ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАХОВЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ В СТАЦИОНАРАХ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ CАНКТ-ПЕТЕРБУРГА, В ЧАСТИ ОЦЕНКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ РАБОТОЙ СТАЦИОНАРОВ ПУТЕМ АНКЕТИРОВАНИЯ
Куприянова В.И.
ГОУВПО «Санкт-Петербургская Государственная педиатрическая медицинская Академия Росздрава». Каф.общественного здоровья и здравоохранения, г. Санкт-Петербург
Скрининговые изучения мнений пациентов об организации медицинского обслуживания, в том числе о получении бесплатной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) путем анкетирования пациентов находящихся на лечении в стационарах Санкт-Петербурга дает возможность оценить динамику процессов происходящих в здравоохранении, тем самым давая дополнительный толчок к развитию выявленных положительных сторон в ОМС и к устранению негативных факторов осложняющих дальнейшее развитие системы предоставления медицинских услуг. В сентябре 2007 года в системе ОМС в Санкт-Петербурге была создана Служба страховых представителей (далее - Службы), как форма работы страховых медицинских организаций (далее - СМО), непосредственно в стационарах экстренной медицинской помощи Санкт-Петербурга. С целью информирования граждан, находящихся на лечении в стационарах Санкт-Петербурга, о деятельности Службы, а также об их правах, был разработан и тиражирован буклет «Памятка пациенту стационара». Отрывной частью буклета явилась анкета, содержащая около 20 оценочных вопросов по удовлетворенности граждан получением стационарной помощи. Вышеуказанные буклеты в количестве, обеспечивающем прогнозируемое количество госпитализаций в стационары экстренной медицинской помощи Санкт-Петербурга, в течение 2-х месяцев, были переданы страховым представителям восьми стационаров, в которых была осуществлена их раздача и последующий сбор. Полученные результаты:
1. Медико-статистическая характеристика проанкетированных. Большинство проанкетированных пациентов составили женщины (58,2 %); более половины (55,0 %) проанкетированных были старше 55 лет. Более половины (54,0 %) из них лечились на отделениях хирургического профиля. Среди проанкетированных на отделениях хирургического профиля наиболее значительную долю составили пациенты общехирургических отделений (23,5 %), а среди проанкетированных на отделениях терапевтического профиля - пациенты кардиологических (17,8 %) и неврологических (9,8 %) отделений.
2. Оценка удовлетворенности пациентов работой стационара. Проанкетированные пациенты дали высокую оценку работы стационаров - 4,4 балла (по пятибалльной системе). В целом по всем стационарам пациенты наиболее высоко оценили работу врачей - 4,8. Наименьший средний балл - 3,9 был выставлен качеству питания. Наличие затрат личных средств пациентов во время лечения в стационаре оказывает влияние на уровень их удовлетворенности стационарной медицинской помощью. Так, проанкетированные пациенты, понесшие затраты в стационаре выставлени средний балл 3,7, а пациенты отметившие отсутствие затрат оценили работу стационара значительно выше - 4,3 балла.
3. При исследовании структуры затрат личных средств проанкетированных пациентов стационаров наибольшую долю составили неуточненные пациентами затраты (52,6 %), 18,6 % - на лекарственные средства, 15,4 % - па оплату диагностических исследований и медицинских процедур, 13,4 % - на оплату расходных материалов. Среди утвердительно ответивших на вопросы о затратах во время лечения в стационарах наибольшую долю составили пациенты отделений кардиологического профиля (29,0 %), челюстно-лицевой хирургии (21,4 %) и неврологии (12,1 %). Средняя сумма всех затрат пациентов, утвердительно ответивших о затратах вовремя лечения в стационарах, составила 1431,6 рубля. При этом отчетливо выше средние суммы затрат на оплату расходных материалов - 2066,4 рубля, а также на диагностические исследования и медицинские процедуры 1732,5 рублей. Средняя сумма затрат в расчете на каждого проанкетированного пациента составила 335 рублей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалыг XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010