Научная статья на тему 'Научное обоснование разработки программы по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний в период профессионального обучения студентов'

Научное обоснование разработки программы по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний в период профессионального обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПРОГРАММА / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Проскурякова Лариса Александровна, Лобыкина Е. Н.

Рассмотрены этапы оценки психического и физического здоровья студентов в рамках реализации федеральной программы. Квалифицированы информативные показатели психического и физического здоровья студентов. Разработана комплексная программа охраны здоровья молодежи вузов для обеспечения эффективного профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific substantiation of a healthy lifestyle and noncommunicable disease prevention in professional education students period preplanning

The stages of mental assessment and students physical health as part of the federal program. Informative mental and physical students health indicators are qualified. University's Youth health protection comprehensive program is developed for high professional education effectiveness.

Текст научной работы на тему «Научное обоснование разработки программы по формированию здорового образа жизни и профилактике неинфекционных заболеваний в период профессионального обучения студентов»

14 ЗНиСО НОЯбРЬ №11 (23С)

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПРОФИЛАКТИКЕ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Л.А. Проскурякова1, Е.Н. Лобыкина2

SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF A HEALTHY LIFESTYLE AND NONCOMMUNICABLE DISEASE PREVENTION IN PROFESSIONAL EDUCATION STUDENTS PERIOD PREPLANNING

L.A. Proskuryakova, E.N. Lobykina

'ГБО ВПО «Кемеровский государственный университет», новокузнецкий филиал-институт; 2ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» МЗ и СР

Рассмотрены этапы оценки психического и физического здоровья студентов в рамках реализации федеральной программы. Квалифицированы информативные показатели психического и физического здоровья студентов. Разработана комплексная программа охраны здоровья молодежи вузов для обеспечения эффективного профессионального обучения.

Ключевые слова: студенты, программа, охрана здоровья, вуз.

The stages of mental assessment and students physical health as part of the federal program. Informative mental and physical students health indicators are qualified. University's Youth health protection comprehensive program is developed for high professional education effectiveness.

Keywords: students, program, health care, higher education.

Важнейшая социальная задача высшей школы — охрана здоровья учащихся в процессе получения профессионального образования, формирование у студентов мотивационно-ценностных установок на здоровый образ жизни (ЗОЖ), содействие в овладении навыков самосохранения [1].

В рамках аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2010 гг.)» в Новокузнецком филиал-институте Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ) выполняется проект «Научные основы охраны здоровья и формирования мотивации на ЗОЖ участников образовательного процесса в условиях экологически неблагоприятного региона (Юг Кузбасса)». Реализация данного проекта имеет большую социально-экономическую значимость для Кемеровской области.

Цель данной работы — разработка комплексной целевой программы охраны здоровья студентов вузов на основании изучения их состояния здоровья.

Материалы иметоды. Исследование состояло из трех этапов. На I этапе осуществлялся анализ забо-

леваемости по обращаемости студенчества города с помощью выкопировки информации из базы данных Кустового информационно-аналитического центра «Заболеваемость, форма 025-2/у», зарегистрированной в Научно-техническом центре «Информрегистр» Федерального агентства по информационным технологиям (государственная регистрация № 0220711702 от 19 июля 2007 г., регистрационное свидетельство № 11044). На II этапе изучалось психофизическое здоровье студентов 1-х и 4-х курсов (759 и 593 чел. соответственно) НФИ КемГУ по следующим показателям: внимание, мышление, адаптация, мотивация к обучению, эмоциональная стабильность, стрессоустой-чивость, социальное благополучие, самооценка, тревожность. Состояние физического здоровья изучалось с помощью оценки весо-ростового показателя, частоты сердечных сокращений, артериального давления, жизненной емкости легких (спирометрия), пробы Штанге, Генчи, Руффье. На III этапе разработана комплексная программа охраны здоровья студентов вузов в период профессионального обучения. Статистический анализ осуществлялся с помощью пакета программ SPSS 13.0, достоверность различий оценивалась

Ш №11 (Ш

15

^^ 1-критерием Стьюдента (критический уровень значимости р < 0,05), Манна-Уитни, с поправкой Бонферрони, х2, Крускала-Уоллиса. с^ Результаты и их обсуждение. Оценка заболеваемости по обращаемости в трех возрастных ас группах (подростки, студенты, взрослые) показала статистически значимые различия: кри-1— терий Крускала-Уоллиса Н = 12,02, р = 0,002. Сохраняются общероссийские тенденции: заболеваемость подростков статистически значимо выше, чем у студентов (и = 2,6, р = 0,009) и взрослых (и = 2,4, р = 0,016). Заболеваемость взрослых выше заболеваемости студентов (и = 2,6, р = 0,009). Студенты болеют реже (в 2,8 и 5,0 раза соответственно) по сравнению со взрослыми и подростками. Доля первичной заболеваемости среди взрослых (54,4) статистически значимо ниже аналогичного показателя у подростков (и = 2,6; р = 0,009) и студентов (и = 2,6; р = 0,009). Известно, что уровень заболеваемости студентов имеет тенденцию к росту, что доказывает необходимость формирования у молодежи мотивации на ЗОЖ, как самосохранения [2; 3].

Наибольшее число случаев (3130 ± 215,9) с заболеваниями органов дыхания выявлено среди студентов. Второе место принадлежит заболеваниям мочеполовой системы (2675 ± 464,4). Однако по Российским данным, второе место в структуре заболеваемости студентов занимают болезни нервной системы и органов чувств. Юноши чаще всего обращались к врачу с заболеваниями органов дыхания (1284 ± 162,6 случаев обращений в год), что составляет 39,4 ± 5,39 от всех обращений к врачу студентов мужского пола. На II месте — травмы и отравления (885 ± 216,6); на III месте — болезни костно-мышечной системы (352 ± 72,8). У девушек чаще диагностировались болезни мочеполовой системы (2553 ± 447,7 обращений в год), что составляет 38,0 ± 4,61 от всех обращений девушек к врачу. II место по числу обращений принадлежит болезням органов дыхания (352 ± 72,8), что статистически значимо выше, чем у юношей (X2 = 69,84, р < 0,001). На III месте у девушек -травмы и отравления (628 ± 155,5), что в 1,4 раза реже, чем среди юношей (х2 = 372,88, р < 0,001). По всем классам болезней определена статистически достоверная значимость различий между обращениями девушек и юношей Установлено, что девушки чаще обращаются в поликлинику за медицинской помощью, чем юноши (х2 = 504,11, р < 0,001). Гендерные различия заболеваемости показали, что половой признак может рассматриваться как фактор риска здоровью в возрасте от 17 до 23 лет (студент) и должен использоваться как критерий для первичной профилактики состояния здоровья, особенно мочеполовой системы у девушек и органов дыхания — у юношей.

По всем исследуемым психическим показателям обнаружены статистически значимые различия в группах респондентов первого и четвертого курсов обучения (р < 0,05). У первокурсников средний уровень развития внимания (0,719 ± 0,018), тревожности (40,3 ± 0,309), адекватной самооценки (0,54 ± 0,010) и уровня адаптации (62,2 ± 0,455), удовлетворенности собствен-

ным качеством жизни (3,019 ± 0,022), но низкие логическое мышление (11,199 ± 0,123), стрес-соустойчивость (32,01 ± 2,484) и эмоциональный дисбаланс (26,7 ± 0,653). Старшекурсники (4 курс), в отличие от младших сверстников, более пессимистичны (терпимо относятся к своему уровню жизни — 2,775 ± 0,024), с легкой степенью депрессии (52,1 ± 0,422) и средним уровнем адаптации к вузу (53,1 ± 0,826). Другие показатели психической сферы развиты в пределах возрастной нормы (р < 0,05).

Параметры физического здоровья позволили оценить гармоничность развития студентов 1 и 4 курсов. Статистически значимые различия получены по показателям веса, пробы Генчи и Руффье. Первокурсники худее (60852,69 ± 366,1), чем студенты 4 курса (63826,73 ± 555,1), имеют средние (проба Генчи 35,67 ± 0,505 с) функциональные возможности дыхательной системы, что статистически ниже, чем у студентов 4 курса (проба Генчи 37,50 ± 0,652 с). Однако на 1 курсе чаще регистрируется напряженное состояние сердечно-сосудистой системы (по реакции пульса) в ответ на физическую нагрузку — 15,04 ± 0,183 (удовлетворительный уровень развития сердечнососудистой системы 10,1—15,0), чем у студентов 4 курса обучения (14,31 ± 0,208) (р < 0,05). По всем остальным параметрам физического здоровья не выявлены статистически значимые различия в сравниваемых возрастных группах. Как и в исследовании Талыгиной А.Ф (2004), оценка психофизического статуса выявила некий дисбаланс исследуемых показателей у студентов 1-х курсов [4]. Проверка двух выборок по критерию Стьюдента (равенство средних) и Фишера (равенство дисперсий) указала, что общее состояние психического здоровья студентов с взрослением ухудшается; число студентов с хорошим состоянием психического здоровья уменьшилась с 40 до 30 %; а число студентов с неудовлетворительным состоянием здоровья увеличилась с 20 до 30 %. Полученные результаты изучения психического здоровья указывают на статистически значимое ухудшение психического здоровья студентов в процессе образовательной деятельности, что требует разработки рекомендаций по профилактике и коррекции показателей психической сферы студентов.

Несмотря на внедрение в образовательный процесс занятий по физической культуре 2 раза в неделю с 1-го по 4-й курсы, незначительное ухудшение состояния физического здоровья (статистически не значимое) является естественным следствием взросления студентов, снижением их двигательной активности по медицинским и другим показателям: предъявление справок об освобождении от занятий физической культурой, плохая посещаемость занятий, создание студенческих семей, рождение детей, трудовая занятость и приобретение хронической патологии. Это, в свою очередь, указывает на необходимость формирования у студентов мотивации на ЗОЖ и навыков самосохранения через их вовлечение в просветительскую, научно-исследовательскую деятельность, практическую реализацию здоро-

16

ЗНиСО ноябрь №11 (236)

вьесберегающих рекомендаций и мероприятий в образовательном пространстве.

Разработанная и внедренная в вузе комплексная целевая Программа по улучшению состояния здоровья студентов является универсальной и единственной в Кемеровской области. Соисполнители программы — организации, деятельность которых направлена на поддержку здоровья молодежи города (НИИ, «Центр психолого-медико-социального сопровождения детей», вузы г. Новокузнецк, «Городская больница № 9», «Центр медицинской профилактики»). Программа включает мероприятия, практические и лекционные занятия, направленные на профилактику заболеваний среди студентов, и состоит из 10 основных направлений:

• разработка методологии исследования показателей здоровья студентов в процессе обучения в вузе;

• осуществление систематизации информативных показателей медико-психологического и социального состояния здоровья студентов в вузе;

• создание информационного банка данных по показателям здоровья;

• научно-методическое и правовое обеспечение программы;

• мероприятия, направленные на поддержку психического состояния здоровья студентов;

• мероприятия по поддержке физиологического состояния (осуществляются на занятиях физической культуры и спортивных секциях);

• мероприятия, направленные на поддержку социального здоровья;

• рекламно-информационное сопровождение программы;

• разработка рекомендаций по совершенствованию охраны здоровья студентов в контексте формирования самосохранения;

• обобщение программных индикаторов состояния здоровья.

Каждое направление деятельности программы позволяет реализовать поставленную цель — содействие в обеспечении охраны здоровья и благополучия студентов в процессе обучения в вузе.

Выводы. Снижение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, выраженная дистрофия у студентов-первокурсников демонстрируют особенности негативного влияния на здоровье переходного периода (школа—вуз). Возраст 17—18 лет является наименее толерантным к различным заболеваниям, требует поддержки на индивидуальном и общественном уровнях. Первокурсники, особенно девушки, представляют собой наиболее сензитивную возрастную группу для возникновения заболевания, что требует внедрения про-

филактических программ в вузах на 1—2 курсах обучения.

Определены тенденции изменения показателей здоровья студентов в процессе профессионального обучения: рост числа тревожных, слабо адаптирующихся студентов к четвертому курсу на 10 %; снижение числа учащихся с хорошим состоянием физического здоровья почти в 2 раза. Однако с взрослением учащиеся становятся не только более пессимистичными и депрессивными, но и более устойчивыми к стрессовым факторам учебы; у них улучшается уровень развития интеллектуальных показателей.

Определенные информативные показатели здоровья студентов (личностная тревожность, самооценка, стрессоустойчивость, весо-ростовой показатель, пробы Генче и Рюффье), создание информационного банка данных здоровья послужили критериями разработки комплексной целевой программы охраны здоровья в процессе обучения. Разработанная и реализованная в НФИ КемГУ программа охраны здоровья студентов вузов в период профессионального обучения задействует различные структурные подразделения вуза, специалистов разных областей знаний, студентов и преподавателей, совместная работа которых направлена на содействие формирования мотивации на ЗОЖ в молодежной среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сенашенко В.С., Ткач Г.Ф. О тенденциях реформирования российской высшей школы //Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 21—24.

2. Агаджанян Н.А., Миннибаев Т.Ш., Северин А.Е. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесс //Гигиена и санитария.

2005. № 3. С. 48—52.

3. Козлов В.И., Денисов Н.Л., Салеев А.А. Некоторые социальные и психологические аспекты управления здоровьем населения //Медицина Кузбасса.

2006. № 3. С. 38—41.

4. Талыгина А.Ф. Динамика физиологических и психологических показателей умственной работоспособности студенток-первокурсников педагогического вуза в климатических условиях Тюменского Севера. / Автореф. кан. дисс. ЧГПУ. Челябинск. 2004. 25 с.

Контактная информация:

Проскурякова Лариса Александровна, тел.: 8 (3843) 77-48-81, 8 (913) 079-90-42, е-mail: [email protected]

Contact information:

Proskuryakova Larisa,

phone: 8 (3843) 77-48-81, 8 (913) 079-90-42, е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.