пятнадцать лет назад профессиональные стандарты оказались устаревшими, квалификационные характеристики на профессии перестали соответствовать требования работодателей. В результате, выпускники учреждений профессионального образования все чаще стали сталкиваться с проблемой трудоустройства после окончания учебы, причем даже по тем профессиям, которые, казалось бы, должны пользоваться наибольшим спросом на рынке труда.

Другой причиной глубоких изменений стало значительное сокращение государственных расходов на образование, переход от достаточного, а в отдельных случаях и избыточного, к дефицитному финансированию. Сегодня страны с переходной экономикой объективно могут позволить себе финансирование лишь обязательного общего (школьного) образования и некоторые виды профессионального образования, востребованность которых экономикой не вызывает сомнений.

Как следствие происходящих перемен, профессиональное, и, прежде всего начальное профессиональное образование, принимает сегодня иную парадигму развития. Наличие кадров с адекватной и современной подготовкой будет одной из главных предпосылок для экономического роста в мире, и особенно в странах с переходной экономикой, таких как страны СНГ.

Это относится не только к кадрам в академической сфере, но и в значительной степени к профессионально-техническим профессиям, где спрос на компетентность изменяется очень быстро вследствие введения новых технологий и методов работы. Во многих странах, где система профессионального образования не получила должного развития, может возникать нехватка персонала с адекватной компетентностью. Поэтому в перспективе перед системой профессионально-технического образования и подготовки кадров многих стран стоит большая задача.

Для ее решения необходимо знать и постоянно контролировать изменения со стороны спроса на труд, выявлять новые требования работодателей в отношении профессиональных навыков и уровня квалификации работников, принимать во внимание объем рынка

труда. Система высшего профессионального образования должна разрабатывать и совершенствовать методы прогнозирования спроса на новую компетентность на рынке труда и развивать новые инструменты для его анализа.

Разработка методики оценки затрат на подготовку специалистов в соответствии с существующей и перспективной востребованностью их на рынке труда предполагает решение следующих задач:

• анализ специфики образовательного процесса при подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования;

• анализ существующих подходов к оценке затрат на подготовку специалистов;

• определение типовых затрат для каждой ступени образования;

• формирование перечня показателей, используемых для оценки затрат на подготовку специалистов;

• разработка формального описания методики оценки затрат на подготовку специалистов;

• апробация разработанной методики на примере оценки затрат для многоступенчатой подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования для уровней бакалавр, специалист, магистр.

В настоящее время в России осуществляется многоступенчатая подготовка специалистов в системе высшего профессионального образования, которая предполагает три уровня подготовки: бакалавр, специалист, магистр.

Каждый уровень подготовки предъявляет специфические требования к содержанию, структуре, формам образовательного процесса, а также к квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС), материально-техническим ресурсам, информационным ресурсам и методическому обеспечению. Следовательно, разрабатываемая методика должна учитывать специфические особенности образовательного процесса, которые свойственны каждой из рассмотренных ступеней.

Так, для подготовки специалистов и магистров требуется привлечение преподавательского состава более высокой квалификации, чем для бакалавриата. Поэтому в разработанной методике было определено рекомендуемое процентное соотношение ППС, имеющего ученые степени (кандидат наук, доктор наук), к ППС без ученых степеней. Кроме того, необходимо определять объем материальных ресурсов для каждой степени обучения.

Проведенный анализ показал, что при оценке затрат на подготовку специалистов следует различать следующие виды финансирования образовательного процесса:

• за счет вуза, который обладает необходимым набором материально-технических и трудовых ресурсов, наличием организационно-методического обеспечения для проведения образовательного процесса;

• за счет государства, инвестирующего денежные средства для подготовки специалистов по государственному заказу;

• за счет предприятия-заказчика специалистов с заданным набором компетенций по целевому направлению;

• за счет создаваемого высшего учебного заведения, не обладающего материально-техническими и человеческими ресурсами.

Современная экономика формирует новые предложения на рынке рабочих мест на профессии. Проведенный анализ позволил выявить наиболее востребованные специальности по перспективным направлениям развития экономики [1]. В качестве основных источников для контент-анализа были взяты популярные в России газеты и журналы («Работа и заработная плата», «Работа для вас», «Элитный персонал», «Работа сегодня», «Куда пойти учиться», «Из рук в руки» и др.), а также опросы руководителей ряда ведущих предприятий отраслей машиностроительного комплекса [5].

В сфере продвижения товаров и услуг на рынке наиболее востребованы: специалист по связям с общественностью, специалист по технологии и дизайну упаковочного производства, специалист по художественно-техническому оформлению печатной продукции (графика), специалист по коммерческой логистике, менеджеры по управлению материальными ресурсами и оптовой торговле, менеджеры по работе с клиентами, сервис-инженеры в торговых фирмах.

В сфере создания компьютерных информационных систем, обеспечения техническими средствами и каналами информации наиболее востребованы: инженер-технолог телекоммуникационных систем, системный аналитик, специалист по компьютерным сетям, специалист по защите информации, дизайнер (менеджер) средств массовой информации, системный программист, администратор баз данных, менеджер проекта в области информационных технологий.

В сфере инвестиционной политики и правовой защиты наиболее востребованы: экономист-менеджер по экономике и управлению научными исследованиями и проектированию, экономист-менеджер по управлению инновациями, экономист-менеджер по управлению экономической и информационной безопасностью, экономист-менеджер по экономике и управлению конкурентоспособностью, экономист-менеджер по управлению качеством, экономист-менеджер по управлению инвестиционными проектами, юрист по предпринима-

тельскому и коммерческому праву, юрист по интеллектуальной собственности и правовой охране, специалист по экономике природопользования, специалист по антикризисному управлению.

В сфере модернизации промышленного производства наиболее востребованы: инженеры-конструкторы машиностроительного производства; инженеры-технологи; инженеры-механики хлебопекарной, табачной, пивоваренной промышленности; инженеры-гидравлики, теплотехники, энергетики; инженеры по обслуживанию сантехнических и вентиляционных систем, специалисты по материаловедению и новым материалам; специалисты по лазерной технике и лазерным технологиям; инженеры по технической эксплуатации транспорта.

Полученные данные показывают значительное число «рыночных» специальностей по сравнению с традиционными, которые востребованы на рынке труда. Основная проблема в данном направлении заключается в возможностях высшей школы обеспечить качественную подготовку по этим специальностям, что, в свою очередь, требует эффективной системы «обратной связи» в системе «спроса и предложения».

Проведенный анализ также позволил выявить профиль компетенций специалиста для работодателей г. Москвы. Результаты анализа представлены в табл. 1 [1]. Требования к специалистам по вакантным должностям включают не только квалификационную составляющую знаний, умений и навыков, но и учитывают такие, во многом определяющие параметры, как возраст, внешний вид соискателя. Поэтому при подготовке специалистов вузам в учебном процессе важно учитывать не только обеспечение высокого уровня квалификационнопрофессиональных характеристик специалиста, но и формировать целостный образ высококвалифицированного сотрудника.

Эти данные подтверждаются исследованием, проведенным Центром маркетинга и информационного менеджмента РГГУ и анализом основных периодических изданий по трудоустройству и образованию. Анализ показывает доминирующий рост спроса на профессии, связанные с развитием сферы обращения: менеджеры, маркетологи, специалисты в области рекламы, финансовые аналитики, системные администраторы, специалисты в области компьютерных технологий и т. п. Рассматривая требования рынка труда к молодым специалистам и предложения со стороны системы образования, можно сказать, что образование в вузах отстает от требований работодателей.

Немногие из государственных вузов, а в них готовят более 90% всех специалистов, обучают по специальностям в области маркетинга, РЯ, финансового менеджмента и другим, в том числе отрасле-

вым. Как правило, такое образование платное, и конкурс достаточно высок. Альтернативное образование в коммерческих вузах пока не имеет достаточного уровня качества.

Таблица 1

Профиль требований работодателей Москвы к специалистам

Параметр Диапазон по группам специальностей

Индивидуальные особенности личности

Пол Преобладание вакансий для женщин только для педагогов и бухгалтеров. По другим специальностям шансы мужчин на 20-30% выше. Более 11% всех вакансий только для женщин. Дискриминация женского труда по отдельным профессиям незначительна.

Возраст мужчины: 23-45 лет, женщины: 23-40 лет

Внешний вид Несоответствующий внешний вид - основная причина отклонения кандидатуры работодателем

Личностные качества (коммуникабельность, активность...) Зависят от специфики предлагаемой работы

Квалификационно-профессиональные требования

Опыт работы по данной должности/специальности от 2 лет 71-93% вакансий

Знание рынка 0-15% вакансий

Наличие установившихся деловых связей или клиентской базы 0-26% вакансий

Образовательный уровень Указывается в общем виде (в/о гуманитарное, техническое, медицинское, юридическое), средний балл выпускника 4,5-4,75, в отдельных случаях указываются конкретные вузы.

Специальность/специализация В основном, указывается должность

Дополнительные профессиональные знания 6-58% вакансий

Знания в смежных областях 3-14 областей знаний

Компьютерная грамотность 12-100% вакансий

Знание специальных программ Зависят от специфики предлагаемой работы

Знание иностранных языков 5-35% вакансий

Дополнительные навыки (водительские права, спорт...) Зависят от специфики предлагаемой работы

В то же время рынок труда динамично развивается и показывает изменения, как требуемого портфеля специальностей, так и постоянное из-

менение требуемого набора знаний, умений и навыков для существующих специальностей. Важной особенностью развития рынка труда стало преобладание дуальных специальностей, требующих сочетания и гармонизации знаний из разных областей науки и техники [2].

Методика расчета оценки затрат на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих разрабатывалась в соответствии с существующей и перспективной востребованностью их на рынке труда с учетом необходимого актуального набора компетенций специалиста. В рамках методики был проведен анализ рынка образовательных услуг, позволивший определить стоимость получения высшего образования по экономическим специальностям. Для конкретизации анализа были выбраны технические вузы из разных экономикогеографических регионов страны. Анализ стоимости получения высшего образования позволяет ориентироваться при определении затрат на подготовку специалиста на реальные стоимости однотипных услуг, предоставляемых конкурирующими вузами.

При разработке методики оценки стоимости подготовки специалиста и квалифицированного рабочего в соответствии с существующей и перспективной востребованностью их на рынке труда возможно использование следующих подходов [4].

Затратный подход, при котором расчет стоимости обучения ведется исходя из основных статей затрат организации. При этом сначала определяется себестоимость обучения, на основе которой формируется цена обучения с учетом закладываемых диапазонов прибыли организации и средств на ее развитие. Этот подход не является оптимальным, поскольку он не имеет привязки стоимости обучения к реальным рыночным показателям и не ориентирован на особенности формирования цен в регионе и стоимостей подобных услуг у конкурирующих организаций.

Рыночный подход позволяет формировать стоимость образовательных услуг исходя из определения оптимальных цен конкурентов. Для этого определяется сегмент рыка потребителей образовательной услуги и выделяются основные конкуренты на нем. Данный подход является более адекватным по сравнению с затратным подходом, поскольку он учитывает специфические особенности выбранного региона и потребности организаций-заказчиков специалистов в подготовке кадров заданной квалификации. Но при использовании этого подхода могут возникать сложности с определением реальных затрат образовательного учреждения на услуги по обучению специалистов и квалифицированных рабочих в связи с неполнотой исходной информации для расчета.

В предлагаемой методике использованы элементы названных подходов. Методика базируется на затратном способе расчета себестоимости образовательной услуги, формируя при этом список статей расходов организации. Однако полная оценка стоимости производится с учетом экономической специфики регионов на основе анализа требований работодателей к сотрудникам, их квалификации и специализации.

В определении стоимости обучения возможен учет рыночной стоимости специалиста: его перспективной заработной платы на основе имеющихся у него компетенций и квалификации, потребности работодателей в специалистах и престижности высшего учебного заведения, предоставившего ему образование.

Определение типовых затрат для каждой ступени образования. К основным переменным расходам относятся:

• заработная плата ППС, включающая соотношение ППС имеющего ученую степень и не обладающего последней; обслуживание и приобретение материальных ресурсов, включающее обслуживание помещения под образовательный процесс, использование и обслуживание оборудования для проведения учебного процесса, аренду оборудования;

• затраты на электроэнергию и освещение для оборудования;

• затраты на создание, использование информационного обеспечения для проведения учебного процесса;

• затраты на использование интернет для учебного процесса.

К основным постоянным расходам относятся:

• заработная плата обслуживающего персонала, обеспечивающего функционирование вуза и учебный процесс (в том числе деканат); приобретение и обслуживание помещений под сервисные процессы, включающее приобретение помещений под сервисные процессы, стоимость эксплуатации сервисных помещений, затраты на освещение, отопление, электричество;

• затраты на информационное обеспечение, включающее создание информационного обеспечения (библиотека), администрирование информационного обеспечения.

В табл. 2. для выделенных типов инвесторов приведены основные специализированные расходы по проведению образовательного процесса.

С учетом выбранных статей расходов необходимо провести параметризацию методики расчета стоимости обучения специалиста и определить ее основные показатели, нормативы на их значения, действующие согласно трудовому законодательству РФ, а также рекомендации к значению выбранных параметров.

Определение специализированных типов затрат организаций на обучение специалиста

Для ВУЗа Для государства (50% бюджета ВУЗа) Для создаваемого ВУЗа (инвестиционный проект)

Переменные расходы (в зависимости от количества студентов) Обслуживание и приобретение материальных ресурсов - обновление имеющегося оборудования Аренда (строительство) помещения под образовательный процесс; обслуживание и приобретение материальных ресурсов -приобретение оборудования

Постоянные расходы (для учебного процесса в целом) Аренда (строительство) помещения под вспомогательные процессы (сервис)

Социальные затраты (компенсация затрат студентов, связанных с получением образования) Питание, обучение, материальная помощь, проезд в транспорте, путевки, общежитие

Расчет себестоимости обучения одного студента для ВУЗа, обладающего организационно-методическими, материальными и человеческими ресурсами для проведения учебного процесса.

Себестоимость обучения 1 студента складывается из переменных затрат и постоянных затрат:

С = С + С (1)

ст пер пост ^ '

Переменные расходы (Спер) напрямую влияют на стоимость обучения специалиста и складываются из затрат на выплату заработной платы постоянному ППС, непосредственно привлеченному к процессу обучения специалиста, затрат на приобретение/аренду и обслуживание (в том числе коммунальные услуги) помещений и оборудования, необходимых для проведения занятий (аудитории, классы, учебное оборудование), а также приобретение различного рода услуг в образовательных целях (использование интернет и т. п.).

Расчет затрат на заработную плату ППС производится исходя из рабочих программ по специальностям. Учитывается почасовая оплата труда преподавателя. Стоимость одного часа работы определяется его квалификацией по ЕТС или реальной рыночной стоимостью привлечения специалиста заданной квалификации к учебному процессу.

Обоснование уровня зарплаты профессорско-преподавательского состава. Индексный подход предусматривает индексацию уровня зарплаты по отношению к периоду плановой экономики. Определение расчетной величины зарплаты (Зр) производиться по формуле:

Зр = Зплх Ицх Ксоц, где Зпл - уровень заработной платы в период плановой экономики; Иц - индекс цен от периода плановой экономики до настоящего времени; Ксоц - коэффициент, учитывающий социальные гарантии в период плановой экономики (бесплатное здравоохранение, образование и др.), обеспеченные общественными фондами потребления.

Для начала 2007 г. Иц=85, Ксоц=1,3, исходя из уровня общественных фондов потребления 40% от зарплаты (считаем, что в настоящее время осталось 10%). Результаты расчетов приведены в табл. 3.

Таблица 3

Определение заработной платы ППС с использованием индексного метода

Название должности Уровень заработной платы в плановой экономике, Зпл, руб. Индекс цен, Иц Коэффициент, учитывающий общественные фонды потребления, Ксоц Расчетный уровень современной зарплаты, Зр, руб.

Профессор 450 85 1,3 49 700

Доцент 320 85 1,3 35 400

Преподаватель 180 85 1,3 19 900

Сравнительный метод предусматривает привязку зарплаты преподавателей машиностроительных ВУЗов к средней зарплате в машиностроении. Считаем, что для обеспечения высокого уровня подготовки студентов заработная плата преподавателя должна быть на 40-60% выше средней оплаты труда в машиностроении (принято 50%). Заработные платы профессоров и доцентов определяем, исходя из отношений коэффициентов тарифной сетки. Результаты расчета приведены в табл. 4.

Для согласования результатов расчета используем аддитивный метод, т. е. искомая величина зарплаты определяется как взвешенная, полученная с использованием индексного и сравнительного подходов. Весомость сравнительного подхода принимаем равным 0,6, т. к. он в большей степени отражает рыночные реалии. Результаты расчета приведены в табл. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение заработной платы ППС с использованием сравнительного метода

Название должности, разряд ЕТС Средняя заработная плата в машиностроении, руб. Тарифный коэфф. Относит. тарифный коэфф. Расчетная величина заработной платы, руб.

Профессор, 17 8500 7,41 1,77 8500х1,5х 1,77=22570

Доцент, 15 8500 6,00 1,44 8500х1,5х 1,44=18360

Преподаватель, 12 8500 4,18 1,00 8500х1,5=12750

Таблица 5

Согласование результатов расчета заработной платы ППС

Должность Величина заработной платы, полученная с использованием индексного метода, руб. Величина зарплаты, полученная с использованием сравнительного метода, руб. Принятая величина зарплаты, ру&

Профессор 49700 22570 33400

Доцент 35400 18360 25180

Преподаватель 19900 12750 15610

Для разных уровней подготовки специалиста (бакалавр, специалист, магистр) необходимо учитывать соотношение преподавательского состава разной квалификации (имеющие и не имеющие ученые степени), т. к. оно напрямую влияет на этот вид расходов.

Затраты на заработную плату ППС при подготовке студента уровня «Бакалавр». Соотношение квалифицированных сотрудников

Хб=Хоп/Хноп= 1/5 (2)

где Хоп - численность ППС, обладающего ученой степенью; Хноп -численность ППС, не обладающего ученой степенью.

Заработная плата ППС на обучение бакалавров по 1 специальности (рассматривается почасовая оплата труда для обучения 1 потока):

2бпс = кб (Тс х Хб х Zоо + Тс(1 - Хб^н), (3)

где К - количество семестров (принято Кб =8 ), Тс - среднее время обучения в семестре (принято 250 часов), 2оп - заработная плата преподавателя, имеющего ученую степень, 2ноп - заработная плата преподавателя, не имеющего ученую степень.

Заработная плата ППС на 1 бакалавра

7 б

Zб =, (4)

Кб

ст

где Кт - количество студентов на потоке.

Затраты на заработную плату ППС при подготовке студента уровня «Специалист». Заработная плата ППС на обучение инженеров по 1 специальности (1 поток) (ZИп0) складывается из зарплаты ППС на подготовку студента по уровню «бакалавр» на срок 8 семестров и зарплаты ППС на дополнительные 9,10, и 11 семестры обучения.

ZИпo = 7бпс + Ки (Тс х Хи х 7оо + Тс(1 Хи)7оо) , (5)

где Ки - количество дополнительных семестров после окончания бакалавриата (принято К =3), Хи -соотношение квалифицированных сотрудников, увеличивается по сравнению с соотношением преподавателей, требуемых для подготовки студента на уровень «бакалавр». Это связано с подготовкой студента по более высокой квалификации и проведения на дополнительных семестрах (9,10,11) спектра специальных дисциплин, требующих привлечения большего числа преподавателей наивысшей квалификации.

Хи=Хоп/Хноп=\/4, (6)

где Хоп - численность ППС, обладающего ученой степенью; Хноп -численность ППС, не обладающего ученой степенью.

7 и

Заработная плата ППС на 1 инженера Zи = —^ , (7)

Кст

где Кит -количество студентов на потоке.

Затраты на заработную плату ППС при подготовке студента уровня «Магистр». Заработная плата ППС на обучение Магистров по 1 специальности (1 поток) складывается из зарплаты ППС на подготовку студента по уровню «бакалавр» на срок 8 семестров и зарплаты ППС на дополнительные 9,10,11 и 12 семестры обучения.

ZMп0 = 7 б„гС + км (Тс х Хм х 7оо + Тс(1 Хм)7оо) , (8)

где Км - количество дополнительных семестров после окончания

бакалавриата, принято Км =4, Хм - соотношение преподавателей разной квалификации для проведения учебного процесса увеличивается по сравнению с соотношением преподавателей, требуемых для подготовки студента на уровень «бакалавр» и «инженер-специалист». Это связано с

подготовкой студента более высокой квалификации, организацией и проведением научно-исследовательских работ в процессе его обучения на дополнительных семестрах (9, 10, 11 и 12).

Хм =Хоп/Хноп=1/3.

Заработная плата ППС на 1 магистра Zм = пм , (9)

Ксмт

где Кмт -количество студентов на потоке.

Обслуживание помещения для образовательного процесса для 1 студента (Ооп). Норматив использования помещения (аудитории, классы) для одного студента в процессе обучения: Ноп=10 кв. м/1 студент, тогда

Ооп = НопОмК = 10 ОмК , (10)

где Ом - стоимость обслуживания 1 метра помещения под учебный процесс в семестр, Кс - количество семестров обучения. На основании опыта ведущих вузов можно сказать, что значение переменной

О оп =5 руб./кв. м в семестр.

Оборудование для проведения учебного процесса. Затраты на приобретение оборудования

Поб = ^^Вст , (11)

Вэ

где Цоб - цена приобретаемого оборудования; Вэ - срок эксплуатации приобретаемого оборудования; Вст - время использования оборудования одним студентом, определяется, исходя из учебной программы по специальности.

Стоимость оборудования для проведения учебного процесса формируется с учетом цены оборудования, срока его использования и времени работы на оборудовании 1 студента (группы студентов). Если оборудование используется студентом индивидуально, то рекомендуется учесть срок его эксплуатации и время работы на нем 1

студента. Если оборудование используется группой, то необходимо учесть время работы группы студентов на оборудовании и количество студентов в группе.

Итоговая стоимость приобретаемого оборудования, включаемая в постоянные расходы на обучение 1 студента, суммирует все типы используемого оборудования по группам студентов:

По = , (12)

, Кс,

где Поб - стоимость 1-го оборудования для учебного процесса, формируется с учетом цены оборудования, срока его использования и времени работы на оборудовании 1 студента (группы студентов); Кс - количество студентов, обучающихся на /-м оборудовании, / - вид оборудования.

Затраты на аренду оборудования на 1 студента рассчитываются при условии, что образовательное учреждение производит аренду оборудования для проведения учебного процесса. Если организация не использует арендованное оборудование, то этот вид расхода не рассчитывается.

Ао =Х , (13)

/ КС/

где Аоб - стоимость аренды /-го оборудования для учебного процесса; Кс - количество студентов, обучающихся на /-м оборудовании; / - вид оборудования.

Затраты на использование и обслуживание оборудования на 1 студента рассчитываются для оборудования, использующегося непосредственно для проведения учебного процесса и включают расходные материалы для обслуживания оборудования, специальные приспособления, ремонт и сервисное обслуживание.

Ио = IИЁЪ, (14)

/ Кс/

где Иоб - стоимость использования /-го оборудования для учебного процесса; Кс - количество студентов, обучающихся на /-м оборудовании; / - вид оборудования.

При отсутствии значимой величины расходов данного типа затраты на использование оборудования могут быть отнесены к накладным расходам организации

Затраты на электроэнергию для оборудования на 1 студента учитывают работу оборудования, предназначенного только для проведения учебного процесса, и рассчитываются при условии использования организацией энергоемкого оборудования, при отсутствии такового расходы на электроэнергию для оборудования могут быть отнесены к общим коммунальным расходам.

Зо = , (15)

/ Кс/

где Зоб - затраты на электроэнергию для /-го оборудования для проведения учебного процесса, определяются исходя из существующих тарифов на электроэнергию; Кс - количество студентов, обучающихся на /-м оборудовании; / - вид оборудования.

Затраты на информационное обеспечение учебного процесса. Затраты на Использование Интернет рассчитываются для трафика интернет, используемого только для учебного процесса. При этом, если затраты являются незначительными для организации, они могут быть отнесены к накладным расходам. При условии государственного финансирования образовательного учреждения данный вид расхода может не рассчитываться.

Стоимость использования интернет для одного студента в семестр:

Си = С1ед Вст , (16)

где С1ед - стоимость 1 единицы интернет; Вст - время использования интернет 1 студентом в 1 семестр (рекомендация при расчете не менее 10 часов интернет на 1 студента в семестр).

Стоимость интернет для одного студента на протяжении всего срока обучения (Ии) составит:

Ии = СиКбАм, (17)

где Си - стоимость использования интернет для 1 студента в семестр, определяется исходя из требований учебной программы по специальности и

тарифов провайдеров; Кб,и,м - количество семестров обучения для уровня квалификации «бакалавр», «инженер специалист», «магистр».

Суммарные переменные расходы вычисляются с учетом рассмотренных выше статей расходов, разделяются в зависимости от требуемого уровня подготовки специалиста и представлены в формулах (18)-(20): на подготовку бакалавра

с!р = ^ + Ооп + Ао + Ио + Зо + Ии , (18)

на подготовку инженера

Ср = + Ооп + Ао + Ио + Зо + Ии, (19)

на подготовку магистра

емер = 2м + Ооп + Ао + Ио + Зо + Ии . (20)

Постоянные затраты на обучение специалиста. Постоянные расходы косвенно влияют на стоимость обучения специалиста и с незначительным увеличением числа слушателей практически не изменяются. Эти расходы складываются из затрат на выплату заработной платы сервисному персоналу, непосредственно не участвующему в процессе обучения специалиста, но обеспечивающему вспомогательные процессы (подразделения, отвечающие за администрирование и управление организацией, администрирование учебного

процесса, сервисное обслуживание помещений и т. п.); затрат на приобретение/аренду и обслуживание (в том числе коммунальные услуги) сервисных помещений (административные и сервисные помещения и т. п.) и оборудования и т. п.

Затраты на заработную плату сервисному персоналу @р) включают оплату труда подразделений, оказывающих сервисную поддержку учебному процессу и классифицированных на категории. Расчет производится усреднено на 1 студента с учетом количества семестров обучения.

І (^ер * гРі)

1р = --------------Кби,м, (21)

Кс

где Ы‘с<1р - количество сервисного персонала разных категорий: учебно-вспомогательный персонал (УВП), административно-

управленческий персонал (АУП), научные работники (НИЧ), прочий

обслуживающий персонал (ПОП); 2рі - средняя заработная плата сервисного персонала і-й категории в семестр; Кс - количество студентов, связанных (обслуживаемых) сервисным персоналом.

Содержание и эксплуатация сервисных помещений (Ос), для обеспечения сервисного персонала рабочим помещением рекомендуем в расчете исходить из величины 6 кв.м. на 1 сотрудника.

о с

Ос = серв 1м Кб,и,м (22)

Кс °

где 8серв - площадь сервисных помещений в организации, С1м -

стоимость обслуживания 1 кв. м сервисного помещения в семестр.

Аренда (строительство) помещения под вспомогательные процессы (сервис) на 1 студента (Пс) рассчитывается по формуле (23).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пс = — КбАм , (23)

Кс

где Ап - затраты на аренду помещений, предназначенных для сервисных процессов, в семестр.

Использование и обслуживание сервисного оборудования (Ис) на

1 студента, как правило, для проведения учебного процесса составляют не более 0,1% в год от стоимости оборудования и могут быть отнесены к накладным расходам организации. Если этот вид затрат составляет значительную долю от стоимости оборудования, то они могут быть рассчитаны отдельной статьей.

Ис = °°кб,и,м , (24)

Кс

где Оо - затраты на обслуживание оборудования в семестр.

Затраты на создание и администрирование информационного обеспечения. Затраты на создание и обновление информационного обеспечения (Ис) включают стоимость создания различных видов информационного обеспечения учебного процесса, таких как организация и формирование библиотечных фондов, электронных баз учебных и методических материалов и т. п.

Сио = —К®-*" , (25)

Кс °

где Си - стоимость создания и обновления информационно-методического обеспечения учебного процесса в семестр.

Затраты на администрирование информационного обеспечения рассчитываются по формуле (26):

Аио = Аикб,и,м , (26)

Кс

где Аи - затраты на администрирование процесса использования информационно-методического обеспечения в семестр.

Суммарные постоянные затраты учитывают рассмотренные выше статьи расходов и рассчитываются по формуле, приведенной ниже:

СПосТ = гр + Ос + Пс + Ис + (СИо + АИо) . (27)

Расчет себестоимости обучения одного студента для государства, финансирующего обучения студентов в государственных вузах. Данная методика дополняет методику расчета стоимости обучения специалиста в вузе статьями социального характера, включающими обучение студентов, относящихся к льготным группам и имеющих права на доплаты, материальную помощь, доплаты за проезд на транспорте и проживание в общежитие (иногородние студенты) и т. п.

Социальные затраты на 1 студента в семестр:

г = гп + гко + гмп + гтр + го + гобщ (28)

соц соц соц соц соц соц соц ’

где гпоц - затраты на питание, г ™ц - затраты на компенсацию обучения, 2мц - затраты на материальную помощь, 2трц - затраты на проезд в транспорте, 2°(;оц - затраты на путевки, отдых, - затраты

на проживание в общежитии.

Суммарные затраты на весь срок обучения 1 студента:

2с = 2соцКби,м , (29)

где Кбс,и,м - количество семестров обучения студента выбранной квалификации.

Пример оценки затрат для многоступенчатой подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление предприятием» для уровня «бакалавр». Производится расчет себестоимости обучения одного студента для государственного ВУЗа, находящегося в московском регионе. Местоположение ВУЗа является для методики принципиальным, поскольку в примере учитываются виды затрат, зависящие от общего уровня рыночных цен в регионе. Для примера рассматривается ВУЗ, обладающий достаточными материально-техническими ресурсами для проведения учебного процесса, сформированным штатом сотрудников и накопленным организационно-методическим обеспечение для проведения учебного процесса. Результатом апробации методики является рассчитанная суммарная стоимость всего срока подготовки специалиста уровня «бакалавр» складывается из переменных затрат и постоянных затрат с учетом накладных расходов, включающих расходы по статьям с незначительными величинами затрат.

сст = Спер + Спост = 84160 руб. (30)

При этом стоимость подготовки специалиста уровня «бакалавр» в семестр составляет 10520 руб., стоимость подготовки специалиста уровня «бакалавр» в год составляет 21040 руб. Считаем, что стоимость подготовки специалиста на квалификационный уровень «бакалавр» является среднерыночной для данного региона и соответствует реальным значениям стоимости подготовки специалиста уровня «бакалавр» по специальности «Экономика и управление предприятием» в технических вузах. Представленная методика позволит более адекватно учитывать стоимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям рынка труда.

При формировании прогноза кадрового потенциала отраслей машиностроительного комплекса оценка затрат на подготовку специалистов, учитывающая их востребованность на рынке труда, позволит определить стоимость подготовки набора специалистов с заданными компетенциями, что и может создать возможность использовать ее как эффективный инструмент бюджетного государственного планирования.

1. Коршунова Е.Д. Оценка перспективной потребности российской экономики в научных кадрах по прорывным направлениям науки и высоким технологиям. Мат. II Всероссийской научно-практической конференции «Образовательная среда-2005». М.: Рособразование, 2005.

2. Коршунова Е.Д., Бычкова Н.А. Обеспечение соответствия образовательных программ существующим и перспективным квалификационным требованиям рынка труда на основе дистанционных форм обучения. Мат. 10-ой научно-практической конференции. РБП-СУЗ-2007.

3. Коршунова Е.Д., Кутин А.А. Подготовка специалистов-инноваторов — ключевая задача в обеспечении предприятий машиностроения конкурентоспособными кадрами // Сварочное производство. 2006. №1.

4. Корниенко А.А., Коршунова Е.Д. Методологический подход к прогнозированию потребности в специалистах в условиях функционирования интегрированной образовательной среды // Вестник Московской Академии рынка труда и информационных технологий. 2006, 12 (34).

5. Гостева М.А., Пополитова С.В. Методика диагностики уровня организационного развития предприятия. Материалы и технологии ХХ1 века. Сб. ст. 11 международной научно-техничесой конференции. Пенза, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.