Общество: философия, история, культура. 2024. № 9. С. 51-57. Society: Philosophy, History, Culture. 2024. No. 9. P. 51-57.
Научная статья УДК 114:004.9(045) https://doi.org/10.24158/fik.2024.9.7
Оценка влияния процесса цифровизации и новейших технологий на структуру
профессионального пространства в современном информационном обществе
Павел Николаевич Аленин
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского, Саратов, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6059-6297
Аннотация. Цель исследования заключаются в изучении особенностей структуры профессионального пространства в современном информационном обществе. Используя системный подход, автор показывает динамику структуры профессионального пространства под воздействием современного общества в целом и процесса цифровизации в частности. Проанализированы новые алгоритмы взаимодействия субъектов профессионального пространства, которые возникают как результат использования новейших технологий. Интернет-пространство и мобильные телефоны упрощают коммуникацию между субъектами профессионального пространства, тем самым изменяя пространственные и темпоральные барьеры. Современный субъект становится более «свободным», что, в свою очередь, зачастую приводит к снижению эффективности его деятельности. Это происходит по причине появления новых субъектов пространства, которые становятся важными звеньями системы. Мультисубъектность современного профессионального пространства снижает значение «классического» субъекта-профессионала, ранее выступавшего его системообразующим элементом. Автор показывает, что новейшие технологии делают субъекта более мобильным, но при этом предъявляют новые требования. Индивид вынужден адаптироваться к этому, результатом чего являются конфликты как между специалистами, так и между поколениями.
Ключевые слова: профессиональное пространство, профессия, дистантность, феномен, информационное общество, мобильность, цифровой номадизм, цифровизация
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Аленин П.Н. Оценка влияния процесса цифровизации и новейших технологий на структуру профессионального пространства в современном информационном обществе // Общество: философия, история, культура. 2024. № 9. С. 51-57. https://doi.org/10.24158/fik.2024.9.7.
Original article
Assessing the Impact of Digitalization and Emerging Technologies on the Structure of Professional Spaces in the Modern Information Society
Pavel N. Alenin
Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6059-629
Abstract. This study aims to examine the characteristics of the structure of professional spaces in the modern information society. Using a systematic approach, the author highlights the dynamics of professional space structures influenced by the broader context of modern society and the specific process of digitalization. The analysis explores new algorithms of interaction among participants within the professional space, which arise as a result of adopting the latest technologies. The advent of internet technologies and mobile phones has simplified communication among these participants, altering spatial and temporal barriers. The modern professional becomes more "liberated", which often leads to reduced efficiency due to the emergence of new actors who become significant components within the system. The multiplicity of actors in the modern professional space diminishes the role of the "classical" professional, who previously served as a system-forming element of this space. The author argues that while new technologies increase the mobility of professionals, they also impose new demands. Individuals must adapt to these changes, leading to conflicts both among specialists and across different generations.
Keywords: professional space, profession, distance, phenomena, information society, mobility, technologically-mediated nomadicity, digitalization
Funding: Independent work.
For citation: Alenin, P.N. (2024) Assessing the Impact of Digitalization and Emerging Technologies on the Structure of Professional Spaces in the Modern Information Society. Society: Philosophy, History, Culture. (9), 51-57. Available from: doi:10.24158/fik.2024.9.7 (In Russian).
Под профессиональным пространством понимается форма взаимосвязи личности с миром профессий. Существенной характеристикой этого пространства выступает взаимовлияние его
© Аленин П.Н., 2024
ФИЛОСОФИЯ РН!ЬОЭОРНУ
векторов-координат: профессионального становления человека, непрерывного образования и мира профессий. Внешними факторами, оказывающими воздействие на профессиональное пространство, служат научно-технический прогресс, политические установки, социально-экономические процессы. Внутренними, в свою очередь, являются конфликты между смыслообразующими конструктами, формирование новых элементов и изменение структуры пространства. Профессиональное пространство как проекция пространства социального также обладает следующими структурными элементами: субъект, взаимоотношения субъектов, физические, обладающие значениями объекты, ценности.
Целью данной статьи является исследование влияния цифровизации и новейших технологий на динамику структуры профессионального пространства в современном обществе. С помощью социально-философского анализа необходимо определить характерные черты и особенности структуры профессионального пространства и оценить влияние на нее внешних и внутренних факторов.
Конструирование индивидом своего профессионального пространства начинается с самоопределения (Зуева, 2008: 46), которое происходит под воздействием множества факторов. Имеют место не только желания индивида, его способности, но и общественное мнение, транслируемое в СМИ. Более того, возможное следование семейным традициям (как часто бывает в семьях бывших интеллигентов: врачей, преподавателей) также является следствием влияния общественного мнения других временных этапов.
Профессиональное пространство раскрывается перед индивидом двояким образом. Конструируемую профессиональную реальность можно условно разделить на две сферы: физическое поле профессии и действия, без которых невозможно социальное поле профессии. Индивид, включающийся в профессию, принимает в жизненном пространстве «физические» характеристики деятельности: пространственную локализацию конкретного учреждения. К ним, помимо собственно здания и объектов манипуляции (рабочего стола, станка, компьютера), также относятся стереотипы поведения.
Физическое поле профессии является внешним по отношению к человеку, индивид взаимодействий экстернализует его составляющие, вписывает их значения в свой жизненный мир и по совместительству профессиональное пространство. Тогда в последнее неизбежно проникают идеи, ценности и тенденции других, смежных, областей человеческой жизни.
Профессия выступает в качестве дефицитного символического ресурса, который является объектом работы посвящения и источником законных форм действия и интерпретации. П. Бур-дье, настаивая на том, что профессия не более чем совокупность отношений между людьми, не учитывает то, как даже сконструированная профессия рассматривается индивидом (2001: 108). Бурдьезианский подход предлагает взгляд на профессию как на сконструированное социальными группами единство габитусов, которые управляются единым набором ценностей, определяющих символический капитал (Вои^еи, Wacquant, 1992: 92).
Профессиональное пространство взаимопроникает в сферы жизни, напрямую не связанные с выполнением какой-либо работы. Поэтому анализ профессионального пространства требует учета характеристик внешней среды, т. е. более обширного уровня общественного взаимодействия.
Благодаря этому в современном обществе структура профессионального пространства подвергается значительному изменению. Факторами, оказывающими влияние на этот процесс, являются глобализация, цифровизация и активное внедрение новейших технологий. Эти факторы воздействуют на все структурные элементы, составляющие современное профессиональное пространство. Субъекты, их связи и отношения усложняются, придавая тем самым этой структуре новый вид. Происходит размытие «классической» структуры, где в центре было ядро - субъект-профессионал, вокруг которого образовывались связи. В сегодняшнем социуме информация выступает основным ресурсом, оттесняя на второй план материальное производство. В рамках информационного общества более важным становится именно продвижение и реализация продукта, а не его производство. На первые роли выходят представители не классических профессий, а современных, таких как менеджеры, медиаторы, маркетологи и т. д. В рамках этих тенденций одним из важнейших индикаторов межсубъектных отношений становится дистантность. Развитие технологий и их активное внедрение ведет к увеличению дистанции между субъектами, при этом формируя новые черты и возможности данных отношений. Ценность ответственности за итоговый продукт размывается и заменяется распределенной ответственностью, когда успешность итогового продукта больше зависит не от самого производителя или потребителя, а именно от новых субъектов, которые создают позитивное информационное поле продукта.
Эпидемия COVID-19 послужила катализатором внедрения дистанционных форм как в процесс подготовки будущих профессионалов, так и в нашу повседневность. В ее рамках социаль-
Общество: философия, история, культура. 2024. № 9. С. 51-57. Society: Philosophy, History, Culture. 2024. No. 9. P. 51-57.
ные коммуникации индивида ограничены социальной дистанцией, что изменяет как профессиональное пространство индивида, так и социальное. Социальная дистанция как категория формулируется Г. Зиммелем, который считал, что увеличение или уменьшение дистанции в различных перспективах является одним из важнейших оснований формирования ценности. Благодаря дистанции можно проанализировать текущие социальные отношения в любом пространстве. Г. Зиммель, как и другие социальные философы, считает, что именно социальное дистанцирование создает не только порядок, но и социальную форму коммуникаций в социуме (1996: 412). Индивид попадает в новые условия жизни, к которым он вынужден адаптироваться, дистанция становится не ограничением, а преимуществом, так как можно осуществлять трудовую деятельность дистанционно. Современные технологии не только упрощают процесс дистанционной коммуникации, но и повышают ее эффективность. Интернет-пространство позволяет не только игнорировать расстояние между участниками коммуникации, но и практически мгновенно получать обратную связь. Для современного информационного общества, где на первое место вышла сфера услуг, это значительно увеличивает эффективность многих профессий.
Новейшие технологии создают более благоприятные условия для профессиональной деятельности человека, тем самым давая ему новые возможности в рамках профессии. Появление новых элементов формирует новые стратегии взаимодействия в рамках профессионального пространства. Благодаря процессу цифровизации появляются новые вызовы. Цифровизация быстро трансформировалась в явление социокультурное, самостоятельный культуротворческий феномен (Миронов, 2019: 184).
Технологии в современном обществе, особенно информационные и коммуникационные, являются неотъемлемой частью изменений, которые можно наблюдать в структурах занятости, организационных формах и профессиональной деятельности. Трудность анализа роли информационно-телекоммуникационных технологий, на которую указал Дж.М. Уайз, заключается в том, что они повсюду, но тем не менее практически неуловимы для исследователя. Цифровизация проникает во все сферы жизни, в том числе профессиональное пространство специалистов. Цифровые инструменты встраиваются в новые способы осуществления профессиональной деятельности, сотрудничества и общения в профессиональном пространстве. Число задач, выполняемых с помощью информационных систем, для многих рабочих функций значительно возросло, а появление интеллектуальных устройств существенно повлияло на рабочие процессы. Мобильные телефоны превратились из простых средств связи в интеллектуальные универсальные компьютеры (Jung, 2014: 301). Снижение барьеров в знаниях, распространение и доступность интеллектуальных устройств и приложений на потребительском рынке привели к буму смартфонов, широкополосного доступа в Интернет в домах и с мобильных телефонов (Leclercq-Vandelannoitte et al., 2014: 556). Для людей стало нормой носить с собой смартфоны, планшеты и ноутбуки почти везде, куда бы они ни пошли (Vodanovich et al., 2010: 711). Мобильные телефоны стали неотъемлемой частью повседневной жизни как необходимый предмет, компонент жизненного пространства личности. Исследователи полагают, что они выступают элементом личной цифровой идентичности современного пользователя. Персонализированное использование смартфонов подчеркивает их особый статус в личном и профессиональном пространстве, поскольку они недоступны для друзей, коллег и членов семьи. Более того, в последние годы наблюдается значительное расширение применения различных программных приложений, в частности социальных сетей.
В организационном контексте приложения социальных сетей часто становятся средством внутриорганизационного сотрудничества. Они являются идеальными инструментами формирования рабочих отношений для специалистов, которые заняты в интеллектуальной сфере 1 . Дж. Мур считает, что корпоративные информационные технологии находятся в состоянии фундаментальной трансформации от систем учета к системам взаимодействия2. Подобные системы открывают возможность более эффективного и тесного сотрудничества своих децентрализованных пользователей, что способствует конструированию профессионального пространства в организационном контексте. С. Воданович проводит демаркацию между повсеместными и традиционными информационными системами (Vodanovich et al., 2010: 721). В то время как традиционные системы имели ограниченный функционал, направленный на помощь в процессе повышения производительности организаций, вездесущие информационные системы поддерживают интерактивность и возможность подключения из любой точки - два фактора, которые, наряду с функциональностью, в современном информационного обществе оказывают колоссальное воздействие на профессиональное пространство специалиста в любой отрасли.
1 D'Arcy P. CIO strategies for consumerization: The future of enterprise mobile computing: Dell CIO Insight Series. 2011. P. 1-15.
2 Moore G. Systems of engagement and the future of enterprise IT - a sea change in enterprise IT: AIIM White Paper. Maryland, USA, 2011. P. 2.
Очевидно, что процессы глобальной цифровизации трансформируют профессиональное пространство специалистов. Сложные мобильные устройства позволяют выполнять интеллектуальную работу в любое время в любом месте (Davis, 2002: 73). В современном информационном обществе исчезает необходимость в фиксированных границах профессионального пространства в рамках организации, что на практике приводит к частичной или полной ликвидации традиционных офисов (Mulki et al., 2009: 64). Формирование пространственных и темпоральных барьеров профессионального пространства, особенно для специалистов, задействованных в сфере интеллектуальной деятельность, больше не связано с технологическими ограничениями. В исследовательской литературе все чаще возникают опасения по поводу человеческих возможностей в сравнении с искусственным интеллектом: «мы, возможно, вступаем в область, в которой человеческие слабости начинают замедлять прогресс цифровых технологий» (Tarafdar et al., 2015: 61). В связи с этим необходимо отметить, что трансформация профессионального пространства в условиях информационного общества может рассматриваться как вторая волна освобождения пользователей.
В литературе утверждается, что изменения профессионального пространства в области цифровых знаний связаны с новым типом генерации рабочей силы. Молодые поколения - иногда называемые аборигенами цифровых технологий - используют информационные системы иначе и чаще, чем старшие поколения. Американский писатель М. Пренски в 2001 г. предложил классификацию, включающую два типа пользователей - цифровых аборигенов и цифровых иммигрантов (Prensky, 2001: 2). В основе данного разделения лежит представление, что использование технологий аборигенами цифровых технологий значительно отличается от применения более старшими коллегами - цифровыми иммигрантами (Vodanovich et al., 2010: 722). Фактически вполне вероятно, что люди, родившиеся после 1994 г., с раннего возраста чаще подвергались воздействию интернет-технологий, а также более активно пользовались мобильными телефонами (Jones, Czer-niewicz, 2010: 318). В результате цифровых аборигенов часто называют высокограмотными, опытными и адаптивными в отношении применения технологий специалистами, формирующими персональное профессиональное пространство на базе информационных систем.
В исследовании американского профессора К. Ван указывается на невозможность строгой демаркации, проводимой между цифровыми аборигенами и цифровыми иммигрантами, поскольку континуум технологических знаний в значительной мере более точно и глубоко отражает их различия (Wang et al., 2013: 412). Вместо того чтобы группировать рабочую силу только по возрасту в качестве единого критерия, следует учитывать, что некоторые люди, вероятно, будут более сведущи в информационных технологиях в зависимости от их опыта. Таким образом, на вовлеченность пользователей в цифровую профессиональную деятельность влияют демографические, психологические, организационные и социальные факторы, т. е. возраст лишь один из многих аспектов. С течением времени способность пользователей выполнять эффективную работу на основе цифровых знаний будет меняться в зависимости от интенсивности использования технологий.
На формирование специфического профессионального пространства информационного общества влияют как внутренние процессы, так и внешние, например развитие медицины привело к увеличению продолжительности трудовой жизни специалистов до 65 лет и старше. В результате возникает уникальная ситуация межпоколенческого взаимодействия в условиях современного профессионального пространства, в котором четыре поколения осуществляют трудовую деятельность на цифровом рабочем месте. Сочетание группы цифровых аборигенов и более старших поколений открывает огромные возможности для передачи знаний в обоих направлениях. В свою очередь, неоднородность в отношении использования в профессиональной деятельности информационных технологий несет в себе потенциал конфликта между поколениями. Поскольку скорость технологических изменений является важным фактором, лежащим в основе различий между аборигенами и иммигрантами, это дает более молодым сотрудникам ощутимое преимущество в конкурентной борьбе на рынке труда, вынуждая работников старшего возраста постоянно повышать квалификацию в области цифровой компетентности, что может способствовать интеграции посредством эффективного пролонгированного обучения или формировать новый цифровой конфликт поколений (Wang et al., 2013: 412).
Возможность осуществлять профессиональную деятельность из любого места породила понятие мобильных работников, которые повлияли на расширение границ профессионального пространства или во многих случаях устранили разницу между «рабочим местом и местом, отличным от работы» (Arnold, 2003: 243). Другими словами, трудовая деятельность в определенных профессиональных контекстах может и часто должна быть отделена от стационарных условий (помещений, офисов) и осуществляться тогда и там, где это соответствует потребностям работников (Davis, 2002: 72). Фактически все большее внимание уделяется так называемому современному кочевничеству («цифровому номадизму»), предполагающему участие в трудовой деятельности в разных местах в
Общество: философия, история, культура. 2024. № 9. С. 51 -57. Society: Philosophy, History, Culture. 2024. No. 9. P. 51 -57.
зависимости от наличия ресурсов, необходимых для ее выполнения1. Ценность технологий в сфере профессионального пространства трансформировалась в постоянную связь с источниками рабочей информации без возможности ускользнуть, спрятаться. Культурные нормы профессионального общения изменились на менталитет «всегда на связи», поскольку взаимодействие между мобильными работниками может происходить независимо от места, в котором они находятся (Mazmanian et al., 2013: 1355). Достижение состояния продуктивности, которое поддерживает эффективность выполняемой работы, как и личное благополучие, требует от специалиста связующего выбора, т. е. свободного решения «если, когда и сколько подключаться» (Dery et al., 2014: 559).
Например, Н.М. Су и Г. Марк определяют кочевничество как крайнюю форму мобильной работы, которая осуществляется специалистами, постоянно находящимися в движении, обычно путешествующими на большие расстояния, работающим везде, где они находятся, и перевозящими с собой свои ресурсы, чтобы сформировать временное профессиональное пространство в любом месте и в любое время (Mark, Su, 2010: 313). С. Бин и Э. Айзенберг рассматривают кочевничество как «радикально новую форму работы», основанную на мобильности работников как внутри компании, так и за ее пределами, на безбумажных операциях (т. е. использовании цифровых ресурсов) и на интегрированных технологических платформах (Bean, Eisenberg, 2006: 221).
Пандемия COVID-19 привела к значительным изменениям в трудовой деятельности. Удаленная, мобильная работа, в частности работа на дому, стала единственным вариантом для многих организаций и их сотрудников. Благодаря новейшим технологиям пространственно-временные аспекты трудовой практики были радикально и эффективно преобразованы (New ways of working..., 2021). Последствием профилактических мероприятий в период пандемии стало стирание границ между работой, домом и путешествиями, что создает благоприятную ситуацию в обществе для «цифрового номадизма» (Ehn et al., 2022).
М. Арнольд в публикации 2003 г. указывал на возможные негативные последствия влияния мобильных технологий на профессиональное пространство работников, которые могут быть восприняты их пользователем «не как агент свободы, а как поводок» (Arnold, 2003: 249). Исследования показали, что роль цифровых технологий в трансформации профессионального пространства может носить парадоксальный характер: они, с одной стороны, обеспечивают гибкость и независимость, но с другой - создают ограничения и зависимости. Однако не вызывает сомнений, что появление мобильных и цифровых технологий как условия развития информационного общества является решающим фактором размывания границ между профессиональным и личным пространством: «Постоянная связь, обеспечиваемая информационными и коммуникационными технологиями, вторгается в личное пространство людей» (Ayyagari et al., 2011: 848). Тем не менее побочные эффекты трансформации профессионального пространства под воздействием информационных технологий могут носить и обратный характер: то значение, которое технологии приобрели в личном жизненном пространстве людей, естественным образом распространяется и на профессиональное пространство (Baskerville, 2011: 253). Перетекание между личным и профессиональным пространством привело к тому, что многие сотрудники больше не хотят применять различные устройства и приложения как для частной деятельности, так и для профессиональной. Таким образом, двойное использование не обязательно подразумевает задействование информационных технологий, находящихся в частной собственности, поскольку использование в частных целях устройств и приложений, предоставленных компаниями, в равной степени квалифицируется как двойное.
Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно влияния цифровизации и новейших технологий на структуру профессионального пространства.
1. Профессиональное пространство находится под воздействием информационных технологий как условия развития информационного общества, трансформируясь в глобальное сетевое профессиональное пространство, архитектоника которого опирается на постоянное взаимодействие действующих акторов.
2. Темпоральные и пространственные характеристики профессионального пространства более не привязаны к рабочему месту, что влечет за собой стирание фиксированных границ и смешение личного и профессионального пространства.
3. Неоднородность в использовании информационных технологий порождает неравенство среди агентов профессиональной деятельности. Возникают такие группы работников, как цифровые иммигранты и цифровые аборигены, которые находятся в непрерывном межпоколен-ческом взаимодействии, порождающем процесс обмена опытом использования цифровых инструментов, а также возможные потенциальные конфликты между специалистами.
1 Carvalho A.F.P. de Technologically-mediated nomadicity in academic settings: Tm-N as a dynamic and emergent process : Doctoral Thesis. Limerick, University of Limerick, 2013.
Список источников:
Бурдье П. Практический смысл / пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко ; отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб., 2001. 562 с.
Зиммель Г. О скрещении социальных кругов // Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М., 1996. С. 410-428.
Зуева Е.Н. Опасные профессии: конструирование профессиональной реальности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2008. № 1 (9). С. 46-48.
Миронов В.В. Цифровая пещера как возможный вектор развития культуры // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости : материалы XIX Междунар. Лихачевских науч. чтений / отв. ред. Я.Ф. Афанасьева. СПб., 2019. С. 183-186.
Arnold M. On the phenomenology of technology: The "Janus-faces" of mobile phones // Information and Organization. 2003. Vol. 13, no. 4. P. 231-256. https://doi.org/10.1016/S1471-7727(03)00013-7.
Ayyagari R., Grover V., Purvis R. Technostress: Technological antecedents and implications // MIS Quarterly. 2011. Vol. 35, no. 4. P. 831-858. https://doi.org/10.2307/41409963.
Baskerville R. Individual information systems as a research arena // European Journal of Information Systems. 2011. Vol. 20, no. 3. P. 251-254. https://doi.org/10.1057/ejis.2011.8.
Bean C.J., Eisenberg E.M. Employee sensemaking in the transition to nomadic work // Journal of Organizational Change Management. 2006. Vol. 19, no. 2. P. 210-222. https://doi.org/10.1108/09534810610648915.
Bourdieu P., Wacquant L. An invitation to reflexive sociology. Cambridge, 1992. 141 p.
Davis G.B. Anytime/anyplace computing and the future of knowledge work // Communications of the ACM. 2002. Vol. 45, no. 12. P. 67-73. https://doi.org/10.1145/585597.585617.
Dery K., Kolb D., MacCormick J. Working with connective flow: How smartphone use is evolving in practice // European Journal of Information Systems. 2014. Vol. 23. P. 558-570. https://doi.org/10.1057/ejis.2014.13.
Ehn K., Jorge A., Marques-Pita M. Digital nomads and the COVID-19 pandemic: Narratives about relocation in a time of lockdowns and reduced mobility // Social Media + Society. 2022. Vol. 8, no. 1. https://doi.org/10.1177/20563051221084958.
Jones C., Czerniewicz L. Describing or debunking? The net generation and digital natives // Journal of Computer Assisted Learning. 2010. Vol. 26, no. 5. P. 317-320. https://doi.org/10.1111/j.1365-2729.2010.00379.x.
Jung Y. What a smartphone is to me: Understanding user values in using smartphones // Information Systems Journal. 2014. Vol. 24, no. 4. P. 299-321. https://doi.org/10.1111/isj.12031.
Leclercq-Vandelannoitte A., Isaac H., Kalika M. Mobile information systems and organisational control: Beyond the panopticon metaphor? // European Journal of Information Systems. 2014. Vol. 11, no. 5. P. 543-557. https://doi.org/10.1057/ejis.2014.11.
Mark G., Su N.M. Making infrastructure visible for nomadic work // Pervasive and Mobile Computing. 2010. Vol. 6, no. 3. P. 312-323. https://doi.org/10.1016/j.pmcj.2009.12.004.
Mazmanian M., Orlikowski W.J., Yates J. The autonomy paradox: The implications of mobile email devices for knowledge professionals // Organization Science. 2013. Vol. 24, no. 5. P. 1337-1357. https://doi.org/10.1287/orsc.1120.0806.
Mulki J.P., Bardhi F., Lassk F.G., Nanavaty-Dahl J. Set up remote workers to thrive // MIT Sloan Management Review. 2009. Vol. 51. P. 63-69.
New ways of working (NWW): Workplace transformation in the digital age / J. Aroles, D. Cecez-Kecmanovic, K. Dale, S.F. Kingma, N. Mitev // Information and Organization. 2021. Vol. 31, no. 4. https://doi.org/10.1016/j.infoandorg.2021.100378.
Prensky M. Digital natives, digital immigrants. Pt 1 // On the Horizon. 2001. Vol. 9, no. 5. Р. 1-6. https://doi.org/10.1108/10748120110424816.
Tarafdar M., D'Arcy J., Turel O., Gupta A. The dark side of information technology // MIT Sloan Management Review. 2015. Vol. 56, no. 2. P. 61-70.
Vodanovich S., Sundaram D., Myers M.D. Digital natives and ubiquitous information systems // Information Systems Research. 2010. Vol. 21, no. 4. P. 711-723. https://doi.org/10.1287/isre.1100.0324.
Wang Q., Myers M.D., Sundaram D. Digital natives and digital immigrants - towards a model of digital fluency // Business and Information Systems Engineering. 2013. Vol. 5, no. 6. P. 409-419. https://doi.org/10.1007/s12599-013-0296-y.
References:
Arnold, M. (2003) On the phenomenology of technology: The "Janus-faces" of mobile phones. Information and Organization. 13 (4), 231-256. Available from: doi:10.1016/S1471-7727(03)00013-7.
Aroles, J., Cecez-Kecmanovic, D., Dale, K., Kingma, S.F. & Mitev, N. (2021) New ways of working (NWW): Workplace transformation in the digital age. Information and Organization. 31 (4). Available from: doi:10.1016/j.infoandorg.2021.100378.
Ayyagari, R., Grover, V. & Purvis, R. (2011) Technostress: Technological antecedents and implications. MIS Quarterly. 35 (4), 831-858. Available from: doi:10.2307/41409963.
Baskerville, R. (2011) Individual information systems as a research arena. European Journal of Information Systems. 20 (3), 251-254. Available from: doi:10.1057/ejis.2011.8.
Bean, C.J. & Eisenberg, E.M. (2006) Employee sensemaking in the transition to nomadic work. Journal of Organizational Change Management. 19 (2), 210-222. Available from: doi:10.1108/09534810610648915.
Bourdieu, P. & Wacquant, L. (1992) An invitation to reflexive sociology. Cambridge, Polity. Bourdieu, P. (2001) Practical reason. Saint Petersburg, Aleteia. (In Russian)
Davis, G.B. (2002) Anytime/anyplace computing and the future of knowledge work. Communications of the ACM. 45 (12), 67-73. Available from: doi:10.1145/585597.585617.
Dery, K., Kolb, D. & MacCormick, J. (2014) Working with connective flow: How smartphone use is evolving in practice. European Journal of Information Systems. 23, 558-570. Available from: doi:10.1057/ejis.2014.13.
Ehn, K., Jorge, A. & Marques-Pita, M. (2022) Digital nomads and the COVID-19 pandemic: Narratives about relocation in a time of lockdowns and reduced mobility. Social Media + Society. 8 (1). Available from: doi:10.1177/20563051221084958.
Jones, C. & Czerniewicz, L. (2010) Describing or debunking? The net generation and digital natives. Journal of Computer Assisted Learning. 26 (5), 317-320. Available from: doi:10.1111/j.1365-2729.2010.00379.x.
Jung, Y. (2014) What a smartphone is to me: Understanding user values in using smartphones. Information Systems Journal. 24 (4), 299-321. Available from: doi:10.1111/isj.12031.
Leclercq-Vandelannoitte, A., Isaac, H., & Kalika, M. (2014) Mobile information systems and organisational control: Beyond the panopticon metaphor? European Journal of Information Systems. 11 (5), 543-557. Available from: doi:10.1057/ejis.2014.11.
Общество: философия, история, культура. 2024. № 9. С. 51 -57. Society: Philosophy, History, Culture. 2024. No. 9. P. 51 -57.
Mark, G. & Su, N.M. (2010) Making infrastructure visible for nomadic work. Pervasive and Mobile Computing. 6 (3), 312-323. Available from: doi:10.1016/j.pmcj.2009.12.004.
Mazmanian, M., Orlikowski, W.J. & Yates, J. (2013) The autonomy paradox: The implications of mobile email devices for knowledge professionals. Organization Science. 24 (5), 1337-1357. Available from: doi:10.1287/orsc.1120.0806.
Mironov, V.V. (2019) Digital cave as a possible vector of cultural development. In: Afanasyev, Ya.F. (ed.) World development: Problems of predictability and controllability: Materials of the XIX International Likhachev scientific readings. Saint Petersburg, SPbGUP, 183-186. (In Russian)
Mulki, J.P., Bardhi, F., Lassk, F.G. & Nanavaty-Dahl, J. (2009) Set up remote workers to thrive. MIT Sloan Management Review. 51, 63-69.
Prensky, M. (2001) Digital natives, digital immigrants. Pt 1. On the Horizon. 9 (5), 1-6. Available from: doi:10.1108/10748120110424816.
Simmel, G. (1996) The intersection of social circles. In: Simmel, G. Selected. Vol. 2. Contemplation of life. Moscow, Jurist, 410-428. (In Russian)
Tarafdar, M., D'Arcy, J., Turel, O. & Gupta, A. (2015) The dark side of information technology. MIT Sloan Management Review. 56 (2), 61-70.
Vodanovich, S., Sundaram, D. & Myers, M.D. (2010) Digital natives and ubiquitous information systems. Information Systems Research. 21 (4), 711-723. Available from: doi:10.1287/isre.1100.0324.
Wang, Q., Myers, M.D. & Sundaram, D. (2013) Digital natives and digital immigrants - towards a model of digital fluency. Business and Information Systems Engineering. 5 (6), 409-419. Available from: doi:10.1007/s12599-013-0296-y.
Zueva E.N. (2008) Dangerous professions: Designing of a professional reality. Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences. (1), 46-48. (In Russian)
Информация об авторе П.Н. Аленин - старший преподаватель кафедры философии, гуманитарных наук и психологии Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского, Саратов, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=796654
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author P.N. Alenin - Senior Lecturer at the Department of Philosophy, Humanities and Psychology, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky, Saratov, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=796654
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.07.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.08.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 17.09.2024.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.