© Л. А. Проскурякова, Т. В. Бурнышева, 2012 УДК 614.2:616-057.875-084
Л. А. Проскурякова, Т. В. Бурнышева
оценка заболеваемости, физического здоровья студентов и формирование самосохранительного поведения
Новокузнецкий филиал-институт ГОУ ВПО Кемеровский государственный университет
Поэтапно анализируется заболеваемость студентов в сравнении с таковой подростков, взрослых, с учетом пола и возраста, а также состояние и тенденции физического здоровья. С взрослением уменьшается число учащихся с хорошим состоянием физического здоровья почти в 2 раза. Процесс обучения в вузе можно рассматривать как один из факторов, негативно влияющих на здоровье молодежи. Информативные показатели здоровья студентов (весоростовой показатель, пробы Генче и Рюффье), создание информационного банка данных здоровья послужили критериями в разработке комплексной целевой программы охраны их здоровья в процессе обучения.
Ключевые слова: заболеваемость, физическое здоровье, студенты, программа
THE EVALUATION OF MORBIDITY, PHYSICAL HEALTH OF STUDENTS AND THE FORMATION OF SELF-PROTECTING BEHAVIOR
L.A. Proskurykova, T. V. Burnysheva
The article presents the graded analysis of morbidity of students in comparison with adolescents and adults with consideration for gender, age and trends in physical health.
With maturation, the number of students with good physical health conditions decreases almost twice. The process of education in university can be considered as one of the factors negatively impacting the youth's health. The information indicators of students' health (weight/height indicator, test of Genchi and Ruffier) and organization of health information data bank considered as evaluation criteria in the development of complex target program of students' health promotion during education process. Key words: morbidity, physical health, student, program
Важнейшей социальной задачей высшей школы становится охрана здоровья студентов, формирование у них мотивационно-ценностных установок на здоровый образ жизни, содействие овладению ими навыками самосохранительного поведения [6]. В связи с этим в Новокузнецком филиал-институте Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ) по заданию Минобрнауки РФ выполняется проект «Научные основы охраны здоровья и формирования мотивации на здоровый образ жизни участников образовательного процесса в условиях экологически неблагоприятного региона (юг Кузбасса)» с целью разработать на основании изучения состояния здоровья комплексную целевую программу охраны здоровья студентов вузов
Материалы и методы
Проект реализовывался в течение 2009-2010 гг. на базе вуза Исследование состояло из трех этапов На первом этапе проведен анализ заболеваемости по обращаемости студентов вузов города путем вы-копировки информации из базы данных Кустового информационно-аналитического центра «Заболеваемость, форма 025-2/у» (государственная регистрация № 0220711702 от 19 июля 2007 г. , регистрационное свидетельство № 11044) [2]. Определена статистическая значимость различий заболеваемости по обращаемости трех групп: подростки 15-17 лет, студенты 17-23 лет и взрослые (средних значений с помощью критериев Манна-Уитни, с поправкой Бонферрони, %2, Краскела-Уоллиса, интенсивный показатель на 1000 человек) На следующем этапе проанализировано состояние физического здоровья . Для выявления его изменения в процессе обучения и тенденций обследовали выборку студентов всех первых (759 человек) и четвертых (593 человека) курсов НФИ КемГУ Определяли весоростовой показатель, частоту сердечных со-
кращений, артериальное давление, жизненную емкость легких (спирометрия), оценивали пробы Штанге, Ген-чи, Руффье . Для этого использовали общепринятые и стандартизированные, валидные методики изучения показателей физического здоровья и их интерпретации [2-4]. Статистический анализ полученных данных осуществлялся с помощью пакета программ SPSS 13. 0, проводилась первичная обработка данных, рассчитывались стандартные числовые характеристики, достоверность различий оценивалась t-критерием Стьюдента (критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принималиp < 0,05) . На третьем этапе осуществлена разработка и внедрение комплексной целевой программы охраны здоровья студентов вузов в период обучения, включающей деятельность педагогов, врачей, студентов, психологов и юристов
Результаты и обсуждение
Реализация данного проекта имеет большую социально-экономическую значимость для Кемеровской области. Ежегодно в области наблюдается рост заболеваемости и расширяется ее спектр среди молодежи и подростков, «молодеет» слой населения с первичной обращаемостью в медицинские учреждения, что негативно отражается на трудоспособности и продолжительности жизни населения региона [5, 7]. При оценке заболеваемости по обращаемости в трех возрастных группах (подростки, студенты, взрослые) выявлены статистически значимые различия: критерий Краскела-Уоллиса H = 12,02, p = 0,002. Сохраняются общероссийские тенденции: заболеваемость подростков статистически значимо выше заболеваемости как студентов (U = 2,6, p = 0,009) так и взрослых (U = 2,4, p = 0,016) . Последняя, в свою очередь, выше заболеваемости студентов (U = 2,6; p = 0,009) . Выявлено, что
Л. А. Проскурякова - канд . биол . наук, доц . каф . ([email protected]); Т. В. Бурнышева - канд . техн . наук, зав . каф . (tburn@mail . ru)
студенты болеют в 2,8 раза реже, чем взрослые, в 5 раз реже, чем подростки.
Сравнительный анализ первичной заболеваемости (доля пациентов с впервые выявленными заболеваниями от общего числа обращений к врачу) в трех возрастных группах также показал статистически значимые различия: значения критерия Краскела-Уоллиса Н = 10,22, р = 0,006. При попарном сравнении групп между собой установлено, что доля обращений с впервые выявленными заболеваниями от общего числа обращений к врачу среди подростков (76,9%) и студентов (73,4%) статистически значимо не различается (критерий Манна-Уитни и = 1,36, р = 0,175) . Доля первичной заболеваемости среди взрослых (54,4%) статистически значимо ниже аналогичного показателя у подростков (и = 2,6; р = 0,009) и студентов (и = 2,6; р = 0,009) . Эти данные свидетельствуют о том, что немалая доля заболеваний приобретается в подростковом и студенческом возрасте . По данным литературы, уже на I курсе 30,8% студентов имеют хронические заболевания и дефицит массы тела, уровень заболеваемости студентов имеет тенденцию к увеличению [1]. Это убедительно доказывает назревшую необходимость формирования у молодежи мотивации на здоровый образ жизни как са-мосохранительного фактора. Изучение распределения студентов по классам заболеваний показало, что наибольшее число случаев (3130 + 215,9) приходится на заболевания органов дыхания Удельный вес болезней органов дыхания в структуре общей заболеваемости студентов России составил 32% в 2003 г. [1]. Второе место занимают студенты с заболеваниями мочеполовой системы (2675 + 464,4), что в 1,2 раза меньше числа студентов с заболеваниями органов дыхания . Однако по России в целом второе место в структуре заболеваемости студентов занимают болезни нервной системы и органов чувств [1]. На третьем месте находятся обратившиеся с травмами и отравлениями (1513 + 371,3), что в 2,1 раза меньше числа студентов с заболеваниями органов дыхания
Сравнивали также группы девушек и юношей Самой распространенной причиной обращения к врачу у юношей являются болезни органов дыхания - 1284 ± 162,6 случая обращений в год, что составляет 39,4 ± 5,39 от всех обращений к врачу студентов мужского пола На втором месте находятся травмы и отравления -885 ± 216,6, на третьем - болезни костно-мышечной системы - 352 ± 72,8 .
У девушек первое место по частоте обращения занимают болезни мочеполовой системы - 2553 ± 447,7 обращений в год, что составляет 38,0 ± 4,61 от всех обращений девушек к врачу По сравнению с аналогичным показателем у юношей доля заболеваний мочеполовой системы у девушек статистически значимо выше (х2 = 857,20, р < 0,001) . Второе место по числу обращений занимают болезни органов дыхания - 352 ± 72,8, что статистически значимо выше, чем у юношей (х2 = 69,84, р < 0,001), третье - травмы и отравления -628 ± 155,5, т. е . в 1,4 раза меньше, чем у юношей (х2 = 372,88, р < 0,001) . По всем классам болезней определена статистически достоверная значимость различий обращений между девушками и юношами (болезни эндокринной системы и обмена веществ х2 = 40,08, р < 0,001, глаза и его придаточного аппарата х2 = 0,08, р = 0,784, системы пищеварения х2 = 8,22, р = 0,008, костно-мышечной системы х2 = 83,74, р < 0,001), кроме болезней нервной системы (различий нет х2 = 0,43, р = 0,511) . Установлено, что в студенческом возрасте с впервые выявленными заболеваниями девушки чаще обращаются в поликлинику за медицинской помощью,
чем юноши (х2 = 504,11, р < 0,001) . В среднем к врачу обращается 32,9 ± 2,57% юношей и 67,1 ± 2,57% девушек, различия статистически значимы: х2 = 791,17, р < 0,001. Гендерные различия заболеваемости свидетельствуют о том, что пол может рассматриваться как фактор риска для здоровья в возрасте 17-23 лет (студент) и должен использоваться как критерий для первичной профилактики состояния здоровья, особенно мочеполовой системы у девушек и органов дыхания у юношей
Параметры физического здоровья позволили оценить гармоничность развития студентов I и IV курсов . Статистически значимые различия получены по показателям масса тела, пробы Генчи и Руффье Первокурсники худее четверокурсников - соответственно 60852,69 + 366,1 и 63826,73 + 555,1, имеют средние (проба Генчи 35,67 + 0,505 с) функциональные возможности дыхательной системы, но ниже, чем у студентов IV курса (проба Генчи 37,50 + 0,652 с) . Однако у первокурсников чаще регистрируется напряжение состояния сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке по реакции пульса - 15,04 + 0,183 (удовлетворительный уровень развития сердечно-сосудистой системы 10,1-15,0), чем у студентов IV курса (14,31 + 0,208) при р < 0,05. По всем остальным параметрам физического здоровья не выявлены статистически значимые различия в сравниваемых возрастных группах Проверка двух выборок по критерию Стьюдента (равенство средних) и Фишера (равенство дисперсий) показала несущественное различие выборок, т е присутствие незначительной отрицательной динамики в состоянии физического здоровья со временем, число студентов с хорошим состоянием физического здоровья уменьшилось почти в 2 раза. Несмотря на включение в образовательный процесс занятий по физической культуре 2 раза в неделю с I по IV курс, незначительное ухудшение физического здоровья (статистически не значимое) является естественным следствием взросления студентов, снижением их двигательной активности по медицинским и другим причинам (предъявление справок об освобождении от занятий физической культурой, плохая посещаемость занятий, создание студенческих семей, рождение детей, трудовая занятость и приобретение хронической патологии) Однако несмотря на это занятия физической культурой являются обязательными в учебном процессе и систематизированными, учитывают индивидуальные возрастные особенности каждого учащегося, что позволяет рассматривать их как наиболее эффективный способ сохранения и укрепления здоровья студентов в вузе [1] В связи с этим на заключительном этапе авторами проекта разработана и внедрена в вузе комплексная целевая программа, направленная на улучшение состояния здоровья через формирование у студентов навыков самосохранительного поведения Она является универсальной и единственной в Кемеровской области, подготовленной по заданию Минобрнауки РФ
Программа отражает алгоритм улучшения физиологических, медико-социальных аспектов состояния здоровья студентов, включает мероприятия, практические и лекционные занятия, направленные на профилактику неинфекционных заболеваний
Программа состоит из 10 основных направлений:
1-е - разработка методологии исследования показателей здоровья студентов в процессе обучения в вузе;
2-е - систематизация информативных показателей физического состояния здоровья студентов в вузе; 3-е -создание информационного банка данных по показателям здоровья; 4-е - научно-методическое и право-
вое обеспечение программы Эти четыре направления реализуются участниками проекта: педагогами, психологами, юристами, студентами и аспирантами 5-е направление программы - мероприятия по поддержке физического здоровья - осуществляется на занятиях физической культурой и в спортивных секциях В данной ситуации внимание преподавателей обращено на студентов специальных медицинских групп При необходимости привлекаются медицинские работники, участвующие в проекте Выполнение 6-го направления - поддержка социального здоровья - возложено на преподавателей юридического факультета (тренинги по правовой культуре, лекции по повышению правовой грамотности различных слоев студенчества) . 7-е направление (рекламно-информационное сопровождение программы) реализуется авторами проекта совместно с отделами маркетинга, рекламы и редакционно-издательского: подготовка, издание и распространение буклетов, учебных пособий, программ конференций, сборников статей, монографий и т. д . Два последних направления программы (8-е - разработка рекомендаций по совершенствованию охраны здоровья студентов в контексте формирования самосо-хранительного поведения; 9-е - обобщение программных индикаторов состояния здоровья) осуществляются всеми участниками, задействованными в проекте Каждое направление деятельности программы позволяет реализовать поставленную цель: содействует обеспечению охраны здоровья и благополучия студентов в процессе обучения в вузе . В настоящее время осуществляется реализация программы в высшем учебном заведении
Заключение
Анализ заболеваемости показал, что большая часть болезней приобретается в подростковом и студенческом возрасте Снижение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, выраженная дистрофия у студентов-первокурсников в сравнении с четверокурсниками демонстрируют особенности негативного влияния на здоровье переходного периода (школа - вуз) . Именно возраст 17-18 лет является наименее толерантным к различным заболеваниям, требует поддержки на индивидуальном и общественном уровнях Разработана и внедрена комплексная программа содействия формированию мотивации на здоровый образ жизни в молодежной среде и поддержки физического здоровья студентов
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н. А., Миннибаев Т. Ш., Северин А. Е. // Гиг. и сан . -
2005 .-№ 3 . - С . 48-52.
2 . Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика: Основы
эконометрики . - М . , 2001. - Т. 1.
3 . Алексеев Ю. Н., Чернышов В. А., Чуриков Н. К. Физическая
культура студента: Учеб . пособие для вузов . - Воронеж, 2009. -
Ч . 3 .
4 . Кучкин С. Н. Методы оценки уровня здоровья и физической ра-
ботоспособности: Учеб пособие - Волгоград, 1994
5 . Проскурякова Л. А. // Здравоохр . Рос . Федерации . - 2006 . -
№ 5 .- С .41-44 .
6 . Сенашенко В. С., Ткач Г. Ф. // Высш . образование в России . -
2010 .- № 10 . - С .21-24 .
7 . Среда обитания, состояние здоровья населения г. Новокузнецка
в 2006-2007 гг. / Под ред . Г. И . Чеченина. - Новокузнецк, 2008 .
Поступила 28 . 06 .11
© О. В. Медведева, Н. И. Литвинова, 2012 УДК 613.96:616-057.875-058
О. В. Медведева1, Н. И. Литвинова2
медико-социальные аспекты здоровья студентов медицинского колледжа
1ГБОУ ВПО Рязанский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова; 2ОГБУ СПО Рязанский медико-
социальный колледж
Исследованы основные параметры, влияющие на здоровье и в значительной степени обусловливающие само-сохранительное поведение студентов медико-социального колледжа: отношение к здоровью, медицинская активность, привычки, сопряженные с риском для здоровья, что обусловлено отмечающимися негативными тенденциями состояния здоровья как населения Российской Федерации в целом, так и студенческой молоде-
Ключевые слова: здоровье, самооценка здоровья, факторы риска, самосохранительное поведение
THE MEDICAL SOCIAL ASPECTS OF HEALTH OF STUDENTS OF MEDICAL COLLEGE (THE RYAZAN OBLAST EXAMPLE)
O.V. Medvedeva, N.I. Litvinova
The article presents the results ofstudying the main parameters impacting health of students of medical .social college and in most instances providing self-preserving behavior. Among these risk factors - health attitude, medical activity, health risk habits. The situation is most probably caused by the negative tendencies in health of both the Russian Federation population and students' youth.
Key words: health, health self-assessment, risk factor, self-preserving behavior
Негативные тенденции состояния здоровья населения Российской Федерации постоянно отмечаются в государственных докладах и многочисленных исследованиях последних лет, при этом особенно актуальной является проблема здоровья студенческой молодежи [1, 2, 5]. Студенты относятся к числу наименее социально
защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма Анализ научной литературы, посвященной здоровью студенческой молодежи, показывает, что за время обучения здоровье
О. В. Медведева - д-р мед . наук, зав . каф . (medvedeva1104@mail . ги); Н. И. Литвинова - директор (natalja_Ktvmova@ramЫer. ги)