© КУЧМА В.Р., ТКАЧУК Е.А., 2015 УДК 613.954:373.2]:681.3
Кучма В.Р.1, Ткачук Е.А.2
ОЦЕНКА ВЛИяНИя НА ДЕТЕЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИя И ВОСПИТАНИя В
современных условиях
'Научный центр здоровья детей, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1; 2Иркутский институт повышения квалификации работников образования, 664007, Иркутск, ул. Красноказачья, 10а
Представлены данные гигиенической оценки информатизации обучения и воспитания детей с использованием индекса информатизации в одном дошкольном учреждении в разные периоды времени (доинформационный и информационный). Под наблюдением находились 211 детей в возрасте от 5,5 до 6,5 года одного и того же дошкольного учреждения Иркутска. Установлено, что в информационный период у детей выявлен повышенный агрессивный фон и немотивированные страхи «вне дома», увеличение скорости и снижение качества обработки информации, снижение адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам. Анализ заболеваемости выявил более высокий ее уровень в информационном периоде (1796,5% против 1295,9%о). Авторы полагают, что информатизация образования становится важнейшим условием учебно-познавательного процесса и обусловливает трансформацию структуры норм, целей образования, изменение содержания, технологий, правил обучения, что необходимо сопровождать изменением гигиенических подходов к образованию и оптимизацией образовательной деятельности.
Ключевые слова: дети; информатизация; обучение; режим дня; работоспособность; адаптация; здоровье; физическое развитие; оптимизация учебной деятельности.
Для цитирования: Российский педиатрический журнал. 2015; 18 (6): 20-24.
Kuchma V.R.1, Tkachuk Е.А.2
ASSESSMENT OF THE IMPACT OF THE INFORMATIZATION OF BOTH EDUCATION AND TRAINING ON CHILDREN IN MODERN CONDITIONS
1 Scientific Centre of Child Healthcare, 2, building 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991 2Irkutsk Institute of Teacher Training, 10a, Krasnokazachya Str., Russian Federation, 664007
There are presented data of the hygienic assessment of informatization of education and training of children with the use of index of the informatization in a one pre-school institution during different period of time (pre-informational and informational period). Under observation there were 211 children at the age from 5.5 till 6.5 years, from the same pre-school institution of the city of Irkutsk. During the informational period the in children the elevated aggressive background and unmotivated fears «out-of-doors», the increasing the speed and reducing the quality of information processing, decline in the adaptation of the cardiovascular system to physical exertion were established to be revealed. The analysis of the morbidity rate revealed its more higher level in the informational period (1796,5 %% against 1295,9 %oo).The authors believe that the informatization of education becomes the most essential condition of the educational-gnostical process and stipulates the transformation of the structure of the rates, the purposes of education, a change in the content, technologies, learning rules, that must be accompanied by as well a change in hygiene approaches to education as optimization of educational activities.
Key words: children; informatization;education; day regimen; performance capability; adaptation; health; physical development; optimization of educational activities.
citation: Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal. 2015; 18(6): 20-24. (In Russ.)
For correspondence: TkachukE.A.; e-mail: zdorowie38@gmail.com
Received 29.05.15
мечаются изменения структуры ценностей и моделей поведения (например, «клиповое поведение»), особенно в формировании здорового образа жизни [4-7], что объясняют несоответствием между технологиями обучения и механизмами восприятия информации учащимися [8, 9]. Поэтому необходимы не только новые педагогические технологии, но и современные здоровьесберегающие подходы к организации образовательного процесса в условиях его интенсификации. В связи с этим нами проведена оценка влияния информатизации на состояние здоровья учащихся.
Материалы и методы
Обследовано 211 детей в возрасте от 5,5 до 6,5 года. Для изучения факторов информатизации были
В
современных условиях наблюдается качественное ухудшение состояния здоровья детей, сокращение продолжительности периода формирования «школьной патологии», увеличение ее распространенности за время пребывания в образовательных учреждениях. В России лишь 10% учащихся могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональные отклонения, 40% - хронические болезни [1-3].
В условиях всеобщей информатизации общества и снижения уровня здоровья детского населения от-
Для корреспонденции: Ткачук Елена Анатольевна, канд. мед. наук, доцент, зав. каф. охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности и физической культуры ГАУ ДПО Иркутской области «Иркутский институт повышения квалификации работников образования»; е-таП: zdorowie38@gmail.com
Кучма В.Р, Ткачук Е.А.
Таблица 1 Использование средств информатизации (СИ) современными дошкольниками
Вид средства информатизации Время использования СИ в сутки, ч Уровень информатизации по каждому СИ, %
Сотовый телефон 0,05±0,01 0,2±0,03
Компьютер 0,3±0,02 1,2±0,11
Игровая приставка 0,1±0,004 0,5±0,2
Другие СИ (в том числе электронная доска) 0,3±0,001 1,05±0,01
Итоговый показатель (индекс информатизации) 0,72±0,04 3,01±0,2
Таблица 2 Показатели серий в тесте Равенна у дошкольников, баллы
Серия прогрессивной таблицы Равенна Доинформаци-онный период Информационный период
Серия А 9,6±0,3* 6,6±0,4
Серия В 7,1±0,3 7,3±03
Серия С 4,7±0,2 5,2±0,2
Серия Б 2,6±0,2 2,8±0,2
Серия Е 0,7±0,2 1,1±0,2
Общая сумма баллов 24,7±0,6 23,1±0,7
П р и м еч ан и е. * - значения статистически значимо различаются (р < 0,05).
сформированы 2 группы дошкольников (с разным уровнем информатизации). Дети были обследованы в одном и том же дошкольном учреждении, в разные временные периоды. 1-ю группу составили 98 детей, посещавших детский сад в 1998-1999 гг. (доинфор-мационный период), 2-ю группу - 113 дошкольников, посещавших детский сад в 2012-2013 гг. (информационный период).
Уровень информатизации детей определяли в процентах по формуле: I = t/24 • 100%, где I -уровень информатизации; t - время использования средств информатизации в часах в течение суток [10].
Были определены гигиенические условия пребывания детей, режим образовательной деятельности, особенности поведения детей, физическое развитие и гигиенические особенности питания [11].
Физическое развитие детей оценивалось по основным антропометрическим показателям по таблицам непараметрического (центильного) типа [11].
Для оценки нервно-психического статуса детей были использованы психометрические шкалы и данные интервьюирования родителей и педагогов [12]. Функциональное состояние растущего организма оценивали по данным исследования работоспособности и оценки адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения [13]. Сбор информации о среднегодовой заболеваемости проводился путем выкопировки первичной информации из медицинской карты ребенка ф. № 26-у00.
Работа одобрена локальным комитетом по биомедицинской этике. Исследования проводились с письменного согласия законных представителей детей.
Полученные данные обработаны статистически с помощью пакета Statistica Base 10 for Windows. Анализ статистической значимости различий качественных признаков осуществляли с помощью критерия X2. Оценка зависимости между двумя переменными проводилась с применением коэффициента корреляции Спирмена. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали равным 0,05.
Результаты и обсуждение
Гигиенические условия пребывания детей в до-информационном и информационном периодах в дошкольном учреждении были идентичными и различались только по фактору информатизации.
На основании изучения режима дня и отдыха детей была сформирована анкета «Использование средств информатизации» в течение суток.
Проведенные исследования показали, что в 20102013 гг. уровень информатизации дошкольников составил 3,01±0,2%, или 0,72 ч. В доинформационном периоде средства информатизации не использовались, поэтому уровень информатизации в данный период составил 0.
Показательпродуктивности умственной работоспособности дошкольников в 1998-1999 и 2012-2013 гг. статистически значимо не различался. Несмотря на это, в обеих группах отмечается статистически значимое увеличение количества ошибок и количества
25
20-
15-
10-
I —— — |
Дезинформационный Информационный период период
¡ЩЦ Количество просмотренных строк, с
;; Количество ошибок, с1 ЦЦ Показатель продуктивности, О
Рис. 1. Показатели умственной работоспособности по Анфимову дошкольников.
%
1 !
1
Дезинформационный Информационный период период
: ■: | Средний уровень интеллекта Интеллект ниже среднего
Рис. 2. Уровни интеллектуального развития дошкольников, %.
просмотренных строк (р < 0,05). Количество ошибок увеличилось в 7,5 раза (р < 0,05) (рис. 1).
Изучение уровней интеллекта (в тесте Равенна) среди дошкольников в различные временные периоды показало снижение на современном этапе количества детей со средним уровнем интеллекта и увеличение числа детей с интеллектом ниже среднего. Так, средний уровень интеллекта был выявлен у 58,4% обследованных 1-й группы, во 2-й группе - только у 46,7%. Интеллект ниже среднего имели 41,6% детей 1-й группы и 53,3% детей 2-й группы.
На рис. 2 показаны тенденции изменения интеллектуального потенциала дошкольников.
При подсчете количества выполненных заданий показано, что в доинформационном периоде дети вы-
полнили 41,1±1,1% предложенных заданий (в исчислении в баллах это составило 24,7±0,6 балла), в информационном периоде дети выполнили 38,5±1,1% заданий, что составило 23,1±0,7 балла. Различия статистически значимыми не были.
Подсчет результатов тестирования по сериям показал значимые различия по серии А (табл. 2), что свидетельствует о снижении уровня внимательности, воображения и уровня визуального различия (дискриминации) у детей в информационном периоде (9,6±0,3 балла в доинформационном периоде против 6,6±0,4 балла в информационном периоде) (р < 0,05).
При изучении тревожности дошкольников выявлено статически значимое возрастание как общей тревожности, так и практически всех (кроме школьной тревожности) шкальных оценок тревожности (р < 0,05).
Среди шкальных факторов тревожности более изменчивой оказалась магическая тревожность, которая возросла почти в 2 раза на современном этапе (р < 0,05). Межличностная и самооценочная тревожность статистически значимо возросла почти в 1,5 раза (р < 0,05).
Использование методики проективной диагностики тревожности по А.М.Прихожан (с использованием ситуативных картинок), дополненной социометрическими исследованиями позволило выявить закономерности в структуре взаимосвязей тревожности у дошкольников, особенно ее место в структуре семейных отношений по всей выборке. Корреляционный анализ показал что у детей 1-й группы в доинформационном периоде тревожность имеет более тесную связь с показателями, отражающими семейное неблагополучие. Однако адаптационные механизмы позволили детям 1-й группы в доинфор-мационном периоде контролировать свои поступки
Таблица 3
Средние показатели тревожности среди дошкольников (М± т)
Фактор тревожности Общий показатель
доинформаци-онный период информационный период
Школьная тревожность, стены 3,9±0,3 4,1±0,4
Самооценочная тревожность, стены 3,3±0,3 4,6±0,4*
Межличностная тревожность, стены 3,2±0,3 4,6±0,4*
Магическая тревожность, стены 3,4±0,3 6,9±0,4*
Общая тревожность, баллы 46,5±0,3 57,4±0,3*
П р и м е ч а н и е. * - значения статистически значимо различаются между 1-й и 2-й группой.
Таблица 4 Показатели характера сна, бодрствования и индивидуальных особенностей дошкольников, %
Показатель Доинформаци-онный период Информационный период
Хорошо засыпает 85,1 66,7
Плохо засыпает 14,9 33,3*
Глубокий сон 81,2 18,7*
Поверхностный сон 18,9 81,3*
Активные дети 54,5 64,0
Раздражительное настроение 5,9 16,0*
Расторможенные дети 15,8 19,8*
Дети с признаками жестокости 8,9 24,0*
Агрессивные дети 7,9 37,3*
П р и м е ч ан и е.* - значения статистически значимо различаются (р < 0,05).
Кучма В.Р, Ткачук Е.А.
(г = 0,52). У детей 2-й группы (информационный период) были выявлены слабые отрицательные связи тревожности с показателями семейного неблагополучия (ревность к сиблингам: г = -0,28; ревность к родителям: г = 0,156). В исследуемой группе отмечается прямая связь тревожности и самооценки (г = 0,55). В то время как в доинформационном периоде выявлена отрицательная связь тревожности и самооценки (г = -0,52).
Таким образом, у детей обеих групп выявлено преобладание нормального и повышенного уровня тревожности. При этом в доинформационном периоде ведущим механизмом формирования тревожности были неблагоприятные для ребенка семейные отношения и обстановка в семье, уровень эмоциональных связей и стиль воспитания, причем эти дети оказались более адаптированными. В информационном периоде у детей были выявлены повышенный агрессивный фон и немотивированные страхи "вне дома".
Путем анкетирования родителей и воспитателей нами был изучен режим воспитательной деятельности ребенка. Вопросы были сгруппированы по показателям сна, бодрствования, настроения, аппетита и характера дошкольников. Исследование детей в 2012-2013 гг. было проведено по аналогичной анкете.
Анализ индивидуальных особенностей свидетельствует о тенденции к «расторможенности» детей в 2012-2013 гг. (р < 0,05). Особенно выражены агрессивные индивидуальные особенности характера детей в информационном периоде (р < 0,05), а также преобладание детей с признаками жестокости (тенденция особенно выражена среди мальчиков) (р < 0,05) (табл. 4).
Полученные данные указывают, что на современном этапе отмечается тенденция к расторможенно-сти, агрессивности, жестокости и гиперактивности.
Отмечено ослабление деятельности сердечнососудистой системы в информационном периоде 16,5±0,4 ед. (р < 0,05) у дошкольников.
На фоне изменившихся показателей функционального состояния было выявлено увеличение общей заболеваемости дошкольников на современном этапе - 1796,5%о против 1295,9%о в 1998-1999 гг.
Гипотеза, что информатизация общества является объективной реальностью и оказывает существенное влияние на все сферы деятельности общества [14], в том числе здоровье детей, подтверждена в нашем исследовании. Информатизацияобразованиястановится самостоятельным условием учебно-познавательного процесса и обусловливает трансформацию структуры норм, целей образования, изменение содержания, технологий, правил обучения, что необходимо сопровождать изменением гигиенических подходов к образованию [15].
Впервые установлены изменения механизмов формирования тревожности у детей на фоне роста информатизация. В доинформатизационном периоде основным механизмом формирования тревожности являлись неблагоприятные для ребенка семейные отношения, уровень эмоциональных связей и стиль воспитания. В
современных условиях выявлены повышенный агрессивный фон и немотивированные страхи «вне дома», что влияет на нервно-психический статус детей.
Сформулированы основные направления оптимизации напряженности образовательной деятельности (обеспечение оптимального уровня информатизации обучения и воспитания, выполнение современных гигиенических рекомендаций по режиму учебной, физкультурно-оздоровительной деятельности, отдыху и сну детей).
Таким образом, гигиеническая оценка влияния информатизации обучения и воспитания должна базироваться на реальном времени вовлечения детей в процесс информатизации с определением индекса информатизации. При этом умственная работоспособность детей дошкольного возраста характеризуется увеличением числа просмотренных строк и количества сделанных ошибок в 1,8 и 7,5 раза соответственно. Сравнительный анализ тревожности детей дошкольного возраста свидетельствует об изменениях механизмов ее формирования. В современных условиях выявлен повышенный агрессивный фон и немотивированные страхи «вне дома», что влияет на нервно-психический статус детей. Изучение особенностей поведения детей-дошкольников выявило достоверное увеличение в 2,7 раза распространенности раздражительного настроения у детей в 2012-2013 гг. Увеличилось количество детей с признаками жестокости, особенно среди мальчиков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучма В.Р., Степанова М.И. Инновационные процессы школьного образования: гигиенические аспекты. Вопросы современной педиатрии. 2006; 5: 21-5.
2. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П.; 2011.
3. Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Ямпольская Ю.А. , Бережков Л.Ф. и др. Методические подходы к оценке динамики патологических процессов у школьников по данным профилактических осмотров. Вестник РАМН. 2009; 5: 47-51.
4. Савкина Т.О., Слободская Е.Р. Взаимосвязь между использованием компьютера и психическим здоровьем подростков. Бюллетень СО РАМН. 2010; 4: 19-24.
5. Byun S., Ruffini С. , Mills J. et al Internet addiction: A quantitative meta-synthesis of 1996-2006 research. Cyber. Psychol. Behav. 2008; 12 (2): 203-7.
6. Мухина С.Н. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков двигательной сферы дошкольников на этапе подготовки к школе. Коррекционно-развивающее образование. 2011; 3: 49-59.
7. Valkenburg P.M., Peter J. Social consequences of the Internet for adolescents. A decade of research. Curr. Direct. Psychol. Sci. 2009; 18 (1): 1-5.
8. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ; 2008.
9. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. В кн.: Психология человека в современном мире: Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна. Т. 5: Личность и группа в условиях социальных изменений. М.: Институт психологии РАН; 2009: 110-2.
10. Гиренок Ф.И. Философия антропологии. Философский факультет МГУ; 2009. Available at: http://filosfak.ru/lekz. (Дата обращения: 12.01.2013).
11. Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка напряженности учебного труда обучающихся: Методические рекомендации. М.; 2014.
12. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.
13. Прихожан А.М. Проективная методика для диагностики школьной тревожности. В кн.: Диагностика эмоционально-нравственного развития / Под ред. И.Б. Дерманова. СПб.; 2002: 47-60.
14. Гончаров В.Н. Информатизация образования современного общества: социально-антропологический аспект. Фундаментальные исследования. 2009; 1: 87-8.
REFERENCES
1. Kuchma V.R., Stepanova M.I. Innovative processes of schooling: hygienic aspects. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2006; 5: 21-5. (in Russian)
2. Furmanov I.A. Children's Aggressiveness: Psychological Testing and Correction. [Detskaya agressivnost': psikhodiagnostika i kor-rektsiya]. Minsk: Il'in V.P.; 2011. (in Russian)
3. Rapoport I.K., Chubarovskiy V.V., Yampol'skaya Yu.A., Berezhkov L.F. et al. Methodological approaches to assessing the dynamics of pathological processes in schoolchildren according checkups. Vest-nikRAMN. 2009; 5: 47-51. (in Russian)
4. Savkina Т.О., Slobodskaya E.R. The relationship between computer use and adolescent mental health. Byulleten' SO RAMN. 2010; 4: 19-24. (in Russian)
5. Byun S., Ruffini C , Mills J. et al. Internet addiction: A quantitative meta-synthesis of 1996-2006 research. Cyber. Psychol. Behav. 2008; 12 (2): 203-7. (in Russian)
6. Mukhina S.N. Prevention, diagnosis and correction of deficiencies motor areas of preschool children in preparation for school. Korrekt-sionno-razvivayushchee obrazovanie. 2011; 3: 49-59. (in Russian)
7. Valkenburg P.M., Peter J. Social consequences of the Internet for adolescents. A decade of research. Curr. Direct. Psychol. Sci. 2009; 18 (1): 1-5.
8. Toffler E. Future Shock. [Shok budushchego]. Moscow: AST; 2008. (in Russian)
9. Azarenok N.V. Klipovoy consciousness and its influence on human psychology in the modern world. In: [Psikhologiya cheloveka v sovremennom mire: Materialy Vserossiyskoy yubileynoy nauch-noy konferentsii, posvyashchennoy 120-letiyu so dnya rozhdeniya S.L. Rubinshteyna. T. 5. Lichnost' i gruppa v usloviyah .social 'nykh izmeneniy]. Moscow: Institut psikhologii RAN; 2009: 110-2. (in Russian)
10. Girenok F.I. Philosophy of Anthropology. [Filosofiya antropologii]. Filosofskiy fakul'tet MGU; 2009. Available at: http://filosfak.ru/lekz. (12.01.2013). (in Russian)
11. Kuchma V.R., Efimov N.V., Tkachuk E.A. Hygienic Estimation Tension Academic Work of Students: Guidelines. Moscow; 2014. (in Russian)
12. Kuchma V.R. Health of Children and Adolescents: The Textbook. Moscow: GEoTAR-Media; 2008. (in Russian)
13. Prikhozhan A.M. Projective techniques for the diagnosis of school anxiety. In: Diagnostics Emotional and Moral Development. Ed. I.B. Dermanov. St. Petersburg; 2002: 47-60. (in Russian)
14. Goncharov V.N. Informatization of education in modern society: socio-anthropological aspect. Fundamental'nye issledovaniya. 2009; 1: 87-8. (in Russian)
Поступила 29.05.15
Сведения об авторах:
Кучма Владислав Ремироеич, доктор мед. наук, проф., член-корреспондент РАН, заместитель директора ФГБНУ НЦЗД по научной работе, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД, 105064, Москва, Малый Казенный пер., д. 5, стр. 5, e-mail:vrkuchma@mail.ru
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.956:316.6-053.6
Кубаное А.А.1'2, Рюмин Д.В.2, Соболева Е.А.1
ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ БЕСПРИЗОРНЫХ И БЕЗНАДЗОРНЫХ ПОДРОСТКОВ (ПО ДАННЫМ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ)
Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России, 125993, г. Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1; 2Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии Минздрава России, 107076, г. Москва, ул. Короленко, д. 3, стр. 6
Представлены данные анализа амбулаторных карт беспризорных и безнадзорных подростков (61 подросток), обратившихся за медицинской помощью в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие». В момент обращения возраст пациентов варьировал от 15 до 18 лет, мальчиков было 16, девочек - 45. Установлено, что беспризорные и безнадзорные подростки курят более, чем в 70% случаев, причем девочки-подростки курят в 2,9 раза чаще, чем мальчики, преимущественно в возрасте 13-14 лет, выкуривая по 5-10 и более сигарет в день. Почти 75% беспризорных и безнадзорных подростков употребляют алкоголь, причем каждый 2-й подросток им злоупотреблял. Выявлено раннее начало половой жизни у беспризорных девочек по сравнению с мальчиками. Беспризорные подростки обоего пола предпочитали в основном генитальные контакты. Определено наличие у девочек большей медицинской и гигиенической информированности об инфекциях, передающихся половым путем, чем у мальчиков. Обсуждаются мероприятия по профилактике девиантного поведения, особенно необходимые для беспризорных и безнадзорных подростков.
Ключевые слова: беспризорные; безнадзорные; несовершеннолетние; девиантность; подростки; табакокурение; алкоголь; сексуальные контакты; профилактика девиантного поведения.
Для цитирования: Российский педиатрический журнал. 2015; 18(6): 24-27.
Для корреспонденции: Кубаное Алексей Алексеевич, доктор мед. наук, проф., зав. каф. дерматовенерологии, микологии и косметологии РМАПО Минздрава России, заместитель директора по научной работе ФГБУ «Государственный научный центр дерматовенерологии и косметологии» Минздрава России; e-mail: alex@cnikvi.ru