Научная статья на тему 'Оценка внутренне созданного гудвилла компаний'

Оценка внутренне созданного гудвилла компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Просвирина И. И.

В каждой успешно работающей компании имеются активы, которые не отражены в ее балансе, но наличие которых обеспечивает фирме конкурентные преимущества и, вследствие этого, дополнительный доход: фирменное наименование, компетенция персонала, благоприятные контракты, лояльность клиентов, организация управления, системы качества, базы данных и т. д. Общая величина этих активов может быть получена путем расчета стоимости внутренне созданного гудвилла. В статье дается представление о сущности этого понятия и основных методах его оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка внутренне созданного гудвилла компаний»

РЕФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ОЦЕНКА ВНУТРЕННЕ СОЗДАННОГО ГУДВИЛЛА

КОМПАНИЙ

И. И. Просвирина

Южно-Уральский государственный университет,

г. Челябинск

В экономической литературе под гудвиллом понимается совокупность неосязаемых активов, наличие которых обеспечивает фирме конкурентные преимущества и вследствие этого дополнительный («экстраординарный»') доход. Перечень таких активов широк: фирменное наименование, компетенция персонала, благоприятные контракты, лояльность клиентов, организация управления, системы качества, базы данных и др. Гудвилл дает представление об общей величине этих активов, поскольку их стоимость по отдельности рассчитать невозможно. Периодический расчет гудвилла, как считают специалисты, полезен для оценки эффективности деятельности менеджеров, а также как «своеобразный индикатор резерва безопасности»2.

В то же время в бухгалтерском учете внутренне созданный гудвилл не признается активом. В Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) подчеркивается, что «разницы между рыночной стоимостью компании и балансовой стоимостью ее идентифицируемых чистых активов в любой момент времени не могут рассматриваться как нематериальный актив». Э. Хендриксен и М. Ван Бреда считают, что «гудвилл образуется тогда, когда одна фирма покупает другую. В сущности, это просто нераспре-

1 Соколов Я.В., Пятое М.Л. Гудвилл: «новая» категория бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. - 1997. - № 2. -С. 46.

2 Ковалев В.В. Гудвилл как бухгалтерская категория// Бухгалтерский учет. — 2005. — № 8.

3 Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета / Пер. с англ.; Под ред. Я.В. Соколова. — М.: Финансы и статистика, 1997. — С. 399.

деленная часть стоимости активов купленного предприятия, не имеющая самостоятельного смысла»3.

Поскольку существует противоречие между экономическим и бухгалтерским подходом к определению гудвилла, необходимо выяснить, что понимается под внутренне созданным гудвиллом и какие существуют возможности для его оценки. МСФО 38 признают наличие широкого круга неосязаемых ресурсов, оказывающих влияние на результаты деятельности компании: научные или технические знания, новые процессы или системы, лицензии, интеллектуальная собственность, знания рынка и товарных знаков, программное обеспечение, патенты, авторские права, списки клиентов, права обслуживания ипотеки, импортные квоты, франшизы, отношения с клиентами или поставщиками, лояльность клиентов, доля рынка и права на сбыт. В этом списке есть ресурсы, которые удовлетворяют определению и критериям признания нематериальных активов (НМА) в бухгалтерском учете, прежде всего — объекты интеллектуальной собственности. Остальные активы попадают в особый не-идентифицируемый и неотделяемый от компании неосязаемый актив — гудвилл. При этом НМА становится только приобретенный гудвилл, внутренне же созданный гудвилл не может признаваться активом.

Несмотря на это, стандарты поощряют раскрытие информации о значительных НМА, контролируемых компанией, но не признанных как активы из-за того, что они не отвечают критериям признания. Из этого следует, что такие активы, как знания и квалификация персонала, эф-

фективные организационные структуры, информационные технологии, списки клиентов и другие могут раскрываться в пояснениях к отчетности в рамках МСФО. В таблице представлена информация о видах НМА и способах раскрытия информации о них, включая активы, не признаваемые объектами учета.

В МСФО называются причины, в силу которых ряд ресурсов не признается активами, несмотря на то, что эти ресурсы идентифицируемы и в результате их использования образуются

экономические выгоды. Так, рыночные и технические знания принесут в будущем экономические выгоды, которые будут контролироваться компанией только в случае их юридического оформления в виде авторского права, ограничений в контрактах и др. Знания, не оформленные юридически, не могут быть признаны активом. Квалификация персонала также ведет к получению будущих экономических выгод. Однако работники компании обычно не соответствуют определению НМА, поскольку их знания неотде-

Виды нематериальных активов и способы раскрытия информации по МСФО

Активы, признаваемые объектом учета Номер МСФО Активы, не признаваемые объектом учета

Названия активов Торговые марки. Программное обеспечение. Лицензии и франшизы. Патенты. Авторские права, патенты. Права на промышленную собственность. Права на обслуживание и эксплуатацию. Рецепты, формулы, модели, проекты и макеты. Незавершенные НМА. Приобретенный гудвилл. Улучшения арендованного имущества. Отложенные налоговые активы. Другие НМА, регулируемые различными стандартами 38 3 17 12 19, 27, 28, 31, 32, 39 и др. Затраты на обучение. Затраты на рекламу. Затраты на реорганизацию. Затраты на пусковые работы. Затраты на исследования. Навыки персонала. Рыночные и технические знания. Доля рынка. Портфель клиентов. Названия марок. Заголовки. Внутренне созданная деловая репутация (гудвилл)

Требования к раскрытию информации Обязательно раскрывается следующая информация: - группировка активов по классам; - сроки полезной службы; - методы амортизации; - балансовая оценка и все движения стоимости НМА (поступления, списания, выбытия, переоценки, курсовые разницы и т. д.); - накопленная амортизация; - прирост активов раздельно за счет приобретения и за счет создания в фирме; - убытки от обесценения (отнесенные на счет капитала и признанные расходами); - совокупная сумма затрат на исследования и разработки, признанная в качестве расхода в течение отчетного периода; - другая информация 38 Не требуется, но приветствуется раскрытие следующей информации: краткое описание значительных НМА, контролируемых компанией, но не признанных как активы из-за того, что они не отвечают критериям признания в настоящем стандарте, или из-за того, что они были приобретены или созданы до вступления настоящего стандарта в силу

лимы от их носителей и не могут быть использованы без них, если только их использование не защищено соответствующими юридическими правами компании. У компании, как правило, нет достаточного контроля за ожидаемыми экономическими выгодами, получаемыми в результате хорошей подготовленности персонала, чтобы этот актив соответствовал критериям признания. Аналогичная ситуация с портфелем клиентов или долей рынка: будущие экономические выгоды ожидаются, но нет достаточной степени контроля, требуемой стандартами отчетности. Очевидно, что компания не может юридически доказать свое право на получение будущих экономических выгод от использования персонала; в данном случае, наоборот, работники имеют юридическое право уволиться в любой момент без объяснения причин. Аналогично клиенты компании могут расторгнуть действующие контракты или не заключать новые в случае появления более выгодных поставщиков или по иным причинам.

Итак, ресурсы, составляющие внутренний гудвилл, не признаются активами по следующим причинам:

1) внутренне созданные названия марок, права на публикацию, списки клиентов и т. д. не признаются НМА в балансе, потому что затраты на их создание не отличаются от затрат на развитие компании в целом и их невозможно оценить по себестоимости;

2) деловая репутация не признается, поскольку не является идентифицируемым и контролируемым активом компании, который также не может быть надежно оценен по себестоимости;

3) знания и квалификация персонала, списки клиентов не признаются, поскольку имеет место недостаточная степень контроля за активом и приносимыми им экономическими выгодами.

Проблема, изложенная выше, представляет собой предмет критики бухгалтерского учета со стороны менеджеров. Жесткие ограничения, налагаемые стандартами учета на процесс признания активов, заставляют списывать на расходы большую часть инвестиций в компетенцию персонала, клиентов, внутреннюю организацию и аналогичные активы. Стандарты учета квалифицируют такие расходы, как вклад во внутрен-

не создаваемую деловую репутацию, которая тем не менее не признается активом. Также не может признаваться активом разница между рыночной стоимостью компании и балансовой стоимостью ее идентифицируемых чистых активов, которая существует в любой момент времени. При этом стандарты учета не отрицают, что эта разница может возникать в результате действия факторов, влияющих на стоимость компании.

Таким образом, очевидно, что внутренне созданный гудвилл существует как актив, но не признается таковым в бухгалтерском учете. Специфика этого актива (слабая контролируемость, невозможность оценки по себестоимости) обуславливает особые методы расчета его стоимости.

В качестве основного метода расчета гудвилла рассматривается расчет приобретенного гудвилла согласно МСФО или остаточный метод. На рис. 1 представлена схема этого расчета:

1) определяется величина дооценки балансовой стоимости активов и обязательств до их текущей рыночной (справедливой) стоимости. Под справедливой стоимостью понимается, как правило, рыночная стоимость активов, а в случае ее отсутствия — стоимость замещения, дисконтированные стоимости задолженностей и др. Смысл этого действия втом, что часть разницы между покупной стоимостью компании и ее активов возникает в силу отражения активов в балансе по исторической стоимости и условно используемых способов начисления амортизации. На момент покупки историческая стоимость, как правило, существенно отличается от рыночной;

2) рассчитывается стоимость чистых активов (собственного капитала) приобретаемой компании, равная справедливой стоимости активов за вычетом обязательств, переходящих к покупателю;

3) из цены приобретения компании вычитается величина ее чистых активов, и этот остаток трактуется как величина приобретенного гудвилла или стоимость неосязаемых активов, не отраженных в балансе приобретаемой компании. Действительно, если бы стоимость активов приобретаемой компании была 1 400 млн руб., то гудвилл бы не возникал;

4) превышение цены покупки над рыночной стоимостью чистых активов показывается в

балансе как актив, который амортизируется в течение срока полезной службы, определяемого руководством компании (ПБУ 14/ 2000), или подлежит тестированию на обесценение (GAAP, МСФО (IFRS) 3); 5) отрицательная разница относится на доход текущего периода (МСФО (IFRS) 3). На этом же основан расчет стоимости и гудвилла действующей компании. В частности, Emst & Young для оценки так называемых интеллектуальных активов действующей компании предлагает подход, аналогичный расчету приобретенного гудвилла: из текущей рыночной капитализа-

ции вычитается справедливая стоимость материальных и идентифицируемых нематериальных активов. Остаток стоимости характеризует справедливую стоимость интеллектуального капитала компании4.

Метод «избыточных прибылей» является наиболее распространенным; он активно используется в оценочной деятельности, в частности, для предпродажной оценки гудвилла5. Стоимость бизнеса в этом случае рассчитывается как сумма стоимостей идентифицированных активов и гудвилла. Приведем пример расчета величины гудвилла этим методом, используя данные рис. 1.

I этап II этап III этап

Определение справедливой стоимости идентифицируемых активов и обязательств приобретенной компании Определение чистой справедливой стоимости приобретенных активов, равной стоимости собственного капитала приобретенной компании (активы минус обязательства) Определение суммы деловой репутации (гудвилла)

Исходные данные: рыночная стоимость компании — 1 400 млн. руб., справедливая стоимость активов — 1 300 млн. руб., справедливая стоимость обязательств — 500 млн руб.

Активы приобретенной компании по справедливой стоимости

1 300

Стоимость собственного капитала

800

Рыночная иена приобретенной компании

1 400

Чистые активы

800

Обязательства по справедливой стоимости

500

Чистая справедливая стоимость активов 800

^ = МУ- (ГУА - РУП) = (МУ + Г У О) - гУА = (МУ- ГУА) + ГУИ,

^ — стоимость гудвилла;

МУ- рыночная стоимость компании;

ГУА — справедливая стоимость активов приобретаемой компании;

ГУБ - справедливая стоимость обязательств (долга) приобретаемой компании.

Рис. 1. Схема расчета гудвилла согласно МСФО

4 Wayne S. U. Challenges from the New Economy. Business and Financial Reporting, SPECIAL REPORT / Financial Accounting Standards Board.— 2001. — April // www.fasb.com.

5 Российские стандарты оценки 2001. Методическое руководство 2. Оценка стоимости неосязаемых активов и интеллектуальной собственности// www.appraiser.ru/.

Для этого необходимо задать дополнительные исходные сведения о компании: средняя рентабельность чистых активов на финансовом рынке - 10%, рентабельность чистых активов рассматриваемого предприятия — 17,5%. Этапы расчета:

а) расчет нормальной (среднеотраслевой) величины прибыли:

800-10% = 80 усл. ед.;

б) расчет получаемой компанией ежегодной фактической прибыли:

800-17,5% = 140 усл. ед.;

в) расчет превышения фактической прибыли над среднеотраслевой:

140 - 80= 60 усл. ед. (это превышение приписывают гудвиллу);

г) стоимость актива, приносящего ежегодную прибыль в 60 усл. ед., оценивается по формуле прямой капитализации по средней рыночной ставке:

60/0,1 = 600 усл. ед.

Величина гудвилла, следовательно, составит 600 усл. ед. Этот результат совпадает с расчетом гудвилла бухгалтерским (остаточным) методом. Его преимущество в том, что величина гудвилла может быть рассчитана до продажи, в том числе с целью назначения продажной цены предприятия. Гудвилл в этом случае трактуется как актив, не отраженный в балансе, но имеющий ту же доходность, что и другие активы. Данный метод основан на допущении о том, что рынок не допускает длительного наличия избыточных прибылей в компаниях и стремится уравнять рентабельность активов. Следовательно, роль гудвилла в этом расчете сводится к регулятору рентабельности активов до среднеотраслевого уровня.

Метод избыточных прибылей рассматривается в литературе как самостоятельный. Приведем доказательство, что он является разновидностью остаточного метода. Используемые условные обозначения:

— рассчитываемая величина гудвилла; МУ- рыночная стоимость компании, рассчитанная по формуле капитализации фактической годовой прибыли компании Р,по ставке, равной среднерыночной рентабельности чистых активов Я : МУ = Р/Л ;

п п'

фактическая рентабельность чистых активов компании;

Рп— среднеотраслевая годовая прибыль;

А — рыночная (справедливая) стоимость идентифицированных активов компании;

О — величина обязательств компании;

(А — О) — величина чистых активов компании.

Величина гудвилла остаточным методом рассчитывается по формуле:

gw = МУ- (А - О). (2)

Величина гудвилла методом избыточных прибылей:

gw

Р - Р

~ / » R.

(3)

Преобразования формулы (3) приведут к следующему:

R {A-0)-R„(A-0) Rf.. пл Rn(A „

Kn кп Kn

Rfx(A-0) Pf

- f --(A-0) = -J--(A-0)=MV-(A-0)

R.

6 Леонтьев Б. Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. — М.: Издательский центр «Акционер», 2002. - 200 с. - С. 58.

Следовательно, метод избыточных прибылей является производным от бухгалтерского (остаточного) метода, поэтому арифметические результаты применения двух методов — бухгалтерского и избыточных прибылей — теоретически всегда должны совпадать.

Альтернативный метод. Специалисты по оценке НМА и интеллектуальной собственности указывают, что оценка гудвилла должна привязываться к оценке стоимости бизнеса в целом6. Методы расчета стоимости бизнеса построены на выявлении сведений прогнозного характера относительно деятельности компании, на измерении издержек создания активов или на сравнении показателей деятельности с сопоставимыми компаниями, т. е. на объективной базе данных. С точки зрения рынка, стоимость бизнеса не должна зависеть от стоимости составляющих его элементов, поскольку бизнес является «действующим предприятием» (on-going concern — в русском переводе МСФО — непрерывность деятельности) и расчленение его на элементы должно происходить лишь в целях реальной или фиктивной ликвидации. Действующий бизнес всегда рассматривается как единый комплекс, который бу-

дет продолжать действовать в обозримом будущем7. Методическое руководство по оценке стоимости неосязаемых активов и интеллектуальной собственности (Российские стандарты оценки 2001) предусматривает альтернативный метод расчета гудвилла как разницы между стоимостью всего предприятия бизнеса в предположении, что оно имеет в собственности неосязаемые активы и использует их в бизнесе, и стоимостью предприятия в предположении, что оно не является собственником тех же самых неосязаемых активов (п. 2.24). В то же время каких-либо разъяснений о правилах применения этого метода данное руководство не приводит, очевидно, подразумевается, что оценщики могут применять метод на основании своего опыта, суждений и конкретной ситуации. Стоимость в предположении, что предприятие не является собственником неосязаемых активов, представляет собой трудноинтерп-ретируемую абстракцию, поскольку представить действующий бизнес без неосязаемых активов можно лишь в виде набора отдельных материальных активов. Если это так, то альтернативный метод сводится к традиционному остаточному методу определения стоимости гудвилла. Поэтому данный метод уязвим с теоретической точки зрения.

По методике Brand Finance 8 гудвилл оценивается через дисконтирование прогнозных и постпрогнозных потоков прибыли, генерируемой гудвиллом. Ставка дисконтирования рассчитывается по формуле

R = Rf + b-брэнд Ч Rf (4)

где R — безрисковая норма доходности;

b-брэнд— коэффициент, который определяется с помощью графика, характеризующего силу товарного знака (гудвилла).

Прогнозирование потоков прибыли, которая может быть получена от реализации товаров и услуг компании, имеющей значительную деловую репутацию, осуществляется с помощью спе-

' Международные стандарты финансовой отчетности. Принципы, пар. 23. - М.: Аскери, 1999.

8 Зотов ВВ. Ценность брэнда. — М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. — 167 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Зотов В.В. Ценность брэнда. — М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. — 167 с.

111 Елисеев В.М. Оценка стоимости гудвилла: Доклад на Конгрессе «10 лет оценочной деятельности в России. Итоги и перспективы», Москва, 4—5 июня 2003 г. // www.appraiser.ru/.

циально разработанных фирмой 1п1егЬгапс1 отраслевых коэффициентов.

Метод компании 1п1егЬгапй9 основан на использовании отраслевых коэффициентов. Мультипликатор принимает значения в диапазоне от 0 до 20 и рассчитывается по уравнению в зависимости от силы товарного знака. На основании отраслевых коэффициентов из величин текущих прибылей выделяется прибыль, приходящаяся на гудвилл. Чистая прибыль от гудвилла, умноженная на мультипликатор М, дает стоимость деловой репутации. Этот метод методологически совпадает с предыдущим, поскольку также основан на выделении прибыли, создаваемой гудвиллом, но вместо дисконтирования применяется операция капитализации.

Одним из давно и широко используемых является метод налоговых органов США или «казначейский» метод. Он впервые применен в 1920 г. для подсчета гудвилла, который потеряли производители алкогольной продукции во времена действия «сухого закона» в США. Алгоритм расчета представлен на рис. 2. Этот метод интересен тем, что позволяет рассчитать гудвилл наиболее простым способом, если заданы ставки капитализации. Налоговое ведомство США инструкцией от 1968 г. утвердило ставки: для компании с нормальным уровнем риска — 8% по материальным активам и 15% по нематериальным; для высокорискованного бизнеса они составили 10 и 20% соответственно10.

Стоимость чистых материальных активов х

Коэффициент капитализации чистых материальных активов

Уровень нормализованной прибыли

Избыточная прибыль х

Коэффициент капитализации избыточной прибыли

Гудвилл

+

Стоимость чистых материальных активов Стоимость предприятия

Источник: Елисеев В.М. Оценка стоимости гудвилла: Доклад на конгрессе «10 лет оценочной деятельности в России. Итоги и перспективы», Москва, 4—5 июня 2003 г. // www.appraiser.ru

Рис. 2. Алгоритм расчета гудвилла и стоимости бизнеса (предприятия) методом налоговых органов США

Из алгоритма расчета стоимости бизнеса (рис. 2) вытекает следующая формула расчета гудвилла:

N01 -МАх Я

- (5)

¿ТУ =

где N01— чистый операционный доход;

МА — стоимость чистых материальных активов;

Яе — коэффициент капитализации чистого дохода от основной деятельности;

Я - коэффициент капитализации НМА.

Пересчет «казначейским» методом гудвилла компании, рассчитанного на рис. 1, даст результат не в 600, а в 300 усл. ед., поскольку коэффициент капитализации для НМА принят не 10, а 20%: (140-800-0,1)/0,2 = 300. Это означает, что инвестиции в НМА признаются в 2 раза более рискованными, чем в материальные, и должны окупаться не по средней, а увеличенной ставке. Следовательно, рыночная стоимость всего бизнеса также должна быть не 1 400, а меньше, поскольку, согласно этому методу, стоимость компании (бизнеса) равна стоимости чистых активов плюс гудвилл: 800 + 300 = 1100 (усл. ед.). Можно сделать вывод о том, что «казначейский» метод оценивает стоимость и компании, и гудвилла более осторожно, чем традиционный метод избыточных прибылей, в котором используется единая ставка капитализации как для материальных, так и для нематериальных активов.

«Метод практиков»11. Он предложен немецкими экономистами. Гудвилл рассчитывается как половина разности между рыночной стоимостью предприятия, полученной доходным методом, и величиной его чистых скорректированных активов:

gw = UмV-NA) = \£-NA) = 2 2 /

= 1(/>_/хЛМ) 2/

(6)

11 ЗокинА.А. Гудвилл: экономическая сущность и методы учета. // Аудитор. — 2002,— № 7.

12 КолассБ. Управление финансовой деятельностью предприятия: проблемы, концепции и методы / Пер. с франц.; Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 1997. -576 с.-С. 514.

13 Ришар Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика. / Пер. с фр.; Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 160 с. - С. 125.

где МУ- рыночная стоимость предприятия, равная капитализированной годовой прибыли Р/г,

^ - чистые скорректированные активы (корректировка бухгалтерской стоимости чистых активов проводится в целях получения величины, близкой к рыночной стоимости чистых активов);

/ — коэффициент рентабельности чистых активов.

Этот метод практически совпадает с предыдущим, поскольку в его основе также лежит остаточный расчет гудвилла, когда из рыночной стоимости предприятия вычитается стоимость чистых идентифицированных активов. Разница лишь в том, что вместо директивно установленных ставок капитализации для НМА, в 2 раза превышающих ставки для материальных (балансовых) активов, величина полученного остатка, традиционно отождествляемая с размером НМА, просто умножается на коэффициент 0,5.

Б. Коласс, известный французский специалист по управлению и бухгалтерскому учету, описывает оценку гудвилла с помощью показателя деловой активности12. Для оценки гудвилла к показателю среднегодового объема продаж применяется коэффициент-множитель к, определяемый эмпирически, исходя из анализа статистики сделок купли-продажи по однородным предприятиям:

^ = кхСА, (7)

где СА — объем продаж (обычно средний за последние три года).

Например, стоимость гудвилла рассчитывается как годовой объем продаж, умноженный на коэффициент 0,7—0,8 (для булочной), 1,0—1,45 (для аптеки), 0,6—1,2 (для ресторана) и т. д. В основе этого метода лежит концепция деловых активов, используемая французскими экономистами. В трактовке, принятой французскими судами, деловые активы — это нечто «целое», отличное от составляющих его элементов, но всегда в состав «деловых активов» включается клиентура. Решающим элементом может быть, например, персональная деятельность предпринимателя или размещение (местоположение) предприятия, или оборудование, и т. д. (недвижимость из состава деловых активов исключается)13. Другими словами, это совокупность вещественного и невещественного движимого имущества, исполь-

зуемого в предпринимательских целях. Поэтому данный метод аналогичен одному из рыночных (сравнительных) методов оценки бизнеса в целом, а по формуле (7) рассчитывается не стоимость гудвилла, а стоимость деловых активов предприятия.

Квалиметрический и левериджный методы оценки гудвилла, предлагаемые В.М. Елисеевым'4, не требуют использования среднеотраслевых показателей, поскольку основаны на сравнении фактических значений операционного дохода с проектным. В первом случае предлагается формула для расчета отрицательного гудвилла, в котором учтены моральный и экономический износ основных средств. В левериджном методе гудвилл приравнивается к приросту активов по сравнению с первоначальной (проектной) стоимостью активов предприятия: GW=AA . Прирост активов происходит за счет отклонения фактической рентабельности активов от проектной (среднеотраслевой) величины. Поэтому, несмотря на иной подход к составлению формулы (с использованием интегрального левериджа), по сути, происходит расчет по алгоритму избыточных прибылей.

Как указывают Г.Г. Азгальдов и H.H. Карпова15, в России существует экспертная система для расчета гудвилла статистическим методом, основанном на данных бухгалтерских балансов за три последних года функционирования предпри-

ятия. Гудвилл при этом рассчитывается автоматически с учетом более 120 показателей, характеризующих деятельность предприятия. Дать оценку результатам расчетов затруднительно по той причине, что не раскрывается принцип расчета гудвилла.

Обзор методов расчета гудвилла приводит к выводу, что результатом данных расчетов в большинстве случаев являются:

а) стоимость гудвилла как остаточной величины неосязаемых активов, не учтенных в балансах (метод избыточных прибылей, метод налоговой инспекции США, «метод практиков», левериджный метод);

б) стоимость товарного знака (методы Brand Finance и Interbrand)\

в) стоимость бизнеса или деловых активов (метод Б. Коласса);

г) моральный и экономический износ (квалиметрический метод).

Таким образом, все приведенные в обзоре методы расчета гудвилла применяются для его расчета (или его элементов) не приобретенных, а действующих компаний. Это свидетельствует о том, что экономистами внутренне созданный гудвилл рассматривается прежде всего как актив, ценность которого для компании очень велика, несмотря на то, что он не признается активом в бухгалтерском учете.

14 Елисеев В.М. Гудвилл: проблема оценки и отражения в отчетности// Вопросы оценки. — 2004 — № 1. — С. 31—37.

15 Азгальдов Г.Г., Карпова H.H. Оценка интеллектуальной собственности предприятий в современных условиях // Вопросы оценки. - 1999. — № 2. - С 7-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.