Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания'

Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
528
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / PRESCHOOL CHILDREN / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / INFORMATIZATION AND INTENSIFICATION OF EDUCATION/TEACHING AND UP-BRINGING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма В. Р., Ткачук Елена Анатольевна

За последнее десятилетие произошло качественное ухудшение состояния здоровья детей, отмечен рост уровня агрессии и агрессивности детей, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с признаками двигательной расторможенности в различных ее формах и проявлениях. В исследовании на примере образовательных учреждений г. Иркутска проведена оценка влияния интенсификации и информатизации образования и воспитания. Предложена гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания с использованием индекса уровня информатизации. Установлено, что у детей дошкольного возраста в информационный период умственная работоспособность характеризуется увеличением скорости и снижением качества обработки информации, преобладает повышенный агрессивный фон и немотивированные страхи «вне дома», снижены показатели коэффициента выносливости сердечно-сосудистой системы, отмечены более высокие уровни заболеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic assessment of informatization of education and up-bringing

During the last decade the quality of children’s health declined, the level of children’s aggression and aggressiveness increased. The consistent trend to increasing the quantity of children with the signs of motor disinhibition in different forms and manifestations was noted. In a study on the example of educational institutions of Irkutsk there was made an assessment of the impact of the intensification and informatization of education and up-bringing with the use of the index of the level of informatization. In preschool children over the information period mental performance was found to be characterized by an increase in the speed and decline in the quality of information processing, there are dominated increased aggressive background and unmotivated fears "out home", there are reduced values of endurance ratio of the cardiovascular system, higher levels of morbidity rate were noted. There was proposed a hygienic assessment of informatization of education and up-bringing with the use of the index of the level of informatization.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания»

О КУЧМА В.Р., ТКАЧУК Е.А., 2015 УДК 613.95:373.1/.3]:681.32

Кучма В.Р.1, Ткачук Е.А.2

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

'НИИ гигиены детей и подростков ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава РФ, 105064, Москва; 2ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» Минобразования РФ, 664007, Иркутск

За последнее десятилетие произошло качественное ухудшение состояния здоровья детей, отмечен рост уровня агрессии и агрессивности детей, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с признаками двигательной расторможенности в различных ее формах и проявлениях. В исследовании на примере образовательных учреждений г. Иркутска проведена оценка влияния интенсификации и информатизации образования и воспитания. Предложена гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания с использованием индекса уровня информатизации. Установлено, что у детей дошкольного возраста в информационный период умственная работоспособность характеризуется увеличением скорости и снижением качества обработки информации, преобладает повышенный агрессивный фон и немотивированные страхи «вне дома», снижены показатели коэффициента выносливости сердечно-сосудистой системы, отмечены более высокие уровни заболеваемости.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста и младшего школьного возраста; информатизация и интенсификация образования и воспитания.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(7): 16-20.

Kuchma V. R.1, Tkachuk E. A.2 HYGIENIC ASSESSMENT OF INFORMATIZATION OF EDUCATION AND UP-BRINGING

1 Research Institute of Hygiene and Children's and Adolescents 'Health protection ofthe "Scientific Center ofChildren's Health", Moscow, Russian Federation, 105064;2 Irkutsk Institute of Educators Training, Irkutsk, Russian Federation, 664007

During the last decade the quality of children's health declined, the level of children's aggression and aggressiveness increased. The consistent trend to increasing the quantity of children with the signs of motor disinhibition in different forms and manifestations was noted. In a study on the example of educational institutions of Irkutsk there was made an assessment of the impact of the intensification and informatization of education and up-bringing with the use of the index of the level of informatization. In preschool children over the information period mental performance was found to be characterized by an increase in the speed and decline in the quality of information processing, there are dominated increased aggressive background and unmotivated fears "out home", there are reduced values of endurance ratio of the cardiovascular system, higher levels of morbidity rate were noted. There was proposed a hygienic assessment of informatization of education and up-bringing with the use of the index of the level of informatization.

Key words: preschool children; primary school children; informatization and intensification of education/teaching and up-bringing.

For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(7): 16-20. (In Russ.)

For correspondence: Elena A. Tkachuk, е-mail: zdorowie38@gmail.com

Received 19.03.15

За последнее десятилетие произошло качественное ухудшение состояния здоровья детей, сокращение продолжительности формирования «школьной патологии», увеличение ее распространенности за время пребывания в образовательных учреждениях. Так, в настоящий момент в России лишь 10 % учащихся могут считаться здоровыми, 50 % имеют морфофункциональные отклонения, 40 % - хронические болезни [1].

Отмечается рост уровня агрессии и агрессивности детей [2], показана взаимосвязь между объемом использования компьютера и Интернета и проблемами психического здоровья [3, 4], увеличением числа детей с проблемами поведения, гиперактивностью, невнимательностью [5]. Отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с признаками двигательной растор-моженности в различных ее формах и проявлениях [6].

Появление такого нового гигиенического фактора, как информатизация, требует разработки новых гигиенических подходов к организации образовательного процесса с учетом неизбежного его влияния.

Для корреспонденции: Ткачук Елена Анатольевна; zdorowie38@gmail.com.

Целью исследования явилась оценка влияния интенсификации и информатизации образования и воспитания на состояние здоровья детей дошкольного возраста.

Материалы и методы

Исследование проведено методом естественного гигиенического эксперимента, включающего три этапа. На первом этапе были сформированы 2 группы детей: в доинформационный (1998-1999 гг.) и информационный (2012-2013 гг.) периоды. Были изучены показатели здоровья и развития детей. Формирование групп осуществлялось сплошным методом, однако из группы детей, отобранных для исследования, были исключены дети с выраженными и высокими уровнями стигматизации, уровнями факторов риска в онтогенезе, биологического (в том числе дети с выраженным и высоким индексом отягощенности генеалогического анамнеза) и социального анамнезов, часто болеющие дети. На втором этапе изучались гигиенические факторы дошкольного учреждения, уровни информатизации. На третьем этапе проводилась гигиеническая оценка влияния информатизации на физическое и нервно-психическое развитие, функциональные возможности, работоспособность,

состояние здоровья и разработка рекомендаций по их оптимизации. Всего под наблюдением находилось 211 детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет. В доинформационном периоде (I группа) 98 детей; в информационном периоде (II группа) 113 детей.

Были изучены уровни информатизации, гигиенические условия образовательных учреждений и показатели оценки состояния здоровья детей (социальный, биологический, генеалогический анамнез, физическое, нервно-психическое развитие, функциональное состояние, среднегодовая заболеваемость).

Уровень информатизации изучали по количеству часов использования средств информатизации в сутки каждым ребенком (анкетирование и опрос).

Гигиенические условия образовательных учреждений оценивались на предмет их соответствия гигиеническим регламентам СанПиН (СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»). Были изучены гигиенические условия пребывания детей (освещение, воздушно-тепловой режим, электромагнитное излучение), гигиенические факторы организации образовательного процесса (режим учебной деятельности детей).

При проведении гигиенических исследований и измерений были использованы приборы и аппаратура испытательной лаборатории ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России (Аттестат аккредитации № РОСС. RU.0001.516372).

Физическое развитие детей оценивалось по основным антропометрическим показателям (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки). Оценка данных осуществлялась по таблицам непараметрического (центильного) типа. Для выявления детей с избытком и недостатком массы тела использовали индекс массы тела (BMI), его оценка проводилась по процентильным таблицам [7].

При оценке нервно-психического статуса проведены исследования с помощью шкалы личной тревожности и страхов по А.М. Прихожан [8], теста Филлипса, показателей интеллектуального развития (тест Равена), показателей оценочной шкалы на гиперактивность [7], путем интервьюирования родителей и педагогов с целью сбора сведений о гиперактивности детей, а также наблюдения за особенностями режима дня, характера и поведения детей.

Уровень функционального состояния оценивался по данным врачебного осмотра, на основании анализа поведения (методом социометрии), исследования работоспособности с помощью корректурных таблиц В.Я. Анфимова, пробы Мартине-Кушелевского, показателей состояния сердечно-сосудистой с помощью коэффициента выносливости (KB), оценки адаптационного потенциала (АП) системы кровообращения по методике Р.М. Баевского и соавт. (1984) в модификации П.А. Фи-леши (1990) и Н.Н. Сиваковой (1994) [8-12].

Сбор информации о среднегодовой заболеваемости проводился путем фиксированной выкопировки первичной информации из медицинской карты ребенка (ф. № 26-у00).

Все исследования проводились с письменного согласия родителей. Результаты были доведены до родителей.

Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программы Statistica Base 10 for Windows Ru, вычисляли среднюю арифметическую (М), сред-

нее квадратическое отклонение (¿), среднюю ошибку средней арифметической (т). До проведения статистического анализа оценивали характер распределения признаков на нормальность. Статистическую значимость различий количественных признаков, имеющих нормальное распределение, анализировали с помощью ^критерия Стьюдента в доверительном интервале более 95%. В случае ненормального распределения вариационного ряда статистическую значимость различий анализировали с помощью критерия Манна-Уитни. Оценка зависимости между двумя переменными проводилась с применением коэффициента корреляции Спирмена. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали равным 0,05.

Результаты и обсуждение

В дошкольном образовательном учреждении как в доинформационный, так и в информационный период параметры микроклимата (температура воздуха, скорость движения воздуха) были допустимы и соответствовали требованиям СанПиН. Уровни искусственной освещенности в группах в некоторых точках были ниже допустимых, что не соответствовало требованиям Сан-ПиН.

Изучение режима деятельности дошкольников показало увеличение продолжительности непрерывного бодрствования детей с 6,2 ± 0,7 ч в доинформа-ционный период до 7,4 ± 1,2 ч в информационный, снижение общей продолжительности суточного сна с 12,3 ± 0,2 ч в 1998-1999 гг. до 11,1 ± 0,3 часа в 2012 г., снижение продолжительности прогулок детей с 5,2 ± 0,2 ч в 1998 г. до 3,4 ± 0,3 ч в 2012 г., уменьшение времени, отведенного на самостоятельную деятельность детей (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена), с 3,3 ± 0,2 ч в 1998-1999 гг. до 2,4 ± 0,2 ч в 2012-2013 гг.

Изучение режима деятельности детей и использования ими средств информатизации позволило предложить оценку уровня информатизации. Было предложено измерять уровень информатизации в процентном соотношении количества часов использования средств информатизации в течение суток.

I = //24 х 100%,

где I - уровень информатизации; / - время использования средств информатизации в часах.

Исследование показало, что в 2012-2013 гг. уровень информатизации дошкольников составил 3,01 ± 0,2 % или 0,72 ч.

Исследование умственной работоспособности дошкольников выявило, что показатель продуктивности за период с 1998-1999 по 2012-2013 гг. статистически значимо не изменился. Несмотря на это, в обеих группах отмечалось статистически значимое увеличение количества ошибок и количества просмотренных строк (р <0,05). Так, во II группе (на современном временном этапе) в тесте Анфимова увеличилось количество просмотренных строк в 1,8 раза (р <0,05), количество сделанных ошибок увеличилось в 7,5 раза (р <0,05) (рис. 1).

Анализ умственной работоспособности детей был дополнен изучением логичности мышления и уровня интеллекта при помощи теста Равена.

Изучение уровней интеллекта с помощью теста Равена у дошкольников в различные временные периоды показало на современном этапе снижение числа детей со средним уровнем интеллекта и увеличение детей с

25-, 20151050-

Таблица 1

Средние показатели тревожности среди дошкольников (М ± т)

Доинформационный период

Информационный период

^ Количество просмотренных строк, с ¡71 Количество ошибок, с) Ц Показатель продуктивности, О

Рис. 1. Показатели умственной работоспособности дошкольников по Анфимову (р < 0,05).

интеллектом ниже среднего. Так, средний уровень интеллекта был выявлен у 58,4% детей I группы, а во II группе - только у 46,7%. Интеллект ниже среднего имели 41,6% детей I группы и 53,3% детей II группы.

На рис. 2 показаны тенденции изменения интеллектуального потенциала дошкольников.

При изучении тревожности дошкольников в разные временные периоды было выявлено статически значимое возрастание как общей тревожности, так и практически всех (кроме школьной тревожности) шкальных оценок тревожности. Так, общая тревожность дошкольников в I группе составила 46,5 балла, а во II группе - 53,7 балла. В группе девочек этот показатель со временем статистически значимых отличий не имел (45,5 балла в 1998-1999 гг. и 54,2 балла в 2012-2013 гг.), а в группе мальчиков показатели статистически значимо отличались и составили 47,3 балла в 1998-1999 гг. и 59,4 балла в 2012-2013 гг. (р <0,05).

Среди шкальных факторов тревожности более изменчива оказалась магическая тревожность, которая возросла почти в 2 раза на современном этапе (р <0,05). Межличностная и самооценочная тревожность возросли почти в 1,5 раза, и отличия были статистически значимы (р <0,05). Внутри гендерных групп статически значимые отличия наблюдались лишь в группах по межличностной шкале тревожности: она возросла в информационном периоде у мальчиков в 1,3 раза (р <0,05), у девочек - в 1,5 раза (р <0,05) (табл. 1).

Школьная тревожность статистически значимо не изменилась (р >0,05).

На момент изучения состояния нервно-психического статуса дошкольников в 1998-1999 гг. отсутствовала ме-

100-

90-

80-

70-

60-

50-

40-

30-

20-

ю-

0-

Доинформационный период

Информационный период

^ Средний уровень интеллекта Щ Интеллект ниже среднего

Рис. 2. Уровни интеллектуального развития дошкольников, '

Общие показатели

Фактор тревожности I группа II группа

(доинформаци- (информацион-

онный период) ный период)

Школьная тревожность, стены 3,9 ± 0,3 4,1 ± 0,4

Самооценочная тревожность, стены 3,3 ± 0,3 4,6 ± 0,4*

Межличностная тревожность, стены 3,2 ± 0,3 4,6 ± 0,4*

Магическая тревожность, стены 3,4 ± 0,3 6,9 ± 0,4*

Общая тревожность, баллы 46,5 ± 0,3 57,4 ± 0,3*

Примечание. * - значения статистически значимо различаются между I и II группами.

тодика изучения синдрома гиперактивности. Вместо нее нами был исследован режимно-воспитательный анамнез, который изучали по опросам воспитателей и родителей. Анкета состояла из нескольких групп вопросов. В нашем исследовании из данной анкеты были выбраны лишь те вопросы, которые в той или иной степени отражали гиперактивность. Вопросы были сгруппированы по показателям сна, бодрствования, настроения, аппетита и характера дошкольников. Исследование детей в 2012-2013 гг. было проведено по аналогичной анкете.

Исследования показали, что в информационный период дети хуже засыпали, при этом имели поверхностный сон (р <0,05) (табл. 2). При изучении характера бодрствования отмечено большее количество активных детей в информационном периоде (р <0,05) и в 2,7 раза возросшее раздражительное настроение у детей в 2012-2013 гг. (р <0,05) (см. табл. 2).При изучении индивидуальных особенностей отмечена тенденция к «расторможенности» детей в 2012-2013 гг. (р <0,05). Особенно выражены агрессивные индивидуальные особенности характера детей II группы (р <0,05), а также преобладание детей с признаками жестокости во II группе (тенденция особенно выражена среди мальчиков) (р <0,05) (см. табл. 2).

Полученные данные свидетельствуют, что на современном этапе у детей отмечается тенденция к расторможенности, агрессивности, жестокости и гиперактивности.

Таблица 2

Показатели характера сна, бодрствования и индивидуальных особенностей дошкольников, %

Показатели Доинформационный период (I группа) Информационный период (II группа)

Хорошо засыпает 85,1 ± 0,4 66,7 ± 0,4

Плохо засыпает 14,9 ± 0,4* 33,3 ± 0,4

Глубокий сон 81,2 ± 0,4* 18,7 ± 0,3

Поверхностный сон 18,9 ± 0,4* 81,3 ± 0,3

Число активных детей 54,5 ± 0,5 64,0 ± 0,4

Раздражительное настроение 5,9 ± 0,2* 16,0 ± 0,3

Число расторможенных детей 15,8 ± 0,4* 19,9 ± 0,4

Число детей с признаками жестокости 8,9 ± 0,3* 24,0 ± 0,3

Число агрессивных детей 7,9 ± 0,3* 37,3 ± 0,4

Примечание. * - значения статистически значимо различаются (р < 0,05).

Таблица 3

Показатели физического развития дошкольников (M ± m)

Показатель Доинформационный Информационный

период период

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Масса тела, кг 20,5 ± 0,3 23,7 ± 0,7*

Длина тела, см 115,9 ± 0,8 119,5 ± 0,9*

Окружность груди, см 58,2 ± 0,4 60,4 ± 0,9*

Примечание. * - значения статистически значимо различаются (р < 0,05); приведены данные детей в возрасте 6-6,5 лет. Изучение отклонений по массе тела показало возрастание индекса массы тела (BMI): в доинформационном периоде BMI составил 15,3 ± 0,2, в информационном периоде - 16,5 ± 0,4 (р < 0,05).

Оценка физического развития и состояния здоровья

Исследование показателей физического развития дошкольников показало увеличение росто-весовых показателей на современном этапе (табл. 3).

Изучение функциональных показателей состояния сердечно-сосудистой системы с помощью коэффициента выносливости (КВ) показало ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы у детей на современном этапе. По сравнению с дошкольниками 1998-1999 гг. показатели КВ у дошкольников на современном этапе были ниже и составили 22,9 ± 0,8 в 1998-1999 гг. и 30,8 ± 1,6 в 2012-2013 гг. (p <0,05), величина коронарного кровотока (ДП) была выше среднего у детей в 1998-1999 гг. и среднего уровня у детей на современном этапе (p <0,05), показатели ударного объема, минутного объема сердца и сердечного индекса снизились на современном этапе (p <0,05).

Адаптационный потенциал показал лучшую адаптацию к физическим нагрузкам у детей 1998-1999 гг. (p <0,05) (рис. 3).

На фоне изменившихся показателей функционального состояния было выявлено увеличение общей заболеваемости дошкольников на современном этапе 1796,5 %% против 1295,9 % в 1998-1999 гг.

Выводы

1. Гигиеническая оценка информатизации обучения и воспитания должна базироваться на реальном времени вовлечения детей в использование средств информатизации с помощью индекса уровня информатизации.

2. Умственная работоспособность детей дошкольного возраста в условиях информатизации обучения и воспитания характеризуется достоверным увеличени-

Адаптационный потенциал ^ Дезинформационный период Ш Информационный период

Рис. 3. Адаптационный потенциал дошкольников (АП) (р < 0,05).

ем, в 1,8 раза, количество просмотренных строк в тесте В.Я. Анфимова и увеличением количества сделанных ошибок в 7,5 раза.

3. Сравнительный анализ тревожности детей дошкольного возраста свидетельствует об изменении причин ее формирования. В доинформатизационный период основной причиной формирования тревожности являлись неблагоприятные для ребенка семейные отношения. В современных условиях выявлены повышенный агрессивный фон и немотивированные страхи «вне дома».

4. Установлены достоверно лучшие адаптационные возможности к физическим нагрузкам у детей 19981999 гг.

5. Общая заболеваемость дошкольников на современном этапе выше: 1796,5 %о против 1295,9 %о в 19981999 гг.

Литер атур а

1. Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика. Медицина труда и промышленная экология. 2001; 8: 32-7.

2. Осипова С.И., Баранова И.А., Игнатова В.А. Информатизация образования как объект педагогического анализа. Фундаментальные исследования. 2011; 12(3): 506-10.

3. Гафурова Н.В. Информатизация образования как педагогическая проблема. Современные проблемы науки и образования. 2012; 3. Available at: www.science-education.ru/103-6199 (дата обращения 11.10.2013).

4. Гончаров В.Н. Информатизация образования современного общества: социально-антропологический аспект. Фундаментальные исследования. 2009; 1: 87-8.

5. Савкина Т.О., Слободская Е.Р. Интернет и психическое здоровье подростков. Бюллетень Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2010; 6: 29-34.

6. Мухина С.Н. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков двигательной сферы дошкольников на этапе подготовки к школе. Корекционно-развивающее образование. 2011; 3: 49-59.

7. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: учебник. М.: ГЭО-ТАР-Медиа; 2008.

8. Дерманова И.Б. Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан). В кн.: Дерманова И.Б., ред. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб; 2002: 64-71.

9. Колмагорова А.В. Скрининговая оценка психического здоровья в раннем возрасте. Психотерапия. 2007; 2: 13-4.

10. Кондрашенко В.Н., ред. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. М.; 1983.

11. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психология тревожности и возрастная динамика. М.; 2000.

12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Просвещение: ВЛАДОС; 1996.

References

1. Kuchma V.R., Stepanova M.I. Stress in schoolchildren: causes, consequences, pro-prophylaxis. Meditsina truda i promyshlen-naya ekologiya. 2001; 8: 32-7. (in Russian)

2. Osipovа S.I., Baranov I.A., Ignatov V.A. Informatization of education as an object of pedagogical analysis. Fundamental'nye issledovaniya. 2011; 12(3): 506-10. (in Russian)

3. Gafurova N.V. Informatization of Education as a pedagogical problem. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; 3. Available at: www.science-education.ru/103-6199 ( accessed 10 December 2013). (in Russian)

4. Goncharov V.N. Informatization of education in modern society: social-but-anthropological aspect. Fundamental'nye issledovaniya. 2009; 1: 87-8. (in Russian)

. Savkina T.O., Slobodskaya E.R. Internet and mental health of adolescents. Byulleten' Sibirskogo otdeleniya Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk. 2010; 6: 29-34. (in Russian) Mukhina S.N. Prevention, diagnosis and correction of deficiencies motor areas of preschool children in preparation for school. Korekt-sionno-razvivayushchee obrazovanie. 2011; 3: 49-59. (in Russian) Kuchma V.R. Hygiene of Children and Adolescents: a Textbook [Gigiena detey ipodrostkov: uchebnik]. Moscow: GEOTAR Media; 2008. (in Russian) . Dermanova I.B. Scale of personal anxiety (A.M.Prihozhan). In: Dermanova I.B., ed. Diagnosis Emotional and Moral Development [Diagnostika emotsional'no-nravstvennogo razvitiya]. St.Petersburg; 2002: 64-71. (in Russian)

9. Kolmagorova A.V. Screening assessment of mental health in the WHO-early ages. Psikhoterapiya. 2007; 2: 13-4. (in Russian)

10. Kondrashenko V.N., ed. Guide to Laboratory Work on the Hygiene of Children and Adolescents [Rukovodstvo k laboratornym zanyat-iyampo gigiene de-tey ipodrostkov]. Moscow; 1983. (in Russian)

11. Prikhozhan A.M. Anxiety in Children and Adolescents: the Psychology of Anxiety and Age Dynamics [Trevozhnost' u detey i podrostkov: psikhologiya trevozhnosti i vozrastnaya dinamika]. Moscow; 2000. (in Russian)

12. Rogov E.I. Handbook of Practical Psychology in Education: A Tutorial [Nastol'naya kniga prakticheskogo psikhologa v obra-zovanii: Uchebnoe posobie]. Moscow: Prosveshchenie: VLA-DOS; 1996. (in Russian)

Поступила 19.03.15

Гигиена окружающей среды и населенных мест

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.77: 631.417:547.537

АбакумовЕ.В.1, ПарникозаИ.Ю.2, Лупачев А.В.3, ЛодыгинЕ.Д.4, Габов Д.Н.4, КунахВ.А.2

СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИЦИКЛИЧЕСКИХ АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ В ПОЧВАХ ОКРЕСТНОСТЕЙ АНТАРКТИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ

1Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург; 2Институт молекулярной биологии и генетики НАН Украины, Киев, 03680, Украина; 'Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, 142290, г. Пущино Московской области; 4ФГБУН «Институт биологии почв научного центра» Уральского отделения РАН, 167982, Сыктывкар

Проведено сравнительное исследование степени загрязненности почвенного компонента окружающей природной среды полициклическими ароматическими углеводородами (ПАУ) в районе действия трех антарктических станций в пределах Антарктического полуострова. Полученные данные особенно актуальны для украинской станции Академик Вернадский, где со времени техногенной аварии 1992 г. подобные исследования не проводились. Результаты исследований позволяют установить значения общего фона загрязнения ПАУ как основы для дальнейшего мониторинга антропогенного загрязнения. Данные анализа образцов почв из всех экологических зон оазиса Поинт Томаса (район польской станции Генрик Арцтовский) свидетельствуют о схожем с о-вом Галиндез (район станции Академик Вернадский) равномерном фоновом загрязнении ПАУ. Локальные загрязнения обнаруживаются в некоторых участках о-ва Галиндез. В то же время результаты исследования загрязненности ПАУ почв из различных зон полуострова Филдес (ст. Беллинсгаузен) показывают отсутствие ярко выраженного контраста фона и «горячих точек», что, по-видимому, связано с равномерным загрязнением полуострова. Значительные различия между загрязненностью почв, отобранных со станций Академик Вернадский и Беллинсгаузен, по-видимому, связаны с меньшей мощностью почв на о-ве Галиндез, что при соизмеримом загрязнении создает большие концентрации в исследуемой пробе почвы. Показана необходимость разработки регионального норматива и установления локального фонового значения концентрации для ПАУ в пределах Антарктического полуострова.

Ключевые слова: полициклические ароматические углеводороды; Антарктика; почвы; загрязнение. Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(7): 20-25.

Abakumov E.V.1, Parnikoza I.Yu.2, Lupachev A.V.3, Lodygin E.D.4, Gabov D.N.4, Kunakh V.A.2 CONTENT OF POLYCYCLIC AROMATIC HYDROCARBONS IN SOILS OF ANTARCTIC STATIONS REGIONS

'Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russian Federation, 199034; 2 Institute of Molecular Biology and Genetics National Academy of Science, Kiev, Ukraine, 03680; 3Institute of Physico-Chemical and Biological Problems of Soil Science, PusMno, Russian Federation, 142290; 4Institute of Biology, Ural Branch of Russian Academy of Science, Syktyvkar, Russian Federation, 167982

Comparative investigation of the soil contamination by polycyclic aromatic compounds (PAC) has been performed on examples of three polar stations of the Antarctic Peninsula. Data obtained are especially interesting for the Ukrainian Antarctic station "Academician Vernadsky" were no such investigations were performed since the technogenic spill of the hydrocarbons in 1992. Results of investigations permit to establish the values of the total background level of the PAC pollution as the base for the further monitoring of anthropogenic contamination. The data of analysis of soils from the all ecological zones of Point Thomas oasis (Polish Station "Genrik Artstovskiy") show the PAC homogenous background pollution to be similar to identified at the Galindez Island (the region of the station Academician Vernadskiy). Local pollutions are revealed in some areas of the Galindez Island. At the same time results of the investigation of the soils pollution from the various areas of the Fildes Peninsula (the station Bellingshausen.) show the absence of clearly pronounced contrast between the background and "hot points" that is likely related with the even pollution of the Peninsula. There was demonstrated the necessity of the development of regional standards and the establishment of a local background concentrations of PACs within the Antarctic Peninsula. At the same

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.