ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
© Н. И. Вишняков, Л. В. Кочорова, О. Б. Строганова, 2010 г. УДК 614.211/.215:368.06(470.23-2)
Н. И. Вишняков, Л. В. Кочорова, О. Б. Строгонова
ОЦЕНКА ЗАТРАТ ЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ГРАЖДАН ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СТАЦИОНАРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОМС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга
ВВЕДЕНИЕ
Ключевыми правами граждан в обязательном медицинском страховании (ОМС) являются их права на получение бесплатной для них медицинской помощи должного объема и качества, что установлено как федеральным законодательством (ст. 6 закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»), так и системами законодательства региональных уровней. Реализация вышеуказанных прав граждан должна быть в полной мере обеспечена медицинскими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь в соответствии с программами ОМС. Такая обязанность медицинских учреждений также определена законодательством и нормами, установленными в их договорах со страховыми медицинскими организациями (СМО).
Несмотря на жесткие правовые нормы, введенные с момента существования в Российской Федерации системы ОМС, за все время ее функционирования систематически фиксируются массовые нарушения прав граждан при получении ими медицинской помощи по полису ОМС. При этом необеспечение гарантий бесплатности медицинской помощи занимает ведущее место среди обращений граждан и составляет в Санкт-Петербурге в течение последних 5 лет не менее трети всех обращений граждан в СМО и Территориальный фонд ОМС Санкт-Петербурга.
Вместе с тем обращаемость граждан в СМО по вопросам необеспечения бесплатности медицинской помощи, а именно - по вопросам произведения гражданами затрат личных денежных средств при лечении по полису ОМС, не отражает истинного уровня участия граждан в оплате медицинской помощи. Это связано с недостаточной социальной активностью граждан, а также с неудовлетворительной их информированности о СМО как о субъекте, обеспечивающем защиту их прав. Так, по данным Всероссийского социологи-
СПСГМУ "
ческого исследования по изучению мнения населения о доступности и качестве медицинской помощи в Российской Федерации, проведенного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в 2008 г., почти четверть всех опрошенных граждан сталкивались с ситуацией необходимости неофициально доплачивать врачу за лечение и обследование. При этом только десятая часть пациентов медицинских организаций считают возможным и результативным обратиться с жалобой в страховую медицинскую организацию [8, 9].
В исследованиях ряда авторов [1, 2, 4, 5, 7] для изучения проблем граждан при получении медицинской помощи вводятся понятия скрытой и явной неудовлетворенности. Под скрытой неудовлетворенностью понимают возникновение у гражданина мотивации к подаче жалобы, а под явной - реализацию возникшей мотивации через конкретное обращение. Сведения об истинном (скрытом) уровне личных затрат граждан при получении медицинской помощи по полису ОМС -весьма чувствительный показатель, характеризующий систему ОМС в целом, влияющий на степень удовлетворенности граждан взаимодействием с ней [6] и являющийся инструментом для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности ее функционирования.
С сентября 2007 г. в Санкт-Петербурге одной из форм деятельности СМО по защите прав граждан является организация и обеспечение деятельности страховых представителей в стационарах. Основная функция страховых представителей - оперативное решение правовых вопросов получения застрахованными бесплатной и доступной медицинской помощи, т. е. принятие мер по защите их прав в ОМС непосредственно в период лечения в стационаре. Кроме того, страховые представители систематически осуществляют сбор сведений об уровне личных затрат граждан в период стационарного лечения. Анализу вышеуказанных сведений, полученных страховыми представителями в различные периоды, посвящены материалы настоящего исследования.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сбор сведений об уровне личных затрат граждан в период прохождения ими стационарного лечения осуществляется страховыми представителями в соответствии с опросным листом - «Анкетой пациента», разработанной Территориальным фондом ОМС Санкт-Петербурга. При этом в 2008 г. анкеты распространялись страховыми представителями, а сбор заполненных пациентами листов анкет осуществлялся работниками стационара, что не способствовало высокому уровню их заполняемости и не исключало селекции анкет с нежелательными ответами [3].
В 2009 г. сбор сведений осуществлялся методом активного анонимного интервьюирования граждан страховыми представителями непосредственно на от-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ СПбГМУ ИМ. АКАД. И. П. ПАВЛОВА • ТОМ XVII • №3 • 2010
Таблица 1
Сведения об утвердительных ответах пациентов о затратах личных денежных средств, выявленные методом анкетирования
и интервьюирования
Метод изучения/вид затрат Частота утвердительных ответов о затратах (на 100 опрошенных)
лекарственные средства расходные материалы диагностические исследования и медицинские процедуры неуточненные пациентами виды затрат все виды затрат (в том числе неуточненные)
Анкетирование, 2008 г. Интервьюирование, 2009 г. 8,0 10,8 2,2 3,5 3,0 3,6 10,3 14,3 23,4 32,2
делениях тех же стационаров, что существенно повысило достоверность полученных данных.
Вопросам изучения уровня личных затрат граждан была посвящена значительная часть опросного листа: уточнялось наличие случаев затрат, а также их характер и объем. Сбор сведений осуществлялся в течение 4-х месяцев путем опроса пациентов 8-ми стационаров экстренной медицинской помощи Санкт-Петербурга. Всего было проинтервьюировано 5542 гражданина (58,5 на 1000 госпитализированных в эти стационары за соответствующий период).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Среди проинтервьюированных страховыми представителями граждан большинство составили лица женского пола (56,6 %). Более половины (56,8 %) опрошенных оказались в возрасте старше 51 года. Пациенты стационаров, принявшие участие в интервьюировании, были пролечены в отделениях различных профилей. Более половины (52,9 %) из них получали медицинскую помощь на отделениях хирургического профиля, в том числе на отделениях общехирургического профиля - 25,5 %. На отделениях терапевтического профиля лечились 47,1 % опрошенных граждан, в том числе на кардиологических отделениях - 20,9 %, на неврологических - 11,9 %.
0На лекарственные средства - 33,6%
□ На расходные материалы - 10,8%
□ На диагностические исследования и медицинские процедуры - 11,3%
□ Неуточненные пациентами виды затрат - 44,3%
Структура затрат личных денежных средств пациентов во время лечения в стационаре, установленная методом их интервьюирования в 2009 г.
Частота утвердительных ответов на вопрос о затратах личных денежных средств в период лечения в стационаре в целом составила 32,2 на 100 опрошенных и достигала в отдельных стационарах от 11,9 до 68,8 на 100 опрошенных пациентов.
Частота затрат личных денежных средств пациентов на лекарственные средства в среднем составила 10,8 на 100 опрошенных (от 4,0 до 26,7 на 100 человек). Не более 4 пациентов из 100 опрошенных в разных стационарах тратили личные средства на расходные материалы и диагностические исследования.
Наиболее часто пациенты указывали на затраты денежных средств в стационарах, не конкретизируя вид таких затрат (неуточненные затраты). Показатель частоты неуточненных затрат денежных средств в стационаре в среднем составил 14,3 на 100 опрошенных.
По сравнению с результатами изучения уровня личных затрат граждан при прохождении лечения в стационаре, полученными методом анкетирования, проведенного в 2008 г. [3], результаты, полученные методом интервьюирования, свидетельствуют о более высокой частоте утвердительных ответов пациентов о расходах личных денежных средств (табл. 1).
При проведении опроса пациенты отделений терапевтического профиля отвечали утвердительно о затратах личных денежных средств чаще - 33,4 на 100 опрошенных, чем пациенты отделений хирургического профиля - 31,0 на 100 опрошенных.
Среди пациентов терапевтического профиля наиболее значительны затраты лечившихся на гастроэнтерологических и кардиологических отделениях (38,4 и 38,1 на 100 опрошенных соответственно). Среди пациентов хирургического профиля наиболее значительна частота положительных ответов о расходах личных денежных средств пациентов гинекологических и травматологических отделений (47,4 и 46,0 на 100 опрошенных соответственно). По видам затрат соотношение сохраняется, исключение составляют затраты на расходные материалы, где частота утвердительных ответов среди респондентов отделений хирургического профиля выше, чем у пациентов отделений терапевтического профиля.
Структура затрат личных денежных средств проинтервьюированных пациентов стационаров представлена на рисунке.
Из всех видов затрат личных средств пациентов наибольшую долю (44,3 %) составили неуточненные ими затраты, 33,6 % - затраты на лекарственные средства, 11,3 % - на оплату диагностических исследова-
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Таблица 2
Средние суммы случаев затрат личных средств пациентов в период пребывания в стационаре, установленные методом
интервьюирования
Профиль/виды затрат Средняя сумма затрат (р.)
лекарственные расходные диагностические исследования неуточненные пациентами все виды затрат (в том
средства материалы и медицинские процедуры виды затрат числе неуточненные)
Хирургический профиль 763,6 3607,6 891,4 2766,1 2056,5
Терапевтический профиль 695,5 2087,8 860,8 1346,8 1198,0
По всем профилям 729,8 2847,5 876,4 2056,2 1627,5
ний и медицинских процедур, 10,8 % - на оплату расходных материалов.
Средняя сумма одного случая затрат пациента составила 1627,5 рубля (от 746,8 до 3573,2 рубля по отдельным стационарам). При этом пациенты, утвердительно ответившие на вопрос о затратах в стационаре, в среднем тратили на расходные материалы -2847,5 рубля, на диагностические исследования и медицинские процедуры - 876,4 рубля, на оплату лечения в стационаре (неуточненные затраты) - 2056,2 рубля, на лекарственные средства - 729,8 рубля (табл. 2).
Средние суммы случаев затрат во время лечения пациентов на отделениях терапевтического и хирургического профилей отличались. При лечении на отделениях хирургического профиля средняя сумма случая затрат пациентов была вдвое больше (2056,5 рубля), чем на отделениях терапевтического профиля (1198,0 рубля).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведение страховыми представителями интервьюирования пациентов позволяет установить истинный уровень их личных затрат при получении медицинской помощи по плису ОМС, обуславливающих возникновение у граждан мотивации к подаче жалоб на нарушение их права на получение бесплатной медицинской помощи, неудовлетворенность взаимодействием с системой ОМС. Интересно отметить, что структура затрат личных денежных средств пациентов, получающих медицинскую помощь за счет средств ОМС, в целом соответствует структуре тарифов оплаты стационарной медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС (лекарственные средства, расходные материалы и пр.).
Наличие и высокий уровень личных затрат граждан является тревожным показателем, характеризующим недостаточную эффективность деятельности системы ОМС. Сведения, полученные в результате мони-торирования указанных показателей, должны быть использованы руководителями медицинских учрежде-
ний в целях принятия управленческих решений, направленных на правомерные действия, обеспечивающие полноценную реализацию прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи по полису ОМС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева, Т. Н. Мониторинг удовлетворенности застрахованных граждан медицинскими услугами в ОМС : учеб. -метод. пособие для слушателей циклов усовершенствования, студентов, аспирантов, экспертов ТФОМС и СМО, организаторов здравоохранения / Т. Н. Васильева [и др.]. - М. : Федеральный фонд ОМС, 2006. - 304 с.
2. Катушев, У. О. Системный подход к оптимизации управления факторами, определяющими результативность медицинской функции человека (на примере женского населения) : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / У. О. Каппушев. - Воронеж, 2002. - 38 с.
3. Колабутин, В. М. Опыт работы страховых представителей : оценка удовлетворенности пациентов работой стационаров экстренной медицинской помощи Санкт-Петербурга / В. М. Колабутин [и др.] // Обязательное мед. страхования в РФ. -2008. - № 6. - С. 36-49.
4. Овчаров, В. К. Формирование мнения больных об удовлетворенности стационарной помощью / В. К. Овчаров,
A. Г. Марченко, Е. А. Тишук // Сов. здравоохранение. - 1990. -№ 5. - С. 3-6.
5. Петухова, В. В. О способах реализации закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и необходимость совершенствования законодательства для оптимизации достижения целей социального страхования /
B. В. Петухова // Мед. страхование. - 1995. - № 11. - С. 15-17.
6. Сабанов, В. И. Качество медицинской помощи : оценка пациентами / В. И. Сабанов, Л. Н. Грибина, Н. П. Багметов // Информатизация и экономика здравоохранения регионов России : Материалы ежегод. науч.-практ. конф. «Реформа здравоохранения на региональном уровне». - М., 2000. - С. 153-156.
7. Семенов, В. Ю. Обязательное медицинское страхование и реформирование здравоохранения в России и за рубежом / В. Ю. Семенов // Экономика здравоохранения. - 1996. - № 4. - С. 8-15.
8. Серегина, И. Ф. Информированность населения о правах в области охраны здоровья / И. Ф. Серегина, А. Л. Линдебратен, Н. К. Гришина // Здравоохранение. - 2009. - № 11. - С. 15-21.
9. Юргель, Н. В. Всероссийское социологическое исследование «Изучение мнения населения Российской Федерации о доступности и качестве медицинской помощи» / Н. В. Юргель [и др.] / Федер. служба по надзору в сфере здравоохранения и социал. развития. - 2009. - 392 с.