Научная статья на тему 'Об оценке стоимости подготовки специалиста в вузе'

Об оценке стоимости подготовки специалиста в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТОИМОСТЬ / TRAINING / HIGHER EDUCATION COSTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арженовский С. В.

В статье анализируются методические аспекты оценки стоимости подготовки специалиста в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ESTIMATE OF THE COST OF SPECIALIST TRAINING IN HIGH SCHOOL

The article analyzes the methodological aspects of estimating the cost of specialist training at the university.

Текст научной работы на тему «Об оценке стоимости подготовки специалиста в вузе»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 338.46 Арженовский С. В.

ОБ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ

В статье анализируются методические аспекты оценки стоимости подготовки специалиста в вузе. Ключевые слова: подготовка специалиста, высшее образование, стоимость.

В настоящее время большинство вузов осуществляют прием студентов на платной основе -с полным возмещением затрат (ПВЗ) на подготовку специалиста. Однако точных критериев определения стоимости такой подготовки, а вместе с ней и величины ПВЗ, до сих пор нет.

Расходы на обучение определяются большим числом обстоятельств, значимость которых зачастую варьируется, в том числе и в зависимости от специальности, по которой осуществляется обучение. Вместе с тем в качестве основных, определяющих стоимость подготовки факторов, можно выделить следующие: количество учебных часов; квалификацию преподавателей; используемые оборудование и учебные аудитории; численность студентов.

Существуют, кроме того, методические приемы расчета стоимости: по фактическим затратам укрупненно (например, суммарные затраты на подготовку специалистов делятся на их количество); по нормативным затратам с одной или несколькими базами их распределения (по штатным нормативам, удельной трудоемкости учебного плана специальности, затратам, сгруппированным как прямые и косвенные, и т. п.); по нормативу рентабельности к заработной плате и др.

Однако фактически все приемы расчетов сводятся либо к укрупненному, либо к детализованному. Очевидно также, что первые дают приближенный результат, а вторые требуют наличия точной информации по ряду показателей, собрать которую не всегда представляется возможным. Таким образом, запросы практики обусловливают необходимость разработки такого метода расчета стоимости подготовки специалиста, который может дать максимально точный результат при минимальной информационной поддержке.

Именно такой метод мы и попытались разработать.

1. Обозначим количество учебных групп как п, а среднее число студентов в группе - т.

Согласно учебному плану определим d как количество часов аудиторной учебной нагрузки в составе учебной группы (потока) с выделением лекционных, практических, семинарских и лабораторных занятий, а индивидуальную нагрузку для проведения аттестаций, консультаций и т.п. - как d.

и

2. Долю аудиторных занятий, проводимых в составе потока, будем рассчитывать как

d = (количество часов лекций / количество часов аудиторных занятий).

3. Норматив учебной нагрузки (количество часов, приходящихся на одного преподавателя) профессорско-преподавательского состава (ППС) в вузе обозначим как d.

4. Рассчитаем необходимое для обеспечения учебного процесса его годовое количество:

£ = [d d + d (1 - d)n + dn]/d, (1)

‘-ап а ' п и -1 н

где d - количество часов годовой аудиторной учебной нагрузки; d - количество часов годовой индивидуальной учебной нагрузки.

Как видно, предложенный расчет увязан с двумя основными показателями учебного процесса в вузе: нормативом учебной нагрузки на одного преподавателя d и числом студентов, приходящихся на одного преподавателя,

nmd /[d d + d (1 - d)n + dn^.

н а п а п и -1

5. Теперь рассчитаем расходы на оплату труда ППС:

^ПС = + (1 - №а , (2)

где wn - средняя годовая зарплата профессора/ доцента; wa - средняя годовая зарплата

130

© Арженовский С. В., 2010

старшего преподавателя/ассистента. В (2) учтено, что лекционные занятия проводят, как правило, преподаватели, имеющие ученую степень/звание.

6. Затем - расходы на оплату труда учебновспомогательного персонала (УВП):

ВП = %ВП™УВП (3)

где дувп - количество штатных единиц УВП, ™уВП - средняя годовая зарплата УВП.

Величина qyвп может быть рассчитана как

Яувп=УБ

где у - некоторый коэффициент пропорциональности, постоянный для данного вуза.

7. Рассчитаем далее начисления на фонд заработной платы:

^ЗП = 0,3^ППС + ^вп). (4)

8. Таким образом, с учетом формул (2) - (4), получаем величину расходов (в расчете на одного студента в год) на оплату труда:

^П = (КН.ЗП + ^ПС + ^ / (пт).

(5)

9. Расходы на использование оборудования на одного студента в год определим по формуле

R . = м> ё к

об об лаб п

(6)

R = ^ ^ А

уп пл ауд

(ёа + ёи Ж

У

(7)

где - норматив обеспеченности учебными площадями (м2) в расчете на одного студента; ^адд - стоимость 1 м2 учебных площадей в год; у - коэффициент пересчета часов в годы.

Норматив V определяется согласно требованиям Минобразования, а стоимость ^адд - как среднерыночный размер арендной платы за офисные помещения.

Коэффициент у определяется в зависимости от количества рабочих дней в месяце и количества ежедневных рабочих (учебных) часов (например, при 8-часовой загрузке помещений и в среднем 25 рабочих днях в месяце, получим, что у = 2400 ч/г.

11. Теперь рассчитаем фонд материального обеспечения (ФМО) учебного процесса. В этот фонд включены учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на приобретение материалов, услуги связи и другие их виды. Согласно рекомендациям Минобразования [1] норматив ФМО составляет величину d = 55% от общей суммы расходов. Принимая такое соотношение за основу, получим соответствующую формулу расчета:

^МО = *ЗП ^ / 0 - ^. (8)

12. Таким образом, текущие расходы вуза на одного студента в год составят:

^ ^ + R + R + R~,/fr..

ЗП ЗП об уп ФМО

(9)

где Vоб - стоимость одного астрономического часа работы на оборудовании; dлaб - количество академических часов лабораторных работ в год по учебному плану; k - коэффициент пересчета академических часов в астрономические.

Стоимость одного астрономического часа работы на ЭВМ может быть исчислена как среднерыночная (примерно, 20 р/ч), а коэффициент kn определяется с учетом продолжительности академического часа в вузе, например, если он составляет 45 мин., то k = 45/60 = 0,75.

7 п

Предполагается, что в (6) учтены все затраты (электроэнергия, амортизация, расходные материалы), связанные с эксплуатацией оборудования.

10. Расходы, связанные с содержанием учебных помещений, определим по формуле

13. Капитальные расходы вычислим согласно рекомендациям [2] через сложившееся в вузе соотношение между текущими и капитальными расходами ё

RK = RT/ ё .

К Т кт

(10)

14. Расчетные затраты на обучение одного студента за год составят, следовательно,

(11)

Величина R, полученная по формуле (11), может быть скорректирована с учетом относительной оценки качества подготовки специалистов, востребованности выпускников, престижа (популярности) специальности обучения и т.п., например, с помощью корректирующих коэффициентов [3].

Пример расчета стоимости подготовки. Допустим, производится набор двух групп абитуриентов на специальность «Математические методы в экономике», т. е. п = 2 при средней численности студентов в группе т = 25.

Согласно учебному плану, число аудиторных часов (за пять лет обучения) учебных занятий составит 4 092 ч., из них 2 224 - лекционные и 324 - лабораторные.

Экономика образования ♦ № 3, часть 2, 20101

В целях упрощения будем исходить из равномерного распределения учебного времени по годам обучения, иначе (согласно учебному плану) стоимость одного года обучения окажется разной для разных курсов. Таким образом, da= 4092 / 5 = 818 ч. Исходя из расчета, что один студент тратит на ответ 0,5 ч, сдает 9 экзаменов и зачетов в сессию (а их две в год) и с учетом часов консультаций, годовая индивидуальная учебная нагрузка d = 307 ч, а dn = 2224 / 4092 = 0,5. Примем dH= 800 ч.

В соответствии с формулой (1), £ составит примерно 2,5 ставки. По формуле (2): RШС=48 000р.

По формуле (3): = qyBПwyBП= = фм>уш = б 000

р. В соответствии с формулой (4) получим начисления на заработную плату RНЗП = 21 000р. Таким образом, расходы на оплату труда составят в расчете на одного студента в год RЗП = 1 500 р., а расходы, связанные с использованием оборудования, при средней стоимости 1 ч работы за

Расходы на содержание учебных помещений определим по формуле (7) исходя из стоимости аренды за 1 м2 площади в год в 500 р.: Ryn = 1 055р.

Фонд материального обеспечения RфМО = 1 833 р., а текущие расходы вуза на одного студента в год, следовательно, будут равны RT= 5 360р.

Капитальные расходы вычислим согласно (10), приняв соотношение между текущими и капитальными расходами dк = 0,9, т. е. RK = 5 956р.

Итак, расчетные затраты на обучение одного студента в год составят 11 316 р. (округленно:

11,5 тыс. р.)

Библиографический список

1. Башкина Г. В. Методика расчета федеральных нормативов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений / Башкина Г. В., Якушева К. В. М. : АПКиПРО, 2000.

2. Васильев Ю. С. Экономика и организация управления вузом / Васильев Ю. С., Глухов В. В., Федоров М. П. ; под ред. В. В. Глухова. СПб. : Лань, 2001.

3. Алешин Н. Как определить стоимость специалиста / Алешин Н., Бреслав Л., Гинзбург А. // Вестник высшей школы. 2002. № 2. С. 6-11.

ПЭВМ 20 р.:

R . = w d k = 972 р.

об об лаб n г

Arzhenovskiy S. V. AN ESTIMATE OF THE COST OF SPECIALIST TRAINING IN HIGH SCHOOL

The article analyzes the methodological aspects of estimating the cost of specialist training at the university. Keywords: training, higher education costs.

УДК 338.46; 378

Филип Г. Апьтбах

ЗНАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТОВАР: КРУШЕНИЕ ИДЕИ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА*

В статье обосновывается позиция рассмотрения образования как рыночного товара. Ключевые слова: знание, образование, товар, общественное благо.

Образование переживает период революционных перемен. Становясь товаром, циркулирующим на мировом рынке, в наши дни оно уже рассматривается не столько как совокупность навыков, отношений и ценностей, нужных для выполнения гражданских обязанностей и эффек-

тивного участия в росте благосостояния общества, сколько (и во все большей степени) как товар, приобретаемый потребителем и позволяющий сформировать «систему навыков», которыми можно воспользоваться на рынке или создавать нечто такое, что захотят приобрести (про-

* International Higher Education / The Boston College Center for International Higher Education. 2002. Number 28.

Перевод с англ. О. Долженко.

132

© Филип Г. Альтбах, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.